© Овдиенко Г.Г., 2015
© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2015
© Художественное оформление ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2015
Введение
Данное пособие поможет выпускнику при подготовке к экзаменационному сочинению.
Задачи, поставленные в пособии, следующие. Читая тексты, ученик на их примере должен увидеть:
– построение сочинения (его структуру);
– развитие мысли автора: от определения идеи и сформулированной проблемы к доказательствам и рассуждениям.
Ниже приводится краткая характеристика разделов (блоков) пособия:
1-й блок.
Письменные экзаменационные сочинения по литературе
В практике школьной жизни темы этих сочинений являются неприходящими, "вечными" и могут быть предложены на экзамене и в ближайшем учебном году, и в последующие годы.
Важный смысл, объединяющий эти темы, таков: показан человек в связи с окружающим его миром. Живет ли он в согласии или в противоречии с этим миром.
2-й блок.
Сочинения на ЕГЭ по литературе, части С-1, С-3, С-5
Знакомство с содержанием раздела поможет учащемуся соединить в сочинении теоретические знания по предмету с умением анализировать текст.
Чему научится выпускник на приведенных в пособии примерах? Какие умения продемонстрирует он на экзамене? Проверяющие должны увидеть в сочинении:
а) красиво и стилистически грамотное изложение текста;
б) четко обозначенную тему и проблему;
в) освещены ли художественные особенности анализируемого текста.
Например, ученик напишет про тонкий лиризм, присутствующий в есенинском стихотворении «Клен ты мой опавший»; сообщит о том, что главный художественный прием произведения – олицетворение, способность автора изобразить чувства живого человека через «пейзаж души» лирического героя, «клёна».
Выпускник напишет также о других особенностях произведения: о строфике стиха, изобразительно-выразительных средствах (метафорах, эпитетах), об эмоциональной атмосфере, присутствующей в стихотворении.
3-й блок.
Сочинения на ЕГЭ по русскому языку, часть «С»
Представленные сочинения написаны по изученным учащимися текстам. Эти работы можно назвать обучающими по следующей причине. В них выпускник рассматривает мотивы поступков персонажей, разъясняет причины и следствия событий, дает словесные описания действующих лиц, их характеров и поведения.
Примеры этих сочинения включены в данный блок пособия.
Нужно помнить также о составляющих сочинение частях, главные из которых – проблема, обозначенная в тексте, заявленная автором позиция и подтверждающие ее два аргумента.
Внимательно прочитав тексты сочинений, включенные в пособие, можно пополнить свой литературный и жизненный опыт, вспомнить содержание произведений, которые хорошо знакомы по урокам литературы в школе.
В заключение следует отметить, что темы представленных сочинений так же, как и темы 1-го блока, являются «вечными», не преходящими по смыслу и всегда актуальны.