Вы здесь

Подготовка к ЕГЭ. Русский язык и литература. Экзаменационное сочинение. Введение (Г. Г. Овдиенко, 2015)

© Овдиенко Г.Г., 2015

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2015

© Художественное оформление ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2015

* * *

Введение

Данное пособие поможет выпускнику при подготовке к экзаменационному сочинению.

Задачи, поставленные в пособии, следующие. Читая тексты, ученик на их примере должен увидеть:

– построение сочинения (его структуру);

– развитие мысли автора: от определения идеи и сформулированной проблемы к доказательствам и рассуждениям.

Ниже приводится краткая характеристика разделов (блоков) пособия:

1-й блок.

Письменные экзаменационные сочинения по литературе

В практике школьной жизни темы этих сочинений являются неприходящими, "вечными" и могут быть предложены на экзамене и в ближайшем учебном году, и в последующие годы.

Важный смысл, объединяющий эти темы, таков: показан человек в связи с окружающим его миром. Живет ли он в согласии или в противоречии с этим миром.

2-й блок.

Сочинения на ЕГЭ по литературе, части С-1, С-3, С-5

Знакомство с содержанием раздела поможет учащемуся соединить в сочинении теоретические знания по предмету с умением анализировать текст.

Чему научится выпускник на приведенных в пособии примерах? Какие умения продемонстрирует он на экзамене? Проверяющие должны увидеть в сочинении:

а) красиво и стилистически грамотное изложение текста;

б) четко обозначенную тему и проблему;

в) освещены ли художественные особенности анализируемого текста.

Например, ученик напишет про тонкий лиризм, присутствующий в есенинском стихотворении «Клен ты мой опавший»; сообщит о том, что главный художественный прием произведения – олицетворение, способность автора изобразить чувства живого человека через «пейзаж души» лирического героя, «клёна».

Выпускник напишет также о других особенностях произведения: о строфике стиха, изобразительно-выразительных средствах (метафорах, эпитетах), об эмоциональной атмосфере, присутствующей в стихотворении.

3-й блок.

Сочинения на ЕГЭ по русскому языку, часть «С»

Представленные сочинения написаны по изученным учащимися текстам. Эти работы можно назвать обучающими по следующей причине. В них выпускник рассматривает мотивы поступков персонажей, разъясняет причины и следствия событий, дает словесные описания действующих лиц, их характеров и поведения.

Примеры этих сочинения включены в данный блок пособия.

Нужно помнить также о составляющих сочинение частях, главные из которых – проблема, обозначенная в тексте, заявленная автором позиция и подтверждающие ее два аргумента.

Внимательно прочитав тексты сочинений, включенные в пособие, можно пополнить свой литературный и жизненный опыт, вспомнить содержание произведений, которые хорошо знакомы по урокам литературы в школе.


В заключение следует отметить, что темы представленных сочинений так же, как и темы 1-го блока, являются «вечными», не преходящими по смыслу и всегда актуальны.