Вы здесь

Поделки из засушенных цветов и листьев. НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ (Т. Ф. Плотникова, 2012)

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

Подготовка природного материала

Разнообразие засушенных цветов и листьев

Специализированные магазины ныне предлагают немало готового засушенного растительного материала: цветы, листья и плоды, головки с семенами и стручки, шишки, мох, лишайники. Иной раз можно встретить в продаже и целые букеты. Приобретать лучше пакеты большого размера, не поврежденные и не смятые. Покупные засушенные растения должны иметь целые стебли, а также хорошее качество цветочных головок. Лепестки цветков, расположенных по краям букета, должны быть того же оттенка, что и цветы в центре.

В книге все время чередуются названия «изделия из сухоцветов» и «изделия из высушенных цветов». Это не случайно: для составления разнообразных букетов, «косичек» и венков в ход идут не только собственно цветы, но и другие части высушенных растений. Важно знать, какие именно части растений можно применять во флористики из сухих цветов.

Природные сухоцветы – это растения, высыхающие естественным образом с течением времени, но сохраняющие свою декоративность. К ним обычно относят гипсофилу, физалис, полынь, вереск, эдельвейс.

Сухие цветы можно использовать при составлении настольных цветочных композиций, а также картин и панно. Здесь хорошо смотрятся особым образом высушенные садовые и полевые растения, не являющиеся сухоцветами. После специальной обработки возможно изготовить даже цветочную композицию, в которой мирно соседствуют настоящие сухоцветы и живые розы, лилии или даже орхидеи.

В композицию можно включать плоды растений, если они хорошо высушиваются и сохраняют свои декоративные свойства, или использовать их при составлении букетов из сухоцветов: засушенные вместе с плодами ветки барбариса, боярышника, рябины, облепихи. Прекрасным материалом для поделок станут всевозможные декоративные луки, злаки, водяные растения (камыш, рогоз).

Сбор природного материала

Намного интересней собирать материал для поделок самостоятельно, ведь он доступен всем: и в парках, и в лесах, и на лугах, по обочинам дорог и даже в городской черте. Во время прогулки можно собрать всевозможные шишки, орехи, плоды, стручки и грибы, они вполне подойдут для оформления композиции. С засушенными цветами прекрасно сочетаются искусственные фрукты и цветы.

Самый благодатный период для сбора природного материала – ранняя осень, когда можно собрать огромное количество разных листочков всех цветов, размеров и форм, не стоит лишь упускать время. Этого запаса должно хватить для изготовления поделок на целый год.

Фонарики физалиса лучше сушить вниз плодами, оборвав все листья. Так они сохранят сочный оранжевый цвет на протяжении всей зимы.

Выбор природных материалов всегда определяет фантазия мастера. В работе над поделками пригодятся и дикорастущие, и культурные растения. Невзрачный на вид сорняк иногда в композиции смотрится выигрышнее своего пышного декоративного собрата лишь по одной причине – в плоских букетах из засушенных трав очень важна форма каждой детали. Всякое растение обладает определенным своеобразием внешнего вида: формой листьев, их окраской, фактурой поверхности. Все это своеобразие следует учитывать в работе с природным материалом. При сборе лучше брать побеги, цветки и листья необычно окрашенные или ажурные. Так, листья зонтичных растений, похожие на папоротник, в разгар лета окрашены от белого до фиолетово-зеленого цвета. Разнообразие оттенков расширит палитру, придаст объем композиции. Растения нужно брать без пятен, постороннего налета, дырочек и иных повреждений. Цветы и травы следует собирать все лето и первую половину осени (с мая по август).

Сбор любых природных материалов для поделок не должен стать бездумным уничтожением природы. Не следует вырывать цветы и травы с корнем, их лучше аккуратно срезать на нужную длину стеблей, оставляя корень в земле. Дикорастущие растения можно собирать лишь в местах массового кучного цветения, прореживая заросли, но срывая в одном месте не более 3–4-х цветков каждого вида. Нельзя рвать редкие травы и цветы, занесенные в Красную книгу.

Сбором растений нужно заниматься в сухую теплую солнечную погоду. Влага от дождя или росы портит растения, делая их ломкими, поскольку они неравномерно сохнут, быстро деформируются и теряют свой вид еще до начала работы.

Цветы следует брать в первую неделю после распускания. В возрасте 1–2-х дней у них устойчивая окраска, лепестки крепко держатся, не осыпаются в процессе подготовки растения к сушке. Собранные в конце цветения, цветы при сушке распадаются, теряют лепестки, их окраска тускнеет.

Дикорастущие растения лучше собирать ранней весной, а в начале лета запасти пух тополей, пушицы, иван-чая, мать-и-мачехи, одуванчика или осота, который служит во флористических композициях белой краской.

В разгар лета можно собирать лесные цветы и травы, лепестки садовых цветов и бутоны всех размеров и на разной стадии развития. Для некоторых сортов и видов имеются исключения, их нужно собирать в строго определенное время. Соцветия большинства однолетних растений положено срезать в сухую погоду, когда они наполовину распустились.

Поставщиком материала для картины могут послужить садовые декоративные растения: амарант, василек, щитковидные белые и розовые соцветия гипсофилы изящной, махровые и простые соцветия календулы, соцветия и плоды льна, укроп, циннии и другие.

От некоторых растений можно использовать стебли и другие их части:

– чеснок осенней посадки дает стрелки, которым придают форму перед высушиванием;

– стебель лунника срезают в конце лета вместе с овальными стручками;

– у тысячелистника срезают стебли нужной длины после вегетации;

– со стеблями нужно брать соцветия гвоздики, сухие цветочные корзинки девясила, соцветия синеголовника;

– от ворсовальной шишки берут (в хлопковых садовых перчатках) колючий стебель нужной длины с шишкой;

– декоративный лук срезают, когда слегка желтеют стебли; его коробочки с семенами подсыхают и хорошо сохраняют цвет и форму.

Не стоит отказываться от сбора увядших цветов, в засушенном виде они придают композиции графичность и живописность. Прежде чем выбрасывать увядшие букеты, стоит посмотреть, что можно взять для будущих панно.

Яркие осенние листья нужно собрать своевременно, лишь только они приобретут красивый цвет. Для работы брать листья различного размера, формы и цвета, отбирая сухие, не испачканные грязью экземпляры. Листья декоративных кустарников, серебристого тополя, ясеня и малины можно засушивать с лета.

Зима – прекрасное время для сбора семян деревьев:

– семена липы похожи на маленькие коричневые груши;

– коричневые семена ольхи имеют вид прочных небольших розочек;

– семена клена и ясеня имеют вид крылышек-крылаток.

Ветки кустов и деревьев – превосходный материал для составления оригинальных композиций. Простая коряга необычной формы может стать прекрасным фоном для букета из сухоцветов. Украшая дом к Новому году, легко сделать это с помощью гирлянд из еловых ветвей, падуба или шишек – еловых, сосновых, лиственничных.

Древесный материал – корни, ветки, сучки, кору и прочие одеревеневшие части растений – несложно найти в лесу. Но не следует при сборе срезать живые ветки, чтобы не приносить вред дереву. В лесу всегда достаточно сухого валежника и деревьев, срубленных лесниками при чистке и прореживании лесного массива.

При сборе древесного материала нужно иметь садовый либо перочинный нож или маленькую ножовку, уложенную в чехол из плотной материи.

Для сбора растений вдали от дома можно изготовить экскурсионную гербарную папку из двух листов картона или фанеры формата А3. Листы картона нужно сложить вместе и проделать в углах прорези. В прорези продеть толстые шнурки или широкую тесьму, с помощью которой папку завязывают и носят через плечо. Когда шнурки затянуты и завязаны, получается временный пресс для собранных растений. Внутрь папки надо положить старые газеты. Укладывая листья, травы и цветы между газетами, следует аккуратно расправить все органы растения. Между сложными листьями проложить прослойки из сушильной бумаги, чтобы в процессе сушки листья не почернели. Такие высокие растения с узкими листьями, как злаки, можно перегнуть и уложить в «рубашку» зигзагом.

Каждое растение следует снабдить бумажной этикеткой с указанием его названия, места и времени сборки. Точное знание поможет в дальнейшем правильно провести процесс сушки растения.

Для камыша нужно склеить из картона коробку примерно метровой длины, что позволит уберечь листья от повреждений и смятия при транспортировке.

Дома необходимо сразу же вынуть все растения из папки и подготовить их к сушке. Оставленные в папке, они начнут подсыхать, и тогда будет сложно придать им нужный вид. Листья и цветы следует сразу же высушивать и складывать для хранения. Осенние листья перед закладкой на сушку очистить от пыли и грязи влажной мягкой тряпочкой. Лепестки, листья и стебли положено сушить по отдельности. Если же нет времени на их обработку и укладку для засушивания, то цветы и другие растения лучше всего поставить в воду – это задержит процесс увядания. На следующий день заняться их обработкой и засушиванием. В воду нужно поставить и цветы, сорванные после дождя, дождаться, когда они высохнут, а затем засушивать.

Способы сушки и сохранения формы

Традиционный способ – это засушивание растений под прессом, между страницами толстой книги или старого толстого журнала с плотными листами. Желательно, чтобы у книги или журнала была твердая обложка. Под такой обложкой получаются плоские и ровные высушенные растения. Кроме того, для сушки растений понадобится промокательная (фильтровальная) или газетная бумага, она хорошо вбирает и отдает влагу. Из такой бумаги нужно нарезать листы, идентичные книжным, для сушильных «рубашек» и прокладок. Цветочные лепестки, листья, травинки и другие плоские части растений распрямить и аккуратно разложить на страницах амбарной книги между листами газеты. Особенно аккуратно нужно укладывать цветки, расправляя стебли, цветоножку или тычинки. Цветки с плотными и объемными лепестками, как у розы, надо сначала чуть подсушить без пресса, чтобы они стали немного вялыми. Затем без опасений расправить цветки и уложить под пресс.

У каждого цветка есть свои особенности: одни виды лучше смотрятся в бутонах, а другие во время полного цветения. Некоторые из них интересны формой или цветом плодов, другие – нарядной осенней окраской.

Размещая растения в книге, нужно пропускать по несколько страниц. Так они будут зажаты между плоскостями, черенки их листьев или утолщения цветков и стеблей не будут мешать друг другу. Нежные лепестки белого и розового цвета надо класть для засушивания в белую закладку или бумажные салфетки без рисунка. При этом часто менять газеты, исполняющие роль прокладок. Мелкие цветочки для создания миниатюр и пейзажей можно засушивать целиком. Как только импровизированная сушилка будет заполнена растениями, следует убрать ее под пресс. Иногда достаточно недели, чтобы листья или лепестки высохли и разгладились. Этот материал подойдет для детской поделки или «пробы пера» начинающего флориста.

Для настоящих флористических работ придется тщательнее сушить растения, тогда они будут долго сохранять свой вид. Сложенные вчетверо газеты стандартного формата могут послужить сменными прокладками между «рубашками» с растениями. Увлажняющуюся прокладку из газеты положено регулярно менять. Иначе процесс естественного высыхания растянется на срок от 2-х до 3-х месяцев. При быстрой сушке лучше сохраняется естественная окраска, меньше разлагается красящий пигмент. Обычно в сухую погоду растения сохнут 3–4 дня, при влажной погоде немного дольше.

Мясистые сочные стебли и листья сложнее сушить, чем жесткие и сухие. Плотным и толстым экземплярам растений на засушку требуется больше времени.

При намерении серьезно заниматься сбором и засушиванием, можно приобрести специальный пресс для сушки и распрямления растений, позволяющий полностью сохранить их природную фактуру (рис. 3).




Рисунок 3. Варианты раскладки растений для просушки: а) импровизированная сушилка-книга; б) пресс для сушки и распрямления растений


Специальный пресс фабричного производства состоит из двух досок:

– нижней с двумя стержнями и нарезанной на них резьбой;

– верхней с отверстиями для стержней. Верхняя и нижняя доски стягиваются гайками (рис. 4).




Рисунок 4. Засушивание растительного материала в специальном прессе


При сушке под прессом нельзя закладывать вместе нежные и грубые части растений: для нежных частей нужен груз весом до 8–16 кг, а для грубых – 20–40 кг или больше. Некоторые растения (цветущую рябину, цветки жасмина и черемухи, болиголов, лютики, незабудки, тысячелистник) следует укладывать в газетную закладку вместе со стеблями и веточкой, высушивая под прессом весом до 15–20 кг.

Засушивая растения под прессом, нужно ежедневно менять отсыревшие прокладки. Но в первый день после закладки цветов положено менять прокладки дважды.

Лепестки и листья буреют только потому, что вбирают в себя влагу. Закладки же не следует менять до конца сушки, как нельзя и перекладывать растения в сухую газету. Тонкие цветки и листья лучше не открывать до конца сушки.

Засушивание растений под прессом требует значительного времени. При необходимости быстро получить материал для панно или коллажа, можно разгладить лепестки цветков, листья и плоские части растений горячим утюгом. Этот способ достаточно быстрый, но менее надежный. Быстрая сушка с помощью утюга подходит лишь для некоторых растений. Нельзя проглаживать лист или цветок непосредственно утюгом. Самый существенный недостаток сушки утюгом состоит в том, что листочки делаются гладкими и утрачивают свой естественный узор и ворсистость.

Сушить плотные кожистые сочные листья рогоза, ириса, лилий, магнолий, фикуса, ландыша, камыша и других подобных растений, а также яркие осенние листья возможно, проглаживая их горячим утюгом через бумагу или газету до полного высыхания.

Растение уложить между двумя слоями газеты и аккуратно прогладить. Для большей надежности поверх растения нужно наложить 5–6 листов мягкой рыхлой бумаги наподобие промокательной. В процессе сушки надо следить, чтобы не пересушить растения: они станут ломкими или поменяют свою окраску. Затем раскрыть газету, выпустить пар и снова прогладить. Продолжать процедуру сушки до тех пор, пока растение не станет сухим и перестанет гнуться.

Можно применить другой вариант сушки утюгом: осторожно прогладить умеренно горячим утюгом травянистые растения или листья через бумагу и на некоторое время уложить их под пресс между двумя листами чистой, но не газетной бумаги.

Сухоцветы можно засушить утюгом, прикрыв их легкой тканью и аккуратно прогладив. Но сушка утюгом несколько меняет исходный природный цвет сухоцветов.

Засушивание цветков и листьев утюгом требует определенной сноровки, чтобы не пережечь растение. К тому же утюгом нельзя засушивать сложный цветок или веточку (рис. 5).




Рисунок 5. Засушивание цветков и листьев при помощи утюга


Для объемной композиции можно использовать сухоцветы или специально засушить живые садовые или дикорастущие цветы. Крупные цветки и бутоны разложить в один слой на ровной поверхности и сушить в сухом проветриваемом помещении, на балконе или веранде, но ни в коем случае не на солнце. Мелкие соцветия можно засушить, связав в рыхлые пучки и развесив на веревке на чердаке, в сарае.

Этот способ хорош для высушивания веточек растения с плодами или цветочками. Среди сухоцветов, собранных в пучок и подвешенных вниз головками, можно засушить стрелки чеснока. Они оригинально смотрятся в букете и очищают воздух в помещении от бактерий (рис. 6).

Многие растения удобно засушивать в вате для сохранения объема, изящности и формы крупного бутона или пышности махровых цветков. Вату нужно класть под соцветия и тонким слоем между лепестками, что сохранит им естественную форму. Декоративные растения с крупными цветками нужно завернуть в вату и сушить при температуре 25–30 °C в течение нескольких суток.




Рисунок 6. Природный способ засушивания растений в пучках


При обработке воронкообразных цветов (каллы) следует заполнить ватой воронку. Кроме того, нужно изолировать ватой все отвороты лепестков. Такие цветки сушат под грузом, не превышающим 2–3 кг.

Однолетние георгины, герберы, ноготки, ромашки или иные цветы такого типа при засушивании нужно положить на закладку-газету стеблем вверх. Затем полностью закрыть ватным валиком лепестки вокруг плодоножки и сушить в закладках с несколькими прокладками под грузом до 15 кг или больше.

Чернеющие при медленной сушке растения из семейства орхидных можно сушить на ватных матрасиках. Голубая и синяя окраска венчиков колокольчика или василька синего лучше сохранится, если под соцветия во время закладки в пресс подложить тонкие ватные подушечки.

Цветы синего и голубого цвета (незабудки или васильки) нередко чернеют и при такой сушке. Поэтому перед сушкой их нужно на очень короткое время (до 1 мин) опустить в денатурированный спирт. Эта процедура поможет синим цветам сохранить свою окраску и в засушенном виде.

В вате под грузом до 10–15 кг удобно засушивать мягкие и полые стебли растений – гибкие и длинные, они легко принимают нужное положение. Прокладки из газеты следует менять 2–3 раза.

Сушка растений в песке позволяет сохранить их объемность. Этот способ хорош для засушивания крупных цветков, бутонов и соцветий, веток с плодами, побегов и маленьких растений типа росянки. В песке можно засушивать только растения, собранные в сухую ясную погоду.

Для этого подойдет только мелкий и ровный речной песок, который предварительно надо просеять через сито, тщательно промыть воде до полного исчезновения мути, высушить и прокалить на горячей плите в железных противнях, пока не прекратится выделение дымка и запаха. Песок, подготовленный таким способом, лучше всего хранить в закрытом сосуде.

При подготовке к сушке высыпать песок ровным слоем в картонную коробку и аккуратно разложить на нем растения так, чтобы они не соприкасались друг с другом, тщательно расправив листья и лепестки. Затем засыпать их сухим песком, закрыть коробку и поставить ее в темное место: песок хорошо впитывает влагу и постепенно «вытянет» ее из растений. Через 2 недели, проделав отверстия в дне коробки, аккуратно высыпать песок. Оставшийся песок аккуратно смахнуть с лепестков мягкой кисточкой.

Срезав метельчатые бело-кремовые соцветия волжанки, нужно слегка обжечь конец стебля на газовой горелке или горящей свече.

Еще проще засушивать растение в конусообразном кульке, свернутом из плотной бумаги. Острую вершину конуса загнуть и закрепить скрепкой, чтобы не высыпался песок. Поместить в кулек головку цветка и осторожно засыпать ее песком. Заполненные песком конусы с растениями поставить в специальную стойку или развесить на гвоздях в теплом и хорошо проветриваемом помещении.

Срок сушки растений в песке может быть различным. Его длительность зависит, во-первых, от типа растения (тонкие или мясистые листья и стебли); во-вторых, от состояния воздуха (уровень температуры и влажности, наличие ветра). Умение определять время, нужное для сушки различных растений, приходит с практикой.

Цветки, высушенные в песке, приобретают повышенную хрупкость, их следует извлекать из песка очень осторожно. Извлекая из конуса засушенный цветок, лучше всего выпускать песок тонкой струйкой из отверстия, проделанного в низу конуса. Такие растения нужно хранить в закрытых коробочках или в темноте под стеклянным колпаком, поскольку они быстро выгорают на свету. Кроме того, у песка есть один недостаток: все-таки он тяжеловат, так что полной гарантии того, что растение не деформируется под его тяжестью, не существует.

По тому же принципу можно использовать для сушки манную крупу, кристаллы силикагеля или смесь буры и кукурузной крупы, смешав их в пропорции 1:1. Длительность сушки обычно составляет 2–3 недели. В некоторых случаях на сушку уйдет всего 5–7 дней. Засушка растений в силикагеле очень популярна в последнее время, так как эта гранулированная смесь быстро поглощает влагу из цветочных лепестков. Длительность процесса может составлять от 2-х до 7 дней. Число дней варьируется в зависимости от количества цветов, которые нужно засушить, и от их сорта.

Покраска

Не секрет, что при сушке растение немного теряет свой первоначальный цвет. В первую очередь бледнеют или меняют свой тон красный и синий цвета, дольше других держатся желтые. Меняют при многолетнем хранении свой цвет листья и стебли, становясь из зеленых коричневато-бурыми. Поэтому изделия из сухоцветов будут выглядеть намного оригинальнее и интереснее, если высушенные растения покрасить.

Дизайнеры-флористы, как правило, применяют акварель либо специальные спреи. Используя акварельные краски, несложно подобрать нужный тон, подкрасить тонкой кисточкой лепестки и зеленые части сухого растения, восстанавливая естественный цвет. Если краска не пристает (сползает) к воскообразному налету, покрывающему поверхность растений, то нужно предварительно нанести на нее кисточкой тонкий слой разогретого желатина.

Сохранение яркости натуральной окраски растения вполне достижимо в том случае, если непосредственно перед сушкой обработать его одним из предложенных ниже средств.

Сохранить яркость и насыщенность натурального желтого цвета поможет отвар из цветков календулы: 500 г сырых (свежесорванных) цветков залить 1 л кипятка, после чего поставить на огонь и кипятить в течение 15 мин. Отваром обработать цветки растений перед сушкой. Высохнув, они останутся ярко-желтыми.

Сохранить яркость натурального синего цвета можно с помощью уксусной кислоты. Уксусную кислоту развести до 6–7 %-ной крепости, осторожно опрыскать чашечки цветков, после чего высушить растение так, как это будет для него предпочтительнее.

Натуральную яркость розового цвета поможет сохранить и даже усилить экстракт липы, в котором вымачивают цветки с розовыми лепестками. Свежие (свежесобранные) цветки липы поместить в мягкую воду и вымачивать их в течение 2–3-х суток. Затем жидкость процедить. Полученный настой будет тем эффективнее, чем мягче вода. Мягкая вода – та, в которой мало солей и минералов. Но воду, которая течет дома из крана, мягкой назвать невозможно. Выход есть: использовать талую воду (но поскольку цветки липы собирают летом, можно вместо снега растопить наледь из морозилки). Для этой же цели подойдет и дождевая вода. Но лучше всего приобрести домой хороший фильтр, что автоматически решит проблему получения мягкой воды.

Особый эффект придает флористической композиции окрашивание растений в другой цвет. Используя органические красители, можно получить краски следующих цветов.

Натуральный зеленый цвет всех оттенков растение-сухоцвет приобретет, если перед сушкой его обработать в отваре свежей картофельной ботвы. Для получения более насыщенного зеленого цвета добавить в отвар немного медного купороса (примерно 5–10 г на 10 л воды).

Различные оттенки синего цвета получают в том случае, если растения перед сушкой замочить в отваре цветков полевого василька (300 г сырого материала на 1 л воды). Цветки залить кипятком, поставить на огонь и кипятить в течение 15 мин. В полученный отвар добавить уксусную эссенцию в количестве 1 ст. л. на 10 л воды.

Что потребуется для сбора растений:

– инструменты для их срезания или выкапывания;

– бумага (газетные листы) для сушки;

– пресс для высушивания и придания формы;

– папки для хранения гербарных листов;

– справочник для определения растений;

– этикетки для названий и клей.

Дополнительные материалы и инструменты для создания поделок

В качестве материалов для основы и фона флористических композиций можно использовать бархатную или гладкую бумагу, листы ватмана, интересные обои, сизофлор – упаковочную бумагу из шелковистых волокон; кожу и ее заменители; одноцветную ткань, серую мешковину из однородных волокон и холст.

Для придания основе жесткости бумагу, кожу и ее заменители, ткань нужно сначала наклеить на более прочный материал – оргалит или твердый картон.

Фоном флористической композиции может быть и лакокрасочное покрытие, для этого подойдут акриловые, масляные и акварельные краски, гуашь, пастель, флористический спрей. Для создания сложного, объемного фона следует применить акриловую строительную шпатлевку, сухую строительную смесь и гипс.

Иногда при попытке расправить совсем свежий лепесток случается несчастье – лепесток в местах своих выпуклостей рвется или некрасиво сминается.

Для создания флористической композиции, в зависимости от сложности работы, может пригодиться достаточно большой набор инструментов, но наличие всех инструментов вовсе необязательно. Всегда должны быть флористический нож, пинцет, флористические ножницы для вырезания деталей, палитра, разного размера и различной толщины кисти, подставка для кисточки, шпатель, губка, клеевой пистолет. В качестве вспомогательных материалов потребуются различные виды клея типа ПВА, обойный клей, флористический и двусторонний скотч. Бумажные салфетки могут понадобиться для того, чтобы накрыть ими свежую аппликацию и придавить грузом. Желательно во время работы иметь под рукой емкость с водой, чтобы в случае необходимости можно было смочить палец и осторожно поддеть ломкий сухой лист или мелкую деталь.