Вы здесь

Подвижная зима. Игры и развлечения в зимний период времени. Игры на снегу с предметами или специальным оборудованием (А. Ю. Патрикеев)

Игры на снегу с предметами или специальным оборудованием

В этой категории находятся игры, в которых одним снегом уже не обойтись, и для которых необходимо специальное оборудование или инвентарь: стена, деревья, палочки, кегли и т. п.

Белая кость

Так игра переводится с казахского (Аксуйек или Ак суек). Можно оставить это название и играть, так, будто собаки ищут белую кость, а можно придумать другое название. Найди шапку, найди улетевший предмет (название предмета). Для игры необходим какой-нибудь белый предмет средних размеров (кубик, летающая тарелка, кегля, мячик и т.п.). Играть можно каждый сам за себя, а можно командами. Белый предмет у ведущего, все игроки поворачиваются к нему спиной. Он, в это время, бросает предмет подальше (но так, чтобы он попал на игровую площадку). Когда предмет упадет на землю, подается сигнал, и все бегут его искать. Кто найдет, тот и побеждает. Если же играть командно, то может быть два варианта. Первый, какая команда первой найдет, та и побеждает, а второй, когда игроки какой-либо команды найдут предмет, они еще должны донести его до ведущего. Если игроки соперников, заметят, что противоположная команда нашла предмет, то они могут этот предмет перехватить и отдать ведущему. Отнимать предмет у соперников можно только взявшись за него, игроков трогать запрещается (если игрок сумел коснуться белого предмета рукой, то он переходит к нему, если игрок, в нарушение правил, не хочет отдавать предмет, тогда команда, к которой он принадлежит, считается проигравшей). В то же время команда может отобрать этот предмет опять, но отнимать уже должен другой игрок, не тот, который его потерял.

Можно поставить двух ведущих, тогда одна команда должна вернуть предмет одному ведущему, а вторая другому. Еще интереснее будет, если ведущие будут стоять на разных сторонах площадки, тогда возможна такая ситуация, что игрокам придется побегать туда и обратно, прежде чем у одной из них получится этот предмет отдать.

В игре можно применять слова:

Белая кость – знак счастья, ключ,

Лети до луны,

До белых снежных вершин!

Находчив и счастлив тот,

Кто тебя вмиг найдет!

После этих слов ведущий бросает предмет, а когда тот упадет, то поизносит:

Ищите кость —

Найдите счастье скорей!

А найдет его тот,

Кто быстрей и ловчей!

Бильярд на льду

Для этой игры потребуются шайбы, которые будут заменять шары, крокетный молоток или клюшка. Валики из снега с отверстиями заменяют бильярдные лузы. Играют, как правило, двое. Играть можно по-разному. Первый самый простой вариант, кто больше шайб забьет в лузы, тот и побеждает. Второй вариант, это когда все шайбы пронумерованы (или разного цвета) и выигрывает тот, кто забьет последнюю (по номеру, или по цвету) шайбу.

В начале игры все шайбы, кроме одной, разбивающей, лежат в центре игровой площадки. По жребию, выбирается игрок, который будет начинать игру. Он и наносит первый удар. Игрок, который попадает в отверстие, получает право на еще один удар, промах – это переход хода к другому игроку.

Можно играть и без клюшек или молотков, достаточно научиться бросать шайбу руками так, чтобы она скользила.

Бросать палки (Верная рука)

Для игры потребуются деревянные палки и снежная стенка. Игрокам необходимо с трех-пяти метров попасть палкой в снежную стенку так, чтобы палка воткнулась. Играть можно по-разному: 1) У кого глубже воткнулась, тот и победил; 2) После попадания, игрок отходит на один-два метра дальше и бросает уже оттуда. Кто дальше отойдет, тот и победил; 3) На снежной стенке можно нарисовать или повесить мишень (обруч) в которую и надо попадать, тогда уже считается победителем тот, кто точнее попадет в мишень.

Броски снежков с кружением

Для игры необходима мишень (желательно круглая, диаметром двадцать-двадцать пять сантиметров), которая вешается или рисуется на уровне глаз (или немного повыше) игроков. В трех-пяти метрах от нее в снег втыкается палка. Задача игрока оббежать несколько раз вокруг палочки и бросить снежок в мишень (игрок оббегает палочку со снежком в руке). Интереснее всего играть так, сначала все по очереди оббегают по два круга и бросают. Затем по три круга и так далее. Промахнувшиеся выбывают из игры. Выигрывает тот, кто сумеет попасть в цель, оббежав вокруг палочки большее число раз.

Брось снежок через два обруча

Два небольших обруча (один за другим) подвешиваются примерно на уровне глаз игроков (расстояние между ними полметра). Задача игроков бросить снежок так, чтобы он пролетел через два обруча. Задание можно усложнять: постепенно увеличивая дистанцию броска, или можно повесить третий обруч. Бросать можно по очереди. Те, кто промахиваются или задевают обруч, выбывают из борьбы. Для усложнения можно подвесить множество обручей – десять-двадцать, тогда оцениваем то, сколько обручей пролетел снежок, не задевая их края.

Можно сделать снежную стенку или деревянную стенку с различными отверстиями. Тогда задача игроков будет состоять в том, чтобы попасть снежком в нужное отверстие (отверстия могут быть разного размера и разной формы). Кто точнее, тот и побеждает.

Брось снежок через обруч

Обруч подвешивается не менее чем в двух метрах от земли. Задача игрока бросить снежок через обруч так, чтобы дать пас партнеру или попасть в ведро. Снежок должен пролетать навесом, поэтому бросок лучше выполнять способом снизу, иначе все снежки будут улетать слишком далеко.

Брось через веревку

В идеальном варианте для этой игры можно использовать стойки, между которыми натягивается веревка, но можно использовать деревья. Задача игроков эту веревку перебросить (расстояние до веревки не менее трех метров). Чем большее расстояние до веревки, тем сложнее бросать. После того, как все игроки веревку перебросили, ее поднимают повыше на три-пять сантиметров. Броски повторяются и т. д. Кто сможет перебросить самое высокое положение веревки, тот и побеждает.

Другой вариант – Когда веревка натягивается сначала невысоко, примерно в одном метре от земли. Задача игрока положить снежок на подъем ноги, а затем, подбросив снежок ногой, перебросить его через веревку. После того, как все игроки выполнят броски, веревка поднимается повыше и т. д. Игрокам дается по две попытки, игрок, который за две попытки не сумел перебросить веревочку, выбывает.

Быстрые и ловкие

Для игры необходимо натянуть веревку на высоте не менее двух—двух с половиной метров. Задача игрока бросить снежок через веревку и пробежав под ней поймать этот снежок. Сложность выполнения этого упражнения зимой состоит в том, что снежная поверхность не такая ровная, как пол в зале. Поэтому это упражнение намного полезнее, ведь ребенку необходимо хорошо контролировать себе, следить за снежком, а также следить за дорогой, по которой приходится бежать.

В гости к медведю

Для проведения игры необходима как можно более крутая ледяная горка. К ее вершине привязывают две длинные веревки так, чтобы они спускались к самому склону. По команде ведущего два игрока подходят к веревкам и, упираясь ногами в горку, начинают подниматься по веревке к вершине. Участник, который быстрее других взобрался на гору, побеждает.

Можно играть и не на ледяной, а на снежной крутой горке.

В треугольник

Для игры потребуется шайба. Играют по три человека. На площадке роют три ямки, которые являются вершинами равностороннего треугольника со стороной четыре метра. Каждый из участников становится у своей ямки; у одного из них в руках шайба. Он бросает ее в ямку игрока, стоящего слева (игрок бросает шайбу, стоя за своей ямкой). Если шайба не попала в ямку, то бросавший получает одно штрафное очко. После броска первого игрока шайба, независимо от результата, переходит к следующему игроку. Получивший пять штрафных очков выходит из игры (если у игроков плохо получается попадать в ямки, то возможное количество штрафных очков можно увеличить). Двое оставшихся бросают шайбу по очереди в ямки друг друга. Оставшийся последним у ямки – победитель.

Вдогонку за мячом

Играют на горке. Ребенок сам или ведущий, катит мяч среднего размера с горки, а ребенок пытается его догнать спускаясь с горки заранее условленным способом (сидя, лежа). Если догнал, то получает одно очко, если нет, не беда, можно попробовать снова. В конце всех заездов подводятся итоги, где и выявляется победитель, игрок, набравший больше всех очков.

В эту игру можно играть и на санках и на лыжах (только здесь достаточно будет только коснуться мяча лыжами или санками).

Великан (Кто свалит великана?; Падающая башня)

По сути, это перетягивание каната, но гораздо интереснее. Из снега лепится снеговик (великан). Необходимо пропустить сквозь эту фигуру канат. Игроки делятся на две команды, встают друг напротив друга в двух-трех метрах от «великана» и берут свои концы каната. По сигналу начинается перетягивание каната. Побеждает команда, которой удается натолкнуть другую на «великана» (можно тянуть до того, как великан упадет, или только до касания его, если игру нужно провести несколько раз).

Возьми скорее палочку

В снежные комья, слепленные детьми, воткнуты красные и синие палочки величиной с карандаш. На противоположной стороне площадки ведущий устанавливает красный и синий флажки. По команде все дети бегут в направлении от флажков к комьям. Каждый берет одну палочку и возвращается с ней к флажку соответствующего цвета. Побеждает та команда, которая быстрее доставит все палочки к флажку. Играть можно как заранее сформированными командами, так и каждый сам за себя.

Лучше втыкать столько палочек, сколько игроков.

Волшебная палка

Для игры необходима палка длиной один метр. Обозначается круг диаметром четыре-шесть метров. Игроки становятся по линии круга и получают порядковые номера. Внутри большого круга обозначается еще один круг диаметром два-три метра. Ведущий втыкает палку в снег (в центр маленького круга). Для охраны палки выбирается сторож, который становится в маленький круг. Ведущий, находясь вне кругов, называет номер игрока по своему усмотрению. Вызванный должен, отвлекая сторожа движениями, схватить палку. Сторож же старается поймать его в маленьком кругу или осалить. Если игрок захватывает палку, то зарабатывает очко и встает на свое место. Если же его поймает сторож, то они меняются местами.

Гонки снежных комов

Для начала игры каждый участник лепит себе снежный ком диаметром пятьдесять-шестьдесят сантиметров. Ведущий принимает комья участников и обтесывает их до приблизительно одинакового размера. Игроки со своими снежными комьями выстраиваются на старте. Игровое поле длиной десять-двенадцать метров ограничивается флажками (лыжными палками). Игроки по сигналу, катят снежный ком, добираются до флажка, огибают его и возвращаются на финиш-старт. Игрок, прибежавший первым, побеждает, а из комьев после трех-четырех забегов лепят снеговика.

Другой вариант. Игроки делятся на две команды. Каждая команда лепит себе большой ком, диаметром около одного метра. По сигналу первые участники катят ком до флажка, огибают его и возвращаются, передавая его следующему игроку (если одному катить тяжело, то можно запускать по два человека) и так до конца. Игроки какой команды первыми пересекут финишную линию (вместе со снежным комом), те и побеждают.

Игроков в командах следует расставлять по силе, начинают самые слабые, а продолжают игроки посильнее, ведь ком будет постоянно обрастать снегом.

За мной

Все дети передвигаются по замкнутому кругу, а водящий находится за кругом. У всех игроков в руках по одной лыжной (или обычной) палке. Передвигаясь в противоположную сторону, водящий дотрагивается палкой до палки любого игрока и говорит: «За мной!». Этот игрок, воткнув одну палку в снег, выходит из круга и следует за водящим. Таким же образом водящий приглашает следующих игроков. Собрав за собой всех играющих, водящий уводит их в сторону от палок. По сигналу ведущего «К палкам!» все устремляются к своим палкам. Игрок, прибывший на место последним, становится водящим или просто получает одно штрафное очко.

Забрось

На ветку или перекладину подвешивают качающуюся корзинку или ведро. Задача игроков, забросить снежок в корзинку. Бросать можно из разных положений, например, стоя лицом или спиной к корзинке. Разными способами – правой и левой рукой, снизу и сверху. И с разной дистанции, но не ближе четырех метров.

Ведущий должен постоянно подгонять корзинку, чтобы она не остановилась, или же игрок должен совершить бросок, пока корзинка качнется три раза в одну и другую сторону.

Другой вариант этой игры. Игроки делятся на две команды. В четырех метрах от них стоит ведро. По сигналу, обе команды начинают бросать снежки в свои ведра, какая команда первая наберет ведро, та и побеждает.

Загони льдинку

Задача игроков перебежать с одной стороны площадки на другую, подталкивая льдинку ногой, лопаткой или клюшкой. Выигрывает тот, кто первым достигнет противоположной стороны (на которой проведена линия, или в снегу выкопаны по числу играющих лунки, в которые и надо загнать льдинки).

Закрути

Игра проводится на льду (но без коньков). Задача игрока запустить палку или городошную биту так, чтобы она не просто скользила по льду вперед, но еще и крутилась. Запускают, обычно, парами. Выявлять победителя можно двумя способами. Первый – у кого палка уедет дальше (но обязательно крутясь, остановка вращения, считается как остановка палки), тот и побеждает (это если ледяная площадка большая). Второй – у кого палка будет дольше крутиться на льду (в этом варианте при равных результатах обращаем внимание на дальность укатывания палки).

Захвати мяч

Для игры потребуется хорошо утоптанная площадка, клюшки и небольшие мячи для каждого игрока, игра для четырех-восьми человек. Каждый игрок, в зависимости от тактических соображений, выкапывает на площадке себе ямку (размер ямки должен быть достаточен для того, чтобы в нем легко уместился мяч). Затем, все становятся у своих ямок. Один из игроков кладет свой мяч на центр площадки. Хозяин выставленного мяча стучит клюшкой о снег три раза. После третьего удара все бегут к мячу, и каждый старается завладеть им и ударами или толчками палкой или клюшкой (ведением) загнать в свою ямку. Как только мяч загоняют в одну из ям, другой игрок кладет на середину свой мяч и игра продолжается. Играют, пока не будут загнаны все мячи. Тогда-то и определяется победитель, кто сумел загнать в свою ямку больше мячей, тот и побеждает. Загнанный в ямку мяч засчитывается хозяину этой ямки, независимо от того, кто совершил по мячу последний удар.

В этой игре главное внимательно следить за корректностью действий игроков. Ни в коем случае клюшки не должны высоко подниматься, и клюшки не должны попадать по другим игрокам, кто нарушает правила, удаляется из игры.

Захвати палку

Игроки делятся на две команды и встают на противоположных концах площадки напротив друг друга. Перед линией старта каждой команды воткнуты палки по количеству участников (желательно, чтобы это были не лыжные палки с острыми концами, и чтобы они были разного цвета, например у одной команды красного у другой – зеленого). По сигналу первые игроки бегут к палкам соперника, выхватывают одну палку и несут к своим палкам, там втыкают и передают эстафету хлопком ладони по плечу следующему игроку и т. д. Какая команда быстрее перенесет в свой лагерь палки соперника, та и побеждает.

Есть более длинный вариант этой игры. Выполняется все то же самое, но теперь, когда все палки соперника захвачены, надо вернуть свои палки обратно, а потом опять забрать палки противника и т. д. Когда одна команда начинает побеждать, то постепенно все палки начинают скапливаться у нее. Играть можно до одной или двух последних палок (когда игрок выдергивает палку у соперника, а у того ничего не остается или остается одна палка, то считается, что эта команда проиграла). Или играть определенное время, после окончания которого подсчитывается количество палок у команд, у какой их больше, та и побеждает.

Главное за чем необходимо следить это за тем, чтобы игроки стартовали только после хлопка по плечу и за тем, чтобы игроки палки втыкали, а не бросали, игрок уронивший палку должен ее поднять и поставить.

Самый сложны вариант этой игры:

Играть желательно на большой площадке, которая делится средней линией на два города. У дальних линий городов в обозначенные круги напротив друг друга втыкается по одной палке разного цвета (например, красная у одной команды и синяя у другой). Игроки делятся на две команды.

Задача игроков захватить палку противника и принести ее к себе в дом, коснувшись чужой палкой о свою, заработав тем самым одно очко (так что если своей палки в это время дома нет, то очко заработать не получится). Игроки свободно перемещаются по своим городам, но, попадая на территорию противника они рискуют быть осаленными, это приводит к тому, что осаленный игрок возвращается к своему флагу касается его (или места, где он должен стоять) и только после этого продолжает игру. Так что получается, если игрок сумел добежать и выхватить палку противника, ему еще надо вернуться на свою половину игрового поля. Если игроку это не удается, и его осаливают, то палка возвращается на свое место и очков никто не получает. Играют определенное время или до определенного количества очков (обычно двух-трех вполне хватает). Главное здесь объяснить детям, что играть надо с умом, применяя тактические приемы, способные отвлечь и запутать противника.

Если получается так, что обе команды одновременно забрали палки соперника на свои половины, то проводится своеобразная дуэль. В каждой команде выбирается по одному игроку. По сигналу ведущего они устремляются к игроку соперника, у которого в руках палка. Салить нападающих нельзя, но команда может помочь своему игроку, не пуская противника к нему, например, браться за руки и преграждать путь. Если за определенное время (обычно это одна минута), никто из игроков не смог добраться до игрока с палкой, объявляется ничья, и палки возвращаются на свои места, после чего игра продолжается. Если же один из игроков сумел коснуться игрока с палкой, то эта команда получает одно очко, и обе палки возвращаются на свои места.

Защита крепостных ворот (Снежные воротца)

Для игры потребуется небольшая снежная крепость с отверстиями на уровне поверхности, у каждого отверстия располагается защитник. Играть можно как клюшками с шайбой, так и мячиками без клюшек. Нападающие стараются забросить шайбу или мячик в отверстие. Забивший гол, сам становится защитником. Выигрывает игрок, который больше всех забьет голов, или тот, кто меньше всех пропустит.

Можно играть двумя командами, одна защищается, другая нападает. Когда в ворота крепости (в пещерки, проделанные в большой куче снега) нападающие загонят три шайбы, крепость будет взята. Команды меняются местами. Можно засечь время, за которое команда справится со взятием крепости. Та команда, которая окажется быстрее, побеждает.

Еще один командный вариант, который еще называют «Гольф». Здесь в снежной горке проделывается несколько отверстий таких, чтобы шайба пролезала, и ставится два сторожа, по одному игроку от каждой команды. Вокруг горки обозначается круг, диаметром не менее двух метров. Игроки располагаются вокруг горки по обозначенному кругу через одного (один игрок из одной команды, один из другой). Задача сторожей отбивать все шайбы пущенные игроками из команды соперника, при этом они должны стараться отбивать шайбу своим игрокам (но забивать, конечно же, сторож не имеет права). Команда, забившая больше голов, побеждает.

Защити товарища

Два игрока встают в центр игровой площадки, диаметр которой пятнадцать-двадцать метров. У одного игрока в руках щит (можно использовать детские пластмассовые щиты разных размеров и форм). Задача остальных игроков попасть в игрока без щита. Тот может уворачиваться, но так как при круговом обстреле это очень трудно, ему помогает партнер со щитом, который этим щитом закрывает друга от снежков.

Какой игрок дольше сможет прикрывать своего партнера, та пара и побеждает.

Другой вариант, когда у обоих игроков в руках щиты. Тогда выбивать можно любого из них. А игроки защищают друг друга. Если выбивают одного (попадают в незащищенное щитом место), то выбывает и второй. Так что всегда приходится думать о партнере.

Игрокам дать строгое указание, чтобы они не бросали снежки в голову.

Игра на увертливость

Все игроки делятся на две команды. На снегу флажками (лыжными палками) обозначаются два круга – один внутри другого. Размеры внутреннего круга зависят от количества игроков в одной команде. Как правило, диаметр его пять-шесть метров, а второго – двадцать-тридцать метров (может быть и больше).

Одна команда становится во внутренний круг, другая – на площадку между границами двух кругов. Игроки во внутреннем круге готовят себе снежки и по команде ведущего начинают обстреливать игроков, стоящих между внутренним и внешним кругом. Осаленный игрок переходит в команду внутреннего круга и присоединяется к обстреливающим. Игроки команды, стоящей между границами кругов, имеют право увертываться от снежков, приседать, подпрыгивать и т. д. Последний неосаленый игрок, находящийся во внешнем круге, становится победителем – мастером увертывания. После этого команды меняются местами, и игра повторяется.

Можно договориться, что обе команды будут обстреливать друг друга снежками. Тогда оба круга должны быть достаточно большими.

Во время игры не разрешается специально целиться в голову.

Из круга в круг

Для игры лучше использовать обручи или пластмассовые кольца, а не очерчивать круги, потому что очерченные круги будут быстро засыпаться и терять форму.

Обручи раскладываются и вдавливаются в снег (для большей надежности) на расстоянии одного-трех шагов один от другого. Игрок встает в первый круг, в руках у него снежок. Он подбрасывает снежок так, чтобы тот падал во второй круг (кидает навесом), но не дает ему упасть, а быстро перебегает в него и ловит снежок. Если ему удалось, то он возвращается в первый круг и бросает уже в третий обруч, так же перебегает и ловит снежок. Так он продвигается, пока не уронит снежок. Тогда он уступает место следующему игроку. Когда до него вторично дойдет очередь, то он продолжает там, где остановился. Выигрывает тот игрок, который первый пройдет все круги. Кругов не должно быть менее четырех.

Ищем палочку

Игроки стоят в одну шеренгу лицом к водящему, сзади них игровое поле. Водящий бросает маленькую палку (десять-пятнадцать сантиметров длиной), как можно дальше. Игроки не имеют права поворачивать голову и смотреть, куда улетела палка, они могут видеть только начало броска. Потом по сигналу все разворачиваются и бегут искать палку, кто первый нашел, тот и становится водящим.

Игру можно усложнить тем, что игроки стоят с закрытыми глазами и могут только по слуху определять с какого места совершен бросок. Потом по сигналу все открывают глаза и бегут искать палку.

Катание по шестам

Для игры потребуются длинные, гладкие жерди (бревнышки), которые укладываются на склоне (не очень крутой горке) параллельно друг другу, расстояние между ними один метр. Желательно залить их водой, чтобы сделать более скользкими. Чем длиннее они будут, тем интереснее, но желательно, чтобы они были не менее трех-пяти метров (можно складывать несколько жердей, в продолжении друг друга, удлиняя дорогу). Получаются своеобразные рельсы.

Участники распределяются на пары примерно равного веса и роста. Двое игроков становятся на лежащие параллельно скользкие шесты, взявшись за руки (за плечи, за талию), и катятся по ним вниз. Задача проехать до низу, не упав. Для этого требуется не только умение сохранять равновесие, но и согласованность действий напарников.

Наиболее умелые в этой игре могут изобретать новые способы поддержки друг друга, комичные позы. Что делает эту игру очень зрелищной и интересной.

Спускаться можно и поодиночке, расставляя ноги на оба шеста.

Катапульта

Для этой игры необходимо большое препятствие, через которое необходимо бросать снежки (домики, лесенки, снежные валы и т.п.), такое, за которым дети не видят друг друга. Играть интереснее двумя командами. Враг осаждает город и для победы, ему необходимо обстрелять город катапультами. Дети готовят снежки, ведущий (который стоит сбоку от препятствия, чтобы видеть обе команды), называет одного из игроков, который бросает снежок так, чтобы он перелетел через препятствие. Игроки другой команды должны внимательно смотреть наверх, чтобы вовремя увернуться от снежка. Потом кидает игрок другой команды и так по очереди. Считается количество попаданий в игроков (можно считать количество перебросов, а еще можно огородить площадку за препятствием, в пределах которой снежки, запущенные с противоположной стороны, должны приземляться).

Конец ознакомительного фрагмента.