Вы здесь

Подготовленный разум: 8 навыков современного лидера. Часть II. Навыки лидера с подготовленным разумом (Билл Уэлтер, 2008)

Часть II

Навыки лидера с подготовленным разумом

Глава 3

Наблюдение: выход за пределы видимого

Украден ценный скаковой конь по кличке Серебряный. Инспектор Грегори из Скотланд-Ярда спрашивает у Шерлока Холмса, нет ли моментов, на которые стоило бы обратить особое внимание. «На странное поведение собаки в ночь преступления», – отвечает Холмс. «Собаки? Но она никак себя не вела!» – восклицает инспектор. «Это-то и странно[3]», – замечает Холмс [1].

Персонаж Артура Конан-Дойла уже более ста лет поражает нас своей наблюдательностью. Его способность замечать малейшие детали зачастую играла решающую роль в раскрытии преступления. Рассказы о Шерлоке Холмсе – это не приключения гангстеров; это истории о возможностях, которые открывает наблюдательность. Выражаясь языком подготовленного разума, сфера возможностей, которой занимается Шерлок Холмс, касается преступлений, а его ментальные схемы отображают мышление преступника.

Теперь обратимся к 1980 году. Книга «Мегатренды» Джона Нейсбита стала бестселлером, продержавшись на вершине рейтинга в течение шестидесяти недель. Дж. Нейсбит сделал то, что мог бы сделать каждый из нас: он описал свои впечатления от увиденного и рассказал о событиях, которые при этом разворачивались. В чем же секрет? Просто Нейсбит отличался любознательностью и нашел время понаблюдать, какие направления развиваются. Другой автор, Фэйт Попкорн, воспользовалась своей наблюдательностью, чтобы проследить за глобальными изменениями, имевшими место в 1990-х годах. Она стала выпускать периодическое издание Popcorn Reports, посвященное наблюдениям и новым направлениям. Еще один пример: Клей Кристенсен и его «Команда стратегий и инноваций» из Гарвардской школы бизнеса дважды в неделю рассылают свои комментарии к последним событиям в сфере бизнеса. Какова их сфера возможностей? Общество в целом. Их ментальные схемы? Развитие новых направлений и исчезновение существующих [2].

О ком бы из перечисленных выше ни шла речь – о Шерлоке Холмсе, Джоне Нейсбите, Фэйт Попкорн или Клее Кристенсене, мы считаем их наблюдательность интересной и даже в чем-то таинственной способностью. Как им удается разглядеть то, чего не видят другие? Почему они опережают нас в своих достижениях? На самом деле все очень просто: они могут замечать какие-то вещи только потому, что внимательно смотрят на них. Это выглядит очень просто, даже банально, но почему же тогда большинство компаний оказываются не готовыми к происходящим изменениям?

Смотреть и видеть

Почему компания General Motors не обратила внимания на марку Toyota несколько десятилетей назад? Почему никто из нас не удостаивает вниманием бренд Hyundai в начале XXI века? Что мы теряем, когда не ведем активных наблюдений за происходящим? Утверждение о том, что нужно «смотреть и видеть» и находиться в постоянном поиске, звучит просто, однако применить его на практике довольно сложно. Наблюдение – отнюдь не пассивный процесс. Это более чем активный процесс, тесно связанный с понятием парадигмы, которое ввел Томас Кун в начале 1960-х годов. (В 1990-х годах оно стало толчком для творчества Элен Ланджер.)

Томас Кун, впоследствии ставший почетным профессором философии Массачусетсского технологического института, написал фундаментальный труд «Структура научных революций», в котором представил исторический обзор и объяснение феномена парадигм. Т. Кун писал[4]:

Изучение парадигм, в том числе парадигм гораздо более специализированных, чем названные мною здесь в целях иллюстрации, является тем, что главным образом и подготавливает студента к членству в том или ином научном сообществе. Поскольку он присоединяется таким образом к людям, которые изучали основы их научной области на тех же самых конкретных моделях, его последующая практика в научном исследовании нечасто будет обнаруживать резкое расхождение с фундаментальными принципами. Ученые, научная деятельность которых строится на основе одинаковых парадигм, опираются на одни и те же правила и стандарты научной практики [3].

Иначе говоря, поскольку ученые, работающие в одной сфере, имеют общие модели, их картина мира совпадает.

Т. Кун писал об истории науки, однако его наблюдения можно применить и к менеджменту, и к лидерству. Проблема заключается в том, что зачастую и ученый, и лидер подменяют подход «я поверю в это, когда увижу это» подходом «я вижу это, потому что верю в это». Очень часто мы склонны видеть то, во что верим, и не замечать того, во что не верим.

Далее Кун рассматривает влияние смены парадигм. И следует обратить на это особое внимание, потому что мы хотим развить нашу наблюдательность: «…когда парадигмы меняются, вместе с ними меняется сам мир. Увлекаемые новой парадигмой ученые получают новые средства исследования и изучают новые области. Но важнее всего то, что в период революций ученые видят новое и получают иные результаты даже в тех случаях, когда используют обычные инструменты в областях, которые они исследовали до этого»[5] (курсив наш) [4].

С позиции лидерства, основанного на подготовленном разуме, парадигмы представляют собой квинтэссенции того, как мы мыслим об окружающем мире. Но они абсолютно бесполезны, если не имеют связи с реальностью. Когда такое происходит, мы можем видеть что-либо, но не наблюдать.

По аналогии, Элен Ланджер, профессор социальной психологии Гарвардского университета, сделала подробное описание наблюдательности и, что еще более важно, внимательного поведения. Она предлагает три наиболее важные отличительные черты применения наблюдательности в повседневной жизни: 1) создание новых категорий, что можно назвать выделением новых оттенков; 2) открытость новой информации, которая может не совпадать с существующими категориями; 3) признание наличия разных точек зрения, т. е. понимание того факта, что наша точка зрения не является единственно правильной [5].

Вторая характеристика в приведенном списке – открытость новой информации – относится как раз к самой сути наблюдательности и, возвращаясь к положениям Куна, к тем трудностям, которые сопровождают процесс наблюдения за миром. На нас постоянно обрушивается огромное количество информации, ощущений, и, независимо от того, осознаем мы это или нет, постепенно мы становимся менее восприимчивыми к новым данным. Речь идет не столько о том, чтобы обратить внимание на новую информацию о мире, но, прежде всего, о том, чтобы вовремя убрать «фильтры» и позволить нужным сведениям проникнуть в наше сознание.

В течение последних тридцати лет в мире бизнеса проявляется выраженное стремление к изменениям и к управлению этими изменениями. Нам удалось избежать соблазна притормозить и просто ждать, когда эта волна захлестнет нас. Мы видим, что изменения стоят у порога нашего бизнеса, и пытаемся определить, как приспособить к ним нашу организацию. Мы приглашаем известных консультантов, пользуемся их методами, и зачастую все становится на свои места. Однако в большинстве случаев мы не обращаем внимания на постоянные мелкие изменения, происходящие вокруг нас. Почему? Мы их просто не видим. Но проблема в том, что именно из этих мелких изменений выстраивается общая картина, и, как это очень часто бывает, они подкрадываются к нам незаметно.

Наблюдения с помощью подготовленного разума

Мы видим вещи не такими, какие они есть, а такими, какие мы есть.

Анаис Нин[6]

В терминах теории подготовленного разума, наблюдение – это навык приема новой информации из окружающей действительности, а также ее последующая интеграция с уже имеющейся с тем, чтобы отобрать, категоризировать и представить полученные данные как нечто осмысленное. Это «нечто осмысленное» способствует дальнейшему обдумыванию ситуации и начинает очерчивать сферу возможностей. Вызов здесь заключается в способности выйти за рамки привычного мышления[7]. Однако в данном случае вызов может означать и необходимость изменить размеры и даже форму привычных «рамок».

Подумайте о том, какое значение имеет временной фактор при прохождении цикла восприятия-действия. Ситуация буквально забрасывает нас новыми данными, мы пребываем в постоянной борьбе, пытаясь извлечь из них информацию, которую в состоянии осмыслить. Почувствовав, что полученные данные говорят о предстоящих изменениях в сфере конкуренции (и это после того, как мы уже начали действовать), мы почти уверены в том, что имеем дело со сценарием «хорошие новости – плохие новости».

Хорошие новости означают здесь, что нам понятно направление ответных действий. Но поскольку это именно ответные действия, то очень часто мы просто идем по следам наших конкурентов. Например, конкурент выпустил новый вид продукции. Как только мы осмыслим возможное влияние этого продукта на рыночную ситуацию, тут же сознаем, что нам необходимо объединить особенности и выгодные черты этого продукта. И затем прилагаем нечеловеческие усилия, чтобы в ответ на действия конкурента разработать точно такой же продукт и как можно скорее выпустить его на рынок. Плохие новости означают, что продукция нашего конкурента оказалась на рынке раньше нашей, т. е. нас лишили возможности выбора. Конкуренты установили свои правила игры, и, хотим мы того или нет, мы должны им следовать. Разум нашего конкурента был обращен на собственно действия, а наш – на копирование его действий.

Не лучше ли было бы сосредоточиться на том, на что способны наши конкуренты, и попытаться поскорее осмыслить это, отслеживая наиболее явные показатели? Ваши менеджеры по продажам знают, когда продукция или услуга конкурента выходит на сцену. А как насчет вашего конструкторского отдела? Отслеживают ли ваши инженеры и дизайнеры идеи, всплывающие в публикациях и выступлениях работников аналогичного отдела конкурирующей фирмы? Если да, то прислушиваетесь ли вы к тем «занимательным вещам», о которых вам рассказывают ваши сотрудники и которыми сейчас заняты ваши конкуренты?

Итак, у нас есть два сценария. Первый – предпринять ответные действия с целью догнать конкурента после того, как он уже предпринял что-либо. Второй сценарий состоит в том, чтобы отслеживать подсказки, неизбежно просачивающиеся со стороны конкурента. Как может работать этот вариант? В рамках его мы интересуемся выданными патентами; беседуем с поставщиками, услугами которых пользуемся и мы, и наши конкуренты; звоним наиболее перспективным клиентам, пытаясь продать свою продукцию; слушаем выступления представителей конкурирующих компаний во время специализированных выставок и презентаций; словом, ведем наблюдение за общей экосистемой бизнеса, в которой находимся. Навык наблюдения позволяет нам заранее увидеть направление, в котором будет двигаться наш конкурент. Это дает нам время на то, чтобы осмыслить его вероятные действия. Возможно, наши выводы об обновленном продукте будут совпадать с выводами нашего конкурента, а возможно, будут различаться. Суть в том, что у нас есть возможность действовать, а не просто реагировать на сложившуюся ситуацию, и у нас достаточно широкий выбор вариантов, потому что мы имеем запас времени. Благодаря навыку наблюдения мы можем больше сосредоточиться на ценных ресурсах, времени, больше сил направить на восприятие и осмысление окружающего мира и изменений, происходящих в нем.

Это пример ситуации, с которой всем нам приходится сталкиваться. Мы можем ждать, чтобы наконец увидеть очевидное; либо можем совершенствовать навык наблюдения, как наш личный, так и организации в целом, и отслеживать подсказки, которые отнюдь не будут очевидными.

Парадокс наблюдения: мы часто смотрим, но редко наблюдаем

Когда речь идет о навыке наблюдения, можно ожидать, что нам предоставят примеры, связанные с поведением, сценариями, конкретными вещами, которые мы видим, слышим, способны осязать или обонять. Наблюдение подразумевает элементарную способность начать цикл восприятия-действия, т. е. собственно восприятие. Однако, если бы навык наблюдения имел отношение только к окружающей обстановке, как тогда объяснить тот факт, что мы не наблюдаем за всеми процессами, которые воспринимаем? Почему две компании, находящиеся в одних и тех же условиях, не совпадают в своих наблюдениях?

Наблюдение, как мы его понимаем в контексте теории подготовленного разума лидера, подразумевает не просто сбор необработанных данных об окружающей действительности. Наблюдение с помощью подготовленного разума предполагает поиск смысла. Поиск смысла, содержащегося в имеющихся данных, обусловливает нашу интерпретацию наблюдаемого, что и выходит на первое место в этом наблюдении.

Но проблемы с навыком наблюдения обычно не связаны с отсутствием достаточного количества данных об окружающей действительности. Как правило, данных более чем достаточно. Трудность, главным образом, заключается в том, чтобы определить, на какие именно сведения следует обратить внимание. Кроме того, мы часто тратим много времени на «срочные» дела, которые, по большому счету, не имеют значения для бизнеса и семейной жизни, упуская из виду то, что действительно может указать на необходимость приступить к циклу восприятия-действия с тем, чтобы принять такое решение и осуществить такие действия, которые впоследствии будут иметь значение.

Проблемы также возникают, когда мы неправильно истолковываем имеющиеся данные. Мы, например, можем предложить свою теорию, объясняющую, почему данная стратегия была эффективной или неэффективной, но на самом деле не способны глубже проникнуть в суть вопроса и возможных причин происходящего, о которых говорил Крис Аргирис, имея в виду двойную петлю обучения [6]. Первый шаг заключается в том, чтобы согласовать наши ментальные схемы с полученными данными. На втором этапе мы задаем себе вопрос: верны ли наши ментальные схемы?

Неверные действия могут быть результатом неверных наблюдений. Часто это случается по причине того, что мы ищем какую-либо связь с уже известным. Увидев нечто новое в окружающей действительности, мы можем приспособить его к тому, что нам уже известно. Мы склонны сосредоточиваться только на тех особенностях, которые кажутся нам знакомыми или определяют нечто, идентифицируемое как уже известный сценарий. Впоследствии мы оказываемся не в состоянии увидеть скрытые структурные различия и следующие из них выводы.

Вспомните, например, какие сотовые телефоны вы покупали за последние десять лет. А теперь задайте себе вопросы: когда в компании Motorola обратили внимание на вытеснение аналоговых систем цифровыми? Когда в компании Nokia разглядели, что на первое место выходит не технология, а классный дизайн? На оба вопроса один ответ: «Слишком поздно».

Три основных понятия

Чтобы усовершенствовать навык наблюдения, мы можем овладеть специальной техникой, которая сделает нас хорошими наблюдателями. Например, мы можем составить план совершенствования навыка наблюдения, и выглядеть он будет примерно так.

1. Ежедневно замечать что-нибудь из происходящего в моей компании и записывать в журнал, что это означает для меня.

2. Посещать офисы в разных регионах и отмечать разницу в стиле работы, в том, что находится у людей на рабочих столах, другие детали, указывающие на корпоративные и культурные различия.

3. Читать больше книг и статей об области, в которой работает моя компания; основываясь на своих наблюдениях в свете материала прочитанной статьи (книги), письменно подытоживать то, к чему, с моей точки зрения, движется данная отрасль.


Для того чтобы развить у себя подготовленный разум, недостаточно просто овладеть какой-либо техникой. Если вы стремитесь к гибкому стратегическому мышлению и хотите применять навыки подготовленного разума, вам необходимо понимать истоки этих навыков и понятия, лежащие в их основе. Кроме того, необходимо обеспечить возможность совершенствования указанных навыков, а также научиться преодолевать возможный риск и отвечать на вызовы, связанные с применением каждого из них.

Три основных понятия, имеющих отношение к навыку наблюдения: 1) внимание; 2) восприятие; 3) распознавание паттернов.


Внимание

Экономия внимания для многих руководителей в бизнесе стала мировоззрением. Сказанное относится и к тем областям, в которые традиционно вкладывались деньги с целью привлечения внимания людей (реклама, маркетинг, телевидение [7]), и к сферам, совершенно от них далеким.

Главное утверждение, лежащее в основе положения об экономии внимания, состоит в том, что клиент располагает рядом вариантов выбора. Множество разных вещей буквально борются за привлечение его внимания. Но все больше и больше клиентов отказывают коммерческой рекламе в своем внимании. Следовательно, чтобы достучаться до клиента, добиться того, чтобы он узнал нас, думал о нас именно так, как мы того хотим, нам необходимо разрабатывать продукцию, услуги, бизнес и рекламу таким образом, чтобы последние согласовывались (и на эмоциональном, и на когнитивном уровне) с ценностями клиента и производили впечатление легкодоступных. Речь идет не только о продаже мыла или автомобилей. Такой подход предполагает привлечение таланта управленцев и специалистов по кадрам. Он требует внимания и сплоченности как для бизнеса, так и для занятий благотворительностью, и даже для того, чтобы отправить детей в школу. Согласны мы с таким мировоззрением или нет, оно подводит нас к классическому понятию когнитивной психологии – вниманию.

В 1890-м году Уильям Джеймс[8] писал: «Всем известно, что такое внимание. Это процесс приобретения, который происходит в разуме, в четкой и ясной форме, и выделяет один из нескольких, взятых одновременно, предметов или мыслей. Локализация и концентрация сознания являются основными моментами в этом процессе, что предполагает отстранение от одних вещей, чтобы лучше понять другие» [8]. Предложенное Джеймсом более ста лет тому определение внимания до сих пор актуально.

Если определять данное понятие более узко, то внимание – это психический процесс, предназначенный для отбора того, что в дальнейшем будет обрабатываться с помощью интеллекта. Наши органы чувств могут воспринимать множество данных, но только те из них, на которые мы обращаем внимание, будут являться наблюдением; его стоит осмысливать посредством нашего разума.

Как и множество других навыков и основных понятий подготовленного разума, внимание, по крайней мере, частично, определяется содержимым нашего разума. С вами когда-нибудь случалось такое: вы покупаете новую машину, а затем неожиданно замечаете на улице огромное количество точно таких же авто? Дело вовсе не в том, что все окружающие вдруг бросились в ближайший автосалон, чтобы купить точно такую модель, как у вас. Просто мы начинаем повсюду видеть нашу машину, так как склонны обращать внимание на вещи, напоминающие нам то, что свежо в нашем разуме, или связано с сильными эмоциями, или относится к какой-либо проблеме, потребности, вопросу, которые занимают нашу память. Мы также склонны обращать внимание на то, что отличается от привычного содержимого нашего разума. Приходилось ли вам говорить своему ребенку: «Не надо так смотреть, солнышко», когда он оборачивался на странного прохожего, отличающегося от вашего привычного окружения?

Внимание необходимо для навыка наблюдения. Это своеобразный фильтр, с помощью которого мы отбираем, что именно воспринимать и осмысливать. Если мы хотим усовершенствовать навык наблюдения, нам придется более осознанно подойти к привычкам нашего внимания и принимать решение о том, чему уделять внимание, а также просить окружающих участвовать в этом процессе.


Заблуждались ли вы когда-нибудь?

Предлагаем небольшую выдержку из учебника по когнитивной психологии: «Можем ли мы уделять внимание более чем одной задаче одновременно?»

Вы можете выполнять два задания одновременно в случае, если они не похожи друг на друга, а также если они оба легкие и их выполнение у вас хорошо отработано. Это лучший вариант для подобной ситуации. Худший предполагает обстоятельства, когда вам приходится одновременно заниматься достаточно схожими вещами, но сложными, не отработанными на практике. Наиболее распространенный вариант предполагает выполнение двух не похожих друг на друга, но хорошо отработанных на практике заданий(к примеру, вы можете одновременно чистить зубы и придумывать идеи для предстоящей презентации).

Источник: Michael W. Eysenck, Mark T. Kean. Cognitive Psychology: A Student's Handbook (Mahwach, N.Y.: Erkbaum, 1990).


Восприятие

Если внимание напоминает перехватывание взгляда девушки или парня на школьной дискотеке, то восприятие – уже танец, который за этим следует и который превращает простой вечер в нечто значительное. Восприятие – это следующий этап обработки данных, полученных из окружающей действительности, в ходе которого эти данные преобразуются в информацию, обладающую определенным значением. Это просто необходимо в процессе развития навыка наблюдения. Одно рабочее определение восприятия звучит так: «Средство, с помощью которого информация, полученная из окружающей действительности через органы чувств, превращается в переживание предметов, событий, звуков, вкусовых качеств и т. д.» [9]. Таким образом, восприятие – процесс перевода информации в переживание. Восприятие переводит наше внимание на следующий уровень, обращает наши наблюдения в переживания, которые заставляют нас думать и чувствовать, даже если сам процесс восприятия на каком-то этапе кажется автоматическим или бессознательным.

Восприятие – это «танец», в котором участвует разум. А кто же партнеры? Первый партнер – информация, полученная из окружающей действительности (номер телефона, интонация голоса, новая история, лицо). Второй партнер – ментальные схемы: принимаемые нами понятия, связи и отношения между ними, гипотезы, ожидания и знания, полученные из предыдущего опыта и хранящиеся в памяти. Восприятие, подобно навыку обучения, предполагает конструирование значений путем объединения новой информации с уже имеющимися знаниями. Восприятие не так глубоко, как обучение, но при этом совершенно необходимо для восьми навыков подготовленного разума.

Цитируя Анаис Нин («Мы видим вещи не такими, какие они есть, а такими, какие мы есть»), мы частично имели в виду роль предварительного знания (включая убеждения, предпочтения, склонности, а также распознаваемые признаки) в процессе восприятия. В некоторых случаях наш разум готов принять новую информацию, основанную на уже имеющихся знаниях. Одной из причин, по которой навык наблюдения столь важен для подготовленного разума, является то, что, если мы хотим развить лидерские способности и продвинуться дальше того, что имеем на сегодняшний день, нам постоянно приходится, добавляя новую информацию, изменять наши ментальные схемы. Нам необходимо прилагать осознанные усилия для совершенствования и обогащения тех способов, с помощью которых мы по ходу наблюдения уделяем внимание, воспринимаем и распознаем паттерны. А это, в свою очередь, обогатит нашу понятийную систему и привнесет новые идеи.


Распознавание паттернов

Третье основное понятие, касающееся навыка наблюдения, – распознавание паттернов. Распознавание паттернов усложняет процессы внимания и восприятия, так как отслеживает и различает связи, возникающие в окружающем мире, и не просто заставляет нас наблюдать и реагировать на отдельные переживания, а направляет наш процесс осмысления на те модели, которые имеют значение. Многие психологи считают: мы способны распознавать паттерны потому, что в состоянии находить сходство между происходящими событиями и сложным переплетением идей, существующих в нашем сознании. В каком-то смысле, наш разум напоминает гобелен, в который мы можем вплетать новые нити.

Например, наблюдая периодическое увольнение персонала в некой компании, мы заключаем: это может означать необходимость сокращения расходов, а также то, что ее бизнес переживает определенные трудности. Почему мы восприняли увольнения как паттерн и предложили в связи с этим такую гипотезу? Потому что знания, полученные из нашего личного опыта, чтения газет, прослушивания новостей, и наблюдение за тем, как другие компании предпринимают аналогичные действия, сформировали у нас некий паттерн увольнений, связанных с сокращением расходов; а сокращение расходов, в свою очередь, ассоциируется с риском. Мы выстраиваем подобный паттерн не только по причине наличия некоторых сходных черт. Этому способствует также наличие связей, существующих внутри структуры, на которую направлено наше наблюдение. Итак, у нас есть понятие увольнений, связанное с понятием сокращения расходов, которое, в свою очередь, связано с понятием безработицы. Более-менее хорошо различая эти связи, мы в состоянии спрогнозировать более широкую модель, которую условно можно назвать «проблемная экономика».

Располагая достаточной информацией в контексте данной ситуации, мы можем научиться отыскивать такие паттерны. К примеру, мы определяем начало осени, глядя на нарядных малышей, идущих «первый раз в первый класс». Но понятие осени связано с различными паттернами. Мы ведь можем ориентироваться и на то, что листья скоро начнут менять цвет, а после этого – опадать.

Паттерны помогают организовать эффективное наблюдение с тем, чтобы не подвергаться атаке множества отдельных событий, не связанных друг с другом. Опасность состоит в том, что мы можем преждевременно установить связь какого-то события с тем или иным паттерном, игнорируя при этом другие варианты, саму возможность направить мысли по иному пути. Иногда случается так, что происходящее укладывается в рамки определенного паттерна, а потом мы замечаем, что дело обстоит совсем не так. Подобная ситуация обычно весьма стимулирует цикл восприятия-действия. Например, в прошлом году в Чикаго было холодное лето. Вместо привычного хода событий, когда листья меняют цвет в сентябре и октябре, жителям города пришлось наблюдать это в августе, что, безусловно, привлекло внимание людей. На деловых встречах и собраниях они говорили о том, как рано желтеют листья, пытаясь сообща осмыслить происходящие изменения и даже спрогнозировать, какой будет предстоящая зима.

Навык наблюдения зависит от нашей способности различать паттерны. Он также зависит от нашей способности определять случаи, когда реальность не соответствует имеющимся у нас паттернам. Последнее может указывать либо на предстоящую опасность, либо на предстоящие новые возможности.

Связываем понятия: базовые упражнения для совершенствования навыка наблюдения

Отслеживаем направления

Описанные в работе Дж. Нейсбита «Мегатренды» направления сами по себе, безусловно, представляют интерес. Но наиболее ценным, с нашей точки зрения, является метод отслеживания этих направлений, предложенный автором и его последователями. Данный метод базируется на трех основных понятиях, которые мы описали как составляющие навыка наблюдения: внимание, восприятие и распознавание паттернов. Дж. Нейсбит и его сотрудники изучили ряд различных региональных газет и журналов в поисках статей о направлениях производства и услуг. Спустя некоторое время исследователи смогли выделить основные направления развития и очертили сферы возможностей для большинства популярных на то время инноваций, а также категоризировали их в зависимости от продукции, услуг, спроса, другого бизнеса, социальных вопросов, которые, с их точки зрения, появятся в ближайшие десять лет.

Этим методом, самостоятельно или в группе лидеров, может пользоваться каждый из нас. Сокращенный его вариант подразумевает тематический анализ, который следует проводить один-два раза в год, даже если он сводится к простому прочтению материалов о появлении технологических новинок или «горячих новостях» в таких журналах, как Fortune, Business Week, MIT's Technology Review. Наблюдая за всевозрастающими требованиями к бизнесу и за развитием технологий, объединив эту информацию, мы можем встать на путь новых возможностей.


Рисуем общую картину

Как известно, лидеры, обладающие подготовленным разумом, отлично справляются с объединением деталей в одно целое. Например, исполнительный директор компании, имеющей отношение к вопросам здравоохранения, отслеживает инновации, изменения в законодательстве, которые сулят новые возможности в области телекоммуникаций, образования, государственного управления. Затем он объединяет разрозненные детали в единое целое и получает представление об интересующем его предмете – здравоохранении (например, о проблеме конфиденциальности, возникающей при дистанционном обследования пациента с использованием новейших методов). Далее менеджер обдумывает детали, касающиеся расположения помещений в здании больницы, а также незапланированные последствия, связанные, скажем, с персоналом или финансированием.

Вы можете усовершенствовать свой навык наблюдения, просто обратив внимание на компании, занимающие ведущие позиции в различных сферах, и посмотреть, с какими проблемами им приходится сталкиваться и каковы их соображения по этому поводу. Если вы увидите связи, существующие между этими сферами деятельности, то сможете также разглядеть те вещи, которые, вероятно, ранее остались бы незамеченными, что даст вам возможность более глубоко рассмотреть связи, существующие в окружающем мире. Подумайте о потенциальных шансах, таких как конференции, встречи выпускников, корпоративные вечеринки. Подобные мероприятия – прекрасный и удобный случай понаблюдать за ведущими компаниями в различных сферах.

Цикл наблюдения

Если мы хотим подготовиться к будущему, нам необходимо оставаться открытыми и честными для того, чтобы лучше наблюдать происходящие вокруг изменения. Некоторые из этих изменений очевидны, другие не столь заметны. На очевидные изменения обращают внимание все, а менее заметным уделяют внимание только обладатели подготовленного разума. Обратимся к вопросам, иллюстрирующим цикл восприятия-действия, как к способам влияния на внимание, восприятие и распознавание паттернов. Для начала рассмотрим рис. 3.1.


Рис. 3.1. Цикл восприятия-действия в наблюдении


1. Что выглядит необычным с точки зрения моих представлений о конкуренции?

В 1995 году компания St. Joseph Lead занимала 299-е место в списке Fortune 500. Компания занималась красками, бензином, материалами для пайки и сантехнических работ, и это неполный список сферы ее деятельности. На какие «странные» события не обратили внимания в этой компании? Что происходило на глазах у ее руководства, но отсутствовало в его ментальных схемах? Что можно было предпринять на месте руководства компании, обрати оно вовремя внимание на происходящие изменения? Иногда необычное событие означает лишь то, что оно необычно. А в другой раз такое событие может означать «звоночек». На какие необычные события вы не обратили внимания в течение последних нескольких лет?


2. Формируется ли сейчас какой-либо новый паттерн?

Один из способов возможного осмысления необычного события – попытка понять, возникает ли при этом какой-либо новый паттерн. Какие признаки сложившейся ситуации заставили компанию Toyota пойти на рискованный шаг – выпустить Prius, автомобиль с гибридным двигателем? Тогда на рынке не существовало гибридов, на сей счет не было и постановлений партии и правительства. И конечно же, тогдашних технологий было недостаточно для того, чтобы обеспечить техническую сторону производства, как, впрочем, и саму конструкцию такого автомобиля. Однако вплоть до 2005 года количество заказов на авто такого типа превышало возможности по его производству. Наиболее близка к успеху была компания Honda, однако большинство других конкурентов находились далеко позади.


3. Необходимо ли мне изменить свои ментальные схемы таким образом, чтобы они соответствовали необычному событию?

Если мы станем отрицать необычное событие, оно не обогатит наших знаний, потому что не будет соответствовать нашей ментальной схеме. В рассказе «Скандал в Богемии» Шерлок Холмс говорит: «Теоретизировать, не имея данных, опасно. Незаметно для себя человек начинает подтасовывать факты, чтобы подогнать их к своей теории, вместо того чтобы обосновывать теорию фактами»[9].


4. Кто еще должен изменить свои ментальные схемы?

Одна из серьезных ошибок, допускаемых при составлении проектов масштабных организационных изменений, состоит в том, что, как только руководство «созрело» для какой-либо мысли, оно начинает считать, что все остальные тоже «дозрели». Нам следует затратить значительно больше усилий на то, чтобы помочь понять ситуацию и, в случае необходимости, перестроить свои ментальные схемы всем тем, кто задействован в происходящих изменениях.


5. Продолжает ли данное событие казаться необычным?

Успешно справившись с руководством организацией, воспользовавшись преимуществами, которые нам открыла возникшая проблема или возможность, мы можем вместе оглянуться назад и упрекнуть себя в том, что не увидели этого раньше. Тем не менее, если данное событие продолжает казаться необычным, это означает, что какая-то часть нашей организации все еще будет продолжать отрицать его.

Преимущества, риски и сомнения, связанные с наблюдением

Использование каждого навыка подготовленного разума может быть связано с определенной пользой, рисками или сомнениями. Ниже мы приводим предварительный список, имеющий отношение к развитию и применению навыка наблюдения. Но наиболее важным будет тот список, который отражает вашу конкретную ситуацию. Поэтому не следует рассматривать предложенный нами перечень в качестве готовой схемы. Вы можете расширить, сократить или видоизменить его с учетом вашей конкретной ситуации.


Преимущества совершенствования навыка наблюдения

Совершенствование любого навыка требует определенных затрат времени и сил, поэтому, перед тем как приступить к нему, следует удостовериться в том, что игра стоит свеч. Рассмотрим следующие моменты.

Стратегическая сторона вопроса

Навык наблюдения способствует сосредоточению внимания, поэтому вы можете более обстоятельно подходить к вопросу, который вам предстоит обдумать. Попытайтесь обозначить предполагаемую стратегию. Поскольку большинству из нас постоянно не хватает времени, следует иногда отрываться от проблемы, поднимать голову и осматриваться вокруг, чтобы увидеть, какие изменения произошли за это время. Наша сфера возможностей постоянно меняется; то, что мы осознали сложившуюся ситуацию во время работы над той или иной стратегией, не означает, что эта ситуация никак не изменилась.

Работа над собой

Совершенствование навыка наблюдения вводит в привычку постоянную категоризацию и обозначение. Это может быть полезно, однако в то же время существует опасность сужения делового мышления. Ищите необычные события, происходящие в вашей сфере возможностей. Если они не вписываются в ваши нынешние ментальные схемы, возможно, вам следует несколько изменить последние?

Расширение взглядов

Практика наблюдения стимулирует команду, помогает мыслить разнообразно и применять разные подходы относительно того, что мы замечаем и как его оцениваем. Одно и то же событие может быть истолковано по-разному, в зависимости от взглядов человека. Общая картина, составленная из различных точек зрения, всегда шире, чем каждое мнение в отдельности.

Новые перспективы

Систематическое наблюдение позволяет, сделав шаг в сторону, предпринять осознанное усилие к тому, чтобы увидеть нечто новое. И это нечто новое может повлиять на то, что вы делаете, или на то, как вы это делаете. Задайте себе вопрос: какова полная картина происходящего? И посмотрите, правильно ли вы направляете ваши усилия.

Риски, связанные с наблюдением

Слишком сильная приверженность новому, недавно освоенному навыку чревата некоторыми опасностями. Рассмотрим следующие примеры.

Нерешительность

Навык наблюдения важен на таких этапах цикла восприятия-действия, как восприятие и осмысление. Однако если мы будем продолжать собирать данные, то какие-то из них всегда будут склонять нас в пользу одного решения, другие – в пользу противоположного. Результатом такой ситуации может стать нерешительность и страх предпринять какие-либо действия. Чтобы собрать все усилия и направить их на переход от решения к действию, нам пригодится навык рассуждения, используя который мы сможем пройти все этапы данного цикла. И тогда нам не грозит оказаться на полпути, владея всеми данными, но не имея результата.

«Моя хата с краю»

Встречались ли вам на работе или в вашем ближайшем окружении люди, у которых всегда масса идей и тонких наблюдений, которые в отношении всего имеют собственное мнение, но при необходимости предпринять какие-либо действия они ведут себя по принципу «моя хата с краю», «нет, нет, это не мое, не моя забота» и т. п.? Учитывая, что лидерство в свете теории подготовленного разума предполагает выход за рамки привычных ограничений, такое наблюдение со стороны вряд ли можно назвать лидерством. Навыки сомнения, принятия решения и развития способностей помогают лидеру перейти от наблюдений к действиям на основании этих наблюдений.

Театральные режиссеры часто пользуются старым принципом: если хотите, чтобы кто-то предложил свои наблюдения и творческие идеи, вы как лидер должны стимулировать окружающих, задавая им касающиеся их наблюдений вопросы, при этом трижды повторяя последние. В первый раз люди будут высказывать свои наблюдения, думая, что они никогда не будут использованы. Если вы все же воспользуетесь их идеями, принимая решение или предпринимая действие, то, спросив их во второй раз, услышите их мысли, но эти люди будут относиться к происходящему так, будто в первый раз произошла какая-то случайность и во второй раз вы не воспользуетесь их идеями. Если же вы снова воспользуетесь их идеями и найдете способ задать им вопрос в третий раз, они станут излагать свои соображения, относясь к ситуации со здоровым скептицизмом, однако с некоторой долей надежды. Если вы и в третий раз воспользуетесь тем, что вам предложат, окружающие станут и впредь вести наблюдения и высказывать их в процессе совместной работы.

Нездоровый скептицизм и цинизм

В университетах людям платят за то, что они анализируют, критикуют и освещают какие-то вещи. Однако это вовсе не означает, что студент, двадцати с небольшим лет от роду, выработавший отличные способности к наблюдению и обладающий критическим взглядом на общество, должен выглядеть так, что по сравнению с ним ослик Иа из сказки А. Милна о Винни-Пухе покажется оптимистом.

Благодаря таким навыкам подготовленного разума, как воображение, сомнение, обучение и помощь другим в развитии их способностей, у вас есть возможность избежать циничного отношения к окружающей действительности, какова бы она ни была. Сомнения в отношении существующего положения вещей и постоянное обучение всегда будут напоминать вам о какой-либо ситуации в прошлом, когда ваши наблюдения привели к положительному результату. Благодаря этому вы не превратитесь в циника. Постоянно делясь опытом с окружающими и обращаясь к их воображению, вы помогаете людям не растеряться, увязнув в пучине собственных наблюдений.

Принятие на веру собственных наблюдений

Даже люди, обладающие способностью безупречно оценивать и воспринимать ситуацию, безошибочно распознавать ее паттерны, далеко не всегда бывают правы. Именно поэтому крайне важно делиться своими наблюдениями с окружающими, точка зрения которых может отличаться от вашей. Благодаря этому вы совместными усилиями сможете приблизиться к правильному выводу. Существует большая вероятность того, что мы добьемся успеха, если навыку наблюдения будет предшествовать обучение, а не принятие решения. Такие навыки, как рассуждение, воображение и сомнение, могут оказаться полезными при восприятии того, что мы видим, слышим, осязаем, чувствуем или обоняем, а также при обработке указанной информации с целью обнаружения первых признаков, указывающих на возможные объяснения или применение данных.

От сомнения к наблюдению

Бесспорно, навык наблюдения имеет решающее значение при необходимости распознать наше будущее до того, как оно постучит в нашу дверь. Однако как часто нам приходится читать о том, что руководитель организации оказался не способен увидеть предстоящие изменения, которые ожидали его лично или его компанию. Организация «упустила рынок», или «оказалась не в состоянии отреагировать на ситуацию», или ее «застали врасплох» конкуренты. Причина перечисленных провалов состоит в том, что в данной организации не были сделаны определенные наблюдения. Какие препятствия могут нам воспрепятствовать обрабатывать информацию об окружающей действительности на этапах наблюдения, восприятия и распознавания паттернов? Вот некоторые из очевидных моментов:

• переизбыток информации;

• ограниченные когнитивные способности;

• ежедневная текучка;

• недостаточное использование навыков обучения и саморефлексии;

• поглощенность сегодняшним днем.

Переизбыток информации

К нам одновременно поступает такой поток информации, мы поддаемся влиянию такого количества раздражителей, что часто не знаем, на что именно следует обращать внимание, что пустить на самотек, а в чем следует искать и распознавать паттерны. Лидер, обладающий подготовленным разумом, способен выстраивать определенную стратегию относительно получаемой информации. Например, он учится проникать в новую ситуацию, мысленно ставя перед собой вопросы и цели, которые помогут ему сосредоточиться на своих наблюдениях. Лидер также может поручить своей команде вести наблюдения, а затем сравнить результаты, полученные разными людьми. С помощью таких навыков, как воображение и рассуждение, мы можем разделить информацию на части, выделив некоторые сценарии развития или логические последовательности. Впоследствии они позволят нам обрабатывать уже больше информации. Освоение различных стратегий, таких как матричный анализ или картографирование идей[10], либо использование каких-либо других визуальных средств поможет нам систематизировать имеющуюся информацию и увидеть связи, существующие между различными понятиями.

Ограниченные когнитивные способности

Причина того, что мы не способны одновременно выполнять две сходные, но сложные и предварительно не отработанные на практике задачи, заключается в ограниченных возможностях нашей памяти. Мы не можем одновременно задействовать ее для размышления над несколькими сложными проблемами. В этом случае нам очень помогут навыки обучения и рассуждения.

Например, обладая подготовленным разумом, вы можете делать записи и пометки, не полагаясь при этом на свою память в процессе работы с новой информацией. Другой полезный прием – паузы, которые следует делать для того, чтобы систематизировать информацию, распределить увиденное по категориям, выделить определенные паттерны с тем, чтобы, столкнувшись в следующий раз с чем-либо подобным, вам осталось бы только отнести полученную информацию к соответствующей, заранее выделенной, категории. Лидеры, обладающие подготовленным разумом, постоянно используют этот прием, периодически делая паузы в разговоре и фиксируя только что услышанную информацию. Можно также прибегнуть к некоторым мнемоническим приемам, наподобие тех, которыми мы пользовались в детстве, запоминая какую-нибудь мелодию. Кроме того, подготовленный разум может сознательно отстраниться от ситуации на столько времени, сколько ему необходимо, чтобы обработать услышанное.

Ежедневная текучка

Некоторые аспекты подготовленного разума требуют осознанных усилий, направленных на то, чтобы отойти от привычного паттерна, не пойти на поводу у привычки. Мы видим то, что хотим увидеть [10]. Привычные действия могут давать хороший результат. Но если мы, например, будем постоянно ездить на работу по одной и той же дороге, или проводить отпуск в одном и том же месте, или читать одни и те же книги, то рискуем не увидеть общей картины окружающей действительности. И эта картина может заключать в себе нечто очень важное для нас и нашего бизнеса.

Мы также можем не обладать достаточно широкими и многогранными ментальными схемами, которые выстраиваются из опыта и необходимы для выявления, обработки, хранения и осмысления того, что мы наблюдаем, особенно того, что нам незнакомо. Вне контекста мы будем ограничены в своих наблюдениях и, следовательно, в своей сфере возможностей.

Подготовленный разум постоянно открыт для знакомства с новыми и разными людьми, новыми местами и реалиями. Наиболее яркие примеры успешных людей, обладающих подготовленным разумом, вызывают у нас ассоциации с тем, каким историческим событиям они были свидетелями, какие места они посетили, какими произведениями искусства наслаждались, с какими философскими и теологических концепциями знакомы.

Навыки сомнения и воображения помогают нам противостоять влиянию рутины. Мы можем наблюдать за собой, просто идя по другой дороге или рассматривая что-либо под иным углом, мы также можем попросить других людей наблюдать за нами. Авторы книги знакомы с директором по персоналу одной компании, который обратился с просьбой к своему коллеге, финансовому директору, понаблюдать за работой департамента по персоналу и применить к людям критерии, которые применяют по отношению к финансам и инвестициям. Это помогло провести ценные наблюдения и найти новый подход к принятию решений, касающихся сотрудников. С помощью воображения мы можем нарисовать картину действительности, которая поможет нам выйти за пределы ежедневной рутины. Стоит только нам задать себе вопрос: «А что, если?», как мы тут же начинаем видеть нечто новое или обнаруживаем новый подход к уже существующим вещам.

Недостаточное использование навыков обучения и саморефлексии

Вы сталкивались с ситуацией, когда вам необходимо было изучить нечто новое, и это побуждало вас становиться более открытым к восприятию новой категории вещей? И разве это не помогло вам в процессе обучения? С другой стороны, если мы перейдем к использованию радикально новых методов, это может привести к тому, что мы начнем рубить с плеча. Не научившись размышлять об увиденном, мы не будем относиться к нашим наблюдениям как к пище для размышления. Саморефлексия дает нам время и мотивацию для того, чтобы определить значение имеющейся у нас информации; она позволяет найти смысл в том, что на первый взгляд может нам показаться бессмысленным. К сожалению, очень часто только крайние обстоятельства, которые кажутся нам непреодолимыми или которые мы тяжело принимаем – такие, как смерть близкого человека или потеря работы, – могут заставить нас рефлексировать происходящее и видеть вещи, которые остались бы незамеченными в ежедневной рутине. Однако если мы выделим время, в течение которого будем иметь возможность читать газеты, заниматься медитацией, молиться, рисовать и т. п., это поможет нам научиться саморефлексии и позволит более глубоко и широко воспринимать окружающую действительность.

Чрезмерная увлеченность сегодняшним днем

Мы так глубоко погружены в проблемы сегодняшнего дня, что у нас просто нет возможности поднять голову и посмотреть в день завтрашний. Когда в 1994 году Гарри Хэмел и С.К. Прахалад опубликовали свою книгу «Конкурируя за будущее» (Олимп-Бизнес, 2002), они, в частности, говорили о том, как поразительно мало времени руководители компаний уделяют размышлениям о будущем своих предприятий [11]. Анализируя ситуацию в бизнесе на протяжении последних пятнадцати лет, мы сомневаемся в том, что нынешние руководители отводят больше времени на размышления о будущем, поиск основных тенденций предполагаемых изменений. В то же время, говоря о сомнении, которое мешает наблюдению, не следует упускать из виду опасность, связанную с излишней поглощенностью наблюдением, поскольку такая крайность может помешать следовать по пути восприятия, осмысления, принятия решения и действия.

Наблюдение и проблема талантов

Мы рассматриваем проблему талантов как актуальный пример использования восьми навыков подготовленного разума. Мы подробно остановимся и изучим его в последующих семи главах данной книги.

Проблема поиска, развития и сохранения необходимых талантов знакома каждой организации, которая стремится выжить и расшириться. На каких вопросах и действиях следует сосредоточиться лидеру, обладающему подготовленным разумом, при обдумывании означенного момента с точки зрения навыка наблюдения?

Руководитель высшего звена может обратиться к базе данных при необходимости найти, развить и удержать людей, обладающих нужными компании талантами. Однако ему следует понимать, что в этом случае он сможет увидеть только то, что очевидно и лежит на поверхности. Руководитель среднего звена может стремиться к работе в развивающемся направлении бизнеса, который его организация не готова поддерживать. В качестве примера приведем бизнес, в котором люди рано уходят на пенсию. Рядовой сотрудник может столкнуть с тем, что другие, стремясь задействовать новые технологии, сами при этом недостаточно развиваются. Анализ недоработок, существующих в системе SAP (единая система компьютерных программ для предприятий), может выявить множество неподготовленных сотрудников. А независимый партнер компании может чувствовать себя одиноким и незащищенным при необходимости справиться с какой-либо новой проблемой.

Пойдем дальше. Один из наиболее эффективных способов развития навыка наблюдения – задавать вопросы, которые вытекают из наших трех основных понятий: внимания, восприятия и распознавания паттернов. В приведенном нами примере вы сначала можете допустить промах при попытке открыть талант и найти способы его удержания, поскольку проигнорировали некоторые ключевые аспекты, позволяющие взглянуть на проблему глубже. Каковы, например, с вашей точки зрения критерии таланта? У других, возможно, иное мнение? Как бы определили талант ваши конкуренты? А теперь обратитесь к проблеме удержания таланта и задайте себе те же вопросы. И наконец, воспользуйтесь основными понятиями, чтобы сформулировать вопросы, с помощью которых вы сможете глубже проникнуть в проблему. Таким образом, вы постепенно создадите список или схему ваших идей, которые можно использовать в качестве пищи для размышлений о данной проблеме (делая при этом упор на навыке наблюдения).


Определения

Талант. Лучший в своем деле; хорошие отзывы от клиентов; хорошие отзывы со стороны подчиненных; специализируется более чем в одном направлении.

Удержание. Работает в компании семь и более лет; занимает две или более должностей.


Основные вопросы

Внимание. Концентрация, избирательность.

На каких работниках мне следует сосредоточить свое внимание? Если отталкиваться от моего понимания таланта, каковы будут критерии отбора группы для проведения анализа? Почему для меня и для фирмы важно удерживать таланты? Почему мне следует уделять больше внимания для размышлений об этом?

Восприятие. Трансформировать информацию в опыт и определение значения.

Чем чревата нехватка талантов для меня лично и для моей компании? Какой вклад в работу могут внести одаренные сотрудники, если прилагать усилия для их удержания в компании? Какое значение могут иметь все эти данные через два года? О чем говорит тот факт, что большинство людей, которых считают одаренными, занимают в компании только одну должность?

Распознавание паттернов. Выделение, разделение и новое сочетание первоначально взаимосвязанной информации. Какие паттерны могли бы иметь место, если бы все сотрудники компании, с которыми я знаком и которые уже уволились, покинули бы компанию лишь после того, как проработали в ней не меньше трех лет, завершив стажировку и получив степень магистра бизнес-администрирования? Какими были бы тогда показатели деятельности компании?

Существует ли некая связь между текучестью кадров и длительностью работы в компании, законченным высшим образованием и отсутствием повышения по службе?


Обратите внимание: все приведенные вопросы утрачивают значение вне того, что было предметом наблюдения, и в то же время предлагают новые сферы для наблюдения.

Каковы ваши наблюдения относительно проблемы талантов в вашей организации?

Оттачиваем навыки

Ниже мы перечислим еще несколько идей о том, как совершенствовать навык наблюдения.

Замечайте предостерегающие сигналы

Американское общество борьбы с онкологическими заболеваниями учит женщин быть более наблюдательными и внимательнее относиться к своему телу и тем признакам, по которым можно определить рак груди. Прекрасный пол, зная, на что следует обращать внимание, и понимая всю опасность, к которой может привести отсутствие наблюдательности, всегда начеку.

Некоторые предостерегающие сигналы, указывающие на то, что бизнес находится в опасности, давно известны, однако мы упорно продолжаем их игнорировать. Рассмотрим следующие примеры. (Если их можно применить по отношению к вашему бизнесу, обращаете ли вы внимание на них?)

• Износ оборудования.

• Большая текучесть кадров.

• Продолжающееся обесценивание оборотных средств.

• Сокращение притока наличных средств.

• Повторяющиеся жалобы со стороны клиентов.

• Увеличение срока оплаты счетов.

Взгляд с разных сторон

Билл с женой побывали на вечеринке. По возвращении домой жена спрашивает мужа, как чувствует себя его друг. «Ну, не знаю, – отвечает Билл, – мы говорили о спорте, о делах. Думаю, у него все хорошо». «Он был бледен и тяжело дышал, – возражает жена. – Похоже, он болен». Билл по профессии инженер, а его жена – медсестра. Их наблюдения, касающиеся одного и того же человека, оказались разными, потому что они смотрели на него с разных сторон.

А что, если вы посмотрите на свой бизнес глазами газетных репортеров? Будет ли в ваших решениях проявляться уникальный человек? Увидите ли вы живую историю, которая, по правде говоря, окажется более интересной, чем просто сухие факты, стоящие за вашей нынешней работой?

А что, если вы посмотрите на свой бизнес глазами эколога? Сможете ли вы увидеть в действии те силы, которые постепенно разрушают сложившуюся экосистему конкуренции? Как чувствует себя самый слабый представитель в вашей экосистеме – он процветает или медленно умирает? Что меняется во взаимоотношениях с конкурентами? Хорошо это или плохо для вас в рамках длительного периода?

Что, если вы посмотрите на своих сотрудников глазами классного шеф-повара? Как, по-вашему, будет выглядеть идеальная презентация? Какие сочетания ингредиентов придадут вашему бизнесу неповторимый вкус и аромат?

Есть еще множество других «глаз», с помощью которых мы можем усовершенствовать свой навык наблюдения. Однако самое важное заключается в способности взглянуть на свою компанию, производство или экосистему глазами ребенка. Ребенок смотрит на вещи, принимаемые нами как данность, и задает на удивление простые вопросы, на которые, однако, часто невозможно ответить. Это вызывает у нас улыбку. Однажды ребенок (который есть и внутри вас) посмотрел на небо и спросил, почему оно голубое. И взрослые в большинстве своем не находят лучшего ответа, чем «потому что».

Когда в последний раз вы смотрели на свой бизнес и задавали себе простые вопросы, на которые, тем не менее, трудно ответить? Кто из ваших клиентов приносит вам наибольшую и наименьшую прибыль? Чего хотят ваши наиболее стремительно развивающиеся клиенты?

Какие еще вопросы можно задать себе

Технологический прогресс

Промышленность природного льда (которая процветала в течение двухсот лет) разработала основные способы его нарезки, транспортировки и хранения. Создание системы производства искусственного льда привело к тому, что традиционные способы оказались неактуальными.

Составьте список основных способов производства, на которые полагается ваша компания. Какие из них могут устареть? Что, если кто-либо из ваших конкурентов поспособствует этому? Что отживает свой век в связи с использованием Интернета?


Переломный момент[11]

Когда падающая со склона глыба вызывает обвал? Когда тает лед? Когда покупка вашей продукции будет осуществляться не со склада, а через Интернет?

Когда ваш бизнес окончательно станет архаичным? Быть этого не может, скажете вы. Не обманывайте себя. Составьте список пограничных направлений, которые, предположительно, могли бы оказать влияние на вашу компанию. Вернитесь к этому списку через несколько месяцев и посмотрите, изменилась ли значимость этих факторов или скорость их развития.

Хорошо забытое старое

Роликовую доску изобрели в начале XIX века, однако ее практическое применение стало возможным лишь после того, как мы начали пользоваться современными материалами.

Взгляните на свой бизнес или профессию. Какие старые ее направления могут оказаться полезными благодаря использованию новых методов или технологий? Ничего не приходит в голову? Идите в библиотеку и покопайтесь в старых подшивках. Ну что, есть идея? Запишите свои мысли и других людей поспрашивайте: «Как вы думаете, а что, если я…»

Двигайтесь вперед и продолжайте наблюдения

Дайте себе обещание, что отложите чтение этой главы только после того, как будете готовы воспользоваться своим навыком наблюдения, даже если при этом у вас будет всего лишь один вариант стратегии. Стратегия может помочь развить внимание, что, в свою очередь, откроет вам глаза и подтолкнет к тому, чтобы расширить его спектр в зависимости от того, в какой сфере вы чувствуете необходимость его развивать. Стратегия может также помочь вам понять особенности собственного восприятия или того, как вы интерпретируете информацию. Стратегия может помочь вам распознавать паттерны на практике даже среди тех вещей, которые, на первый взгляд, кажутся различными, но, если присмотреться к ним более внимательно, можно увидеть, что все они относятся к одному и тому же.

Навык внимания определяет ваши горизонты и границы сферы ваших возможностей. Человек, обладающий подготовленным разумом, – увлеченный наблюдатель, который находится в постоянном поиске новых возможностей.

Я стараюсь слышать ушами других и видеть глазами других.

Леонард Риджо, исполнительный директор Barnes & Noble

Подготовленный разум сознательно ищет новые подходы, задавая вопросы и слушая тех, кто общается с клиентами или стоит у конвейера. Он спрашивает людей о том, «что, по-вашему, хорошо и что плохо в этом продукте?» [12].

Глава 4

Рассуждение: от известного к неизвестному

Рассуждение – это то, чем живут детективы, преподаватели и ученые. Мы не перестаем восхищаться Шерлоком Холмсом и его способностью распутывать множество загадочных историй (в чем ему всегда помогает любимая трубка). Однако, прослушав в свое время в университете курс логики, мы не раз попадали в ловушки, расставленные все той же логикой. (Это случалось так часто, что вряд ли можно вспомнить все подобные случаи.)

Рассуждение – это также материал, с которым работает бизнесмен-практик. В данном случае речь идет о том, чтобы найти «способ построения бизнеса». Это составляет (или, во всяком случае, должно составлять) основу нашей стратегии. Иногда мы справляемся с данной задачей, иногда нет.

Стратегия компании Toyota, заключающаяся в том, чтобы своевременно производить качественную продукцию, возникла не на пустом месте. Менеджерам и руководству организации приходилось строить свои рассуждения, исходя из ситуации, имевшей место на рынке автомобильной промышленности в 1970-х годах, и «объединять части в целое», чтобы понять новый способ конкуренции. В настоящее время мы рассматриваем своевременность как общую стратегию для любой фирмы-производителя, хотя первоначально это была всего лишь система, предложенная компанией Toyota. Сегодня опасность заключается в том, что многие руководители воспринимают стратегию «точно-в-срок» как определенный подход к изобретению и осуществлению операций, игнорируя реальную картину, касающуюся отбора заказов, забастовок и действий, рассчитанных на отдаленную перспективу. Такой подход имеет смысл, но не всегда.

Рассмотрим пример авиалиний США. Поражают особенности их ценовой конкуренции. Как они могут следовать стратегии, которая медленно разрушает их систему бизнеса? Рассуждения, касающиеся ближайшей перспективы, подсказывают возможность заполнить пустые места в самолетах путем снижения цен, однако, если говорить о более длительных периодах (особенно относительно масштабных и однородных сфер), это может полностью разрушить систему бизнеса.

Краткий курс по навыку рассуждения

Рассуждение тесно связано с другими процессами, происходящими в нашем разуме, такими как размышление, суждение, анализ, умозаключение, принятие решений, аргументация и осмысление. Все перечисленные процессы чрезвычайно важны, и все они связаны с рассуждением. Однако углубленное изучение требует концептуального понимания. Из этого следует, что, ставя перед собой цель изучить рассуждение и разобраться, как оно действует, мы должны обратиться к практической стороне вопроса, поскольку необходимо изучить специфику данного понятия и уяснить, как оно соотносится со схемой подготовленного разума.

Обратите внимание, как два предыдущих предложения отражают модель рассуждения: утверждение, составляющие которого мы принимаем в качестве фактов, касающихся окружающего мира; применение процесса, основанного на правилах, часто в форме утверждений, построенных по принципу «если… то»; выводы, обоснованность которых можно проверить, сопоставив их с другими выводами. Мы можем обнаружить каждый из перечисленных элементов, если разобьем предложения на части.

Предпосылка 1. «Углубленное изучение требует концептуального понимания».

Предпосылка 2. «…Ставя перед собой цель исследовать рассуждение и разобраться, как оно действует, мы должны обратиться к практической стороне вопроса».

Правило. «Из этого следует…»

Вывод. «…Необходимо изучить специфику данного понятия».

По сути, рассуждение – это процесс, построенный на определенных правилах, результатом которого являются наши убеждения. То, что указанный процесс построен на определенных правилах, означает, что он предполагает осознанное движение от одной мысли к другой путем определения логических связей между ними и построения выводов на основе данных утверждений. Рассуждение – это рациональная цепочка мыслей, через которую мы проходим, опираясь на свои убеждения для того, чтобы узнать истину; или предпосылки, с помощью которых мы можем достичь ранее неведомой истины.

Рассуждение – это навык, который стоит за аргументацией (здесь имеется в виду риторическое значение аргументации, которое не обязательно предполагает наличие конфликта).

Рассуждение может быть дедуктивным, т. е. предполагать частные выводы из общих предпосылок, о которых известно, что они истинны. Дедуктивное рассуждение также часто называют «рассуждением, направленным вниз». Один из способов запомнить сказанное – нарисовать перевернутую пирамиду, изображающую путь от общего к частному (сверху вниз). Например, если общее правило состоит в том, что цены повышаются, когда спрос превышает предложение, можно построить свои рассуждения следующим образом: если в настоящий момент спрос превышает предложение, то цены будут расти.


Рассуждение также может быть индуктивным, т. е. предполагать переход от частных знаний об отдельных предметах данного класса к общему выводу обо всех предметах данного класса. Такое рассуждение называют «рассуждением, направленным вверх». Представьте себе ту же перевернутую пирамиду, где движение осуществляется снизу вверх, к выводам. Индуктивное рассуждение – путь, которым гипотезы и теории формируют науку. Мы используем навык наблюдения для того, чтобы собрать достаточное количество примеров или разрозненных данных, с помощью которых сможем выстроить определенные модели, обобщения или выводы. Со временем, собрав больше информации, последние можно будет проверить.

Вот простой пример из области экономики, который прекрасно иллюстрирует, каким образом строятся индуктивные рассуждения. Предположим, имеющиеся у нас данные свидетельствуют о том, что цены на бензин растут. Предположим, что имеющиеся данные также отражают тот факт, что Организация стран – экспортеров нефти (OPEC) занимает ведущее место среди поставщиков. К тому же нам известно одно из основных правил экономики: когда спрос превышает предложение, происходит общее повышение цен. Таким образом, мы можем предположить, что страны OPEC создают препятствия для других поставщиков нефти. Имейте в виду, что мы можем быть правы, но можем и ошибаться, ведь существует вероятность того, что мы не обладаем всеми необходимыми данными, которые позволят нам выстроить логическую цепочку рассуждений. Тем не менее мы можем принять этот вывод и проверить его достоверность с помощью других данных.

Безусловно, из приведенных примеров мы видим, насколько важное место занимает рассуждение в цикле восприятия-действия. Для того чтобы у нас сформировалось какое-либо убеждение и чтобы мы приняли решение о начале действий, мы должны полагаться на рассуждение – даже в том случае, если не владеем всеми необходимыми фактами или предпосылками. Если мы сталкиваемся с неопределенной ситуацией, то принятие решения и действия лидера требуют от нас навыка рассуждения, наряду с другими, составляющими основу подготовленного разума. Рассуждение обеспечивает нам некий набор правил или действий, направленных на построение выводов в определенном порядке. Этот порядок при попытке подтвердить наши предположения может быть подтвержден или опровергнут объективной действительностью.

Процесс рассуждения протекает постоянно; невозможно реализовать его единожды, осуществить раз и навсегда. Наша сфера возможностей постоянно подвергается изменениям, и, если мы не будем осмысливать влияние этих изменений на нашу ситуацию, все наши решения будут иметь под собой одно и тоже основание, которое однажды оказалось истинным, но в дальнейшем может больше не являться таковым. Можете ли вы развить свой навык рассуждения или вы склонны опираться на тот мыслительный потенциал, которым пользовались на протяжении большей части вашей деятельности? Ответ следующий: «Конечно, вы можете развить свой навык расуждения». Однако если это так, то нам требуется заменить некоторые привычные методы, поскольку большинству из нас приходилось в течение многих лет находить «правильный» ответ для наших учителей или начальников. К сожалению, многие из нас, получив образование, так и не научились рассуждать, потому что обучение было сосредоточено на запоминании фактов, а не развитии мышления.

Основные понятия, касающиеся рассуждения

Существуют три основных понятия и три процесса, на которых строится навык рассуждения и которые часто используют неверно или принимают как данность, когда речь идет о мыслительном процессе вообще и о рассуждении в частности. Это ментальные модели, обработка информации и рациональность. Стремясь развить навык рассуждения, мы в первую очередь должны усовершенствовать наше понимание и использование вышеуказанных трех понятий и связанных с ними процессов.

Ментальные модели

Термин «ментальные модели» стал популярным в начале 1990-х годов, когда вышла книга Питера Сенге «Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации» (Олимп-Бизнес, 2003). Им стали обозначать то, что мы думаем, и наши убеждения, а также как мы думаем и как выстраиваем эти убеждения [1]. На самом деле, ментальная модель – намного более специфическое понятие, и ее следует воспринимать примерно так же, как реально выстраиваемую физическую модель (например, в инженерном деле или в архитектуре). Это необходимо для того, чтобы наглядно представить отношения и связи между отдельными ее частями. В отношении, например, модели автомобиля, мы прежде всего изображаем те его части, которые, с нашей точки зрения, необходимы, чтобы автомобиль работал и соответствовал предложенным нами особенностям конструкции. Далее мы испытываем нашу модель различными способами, чтобы разработать наиболее подходящий автомобиль. В некотором смысле, в модели находит свое выражение наша концепция той или иной вещи. Конкретная модель может выдержать или не выдержать тестирования, которому ее подвергают, она может соответствовать или не соответствовать требованиям потребителя, пройти или не пройти испытания в реальных условиях – в любом случае мы прогнозируем вид готового автомобиля, предварительно изготавливая его модель. Измените один из факторов или отношения между ними, и ваша модель также изменится.

На ментальном уровне мы делаем то же самое, когда рассуждаем о какой-либо проблеме, приходим к какому-либо выводу и определяем свои дальнейшие действия; т. е. мы выстраиваем ментальные модели, которые отображают то, как должны происходить те или иные вещи и какие факторы ответственны за это. Если мы правильно построили свои рассуждения, значит, мы провели испытания своей модели перед тем, как воплотить ее в жизнь. К примеру, мы можем попросить кого-нибудь воспользоваться навыком сомнения для того, чтобы показать нам альтернативные модели. Или же мы можем пригласить других людей для участия в обсуждении с целью проверки достоверности нашей теории.

Обычно модель определяет образ нашего поведения. Так, готовясь к переговорам, имея ментальную модель, согласно которой их участники делятся на победителей и побежденных, и между ними и распределяются ограниченные ресурсы, мы будем строить свои рассуждения соответствующим образом. Мы придем к выводу о том, что у победителя должно оказаться большее количество ресурсов, а у побежденного, соответственно, меньшее. Более того, если у нас будет ментальная модель, согласно которой быть победителем хорошо, а побежденным – плохо, мы будем любым путем стремиться к тому, чтобы обладать большим, чем у других, количеством неких ресурсов. Мы будем строить свои рассуждения относительно определенного вывода и цели, основываясь на очень узком и ограниченном наборе известных нам вещей, для того чтобы приспособить наши размышления к имеющейся ментальной модели, а именно: «вести переговоры с целью победить и добиться того, чтобы противник проиграл». Не протестировав данную модель с помощью других методов, мы, скорее всего, на протяжении всей жизни будем считать, что переговоры могут быть построены только по принципу «победитель-побежденный».

Выстроив вместо такой формулы ментальную модель «победитель-победитель», мы направим наши рассуждения прежде всего на то, чтобы выяснить, чего именно хотят все участники переговоров. Наши дальнейшие рассуждения будут сводиться к тому, что если удастся найти способ, с помощью которого каждый сможет получить то, чего хочет, то из переговорного процесса все выйдут победителями. Протестировав нашу модель «победитель-победитель» и в результате придя к выводу, что совершили промах, мы всегда сможем изменить нашу ментальную модель, чтобы задать нужное направление переговорам.

Конец ознакомительного фрагмента.