Вы здесь

Подготовленный разум: 8 навыков современного лидера. Часть I. Основа и структура (Билл Уэлтер, 2008)

Часть I

Основа и структура

Глава 1

Единственное основание, которое у нас есть

Насколько бы успешными и подготовленными ни были те или иные организации, в условиях непрерывного развития бизнеса им постоянно приходится сталкиваться с необходимостью решать проблемы и принимать решения, а также внедрять инновации. Но почему именно сейчас, как никогда раньше, существует необходимость в подготовленном разуме?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо оттолкнуться от известного. Популярное ныне движение реорганизации превозносит подход «с чистого листа». Человеку, тем не менее, не свойственно начинать все заново для того, чтобы структурировать свои знания и прийти к пониманию. Мы структурируем новые знания, добавляя свежую информацию к уже имеющимся у нас сведениям и навыкам, перестраивая связи между ними с помощью новых способов.

Когда речь идет о деловой практике, мы отталкиваемся от тех важных вещей, которые нам уже известны. Они, в свою очередь, объединяясь с новой информацией, которую мы получаем из разных источников (читая, слушая, занимаясь какими-либо делами и применяя при этом навыки своего подготовленного разума), и становятся почвой для нового вида мышления. Это единственное основание, которое у нас есть.

Шесть аксиом

В качестве известных нам моментов, касающихся условий развития подготовленного разума, мы предлагаем следующие шесть аксиом, в контексте которых мы действуем.

• Мы действуем в системе; мы не одиноки.

• Мы находимся на разных стадиях жизненных циклов.

• Часы, отсчитывающие жизненный цикл, идут все быстрее.

• Прогресс требует от нас постоянного осмысления происходящего и ответной реакции на изменения.

• Лидерство имеет большое значение во времена перемен.

• Каждая организация имеет целый набор стратегий, независимо от того, известно об этом или нет.

Если вы самостоятельно обдумаете каждую из данных аксиом, а затем связи, существующие между ними и среди них, перед вами предстанет целая мозаика, картина развития нашего будущего, которое потребует от нас быть более подготовленными, чем до сих пор.

На самом деле, аксиом, имеющих отношение лично к вам и вашей организации, больше. Как вы думаете, каковы они? Вы прислушиваетесь к тем членам вашей организации, которые, возможно, различают в ней связи, которых не видите вы? Вы создаете картину будущего и помогаете другим увидеть существующие в ней связи?

Мы действуем в системе; мы не одиноки

Когда мы анализируем успехи и поражения какой-либо организации, наше внимание сосредоточено на человеке, который находится во главе последней. Однако условия, в которых действует руководитель, являются определяющими. Представьте себе условия системы бизнеса.

Все компании вместе представляют собой часть системы, называемой бизнесом. Большинство из них в XX веке следовали по пути механического мышления, свойственного эпохе промышленной революции, и воспринимали себя как часть огромной индустриальной машины (так сказать, отдельной деталью, имеющей конкретное назначение в данной машине). К концу XX века мы заменили эту метафору другой, свойственной экологической системе, и более сложной, поскольку причинно-следственные связи развиваются постепенно. По причине взаимодействия друг с другом они более длительны и взаимосвязаны. Ваш бизнес – это часть общей экосистемы бизнеса. По аналогии с естественными природными процессами, если умирает среда, погибают и ее обитатели. Возьмем, например, систему авиалиний и представим ее в качестве экосистемы. Насколько здоровой будет такая единая экосистема?

Как и любая другая, система бизнеса состоит из набора компонентов, среди которых имеется и человеческая составляющая, или люди, задействованные в различных звеньях этой цепи: руководители, персонал, конкуренты, поставщики, клиенты и прочие, причем все они взаимосвязаны. Со временем как компоненты, так и отношения между ними могут меняться, ослабевать или становиться теснее. Например, любая из перечисленных категорий людей может поддерживать с другими категориями многосторонние отношения. Конкуренты могут покупать что-либо у компаний и продавать им что-либо, а также могут конкурировать с ними: одна компания – разные отношения.

Изменения, происходящие в отношении одной составляющей или одного вида отношений, могут повлечь за собой целый ряд других трансформаций, и необязательно они будут тесно связаны с первыми во времени и в пространстве. Скажем, когда компания-конкурент совершенствует контроль качества, ее отношения с клиентами изменяются. То, что раньше было хорошо, может уже не соответствовать новым требованиям. Здесь налицо один противоречивый момент. В такой сложной системе, какой является бизнес, нам не всегда могут быть известны все составляющие. Какие люди или организации могут влиять на ваши решения или находиться под их влиянием? Более того, часто нам неизвестен ни вид, ни сила этих отношений между людьми внутри организации. Какие отношения будут иметь большее или меньшее значение внутри вашей экосистемы бизнеса? Считают ли служащие вашей компании свои отношения с организацией контрактными или же работают на доверии? Сохранится ли это доверие после очередного сокращения штатов?

Красной нитью через все сказанное проходит то, что сейчас, как никогда, сложно быть готовым к будущему. В подобных условиях на первое место выйдут те руководители и те компании, которые сумеют правильно оценить отношения, существующие в данных условиях, и смогут продолжать начатые изменения, которые смогут действовать быстрее и будут более сообразительными, чем их конкуренты. Лидеры, обладающие подготовленным разумом, – это люди, знающие, как работать внутри данной системы, и одновременно приспосабливающие эту систему, внося в нее те изменения, которые, по их мнению, необходимы.

Для того чтобы превратить существующую систему в экосистему бизнеса, необходимо начинать с людей, которые стоят во главе каждого звена этой цепи, тех, кто принимает решения в каждой из ее составляющих, таких как бюджет, политика, управление организацией, выбор технологий, предпочтения клиента. Успешные лидеры, обладающие подготовленным разумом, прилагают все усилия, чтобы понять, что происходит в умах (и в сердцах) руководителей каждого из звеньев их экосистемы бизнеса, и в дальнейшем разрабатывают стратегию и вносят изменения, опираясь именно на данную информацию.

Вопрос, который задает лидер с подготовленным разумом

Как добиться прогресса в динамической системе, если нам неизвестны ее составляющие, отношения между ними, а также степень прочности этих отношений?

Мы находимся на разных стадиях жизненных циклов

Большинству из нас знакома концепция жизненного цикла продукта. Цикл этот состоит из появления, развития, зрелости и упадка (см. рис. 1.1). Это основные этапы, их проходит любой продукт на пути от выхода на рынок до исчезновения.


Рис. 1.1. Кривая жизненного цикла


Точно такой же график можно использовать в отношении жизненного цикла бизнеса или производства. Те из нас, кто в течение долгого времени связан с данной сферой, могут применить подобную схему для большинства, если не для всех, управленческих техник и противоречивых процессов, с которыми приходится сталкиваться на протяжении всей жизни. Вы помните времена менеджмента всеобщего качества (и как затем его популярность внезапно упала)? Как мгновенно возрастали и снижались циклы качества? Конечно же, помните. А как насчет полномочий служащих? В вашей организации они находятся на стадии зрелости или упадка, а то и вовсе умерли? Мы живем в условиях множества изменений, которые одновременно происходят в производстве в разных направлениях: изменений внутри компаний, изменений продукции, технологии. Многие из них могут быть неожиданными, и каждое из них находится в данный момент на своей конкретной стадии развития. Кривая жизненного цикла всего того, что протекает вокруг нас, настолько очевидна, что мы не придем ей значения. Мы похожи на рыб, которые не замечают воды вокруг себя.

Самая большая трудность состоит вот в чем. Между тем, чтобы знать о существовании этого цикла, и тем, чтобы понимать, как с ним обращаться, существует огромная разница. Когда мы оглядываемся назад, все, что произошло в рамках этого цикла, кажется ясным и понятным. Но при этом почти невозможно точно заглянуть вперед и спрогнозировать, что произойдет в будущем. Нам известен вид кривой событий, но неизвестно, сколько времени будет длиться данная стадия, из чего следует, что нам неизвестно, когда кривая изменит свое направление. Нам также неизвестно, насколько резко произойдут эти изменения и до какой степени изменится форма данной кривой. А ведь все перечисленное имеет большое значение применительно к развитию стратегии.

Люди, обладающие подготовленным разумом, способны действовать в рамках определенной стадии данной кривой и одновременно заглядывать вперед. К тому же они помогают другим увидеть новый изгиб этой кривой, поэтому изменения не выглядят неожиданным поворотом событий, а воспринимаются как результат закономерного процесса. Такие лидеры, пользуясь воображением, образованием, да попросту размышляя, определяют, когда и как обращаться с данной кривой и как действовать за ее пределами.

Рассмотрим пример. Разве компания Motorola утратила бы свою позицию лидера на рынке мобильных телефонов, если бы была готова к тому, что произойдет резкая смена аналоговых систем на цифровые? Оглянувшись назад, мы увидим, что аналоговая система двигалась к закату еще задолго до того, как Motorola стала действовать в этом направлении. Возможно, в компании и заметили происходящие изменения, но отреагировали на них слишком поздно. А если бы руководство компании раньше обратило внимание на то, что происходит сдвиг в сторону цифровых систем? Можно с уверенностью утверждать, что наверняка в организации кто-то заметил этот сдвиг и стал волноваться по поводу ситуации, в которой находились аналоговые системы. Отсюда вопрос: почему никто не предпринял никаких действий, чтобы избежать неожиданного завершения жизненного цикла аналоговых технологий?

Лидер с подготовленным разумом осмысливает изменения в направлении кривой жизненного цикла еще до того, как они проявят себя в полную силу, и начинает готовить новую почву для своего бизнеса, оставаясь при этом на старых позициях. Энди Гроув, председатель совета директоров и один из основателей компании Intel, говорит об изменениях направления кривой жизненного цикла как о стратегических поворотах. Он описывает их как «этап в жизни бизнеса, на котором предстоит изменение его основ» [1]. Зачастую подобное означает способность увидеть связь чего-то нового не в контексте собственного бизнеса, а по отношению ко всей окружающей ситуации. Нам необходимо научиться мыслить, выходя за пределы очевидного, представлять себе те возможности, к которым приводят изменения за пределами нашего производства, понимать, каким образом эти изменения могут повлиять на наш рынок, на позиции нашей организации или на другие ключевые факторы, касающиеся принятия стратегических решений. Например, возможно ли было просчитать ситуацию на несколько шагов вперед и предвидеть, что массовый уход работающих женщин в декретный отпуск во время так называемого беби-бума спровоцирует зависание большинства производственных и социальных систем? Это позволило бы организации безболезненно «перепрыгнуть» на следующий участок кривой жизненного цикла.

Вопрос, который задает лидер с подготовленным разумом

Мы знаем, что находимся в условиях разнообразных жизненных циклов. Мы знаем, что изменения в их кривых выявят новые основополагающие принципы развития различного вида продуктов, услуг и бизнеса. Однако даже в условиях стремительного развития высоких технологий эти изменения не происходят за один день. Всегда присутствует тот или иной признак предстоящих изменений, готовых обрушиться на вашу компанию или незаметно подкрадывающихся к ней. Поговорите с теми, кто работает с поставщиками или клиентами. Какие новые технологии или направления в бизнесе они замечают? Обращаете ли вы внимание на эти новации?

Часы, отсчитывающие этапы жизненного цикла, идут все быстрее

В начале 1990-х годов нас буквально осаждали различными статьями, выступлениями и книгами, посвященными изменениям в системе менеджмента. Вопрос был не в том, могут ли организации измениться, а в том, в состоянии ли они измениться достаточно быстро (или достаточно успешно) для того, чтобы получать необходимую прибыль. Что еще важнее, перестраивают ли руководители и сотрудники компаний свое мышление так, чтобы быть более подготовленными к предстоящим изменениям и лучше справиться с ними, или же они просто плывут по течению от одной трансформации к другой?

Приветствуете вы изменения или отвергаете их, реальность такова, что необходимое условие успеха – способность действовать и думать быстрее, интенсивнее и лучше, чем раньше. Но данное условие – величина переменная. Если взять слишком большой темп, ваше движение будет напоминать перемещение по темной улице: вы затратите намного больше ресурсов, чем требуется, получив в итоге рынок, который никогда не станет реальностью, проблемы, которые будут решаться, как им самим вздумается, и т. п. Если же скорость будет слишком малой, проблемы приобретут такие масштабы, что их невозможно будет решить, а возможности уплывут в руки ваших конкурентов [2]. Посмотрите на такие компании, как Sears Roebuck and Company или сеть ресторанов Howard Johnson, и ответьте на вопрос: «У них возникли проблемы из-за того, что они сделали, или из-за того, чего они не сделали?».

Лидер с подготовленным разумом знает, как осуществлять вдумчивое наблюдение в режиме реального времени, как производить анализ, как принимать решения в постоянно меняющихся условиях, имея при этом ограниченные ресурсы и находясь в рискованной ситуации. Он также знает, как удержать свое внимание и внимание окружающих на сути проблемы, не отвлекаясь от конечной цели. И при достижении этой цели лидеры с подготовленным разумом, осмыслив ситуацию, решают, что сохранить, а что изменить. Они знают, как не оступиться на узкой тропинке между мыслью и действием, между ответом и реакцией, между планированием и экспериментом. Они также знают, как привлечь других к общему делу. Эти лидеры, не колеблясь, прибегают к использованию таких приемов, как предуведомление и прогнозирование. Но они не просто реагируют на ситуацию, «перепрыгивая» на следующий уровень, – они постоянно учатся и меняются сами [3].

Вопрос, который задает лидер с подготовленным разумом

Что думают ваши коллеги и подчиненные по поводу вашей способности «управлять быстро»? Что общего между вашими и их ценностями?

Прогресс требует от нас постоянного осмысления происходящего и ответной реакции на изменения

Выживание и прогресс всегда зависели от способности человека или организации к осмыслению изменений в окружающей обстановке и последующей своевременной и адекватной реакции на эти изменения. Приведем в пример руководство компании Bomar, занимавшейся электронно-вычислительной техникой на ранней стадии развития отрасли. Указанная компания производила компьютерные мониторы и калькуляторы Bomar Brain, поначалу пользовавшиеся большой популярностью, но впоследствии утратившие лидерство на рынке. Почему Bomar не смогла приспособиться к ситуации?

Каждому из нас в отдельности присуще отношение к происходящему по принципу «или пан, или пропал». Когда происходит какое-то неожиданное событие, мы мгновенно на него реагируем; спустя некоторое время это может быть вопросом жизни и смерти. Сегодня возникает проблема, мы, засучив рукава, принимаемся решать ее и в конце дня чувствуем себя уставшими, но удовлетворенными. Мы также знаем, но обычно не придаем этому значения, что, пока пытаемся «объять необъятное» и справиться с масштабными событиями, то упускаем из виду небольшие и медленные изменения. Таким образом, мы утрачиваем динамику наших отношений, медленно теряем форму.

Подобное происходит и в бизнесе. Хотя некоторые изменения (например, в области технологий) происходят быстро, их влияние на нашу повседневную жизнь может нам казаться незначительным (если только мы от природы не наделены быстрой реакцией на события либо уже подготовлены к тому, чтобы увидеть эти изменения и предугадать их возможное значение для нашего бизнеса). Мы используем данные о своем конкуренте, чтобы составить себе представление о той или иной компании с огромными расходами. Мы опираемся на знания о наших лучших клиентах, чтобы понять, каков наш среднестатистический клиент (который на самом деле не соответствует ни одному из отдельно взятых). Постепенно грани стираются, и, вместо того чтобы осуществить необходимые изменения в собственной организации, мы начинаем винить во всем изменения, происходящие в отрасли в целом. Одна из основных опасностей, угрожающих нам, когда мы нацеливаемся сугубо на результат, – это колоссальные затраты энергии на создание и сохранение того, что стало вынужденной реакцией на какие-либо изменения извне, а отнюдь не плодом тщательных раздумий [4].

Кажется, это так просто, но мы снова и снова попадаем впросак. Почему компания Polaroid пропустила момент распространения цифровой фотографии? Что было упущено или сделано не вовремя? Нам кажется, руководители этой организации осмыслили и оценили ситуацию, но оказались не способны «дернуть за веревочку» и переориентировать компанию. Какие структуры, задействованные в сфере питания, пропустили момент всеобщего помешательства на низкокалорийной пище, имевший место в 2004 году? Действительно ли компания Apple Computer стала причиной перехода потребителей электроники на цифровые аудиоплееры iPod? Время покажет.

Лидер с подготовленным разумом наблюдает за всяческими аномалиями – за предвестниками предстоящих изменений, за неожиданностями, новыми направлениями развития, возникающими на горизонте, и задает себе вопрос: насколько эти изменения соответствуют его представлению о мире? Если соответствие имеет место, значит, все хорошо. Если нет, значит, необходимо действовать. Опасность данного подхода – искушение сделать далекоидущие и необоснованные выводы. Чтобы избежать этого, необходимо постоянно задавать себе вопросы относительно предположений, которые делает лидер и его организация, и просить всех, кто непосредственно связан с этой ситуацией, попытаться выйти за ее рамки.

Вопрос, который задает лидер с подготовленным разумом

Что можно сделать в организации для того, чтобы замедлить процесс и выиграть время для осмысления новых данных и новой информации? Связаны ли главные цели организации с решениями, принимаемыми в свете новой ситуации?

Лидерство имеет большое значение во времена перемен

Горячие споры, то и дело возникающие в последнее время в различных сферах бизнеса, касаются необходимости переосмысления понятия лидерства. Глобальные изменения, произошедшие в последнее время, требуют привлечения глобальных лидеров. Изменение технологий производства и способов ведения бизнеса требуют лидеров, которые способны преобразовать организации. В то же время мы видим, что лидеры необходимы и на низших уровнях управления, – чтобы сократить время, требующееся для ответа клиенту, и обеспечить лучшее обслуживание последнего.

Как же быть? Огромное количество книг и статей раскрывают нам секреты успешного лидерства, причем все они выделяют в качестве главных совершенно разные пути. Приведем высказывания некоторых успешных людей по поводу лидерства в бизнесе. Уоррен Бенис, профессор Университета Южной Каролины, занимается вопросами лидерства в организации и говорит о необходимости создания условий для поддержания работников, обладающих знаниями. Он считает, что это поможет компании добиться целенаправленного развития и создания атмосферы доверия, поощрения людей и достижения результатов [5]. Джим Кузес и Барри Познер, авторы бестселлера «Вызов бросают лидеры», выдержавшего уже три издания, называют пять действий образцового лидера: указать направление, добиться общности взглядов, проследить за процессом, дать возможность действовать другим, вдохновить [6]. А Билл Джордж, в прошлом исполнительный директор компании Medtronic, среди качеств лидера называет понимание необходимости в лидерстве, создание устойчивых ценностей. Он призывает «действовать сердцем», структурировать прочные взаимоотношения в коллективе, дисциплинировать подчиненных собственным примером [7].

Итак, мы можем говорить о трех точках зрения на проблему лидерства. Их высказывают люди, пользующиеся определенным авторитетом в данном вопросе. Они описывают особенности лидерства по-разному, тем не менее суть этих особенностей ясна. Что общего между тремя вышеизложенными позициями?

• Лидерство проявляется в действии, а не в словах. Кроме того, действия в интересах организации, а также ее клиентов и акционеров проверяют лидера на прочность.

• Лидерство основывается на доверительных отношениях между людьми, это не просто позиция руководителя в иерархии организации. Следовательно, общая почва для лидерства – единство личных ценностей, ценностей клиентов и сотрудников и ценностей самой организации.

• Лидер знает, какова его цель и какова цель организации. Это означает, что нужно быть готовым ответить на вопрос: почему я это делаю?

Все сказанное, безусловно, хорошо, но как быть с другими реалиями, имеющими место в XXI веке? А эти реалии состоят в том, что в нашем распоряжении теперь больше компетентных сотрудников, чем раньше. При этом они могут официально числиться или не числиться в иерархической структуре организации. По терминологии Чарльза Хэнди, они могут составлять часть триединой, или федеральной, структуры или быть частью общего «улья» [8]. У нас может не быть большого количества последователей, нуждающихся в лидере, но при этом в наличии достаточное количество акционеров, на которых мы можем влиять.

Еще одна реалия наших дней заключается в том, что лидерство расширяет сферу влияния в связи с явлением глобализации, а также по причине возрастающего доступа к информации и новым технологиям. Как лидеры, так и те, кого они ведут за собой, обладают большими знаниями, и от них ожидают больших знаний. На самом деле те, кого двадцать лет назад скорее всего посчитали бы простыми исполнителями, сегодня сами несут ответственность за соблюдение интересов клиента, за приложенные усилия, основанные на имеющейся информации, а также за соблюдение интересов организации в целом, ее корпоративной культуры и атмосферы. Лидерство не касается определенной ограниченной сферы деятельности и не предопределяется обстоятельствами. Оно осуществляется в соответствии с конкретной ситуацией и выходит за пределы узкой сферы деятельности. Так же, как и знание, лидерство расширяет свои границы по мере того, как используется.

Исходя из вышеперечисленных условий, можем вывести рабочее определение лидерства. В контексте теории подготовленного разума к понятию лидерства можно применить предложенную Рональдом Хейфецем дефиницию адаптивного лидерства, расширив ее [9].

Определение Р. Хейфеца основывается на двух аспектах различных теорий. Один из них, как он считает (и мы согласны с ним в этом), состоит в том, что лидерство не связано с должностью и может существовать на любом уровне данной организации. Второй момент: адаптивное лидерство требует глубоких знаний и построения ментальных схем с целью приспособления к меняющейся ситуации. В таких условиях от лидера требуется способность оперировать в масштабах более широких, чем рамки его привычной работы, а также содействовать другим в этом, чтобы увидеть или спрогнозировать изменения в окружающей обстановке, требующей гибкости мышления и деятельности [10].

Принимая за основу определение Хейфеца, мы, однако дополняем его. Во-первых, мы полагаем, что лидерство, осуществляемое лидером с подготовленным разумом, не только приспосабливается к ситуации, но также может изменить ее, подойдя к ее пониманию по-новому. Происходит приспособление с двух сторон. Такое понимание лидерства проистекает из нового взгляда на лидерство и отношения к нему с инновационной точки зрения.

Второе, на что мы хотим обратить внимание в определении Хейфеца, это признание следующего факта: чтобы эффективно использовать возможности и изменения, вовсе не обязательно осуществлять преобразования в основных моментах существующей системы. На самом деле, необходимо перераспределить силы и направить их на достижение успеха. Мы изучили опыт некоторых организаций, которые не только выжили, но и приспособились к ситуации путем определенных нововведений. И пришли к выводу, что лидерство в этих компаниях органично интегрировано и направлено на разум, сердце и руки бизнеса. При этом создается новое видение основополагающих принципов организации без изменения последних [11]. В одной компании реализация принципа обучения сотрудников открыла абсолютно новые возможности применения талантов в сфере финансового обслуживания, что обеспечило возможность выхода на совершенно новый уровень мотивации, реализации, построения бизнеса и введения обновленного подхода в условиях постоянно меняющегося рынка. Для другой компании осознание своей структуры стало своеобразным толчком к созданию новых точек пересечения и даже изменений в линиях продукции, благодаря чему привычный имидж производителя товаров повседневного употребления она сменила на более продуманную систему бизнеса, построенную на знаниях и технических достижениях. Даже банки отказались от идеи закрыть данный бизнес, и вовсе не потому, что он выглядел многообещающим. А потому, что люди, которые в нем работали, казались очень сплоченными и проявили большое желание работать. Перечислим четыре аспекта лидерства.

1. Умение действовать, выходя за рамки привычных принципов своей работы.

2. Вызов привычным способам мышления внутри организации и вне нее.

3. Инновации, с помощью которых возможно повлиять на внешние обстоятельства, а также осознание того факта, что внешние изменения подчиняются определенной динамике и могут отразиться на внутреннем климате организации.

4. Выработка постоянной готовности к изменениям, базирующейся на глубоких и обоснованных принципах.

Таким образом, можем определить понятие подготовленного разума как практику постоянного оспаривания и реализации возможностей роста внутри сложной динамической среды, подчиняющейся определенным основополагающим принципам, при которых организация объединяется с целью поддержания и использования основных ценностей, распределяющихся по отношению ко всем ее участникам. Лидерство, осуществляемое посредством навыков лидера с подготовленным разумом, стремится задействовать всех членов организации с целью изменить способы мышления и процедуры, а также способствует развитию служащими способности к прохождению цикла восприятия-действия, при этом единство поддерживается посредством общих для всей организации принципов.

Данный подход выглядит вполне убедительным и соответствует условиям сегодняшней обстановки. Кого-то из нас назначили лидером организации. У нас есть соответствующая должность и участок работы. Других негласно «наградили» таким званием коллеги и подчиненные. Тем не менее ввиду реальной необходимости в быстрой реакции и соответствующем разуме, эти звания весьма условны. Мы просто не можем себе позволить ждать, пока приказ о назначении пройдет все необходимые инстанции – у нас нет времени, происходящее вокруг требует немедленных действий! Однако каждому приходится (хотя и не всегда разрешено) действовать за рамками своих привычных обязанностей, чтобы воспользоваться всеми возможностями, которые в конечном счете ведут к получению стратегических преимуществ.


Лидерство – деятельность, основанная на учете интересов всех составляющих в цепи организации, с учетом личных и общих ценностей. Лидер с подготовленным разумом совершает действия, основанные на цели, и не боится думать и действовать не так, как предполагает существующее положение вещей.

Вопрос, который задает лидер с подготовленным разумом

Как изменилась в организации ответственность за лидерство? Распространилось ли лидерство по всей организации, или по-прежнему все контролирует иерархия, выстроенная по старой схеме?

Каждая организация имеет целый набор стратегий, независимо от того, известно об этом или нет

Ответ на вопрос «Как мы достигнем цели?» заключается именно в стратегии. Подобный вопрос задают тогда, когда исполнительный директор корпорации интересуется: «Как мы можем стимулировать рост доходов в нашей компании?», а далее приводит свой ответ, настаивая на том, что увеличения прибыли можно добиться лишь путем приобретения другой компании. Все больше углубляясь в подробности, президент компании может спросить: «Как я могу быть уверен в успехе этого приобретения?» И предложит свой вариант: рост доходов можно обеспечить путем реорганизации отделов продаж и маркетинга. Продолжая обсуждение стратегических вопросов, директор по маркетингу должен ответить на вопрос об объединении двух отделов маркетинга, и в его ответе будет заключена предложенная им стратегия.

Цели порождают стратегии, которые, в свою очередь, порождают цели, которым также необходимы стратегии, и так далее… Описанный процесс можно планировать, можно управлять им. При этом намерение на высшем уровне организации будет связано с исполнением на самом нижнем уровне в иерархии либо указанные процессы не будут соприкасаться друг с другом. И в том, и в другом случае компания будет задействована в создании целого ряда стратегий.

Существует множество моделей и паттернов[1], с помощью которых описывают стратегии высшего уровня [12]. Однако большинство генеральных и исполнительных директоров сталкиваются с тем, что все эти модели представляют собой начальный этап. Менеджерам до сих пор приходится придумывать, как выполнить тяжелую работу, которая становится результатом принятия привлекательной схемы, как приспособить эту схему к реальным условиям производства и самой компании. В конце концов, им приходится заниматься трудоемким процессом адаптации, увязывать цели компании и основные пункты ее стратегии, воплощать их в реальность. Таким образом, акценты в работе смещаются с овладения основами стратегического моделирования к повседневному стратегическому мышлению. Это непросто и требует постоянного обдумывания возможных направлений развития компании, а также определения того, что можно изменить, чтобы достигнуть «светлого будущего» и правильно сориентироваться в нем, и, наконец, оценивать намеренные и непреднамеренные последствия этих изменений. Все перечисленное требует определенных затрат времени. Просто не забывайте о том, что стратегическое мышление – по сути, просто хорошее, критическое обдумывание будущего вашей организации.

Наша книга не ограничивается темой стратегического мышления. Однако стратегическое мышление и действие представляют собой цель лидерства, осуществляемого с помощью подготовленного разума, поэтому необходимо снабдить приведенное вольное определение подробными объяснениями.

Во-первых, размышляя о стратегии, необходимо постоянно держать в голове два ключевых компонента, из которых складывается будущее вашей организации – цели и множественность вариантов будущего. Стратегия всегда является результатом понимания цели. Если у вас нет цели либо вы не разделяете ее, все ваши размышления будут напоминать движение вслепую. Кроме того, у любой организации не один вариант возможного будущего, и все их необходимо учитывать [13].

Во-вторых, когда речь идет о стратегическом мышлении, необходимо выйти за рамки привычного понимания вещей и направить все возможные изменения на приспособление вашей стратегии к реальной ситуации. Возьмем, например, качество. Если вы станете работать над его улучшением, это потребует изменений в работе поставщиков, оборудования, обучении персонала, в системе оценки и т. п.

Наконец, стратегическое мышление всегда должно учитывать последствия запланированных действий. Этот императив четко выражен в одном из трюизмов, касающихся систем мышления: за каждым решением следует ряд новых задач. В качестве примера можно привести компанию General Electrics, добившуюся невероятного успеха в 1990-х годах. Незапланированные последствия касались поиска талантливых сотрудников, в которых остро нуждалась компания. General Electrics обладала настолько успешной системой обучения и развития персонала, что в других компаниях ее стали воспринимать как неиссякаемый источник талантов и равнялись на людей из GE.

Вопрос, который задает лидер с подготовленным разумом

Понимают ли рядовые сотрудники компании ее цели так же хорошо, как и высшее руководство? Имеет ли корпоративная стратегия значение для персонала, или для людей она не более чем пустые слова?

Рисуя общую картину

Почему сегодня нас должно заботить развитие и применение подготовленного разума? Возьмите в качестве отправной точки аспекты бизнеса, которые мы рассматривали, и подумайте о том, что за ними скрывается. А затем сформулируйте, что именно вы подразумеваете под личной подготовленностью и подготовленностью вашей организации в целом.

• Поскольку глобализация – факт несомненный, структура бизнеса постоянно усложняется. Следовательно, необходимо, чтобы наш разум был открыт для получения новой информации и готов к ее интерпретации. Вы активный наблюдатель или ждете толчка извне?

• Поскольку модель жизненного цикла верно описывает наш мир, и время, когда нужно будет дать ответ, уже близится, нам необходим разум, который способен заглядывать вперед. Сколько времени вы посвящаете тому, чтобы представлять себе будущие условия конкуренции?

• Поскольку скорость и равновесие являются основой успеха, нам необходим гибкий, изворотливый разум. Способны ли вы принять решение, не располагая всеми фактами? Способны ли вы бросить вызов сегодняшней парадигме?

• Поскольку необходимо готовиться к тому, чтобы ориентироваться в будущем, нам нужен такой разум, который осознает свое отношение к организационной структуре, продукту, концепции жизненного цикла и может обнаружить признаки предстоящих изменений на ранней стадии. Какие отличительные признаки вы используете, когда окружающая обстановка меняется? Можете ли вы объяснить общую картину происходящего вашим сотрудникам?

• Поскольку лидерство в организации подразумевает способность критически оценивать ситуацию, нам необходим такой разум, который стремится оспаривать ситуацию и реагировать на нее, чтобы иметь возможность воспользоваться ее преимуществами или вовремя отреагировать на проблемы. Когда вы в последний раз оценивали действенность ваших предположений, касающихся работы?

• Поскольку стратегия в действии всегда связана с намерениями, нам необходим разум, способный оценить множество деталей в запутанной обстановке. У любой сложной задачи есть хотя бы одно простое и понятное решение, которое, однако, оказывается неверным. Насколько вы стремитесь и насколько вы подготовлены к тому, чтобы с головой окунуться во все детали сложной проблемы?


Знать, что нам необходимо понимать ситуацию и действовать соответствующим образом, – это одно, но знать, как действовать, – совсем другое. Восемь навыков подготовленного разума и есть ответ на вопрос, как применить то, что нам уже известно о ситуации в бизнесе, с тем, чтобы создать новую стратегию, которая позволит нам воспользоваться преимуществами данной ситуации и укрепить систему бизнеса, в которой мы действуем.

Но сначала давайте рассмотрим структуру формирования указанных навыков.

Глава 2

Структура целенаправленной полготовки

Луи Пастер не отрицал роли случая, но при этом подчеркивал роль работы, предшествующей удаче. На первом месте стоит подготовка, и только потом – удача. Чтобы применить это правило на практике, необходимо объединить наши намерения с подготовкой. Целена-правленная подготовка означает постоянный поиск отношений и связей, в результате которых могут возникнуть новые идеи, новые решения, новая «удача».

Для того чтобы быть подготовленным, вам следует улавливать первые признаки будущих изменений и осмысливать их, особенно если эти изменения вступают в противоречие с сегодняшней ситуацией. Вы должны быть лучше подготовлены к будущим проблемам и возможностям, обладать навыками, которые необходимы для принятия решений в процессе деятельности и последующей реализации принятых решений. Если вы лидер, значит, вы обязаны помогать тем, кто работает с вами, – клиентам, сотрудникам, поставщикам, сторонним лицам, задействованным в данной ситуации, таким образом, чтобы их разум также был подготовлен. Вместе вы представляете собой как бы фокусирующую линзу, с помощью которой создаете более конкурентоспособное будущее, используя восемь навыков подготовленного разума как индивидуально, так и коллективно.

Целенаправленная подготовка к овладению перечисленными навыками и к их использованию начинается с того, что мы изучаем главные инструменты, с помощью которых оцениваем и объединяем разрозненные мысли и действия в одно целое, создаем из них единую картину подготовленного разума лидера.

Цикл восприятия-действия – первое, чем нам необходимо воспользоваться для объяснения поведения лидера, исходя из восьми навыков подготовленного разума. Почему навыков? Навыки показывают разум в действии, в процессе работы и создания связей, стимулирующих и мотивирующих его последующие действия. Навыки отражают связь между мыслью и действием, навыкам можно научиться. Их можно разложить на отдельные составляющие, которыми необходимо овладеть, если мы хотим знать, когда, почему и как использовать их применительно к стратегии, а не применять от случая к случаю или просто потому, что они у нас есть.

Что еще необходимо для наших размышлений и рекомендаций? Обращение к сфере возможностей, ментальным схемам и основным понятиям.

Цикл восприятия – действия

Чем бы ни занимался лидер – решением проблем, разработкой новой стратегии, «текучкой» в своем отделе, – ему всегда приходится сталкиваться с четырьмя основными моментами, а именно: 1) с необходимостью воспринимать окружающую обстановку и происходящие в ней изменения; 2) с необходимостью осмысливать полученную информацию; 3) с необходимостью принимать решение относительно дальнейших действий; 4) с необходимостью действовать согласно принятому решению. Мы называем процесс, состоящий из вышеперечисленных четырех этапов, циклом восприятия-действия.

Этот цикл можно увидеть в действии на примере работы динамичного лидера, исполнительного директора компании, который изучает и оценивает различные стороны приобретения другой компании. Другой пример – ситуация, когда директор по производству оценивает конструкторский отдел приобретаемого предприятия. Мы также можем наблюдать этот цикл в действии, полностью или частично:

• когда рабочий останавливает конвейер, если замечает проблемы с качеством;

• менеджер по продажам обращается к клиенту с предложением приобрести новую продукцию;

• маркетолог во время своего обеденного перерыва встречается с конструкторами и объясняет им особенности новых направлений производства;

• банкир обнаруживает новые возможности применения существующей технологии, обещающие значительные результаты для его клиентов, и рекомендует последним способ использования этих возможностей в их бизнесе.

Восприятие, осмысление, принятие решения и действие протекают циклично (см. рис. 2.1). Как только вы предприняли какое-либо действие, вам тут же необходимо получить ответную информацию и увидеть результат этого действия. Рассмотрим основные этапы цикла восприятия-действия и попытаемся определить, какие навыки и какая подготовка нашего разума необходимы для их прохождения.


Рис. 2.1. Цикл восприятия-действия


• Мы воспринимаем изменения как во внешней среде, так и во внутренней. Руководители и «свободные художники» знают принципы своей работы. Они должны понимать ситуацию, когда что-либо является новым или отличается от привычного. Данный этап может быть очень простым, если вы работаете в замкнутой системе, не выходящей за рамки обычной деятельности. Намного сложнее осуществить его в более широком контексте работы, а также если речь идет о деятельности всей компании в целом. Не имея достаточно знаний в рамках этого контекста, вы можете просто не увидеть происходящих изменений.

• Мы осмысливаем изменения, исходя из наших намерений, обстоятельств и целей. Нам известны правила игры, и мы сравниваем изменения и новшества, которые увидели, с ожиданиями и предположениями, определяющими наш образ действий. Здесь существует определенный риск, заключающийся в том, что мы можем слишком узко подойти к нашим намерениям, обстоятельствам и целям, и в итоге не заметим тех вещей, которые могут касаться отдаленных перспектив и более глобальных целей. Производя оценку происходящих изменений в окружающей обстановке, необходимо мыслить широко и всесторонне оценивать ситуацию. Выходя за рамки правил игры, следует осмысливать ситуацию, исходя из целей этой игры.

• Мы принимаем решение по поводу дальнейших действий или отсутствия таковых. Если воспринятое нами имеет смысл, то, как правило, мы продолжаем двигаться дальше в известном и привычном направлении. Если же воспринятое не имеет смысла для нас, нам следует принять определенное решение и внести коррективы в наши дальнейшие действия. К сожалению, мы не всегда так поступаем, зачастую предпочитая подождать и посмотреть, что будет. Помните: в подавляющем большинстве случаев отсутствие решения – это уже решение.

• Мы действуем согласно своему решению и привлекаем к действию других. В идеале этот этап должен наступить сразу же после того, как мы приняли решение и определили свои дальнейшие действия. Привлечение других к действию протекает быстрее и более согласованно, если происходит на этапах осмысления и принятия решения. Осмысление часто представляет собой процесс общения и взаимодействия между людьми. В принципе, это должен быть процесс объединения людей, обладающих подготовленным разумом. К сожалению, очень часто мы неоправданно долго откладываем свои действия, даже если уже знаем, что следует делать. И очень часто мы ожидаем от других, что они присоединятся к нам гораздо раньше, чем позволяет их способность воспринимать информацию.

• Затем цикл повторяется. С годами у нас вырабатывается удобный темп, позволяющий перевести дыхание перед тем, как переходить к следующему этапу. У нас также появляется возможность привлекать других к действиям, соответствующим нашим решениям и стилю управления. Наученные множеством примеров, мы смиряемся с тем, что жизни сопутствуют разрушение и распад. Мы уже знаем, что, если хотим, чтобы окружающие были инициативными и подготовленными, нам лучше отказаться от директивных методов управления, а вместо этого привлечь коллег к взаимодействию с нами. Как отмечает Рональд Хейфец, исследовавший проблему лидерства, мы гораздо лучше справляемся с этим циклом, если прислушиваемся к лидерам низшего звена – к тем, кто находится на передовой и способен раньше нас почувствовать изменения в окружающей обстановке [1].

Итак, куда же ведет нас этот путь лидерства, столь необходимый в наступившем тысячелетии? Во-первых, лидерство – это больше, чем просто выполнение определенной работы. Во-вторых, нам придется воспринимать и осмысливать возникающие проблемы и возможности. В-третьих, осмысление должно привести к принятию решения и действию. В-четвертых, нам необходимо опираться на предназначение и цели нашей организации, иначе будет непонятно, что следует подвергать сомнению, и наши действия не приведут к положительному результату для организации.

Четыре перечисленных момента являются основными для подготовленного разума лидера в действии. Каждый из навыков подготовленного разума последовательно проходит цикл восприятия-действия от одного этапа к другому. В зависимости от сложившейся ситуации это может быть переход от решения проблемы к созданию инновационной стратегии, при этом на передний план выступает какой-либо один из восьми навыков подготовленного разума.

Сфера возможностей

Некоторые люди просто выполняют свою работу – не больше и не меньше. Они могут очень хорошо справляться с ней, но ведь от них этого и ожидают. Поэтому мы не считаем, что их действия можно назвать действиями лидера. Другие люди выполняют свою работу и делают еще что-то. И если в своих действиях они выходят за пределы ожидаемого, продвигая при этом свою организацию к прогрессу, то таких людей по праву можно назвать лидерами. В обоих случаях не имеет значения, есть ли у них в подчинении другие люди. Как мы уже отмечали, под приведенное описание может попадать как «свободный художник», так и руководитель. Чем тщательнее мы изучим нашу сферу возможностей, тем четче сможем увидеть различные ее черты.

Границы и форма наших возможностей постоянно меняются. Иногда это выглядит как некий процесс развития, в других случаях происходит скачкообразно. Рассмотрим пример компаний Honda Motors и Apple Computer. Когда Honda появилась на рынке США, казалось, что сфера ее возможностей ограничена исключительно тяжелыми кроссовыми мотоциклами. Но однажды кому-то в компании пришло в голову, что потребителя может больше заинтересовать маленький 90-кубовый мопед. Сейчас компания Honda ассоциируется у нас с понятием «автомобили», хотя в 1960-х годах это было совсем не так. Другой пример: компания Apple смогла расширить свою сферу возможностей благодаря успеху аудиоплеера iPod. Так что же производит Apple – компьютеры или музыкальное оборудование? Или и то, и другое? А может, это некий третий вид компании, сочетающей в себе оба направления?

Иногда наша сфера возможностей вовсе не развивается, но бывает, в ней происходят бурные изменения. Посмотрите на автомобильную промышленность – как сильно она зависит от двигателя внутреннего сгорания! Поскольку усовершенствования здесь происходят постепенно и одновременно, та сфера возможностей, которая определялась понятием «автомобиль», остается относительно неизменной с середины 1920-х годов. А теперь давайте посмотрим на сферу возможностей, касающихся нанотехнологий. Эта сфера почти безгранична, она составляет предмет различных книг и научно-фантастических статей. Но началась она со всеобщего внедрения технологии, которая позволяет ткани быть более устойчивой к пятнам.

Мы не знаем многих наших возможностей. Мы разбираемся в своей работе и чувствуем себя комфортно в контексте наших клиентов, покупателей, конкурентов и географического положения. И это поглощает большую часть нашего времени. Его просто не остается на то, чтобы увидеть что-либо другое. Приходится либо ждать, пока нам откроется это другое, либо приблизиться к краю знакомого нам мира и посмотреть, что же находится за его пределами. Выбор за нами.

Наконец, и это наиболее важно, очень часто сфера наших возможностей определяется сама собой. Работа лидера в значительной степени заключается в том, чтобы оценивать окружающую обстановку, даже если она полна опасностей, неизвестности и производит двусмысленное впечатление, а затем выстраивать в своем воображении картину имеющихся возможностей, вдобавок помогая другим составлять четкое представление о собственных возможностях. На уровне организации мы можем обратиться к ставшей классической статье Теодора Левитта под названием «Маркетинговая близорукость», опубликованной в Harvard Business Review. В ней приведен пример того, в каком затруднении оказались железные дороги в 1960-х годах. Они пропустили момент, когда рынок стали завоевывать автоперевозки; их ошибка состояла в определении своей сферы возможностей не как «перевозки», а как «железная дорога» [2]. То же самое происходит и с талантливым инженером, который предпочитает пользоваться испытанными методами, в результате чего останавливается в своем развитии. Вокруг нас существует масса возможностей, нужно только захотеть их увидеть.

Ментальные схемы

После того как вы рассмотрели, насколько важную роль в вашем деле играют понимание и правильная оценка своих личных возможностей и возможностей организации, задумайтесь о важности схем в физическом мире. С помощью схем можно представить места, в которых побывали мы или другие люди, изобразить множество дорог между этими местами, а также знаки, которые указывают направление и основные особенности местности. Схематично можно представить данные о прошлых путешествиях, чтобы использовать их при планировании и осуществлении последующих поездок. То же касается и «схем», которые существуют в нашем разуме.

Имеется несколько категорий информации, присутствующей в нашем разуме и являющейся следствием либо нашего собственного опыта, либо опыта и знаний других людей. Обычно мы называем эти категории понятиями, идеями и знаниями. Мы считаем, что они взаимосвязаны и что существуют ключи, позволяющие нам расшифровать данную информацию. Такого рода связи называют ментальными схемами, теориями, убеждениями и навыками. Например, когда мы с успехом выполняем то или иное дело (скажем, находим дорогу в незнакомом городе), речь идет об овладении навыком. Но, подобно тому, как дороги в Чикаго (или в любом другом городе) в летнее время постоянно ремонтируются, так же и на ментальных дорогах, особенно в том, что касается наших навыков, происходит постоянная реконструкция, из-за чего нам частенько приходится что-то перестраивать, продлевать или изменять маршрут. Чтобы завершить эту аналогию, следует отметить, что в нашем разуме хранятся ключи, с помощью которых мы расшифровываем информацию и расставляем указатели на ее определенных участках. Указанные символы и ключи, которые присутствуют в ментальной схеме, включают в себя язык, ритуалы и даже наши предрасположенности и эмоции.

Ментальные схемы, как и другие, необходимы, когда мы собираемся куда-то или делаем что-то, требующее определенного направления. Но, независимо от того, какой схемой вы пользуетесь, вам нужно, чтобы она была разборчивой и современной. Ментальная схема может быть разборчивой в том случае, если она последовательна и логична. Пользуясь картой дорог, мы ожидаем, что у нее есть определенный масштаб и некоторый набор деталей и абстрактной информации. Вот почему буклеты, которые предлагаются торгово-промышленными палатами и на которых обычно изображается география распространения бизнеса без указания адресов, оказываются бесполезными. Любая карта может быть использована по назначению, только если она соответствует современной ситуации. На карте США, составленной в 1950 году, не будет изображена супермагистраль, которая сегодня соединяет территорию нескольких штатов, поэтому такая карта принесет мало пользы путешествующему из Нью-Йорка в Лос-Анджелес.

Подумайте о деталях, которые содержит ментальная схема, используемая вами по отношению к собственной организации. Можно ли назвать ее современной? Была ли современной в 1970-х годах ментальная схема американских автопроизводителей (GM, Ford, Chrysler), которая игнорировала японцев? Вернемся в 2005 год. Встречаются ли в современной ментальной схеме лидеров автомобильной промышленности корейские компании? И нужно ли их включать в нее? Время покажет.

Давайте рассмотрим ситуацию не с точки зрения организации, а с точки зрения отдельного человека. Поставим вопрос о том, как выглядит ваша ментальная схема отношений с персоналом. Сегодня среднестатистический руководитель разбирается в вопросах демографии и в том, как они соотносятся с понятиями заработной платы, прибыли, коммуникаций и мотивации. Но включает ли ваша ментальная схема такие понятия, как желания, потребности и точка зрения сотрудников, относящихся к поколению нового тысячелетия, поколению, которое только начинает выходить на рынок? Если нет, значит, ваша компания вскоре перестанет развиваться. Задумайтесь над этим. Проще говоря, это поколение по численности примерно такое же, как поколение, появившееся во время бэби-бума, но при этом оно существенно отличается от последнего. В его распоряжении компьютеры, Интернет и средства мгновенной коммуникации. Его желания и потребности существенно отличаются от ваших желаний и нужд.

Подумайте о ментальных схемах как о различных комбинациях различных категорий информации, о связях внутри и между этими категориями, о ключах, с помощью которых можно распознать новую информацию и правильно интерпретировать ее. Для того чтобы наши ментальные схемы не теряли четкости и актуальности, мы должны всегда опираться на ответы на три вопроса.

• Какая информация требуется мне для того, чтобы я мог воспринять, осмыслить, принять решение и действовать в сложившейся ситуации или в новой сфере возможностей?

• Какие связи, которые еще не установлены и которые помогут мне воспринять сведения, осмыслить их, принять решение и действовать, могу я устанавливать между категориями старой и новой информации?

• Какими еще ключами могу я воспользоваться, чтобы расшифровать данную информацию и увидеть сложившуюся ситуацию в новом ракурсе?

Не пытайтесь объять необъятное при построении ментальной схемы; определите для себя рамки (например, ограничьте себя вначале поиском двух-трех ответов на каждый вопрос). Кроме того, как лидер вы станете привлекать других людей к решению данных вопросов, чтобы увидеть, насколько ментальные схемы этих людей четки и актуальны и можно ли с их помощью перемещаться в сферу будущих возможностей.

На страницах этой книги мы будем предлагать подобные упражнения, которые помогут вам научиться ориентироваться в вашей сфере возможностей, применяя навыки подготовленного разума. Мы также поможем вам изучить и осмыслить основные понятия и связи, касающиеся этих навыков, чтобы вы могли эффективно применять их в различных сферах и ситуациях.

Перед тем как отправиться в путь по просторам подготовленного разума, рекомендуем вам вспомнить разные случаи из вашего опыта. Вы сможете использовать их в процессе чтения этой книги и выполнения упражнений. В процессе работы над книгой вам также необходимо будет отвечать на некоторые вопросы и позволить нам задавать их вам. Правильно поставленный вопрос – самое лучшее средство заставить вас задуматься над следующими вопросами: куда я хочу прийти из той точки, в которой нахожусь сейчас? Как я попал сюда? Как мне добраться туда?

Основные понятия

Как вы помните, только 10 % айсберга возвышаются над поверхностью воды, остальная его часть скрыта от наших глаз [4]. То же касается и подготовленного разума. Как и в случае с настоящим айсбергом, основная часть которого находится вне вашего поля зрения, с подготовленным разумом происходит то же самое. Чтобы увидеть полную картину, придется опуститься на глубину.

Одно из необходимых требований состоит в том, что человек, который хочет развить подготовленный разум, должен научиться мыслить абстрактно. Навыки осваивают благодаря наблюдению; причину того, что они обладают силой, можно обнаружить. Все мы на протяжении нашей жизни не однажды сталкивались с проявлениями подготовленного разума на уровне поведения. Однако при этом мы могли не подозревать о существовании этих навыков, а также когнитивных и поведенческих теорий, описывающих данное поведение.

Вы не станете называть себя специалистом в области финансов, если не разбираетесь в основополагающих понятиях, таких как сальдо, дебет, кредит, монетарная политика, а также в их влиянии на ваши решения в бизнесе, навыки и процесс работы в целом. Точно так же, вы не сможете с уверенностью назвать себя квалифицированным бизнес-лидером, обладающим соответствующими особенностями мышления, если предварительно не разобрались в навыках подготовленного разума и в том, как они влияют на ваши решения в бизнесе, ваши навыки и процесс работы.

Эта простая метафора с айсбергом была использована для того, чтобы помочь вам углубиться в изучение особенностей подготовленного разума, начиная с восьми навыков, находящихся в самых глубинах, и заканчивая лежащими на поверхности особенностями поведения и действиями, доступными наблюдению. Вы можете двигаться и в обратном направлении – от надводной части айсберга, т. е. от наблюдений за действиями, а затем опуститься ниже и через навыки подготовленного разума перейти к основным понятиям. Овладение указанными понятиями, как и овладение навыками, поможет вам уяснить и объяснить действия, увидеть больше различных способов решения проблем, а также более эффективно задействовать ваши интеллектуальные способности. Проделав путь от вершины айсберга к его основанию, вы сможете развить свой разум и стать более подготовленным как бизнес-лидер. Вы будете в состоянии успешно разрешать проблемы, касающиеся вашего бизнеса.

Над водой находится все то, что вы можете воспринимать с помощью пяти органов чувств. С этого начинается цикл восприятия-действия. Как вы думаете, что позволило компании Walgreens достичь впечатляющего успеха во всех уголках США? Ежеквартальные подсчеты размеров недостачи? Ежеквартальные отчеты о прибыли? Слова и общий тон, в котором выдержаны рекламные проспекты? Гора сообщений, отправленных на ваш электронный почтовый ящик? Этот список можно продолжать. Те вещи, которые находятся «над поверхностью воды», являются одновременно и благословением, и проклятием лидерства в нынешнюю эпоху знаний. В нашем поле зрения постоянно имеется множество различной информации. Какая-то ее часть нам действительно требуется, какая-то – нет. Однако результат налицо: нам необходимо постоянно осмысливать множество полученных данных.

Чтобы сортировать эти данные, отбирать их, определять их важность, нам необходимо постоянно двигаться от одного уровня к другому, используя те знания и навыки, которые невозможно увидеть. Но именно они позволяют нам осмысливать и придавать законченную форму вещам, которые мы видим и делаем. При этом мы пользуемся такими навыками подготовленного разума, как обучение, саморефлексия и воображение, и задаем себе вопросы о том, что мы видим и что с нами происходит. Например, мы можем спросить себя: «Что произошло в нашей организации в тот момент, когда наш конкурент в последний раз снизил цены? Каковы были наши ответные действия? Почему? Кто выиграл в этом сражении? Как это отразилось на нашей торговой марке?» Мы также можем позволить происходящему стимулировать наше воображение, чтобы задавать различные вопросы, с помощью которых можно будет приступить к выстраиванию цепочки стратегического мышления и построения выводов. Например, установив, что стоимость труда в других странах намного ниже, чем в США, мы можем задать такой ряд вопросов: что бы случилось, если бы мы переместили наше производство и его обеспечение за рубеж? Сколько средств мы сэкономили бы, и какую их часть мы могли бы вложить в инновации или инвестировать? Какие методы найма на работу нам пришлось бы изучить, чтобы заполнить рабочие места? Если мы сократим количество рабочих мест здесь, как это отразится на наших отношениях с нашим окружением? Иначе говоря, мы стали бы обдумывать то, что воспринимаем, и осмысливать воспринятое такими способами, благодаря которым возможно прийти к новому виду решений и действий. Однако будьте осторожны, если вы на этом остановитесь!

Многие ошибки совершаются по той простой причине, что люди недостаточно глубоко изучают ситуацию. Множество решений принимается в результате первоначального, поверхностного анализа. Мы не решаемся противостоять соблазну ускорить наше движение или же просто не знаем, какие еще вопросы помогут нам глубже вникнуть в данную ситуацию, или же не способны обдумать все детали, выделяя при этом основные моменты. Например, очень часто слияние компаний или приобретение какой-либо организации другой структурой оказывается неудачным потому, что принимавшие решение просто не подумали о таком аспекте, как совместимость (или несовместимость) корпоративных культур. Этап осмысления заканчивается в тот момент, когда одной компании становится известно, какое оборудование использует другая компания и каковы особенности ее производственного цикла. Часто после совершения сделки нам приходится слышать такое высказывание: «На бумаге все выглядело так красиво». Применительно к циклу восприятия-действия это означает, что решение было принято поспешно, когда все детали не были осмыслены до конца. Исследования показывают, что настоящие мастера своего дела отводят больше времени предшествующему этапу осмысления, планирования и обдумывания, прежде чем принять решение и приступить к действиям. При этом на достижение результата им требуется меньше времени, чем тем, кто решил действовать быстрее и принял поспешное решение, но затем был вынужден вернуться назад, чтобы исправить ошибки. Крис Аргирис[2] называет это двойной петлей обучения, а Питер Сенге говорит о системах мышления, однако процесс погружения с целью изучения подводной части айсберга – это больше, чем просто мыслительный процесс. Для этого необходимо иметь представление об основных понятиях, теориях и о том, что составляет основу данной проблемы, какова бы она ни была [5].

Опускаясь в морские глубины, мы пытаемся понять основные принципы принятия решений в деле, которое обдумываем, – те навыки подготовленного разума, которые мы используем. Фундаментальные основы, такие как спрос и предложение, теории мотивации, могут послужить примерами главных сил, которые влияют на намерения, решения и результаты в бизнесе. Например, спрос и предложение играют чрезвычайно важную роль для принятия любого решения, связанного с определением цен и оплатой труда. Внешняя мотивация и внутренняя оказывают влияние на результат любых наших действий, направленных на то, чтобы удержать лучших работников. На глобальном уровне, изучая статьи, в которых приводятся показатели уровня безработицы или размеры процентных ставок, мы (при условии, что достаточно умны) можем, читая между строк, определить, какова экономическая ситуация на сегодняшний день. Является ли она стабильной или, напротив, экономика переживает серьезный кризис?

Опускаясь глубже, мы задаем себе вопрос: каковы основные понятия и теории, описывающие данную ситуацию, и что означают эти понятия, что они могут обнаружить, если мы перейдем к этапу принятия решения? Когда вы обратитесь к основным понятиям, может произойти даже так, что вы начнете по-другому видеть данную ситуацию, и это будет способствовать открытию новых путей анализа, принятия решений и способов действия.

Часто нам приходится наблюдать, как действительно умные люди подходят к осмыслению ситуации. Они задают множество вопросов, а затем происходит чудо, во всяком случае, нечто похожее на чудо. Мы приписываем способности этих людей их интеллекту или творческому складу ума. Однако очень часто причина их успеха заключается в том, что они обращаются к основополагающим принципам, понятиям и теориям и осмысливают ситуацию именно на этом уровне.

В той части айсберга (в нашем случае – подготовленного разума), которая возвышается над поверхностью воды, находятся особенности поведения, поддающиеся наблюдению и представляющие собой результат использования восьми навыков подготовленного разума. Если кто-нибудь скажет: «Изложите свои мысли по поводу вариантов инвестирования», мы можем предположить, что такой человек использует один из упомянутых навыков – развивает способность другого человека ясно и четко обосновывать свои доводы. Однако если мы действительно хотим помочь другим эффективно выстраивать свои доводы, то мы спускаемся еще глубже и задаем вопросы или демонстрируем, каким образом можно использовать предлагаемые нами понятия для обоснования своих доводов.


Спрашивая человека, который только что изложил нам свои доводы относительно инвестирования: «Расскажите, как вы определяете границы, или поделитесь своими соображениями относительно пределов изложенного», мы тем самым намечаем основные моменты построения теории или проверки гипотезы. И хотя эти понятия не распространены в контексте бизнеса, мы постоянно прибегаем к ним. Если вы используете навык помощи другим в развитии их способностей, если создается впечатление, что ваш собеседник стремится чему-то научиться у вас, значит, наступил переломный момент. Действительно, человек, с которым вы общаетесь, теперь знает, как построение теории выглядит на практике, и у него есть представления о новом понятии, которое он может использовать для дальнейшего развития. Если, применяя навык помощи другим в развитии их способностей, вы скажете: «Я понял ход ваших мыслей, но не вижу связи между вторым и третьим пунктами, которые вы только что изложили», это будет означать, что вы не только тактично используете навык сомнения, но и прибегаете к основам логического, или последовательного, мышления.

Расставляем все по местам

Давайте рассмотрим интересующие нас основные принципы с личной точки зрения. У вас есть работа, вам известен круг ваших обязанностей и степень ответственности. Более того, чем дольше вы занимаетесь этой работой, тем лучше в нее вникаете. Когда вы только приступили к работе, вы потратили огромное количество усилий на то, чтобы воспринять и осмыслить информацию о ней. Но со временем вы глубже вникли в то, что вам следует делать, и теперь можете сосредоточить свои усилия на принятии решений и действиях. Следовательно, на двух последних этапах цикла восприятия-действия вы стали действовать быстро и эффективно. Представьте то «рабочее состояние», в которое мы входим мысленно и физически, приходя на работу. Мы чувствуем, что для нас здесь не так уж много нового, поэтому нет особой нужды в осмыслении, таким образом, отпадает необходимость принимать какие-то новые решения. Мы можем успешно выполнять то, что от нас требуется сегодня, но при этом уже не готовим ни себя, ни свою организацию к тому, что нас ждет в будущем.

Что происходит, когда мы объединяем цикл восприятия-действия с нашим определением подготовленного разума лидера? Взгляните на рис. 2.2.


Рис. 2.2. Расширение границ цикла восприятия-действия и выход за пределы рамок привычной деятельности


Вы можете осуществлять цикл восприятия-действия в рамках вашей привычной деятельности либо воспользоваться возможностью и выйти за эти рамки. Но для чего вам покидать пределы привычного? Говоря попросту, вы можете взглянуть на ситуацию с точки зрения своих интересов и столкнуться с тем, что в вашей работе происходят изменения. И кое-что в этих изменениях может зависеть от вас.

Вернемся на несколько страниц назад, к разделу, в котором речь шла о концепции жизненного цикла. По мере того как вы движетесь по кривой жизненного цикла вашего продукта или услуги, производства или компании в целом, вам все время приходится готовиться к неизвестности, находящейся за пределами вашей стратегии, в точке поворота, где основные понятия, безусловно, могут измениться. Зная, что ваша работа изменится после точки поворота, вы можете подготовиться к этим изменениям до того, как подойдете к ней.

Давайте поступим таким образом. По мере того как вы подходите к точке поворота, у вас появляется два варианта: выполнять свою работу или расширять ее границы, чтобы быть готовым к встрече с будущим. Если вы предпочтете просто выполнять свою работу, то продолжайте действовать в рамках существовавшего положения вещей и ждите, пока кто-то другой осмыслит ситуацию и изменит ваш привычный стиль работы (или, не дай Бог, просто упразднит ее). Но, приняв решение расширять границы своей деятельности, вам придется пройти все четыре этапа цикла восприятия-действия и слегка выйти за пределы привычного стиля работы. Мы не знаем, что ждет нас в будущем, но мы можем подготовиться к встрече с ним.

Мы понимаем лидерство как способность человека действовать, нарушая привычные границы, для того чтобы использовать преимущества и возможности, которые предоставляет сложившаяся ситуация. Разница между таким образом действий и позицией «защиты своего кровного», как было описано выше, – вопрос мотивации и изучения ваших нужд, а также потребностей вашей организации.

Предложенное определение лидерства – готовность и способность работать, выходя за рамки привычного стиля работы с целью улучшения положения организации – опирается на пять основных вопросов, которые ведут к корпоративному успеху.

1. Где мы находимся? Роль лидера состоит в том, чтобы оценить ситуацию в более широком контексте тех систем, в рамках которых он действует. Не зная отправной точки, вы начнете движение, не понимая своих сильных и слабых сторон.

2. Куда мы стремимся? Задача лидера отчасти состоит в том, чтобы помочь организации сосредоточиться на направлении движения. Если вы не знаете, в каком направлении идете, ваше движение будет напоминать скитания в пустыне.

3. Как мы доберемся оттуда, где находимся, туда, куда стремимся? Какие решения придется принять для того, чтобы добраться туда? Действие, не подкрепленное планом, – это верный путь к потере ресурсов.

4. Каковы наши соображения относительно данной ситуации? Знаете ли вы, что следует и – еще важнее – чего не следует принимать как данность?

5. Какие изменения происходят в сфере наших возможностей? Завтра – это не вчера, завтра появятся новые проблемы и новые возможности. Сможете ли вы увидеть разницу во времени?

Первые три вопроса очевидны при разработке стратегии, о каком бы виде организации ни шла речь: о корпорации, об отделе, о вашей личной карьере. Четвертый вопрос, касающийся наших соображений, имеет решающее значение для построения правильного основания для первых трех. А пятый демонстрирует необходимость понимания и развития подготовленного разума.

Вопрос, который задает лидер с подготовленным разумом

Как вы, исходя из вашей роли в данной организации, ответите на эти пять вопросов?

Мы все выбираем приемлемый для себя темп при прохождении цикла восприятия-действия, однако изменения, имеющие место в сфере наших возможностей, независимо от того, что послужило их причиной – конкуренты, клиенты или новые технологии, – требуют от нас увеличения скорости, иначе они просто утратят актуальность. Даже если мы не реагируем на изменения в окружающей обстановке или не используем появившиеся возможности, то обстоятельство, что нам хорошо знакома выполняемая работа, помогает нам пройти цикл восприятия-действия с соответствующей скоростью. Двигаться быстрее может быть опасно: изменения ради самих изменений грозят потерей равновесия. Мы нуждаемся в устойчивом механизме, в прочном основании, в фундаменте, на котором можем выстраивать преимущества и навыки нашего лидерства.

Лидеры, обладающие подготовленным разумом, как известно, опираются на способность и готовность изучать свои ментальные схемы, расширять их и, в случае необходимости, отказываясь от старых схем, создавать новые. Они пользуются старыми схемами, чтобы получить возможность проходить цикл восприятия-действия со скоростью, приемлемой для использования тех возможностей, которые находятся за пределами их привычной деятельности. Навыки, необходимые для применения этого понятия на практике, описаны нами в части II данной книги. Но, прежде чем перейти к их описанию, попробуйте предварительно оценить себя в контексте восьми навыков подготовленного разума лидера и возможности объединить то, что вам уже известно, с некоторыми новыми принципами, причем сделать это нужно с помощью новых методов.

Хорошо ли вы подготовлены?

Подготовленность основывается на применении особых навыков, которым можно научиться, важную роль здесь играют восемь навыков подготовленного разума лидера. У вас может быть хорошо развит один из них и плохо развит другой, но вам потребуются все эти навыки. И наша книга поможет вам лучше их использовать, независимо от того, насколько успешно вы умеете это делать сейчас. Выясните, насколько уверенно вы себя чувствуете в следующем.

Наблюдение. Можете ли вы описать зарождающееся направление, которое влияет на ваш бизнес? Знаете ли вы о нуждах вашего нового клиента? Какие «странные вещи» вы заметили в последнее время? Ни одной? Неужели на вашем пути не встречаются сюрпризы?

Рассуждение. Как ваша компания зарабатывает деньги? Можете ли вы объяснить, что повлечет за собой потеря хорошего клиента? В какую сумму вам обойдется «плохой» клиент? Известно ли вам это? Интересно ли вам это? Или это «работа бухгалтера»?

Воображение. Какую «новую историю» вы могли бы сочинить для вашей компании? Можете ли вы допустить, что ваш конкурент будет «номером один» на рынке? Или им станете вы? Какие смелые действия предпримет для этого ваша компания? Какие условия необходимы для этого?

Сомнение. Есть ли способ убедить вашего начальника в том, что стратегию компании необходимо изменить? На чем вы будете настаивать? Каковы ваши приоритеты? Действительно ли вы верите в слова, выражающие миссию вашей компании?

Принятие решения. Как часто сложные ситуации замыкаются на вас? Способны ли вы справиться с критической ситуацией или вы предоставляете коллективу право принять решение? Достаточно ли быстро вы реагируете, чтобы не усугублять существующие проблемы и суметь воспользоваться новыми возможностями?

Обучение. Выражаясь словами Стивена Кови, автора книги «7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности», что вы делаете, дабы «не затупилась пила» [6]? Говорят ли вам о чем-нибудь такие термины, как менеджмент отношений с клиентом, менеджмент знаний, или для вас это не более чем набор слов?

Помощь другим в развитии их способностей. Учат ли чему-нибудь окружающих ваши слова и поступки? Стали ли в вашей компании больше ценить кого-то из них благодаря тем навыкам, которым он научился у вас? Как вы помогаете другим становиться лидерами?

Саморефлексия. Какой урок вы извлекли из своей последней ошибки, как она повлияла на ваше дальнейшее поведение? Какой опыт приобрела компания после выпуска последнего вида продукции или новой услуги, что следует изменить к моменту выпуска следующего вида продукции или услуг?

Это и есть восемь навыков подготовленного разума. В части II вы ознакомитесь с ними более подробно и узнаете, как обнаружить данные навыки и как использовать их в вашей ситуации.