Вы здесь

Поделки из папье-маше. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАПЬЕ-МАШЕ (С. Ю. Ращупкина, 2012)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАПЬЕ-МАШЕ


Папье-маше – это очень интересная и увлекательная технология. Ею может воспользоваться каждый человек в любом возрасте. Надо отметить, что данная технология привлекательна еще и тем, что в ней используют натуральные простые материалы, которые есть в каждом доме.

Как и в любом деле, здесь надо хорошо подготовиться. Прежде всего обустроить рабочее место. Комната должна быть хорошо освещена. Рабочий стол следует поставить возле штепсельной розетки. Она необходима для электрической плитки, на которой нужно будет готовить клейстер, грунты, сушить изделия. Крышку стола требуется покрыть фанерой, чтобы защитить поверхность от красителей, клея или не испортить ее ножом. Возле стола обязательно надо поставить емкость для мусора. Рабочее место всегда нужно содержать в чистоте. Во время работы на столе под рукой необходимо иметь нужные инструменты и материалы. Все лишнее следует убирать со стола, чтобы ничто не мешало работе. Для хранения неоконченных изделий, инструментов, материалов требуется выделить специальный шкаф или тумбочку. Сыпучие продукты лучше держать в коробочках или ящиках, чтобы предохранить их от рассыпания и пыли. Жидкие вещества должны быть в плотно закупоренной посуде. На всех ящичках, коробках, емкостях, бутылках необходимо прикрепить этикетки с названиями данных веществ.

Всю посуду, инструменты и материалы следует расставить в шкафу в таком порядке, чтобы их можно было легко найти и вынуть, не разбрасывая других предметов. Незаконченные работы желательно хранить на полках шкафа.

Инструменты и материалы


После подготовки помещения следует обеспечить рабочее место нужными инструментами и материалами. Для изготовления папье-маше вам потребуются следующие инструменты.

Линейки. Можно взять одну деревянную линейку с делениями и одну металлическую для обрезки бумаги.

Также для измерения вам потребуется готовальня. Ее можно заменить циркулем.

Ножницы: обыкновенные для резки бумаги и для резки жести.

Шило. Лучше подготовить два разных шила. Одно должно быть большим и прямым, другое – тонким, для перенесения линий рисунка.

Нож. Вам потребуется переплетный или сапожный нож. Можно также использовать и хирургические ножи, скальпели.

Для работы с проволокой понадобятся круглогубцы, плоскогубцы и кусачки.

Молоток. Удобнее в разных ситуациях использовать железный или деревянный молоток (киянку).

Лобзик с набором пилок. С его помощью можно выпиливать разные шаблоны из фанеры и латуни.

Для лепки форм из глины, пластилина, гипса нужны стеки различных форм. Их можно сделать самим из твердых пород дерева.

Для варки клея и просушки готовых изделий необходима электрическая плитка.

Простые карандаши.

Резинки.

Кисти для клея и красок. Для клея лучше использовать жесткие плоские щетинистые кисти. Для раскрашивания предпочтительнее брать мягкие колонковые, беличьи и песчаниковые кисточки.

Для заточки инструментов требуется оселок.

Планшеты нужны для работы с глиной, формовки, выклейки папье-маше. Они представляют собой прямоугольные или квадратные листы фанеры, по краям которых прибиты невысокие бортики из реек.

Клееварка.

Различные алюминиевые миски, жестяные, пластмассовые и стеклянные банки, стаканы, емкости разных форм и размеров, тарелки, вазы, воздушные шары, картонные коробки в качестве форм и моделей, ведра, тазик или чашка.

Из материалов, которые необходимы для изготовления папье-маше, самым ходовым является бумага. Для выклейки лучше подходит газетная или оберточная бумага. Она быстро впитывает влагу, равномерно склеивается и хорошо связывается с грунтом и красками.

Для выклейки удобнее использовать бумагу двух цветов, которые бы резко отличались друг от друга. Иногда газету специально для этой цели окрашивают в какой-нибудь цвет. Использование бумаги контрастных цветов помогает тщательнее следить за равномерным оклеиванием формы.

В качестве клея можно использовать клей ИВА или клейстер. Для приготовления последнего вам потребуются 800 г муки, несколько плиток столярного клея. Хороший столярный клей должен быть прозрачным и твердым. Малярный клей нельзя класть в клейстер – от него он быстро загниет. Кроме того, такой клей уступает по клейкости столярному. Для изготовления различных форм и моделей надо заготовить несколько килограммов глины. Для лепки лучше выбирать скульптурную глину серого цвета. Она не трескается, долго сохраняет форму, пластична. Начинающим желательно вместо глины использовать пластилин. В любом случае его следует всегда держать под рукой для выполнения мелких деталей. На основе вылепленных пластилиновых или глиняных моделей отливают формы из гипса. И только потом эти формы можно обклеивать кусочками бумаги.

Для изготовления моделей нужен гипс в виде сухого порошка. Его несложно приобрести в аптеках или специализированных магазинах. Гипс можно заменить алебастром, который намного грубее и серого оттенка. Он высыхает так же быстро, как гипс, и такой же прочный. Алебастр можно купить в строительных магазинах. На одну модель его потребуется около 700–800 г. Для отделки и росписи изделий также необходимы немного талька, молотого мела, растворитель красок, скипидар, натуральная олифа, масляный лак, масляные краски, красители для материи, бронза, вазелин, наждачная бумага. Также могут понадобиться проволока различной толщины, ветошь, жесть, фанера, шпагат, разные гвозди, обрезки досок.

Перед работой следует подготовить бумагу и сварить клейстер. Бумагу лучше порвать на мелкие кусочки; резать ее нежелательно, так как края таких кусочков станут сильно выделяться.

Склеивать бумагу допустимо с помощью любого клея, но клейстер лучше подходит для работы с папье-маше. Его можно легко приготовить дома, с ним удобно работать, и он делает изделия очень прочными и к тому же экологически чист. Его несложно заменить клеем ПВА, но изделия окажутся более хрупкими, а краска быстро осыплется.

Клейстер можно сварить практически из любой муки, добавив немного столярного клея. Столярный клей следует готовить заранее, примерно за сутки до варки клейстера. Для чего требуется завернуть в чистую тряпку плитку столярного клея и разбить ее молотком на мелкие кусочки. Высыпать клей в банку, залить холодной водой и поместить в прохладное место. Оставить на сутки. За это время клей разбухнет и станет мягким. Разбухший клей нужно выложить в кастрюлю, налить в нее немного горячей воды и нагреть на огне. Но доводить до кипения нельзя. Его надо постоянно мешать. Слишком густой клей можно разбавить водой, добавляя ее небольшими порциями. После чего нужно ввести столярный клей в клейстер. Для его приготовления следует влить в кастрюлю 1 л воды, насыпать 4 ст. л. крахмала, хорошо размешать его и поставить на огонь. Когда на поверхности смеси появятся воздушные пузырьки, добавить в нее полстакана жидкого столярного клея и тщательно размешать. Клейстер варить на слабом огне около 40 мин, помешивая деревянной лопаточкой. После того как он будет сварен, остудить его – и клейстер полностью готов к применению.

Нельзя ничего делать с изделиями из папье-маше, пока они полностью не высохнут. В противном случае они могут просто рассыпаться.

Также можно приготовить клей на муке. Для чего нагреть на огне 5 чашек воды. Отдельно смешать чашку холодной воды с 0,25 чашки муки, которую предварительно надо просеять до растворения всех комочков. Затем в кипящую воду поместить мучную смесь, постоянно ее помешивая. Варить до загустения в течение 2–3 мин.

Можно также использовать и обойный клей, разведя его строго по заводской инструкции.

В качестве смазки для форм и моделей можно использовать вазелин, жидкое мыло, подсолнечное масло.

Приемы и технологии создания изделий из папье-маше

Существуют три основных способа создания изделий из папье-маше.

Первый способ выполнения папье-маше

Первый способ является одним из самых распространенных – это слоеное папье-маше или папье-маше, изготовленное с помощью форм и моделей. При таком способе модели и формы послойно обклеивают маленькими кусочками бумаги.

Но сначала необходимо сделать модель. Ее изготавливают из различных материалов. Самую простую из них можно сделать из бумаги. Для чего оберточную или писчую бумагу надо помять, придав ей нужную форму, и склеить ее узкими полосками бумаги. Ее можно также обмотать строительным скотчем. Модель готова, теперь ее просто надо обклеить несколькими слоями бумаги. Обычно бумажную модель не вынимают из готового изделия.

В качестве образцов также можно использовать и разнообразные предметы, например чашки, блюдца, кувшины, различный хозяйственный инвентарь, воздушные шары. Кроме того, модели можно вылепить из пластилина или глины. Из пластилина лепят модель с помощью простых приемов лепки. Если изделие будет большим, то отдельные детали можно налепить на банку, бутылку или любой другой подходящий предмет. После чего готовое изделие обязательно надо смазать вазелином или растительным маслом. И только потом приступать к оклеиванию модели маленькими кусочками бумаги. После оклеивания и сушки пластилиновую модель следует обязательно вынуть из папье-маше. Для чего изделие разрезают на половинки и аккуратно убирают пластилин. Затем кусочками бумаги вновь склеивают детали вместе.

Многие мастера выполняют модели из глины. В первую очередь надо подготовить глину, особенно, если она не была куплена. Сначала ее надо разломать на мелкие кусочки, очистить от веток, камней и мусора и залить водой. Когда она размякнет (для чего нужно оставить ее на несколько суток), ее необходимо хорошо вымесить так, чтобы она не липла к рукам и получилось пластичное тесто. Вот тогда глина готова к лепке. Основные формы можно вылепить руками, а отдельные мелкие детали выделить стеками. Для симметричной детали допустимо вылепить только одну половинку. Если изделие будет очень больших размеров, то внутри глиняной модели требуется сделать каркас из проволоки или дерева. Глиняную модель следует хорошо высушить, и только потом ее можно использовать. Перед оклеиванием ее надо смазать вазелином или растительным маслом. Либо покрыть ее тонким слоем стеариновой пасты, расплавленным парафином или воском.

Для приготовления стеарино-керосиновой пасты надо в отдельной посуде расплавить стеарин на слабом огне до появления пузырьков. Затем снять с огня и, помешивая стеарин, влить в него теплый керосин в пропорции 1:3. Смесь хорошенько перемешать и остудить.

Глиняную форму всегда необходимо вынимать из папье-маше.

Вместо глины или пластилина также можно применять парафин, массу для лепки или любой другой пластичный материал. Перед работой парафин следует разогреть и с помощью нагретых металлических стек или ножей вырезать из него все необходимые детали.

Также в качестве формы и модели несложно использовать цветочные горшки, старые поделки из папье-маше, готовые изделия из гипса, дерева и других различных материалов.

Папье-маше также можно сделать по остовам и каркасам. В этом качестве допустимо использовать картонные коробки. Например, при изготовлении шкатулок картонную коробку обклеивают 10–12 слоями бумаги. Также ее можно применить при выполнении объемных макетов по географии. Если же изделие имеет сложную форму и большие размеры, то выклейку лучше делать по каркасу, который изготавливают из любого подручного материала: реек, брусков, проволоки, фанеры, картона. Обычно такой каркас выполняют на основе невысокого ящика или на специальных щитках.

Если же папье-маше создают из поделок, которые имеют строгую геометрическую форму, то здесь чаще применяют болванки нужной формы. Их делают из сухой древесины и покрывают лаком или краской. Перед оклеиванием обязательно наносят слой стеарино-керосиновой пасты.

По моделям часто изготавливают различные формы. Они требуются, если необходимо сделать несколько одинаковых копий из папье-маше. Форма – это отпечаток модели в воске, парафине или гипсе. Гипс растворяют в воде до сметанообразного состояния и заливают в форму. Он довольно быстро затвердевает. На модель гипс следует наносить тонкими слоями поочередно, следя за тем, чтобы не появлялись пузырьки. С изнаночной стороны гипсовая модель должна быть плоской. Это облегчит ее оклеивание.

После подготовки модели или формы их следует оклеить бумагой. В зависимости от размеров моделей и форм их можно оклеивать полосками или кусочками бумаги. Надо отметить, что, чем сложнее рельеф изделия, тем мельче должны быть кусочки бумаги. Большие цилиндрические и призматические болванки можно оклеивать практически целыми листами бумаги. Кусочки бумаги следует немного намочить и выложить первый слой без применения клея или клейстера. Остальные слои следует приклеивать. Оклеивание лучше выполнять от одного края к другому или от середины к краям. Следует создать не менее 6 слоев бумаги. Чаще делают 10–12 слоев. Чтобы наклеивать бумагу равномерно со всех сторон, удобнее каждый очередной слой выполнять бумагой, которая бы отличалась своим цветом от предыдущего слоя. Это поможет избежать пропусков и повторов. Если в изделии есть мелкие выпуклости, то их следует оклеить отдельно мелкими кусочками бумаги в несколько слоев и только потом продолжить оклеивание обычным способом. Также изделие надо оставлять просыхать через каждые 3–4 слоя.

Сушить изделие нужно в теплом сухом помещении. Сперва сушить его в форме, затем аккуратно извлечь из нее, разрезав пополам лезвием бритвы или ножом. Склеить половинки, предварительно вынув форму или модель, и вновь проложить сушку изделия. Следует помнить, что нельзя сушить папье-маше при слишком высокой температуре, – это может привести к короблению.

Второй способ выполнения папье-маше

Второй способ изготовления – это папье-маше из мякоти. Сначала мякоть делали из измельченной и размоченной в воде бумаги. В настоящее время существуют несколько способов получения мастики для папье-маше с добавлением мела, глины, гипса и других веществ. Также необходимо отметить, что массу можно приготовить и из картона или ячеек из-под яиц.


Мастика с использованием гипса

В одном литре воды надо растворить 0,5 кг сухого столярного клея и сварить его на водяной бане. Четверть килограмма сухой газетной бумаги требуется порвать на мелкие кусочки и залить водой так, чтобы она полностью покрывала бумагу. Данную массу кипятить в течение 1 ч. Затем остудить ее до комнатной температуры и растереть в кашицу. Процедить через частую сетку и хорошо отжать. Полученные бумажные комки смешать с горячим клеем, влить 0,1 кг олифы, добавить 0,2 кг толченой канифоли. Хорошо перемешать и довести до кипения, постоянно помешивая. На стол насыпать горкой тонко просеянный гипс. Его потребуется около 3–4 кг. Сделать в нем углубление и вылить туда сваренную массу. Замесить ее. Она должна быть эластичной и не прилипать к рукам. Если же гипса очень много, мастика окажется твердой и непригодной. В таком случае в нее надо добавить немного олифы.


Мастика с использованием мела и муки

Для ее приготовления требуется расплавить 0,5 кг столярного клея в 1 л воды и варить до появления пузырьков. При этом постоянно помешивать. После чего добавить в горячую массу 0,3 кг олифы, 0,4 кг пшеничной муки, 2,5 кг тонко просеянного мела. Хорошо перемешать. Эту мастику нужно наносить на подготовленную форму тонкими слоями с помощью кисти. Первый слой необходимо наложить непосредственно на форму. Следующие 2 слоя нанести на марлю и приложить к форме. После чего выполнить еще один слой из мастики. Просушить изделие и снять с формы. Следует помнить, что данная мастика при высыхании очень сильно садится.


Мастика с использованием мела (вариант 1)

Предстоит 0,2 кг столярного клея расплавить на водяной бане в 1 л воды. Хорошо перемешать и постепенно ввести в массу 1,7 кг тонко просеянного мела. Затем охладить массу до 45 °C и заполнить ею формопластовые формы.


Мастика с использованием мела (вариант 2)

Следует 0,35 кг столярного клея расплавить в 1 л воды, добавить 0,05 кг бумаги (ее надо предварительно разорвать на мелкие кусочки) и 2,5–3 кг тонко просеянного мела. Смесь хорошо вымесить. Полученное тесто можно раскатать, придав ему нужную форму, или заполнить им формопластовые формы.


Мастика с использованием гипса и желатина

Газеты требуется порвать на мелкие кусочки и варить в воде несколько часов. Бумага должна полностью развариться. Отжать ее и размять до однородной кашицы. После чего высушить и растереть в порошок. Растворить 4,75 частей желатина в небольшом количестве воды и смешать с 4,5 частями бумажного порошка. Все перемешать и добавить 15 частей гипса. Еще раз перемешать, ввести 5 %-ный раствор квасцов. Мастика готова. Ею можно заполнять любые формы.


Мастика с негашеной известью

Газетную бумагу нарвать очень мелкими кусочками и варить в воде несколько часов, пока бумага полностью не разварится. Затем слить воду, а бумажную массу размять до однородной кашицы. После чего высушить ее и растереть в порошок. Потом 1,5 части столярного клея расплавить в небольшом количестве воды и смешать с 0,75 частями бумажной массы и 0,75 частями сырого льняного масла.

Все хорошо перемешать и добавить 1,5 части негашеной извести-пушонки. Перемешать и постепенно небольшими порциями добавить 3 части тонкой отмученной глины. Мастика должна получиться довольно густой.


Мастика с использованием технического желатина

Четыре части технического желатина смешать с 16 частями столярного клея и расплавить в 24 частях воды. Газетную бумагу порвать на мелкие кусочки и добавить в плавящуюся массу (около 24 частей). Хорошо перемешать.

В последнюю очередь ввести тонко просеянный мел до получения густого теста.

При оклеивании модели-формы надо очень внимательно следить за слоями. Со всех сторон папье-маше должно быть одинаковой толщины, чтобы точно повторить и передать все изгибы и выступы модели.

Третий способ выполнения папье-маше

При третьем способе папье-маше склеивают под давлением из нескольких слоев картона. Этот способ применяют только в промышленности.

Отделка изделий из папье-маше

Изделие из папье-маше, выполненное с помощью любой технологии, следует хорошо просушить. Сушить можно на открытом воздухе летом, в ясные дни. Обычно на свежем воздухе изделия высыхают за 1–2 суток. Зимой и в дождливую погоду сушить лучше в теплом помещении.

Допустимо поместить изделие возле батареи парового отопления. Некоторые сушат в духовке при открытой дверце и при слабом огне. Но так сушить надо очень осторожно, так как большой жар коробит изделия.

После просушки и склеивания отдельных деталей изделие следует зашпаклевать и загрунтовать. Шпаклюют обычно с помощью шпателя или простого ножа. Шпаклевка должна быть достаточно густой, чтобы замаскировать все отдельные изъяны и сгладить поверхность изделия. Шпаклевку можно сделать самим.


Клеевая шпаклевка

Необходимо 20 частей молотого и просеянного мела смешать с водой до получения густого теста. Расплавить 5 частей столярного клея в небольшом количестве воды и смешать с меловым раствором. Нагреть до получения однородной кашицы, положить в массу 1 часть сиккатива. Хорошо размешать и вновь нагреть.

Эту шпаклевку следует использовать, пока она не остыла.


Масляно-клеевая шпаклевка

Эту шпаклевку готовят точно так же, как и предыдущую, но в других пропорциях. Мела надо взять 8 частей на 3 части столярного клея. Вместо 1 части сиккатива следует использовать 1 часть олифы. Также можно ввести немного масляной краски белого цвета.


Лаковая шпаклевка

Надо 3 части просеянного молотого мела смешать с 1 частью натертых цинковых белил. Затем добавить масляный лак, чтобы получилась шпаклевка нужного густоты. Эта шпаклевка очень быстро сохнет и отличается большой прочностью.

После шпаклевки изделие следует хорошо просушить и покрыть грунтом. Он не даст краске осыпаться. Самым простым грунтом является густой крахмальный клейстер. Его можно сварить из 2 частей картофельного крахмала и 5 частей воды обычным способом. Как правило, его наносят на изделие руками. Если грунт очень жидкий, то в него можно добавить немного мела.

После того как грунт хорошо просохнет, все изделие следует раскрасить. Покрывать можно любыми красками. Некоторые предпочитают окрашивать изделия гуашевыми красками. Но следует помнить, что они сильно пачкаются, поэтому такие предметы надо покрывать защитным слоем лака. Можно покрывать изделия и масляными красками. Но в этом случае в них следует добавить немного очищенного скипидара. Можно воспользоваться и акриловыми красками. Они очень быстро сохнут и имеют яркую разнообразную палитру.

В последнюю очередь изделие следует покрыть лаком. Можно использовать акриловый или масляный прозрачный лак. Он предохранит предметы от сырости и сделает их более крепкими.