Вы здесь

Подготовка и проведение краеведческих экспедиций. Пояснительная записка (А. А. Чернаков, 2014)

Пояснительная записка

1. Психолого-педагогическое обоснование актуальности основных идей, целей и задач воспитательного процесса, организуемого в рамках проекта дополнительного образования «Лидер»

Путешествия, как способ получения новых впечатлений, всегда были неотъемлемой частью подростковой субкультуры: реализуя врождённое стремление к познанию окружающего мира, ребёнок, едва научившись самостоятельно передвигаться, приступает к изучению доступной ему территории. Затем, врождённое стремление к познанию удовлетворяется стихийно поступающей информацией, из стихийно же складывающихся обстоятельств. С этой целью дети активно импровизируют, моделируя всевозможные ситуации – играют. В том числе и путешествуют: для того, чтобы обеспечить непрерывность поступления разнообразной информации и, тем самым, создавать условия для непрерывной творческой работы сознания, которая, в свою очередь, лежит в основе саморазвития личности как цели и смысла жизни.

Вместе с тем, разнообразие впечатлений которые подросток получает, участвуя в краеведческой познавательной экспедиции, весьма существенны в возрасте, когда обстоятельства и эпизоды реальной жизни становятся содержанием игры воображения и фантазирования, формирующих миропонимание, внутренний мир и позитивную жизненную позицию: мир таков, каковы субъективные представления о нём.

В данном случае, участие подростков в краеведческих познавательных экспедициях способствует формированию у них самодостаточности и нравственности как чувства самоуважения. Способствуя, также удовлетворению потребности быть частью сообщества (чувство аффилиации) как условия для того, чтобы реализовать не всегда осознаваемое стремление быть значительным.

Вместе с тем в настоящее время всё большую озабоченность общественности вызывает наркотизация подростковой среды. Существующие проблемы актуализируют необходимость таких технологий, благодаря которым станет возможным вести эффективную воспитательно-педагогическую работу, адекватную сущностным потребностям возрастной группы: как с целью профилактики их социально-рискованного поведения, так и с целью корректировки сложившихся у некоторых из них негативных моделей поведения (ресоциализации).

Вести такую работу становится возможным благодаря содержательному наполнению воспитательной среды, которое соответствует внутренним ожиданиям большинства представителей данной возрастной группы: как мальчиков, так и девочек.

Особенно необходимы данные формы досуговой деятельности для социально активных подростков, для которых наличие экстремальных ситуаций в обыденной жизни является физиологической потребностью, составляя для них самих и для ближайшего окружения, определённый риск. Ввиду сказанного, личностным потенциалом таких подростков необходимо управлять – направлять социальную активность в соответствующую возрасту досуговую деятельность – увлекательную, предметно содержательную.

В данном случае воспитательный процесс, реализуемый в рамках проекта дополнительного образования «Лидер», уместно рассматривать как социальную технологию, позволяющую воспроизводить опыт А. С. Макаренко, полученный им в 20 – 30 г.г. ХХ в. в колонии для детей-правонарушителей.

Воспроизвести опыт выдающегося отечественного педагога становится возможным благодаря тому, что автономность условий краеведческой познавательной экспедиции изолирует его участников от внешнего влияния непрерывной эмоциональной включенностью в происходящие в коллективе процессы, одновременно являясь источником ситуаций, которые служили для А. С. Макаренко инструментом осуществления соответствующих педагогических приёмов.

Психологический феномен данного явления заключается в том, что формально участник экспедиции имеет полную свободу, однако, выбор моделей его поведения фактически ограничен смысловым контекстом – правилами игры «в экспедицию» и его ролевым участием в этой игре, которым он, с одной стороны – как бы обязан(!); с другой стороны – добровольно(!) стремится следовать.

В данном случае игра «в экспедицию», являясь технологией формирования воспитательной среды и её содержательным наполнением, предоставляет педагогу условия для реализации во множестве возникающих ситуаций интерактивных форм воспитания, формируя у подростков надлежащие модели поведения, способствуя их положительной социализации или ресоциализации.

Значительное место в данном процессе отводится эффекту предметно разделённой деятельности, для реализации которого условия краеведческой познавательной экспедиции являются наиболее соответствующими целям и задачам воспитательного процесса.

Существенным аспектом краеведческих познавательных экспедиций является возможность усвоения подростками принципов «Закона равной свободы». Сформулированный Г. Спенсером, это закон представляет один из основных принципов общественной жизни, согласно которому «каждый человек свободен делать всё, что он хочет, если он не нарушает равной свободы другого человека».

К этому необходимо добавить результаты наблюдений, которые свидетельствуют о том, что в условиях экспедиции неизбежно лидируют те подростки, деятельность которых наиболее полно соответствует определённому социальному генотипу, «подстраивая» поведение остальных её участников к наибольшему соответствию своей изначальной, как правило, здоровой сущности.

Одновременно разнообразие впечатлений экспедиции являются условием и для профилактики так называемого девиантного поведении, которое является, как известно, следствием сенсорной недостаточности или депривации – «недогрузки» системы анализаторов, часто развивающейся в психическое расстройство.

Таким образом, существуют основания утверждать, что краеведческие экспедиции являются сегодня одним из наиболее эффективных средств корректировки так называемого девиантного поведения детей, реализуемого посредством обучения их навыкам удовлетворять стремление к получению всё новых и новых впечатлений и не изведанных ещё ощущений в познавательной, развивающей деятельности.

Следовательно, необходимо не только говорить подросткам о необходимости вести здоровый образ жизни, но и научить их приёмам и технологиям этого образа жизни! Прививая культуру содержательной досуговой деятельности, давать им возможность играть в соответствующие их возрасту игры; расширив их представления о возможности самостоятельно организовывать получение положительной, развивающей информации и разнообразных впечатлений. В свою очередь это поможет им в формировании надлежащего круга общения, что особенно важно как для детей, имеющих повышенную социальную активность – потенциальных социальных лидеров, так и для тех, кто в силу индивидуальных особенностей склонен выполнять в общении со сверстниками роль ведомого.

К сказанному выше следует добавить, что значительная часть подростков в настоящее время ограничена в возможности, как общения с природой, так и в возможности позитивного неформального общения со сверстниками. В свою очередь этот недостаток оказывает негативное влияние на их социальное взросление: отставание в развитии происходит в результате отсутствия условий, способствующих взрослению – усвоению общепринятых ценностей и моральных установок, соответствующих этносоциальной культуре, моральной и психологической «закалки» личности.

Вместе с тем проект дополнительного образования «Лидер» может служить практическим приложением к занятиям по ОБЖ (Обеспечение безопасности жизнедеятельности), урокам краеведения, физическому воспитанию, урокам географии, ботаники, зоологии и биологии; способствовать формированию экологической культуры. Может также, найти применение в качестве методического руководства работы классных руководителей.

В контексте современных взаимосвязанных и необратимых процессов компьютеризации практически всех сфер социальной жизни и глобализации, проект дополнительного образования «Лидер» и краеведение как мотивирующий фактор к участию подростков в экспедициях, приобретают особый смысл. Прежде всего, ввиду того, что краеведческие познавательные экспедиции, являясь технологией активного освоения реального географического пространства и пространства смыслов реальной жизни, могут быть противопоставлены процессам виртуализации сознания, интернетзависимости, виртуальной игромании.

Принимая во внимание приведённые аргументы, допустимо предположение, что с течением времени востребованность технологий проекта дополнительного образования «Лидер» будет возрастать.

2. Общая характеристика содержания проекта дополнительного образования «Лидер» (замысел)

Проект дополнительного образования «Лидер» включает в себя комплекс знаний, объединённых естественной, причинно-следственной связью: от сведений краеведческого характера, выполняющих функцию побудительной мотивации к участию в экспедиции, до самостоятельного изготовления походного снаряжения и оборудования (велосипедные багажные сумки, маломерное гребное судно и п.р.). А также изучения материально-технической части велосипеда, другого технически сложного экспедиционного оборудования или аппаратуры, знакомство с правилами дорожного движения (ПДД), техникой сплавов, усвоения навыков обеспечения общей безопасности экспедиций, обеспечения комфортной психоэмоциональной среды в коллективе, самостоятельного приготовления пищи.

Таким образом, автор методики позаботился, чтобы подростки получили исчерпывающую сумму знаний о том:

• почему людям свойственна «Охота к перемене мест»;

• что может быть предметом удовлетворения любознательности;

• что необходимо знать, чтобы уверенно чувствовать себя в условиях естественной среды обитания;

• что необходимо знать и как себя вести, чтобы благодаря участию в летней краеведческой экспедиции во время школьных каникул, сформировался круг надёжных друзей;

Замысел проекта дополнительного образования «Лидер» несёт в себе и воспитательную функцию, реализуемую, в том числе, посредством формирования у подростков достаточно высокого самомнения и устойчивого круга общения как неотъемлемых составляющих элементах их последующей жизни; формирования положительных представлений о краеведческих экспедициях и сопутствующих им субкультуре: традициях, обычаях.

Конец ознакомительного фрагмента.