Вы здесь

Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества. Часть 2. Образовательная область «Речевое развитие» (Н. А. Модель, 2016)

Образовательная область «Речевое развитие»

В дошкольном возрасте интенсивно формируется речевая моторная область. Упражнения на развитие мелкой моторики не только стимулируют развитие речи, но и, как указывают психологи, логопеды и педагоги, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Трудно себе представить, что регулярная стимуляция зон коры головного мозга средствами упражнений на развитие моторики приводит деятельность ЦНС в действие и как бы подталкивает ее на ускорение речевого развития. Процесс сложен и более понятен специалистам определенного профиля. Поэтому нам, родителям и педагогам, остается только учитывать, что моторика – это двигатель, запускающий речь ребенка, и помнить слова В. Сухомлинского, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев».

Со студенческих лет мне запомнилась строчка из сонета В. Шекспира: «Любви безмолвной речи улови: глазами слышать – высший ум любви». Сказать лучше просто невозможно. «Глазами слышать» – уникальный дар человека. Таким же исключительным даром является и то, что рука – «двигатель» речи, только ей нужно помочь. В этом и есть предназначение педагога – поддержка дошкольников.

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности

В педагогической литературе описано множество различных упражнений и заданий на развитие моторики. Педагоги и психологи используют и биоэнергопластику, и кинезиологию, сочетающие движение рук и речи, и пальчиковую гимнастику и т. д.

Играя пальчиками, развиваем речь. Шарики марблс и развитие речи

Одним из нетрадиционных приемов по развитию моторики и речи ребенка служат игры с шариками и камешками марблс, которые все больше приобретают популярность у педагогов, логопедов и психологов.

Марблс – это наборы, состоящие из стеклянных шариков различного размера, цвета и формы. Их вполне можно считать универсальным пособием, так как применять можно в различных вариантах: от декора до образовательных задач.

Марблс – игра старинная, говорят, что в нее играли древние римляне и греки. У игры были свои правила. Современное применение шариков марблс в педагогике носит развивающий характер и цели игр различны: от ориентации на листе бумаги (изучаем верх – низ, нижний правый (левый) угол и т. д.), изучения цвета до счета и развития логического мышления.

Играть можно с детьми от 2–3 лет. Вариантов игр с шариками множество, можно придумывать их самим к своему определенному игровому сюжету.

Приведем несколько вариантов игр.

Массаж пальчиков

В прозрачный мешочек помещаются шарики и дети перекатывают их руками. Во время перекатывания задействованы не только пальцы, но и кисти рук.

Развивающая игра «Цветовая гамма»

Для обучения ориентировке в пространстве, различения цвета, развития тактильных ощущений. Для этой игры подойдет контейнер для яиц. Ячейки нужно раскрасить в разные цвета. В мешочек насыпать марблс разного цвета и разной формы. Правило: вытаскивать из мешочка шарик и класть в ячейку такого же цвета только круглые или шарообразные камешки, которые дети находят на ощупь, не глядя в мешочек. Можно организовать соревнование: поставить песочные часы и предложить, кто за 1 мин заполнит все ячейки.

Игра «Клад»

В разноцветные шарики прячется «клад» (записка, брошка, игрушка от киндер-сюрприза и т. д.). Перед каждым ребенком ставится емкость с шариками, своеобразный «сухой бассейн», и дается задание: «Перебирая пальчиками, ищем спрятанный предмет».

Соревнование «Кто быстрее начинит “колбаску”»

Первый вариант. Для игры шьется полоска – «колбаска», желательно из прозрачной ткани, чтобы были видны шарики, перед каждым ребенком ставится емкость с шариками и дается задание: «Кто быстрее начинит “колбаску” шариками зеленого цвета». Дети из массы шариков выбирают только зеленые и стараются правильно друг за другом, в ряд, уложить их.

Второй вариант. Работа в парах: шьется более длинная «колбаска». По сигналу участники игры начинают ее наполнять. Каждый наполняет со своей стороны, т. е. один наполняет справа, другой – слева. Один ребенок из пары может наполнять ее красными шариками, другой – синими. Потом посчитать, кто больше использовал шариков.

Речевая игра с элементами подвижной активности «Зебра, лев, олень, жираф»

Игра направлена на развитие моторики, речи, дальнозоркости, формирование лидерских качеств: целеустремленности, умения работать по четкому алгоритму, выполнять команды, умения проигрывать.

Что нужно? Для игры необходимо подготовить большие круглые шарики марблс, нарисовать животных и приклеить их к любой коробке, можно из-под обуви.

Как играть?

У каждого ребенка своя коробка. (Можно сделать одну большую на всех.) Детям дается по 6 шариков в мешочке (корзинке, коробке) на каждого (по количеству зверей). По команде дети стараются закатить шарик в коробку к зверю. Правило: нельзя бежать за шариком, пока не закончатся все шары в мешочке (корзинке, коробке), и взрослый не даст команду. Каждый подсчитывает количество шариков, которые удалось закатить (рис. 1–4). Все дети получают призы (например, сушку или наклейку).


Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3


Рис. 4


Педагог читает правила.




Задания и упражнения с использованием цветных плоских шариков марблс на развитие речи и мышления см. в приложении 1.

Читаем и играем

Дети дошкольного возраста, по сути, слушатели, а не читатели. Выразительное чтение произведения педагогом или родителями служит для них примером. Педагог, читая книгу детям, ставит задачу не просто прочитать произведение, а раскрыть смысл, эмоциями и выражением передать замысел писателя, заставить слушателей сопереживать поступкам героев, смеяться или грустить. Благодаря сформированным навыкам слушания, у дошкольников формируется яркая, эмоциональная, грамотная речь.

Литературную гостиную по любому художественному произведению можно проводить как с детьми читающими, так и не умеющими читать, через игровые ситуации, театрализацию, викторины… Личностные и межпредметные результаты достигаются при помощи освоение содержания, например, в форме игры-викторины. Литературная гостиная в виде игры «Что? Где? Когда?» служит одним из способов формирования интеллектуального, нравственного воспитания, интереса к чтению и литературе.

Игра-викторина «Что? Где? Когда?» по рассказу М. Пришвина «Ребята и утята»
(для старших дошкольников)

Проект литературной гостиной включает в себя несколько этапов.

Подготовительный: чтение произведений М. Пришвина, оформление книжной выставки.

Основной: ознакомление с творчеством и биографией писателя, чтение произведений, театрализация, выставки рисунков и поделок по произведениям М. Пришвина.

Заключительный: проведение игры «Что? Где? Когда?» по данным произведениям.

Поскольку правила игры «Что? Где? Когда?» предполагают, что большую ее часть дети сидят за столом, лучше немного изменить динамику, т. е. включить в ее содержание подвижные игры и задания с использованием двигательных упражнений.

Задачи:

– закреплять знания детей о птицах (домашние, дикие);

– развивать логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать, анализировать;

– совершенствовать и закреплять знания, умения и навыки, полученные ранее;

– развивать познавательную активность, умение реализовывать имеющиеся знания.

Предварительная работа: беседа и тщательное закрепление знаний перед игрой; тренировка в кручении волчка; чтение рассказа М. Пришвина «Ребята и утята»; рассказ про утку чирка-свистунка (где обитает, чем питается и т. д.); прослушивание аудиозаписи голоса утки; пальчиковые игры; словарная работа (утка чирок-свистунок, верста, вода спала, овсяное поле, кузница, паровое поле); рассмотрение карточек «Что такое хорошо, что такое плохо»; выставка рисунков и поделок к рассказу.

Оборудование: скатерть, волчок со стрелкой, 6–8 конвертов с заданиями (по количеству детей), иллюстрации, музыкальное сопровождение, сладкие призы, магнитная доска с магнитами, рюкзак (в нем письмо, призы), черный ящик, листы с цифрами для ведения счета.

Подготовка игровой комнаты: игральный стол, накрытый скатертью, на столе волчок и конверты с заданиями, вокруг стола стулья (по количеству детей), уголок с игрушками («команда» животных и птиц), стулья для зрителей, магнитная доска с магнитами, книги с рассказом М. Пришвина «Ребята и утята».

Костюм крупье: черные брюки, белая рубашка, блестящая шляпа, бабочка, белые перчатки, жилетка.

Костюмы знатоков: мальчики – костюм и галстук-бабочка, девочки – красивые платья и прически.

* * *

Под музыку крупье приглашает в игровую комнату зрителей и знатоков. Все рассаживаются на стульчики.

Крупье. Добрый день, дамы и господа! Сегодня состоится игра в элитарном клубе «Что? Где? Когда?». Тема «Рассказ М. Пришвина “Ребята и утята”». Против команды знатоков играет команда животных и птиц (игрушки).

Итак, представляю вашему вниманию команду знатоков (ФИ детей).

Стук в дверь. Появляется почтальон. Он приветствует всех, приносит призы и письмо от сказочных героев с правилами игры.

Уважаемые знатоки, посмотрите, что принес нам почтальон для игры.

Каждый ребенок выбирает приз и кладет его на стол перед своим конвертом.

А вот какое-то письмо. Давайте поскорее узнаем, что же там написано.

Крупье открывает конверт и читает.

«Уважаемые знатоки! Сейчас у вас начнется увлекательная игра. В конвертах содержатся вопросы-задания. Стрелка волчка укажет на конверт, на вопрос из которого нужно ответить.

А теперь послушайте, какие правила необходимо выполнять во время игры-викторины:

– вопросы надо слушать внимательно, до конца;

– отвечать на задание может только тот знаток, на чей конверт указала стрелка, если этот знаток не знает ответа, капитан команды может воспользоваться помощью зала и / или помощью другого знатока 1 раз;

– за правильный ответ будет начисляться одно очко и вручаться приз, но если команда ответит неправильно, тогда очко и приз переходят к команде соперников;

– победительницей в игре станет команда, набравшая больше очков.

Удачи вам!»

Уважаемые знатоки, вы прослушали правила и теперь пришло время начинать игру.

Леди и джентльмены,

Мадам и месье,

Разрешите представиться,

Я – крупье.

Начнем мы игру

Для умных детей.

Мы пригласили

Сегодня гостей.

Советуйтесь, спорьте

Друг с другом, друзья,

Итак, начинаем!

Волчок кручу я!

Звучит музыка.

Давайте заведем волчок.

Капитан команды (или крупье) крутит волчок, стрелка указывает на конверт, из которого достают задание, читают его. Игрок отвечает. Если он не может ответить, капитан пользуется помощью зала или знатока из команды. Если ответ верный, знатокам присуждается одно очко, если они дают неправильный ответ, очко присуждается команде соперников. Если стрелка указывает на место конверта, задание из которого уже выполнено, берется следующий конверт по часовой стрелке.


1-й раунд

Крупье. Против вас играет… (медведь).

Внимание, вопрос: про каких птиц написаны сказки? Назовите птиц и автора сказки. (Народные сказки «Гуси-лебеди», «Курочка ряба», «Дюймовочка», «Гадкий утенок» (про лебедя) (Г.Х. Андерсен), «Черная курица» (А. Погорельский), «Сказка о золотом петушке» (А.С. Пушкин), «Серая шейка» (Д. Мамин-Сибиряк), «Ребята и утята» (М. Пришвин).)

Ответ знатока: …

А теперь правильный ответ.

Счет 1: 0 в пользу знатоков (животных и птиц).


2-й раунд «Самый-самый»

Крупье. Сегодня наша игра посвящена рассказу М. Пришвина «Ребята и утята». И против вас играет…

Внимание, вопрос: у кого из птиц самый красивый хвост (у павлина), самая длинная шея (у лебедя), самые длинные ноги (у цапли, журавля), самый длинный клюв (у цапли), самые большие глаза (у совы, филина).

Какие птицы бывают и домашние и дикие? О какой птице шла речь в рассказе М. Пришвина «Утята и ребята»? Что вы знаете об этой птице?

Ответ: чирком-свистунком называют небольшую по размеру водоплавающую птицу, относящуюся к семейству утиных. Эту маленькую уточку еще величают чиренком, чирком малым, чирком полевым. Встретить чирка можно практически в любой точке России.

Для гнезда она выбирает место на берегу мелкого озера, ручья или в кочке на лугу.


3-й раунд

Крупье. Внимание, черный ящик!

Вынос ящика под музыку.

Домик круглый, домик белый,

Домик был сначала целый.

А как треснул наконец,

Так и выскочил птенец.

Внимание, вопрос: что это за дом? Что в черном ящике?

Ответ знатока: …

А теперь правильный ответ. (Открывает черный ящик и достает яйцо.)

Счет… в пользу…

Далее диалог крупье и знатоков строится по предыдущей схеме.


4-й раунд (музыкальная пауза)

Крупье. А теперь объявляется танцевальная пауза. Физкультминутка «Зверобика». Чтобы гости не заскучали, на танец дети приглашают своих родителей, бабушек, братьев и сестер.


5-й раунд (блиц)

Крупье. Объясните слова и словосочетания из рассказа М. Пришвина «Ребята и утята».

(Чирок-свистунок, верста, вода спала, овсяное поле, кузница, паровое поле.)

Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитает на небольших водоемах.

Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшается.

Кузница – помещение, где работают кузнецы.


6-й раунд

Крупье. Внимание, вопрос: что такое верста и сколько надо было идти уточке до озера? (3 версты.)

Если в одной версте одна тысяча пятьсот два человеческих шага, то для уточки 3 версты это много и мало?


7-й раунд

Крупье. Работа со схемой. Подойдите к доске и нарисуйте схему движения уточки.

Послушайте отрывок из рассказа: «Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята – пять штук, и так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру».

Задания знатокам

Прочитать еще раз отрывок из рассказа.

Посмотрите на картинку внимательно. Чего не хватает на картинке? (Педагог показывает детям картинку, где изображено 3 утенка и утка. По рассказу утят 5.)

Физкультминутка


8-й раунд «Кто как голос подает?» (музыкальный вопрос)

Крупье. Прослушайте фрагмент и угадайте, чьи это голоса? (Корова, лошадь, коза, свинья, собака, кошка, петух, утка.)

Ну а теперь, ребята, чтобы не скучать, возьмитесь за руки, будем танцевать.


9-й раунд

Крупье. Как называются папа и мама щенка (собака, пес), котенка (кошка, кот), теленка (корова, бык), жеребенка (лошадь, конь), козленка (коза, козел), поросенка (свинья, боров), ягненка (овца, баран), крольчонка (крольчиха, кролик), утенка (утка, селезень).


10-й раунд

Крупье. Перед вами пословицы. Соедините правильно две их части. Найдите, какие пословицы относятся к рассказу «Ребята и утята».




11-й раунд «Конструирование»

Пальчиковая игра «Пять утят»


Крупье. На столе лежат геометрические фигуры. Внимание, вопрос! Хватит ли фигур, чтобы сконструировать из них утенка?

Дети моделируют из фигур утенка.


12-й раунд «Словесное иллюстрирование»

Крупье раздает детям пазл (формат А3), который нужно собрать и сказать, к какому эпизоду рассказа относится картинка. Ее дети собирают на ковре все вместе. К какому эпизоду относится картинка, рассказывает тот, на кого указала стрелка.

Ответ: «Что вы смеетесь, глупыши? – сказал я ребятам. – Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите “До свиданья!”

И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:

– До свиданья, утята!»

Крупье. Уважаемые знатоки, все задания выполнены, на все вопросы даны ответы и пришло время подвести итоги.

Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.)

Что же вы можете сказать о М. Пришвине? Автор рассказа какой: добрый, строгий или неравнодушный?

Дети отвечают.

Все сегодня молодцы,

К уточке ходили мы,

С ней играли, песни пели,

Покормили, пошумели.

За это уточка для вас

Подарки принесла сейчас.

В корзиночке они лежат

И вас обрадовать спешат.

Ведущий поздравляет победителей.

По рассказу М. Пришвина можно сделать интересную поделку в технике «ниткография» или аппликацию с использованием ниток (приложение 2).

Читаем и творим

Кто из детей не читал истории про барона Мюнхгаузена? Не видели? Ну, тогда самое время сходить в книжный магазин и купить для ребят занимательные истории про барона и прочитать.

Кто же это такой? Что это за барон, про которого пишут книжки и создают детские мультфильмы?

Барон Мюнхгаузен – герой книги «Приключения барона Мюнхгаузена», которую написал Р.Э. Распе, а перевел на русский язык К.И. Чуковский. Веселые и смешные рассказы о находчивом Мюнхгаузене порадуют вашего ребенка. Барон и на ядре летал, и порох поджигал искрами из глаз, и видел сырный остров с вежливыми деревьями, и даже смог долезть до Луны по стеблю боба!

«Не моя вина, если со мной случаются такие диковины, которых еще не случалось ни с кем. Это потому, что я люблю путешествовать и вечно ищу приключений…», – говорил барон.

Интересный факт: очень давно, еще в XVIII в., в Германии жил настоящий барон Мюнхгаузен. Был он военным, а некоторое время даже жил в России. Воевал с турками, а после войны рассказывал невероятные истории из своей жизни, полные приключений и диковинных рассказов. А так как истории были настолько фантастическими, невероятными и неправдоподобными, то всех лгунишек теперь называют «мюнхгаузенами».

Кроме музея-усадьбы Мюнхгаузена в г. Лимбажи, недалеко от Риги, и музея барона в Германии, есть необыкновенный музей Мюнхгаузена и в Москве. Свои экспозиции этот музей представлял на выставке во Всероссийском выставочном центре в марте 2011 г., где была открыта «Галерея частных музеев». В качестве гостя был приглашен, конечно, не сам барон, а его потомок – барон Матиас-Вернер Хейно Рембрант фон Мюнхгаузен.

Прочитайте вместе с детьми рассказы о веселых приключениях Мюнхгаузена, рекомендованные для детей дошкольного и младшего школьного возраста: «Приключения Мюнхаузена», «Между крокодилом и львом», «Меткий выстрел», «Павлин», «Чудесный остров», «Первое путешествие на Луну», «Конь на столе», «За волосы», «Сырный остров» и др. А чтобы читать было интереснее, сделайте вместе с ребенком поделку-игрушку к рассказу.

Зачем использовать творческие задания при чтении произведений? Во-первых, это повышает самостоятельность ребенка, во-вторых, возбуждает интерес к прочитанному, в-третьих, развивает мелкую моторику в сочетании с развитием речи и совершенствованием техники работы с материалами. И, безусловно, творческое восприятие произведений дает возможность попробовать себя в роли художника и рассказчика, скульптора и фантазера.

Опираясь на опыт Е.В. Колесниковой, автора пособий для дошкольников, хотим отметить, что творческие задания при чтении произведений помогают развить у детей аналитико-синтетическую деятельность мышления, логику, речь, воображение, память, внимание.

Сочетание чтения и творчества поможет ребенку быстрее запомнить содержание, ваш малыш будет помнить рассказ или сказку и героев, а также сможет легко ее пересказать своим друзьям и знакомым. Да при этом еще показать чудесную игрушку, сделанную, например, по рассказу барона Мюнхгаузена. Несомненно, при чтении рассказов Мюнхгаузена словарь ребенка пополнится такими словами, как: фантазер (тот, кто любит мечтать, выдумывать), выдумщик (ловкий на выдумки, изобретательный), лжец (тот, кто говорит неправду, наводит напраслину) и, конечно же, будет знать значение выражения: «Ну ты и Мюнхгаузен»!

Творческие задания играют огромную роль в формировании познавательных интересов и развитии личности при чтении рассказов, сказок, басен. При чтении произведений с ребенком необходимо использовать как традиционные (пересказ, драматизация, речевые игры и т. д.), так и нетрадиционные (поиск, схема, формирование собственного отношения к герою и ситуации и т. д.) методы и приемы (использование различных техник и материалов).

Мастер-класс «Заяц»
(рассказ «Восьминогий заяц»)

Всем детям известно, что у зайца только четыре ноги, тогда почему же в рассказе он восьминогий? Само название уже должно заинтересовать, заинтриговать и развеселить ребенка.

«Представьте себе мое удивление, когда я увидел, что у этого зайца, кроме его обычных ног, были еще запасные. У него было четыре ноги на животе и четыре на спине! Да, на спине у него были отличные, крепкие ноги! Когда нижние ноги у него уставали, он перевертывался на спину, брюхом вверх, и продолжал бежать на запасных ногах. Немудрено, что я как угорелый трое суток гонялся за ним!»

Правда, из рассказа лучше «удалить» несколько строчек, не читать их ребенку: «На третий день мне все-таки удалось подстрелить этого проклятого зайца». Но, как говорится: «Из песни слов не выбросишь», поэтому вам самим решать, читать эти строки или нет… Интересно, что самый первый перевод книги про Мюнхгаузена был сделан писателем Н.А. Осиповым, называлась его книга так: «Не любо – не слушай, а лгать не мешай».


Рис. 5


Рис. 6


Рис. 7


Рис. 8


Итак, «Восьминогий заяц»… Слепите из пластилина забавного зайца с восемью ногами, о котором будет знать барон Мюнхгаузен, вы и ваш малыш. И, конечно, те, кому ваш ребенок покажет зайца и расскажет, почему у него столько ног.

Что нужно? Пластилин, зубочистки, скалка.

Как делать?

Вылепить туловище, голову и ноги. Скрепить зубочистками (рис. 5–8). А после лепки можно провести пальчиковую игру.

Пальчиковая игра


Если у вас под рукой нет пластилина, а поделку к рассказу ребенок сделать очень хочет, зайца можно смастерить из бумаги очень быстро, за несколько минут.

Что нужно? Шаблон, бумага, клей.

Как делать?

Переведите шаблон, нарисуйте мордочку зайца и склейте. Игрушка готова! Если хотите сделать восьминогого зайца, приклейте дополнительные лапки (рис. 9–11).


Рис. 9


Рис. 10


Рис. 11

Мастер-класс «Мюнхгаузен на коне»
(рассказы «Конь на столе», «Полконя», «За волосы»)

«Я направил коня к окну и, как вихрь, влетел в столовую. Дамы сперва очень испугались. Но я заставил коня вспрыгнуть на чайный стол и так искусно прогарцевал среди рюмок и чашек, что не разбил ни одной рюмки, ни одного самого маленького блюдца».

Что нужно? 3 прищепки (2 для коня и 1 для наездника), бумага, клей, ножницы.

Как делать?

Нарисуйте на картоне коня, раскрасьте его и прикрепите к нему ноги-прищепки. Конь будет устойчиво стоять на столе. Сделайте наездника – Мюнхгаузена. Для этого нужно раскрасить прищепку по желанию, сделать шляпу и «посадить» наездника на коня (рис. 12–14).


Рис. 12


Рис. 13


Рис. 14


Можно играть и рассказывать необыкновенные истории Мюнхгаузена.

«Я помчался на передней половине коня по направлению к лугу. Там я действительно нашел заднюю половину коня. Она мирно паслась на зеленой поляне. Я немедленно послал за военным врачом, и он, недолго думая, сшил обе половины моей лошади тонкими лавровыми прутьями, так как ниток у него под рукой не случилось».

Пофантазируйте с пластилином. Придумайте поделку вместе с ребенком.

«Схватив себя за эту косичку, я изо всех сил дернул вверх и без большого труда вытащил из болота и себя, и своего коня, которого крепко сжал обеими ногами, как щипцами. Да, я приподнял на воздух и себя, и своего коня, и если вы думаете, что это легко, попробуйте проделать это сами».

К этому рассказу можно сделать очень интересного коня из лоскутков ткани, ниток или просто аппликацию.

Мастер-класс «Вишневый олень»
(рассказ «Необыкновенный олень»)

«Каково же было мое изумление, когда из чащи леса прямо на меня выпрыгнул великолепный олень, у которого между рогами росло высокое развесистое вишневое дерево! Ах, поверьте, это было очень красиво: стройный олень и на голове у него – стройное дерево!»

Сделайте поделку-игрушку «Вишневый олень». Времени потребуется совсем немного.

Что нужно? Картонный цилиндр (можно взять цилиндр от туалетной бумаги), гофрированная бумага, салфетка, клей, ножницы.

Как делать?

Оклейте гофрированной (или просто цветной) бумагой картонную трубочку (цилиндр). С одной стороны, снизу, приклейте полоску темной бумаги – это копытца (у нас не было темной бумаги, и копытца мы оставили желтыми). Чтобы сделать ноги, нужно простым карандашом наметить линии прорезей и вырезать. Как сделать рога? Можно взять сухие веточки, а лучше гофрированную бумагу. Для этого вырезается полоска бумаги 7 × 18 см и делаются 3–4 надреза, которые скручиваются жгутиками. Чтобы сформировать голову, можно в цилиндр положить мятую бумагу или сделать из салфетки цветок. Для этого нужно из нескольких слоев салфетки сделать квадрат, скрепить посередине степлером, обрезать края, сформировав круг диаметром больше, чем цилиндр (примерно 5 см) и распушить. На цилиндр приклеить нос, сделанный из гофрированной бумаги (вырезать круг, сформировать шар, наполнить его обрывками из бумаги) или приклеить готовый, пластмассовый.

Теперь нарисуйте, вырежьте и приклейте глаза и уши. Хвост сделайте из скрученной гофрированной бумаги, шпагата или ниток. Ну а вишни можно сделать из пластилина (рис. 15, 16).


Рис. 15


Рис. 16


Вот такой сказочный олень готов! С ним можно играть и рассказывать сказку.

Если найти бумажный цилиндр в данный момент сложно, поделку можно сделать по-другому: в виде аппликации или рисунка. Если ее вырезать, с ней тоже можно играть и даже разыграть целое представление.

Что нужно? Пальчиковые краски, ножницы, клей (рис. 17–21).


Рис. 17


Рис. 18


Рис. 19


Рис. 20


Рис. 21


«Необыкновенный олень» – интересный рассказ, но опять с выбором: читать или не читать ребенку некоторые строчки. Можно и пропустить три предложения, да простит нас автор рассказа: «…Я прицелился, выстрелил, олень замертво грохнулся на землю. Таким образом, с одного выстрела я сразу получил жаркое и вишневый компот…». Но самое интересное, что дети воспринимают эти строчки совершенно спокойно, для них рассказ интересный, смешной и веселый. Они видят и представляют себе только необычное: оленя с рогами, на которых выросли вишни. Если даже ребенок загрустит, может быть заплачет, попробуйте выйти из этой ситуации.

Приведем рассказ О. Пиккало, которая проводит детские музыкальные лектории: «Однажды я рискнула провести концерт с симфоническим оркестром и осуществить давнишнюю свою мечту – представить на суд детской публики “Детский альбом” П.И. Чайковского в замечательной оркестровке Б. Савельева. Концерт вызвал интерес и прошел с большим успехом. После концерта получила письмо мамы одного из постоянных слушателей “Пикколо” с вопросом: зачем я рассказала об одной из пьес цикла “Похороны куклы”? Слушая пьесу, ее сын заплакал. Я уверила ее, что это совсем не плохо. Детям иногда полезно расстроиться и почувствовать грусть, скуку, сильную усталость, даже голод, злость вместе с другими состояниями – радости, любви, счастья. Второе будет неполным, если малыш не ощутит первое. Задача взрослых – объяснить детям их состояние, сказать им: “Ты почувствовал грусть. Ты грустишь. Но кукла потом ожила”»[1].

Есть один педагогический прием, секрет, как «обмануть ситуацию». Выше мы говорили о том, что при чтении можно использовать нетрадиционные методы обучения. Один из таких методов называется «Придумай конец рассказа сам». Не читайте ребенку конец, а поиграйте, предложив ему побыть Мюнхгаузеном и придумать, что же было дальше, а при помощи поделки обыграйте придуманный конец рассказа. Кстати, Дж. Родари любил пользоваться этим приемом и даже создал серию сказок, у которых три конца. Он считал, что такие сказки – это игра. Он писал: «Прочитайте сказку, рассмотрите картинки, подумайте над ними и решите, какой же все-таки должен быть конец… Лучше играть с друзьями. Так веселее. А главное, можно посоветоваться: у кого богаче фантазия, кто придумает лучше и интересней!»[2]

Можно использовать прием фантазирования «Сказка наоборот». Предложите ребенку придумать свой сюжет рассказа, но только наоборот. Например, что произойдет в сказке «Три поросенка», если рассказать ее наоборот: волк – добрый, поросята – злые и хитрые? Что произойдет в рассказе про барона Мюнхгаузена наоборот?

Если сильно зацикливаться на жестокости в детских художественных произведениях, можно найти жестокость и у любимых детьми и взрослыми классиков, таких как А.С. Пушкин, К. Чуковский, Дж. Родари и т. д., и даже у современных детских поэтов, например, в сказках А. Усачева. Поэтому не стоит видеть в рассказах Мюнхгаузена насилие, дети в них находят для себя и плохое, и хорошее как во всех русских сказках.

Мастер-класс «Рыба-кит»
(рассказ «Встреча с китом»)

«Скала, на которую мы налетели, оказалась вовсе не скалой. Это был кит колоссальных размеров, который мирно дремал на воде. Налетев на него, мы разбудили его, и он так разозлился, что схватил наш корабль зубами за якорь и целый день, с утра до ночи, таскал нас по всему океану».

Что нужно? Прищепка, цветная бумага, ножницы, клей.

Как делать?

Вырежьте из бумаги кита, раскрасьте, разрежьте на две части. Приклейте к прищепке. Получится кит-игрушка, который открывает и закрывает рот. Маленький кораблик, сделанный из бумаги, можно приклеить с обратной стороны. Его будет видно, только когда кит откроет рот.


Рис. 22


Рис. 23


Рис. 24


Рис. 25


Но если окажется, что под рукой нет прищепки, кита можно сделать из простой полоски бумаги. Очень интересная и оригинальная поделка!

Что нужно? Синий картон формата А4, белая бумага, карандаши или фломастеры, ножницы, клей.

Как делать?

Вырежьте из синего картона две полоски разной длины. На короткой полоске отступите от края 0,5–1 см и загните край. На обеих полосках нарисуйте и вырежьте хвост. Теперь нужно приклеить хвосты, наложив одну полоску на другую и склеить с другого конца. Из белой полоски сделайте рот. А чтобы получился фонтан, полоску белой бумаги нарежьте бахромой, скрутите в рулончик и приклейте к спине кита (рис. 22–25).

Мастер-класс «Сыр и мышка»
(рассказ «Сырный остров»)

«Сырный остров, к которому пристал наш корабль, был сделан из отличного голландского сыра! Да-да, не смейтесь, я рассказываю вам истинную правду: вместо глины у нас под ногами был сыр. Мудрено ли, что жители этого острова питались почти исключительно сыром! Но сыра этого не становилось меньше, так как за ночь его вырастало ровно столько, сколько было съедено в течение дня».

Что нужно? Цветная бумага, ножницы, клей.

Как делать?

Вырежьте желтые полоски бумаги разной длины и ширины: одну длинную и 6 коротких, 4 синих, 1 широкую и 2 узких.

Склейте полоски: большую желтую в виде треугольника, а маленькие в виде цилиндров. Склеив длинную желтую полоску, получим основу для сыра. Из коротких полосок нужно склеить маленькие цилиндры и вклеить внутрь треугольника. Из синих полосок сделать мышку. Склеив концы широкой синей полоски, получим туловище мышки, из узких полосок сделать ушки и хвостик. Поделка готова (рис. 26–32).


Рис. 26


Рис. 27


Рис. 28


Рис. 29


Рис. 30


Рис. 31


Рис. 32


Можно сделать целый сырный остров.

Как делать?

Возьмите желтую бумагу, сложите ее вчетверо.

Нарисуйте дырочки для сыра и вырежьте их. Разверните. Большой кусок сыра готов! Сделать таких кусочков разного размера столько, сколько вместит ваш остров.

А дальше начинаем фантазировать. Можно посадить мышек. Ведь они так любят сыр!

Мышек очень просто нарисовать и вырезать. Для устойчивости можно склеить по контуру две половинки, верх и низ не клеить. Приклеить или нарисовать уши и глаза.

Можно не только делать поделки, но играть с ними! Например, посчитать, сколько дырочек – норок в сыре, сколько дырок в сыре больших, а сколько маленьких, сколько мышей сереньких, а сколько желтеньких. А если желтая мышка убежит, сколько мышек останется?

Можно дать задание: положи столько пуговиц, сколько насчитаешь больших дырочек-норок в сыре и т. д.

Мастер-класс «Необыкновенный виноград»
(по рассказу «Сырный остров»)

«Весь остров был покрыт виноградниками, но виноград там особенный: сожмешь его в кулаке, а из него вместо сока течет молоко».

«Молочный виноград» можно сделать из соленого теста, глины, бумаги, пуговиц, пластилина, пластмассовых крышек, камешков и стеклянных бусин. Выбирайте любой материал. Можно сделать панно с виноградом, магнит на холодильник или украсить виноградом баночку или бутылку (рис. 33, 34).


Рис. 33


Рис. 34


Книга с рассказами про барона Мюнхгаузена – прекрасный повод подарить веселое настроение и счастливые минуты совместного чтения и творчества. Вместе читать, мастерить и просто смеяться… Читайте и творите с удовольствием!

Рассказы барона Мюнхгаузена можно использовать для развития воображения и даже мышления. Позвольте ребенку воображать, мечтать, выдумывать, фантазировать. Благодаря этому ребенок открывает для себя неизведанное, развиваются речь и мышление. С возрастом рамки воображения начинают сужаться, ребенок постепенно переходит к более рациональному мышлению, оперируя реальными фактами из жизни. Если не развивать воображение и фантазию, велика опасность потерять нить к развитию нестандартного мышления, и, как следствие, подавить лидерские качества ребенка. А ведь каждому из нас хочется воспитать творческую личность и уверенного в себе ребенка, лидера и оптимиста.

В Школе раннего развития «Азбука[3]» работает студия ТРИЗ. Педагоги используют на занятиях общую теорию сильного мышления, разработанную основателем ТРИЗ Г.С. Альтшуллером.

На этих занятиях дети сами придумывают истории, сказки, изобретают, фантазируют, делают открытия, создают оригинальный новый продукт. ТРИЗ-занятия очень нравятся детям, потому что даже малыши на них могут в свободной форме выражать свои мысли, в игровой форме делать выводы, умозаключения, анализировать, раскрывать и активизировать свой творческий потенциал. Изобретательство – вот конек ТРИЗ! Ведь без умения фантазировать, мечтать, изобретать невозможно создать что-то новое. Например, наши воспитанники, занимающиеся по ТРИЗ, могут рассказать не только о том, какой запах имеет счастье, но и какой смех у мамы, что такое помидыни и огурбузы, маливишня и репуста.

Существует множество способов и методов фантазирования и развития воображения.

Например, такие:

– чтение и пересказ сказок, обсуждение и рассказывание прочитанного;

– поощрение желания ребенка о чем-то рассказать, не перебивая, выслушав до конца все, что он хочет рассказать, обсудить вместе рассказанное;

– ролевые игры – замечательный метод развития воображения;

– развитие творческого потенциала ребенка. Не запрещать лепить, рисовать, клеить, когда ему захочется это сделать;

– рисование «того, не знаю чего», или «того, чего нет на свете», «ни сладкого, ни соленого, ни белого, ни черного», «ни овоща, ни фрукта» и т. д.;

– обогащение словаря словами, встречающимися чаще всего в русских народных сказках, фантастических мультфильмах и детских кинофильмах: шапка-невидимка, скатерть-самобранка, Василиса Премудрая, говорящая шляпа, летающий корабль, волшебная борода и т. д.;

Конец ознакомительного фрагмента.