Вы здесь

Подвижник Панагуды. Воспоминания о старце Паисии. Видения старца Паисия (священник Дионисий Тацис, 2002)

Видения старца Паисия

Достоинство четок

Старец сказал:

Четки пусть всегда будут в твоей руке. Потому что если мы пройдем их один, два, пять, десять раз, то масло в нашем духовном двигателе наконец-то разогреется, а механизм нашей непрестанной молитвы придет в движение. Даже когда задвигался твой механизм, не оставляй четок, чтобы другие части механизма не прекратили своего движения, даже не начав двигаться.

Люди подвига и молитвы приобретают потрясающий духовный опыт. Иногда Господь сподобляет их и видений, когда им являются различные святые и открывают Божественные истины или же волю Божию о том или ином обстоятельстве. Но поскольку видения бывают и от диавола, то здесь необходимо заметить, что видения от Бога – это действие Святаго Духа, и у них есть соответствующие характерные признаки: они неожиданны, волнуют душу человека, видящего их, и тут же – наполняют ее миром; они непродолжительны[23], оставляют по себе живое желание совершенства и стяжания плодов добродетели; они надолго отпечатлеваются в мысли, и их невозможно каким бы то ни было образом «вызвать». Напротив, видения демонического происхождения производят смущение и шум, рождают в душе возношение, ненависть и страх и, естественно, ослабляют священную ревность о духовном подвиге и преуспеянии по Христу.

Наиболее достоверными видениями являются те, которые человек воспринимает чувствами, видит очами, находясь в состоянии бодрствования и, обычно, в атмосфере безмолвия, умиления и молитвы.

Старецу Паисию – человеку подвига и молитвы, который напряженно переживал проблемы своих братии, который не делал ничего, если не имел о том извещения от Бога, – наверняка было явлено множество видений. В качестве свидетельства этого мы приводим двенадцать видений – явлений, о которых мы узнали из его собственных рассказов, записанных либо им самим, либо людьми, внушающими доверие и сподобившимися слышать о них из его же уст.

Видения, о которых речь пойдет ниже, потрясающие, потому что мы видим, как Старцу являются Сам Христос, Богородица, различные святые и лица, пожившие в преподобии. Из этих видений Старец узнал многое, но прежде всего он обрел благодаря им силу продолжать свой подвиг до конца жизни и сохранить неугасимым пламя любви к ближнему. Иначе нельзя объяснить, как на протяжении стольких лет он непрерывно мог нести труд утешения страждущих и участия в разрешении всех сложностей, встававших на их пути. Потому что, как мы все знаем, люди приходили к Старцу для утешения, а не для того, чтобы поведать о радостях своей жизни. И, конечно же, он, соделывая их боль своей болью, молился и, если была на то воля Божия, творил чудеса.

Явление Господа

Когда Старец жил на келий Честного Креста Господня, недалеко от монастыря Ставроникита, однажды ночью во время молитвы он внезапно увидел, как исчезает крыша его келий и видимым образом является Христос с сияющим ликом, взирать на который он мог с трудом. Это событие так потрясло Старца, что он пожелал, чтобы черты лика Господня были запечатлены на иконе. Поэтому он поручил монахиням монастыря святого Иоанна Богослова в Суроти, чтобы они написали икону Господа. Причем в процессе написания иконы Старец сам давал им указания.

Старец говорил, что лики Христа и Богородицы имеют цвет яровой пшеницы.

Нетварный Свет

Старец Паисий открыл одному знакомому иеромонаху следующее:

«Однажды ночью, когда я был на Катунаках, я молился в келий, проговаривая Иисусову молитву, и около трех часов ночи меня стала охватывать некая небесная радость. Вместе с тем моя темная келия, мрак которой рассеивало лишь дрожащее пламя свечи, начала постепенно наполняться прекрасным бело-голубым Светом. Вначале Свет был очень ярким. Но я понял, что мои глаза окрепли, чтобы выдерживать такое сияние. Это был Нетварный Свет! Я оставался там на протяжении долгих часов, теряя чувство земного и живя в другом, духовном мире, который так отличается от этого, плотского.

Пока я находился в таком состоянии и получал в этом Нетварном Свете небесный опыт, совершенно незаметно прошло много часов.

Конец ознакомительного фрагмента.