Гидросферный аспект ксенологии (военный)
К этой обширной теме я обратился в 1976 году, жизненная синусоида то приближала к ней вплотную, то отдаляла, и вот сейчас мы снова вместе. Собранная статистика позволяет расширить картину проявлений ДОП в Мировом океане и выявить некоторые закономерности ксенологических событий в нем. Тут же надо сказать, что рассматриваемый феномен присущ и внутренним водоемам нашей планеты на всех континентах.
Хочу подчеркнуть, что при изложении материала я широко пользовался аналитическими разработками уже упоминавшегося выше моего петербургского коллеги, ветерана-подводника Е.П. Литвинова, опубликованными в бюллетенях № 6, 7 и 8 возглавляемой им Комиссии по аномальным явлениям Российского географического общества, изданными в 2007 году. Примеры взяты, в основном, из этих бюллетеней, где приведено множество источников информации. Некоторые примеры пришлось опустить из-за недостаточной, на наш взгляд, надежности источников. Иллюстративный материал заимствован главным образом из упомянутых научно-документальных фильмов В.Л. Правдивцева.
В этой главе речь пойдет о встречах военнослужащих и жителей военно-морских баз с ДОП, т. к. подобные встречи имеют свою специфику. Цивильному (гражданскому) аспекту посвящена отдельная глава.
Движущиеся объекты пришельцев и аномальные явления над водой
Хроника событий (ДОП и АЯ над водой)
IV век до нашей эры: 2 эпизода
1. Средиземное море.
Отмечались полеты «огромных бревен» при боевом столкновении лакадемонцев с греками.
2. Средиземное море.
Массовое наблюдение в течение длительного времени «факела» в небе, сопровождавшего флот карфагенян до берегов Италии.
XVII век: 4 эпизода, 6 случаев (все – АЯ)
3. Средиземное море, Франция. 20–28 августа 1608 года.
У берегов Франции на небе несколько раз демонстрировались битвы и морское сражение. В двух эпизодах происходило затмение неба: днем наступала абсолютная тьма на два часа, чувствовался запах серы и пороха.
XVIII век: 3 эпизода
4. Карибское море. 16 марта 1717 года.
При переходе фрегата «Ла Валера» курсом зюйд-ост к острову Мартиника экипаж наблюдал плоский объект над самой водой.
5. Японское море. 23 июля 1739 года.
Командир русской бригантины «Архангел Михаил» капитан 1-го ранга М. Шпанберг наблюдал вместе с членами экипажа «падение звезды» длиной три метра, с ярким лучом, осветившим все судно.
6. Атлантический океан. 19 мая 1780 года (АЯ).
Пришедшая с запада «странная туча» на 14 часов закрыла небо над побережьем английских колоний в США. «Было настолько темно, что у самых глаз не видно было листа белой бумаги».
XIX век: 4 эпизода, 6 случаев
7. Балтийское море. 9 августа 1845 года.
С брига «Агамемнон» вблизи острова Борнхольм наблюдалось «сильное пламя», площадью в 10 квадратных метров, вырывающееся из метрового объекта на воде. Оно не гасло от набегавших волн.
8. Балтийское море. 13 августа 1845 года.
С корабля «Гангут» наблюдали у Дагерорского маяка «пролет метеора». Вице-адмирал Лазарев-второй связал воедино оба явления.
9. США, от Тихого океана до Атлантики. 19 марта 1886 года (АЯ).
Массовое наблюдение наступления внезапной темноты. Огромное «пятно» на небе, перемещаясь на восток, постепенно погружало во тьму всю страну в течение трех часов.
10. Восточно-Китайское море. Февраль 1893 года. Не менее трех случаев.
С британских кораблей «Кэролайн» и «Леандер» наблюдали групповые полеты: днем – дисков, ночью – красных огней. Общее время наблюдения не менее десяти часов.
XX век. Первое десятилетие: 2 эпизода
11. Персидский залив. 4 апреля 1901 года. (АЯ)
Капитан корабля «Кильве» Хоусизон на докладе в Королевском метеорологическом обществе заявил о наблюдении утром в течение 15 минут светящихся кругов на небольшой высоте над поверхностью моря. Они возникали перед кораблем вспышками света, сменяющими друг друга со скоростью 60 миль в час.
12. Восточно-Китайское море. 28 февраля 1904 года.
С корабля США «Сэплай» наблюдали около трех минут групповой полет трех объектов на расстоянии двух километров.
XX век. Второе десятилетие: 4 эпизода, 5 случаев
13. Северное море. 31 октября 1912 года.
Зафиксировано массовое наблюдение над базой Ширнесс, в устье реки Темзы огромного «дирижабля без гондолы», который на скорости 90 км/час скрылся в сторону Дуврского пролива. Этот эпизод обсуждался в Палате общин.
14. Атлантический океан. 9 февраля 1913 года. Два случая.
Сотни очевидцев со 143 точек наблюдения, включая корабли, отмечали пролет волнами около 300 объектов. Траектория: от Саскачевана (Канада) через район Бермудских островов до мыса Сао-Рок (Бразилия) – более 9000 километров.
Высота полета: 40–70 километров, скорость: 8–10 км/сек. (Для болидов протяженность полета в околоземном пространстве составляет менее 2500 километров, высота полета значительно выше, так же как и скорость, их траектории направлены под углом к поверхности Земли.)
15. Примерно через пять часов (в 2.30 ночи) по этой же траектории вновь зафиксирован массовый пролет объектов (Земля за это время повернулась на 75 градусов).
16. Северное море. 22 февраля 1913 года.
С британского корабля «Сити оф Лидс» наблюдали над собой объект, летевший около двух минут в северном направлении.
17. Северное море – Ирландское море. 25 февраля 1913 года.
Массовое наблюдение, включая береговую охрану, «дирижабля», летевшего на большой скорости от Хорнси до Ливерпуля и далее.
XX век. 20-е годы: 1 эпизод
18. Атлантический океан, Бразилия. 11 февраля 1922 года.
Офицер Фр. С. Блессинг поведал газете «Нью-Йорк таймс» о наблюдении пролета странного метеора в течение трех минут и 20 секунд. В 21.30 он заметил его в 10 градусах над горизонтом. Он летел с большой скоростью, описал большую дугу перед кораблем, стоявшим у побережья Бразилии в Хобокене, и ушел за горизонт на востоке. Его размер был с Луну. Шар имел ослепительно яркий красный цвет и был окружен сияющим ореолом. За ним тянулся длинный огненный шлейф. Судно и все вокруг на 350 метров были залиты светом. Оказалось, что это явление видели и в Буэнос-Айресе, и в Монтевидео.
XX век. 30-е годы: 2 эпизода, 15 случаев
19. Баренцево море. 1936 год. Не менее 14 случаев.
В течение нескольких месяцев фиксировались еженедельные облеты воздушными объектами со стороны Норвегии побережья Кольского полуострова. Это были организованные полеты в строю, обходившие военные аванпосты.
20. Северный Ледовитый океан. Сентябрь 1938 год (АЯ).
В 10 часов утра в районе Норильск – Дудинка (Обская губа) на два часа наступила неожиданно тьма. «Рассвет» был кроваво-красным.
XX век. 40-е годы: 8 эпизодов
21. Балтийское море. 26 февраля 1942 года.
На протяжении трех часов голландский крейсер «Тремп» преследовался дискообразным объектом гигантских размеров, после чего ДОП улетел со скоростью не менее 6000 км/час.
22. Тихий океан, Соломоновы острова. 1942 год.
Зафиксирован массовый пролет объектов группами по 10–12 штук над островами, в общей сложности более 150 серебристых аппаратов.
23. Норвежское море. Март 1943 года.
Четыре светящихся диска в течение часа сопровождали конвой, совершая разумные действия.
24. Северное море. 18 февраля 1943 года.
Четыре германские РЛС зафиксировали пролет большого цилиндрического объекта со скоростью 2,5 Маха.
25. Средиземное море. 1943 год (АЯ).
Огромных размеров черное облако появилось в штилевую погоду над районом высадки десанта союзных войск на побережье Северной Африки. Оно 10 (!) дней прикрывало данную акваторию и сушу от немецких бомбардировщиков.
26. Тихий океан, Марианские острова. Лето 1945 года.
Американская эскадра направлялась на остров Окинава для высадки десанта. При продвижении вдоль Марианских островов только на экранах радаров наблюдали приближение более 260 «плотных объектов» с расстояния в 160 км. Они прошли в 600 метрах над эскадрой со скоростью 1600 км/час. Истребители, поднятые с авианосцев, беспрепятственно проскочили через эту армаду.
27. Балтийское море. 1947 год.
Групповой полет мини-ДОП. Зенитчики артдивизиона наблюдали облеты вокруг орудий группы малых дисковидных объектов, диаметром около 70 сантиметров. Через некоторое время «изучения» позиции военных они поднялись вверх и были втянуты более крупными дисками, после чего вся эскадрилья медленно улетела в сторону моря.
28. Средиземное море. Лето 1948 года.
С борта французского эсминца «Рюся» на расстоянии полутора километров наблюдали ночью пролет голубоватого сигарообразного объекта.
XX век. 50-е годы: 12 эпизодов, 63 случая
29. Желтое море. Декабрь 1951 года.
14 радаров американских ВМС вели ночью слежение за ДОП, который описывал круги над эскадрой кораблей, находившихся у берегов Южной Кореи. Скорость полетов ДОП была до 1800 км/час, высота перемещения – порядка 1500 метров, расстояние до ДОП менялось от 5 до 400 километров. Слежение велось около семи часов.
30. Японское море. 1951-й – начало 1952 года. 26 случаев.
По данным архива «Голубой книги», за 18 месяцев боевых действий в Корее Военно-морскими силами США и Канады зафиксировано на экранах РЛС и визуально не менее 25 случаев пролета ДОП (в том числе моряками на борту авианосцев «Филиппин Си» и «Принстон»). Они приближались на расстояние до 5,5 километра, описывали круги на высотах от 15 500 метров до 1500 метров со скоростью от малой до 3300 км/час.
2 февраля 1952 года наблюдалось разделение объекта на два объекта. Время слежения составляло от трех минут до семи часов.
31. Тихий океан. Гавайские острова. Апрель 1952 года.
Секретарь по делам ВМС в администрации Президента США Дэн Кимболл во время полета на Гавайские острова наблюдал над морем два дискообразных объекта. Они дважды облетели его самолет и умчались к сопровождавшему их самолету с адмиралом А. Рэдфордом на борту. Покружившись и около второго самолета, ДОП умчались на скорости 2200 км/час.
Зная о многочисленных рапортах пилотов ВМС по наблюдению ДОП, Кимболл потребовал от начальника разведки ВМС проведения полного изучения всех сообщений силами ВМС, но вмешательство ЦРУ не позволило это сделать.
32. Японское море. 10 июля 1952 года.
Канадский эсминец вел радарное слежение за двумя дисками, летевшими на высоте 3000 метров, на расстоянии 9 километров.
33. Северное (7) и Балтийское (5) моря. Сентябрь 1952 года. 12 случаев.
Во время 12-дневного крупномасштабного военно-морского учения под кодовым названием «Мэйнбрэйс», в котором участвовали 200 кораблей и 1000 самолетов восьми стран НАТО и Новой Зеландии, было отмечено не менее 12 случаев пролета ДОП в форме шаров, дисков, сигары, треугольника, в том числе в треугольной формации (наблюдалась и траектория ДОП падающего листа), над Северным морем и около побережья Англии, Дании, Ирландии, Исландии, Швеции, Германии и Польши. А с авианосца «Франклин Рузвельт» было сделано три цветных фото «превосходного качества». Максимальная скорость ДОП была 2750 км/час.
34. Мексиканский залив. 6 декабря 1952 года.
Экипаж бомбардировщика В-29 наблюдал визуально и на экране радара пролет нескольких групп дисковидных ДОП голубого цвета, обогнавших их на скорости 5000 км/час. На экране РЛС было видно, как они слились с очень большим объектом.
35. Северный Ледовитый океан. Июнь 1955 года. 4 случая.
Самолеты-разведчики РБ-47 неоднократно наблюдали ДОП над северо-западным побережьем Канады. Одновременно они фиксировались на РЛС и скоростными кинокамерами.
36. Атлантический океан, Бермуды. 8 августа 1956 года (АЯ).
«Огромная стена густого тумана». С этим явлением столкнулось кабелеукладочное судно «Ямакроу» в нескольких километрах от Фестландии, в западной части Атлантического океана (в районе так называемого Бермудского треугольника). Корабль прошел в трехстах метрах от возникшей стены из серного дыма. Эта масса была материальной, но не фиксировалась радаром, ее не могли пробить сильные прожекторы. Эта стена имела большую протяженность.
37. Мексиканский залив. 5 ноября 1957 года. 2 случая.
Сторожевой корабль «Себаго» американских ВМС дважды (в 5.10 и в 21.00) наблюдал визуально и на экране РЛС круглый светящийся объект. ДОП облетел корабль на скорости 1600 км/час и исчез в облаках на высоте 6000 метров. Общее время наблюдения составило около часа.
38. Средиземное море (7) и Восточная Атлантика (5). 1956–1958 годы. 12 случаев.
Не менее 12 случаев наблюдения ДОП зафиксировано секретной эскадрильей американских ВМС в Марокко.
39. Тихий океан. Гавайские острова. 11 июля 1959 года.
Массовое наблюдение группы ДОП восточнее островов в течение двадцати часов. Их фиксировали как американские бомбардировщики, так и экипажи трех авиалайнеров.
40. Северная Атлантика. 1959 год.
На военном самолете в Америку возвращались из Европы 27 офицеров и сотрудников ВМС США. В 80 километрах от Ньюфаундленда (Канада) была замечена группа светящихся объектов, почти касавшихся поверхности океана. Как только командир сделал круг над ними, огни погасли, а через несколько секунд перед ними оказался гигантский дискообразный ДОП, диаметром более 100 метров, освещенный по периметру. Едва не столкнувшись с самолетом, ДОП занял позицию позади самолета и через 10 секунд исчез на скорости более 3500 км/час. Позднее оказалось, что произошедшее было зафиксировано на экране РЛС в Гандере. Эта история имеет продолжение, связанное с сокрытием случившегося со стороны ЦРУ.
XX век. 60-е годы: 8 эпизодов, 16 случаев
41. Тихий океан, США. 5 мая 1960 года.
Над проливом Хуан-де-Фука (шт. Вашингтон) в течение нескольких часов наблюдался металлический объект с разными сочленениями.
42. Тихий океан, море Беллингсгаузена. 16 марта 1961 года.
В заливе Маргеля экипаж американского ледокола ВМС «Глейсер» наблюдал объект овальной формы в 200 метрах над островом. Вдруг он, засветившись еще ярче белым, голубым и красным светом, бесшумно разделился на два объекта. Из центра исходили горизонтальные лучи, вращавшиеся по часовой стрелке со скоростью 80 км/час. Свидетель – известный полярник Рубенс Ж. Виллела.
43. Атлантический океан, Бермуды. 11 апреля 1963 года. 3 случая (АЯ).
Экипаж «Боинга-707», вылетевшего из Пуэрто-Рико в Нью-Йорк, через 20 минут после взлета увидел, как поверхность океана начала взбухать и наконец поднялась огромным водяным куполом, диаметром в несколько сот метров. С полминуты он наблюдал невиданное доселе явление, пока не пролетели мимо по курсу.
Подобное в этом районе наблюдали и космонавты. Так, В. Коваленок неоднократно видел, как на поверхности моря поднимались гигантские купола воды, вокруг которых клубились кучевые облака.
44. Атлантический океан. Начало июля 1964 года.
В 21.30 с борта польского военного корабля «Крайдова» наблюдали приближение объекта под углом места от 10 до 50 градусов, когда он завис на некоторое время. Его диаметр был оценен в два метра. В бинокль был виден ярко освещенный металлический объект.
45. Тихий океан, Филиппины. 6 мая 1965 года. 2 случая.
С корабля в районе Филиппин наблюдались визуально (12 человек) и фиксировались бортовой РЛС четыре ДОП. Покружившись над кораблем, они ушли в юго-восточном направлении со скоростью 5600 км/час.
На следующий день, но уже вечером «феномен» повторился.
46. Карибское море. Конец сентября 1965 года.
У острова Мартиника на рейде Фор-де-Франса триста очевидцев, включая экипажи французских подводных лодок, в 21.15 наблюдали медленное приближение с запада большого светящегося объекта.
Бесшумно покружив на юге от кораблей в положении «на ребре», он внезапно исчез. Через полчаса объект возник на том же месте, сделал две петли и через пять минут улетел на запад. Его яркость (по мощности) была оценена известным уфологом Жаком Валле в 2,3 мегаватта.
47. Японское море. 1960-е годы. 6 случаев.
Свидетельствует контр-адмирал О. Чефонов. Он рассказал, как дважды у него, тогда командира атомной подлодки, а также у других командиров на траверзе Находки в плотный туман появлялась на экране РЛС скоростная воздушная цель. Она бесшумно сближалась и, войдя в «мертвую зону» (меньше 0,5 кабельтова – 90 метров), исчезала. Никакие сигналы и маневры подводных лодок на нее не влияли.
48. Северный Ледовитый океан, Норвежское море. 1960-е годы.
Свидетельствует вице-адмирал Ю. Квятковский: «Будучи командиром подводной лодки, наблюдал в районе Фареро-Исландского противолодочного рубежа круглый оранжево-красный объект на высоте около 5 градусов. Луна в это время была в другой стороне».
XX век. 70-е годы: 17 эпизодов, 25 случаев
49. Индийский океан, Сейшельские острова. 1 июня 1970 года (АЯ).
Налетевший ураган потопил танкер «Эннердейл» британских ВМС вблизи Сейшельских островов. 60 человек экипажа с судна водоизмещением 41 500 тонн, спасшиеся на шлюпках, рассказывали о внезапном наступлении темноты: «Казалось небо закрылось каким-то веществом. А море пришло в сильное волнение. Нас колотили силы, слишком мощные, чтобы их можно было назвать погодой».
50. Индийский океан, Австралия. 25 октября 1973 года.
Наблюдение офицера ВМС из США на мысе Норд-Вест-Кейн. Большой, с Луну, черный сферический объект висел на высоте 600–700 метров к западу, на расстоянии девяти километров. За 20 секунд, развив невообразимую скорость, исчез без шума и выхлопов в северном направлении.
51. Баренцево море, губа Западная Лица. Июнь 1976 года.
Свидетельствует капитан 1-го ранга В. Григорян. Он вместе с тремя офицерами около 19 часов наблюдал дисковидный объект зеленого цвета под углом пять градусов. Его размер увеличился до трех диаметров Луны, когда возник овальный бело-матовый «экран».
Большой, плоский, он был обращен на юго-запад, в сторону городка. На нем появлялись трансформирующиеся пятна неестественных цветов. Продолжительность наблюдения составила около восьми минут. Оперативный дежурный штаба флота ответил, что, по их данным, в нашем районе «ничего подозрительного не должно быть».
52. Баренцево море, Мотовский залив. 26 августа 1976 года.
Свидетельствуют командир атомной ПЛ капитан 1-го ранга А. Коржев и второй командир, капитан 1-го ранга А. Ураев: «Объект в форме вытянутого книзу шара появился ниже сплошной облачности. Приблизился к гражданским судам впереди по курсу, слева и справа, и высветил их лучом. Затем подлетел к нам и завис над подводной лодкой на высоте 50–60 метров. На отдалении хорошо просматривались разноцветные горизонтальные полосы, наверху – яркий треугольный огонь. Лучи исходили из нижней, как бы срезанной части. Когда он висел над кораблем, хорошо просматривалась его темная нижняя часть. Его диаметр был от восьми метров в нижней части до 15 метров в максимальной. Пришлось дважды уклоняться от его телескопического луча изменением курса подводной лодки. После этого объект исчез в облаках. О случившемся доложили лишь при возвращении в базу».
53. Средиземное море. Ноябрь 1976 года.
Свидетельствует капитан 3-го ранга С. Антонов, вахтенный офицер: «Всплыли у Гибралтара в два часа ночи. Слева 10 градусов, угол места 10 градусов, увидел ровный белый круг с серебристым отблеском размером с Луну. Но “луна” ощутимо пошла вверх и при угле места около 80 градусов задержалась. На воде перед нами стал просматриваться выпуклый огромный глобус с подсветкой Средиземного моря. Были видны движущиеся суда и обозначено наше место. Глобус вращался, создавая иллюзию нашего передвижения: слева Испания, приближается “сапог” Италии, а вот и Мальта. Будто высветили наш предстоящий путь. На этом видение исчезло. Круг стал заметно опускаться к Сахаре и исчез справа 10, угол места 10 градусов. Стало сразу темно».
54. Атлантический океан, Канарские острова. 19 декабря 1976 года.
Главком воздушной зоной Канарских островов генерал Доле де Эспехо с борта самолета Т-12 в 19.30 вместе с группой офицеров заметил объект белого цвета, крупнее Луны в три раза. Объект стал увеличиваться в размерах, и вскоре внутри большого светящегося полукруга уже просматривалась ярко-зеленая «бочка» с прямоугольным небольшим куполом сверху. Этот объект наблюдали также с учебного судна «Хуан Себастьян Элькано» ВМС Испании между Лас-Пальмас и островом Ланзарот, а также военные на авиабазе Гандо на Большом Канарском острове.
Следственная комиссия ВВС Испании сделала заключение: «Летательный аппарат неизвестного происхождения с неизвестным источником энергии…»
55. Баренцево море. Декабрь 1976 года.
Командующий флотилией подводных лодок вице-адмирал А. Михайловский лично наблюдал ДОП во время проведения учебных стрельб.
56. Тихий океан, остров Гуам. Начало 1977 года. 4 случая.
Свидетельствует адмирал А. Комарицын: «В западной части океана, около острова Гуам и в проливной зоне к Индийскому океану я и другие командиры подводных лодок неоднократно наблюдали над линией горизонта большой желто-красный шар в ночное время. Такие же шары появлялись и над Камчаткой».
57. Северная Атлантика. Июль 1977 года.
Очень длительное, визуально радиолокационное наблюдение летчика Королевских ВВС Канады. Лейтенант авиации А. Вуд, капрал Торингтон и сержант Грэхем письменно изложили о наблюдении группы ДОП около базы Боулмер в проливе Нортамберленд. Они зависли над морем на высоте 1500 метров. Ближайший ДОП находился на расстоянии почти 5 километров, был круглым, светящимся и в пять раз больше вертолета типа «Вэлвинд». Затем один объект отлетел на восток и изменил форму. Наблюдение продолжалось около ста минут.
58. Белое море, 20 сентября 1977 года. 2 случая.
№ 1. Уникальная подводная лодка 705-го проекта возвращалась с морских ходовых испытаний на завод в Северодвинск. Капитан 2-го ранга В. Щербаков обратил внимание на быстро перемещающуюся по небу яркую звездочку. При движении с севера на юг она превратилась в светлую полоску. С помощью бинокля стало видно, как с одного конца цилиндра стали вылетать объекты с горошину, которые разлетались в разные стороны. Оценить высоту и размеры не представлялось возможным. На часах было начало четвертого часа ночи.
№ 2. Подводная лодка проекта 671. Из личной беседы с контр-адмиралом У. Аббасовым: «Находясь около четырех часов ночи в горле Белого моря, наблюдал медленный, бесшумный, довольно низкий пролет двух объектов с северо-востока на юго-запад. Оба были по форме вытянутого книзу шара со срезанным горизонтальным конусом. Они светились концентрическими горизонтальными полосами темных и светлых тонов». (Оба случая произошли в день «Петрозаводского чуда».)
[…]
60. Атлантический океан, Бразилия. 6 ноября 1977 года.
Устье реки Амазонка, Коларес. В 19.00 зафиксирован пролет объекта, диаметром полтора метра, на расстоянии 500 метров. Сверху диска был купол, спереди – два выступа по краям, сзади – выхлоп газов.
61. Средиземное море. 11 ноября 1978 года.
ДОП наблюдался со сторожевого катера СП-2018 Италии.
Баренцево море, губа Западная Лица. Зима 1978–1979 годов. 5 случаев.
62. № 1. Весь личный состав дивизии при построении на пирсе наблюдал появление двух объектов над акваторией. Они висели на большой высоте, но их объемность явно ощущалась. По докладу оперативного дежурного вскоре прилетело звено истребителей, но ДОП улетели, не дождавшись подлета.
63. № 2. Заместитель командира подводной лодки В. Стюарт: «В районе Первомайки в сумерках встретил ДОП, который высветил его автомашину мощным лучом. На задний ход автомобиля ДОП отреагировал отлетом».
[…]
64. № 3. Не менее трех случаев. Личный состав подводных лодок, проходящих межпоходовый ремонт в губе Малая Лопаткина, а также работники плавмастерских неоднократно наблюдали зависание дискообразных объектов. Они часами в зависшем положении наблюдали, по-видимому, за происходящим, иногда снижались по траектории «падающего листа», а затем возносились по «восходящей спирали».
65. Средиземное море. 13 марта 1979 года.
В 10.59 РЛС авиабазы Торрейон (Испания) зафиксировала пролет объекта в северо-западном направлении со скоростью 1556 км/час. На вылет истребителя с авиабазы Манисес объект отреагировал резким смещением своего места, набором высоты до 24 километров и изменением курса на 90 градусов. Общее время наблюдения составило 12 минут.
66. Балтийское море. Конец марта 1979 года.
Свидетельствует капитан 3-го ранга С. Антонов: «Вышли из Лиепаи на отработку задач боевой подготовки. В 9.30 РЛС подводной лодки засекла “цель” на расстоянии 110 метров, справа 20 градусов. Видимость более 200 метров, но визуально ничего не просматривалось. Тем временем отметка на экране приближалась, вошла в “мертвую зону” и затем оказалась по левому борту. Ни шума двигателей, ни объекта. Однако это повторялось, как по кругу, три раза. Под конец отметка проследовала прямым параллельным лодке курсом и пропала».
67. Баренцево море. Апрель 1979 года.
Вахтенный офицер ПЛ С. Антонов: «“Альбатрос” (РЛС) зафиксировал “цель” в районе Териберки на расстоянии 28 километров (150 кабельтов). Она летела в сторону океана, визуально не наблюдалась».
68. Средиземное море. 17 апреля 1979 года.
Время 17.20. РЛС центра «Пегасо» зафиксировала ДОП в 40 километрах южнее Моррил (Гренада). 15 минут цель находилась вне морских пределов Испании. В 17.45 «Мираж» Ф-1 взлетел с авиабазы Лос-Льянос для перехвата. Достигнув заданного района и не обнаружив объекта, летчик в 18.16 повернул на базу и через несколько минут увидел три огня в треугольной формации на расстоянии 19 километров и высоте 9100 метров. Огни были яркого, красно-желтого цвета. Бортовой радар с радиусом действия 70 километров этих огней не фиксировал. Попытки сблизиться были безуспешными. Объект уходил к Алжиру. В 18.30 летчик решил возвращаться на базу, и тут на канале связи пилота с оперативным центром пилот услышал детские голоса, которые с явным смехом говорили по-испански: «Хэлло, как вы там?» Это продолжалось 30 секунд. В центре сопровождения «Пегасо» шли помехи.
XX век. 80-е годы: 21 эпизод, 27 случаев
69. Средиземное море. Июнь 1980 года.
Свидетельствует капитан 1-го ранга В. Григорян: «Мы с группой курсантов Бакинского высшего военно-морского училища (50 человек) наблюдали ДОП в форме парашюта с борта учебного корабля “Смольный” южнее Корсики. В стационарный бинокль 12-кратного увеличения четко были видны яркий желто-красный цвет объекта и два симметричных выступа, выходящих под углом 45 градусов из середины конической части. Объект был обнаружен по левому борту, угол места – 20 градусов. Солнце шло к закату и находилось справа 30 градусов. Время наблюдения – около 20 минут. Командир корабля и начальник похода доложили “по команде” о пересечении курса “неизвестным объектом”».
70. Восточная Атлантика. 21 сентября 1980 года.
Научно-исследовательское судно (НИС) «Виктор Бугаев» находился в точке: 35°59’ с.ш., 10°18’ з.д. Девять человек вместе с начальником отряда Кистановым вечером, в 18.00, наблюдали пролет в северо-восточном направлении объекта в форме конусообразной по концам сигары, с ярким снопом света в носовой части. Он медленно и бесшумно пересек курс судна за кормой на высоте около трех километров. Через несколько секунд аппарат завис, медленно вращаясь. От него отделился такой же аппарат, который с ускорением скрылся в северо-западном направлении. После чего первый объект убрал «сноп» света и, увеличивая скорость, скрылся в прежнем направлении. У обоих объектов по центру на одну шестую длины корпуса проходила темная полоса. Общее время наблюдения составило более двух минут.
71. Атлантический, океан. 6 сентября 1980 года.
В районе Бермуд свидетель А. Озимков и еще четыре человека во время проведения военных учений на Кубе в районе Алькесар наблюдали в три часа ночи массовый медленный пролет объектов посередине между горизонтом и Полярной звездой. Яркие предметы (около 10 штук) имели округлую форму, а впереди их объект был больше размером и выглядел многогранником с «переливчатым ореолом». Время наблюдения составило 30 минут.
72. Каспийское море. 1980 год. Не менее трех случаев.
Свидетельствует капитан 1-го ранга В. Григорян: «На Каспии проводились испытания экранопланов. И всякий раз они проходили под наблюдением светящихся ДОП».
73. Мраморное море. 28 октября 1981 года.
При фотографировании подводной лодки в Измитском заливе, около базы турецких ВМС Гельджюк офицер Д. Сум снял ДОП. Исследования пленки в Германии и в США подтвердили подлинность снимка.
74. Японское море. Начало осени 1982 года.
На акватории базы тихоокеанского флота (Тихоокеанск) уже заканчивались учения кораблей и авиации Дальневосточного военного округа. Вернулась на борт тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР) «Минск» и «Новороссийск» вся авиация, принимавшая участие в учении. Вдруг на экране РЛС одного из ТАКР появилась «цель», совершавшая заход на посадку. На запрос «свой – чужой» объект не отвечал, в активном режиме не фиксировался. На всякий случай подсветили посадочную площадку, а объект решили опознать визуально с помощью прожекторов. По звуку приближающегося объекта, напоминавшему «полет шмеля», стало ясно, что это не ожидаемый вертолет. На отметке 150 метров включили прожектор по пеленгу на цель, но луч уперся в пустоту – объект исчез. Подобное повторилось еще несколько раз. Когда проанализировали все траектории неизвестной цели, оказалось, что она повторила все шесть маневров вертолетов, которые отрабатывались на учении. Пеленгация и сопровождение объекта велись двумя РЛС кораблей с привязкой к берегу и соседним кораблям в течение трех часов. Помехи или ошибки исключены.
Конец ознакомительного фрагмента.