Глава 2
Такие нужные инструменты
Ножницы
Для работы с бумагой вам потребуются различные ножницы:
• ножницы с обыкновенными лезвиями предназначены для разрезания бумаги или картона по контурам (рис. 1);
• ножницы с волнообразными лезвиями лучше подходят для создания декоративных деталей из цветной бумаги или фольги (рис. 2);
• ножницы с зубчиками предназначены для создания рифленых краев (рис. 3).
Рис. 1. Обыкновенные ножницы
Рис. 2. Ножницы с волнообразными лезвиями
Рис. 3. Ножницы с зубчиками
Резак для бумаги
Резак для бумаги используют для вырезания сквозных отверстий строго по намеченному контуру. Разрезать бумагу следует «носиком» инструмента, а не «пяточкой», обязательно подкладывая под лист деревянную дощечку, которая позволит предохранить поверхность стола от царапин.
Клей
Пожалуй, каждому понятно, что необходим клей для соединения различных деталей и наклеивания их на поделку, однако далеко не все знают, какой клей и когда лучше взять:
• клеящий карандаш удобен в обращении, так как не пачкает рук и наносит клей на поверхность ровным тонким слоем;
• клеящий карандаш с блестками привлекателен тем, что вместо белых пятен клея при высыхании на бумаге остаются разноцветные блестки, поэтому, используя его, можно не бояться случайного появления клея за контурами декоративных элементов;
• клей «Момент» незаменим при соединении пластиковых, деревянных или металлических деталей;
• клей ПВА хорош тем, что подходит для склеивания бумаги, картона, фотобумаги, дерева, ткани и кожи. Также он пригодится и для прикрепления декоративных небумажных элементов.
Карандаши
Карандаши делятся на простые и цветные. Простой карандаш имеет, как правило, грифель серого цвета, а у цветных карандашей, как следует из самого их названия, стержни разноцветные.
Твердость грифеля обозначается на карандаше буквами М (мягкий), Т (твердый) или же латинскими буквами В (от английского слова blackness) и Н (от английского слова hardness) соответственно. Твердо-мягкий карандаш может обозначаться как ТМ (НВ), так и одной буквой F (от английского словосочетания fine point).
Теперь остановимся подробнее на каждой разновидности:
• простым мягким карандашом лучше наносить основные линии, делать быстрые наброски, подчеркивать особенности движущихся линий. Для работы над деталями вполне подойдет простой твердый карандаш;
• цветные карандаши используют для нанесения цвета на определенные участки рисунка при помощи штриховой техники. Кроме того, их, как и краски, можно смешивать, чтобы получить новые цвета и оттенки. С их помощью проще передать красоту форм на рисунке, сделать акцент на разнообразных линиях, штрихах или пятнах. Они также позволяют отметить на бумаге тональные переходы;
• к другим видам карандашей можно отнести восковые мелки, уголь, сангину, пастель, которые представляют собой только красящий стержень, но не имеют деревянной или пластиковой оболочки. Масляная пастель отличается тем, что дает насыщенный цвет, поэтому ее нельзя смазать, а рисунок не требует закрепления и может храниться долгие годы.
Ручки
Идеально подходят для того, чтобы сделать красивую надпись, четкий рисунок, обвести какой-либо контур, однако и здесь есть свои тонкости:
• чернильные ручки бывают черного и синего цветов, очень удобны в обращении (рис. 4);
Рис. 4. Чернильная ручка
• шариковые ручки относятся к стандартным, которыми можно сделать надпись. Бывают самых разнообразных цветов;
• гелевые ручки отличаются чернилами особой консистенции, которые позволяют повысить качество письма и сделать его мягче. Стандартными цветами таких ручек называют черный, синий, красный и зеленый, но реальное разнообразие окрасок их чернил просто поражает воображение. Кроме того, они обладают таким свойством, как водостойкость, что опять-таки говорит о высоких качествах гелевых чернил.
Краски
Казалось бы, учитывая то, что у каждого из нас в школе были уроки рисования, пожалуй, у всех имеются хотя бы элементарные навыки рисования красками.
Тем не менее вспомнить лишний раз об их разновидностях и особенностях будет полезно. Итак:
• акварельные краски по своему составу относятся к виду клеевых красок. Название акварель происходит от латинского слова aqua, что в переводе означает «вода», так как именно она действует как растворитель на краски этой группы. Акварель прозрачна, ложится на бумагу тонким ровным слоем;
• гуашь (от французского слова gouachc – «водная краска»), так же как и акварель, имеет клеевую основу и растворяется водой. При изготовлении гуашевых красок используют те же красящие вещества, что и при производстве акварели; разница заключается лишь в том, что гуашь представляет собой непрозрачную краску, которой обычно покрывают бумагу плотным слоем. Кроме того, в состав гуашевых красок добавляют белила в различных количествах, что может придавать им белесый вид после высыхания;
• акриловые художественные краски следует использовать при работе в традиционных техниках станковой, масляной или темперной живописи. После высыхания они практически не меняют цвета, их можно использовать, не волнуясь о том, что они потрескаются, как это иногда случается с темперой. Акрил рекомендуется также использовать в качестве грунтовки;
• масляную краску изготавливают из пигментов, перетертых в высыхающем масле. С данной разновидностью красок можно работать только до тех пор, пока они сохраняют влажность. Особенностью масляной техники является то, что свежая краска и краска после высыхания не меняют своего цвета. Масло, нанесенное широкими или тонкими мазками, очень красиво смотрится как на маленьких, так и на больших открытках;
• темперу по своим свойствам и общему составу можно назвать краской промежуточного состояния, находящейся между клеевыми и масляными материалами. Темперные краски разбавляют водой, ими можно писать по бумаге или картону.
Кисти
Человеку, далекому от живописи, даже трудно представить, как разнообразны кисти и как важен правильный их подбор для конкретной работы.
Однако обо всем по порядку. Во-первых, кисти, как правило, разделяют по видам красок, которые при их помощи наносят на поверхность:
1. Кисти для акварельных и гуашевых красок должны обладать как минимум тремя показателями: способностью образовывать острый кончик, осуществлять контроль над текучестью красок, а также иметь упругие волосяные пучки:
• наиболее качественной для работы с акварелью и гуашью считается колонковая кисть. Названа она так потому, что изготавливают ее из волос хвоста колонка – хищного зверька из породы куньих, который обитает на территории Сибири, Северной Кореи и Китая;
• беличьи кисти дешевле колонковых. Они соответствуют такому показателю, как контроль над текучестью красок, и имеют острый кончик, однако их эластичность гораздо ниже, чем у колонковых; с другой стороны, она выше данного критерия у синтетических художественных инструментов; самый высококачественный волос для акварельных кистей получают от сибирской белки;
Унция колонкового волоса высокого качества имеет золотисто-коричневый цвет и стоит дороже унции золота.
• кисти из синтетического волокна постепенно обретают все большую популярность. В настоящее время для них создают специальные синтетические волокна, которые во многом отвечают высоким показателям натурального волоса. Используя специальную технику выдувания под определенным давлением, можно получить волокна, которые способны образовывать острый кончик и обладают удовлетворительной эластичностью.
2. Для масляных и акриловых красок, которые считаются тяжелыми из-за своей густоты, необходимо использовать кисти с твердым волосом. Требования таковы: чем гуще краска, используемая в работе, тем тверже должен быть волос кисти. Разведенные краски требуют мягких инструментов:
• кисти из свиной щетины идеально подходят для работы с густыми красками. Одной из важных их характеристик является то, что они упруги; кроме того, каждый волос щетины имеет расщепленный кончик, который выполняет функцию хорошей наполняемости кисти, что способствует ровному нанесению красок на поверхность. Лучшие кисти из свиной щетины содержат приблизительно 80 % волосков с расщепленными кончиками;
• кисть, изготовленная из барсучьего волоса, гораздо мягче, чем щетинная, поэтому ее результативнее использовать при работе с умеренно разбавленными красками. Она очень пушистая и отличается тем, что имеет коническую форму;
• синтетические кисти с нейлоновым волосом хорошо подходят для работы акриловыми и масляными красками. Подобной разновидностью кисти с упругим волосом можно забирать краску прямо из тубы.
Если вы используете кисти из натурального волоса, обязательно промывайте их прохладной водой.
Кисти различают не только по применению для различных видов красок, но и по формам.
Необходимо подчеркнуть, что назначение кисти напрямую связано со строением ее пучка.
Итак, далее приведем самые распространенные формы кистей:
• круглые кисти принадлежат к универсальному виду, т. е. ими можно наносить линии неизменной ширины или такие, ширина которых будет варьироваться. Данная кисть подходит как для создания рисунка, фактуры, так и для работы над деталями (рис. 5);
Рис. 5. Круглая кисть
• плоские кисти называются так, потому что гильза сдавливает пучок волос для образования их плоской формы. Ими удобно наносить крупные и широкие мазки. Представители данной разновидности, как правило, имеют густые и длинные волоски, поэтому способны удерживать много краски (рис. 6);
Рис. 6. Плоская кисть
• контурные кисти похожи на плоские, но их волосяные пучки короче. Это обстоятельство позволяет контролировать качество мазков и придает кисти повышенную степень упругости. Короткий волос помогает оформить переход одного цвета в другой и четко выделить контур (рис. 7);
Рис. 7. Контурная кисть
• трафаретные кисти отличаются тем, что кончики их волос тупые и плоские, а потому ими удобно накладывать краску вертикальными ударами. Кроме того, как видно из названия, они хороши для нанесения ровного слоя краски через трафарет, подходят и для лессировки (рис. 8);
Рис. 8. Трафаретная кисть
• кисти, называемые «кошачьим языком», обладают плоской формой купольных или овальных очертаний. Ими удобно делать надписи, оформлять переходы одного цвета в другой. Нанося мазки, кисть можно держать как обычно, а при работе перпендикулярно поверхности эффект от нее будет такой же, как и от круглой кисти (рис. 9).
Рис. 9. Кисть «кошачий язык»
• ретушные кисти лучше подходят для нанесения точных мазков. Внешне они очень похожи на срезанную под углом плоскую кисть, обладающую коротким ворсом. Данная разновидность тоже используется при работе над переходами одного цвета в другой, а также на мелких участках (рис. 10).
Рис. 10. Ретушная кисть
Отдельно следует упомянуть кисти для нанесения клея на поверхности, которые изготавливают из синтетических плотных волокон. С их помощью удобнее наносить клей на поверхность бумаги, а также в труднодоступные места (рис. 11).
Рис. 11. Кисть для клея
Относительно кистей вообще необходимо заметить, что содержать их нужно в чистом виде, ведь именно это обстоятельство поможет продлить их жизнь и сохранить качественные показатели. Чтобы дольше пользоваться своими кистями, надо следовать нескольким несложным рекомендациям.
Инструменты для рисования нельзя оставлять в растворителе волосом вниз и на несколько минут, так как даже за короткий промежуток времени они способны потерять свою первоначальную форму. Для замачивания кистей можно приобрести специальный кольцевой держатель для черенков, который устроен так, что препятствует контакту волос кистей с днищем.
При работе с акрилом неиспользуемые инструменты необходимо держать в воде. Дело в том, что если краска высохнет в самой густой части – у обжимной манжеты, то кисть после этого будет практически невозможно очистить.
Промывать ее следует очень тщательно, применяя соответствующий разбавитель. В процессе чего надо удалить всю скопившуюся на ней краску.
Если вы моете кисти мылом, ни в коем случае не используйте такое, которым не рискнули бы помыть собственные волосы.
Фольга
Этот материал прекрасно подходит для отделки различных бумажных творений, особенно востребован он при подготовке к новогодним праздникам или любым другим торжествам, предполагающим пышное украшение интерьера. Здесь также приходится говорить о двух разновидностях:
• серебристая фольга бывает различной плотности. Чаще ее применяют в качестве основы для декоративных элементов при создании открыток;
• цветная фольга преимущественно тонкая, а потому используется только в качестве украшения.
Блестки
Блестки, или пайетки, можно разделить на клеящиеся и посыпные. Они придают поделке декоративный вид, заставляя играть различными красками, празднично блестеть (рис. 12).
Рис. 12. Блестки различной формы
Кусочки тканей
Часто для декорирования поделок используют кусочки тканей, из которых можно собрать одно– или многоуровневую аппликацию, сделать нашивку. Ткани – отличный материал для работы с бумагой или неплотным картоном.
Нитки и иголка
При комбинированной аппликационной работе с бумагой и тканью в некоторых случаях вам понадобятся нитки и игла. Выбор диктуется используемой при этом тканью. Что касается иглы, то лучше взять не слишком тонкую, но и не слишком толстую, с незаметным ушком. Дело в том, что толстая игла может оставить на поверхности бумаги некрасивое отверстие, а слишком тонкая недостаточно удобна в работе.
Бисер
Весь имеющийся в продаже бисер условно можно разделить на 2 основные группы:
• натуральный прозрачный цветной бисер производят из цветного стекла. На его основе делают и все остальные виды прозрачного бисера, например цветной бисер с серебряной линией, бисер с блеском, прозрачный цветной бисер с радугой, прозрачный хрустальный бисер с цветной линией и блеском;
• натуральный цветной непрозрачный бисер также производят на основе стекла, но уже непрозрачных сортов. Он долговечен и стоек даже к перепадам температур. К категории непрозрачного бисера можно отнести натуральный цветной непрозрачный бисер с блеском, натуральный непрозрачный бисер с радугой, табачный, цветной или серебристый бисер «металлик».