Вы здесь

Поговорим о душе. 4. Психика – это закон (В. Г. МЭЛЛЕР, 2018)

4. Психика – это закон

Тема серии взаимосвязанных открытий относится к психологической науке. Автор предлагает изменить статус психологической науки как самостоятельной научной дисциплины на статус одного из разделов общей биологии. Это предложение связано с тем, что автором раскрыто новое, биологическое (биосоциальное) содержание психики (биологической психики) и психологии (биопсихологии) как адекватного специальному, особому разделу биологической науки. Это содержание раскрыто в данном эссе на сущностном уровне по методологии материалистической диалектики. Данное раскрытие этой темы как открытие принципиально нового направления исследований в науке вообще и как нового специального направления в биологической науке касается всех видов живых организмов всех трех царств. Психология человека как наука – это всего лишь частный, хотя и особенный раздел, ветвь в новом направлении исследований. Наиболее интересная из тайн человека – это тайна его психики, его души. Распознав ее, можно предсказывать поведение человека, направленность развития этого поведения, образа жизни и перспективы биологического развития как рода живых организмов и зависимо связанного с ним социального развития. В этом конечный смысл психологической науки вообще и её предлагаемого автором варианта как истинной, естественной и особой части общей биологии (биологической социологии или даже биологической – социальной психологии – по автору). Она, существующая пока психологическая наука ( по автору – псевдо психологическая околонаучная дисциплина) пока не установила истинного понятия о собственно психике по очень простой причине – из – за отсутствия, дефицита истинных знаний достаточного уровня по их качеству и количеству, необходимых для выхода на путь адекватно необходимых для человечества научных исследований. Имеется ввиду дефицит знаний о сущности человека и общества, каковыми они являются истинно, подлинно, реально, а не средней арифметической и средней статистической (а не как кому – то показалось, привиделось, захотелось и т.п.). И поэтому человек остается таинственным существом, т. е. не до конца предсказуемым хотя бы в основных моментах своего поведения. (Пока «на воре не загорится шапка», мы не спохватимся, не встрепенемся и не начнем судить его столь же неадекватным судом как и сам подсудимый. Очень простой вопрос: зачем и почему допускать потенциально способного к воровству человека к должности, на которой он легко реализует свой талант вора, хапуги, жулика, эксплуататора?) К тому же главным препятствием в психологических исследованиях является сам человек. Нужно исследовать конкретного человека во всей полноте его жизни. Имеющие место исследования носят отрывочно-эпизодический характер. Это одна из причин «проскальзывания» мимо истины. Наиболее близко подошел к раскрытию истины о психике человека Зигмунд Фрейд. Он первым обратил внимание на психологию бессознательного, но не смог дать ей истолкования, адекватного истине. И он же первым сделал попытку связывания психологии с биологией и с неживым миром.


«Если мы хотим понять природу человека, предпосылки и закономерности формирования его психики, то объектом исследования должен стать мир человека во всей полноте его объема и многообразия. Личность – это не механическое соединение тела и мозга. Не случайно традиционная для философии проблема состояния духа и тела привлекла большое внимание. Ее современная трактовка исходит из необходимости теоретического воссоздания сложнейших структур психики, включая сознание и бессознательное. Следовательно, диалектика также должна ответить на вопрос, как должен мыслиться человек в этих понятиях и категориях, исходя из важного методологического принципа – единства биологического и социального в человеке… Главная трудность в познании человека видится в создании его целостного образа. Пока еще не реализован целостный подход к человеку… До сих пор, несмотря на многократные попытки, ни в философии, ни в психологии, ни в психоанализе не удалось разработать единую всеобъемлющую теорию человека».11


Психология конкретного человека очень сложна потому, что она охватывает всю жизнь во всем ее объеме. И сложности науки в изучении ее не случайны. Беда науки в этом смысле может быть объяснена двумя основными причинами: трудностью разграничения объективного и субъективного, биологического и социального начал психологии конкретного человека и отсутствием у науки точно установленного знания о собственно предмете психики и психологии как об объективно-закономерных человеческих данностях и проявлениях. У специалистов, которые занимаются изучением и решением проблемы человека, нет объективно надежной исходной позиции. Но самая глубокая истинная причина общественной неудачи их труда по решению данной проблемы не только концептуально-субъективная, но, прежде всего, абсолютно объективная, разбивающая вдребезги самые смелые, самые гениальные идеи. И мы на пути к распознанию этой абсолютно объективной причины. Раскрытие истины о психике и психологии – решающий шаг на этом пути.

Данное описание серии открытий предлагается вниманию, прежде всего, специалистов, профессионалов. Термины психика и психология давно известны человечеству. Но какой истинный предмет созерцательного внимания, научного исследования, культурно-познавательного изучения должен быть обозначен этими терминами? У человечества пока нет точного и однозначного ответа на этот вопрос.

Автор предлагает исследование биологической психики как основополагающего и главного фактора, присущего всей живой материи абсолютно объективно, как главного закона зарождения и развития любого и каждого живого организма и биопсихологии, проявляющей биологическую психику в образе жизни, в многообразии жизнедеятельности. Такова сущность предлагаемой серии открытий в самом общем виде. Автор предлагает основополагающие, сущностные начала для определения, становления и развития принципиально новой специальной науки – биопсихологии как одного из направлений в развитии биологической науки – общей биологии.

Что является сущностью любого живого организма, в том числе и человека? Философы – марксисты хорошо разработали теорию сущности как категории материалистической диалектики, но ответить на этот вопрос так и не смогли, хотя пытались. Но они-то и помогут нам выявить истину. Сущностью данной серии открытий является установление, раскрытие именно сущности любого живого организма и « как внутреннего содержания вещи», и «как общего в вещах». Философским понятиям о сущности в проявлениях живого организма, например, человека может соответствовать только «душа» – самая большая тайна человека. Если исходить из понятия о мифологической богине души – Психее, то душа – это психика.

Автором установлено, что душа, т. е. биологическая психика является сущностью любого живого организма. Это главное, в чем состоит единство живой материи. Любой живой организм имеет свою душу, свою биологическую психику. Биологическая психика – это тот самый закон, который лежит в основе развития живого организма. Чтобы понять человека, чтобы он перестал быть тайной, нужно раскрыть содержание этого закона, т. е. раскрыть сущность человека, содержание его биологической психики. Направление исследования автора абсолютно новое, т. е. не имеющее аналогов в мировой науке. Поэтому оно изобилует формулами открытий, дающих собой основные сущностные моменты для развития биопсихологии как новой науки. Предлагается перечень этих сущностных моментов для более конкретного раскрытия содержания этой науки на уровне сущности.

1) Любому живому организму присуще явление психики биологического происхождения как главной, основополагающей функции структурной организации по определению и регулированию образа жизнедеятельности, как ее сущности, как закона ее развития на всех уровнях и во всех стадиях, периодах.

2) То же, что и по п. 1, но в рамках категории свойства. Любой биологической структурной организации в составе конкретного организма присуще свойство порождать биологическую психику как способ определения образа жизнедеятельности и регулирования направленности ее развития, как предопределяющую диалектику своей сущности, как проявление своей сущности, как свою сущность, как закон развития.

То есть открыто свойство психической способности живой материи или свойство живой структуры порождать (изъявлять) психику как свою сущность, т. е. феноменологический закон развития самое себя. Отсюда вывод: биологическая психика – это сущность (закон саморазвития) живой структуры, организма, а биопсихология – это изъявление сущностных сил (сторон) живой структуры или организма в целом как способностей, проявляющихся или реализующихся во всеобъемлющей жизнедеятельности как образ жизни.

3) Биологическая психика при любых условиях внутренней и внешней среды, совместимых с существованием живой материи, играет основополагающую роль в развитии дискретно – дифференцированных и интегрально-всеобъемлющих функций, роль абсолютно объективного внутреннего сущностного предопределяющего фактора в развитии жизнедеятельности любого конкретного организма на всех уровнях его структурно-функциональной организации и на уровне внешних связей, отношений с объектами внешней среды.

4) Образ жизни любого организма в условиях достаточной свободы соответствует его индивидуальной биопсихологии.

5) Биопсихология любого организма в условиях достаточной свободы соответствует его индивидуальной биологической психике.

6) Тоже, что и по п. 1, но в рамках категории свойства. Любому живому организму присуще свойство: изъявлять закономерную объективную функцию биологической психики, как феноменологический закон структурно-функциональной организации на всех уровнях развития.

7) Генетическому материалу любой живой клетки присуще свойство: изъявлять функцию биологической психики, закономерно – объективированную по феноменологии генотипа (генома) этой клетки, на всех уровнях его структурно -функциональной самоорганизации.

8) Генетический материал любой конкретной структуры (клетки, органа, системы органов, организма) играет доминирующую роль в психогенно-функциональных изъявлениях и проявлениях этой структуры в условиях достаточной свободы.

9) Биологическая психика живой клетки, органа, системы органов, организма в условиях достаточной свободы соответствует своей структуре на всех уровнях ее самоорганизации и саморазвития и структурно-функциональной организации генетического материала как части ее.

10) Биологическая психика любого живого организма по своей общей направленности в условиях достаточной свободы тождественна триаде явления жизни, т. е. содержанию сущности явления жизни вообще и является сущностью абсолютно объективного порядка любого конкретного организма на всех уровнях его структурно-функциональной самоорганизации и саморазвития.

Явление жизни вообще абсолютно объективно относительно любых субъективных изощрений человеческого разума вообще. Человек как часть живой природы не может, даже если очень захочет, переродить живую природу, переделать ее принципиально, в том числе и самого себя. Биологическая психика как душа живой природы в любой ее части неподвластна субъективным желаниям и действиям человека, т. к. невозможно заменить или принципиально изменить душу уже созданного, зародившегося и развивающегося живого организма, например, методами воспитания, физического или иного внешнего воздействия. Под вопросом в этом смысле и в некоторой степени может оставаться только «уязвимость» генома, яйцеклетки и оплодотворенной яйцеклетки. Триада явления жизни конкретного организма всегда уникально-конкретна, хотя и соответствует и универсально всеобщим законам развития живой природы. Чтобы принципиально изменить психологию конкретного человека, его образ жизни, нужно принципиально пересоздать его структурно-функциональную организацию, в частности нужно пересоздать его молекулы ДНК во всех клетках, а это невозможно. Умнейшие люди планеты до сих пор пытаются создавать «нового человека» путем воспитания и перевоспитания, путем психологических ухищрений и хитростей, путем создания соответствующих условий окружающей среды для зародившегося и развивающегося организма. Это говорит о том, что у человечества пока нет необходимых фундаментальных научных знаний по данной теме – психологии. Современная психология находится на псевдо научном, в лучшем случае, на около научном уровне. И этому уровню соответствуют очень скромные удачи и большие неудачи в деле воспитания, перевоспитания, создания «нового человека», психологической помощи и т. д. и т. п. Психология – это очень маленькая и очень зависимая частичка биопсихологии. А биопсихология – это 100% функция биологии, это собственно сама биология, но под специальным углом зрения. Это мнение автора.

11) Из содержания п. 10 можно понять, что биологическая психика – это тоже триада диалектически взаимосвязанных основополагающих признаков: поглощения, избирательности и деятельности.

Каждому основополагающему признаку биологической психики любого конкретного организма присуще свойство изъявлять (порождать задатки / развивать их внутреннее содержание структурно-функционально в эндо плане / проявлять их в экзо плане) основополагающие сущностные силы как основное сущностное содержание биопсихологии.

То есть раскрыто в общем виде понятийно-конкретное содержание биологической психологии и соотношение биологической психики и биопсихологии. Биологическая психика – это закон и его потенциальное содержание (сущностная статика или сущностной статус структуры, живой формы). А биопсихология – это реализация закона (как переход от реально возможного к действительному через варианты возможного) в основополагающей кинематике (в схемах возможных движений, в правилах возможных движений – при развитии явления жизни – в жизнедеятельности).

12) Основополагающим сущностным силам биопсихологии присуще свойство: изъявлять конкретно-реальные и реализуемые сущностные силы как конкретное содержание образа жизни, включающее в себя весь объем или полнейший спектр возможных и действительных универсально-уникальных движений, присущих любому конкретному организму на всех уровнях его саморазвития.

Конец ознакомительного фрагмента.