Вы здесь

Подготовка инвестиционного проекта. Практические рекомендации. Глава II. Основные подходы и требования к разработке проектов инвестиционных программ (Н. Л. Персод)

Глава II. Основные подходы и требования к разработке проектов инвестиционных программ

Общие положения

В данной главе изложены методические рекомендации по определению основных подходов и требований к разработке проектов инвестиционных программ, учитывающие задачу по развитию программно-целевых методов управления, поставленную Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в ходе бюджетного послания о бюджетной политике на 2014—2016 годы.


Этапы разработки инвестиционной программы


Процесс подготовки инвестиционной программы можно представить в виде последовательного выполнения следующих этапов:

– определение периода формирования инвестиционной программы (данный этап находится в зависимости от текущего состояния экономики и рыночных условий, в котором функционирует предприятие, так как данные условия оказывают существенное влияние на неопределенности, связанные с процессами инвестирования);

– анализ состояния инвестиционной деятельности и результатов реализации инвестиционных программ предыдущих периодов;

– выбор, конкретизация или уточнение стратегических целей, достижение которых предполагается в рамках вновь формируемой инвестиционной программы (в случае, если на предприятии утверждена Стратегия развития, цели инвестиционной программы и Стратегии должны корреспондироваться для обеспечения наиболее эффективного использования средств предприятия);

– определение перечня задач, которые способствуют достижению целей инвестиционной программы; формирование системы критериев, соответствующих поставленным задачам;

– формирование перечня инвестиционных проектов и их анализ на предмет соответствия критериям;

– подбор проектов и конкретизация источников финансирования для подготовки проекта инвестиционной программы;

– оптимизация инвестиционной программы и подготовка ее окончательного варианта.


Принципы формирования инвестиционных программ


Исходя из этапов разработки инвестиционной программы, можно сформулировать принципы формирования инвестиционных программ:

– многокритериальность и многоаспектность;

– наличие ограничений инвестиционной деятельности;

– взаимосвязь инвестиционной программы с производственной, финансовой и социальной деятельностью предприятия;

– внутренняя сбалансированность инвестиционной программы.


Субъекты инвестиционной деятельности


На стадиях подготовки инвестиционной программы задействованы различные субъекты инвестиционной деятельности:

инициатор программы – федеральные органы государственной власти, заинтересованные в разработке программы;

заказчик программы – организации либо открытые акционерные общества, в отношении которых определение позиции акционера – Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации или по его поручению Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации (в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 23.01.2003 №91-р);

разработчик программы – структурное подразделение заказчика программы, иное юридическое или физическое лицо, уполномоченное заказчиком программы на ее разработку в полном объеме либо отдельных фрагментов;

исполнитель программы – структурные подразделения заказчика, иные юридические и физические лица, осуществляющие исполнение конкретных мероприятий программы.

Порядок разработки программы

Работа по подготовке проекта инвестиционной программы осуществляется инициатором программы с привлечением при необходимости структурных подразделений заказчика и других организаций. Для разработки проекта инвестиционной программы заказчиком может создаваться рабочая группа, состоящая из специалистов заказчика и сторонних привлеченных экспертов в соответствии с законодательством РФ.


Обоснование необходимости разработки программы и формирование периода реализации инвестиционной программы

Основанием для принятия решений о формировании инвестиционной программы инициатором является результат анализа фактических достигнутых результатов в рамках стратегии развития предприятия и комплексного отчета о результатах реализации инвестиционных программ предыдущих периодов. Вместе с этим приводится анализ состояния отрасли экономики, подотрасли и вида деятельности в динамике за последние 3—5 лет в целях определения основных тенденций развития для учета в формируемой инвестиционной программе.

Исходя из проведенного анализа и текущего финансового состояния предприятия, определяется горизонт инвестиционной программы:

– краткосрочный (в течение 1 или 2 лет);

– среднесрочный (от 3 до 5 лет);

– долгосрочный (более 5 лет).

В современных российских условиях наиболее целесообразными являются кратко- и среднесрочные инвестиционные программы в связи с высокой степенью неопределенностей, возникающих при реализации долгосрочных проектов.

Финансовое обеспечение программы


Обеспечение реализации инвестиционных программ может осуществляться по одному из трех существующих подходов:

– прямое финансирование проектов из состава программы из бюджетных, внебюджетных фондов, из средств частных инвесторов либо при использовании предприятием собственных средств (реинвестирование);

– кредитование или льготное кредитование в соответствии с законодательными нормами;

– кредитование под определенные государственные гарантии.

При формировании инвестиционных программ возможно использование смешанных подходов к финансовому обеспечению, в связи с чем необходимо для каждого отдельного проекта из состава программы классифицировать источники обеспечения. В целях расчета финансового потока и поддержания финансового состояния предприятия на допустимом устойчивом уровне требуется разделять источники и объемы финансирования по годам либо другим отчетным периодам реализации инвестиционной программы.


Основные цели и задачи программ и подходы к включению инвестиционных проектов в состав программы


Основная цель и задачи программы должны соответствовать основным направлениям стратегий предприятий, а также учитывать приоритетные научно-технические, технологические, социально-экономические и экологические направления развития Российской Федерации.

Формулировка цели программы должна отвечать на вопрос «зачем», задачи программы должны отвечать на вопрос о том, «как» обеспечить достижение цели. Перечень задач рекомендуется классифицировать по содержаниям работ.

Следующим уровнем иерархии являются мероприятия, направленные на достижение задач. Мероприятие – это действие или несколько взаимосвязанных действий в отношении одного объекта, формирующих четкое представление о содержании производимых работ и достигаемых результатах. Таким образом, формулировка мероприятия должна быть предельно конкретной и однозначно описывать, что именно планируется сделать для решения поставленной задачи. Для этого описание мероприятий должно включать следующую информацию:

– наименование, характеризующее краткое содержание;

– сроки выполнения (начало и завершение работ);

– исполнитель;

– объемы и источники финансирования мероприятия в целом, по каждому исполнителю и годам реализации программы.

В соответствии с целью и задачами программы по завершению реализации программы (при реализации программы по этапам – по окончании каждого этапа) должны быть представлены качественные и количественные результаты ее выполнения, а также оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы.

В качестве этих показателей в зависимости от характера программы могут выступать:

– показатели экономической эффективности предприятия;

– показатели экологической эффективности, отражающие снижение степени негативного воздействия различных факторов на окружающую среду, на здоровье населения;

– показатели социальной эффективности, отражающие повышение уровня и качества жизни населения или сотрудников предприятий посредством удовлетворения материальных, духовных, социальных потребностей.

Для каждой задачи, мероприятия должны быть сформулированы показатели результатов реализации и их значения:

– фактические показатели за предыдущий год;

– планируемые показатели на текущий год;

– прогнозируемые показатели на очередной и последующие годы (в зависимости от сроков реализации программы).

Показатели программы должны быть сформулированы так, чтобы с их помощью можно было ответить на вопросы:

– выполнена или не выполнена программа;

– какое улучшение будет достигнуто в случае выполнения программы или какое возможное ухудшение будет предотвращено.

Плановые параметры показателей эффективности реализации программы устанавливаются при формировании программы и должны иметь количественную оценку для анализа их динамики.

На предварительном этапе рекомендуется формировать показатели программы по форме, представленной в таблице «Показатели программы» (приложение №1).


Отбор проектов в состав инвестиционной программы


Таким образом, инвестиционная программа подразумевает реализацию определенного количества инвестиционных проектов, отвечающих поставленным задачам, в составе которых выполняются контрольные мероприятия. В связи с этим отбор проектов в состав программ является основополагающим, призванным обеспечить достижение поставленных целей и задач, а также сохранить внутреннюю сбалансированность программы по объему затрачиваемых ресурсов.

Этапы отбора проектов можно представить следующим образом.

Выбор критерия отбора проектов в состав программы

В качестве индикатора роста рыночной стоимости, связанной с показателями эффективности деятельности предприятия, наиболее часто применяемым критерием отбора проектов является чистый приведенный доход от реализации отдельного проекта.

Составление системы ограничений отбора проектов в инвестиционную программу и дифференциация проектов по основному критерию

В зависимости от характера проектов количественное значение выбранного главного критерия отбора проектов может варьироваться. При этом инвестиционные проекты могут быть независимыми, взаимосвязанными либо взаимоисключающими. Поэтому для независимых проектов критерием выбора может выступать критерий выполнения стратегических целевых показателей. Для взаимосвязанных проектов критерий отбора должен анализироваться для комплекса проектов в целом, а не по отдельным его этапам. Для взаимоисключающих проектов отбор выполняется по наибольшему значению главного критерия.

Вместе с этим для дальнейшего проведения отбора проектов требуется составить систему ограничений в дополнение к главному критерию.

Рекомендуется в качестве дополнительных ограничительных критериев использовать следующие показатели:

– дисконтированный период окупаемости проекта;

– внутренняя ставка доходности;

– уровень общего риска проекта;

– степень проработанности проектов (уровень готовности бизнес-планов, уровень инновационности).

Ранжирование инвестиционных проектов согласно составленной системе

На данном этапе формируется сводный перечень проектов, которые прошли первые этапы отбора. Перечень проектов с указанием определенных показателей эффективности является основой для дальнейшего проведения отбора проектов в состав программы в соответствии с одной из следующих моделей (модели с учетом преимуществ и временных затрат выбираются инициаторов программы при формировании требований к инвестиционной программе):

– оптимизационная модель – целью данного подхода является подбор проектов с точки зрения максимального экономического эффекта;

– модель одновременного формирования оптимальной инвестиционной и финансовой программы – данный подход позволяет создать синхронную инвестиционную и финансовую программу с учетом издержек различных форм привлечения ресурсного обеспечения;

– модель пространственной оптимизации – данный подход исходит из того, что существуют ограничения по объемам ресурсного обеспечения в каждый отдельный период, при этом проекты являются независимыми друг от друга и с установленными временными рамками;

– модель временной оптимизации – данный подход нацелен на то, чтобы распределить проекты по временному параметру с целью минимизации суммарных потерь;

– имитационная (вероятностная) модель – позволяющая учесть несколько факторов в условиях неопределенностей и связанных с ними рисков.


Подготовка проекта инвестиционной программы


Имея полный перечень отобранных проектов, ведется формирование проекта инвестиционной программы. При составлении конкретной программы следует учитывать два основных фактора:

– ограничения по параметрам основной деятельности – данное ограничение должно быть учтено при формировании начальной цели инвестиционной программы, однако в ходе подготовки программы может возникнуть необходимость пересмотра цели, ее уточнения либо при анализе сводного перечня проектов выявляются дополнительные задачи, которые целесообразно включить или исключить из состава программы;

– ограничения по параметрам стоимости и объемам привлечения финансового обеспечения для реализации инвестиционной программы – данное ограничение связано с обеспечением устойчивого состояния предприятия при реализации программы, так как в зависимости от объемов привлекаемых инвестиционных ресурсов изменяются показатели ликвидности, граничные значения которых могут оказать негативное влияние на основную деятельность предприятия.


Оценка инвестиционной программы


По результатам формирования проекта инвестиционной программы необходимо провести оценку ее трех основных параметров:

– доходность – как результат суммирования общего показателя чистого приведенного дохода или чистой приведенной прибыли;

– рискованность – как оценка коэффициента вариации по всей программе;

– ликвидность – как оценка затрат на привлечение инвестиционных ресурсов.

Для повышения уровня объективности и результативности варианта реализации инвестиционной программы, определения синергетического эффекта от планируемых к реализации инвестиционных проектов и взаимосвязей между различными программами требуется привлечение экспертов либо формирование экспертных советов.


Формирование плана реализации инвестиционной программы


По результатам формирования инвестиционной программы из определенного количества инвестиционных проектов формируется план реализации программы (Приложение №3).

Организация контроля над ходом реализации программы

Общее руководство и контроль над ходом реализации программы осуществляет инициатор программы при привлечении представителей заказчика программы в соответствии с установленными нормами.

Непосредственное руководство реализацией программы осуществляет заказчик программы.

В целях обеспечения эффективности реализации инвестиционной программы рекомендуется использовать методы проектного управления:

– формирование вертикально-ориентированной организационной структуры управления программой и отдельными проектами из ее состава;

– применение методических рекомендаций по проведению комплексного план-факт анализа реализации проектов и программ и др.

Оценка эффективности реализации инвестиционных программ

Оценка эффективности программ осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с их реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов, а также с целью создания условий и предпосылок для оптимизации управления инвестиционными программами, создания базы для принятия решений по инициации новых программ, уточнения параметров реализуемых программ либо принятия решений по их закрытию или приостановке.

Оценка эффективности является одним их этапов управления реализаций программ. Периодичность оценки эффективности программ осуществляется по итогам определенных мероприятий, по результатам года либо на регулярной основе в целях своевременного определения рисковых ситуаций.

Процесс оценки эффективности программ, идентификации рисков, методов управления ими, а также разграничение ответственности в процессе управления программами должны регламентироваться соответствующими документами предприятий инициатора и заказчика программ.

В общем понимании оценка эффективности реализации программы представляет собой определение степени достижения запланированных результатов. Критериями оценки эффективности реализации программы можно определить:

– степень достижения заявленных результатов реализации программы по итогам за отчетный год и в целом после завершения ее реализации;

– отклонение достигнутых показателей от плановых;

– динамика расходов на реализацию мероприятий программы.

Оценка эффективности реализации программы производится с учетом особенностей программы на основе сопоставления в динамике фактически достигнутых результатов (экономических, экологических, социальных, бюджетных) с их плановыми значениями, утвержденными в программе.

Изменение, приостановление, прекращение, продление срока реализации инвестиционных программ

В ходе реализации программы инициатор или заказчик могут вносить изменения в программу, приостанавливать, прекращать или продлевать сроки ее действия. Изменение, приостановление или досрочное прекращение реализации программы может происходить в случаях:

– досрочного выполнения программы;

– критичного снижения эффективности реализации программы по сравнению с предыдущим годом;

– изменения социально-экономической ситуации и пересмотра стратегических перспектив развития предприятия;

– появления иных механизмов решения целей, отличных от тех, которые предусматривались программой;

– существенных нарушений участниками программы хода реализации программы или, в случае возникновения обстоятельств, делающих невозможной реализацию целей программы;

– принятия иной программы, включающей полностью или частично первоначальную программу по целям, задачам и мероприятиям;

– отсутствия источников финансирования.

Процесс действий по изменению, приостановлению или продлению сроков реализации программ должен быть предусмотрен в рамках документации, регламентирующей процессы управления реализацией программ.