Почему важно уметь мастерить?
Учеными давно доказано, что труд оказал большое влияние на развитие всего человечества. Точно так же труд оказывает значительное влияние и на развитие ребенка.
Все представления и понятия малыш получает при манипулировании с предметами. Это также отражается на его речи. Она развивается вместе с игрой; если ограничить игры, то словарь малыша беднеет. На формирование речевых областей в мозгу влияют импульсы от пальцев. Участок коры головного мозга, который ответствен за речь, располагается рядом с зоной, отвечающей за развитие мелкой моторики рук. Поэтому ручной труд помогает совершенствовать не только мелкую моторику, но и речь малыша. Известно, что если мелкая моторика рук развивается достаточно медленно при нормальной общей физической активности, то в речи также случается отставание.
Совершенствование речи зависит от тренировки движений пальцев. Лепка, вырезание, приклеивание и другие виды ручного труда хорошо тренируют пальчики ребенка, их подвижность, силу, координацию движений рук, развивают способность совершать тонкие и точные движения. Это поможет малышу в первом классе при овладении навыками письма.
Учеными замечено, что любая художественная деятельность ребенка прежде всего отражает его внутренний мир и его ощущения по отношению к окружающему.
Творческая работа, такая как лепка, рисование, аппликация, манипуляции с различными материалами, играет большую роль в формировании личности. Все эти виды деятельности главным образом носят творческий характер. Каждый ребенок в своих работах не только отражает окружающую действительность, но и свои впечатления, свое отношение к происходящему. Также во время ручного труда малыш учится, уточняет и углубляет свои знания об окружающем мире. Во время работы надо еще раз уточнить все качества предмета, его особенности, форму.
Любая художественная деятельность, будь то лепка либо работа с бросовым или природным материалом, конструирование, аппликация и т. д., влияет на умственное развитие ребенка. Перед работой малыш должен познакомиться с предметом, узнать, каких он формы, цвета, величины, конструкции, из каких частей состоит. Если же предмет знаком, то он обязан все это вспомнить – соответственно развиваются память и воображение.
Все эти представления формируются в процессе созерцания и изучения объекта во время игры, прогулки или же специально организованного наблюдения. Кроме того, ребенок получает много информации при ознакомлении с художественной литературой. Во время непосредственных занятий все знания о свойствах и качествах предметов уточняются и расширяются. Очень важно, чтобы представления ребенка о разнообразии форм и положении предметов в окружающем мир, о различных цветах и оттенках, о конкретных величинах всегда пополнялись. Следует обращать внимание малыша на изменчивость величин, форм и цветов, на положения в пространстве, которые способны занимать предметы и их части.
Во время занятий любым видом художественной деятельности можно узнать разнообразные материалы, их свойства и возможности, как работать с ними. Кроме того, непосредственно во время работы формируются такие мыслительные процессы, как синтез, анализ, сравнение, обобщение. Ребенок должен определить цвет, величину, форму предметов и их частей, положение оных в пространстве. При составлении композиции ему надо сравнивать предметы для нахождения их отличительных признаков. Таким образом малыш сопоставляет предметы, находит у них общие и отличительные признаки, объединяет их в группы по одинаковым признакам. Со временем мальчик в состоянии найти и более тонкие признаки. Постепенно он сможет легко находить их и в других предметах.
В процессе художественной деятельности ребенок учится правильно изображать не только предметы, но и людей, животных, выделять их характерные признаки. Также он овладевает умением правильно располагать их в пространстве, выделяя основное в сюжете. При этом он использует все свои знания и навыки.
Во время занятий художественным трудом одновременно сочетаются и умственная, и физическая деятельность. В ходе работы дети совершенствуют умение использовать специальные инструменты, овладевают практическими навыками, конструкторскими умениями, осуществляют определенные действия, которые в будущем пригодятся им при выполнении различных работ.
На занятиях ручным художественным трудом у детей формируются такие личностные качества, как пытливость, инициатива, самостоятельность, активность, целенаправленность, сосредоточенность на одной цели. Также они учатся доводить все до конца, планировать все свои действия, преодолевать трудности, помогать своим товарищам. При выполнении коллективных работ дети учатся трудиться со своими напарниками, объединять свои усилия, договариваться друг с другом об успешном выполнении работы. Кроме того, такой вид деятельности воспитывает у ребенка доброжелательность, чувство товарищества, справедливость, умение радоваться чужому успеху.
Перед занятием следует попросить ребенка помочь подготовить рабочее место, а после работы он также должен помочь все убрать. Это способствует формированию навыков самообслуживания, которые пригодятся ему в школе.
Художественный труд также является одним из средств эстетического воспитания. Для чего малышу необходимо предложить рассмотреть красивый образец, проанализировать все его свойства. Это поможет развить чувство ритма, цвета, формы, которые являются компонентами эстетического вкуса.
Эстетическое восприятие следует направить сначала на весь предмет, его красоту, стройность форм, пропорциональность и только потом обратить внимание на отдельные части и их свойства. В конце анализа следует вновь вернуться к целостному образу предмета. Причем очень важно использовать образные сравнения. Маленькие дети обращают внимание на блеск и яркие цвета. В более старшем возрасте они уже замечают повторяемость элементов, симметрию отдельных частей, выразительный силуэт. Постепенно эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными.
Эстетическое чувство состоит из нескольких элементов, которые возникают при восприятии красивого предмета. Самым первым элементом является чувство цвета, проявляющееся при созерцании. Чувство ритма является следующим элементом, который возникает при восприятии расположения частей предмета. Также вырабатывается чувство пропорции.
Ребенок постепенно учится более осознанно воспринимать окружающий мир, рассуждать об эстетической стороне произведений искусства, оценивать их.
В процессе художественного труда следует учить малыша изображать все предметы как можно выразительнее, внося в свое произведение личные чувства, переживания, отношение к нему.
Если малыш еще совсем маленький, то процесс изготовления поделки можно превратить в игру. А само изделие сделать игрушкой. При этом для мальчика очень важно не только сделать и поиграть, но и разобрать, собрать для более детального изучения.
В процессе работы не следует перегружать малыша точностью выполнения изделия или предъявлять слишком высокие требования. Достаточно того, что ребенок просто с удовольствием примет участие в изготовлении поделки.
Надо отметить, что в каждом возрасте у детей имеются свои представления цели. У двух или трехлетнего малыша какого-то определенного замысла нет. Он просто режет бумагу, катает пластилин, приклеивает кусочки к основе, т. е. сам процесс для него – это игра. В четыре года, несмотря на то что как такового замысла у ребенка нет, он способен сравнить свое изделие со знакомыми ему предметами. Пятилетий мальчик при работе обращает внимание на основные признаки. В младшем школьном возрасте дети стараются соблюсти все основные пропорции, обратить внимание на детали. Это придает поделке выразительность.
При занятии художественным трудом следует помнить об этапах творческого развития. До пяти лет дети просто играют с материалами. Задача взрослого заключается в показе работы с данным материалом. На следующем этапе до 8 лет на первый план выступает фантазия ребенка. Взрослый обязан поощрять его творчество, иногда направить его, показав какие-то технические приемы. Далее ребенок уже опирается на общепринятые критерии красоты и правильности. Здесь надо очень тактично оценивать его поделки. В работе с детьми следует помнить, что нельзя на первых 2 этапах загружать малыша техническими приемами, в противном случае его фантазия и творческая самостоятельность не разовьются. Он станет работать только по заданным алгоритмам.