2-й блок
ЕГЭ по литературе (сочинение): части С-1, С-3, С-5
Тема – главный предмет повествования, то, о чём говорится в произведении. Тема выражает философские, нравственные, этические и другие проблемы, о которых автор стремится поведать читателю. Они передаются через описанные события, характеры, через повороты сюжета произведения, через размышления автора и его оценки.
Идея – главная мысль, которую автор стремится донести до читателя, то, в чём он намерен читателя убедить. Идея передаёт смысл текста, содержание образов, мир эмоций героев, изображённых в произведении.
Проблема – вопрос, возникший в общественном сознании людей или в мыслях и переживаниях отдельного человека. Эта проблема определяется автором и предлагается читателю для её осмысления.
а) опора на тексты произведений;
б) способность увидеть в литературе отражение правды жизни;
в) умение связать теорию литературы с анализом произведений.
Сочинения части С-1
В сочинении ученик должен обозначить тему (кратко сообщить, о чём произведение) и сделать анализ содержания текста – стихотворения, либо эпизода рассказа, романа или повести, либо сцены пьесы. Иными словами, он должен истолковать смысл текста.
Школьник должен определить, в чём смысл жизни и поступков героев произведения. Он должен объяснить, каким образом поступки человека свидетельствуют о его поведении в описываемой ситуации и отражают ли они его личностные качества, характер его взаимоотношений с окружающими; как в целом они объясняют его роль в общественной среде.
Текст 1 (по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)
Какую роль играет приведённая сцена в развитии сюжета пьесы? (Городничий пришёл в гостиницу приглашать мнимого ревизора в свой собственный дом.)
Данная сцена «завязывает» действие и определяет развитие основного сюжета пьесы. Приехавший из Петербурга чиновник Хлестаков, «тряпка», «фитюлька», по определению городничего, очень преуспел, обманывая солидных местных чиновников, которые сами являлись обманщиками и взяточниками. Почему же?
Потому что обстоятельства сложились в пользу гостя.
Чиновники во главе с городничим ожидали ревизора, проверяющего, приехавшего непременно из Петербурга, и таким в их представлении оказывается Хлестаков. Он новый человек, живёт инкогнито, денег в гостинице не платит и, не исключено, ведёт тайные наблюдения за жизнью города.
Поначалу Хлестаков уверен, что сам городничий приехал его арестовывать. Но как же он был удивлён, когда его приняли с почестями и дали денег взаймы без отдачи!
В дальнейшем действие пьесы складывается вокруг мнимого ревизора.
В нравах уездного города N отражается вся Россия. Хлестаков и чиновники как в зеркале видят черты друг друга. Хлестаков боится того, что его отправят «в тюрьму»: ведь он, живя в гостинице, «денег не платит». Чиновники же, чувствуя за собой большие и малые грехи, боятся неподкупности сурового ревизора.
Но после того как Хлестаков получает первую взятку от городничего, между приехавшим гостем и чиновниками складываются очень доверительные отношения. Надеясь на будущие милости со стороны высокой особы, все они воспылали к Хлестакову чувствами дружбы и душевного расположения, и взятки к обманщику в карман сыплются как из рога изобилия. Хлестаков берёт в плен город N без боя.
Гротеск и сарказм помогают раскрыть черты сложившейся комической ситуации, когда глава города, солидный чиновник, напуганный страхом наказания за взятки, грабёж казны и бесхозяйственность, воздаёт почести ничтожному человеку. Страх затмил городничему разум – чудовищная ошибка будет дорого ему стоить.
Конец ознакомительного фрагмента.