Вы здесь

Пограничная стража России от Святого Владимира до Николая II. «Любите друг друга». Князь Ярослав Мудрый и охрана рубежей Древнерусского государства (Е. Л. Ежуков, 2017)

«Любите друг друга»

Князь Ярослав Мудрый и охрана рубежей Древнерусского государства

ЯРОСЛАВ готовился к войне. Нет, он не шел с дружиной на кочевников-печенегов, разорявших Русь, не отбивался от наседавших варягов и не собирался утихомиривать вечно бунтующих вятичей. Не жажда мести или славы толкала его на военную тропу. В его военных приготовлениях было нечто большее… Он собирался выступить против своего отца – Владимира Красное Солнышко.


Ярослав Мудрый


Уже много лет новгородцы пытались освободиться от дани в пользу Киева. Это им не удавалось пока еще ни разу. И вот теперь цель, кажется, близка. Великий князь Владимир стареет, понемногу отходит от дел и готовится передать киевский стол сыну Борису – старшему из детей Анны, византийской принцессы. Стол же по праву принадлежит Ярославу. Он самый старший в семье князя Владимира. Святополк не в счет. Он сын Ярополка, и ему не удержаться в Киеве. Пока же Ярослав отказывается платить отцу дань, и новгородцы поддерживают его. Ответ великого князя Владимира известен: «Исправляйте дороги, мостите мосты, готовьтесь к походу на Новгород». Война приближалась к Новгородской земле, и надо было готовиться к ней.

Ярослав тяжело переживал разрыв с отцом. От матери Рогнеды он унаследовал крутой нрав и независимость характера, и все же ему больно было сознавать, что его ждет сражение с дружиной родителя. Две тысячи гривен, которые платили новгородцы киевлянам в виде дани, конечно, деньги немалые, но все же начинать из-за них войну вряд ли стоило. Труднее было забыть обиды, которые он вытерпел от отца, когда тот был язычником. Все шло к тому, что войны не избежать, и Ярослав, посоветовавшись с новгородцами, послал за море своих людей позвать на помощь варяжскую рать.

И они явились. Горожане увидели закованных в боевые доспехи грубых и сильных мужчин, смотревших на них с явным презрением. Немного освоившись, гости повели себя как завоеватели в покоренной стране: пьянствовали, устраивали драки, грабили обывателей, творили насилие над женщинами. Гордые новгородцы никогда таких обид не терпели и решили разом положить конец варяжскому разбою. Дождавшись, когда зарвавшиеся наемники, как обычно, стали пьянствовать, на сей раз на Поромоновом дворе, они устроили им настоящее побоище. Варяги понесли большой урон. Гость на Руси считался особой неприкосновенной, и нападение новгородцев Ярослав воспринял как личную обиду. Он решил отомстить. Новгородцы же с тревогой ждали, как поведет себя князь после их самочинного дела.

Ярослав сделал вид, что происшедшее его мало тревожит. Знатным горожанам он сказал: «Так и быть, уже мне не воскресить убитых!» – и пригласил замешанных в убийстве дружинников к себе на пир. Когда гости захмелели, слуги князя их всех перебили.

Утолив жажду мести, Ярослав успокоился и стал обдумывать случившееся.

В результате последних событий его военные силы оказались подорванными. Как варяжская, так и новгородская дружина лишилась лучших воинов, и если бы его отцу Владимиру пришло в голову выступить против него со своим войском, Ярославу пришлось бы туго. Новгородцы теперь его вряд ли поддержат.

Раздосадованный и огорченный, ходил он в своей горнице, скрипя старыми половицами, и мучительно искал выход из положения. Хотелось ему послать гонцов к отцу и сказать, что он готов снова платить дань, тем более что им уже давно владело раскаяние за то, что он поднялся на отца, но не позволяла гордость. А предпринимать что-то надо…

В таком состоянии и застали его гонцы из Киева. Сестра Переяслава извещала, что его отец умер, а Святополк, сев в Киеве, уже убил Бориса и послал убийц к Глебу. Известие потрясло Ярослава. Он еще острее осознал, что, оказавшись без войска, не может противиться Святополку. Поддержат ли его теперь новгородцы? На следующий день он собрал их на вече. «Друга мои и братья! – воскликнул, и слезы хлынули из его глаз. – Отец мой умер, а Святополк сидит в Киеве и избивает братьев. Хочу идти на него, помогите мне!»

Новгородцы молча смотрели на князя. Вчерашние язычники, они понимали, что Ярослав, избивая свою дружину, действовал по закону предков: кровная месть за убийство гостя считалась священным делом. Они видели его искреннее раскаяние и простили ему тяжкий грех. Его большой ум и решительный нрав как нельзя больше соответствовали их буйному и драчливому характеру, и они закричали: «А мы, княже, за тебя идем! Хотя погибли наши братья, но мы можем за тебя биться».

Ярослав был тронут до глубины души: новгородцы простили его и готовы биться за него со Святополком! Здесь же, на этом вече, он дал им такие льготы, которых не имел ни один город. Позднее он оформил их письменно. «Ярославовы грамоты» много веков подряд служили новгородцам путеводной звездой при решении самых острых вопросов.

Начались сборы к походу на Киев. Через полгода его дружина была вполне боеспособной. Десять тысяч новгородцев составляли ее костяк, и еще одна тысяча наемников-варягов подкрепляла ее своими железными латами. В 1016 году Ярослав двинул дружину на Киев.

Святополк призвал на помощь печенегов. Обе дружины встретились у Любе на Днепре. Ярославова дружина расположилась на левом берегу, а Святополка – на правом. Три недели стояли князья друг против друга, не решаясь переправиться через реку и напасть. Чтобы как-то скоротать время, дружинники под смех и улюлюканье товарищей, каждый со своего берега, бранились и оскорбляли своих врагов, потешаясь над ними, стремясь толкнуть на необдуманные действия. Особенно острым на язык оказался киевский воевода по прозвищу Волчий Хвост. Зная, что новгородская дружина состоит из горожан и сельчан, он кричал им: «Эй вы, плотники! Зачем пришли сюда с хромым своим князем? Вот мы вас заставим рубить нам хоромы!» Дружный хохот киевлян сопровождал эти дерзкие слова.

Новгородцы обиделись. Придя к Ярославу, они сказали: «Завтра же переправимся на них, а если кто не пойдет с нами, того сами убьем!»

В ту же ночь новгородцы напали на Святополка, и произошла жестокая сеча. Дружинники Ярослава стали одолевать киевлян и прижали их к озеру. Под напором новгородцев они ступили на не окрепший еще лед, и многие из них утонули. Печенеги же ничем не могли помочь киевлянам, так как находились на другом берегу озера. Победа Ярослава была полной. Святополк бежал в Польшу, к своему тестю, а Ярослав стал княжить в Киеве. Однако на этом война не закончилась.

Польский король Болеслав решил помочь своему зятю. Сначала он подкупил печенегов, и те напали на Киев. Ярослав с киевлянами сражался с ними прямо у стен города. Сеча была злая и продолжалась целый день. Сгорело много домов, и только к вечеру Ярославу удалось одолеть кочевников.

В 1018 году Болеслав сам напал на Русь. В его войске было много наемников: немцев, венгров и печенегов. Ярослав выступил ему навстречу и встретил его на Западном Буге, бывшем в то время границей между Польшей и Русью. И здесь история повторилась: как когда-то киевский воевода Волчий Хвост дразнил новгородцев, Ярослава Будый стал насмехаться над Болеславом. Он называл его бранными словами и кричал со своего берега: «А вот подожди, уж мы проткнем спицею брюхо твое толстое».

«Болеслав, – пишет летопись, – был велик и тяжел и с трудом сидел на лошади; но зато был смышлен. Не вытерпел он Будыевой брани и, обратившись к дружине своей, сказал: «Если это вам ничего, то я один погибну», сел на коня и бросился в реку». Польская дружина поддержала своего короля и, быстро переправившись, напала на беспечно слонявшихся киевлян. Многие из них погибли, а остальные разбежались. Ярослав спасся лишь с четырьмя воинами и укрылся в Новгороде.

Киев был взят штурмом. Безоружные киевляне, обескровленные недавним сражением с печенегами, не смогли оказать большого сопротивления. И хотя бились они отчаянно, устоять против многочисленной дружины Болеслава не смогли. Поляки ворвались в город и ограбили его жителей. Они вели себя как завоеватели, чем вызвали возмущение киевлян, которые совсем не желали переносить их грубое насилие и стали повсеместно уничтожать зарвавшихся дружинников Болеслава. Сам он бежал из города, дочиста ограбив его: забрал с собой церковное и княжеское имущество, двух сестер Ярослава – Предславу и Мстиславу, его бояр и множество пленных. Святополк, ненавидимый жителями, остался в Киеве.

Ярослав, удрученный поражением, собирался бежать к варягам. Но он плохо знал своих новгородцев. Поражение на Буге их ничуть не обескуражило. Они пришли к князю и сказали: «Хотим еще биться с Болеславом и Святополком». Собрали деньги, наняли варягов и вместе с ними пошли на Киев.

Ярослав снова воспрянул духом. Он знал, что перед его новой ратью Святополк не устоит, и готовился дать ему решительное сражение.

Встреча двух ратей произошла на реке Альте. Перед взором Ярослава предстали полчища печенегов, беспорядочной толпой скопившиеся на противоположном берегу. Сердце его тревожно забилось. Предстояла злая сеча, и многие его воины не вернутся домой. Он вспомнил, что именно здесь Святополк убил своего брата Бориса, и жажда мщения овладела им с новой силой.

Перед боем Ярослав долго молился. «Братья мои, – обратился он к Борису и Глебу, – если вы уже далеки от меня телом, то молитвою помогите мне на этого гордого и супротивного убийцу».

Сеча, как и предполагал Ярослав, была жестокой. Как пишет летописец, такой на Руси еще не было. Три раза сходились обе рати на битву, но никто не мог одолеть. Рубились мечами, схватывались руками, так что кровь ручьями текла по земле. И только к вечеру вконец уставшие новгородцы бросились в отчаянном порыве на печенегов и одолели этих степных хищников. Святополк, прозванный в народе Окаянным, бежал и сгинул где-то на границе между Польшей и Чехией.

Ярослав «утер пот с дружиной» и сел княжить в Киеве. Ему еще предстояла борьба со своим братом Мстиславом, которого он очень любил.

У них была одна мать – Рогнеда, и детство их прошло вместе. Отец дал Мстиславу далекую Тмутаракань, и казалось, что вдали от родной «Отчины» ему не выдержать натиска хазар и касогов. Но Мстислав выдержал и даже расширил свои владения. Это был князь-воин. Сильный и храбрый, он больше всего на свете любил свою дружину. С нею он ходил в дальние походы и всегда побеждал своих врагов.

В 1020 году его дружина сошлась с касожскими полками. Их вождь Редедя, огромного роста и богатырской силы, предложил Мстиславу: «Для чего будем губить свою дружину, лучше сойдемся сами и поборемся. Если ты одолеешь, то возьмешь все мое: именье, жену, детей и всю землю. Если я одолею, то возьму все твое». «Да будет так», – ответил ему Мстислав.

Два богатыря сошлись на широком поле. Справа и слева от них застыли касожские и русские полки. Все с замиранием сердца следили за тем, как боролись два могучих воина, один из которых должен был погибнуть и уступить все, чем владел, своему врагу.

Мстислав сразу почувствовал огромную мощь, таившуюся в руках Редеди. Он изнемогал и задыхался, не в силах сдвинуть его с места. Последний же, упершись ногами в землю, пытался задушить Мстислава в своих могучих объятиях. Чувствуя, что силы покидают его, Мстислав взмолился:

«Пресвятая Богородица, помоги мне! Если одолею врага, построю церковь во имя Твое!»

Лишь только Мстислав произнес эти слова, как ощутил в себе могучую силу. Оторвав Редедю от земли, он поднял его над головой и ударил о камни, а затем вынул нож и заколол. Теперь он стал властелином касожской земли. Но этого было ему мало. От Ярослава он потребовал новых волостей, и тот предложил ему Муром. Мстислав отказался и в 1023 году, усилившись касожскими полками, вторгся в киевские пределы.

Соперник у Ярослава был грозный, и ему снова пришлось посылать за море нанимать варягов и просить помощь у новгородцев. Дружины братьев встретились в Листвене, в 40 километрах к северу от Чернигова.

Ночью началась гроза. Сверкали молнии, и гремел гром, а дождь лил как из ведра. Построив свои полки, Мстислав сказал: «Пойдем на них, это наша добыча». Но он ошибся. Ярослав тоже не дремал, и его дружина встретила касогов в полной готовности к бою. В ночной мгле при вспышках молний и бушевавшей грозе отчаянно рубились две славные дружины. Никто не хотел уступать, и тогда Мстислав, не в силах преодолеть сопротивление новгородцев, бросил свою дружину на варягов; те не выдержали и побежали. Пришлось отходить и Ярославу. Он снова направился в Новгород, но в пути его догнал гонец от брата. Благородный Мстислав велел сказать ему: «Садись ты в Киеве, ты старший брат, а мне будет эта Черниговская сторона».

Через год братья встретились снова и заключили мир, договорившись разделить Русскую землю по Днепру: Мстислав взял себе левую сторону и сел в Чернигове, а Ярослав – правую, вместе с Киевом. Междоусобица на Руси прекратилась. «И была тишина великая во всей Русской земле», – записал летописец. Настало время восстановить утраченные в ходе усобицы земли и укрепить границы, потому что враги, пользуясь смутой в Русской земле, приносили много вреда ее жителям: тысячи их томились в плену.

Прежде всего необходимо было навести порядок на польской границе. В 1025 году умер Болеслав, и по всей Польше поднялся мятеж. Восстали и Червенские города, отторгнутые Польшей во время борьбы Ярослава со Святополком. В 1030 году Ярослав вместе с братом Мстиславом помогли жителям этих городов изгнать поляков, а затем с дружинами прошлись по польской земле и вернули русских пленных. Не захотели упускать они и свою добычу: тысячи поляков оказались в русском плену. Все они были поселены по левому берегу реки Рось.

Ярослав понимал, что нельзя добиться стабильности внутри государства, не укрепив его границы. Главная опасность для Руси, как он считал, по-прежнему исходила от кочевников-печенегов. Во время междоусобной войны князей они активно поддерживали Святополка, не забывая и своих интересов. Их многочисленные походы заканчивались грабежом и уводом в плен сотен русских людей.

В борьбе с кочевниками Ярослав решил продолжить дело своего отца Владимира Красное Солнышко. Этот великий князь хорошо укрепил Левобережье Днепра, создав здесь глубокоэшелонированную систему охраны и защиты границ; Правобережье же оставалось открытым. Сюда и направил главные усилия князь Ярослав.

В 1032 году он «начал ставити города по Роси», пограничной реке, прикрывавшей Киев с юга.

Это значительно ослабило натиск печенегов на Русь. Последнее их нашествие произошло в 1037 году. Князь Ярослав находился в то время в Новгороде, куда и «пришла ему весть, что печенеги окружили Киев». Тогда он «собрал воинов много, варягов и словен» и двинулся освобождать столицу. Его войску удалось пробиться через печенежскую орду и соединиться с киевской ратью. Здесь, у самых стен Киева, произошло решающее сражение объединенных русских сил с кочевниками.

В XI веке, по словам летописца, здесь было «поле вне града». Ярослав в центр русской рати поставил варяжскую дружину, на правом крыле – киевский полк, а на левом – новгородцев.

Главный удар печенегов пришелся по центру. Всей огромной конной массой они обрушились на варягов, но те выстояли. В бой вступили главные русские силы. «Была сеча злая, и едва одолел к вечеру Ярослав, и побежали печенеги, и не ведали, куда бежали, и одни утонули в Ситолми (в реке), другие – в иных реках, и так погибли».

После этого сражения печенежская орда, как единая организованная сила, прекратила свое существование. Одна ее часть откочевала на запад, а другая отступила в глубь причерноморских степей, смешавшись здесь с новой волной азиатских кочевников – торков.

Этой победой Ярослав завершил длившуюся столетиями войну с печенегами. Русь выстояла, ликвидировав опасного врага, угрожавшего ее южным границам. В память этого события Ярослав поставил на месте сражения церковь Святой Софии. Позднее, в 1045 году, он повелел воздвигнуть такую же церковь и в Новгороде, хотя и в меньших размерах.

Война с Болеславом, а позднее и с печенегами, показала Ярославу, что стольный град Киев нуждается в строительстве надежных укреплений. Эту идею поддержали и жители города. Началось возведение огромных земляных валов с бревенчатыми стенами, которые окружали столицу мощным неприступным барьером. Вокруг города он создал кольцо из городов-крепостей: Белгорода, Вышгорода, Канева, Васильева. Столица Русской земли обрела так недостающую ей безопасность. Позднее он возвел вокруг Киева каменные стены с Золотыми Воротами, над которыми возвышалась церковь Благовещения. Город стал не только мощной крепостью, но и одним из самых богатых и красивых городов Европы, «соперником Константинополя».

Ярослав знал, что в укреплении и защите нуждаются не только южные границы. На северо-западе тоже было неспокойно. Торговлю новгородцев с иноземными странами осложняли частые нападения местных племен – чуди. Надо было обезопасить и эти границы.

В 1030 году он со своей дружиной совершил поход в этот дикий, заросший густыми лесами край. Чудь была покорена и обязалась платить дань. Гарантом русской безопасности в этом краю стал город Юрьев (ныне Тарту), названный так по христианскому имени Ярослава, нареченного Юрием в крещении.

Спустя несколько лет Ярослав совершил походы на ятвягов и Литву, привел их к покорности и заставил платить дань. Нет, не о завоеваниях и победах думал Ярослав. Ему нужны были крепкие и безопасные границы, которые уважали бы соседи. Он знал, что уважают сильного, и потому стремился, чтобы Русская земля была единой, умеющей постоять за себя.

Такую линию он продолжал и в отношениях с Польшей. После успешных походов в польские земли он закрепил за Русью Червенские города, но они еще оспаривались ею, и тогда Ярослав решил укрепить отношения с новым польским королем Казимиром, выдав за него свою сестру Марию. Казимир возвратил восемьсот русских пленных, а Ярослав помог ему подчинить себе Мазовию. Мир на западных и северо-западных границах Руси был обеспечен. Для защиты же юго-западных рубежей он основал на реке Сан город-крепость.

Великий князь хорошо понимал, что, укрепляя безопасность Русской земли, защищая ее границы и сохраняя ее единство, он создает лишь условия для жизни своих подданных. Его деятельность должна служить благу людей, не раз говаривал он своим боярам, а этого нельзя достичь только походами, сражениями и победами. Надо строить, просвещать людей, заботиться об их духовном здоровье. Человек глубоко верующий, богобоязненный, он все успехи своего служения Руси связывал с распространением христианства, укреплением веры. Во время княжения Ярослава уже выросло поколение тех детей, которых его отец Владимир отдал в книжное учение. Теперь они становились священниками и церковниками, неся людям слово Божие. Ярослав тоже отдал 300 детей в учебу и сам учил их книжной премудрости.

Он и сам очень много читал. Все знали его как образованнейшего человека своего времени, и многие следовали его примеру: читали, переписывали книги, создавали собственные библиотеки. Характеризуя это похвальное увлечение книжным чтением, летописец говорит: «Подобно тому, как если б кто распахал землю, а другой посеял, а иные стали бы пожинать пищу обильную, так и князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просветивши их крещением; сын его, Ярослав, насеял их книжными словами, а их теперь пожинают, принимая книжное учение. Велика бывает польза от него; из книг учимся путем покаяния, в словах книжных обретаем мудрость и воздержание; это реки, наполняющие вселенную; в книгах несчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания».

И совсем не случайно первый на Руси писаный свод законов под названием «Русская Правда» появился в его княжение.

А еще Ярослав любил строить. Киевляне часто видели его на стенах возводимых храмов, церквей, домов, палат, за что и прозвали его «хоромцем», то есть охотником строить.

При нем Русская земля расцветала, наливалась силой, крепло ее могущество. Все знаменитые короли и владетельные князья того времени считали большой для себя честью породниться с русским княжеским родом. Сам Ярослав был женат на Ингигерде, дочери шведского короля Олафа; сына своего Всеволода он женил на дочери византийского императора Константина Мономаха. Одна дочь Ярослава была замужем за норвежским королем Гаральдом, а вторая стала женой французского короля Генриха I и матерью короля Филиппа, за малолетством которого она долго правила Францией. Третья дочь Ярослава была женой венгерского короля Андрея I, а остальные его дети – трое сыновей – женились на польских и немецких принцессах.

Так высоко поставил Русь Ярослав во время своего великого княжения.

В 1054 году Ярослав тяжело заболел. Сыновьям, собравшимся у изголовья его кровати, он сказал свое напутственное слово, которое, хотя и минуло с тех пор без малого тысяча лет, звучит так современно: «Любите друг друга… Если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире; если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то сами погибнете, и погубите Землю отцов и дедов, которую они приобрели трудом своим великим».

…Княжение Ярослава нельзя назвать простым и легким. Долгие междоусобные войны с братьями, изнурительные походы с дружиной против многочисленных врагов потребовали от него много сил и здоровья, при этом военное счастье далеко не всегда было на его стороне. Он познал и радость побед, и горечь поражений, но неудачи не сломили его духа, а победы не вскружили ему голову. Многие годы он неустанно трудился во имя великой и могучей Руси, оберегая и укрепляя ее границы. Благодарный народ назвал его Мудрым.