Вы здесь

Повестка в монастырь. В поисках старцев (О. Г. Шрамко, 2018)

В поисках старцев


… Камень покатился с горы вниз, увлекая по насыпи груду мелкого щебня.

– Держись! – Прокричал Игорь.

Я схватился за протянутую руку и тем самым остановил свое падение.

Твердый и прочный на первый взгляд наст оказался предательски ненадежным. Торчащие из осыпи камни при малейшей нагрузке на них скатывались вниз, не желая быть опорой.

Сверху Сергей бросил веревку. Я тут же ухватил свободный конец и перемотал его через руку.

Уже кое-что!

Теперь можно было передохнуть. Я тяжело дышал, и мой хрип, казалось, эхом отдается в скалах. Внизу до сих пор слышался шорох и стуки от падающих камней.

– Нужно взять левее, – сказал Игорь. – Видишь, там площадка. И валуны гораздо больше. По ним и спустимся.

Я кивнул. Другого пути, действительно, не было. Если спускаться здесь, то все вместе свалимся с огромной высоты прямо в море. Оно с угрозой синело далеко внизу.

– Отдышались? – Прокричал сверху Сергей. – Нам нельзя задерживаться. Скоро темнеть начнет.

– Страхуй! – Бросил я Игорю и перевернулся на живот. Левой ногой уперся на кусок скалы и рывком перебросил на нее вес тела.

Порядок! Теперь более-менее устойчиво.

Затем осторожно перебрался по камням, помогая себе руками.

Сверху напряженно наблюдали за моими действиями товарищи.

– Ну, как? – Крикнул Игорь.

– Нормально! Можно двигаться! Давайте следом!

Я прошел еще дальше. За мной, подстраховывая друг друга, спустились Игорь с Сергеем.

Заветная площадка оказалась дальше, чем на первый взгляд. В горах это так и бывает. И когда мы до нее добрались, совершенно выбились из сил.

Но наши усилия были вознаграждены. Площадка оказалась довольно вместительной, чтобы разместиться на ночлег. Палатку поставить, конечно, невозможно, да и о костре на таком ветре следовало забыть, но залезть в спальник и забыться чутким сном, для нас уже было пределом мечтаний.

Расположившись, мы стали вытаскивать консервы, хлеб, завернутый в целлофан, пластиковые бутылки с водой. Хотя аппетит от усталости отсутствовал напрочь, силы поддержать было нужно.

– А вовремя мы эту площадку заметили, – сказал Игорь, глядя в темнеющее безбрежное море. – Еще немного, и я не знаю, как бы мы спустились.

Я глянул вниз. До ровного участка земли еще достаточно далеко, а сумрак уже заполнял пропасть.

– Говорил же, по тропинке надо идти! – Игорь вздохнул. – Теперь здесь застряли!

– И что бы ты увидел с тропинки? – Сергей меланхолично жевал черствый хлеб. – А так пещеру нашли.

– Которая оказалась пустой!

– Но кто-то же раньше жил!

– Конечно, кто спорит?

Мы замолчали. Поддерживать разговор не было ни сил, ни желания. Да и поднявшийся ветер не прибавлял настроения. Потихоньку стали укладываться на ночлег.

Эту пещеру мы обнаружили совершенно случайно. К ней не вела ни одна тропа, и обнаружить ее можно было только случайно из определенного места снизу. Да и то, если присматриваться.

С побережья подняться показалось нереальным, и лучшим вариантом мыслился спуск сверху. Что тоже потребовало колоссальных нервов и здоровья. Мы убили почти полдня, чуть не свалились с обрыва и устали до дрожи в ногах.

В пещере, действительно, раньше кто-то жил. Причем, судя по всему, давно. Пожелтевшие от времени иконы взирали на нас со стен блеклыми выцветшими квадратиками, сбоку стояла грубо сколоченная кровать. Тут же находилось что-то наподобие стола, выдолбленного прямо в скальном грунте. Полки хранили остатки истлевших припасов. И больше ничего.

Как добирался до пещеры тот, кто здесь обитал, неизвестно. Тем более, зимой и в непогоду. Если три здоровых мужика с навыками альпинизма проникли сюда с таким трудом, подвергая свою жизнь опасности, а тело – запредельным нагрузкам.

Но, главное, пещера оказалась пустой, поэтому все наши труды пропали напрасно.

Мы старались друг на друга не смотреть.

– Ну что ж, – сказал Игорь. – Отрицательный результат – тоже результат.

– Да, видимо ошибся тот монах с Пантократора. – Кивнул головой Сергей. – Здесь уже сто лет никто не живет. Но как же все-таки ему доставляли припасы?

Оставив вопрос без ответа, мы начали более тщательно осматривать помещение. Однако ничего заслуживающего внимания больше обнаружить не удалось.

Хотя ощущения присутствия хозяина витало в воздухе.

Видимо, у всех возникло похожее чувство. Словно мы без спросу проникли в чужое жилище.

Поэтому Сергей сказал:

– Давайте уходить отсюда. Тут только одна пыль. А здесь темнеет быстро!

Так мы начали спускаться вниз.

… Расположившись по спальникам, мы долго не могли уснуть, несмотря на усталость. Это был предпоследний день нашего здесь пребывания. Диомитрион заканчивался. А результата нашей экспедиции так и не было. Сплошная неудача.

Мы приехали, чтобы искать неведомых старцев. О том, что они существуют, не сомневался никто. Свидетельств собрано предостаточно. Хватило бы даже только тех, о которых мы услышали. На Афоне об этом знает каждый монах. Правда, поиски старцев не приветствуются. Может, это и правильно. Царствие Божье надо искать внутри себя. Но у всех членов нашей маленькой поисковой экспедиции не было другого выхода. Подобно тому, как в «Сталкере» люди искали заповедную комнату, где исполняются все желания, так и мы стремились к неведомым старцам со своими проблемами.

У Игоря, старшего из группы, у дочки была онкология. Лечение у лучших профессоров Москвы к успеху не приводило. Курсы химиотерапии только ухудшали общее состояние, и вместе со здоровьем таяла и надежда.

Сергей окончательно запутался в жизни. Бизнес дал трещину, в семье не заладилось, жена стала попрекать за бестолковость и неумение обеспечить ей прежнее благосостояние.

А я… Я просто хотел посмотреть на тех, кто поднялся выше человеческой обыденности. Глупо? Может быть. Но вы никогда не смотрели в детстве в телескоп? Вы отлично понимали, что до этих звезд вам никогда не дотянутся, но продолжали смотреть, наслаждаясь их красотой.

Вот, вкратце, и все о нас. Мы не слишком распространялись о своей жизни, да это и ни к чему. Познакомились случайно, но подружились крепко и серьезно. Ребята оказались надежные, всегда готовые прийти на помощь.

План отличался своей простотой: ночуем по возможности в ближайших монастырях, а рано утром отправляемся на поиски старцев. Обследовать мы решили южную оконечность острова, как наименее обжитую и труднодоступную. Рюкзаки набиты продуктами, имелась даже палатка и на каждого – спальник. Все не раз ходили в туристические походы. Если не в ближайшее время, то в молодости точно. Кроме того, каждый служил в армии. Поэтому сложностей быть не должно. Так мы, во всяком случае, думали.

Проблемы начались уже в первый день.

Во всех монастырях, где только не останавливались, заводили разговор о невидимых старцах. Паломники, с которыми пришлось общаться, знали не больше нашего, на уровне сказаний и легенд. Монахи не понимали, о чем идет речь, а когда разъясняли, пожимали плечами и уходили от ответа. Некоторые сердились, говорили, что не тем занимаемся. Когда срок нашего пребывания на острове подходил к концу, один старый монах в Пантократоре сказал, как слышал от кого-то, что то, что мы ищем, находится на южном склоне горы, в скалистых обрывах. И показал место на карте.

Обрадованные, на следующее утро мы были уже в пути. И вот такой результат.

… Ночь оказалась весьма тягостной. К утру ветер усилился, стало холодно даже в надежных спальниках. Вне стен монастыря ночевка оказалась не очень уютной. Хотелось спать, но все с нетерпением ждали утра. И как только появились первые лучи солнца, начали спуск вниз. В этот раз обошлось без происшествий. Выбранный путь оказался действительно наиболее удобным и через несколько часов были у самой кромки моря.

Но здесь судьба снова над нами посмеялась. Идти по побережью оказалось делом совершенно невозможным. Можно, конечно, пройти несколько метров, но потом скалы тупо упирались в воду. Оставалось или снова подниматься вверх, или огибать их водным путем, что в наших условиях, конечно, совершенно исключалось.

В отчаянии все посмотрели на вершину горы. Мы оказались в каменной ловушке. Для подъема, учитывая израсходованные силы и нависающие прямо над головой каменные отлоги, желание отсутствовало. Однако другой выход не просматривался.

– Вперед? – Унылым голосом спросил Игорь.

– Подожди, отдохнем немного.

Мы присели на огромные валуны. Море равнодушно плескалось на мокрый песок, словно издеваясь за нашу дерзость.

– Если что, нас здесь и не найдут, – сказал Сергей. – Вон места какие дикие. И ни человечка вокруг.

Мы посмотрели по сторонам.

Я пожал плечами.

– Может, и найдут. Когда-нибудь. Археологи.

Юмор не возымел действия. Никто даже не улыбнулся.

Громко кричали чайки. Сейчас бы крылья какие-нибудь!

– А это что такое? – Вдруг спросил Игорь, показывая куда-то вверх пальцем.

– Где?

Мы уставились в том направлении.

– Ну, вон, в скале…

Присмотревшись, мы заметили между скал более темное пятно, чем окружающий фон.

– Еще одна пещера?

– Посмотрим? – Спросил Игорь. – Вдруг там что-то есть! Может, проход найдем? Должен же был этот отшельник как-то общаться с внешним миром?

– На то он и отшельник, чтобы с внешним миром не общаться.

– Ну, хорошо, не общаться. Но пищу, воду ему как-то доставляли?

Рассудительный Игорь кивнул головой.

– В любом случае, посмотреть стоит. Может, действительно проход найдем. Нам выбирать не из чего.

Осторожно огибая и перелезая через валуны, чтобы не свалиться в воду, мы вдоль кромки воды дошли до искомого места. Потом немного поднялись кверху. Силы заканчивались, и ноги предательски подрагивали в коленях.

Это действительно оказалось пещерой. Внутри она встретила прохладой и легким полумраком. Где-то слышались капли падающей воды, шаги гулко отдавались в каменных сводах. Хорошо, что батарейки в фонарях еще не сели. Кто знает, сколько придется идти к выходу. Да и есть ли он?

Осторожно, стараясь не споткнуться о камни, мы продвигались вперед.

Лучи фонарей выхватывали высокий потолок и, как оказалось при ближайшем рассмотрении, гладко отделанные стены.

– Интересно, – сказал Сергей. – Чем они обрабатывали камень? Это же скальный гранит. Какие должны быть инструменты?

Пол постепенно выравнивался и превратился в ровную площадку. Да и сама пещера стала напоминать тоннель.

– Никогда такого не видел, – Игорь стал светить фонарем по стенам.

– Не задерживайся, – сказал я. – По-моему, там выход светиться!

Конечно, хотелось пещеру рассмотреть подробнее, но, обрадованные, что впереди замаячил слабый свет, мы бросились к выходу.

Солнце от неожиданности ударило по глазам и заставило прищуриться. Мы глубоко вдохнули свежий после пещеры воздух.

Сергей закричал:

– Свобода! Спасены!

Нас окружала буйная растительность, граничащая с зарослями.

– Поднимемся на холм, осмотримся, – предложил я.

Раздвигая ветви густых кустов руками, мы добрались до вершины небольшого холма.

– Ну и куда мы вышли? – Спросил Сергей. И тут же воскликнул:

– Не понял! Это где же мы?

Удивиться стоило. Главная вершина острова была перед нами, как на ладони.

– Ничего не понимаю! Мы же только что спустились с ее южного склона! – Игорь пожал плечами. – Выходит, за пятнадцать – двадцать минут прошли ее чуть не насквозь? Это что, в пространстве переместились? Здесь же по прямой километров пятьдесят будет, не меньше!

– Может, вернемся, еще раз пройдем? – Предложил я.

Ребята согласились, и мы пошли обратно. Но входа, как ни старались, найти не могли. Хотя вышли только что из него!

Просто аномалия какая-то!

Мы стали раздвигать руками кусты. Он же совсем рядом должен быть, на этом месте!

Но проискали около часа, и все безрезультатно.

– Я же говорил, не надо было спешить! – В сердцах воскликнул Игорь.

– Да что уж теперь!

Все отлично понимали, что чудо исчезло прямо на наших глазах.

– Ладно, пора выбираться, – сказал Сергей. – Все равно, здесь уже ничего не найдем. А незримые старцы, может, как раз здесь и обитали!

С тяжестью на душе поднялись из лощины кверху. Идти пришлось с затруднениями, так как мешала растительность, но скоро кусты стали более редкими и мы выбрались на относительно чистый перелесок.

– Это еще что такое? – Вдруг воскликнул Игорь, глядя на свои часы. – Какой сегодня день?

– Ерунду спрашиваешь! Среда, конечно!

– Посмотрите у себя, у кого часы с календарем.

Часы с календарем были у всех. И у всех они показывали четверг.

– Мистика! – Выдохнул я. – Выходит, мы сутки шли по этой пещере?

– Вот и не верь после этого в перемещения по времени. – Сергей почесал в затылке. Точно там надо было искать старцев. Может, вернемся? Продуктов достаточно, если что в палатках заночуем.

– Ага! А ты не забыл, что Диомитрион у нас в четверг заканчивается? Хочешь проблем с местной полицией? Им ты как объяснишь свое перемещение по времени? Во всяком случае, сюда уже во второй раз не пустят.

– Да, надо отплывать, – сказал я. – В следующий раз обследуем эти места более скрупулезно. Во всяком случае, уже знаем, где приблизительно искать.

Ребята кивнули головой.

– Тогда нам следует поторопиться, чтобы успеть на пароход!

– Если бы еще кто сказал, куда идти!

Мы начали озирать окрестности.

– Смотрите, – махнул рукой Игорь. – Там, вроде, калива!

Мы посмотрели в указанном направлении и действительно увидели маленькую постройку в виде небольшого дощатого домика, на черепичной крыше которого виднелся деревянный крест.

– Наверняка здесь кто-нибудь живет. У него и спросим.

Быстрым шагом мы спустились с холма.

Калива оказалась с небольшим участком, на котором, к нашей великой радости, работал одинокий монах. Он долбил тяпкой земляные глыбы, утирая пот с пыльного лба.

– Бог в помощь, отче!

Мы подошли поближе. Что говорить монахам в таком случае мы не знали, поэтому ограничились нейтральным, как нам казалось, приветствием.

Монах выпрямился и оперся на тяпку.

– Спаси Господи, добрые люди!

На смуглом и морщинистом лице появилась улыбка. Он выжидательно посмотрел в нашу сторону.

– Не подскажете, как нам попасть на пристань? Хоть на какую-нибудь. Мы на пароход опаздываем. А нам сегодня отплывать надо.

– Подскажу! – Монах указал рукой. – Вон туда надо. Прямо и не сворачивая. Там монастырь Святой Анны, у него и пристань. Как раз к пароходу и придете. Если не будете задерживаться.

– Не будем мы задерживаться! – Буркнул Игорь. – Уже находились! Спасибо, отче! Мы пошли.

– Может, ко мне зайдете? – Предложил монах. – Воды холодной попьете? Отдохнете?

– Да нет, спасибо, – Сергей поправил на плечах рюкзак. – Вы нам и так помогли.

Мы махнули монаху рукой и отправились в указанном им направлении.

– Я буду молиться за вас! – Услышали мы в спину.

Монах долгим взглядом посмотрел нам вслед и снова принялся за работу.

Идти было легко. Мы шли быстрым шагом и скоро показались знакомые крыши монастыря. Теперь мы уже не заблудимся. А там внизу уже замаячила пристань. И по времени мы как раз успеваем.

Вдруг Игорь резко остановился.

– Стойте! Это прямо наваждение на нас какое-то!

– А что такое?

– Ну как что! – Почти закричал Игорь. – С нами монах на каком языке разговаривал?

– На гре… Ох, Господи! – Я хлопнул себя по лбу. – Он же с нами по гречески разговаривал! А мы только сейчас сообразили!

Мы уставились друг на друга.

Сергей от досады плюнул и, отшвырнув рюкзак, сел на землю.

– Ну, какие же мы бестолковые! Опять свой шанс упустили! Может, он и был старцем?

Игорь вздохнул:

– Назад?..

Я посмотрел на море. Белой точкой показался наш пароход.

– Не успеем. Он нам точно сказал, что как раз придем к пароходу.

И мы побрели на пристань.

Уже когда отчалили, и земля стала отдаляться, уступая место голубой воде, договорились, что обязательно встретимся здесь в следующем году и продолжим поиски незримых старцев.

…Но в следующем году у нас ничего не получилось. Как и в другом. Судьба нас постепенно развела своими проблемами и жизненной суетой. Да и необходимости у моих друзей такой уже не было.

У Сергея постепенно все наладилось само собой с бизнесом.

А у Игоря совершенно выздоровела дочь. Тоже как-то самой собой. Жалуется только, что врачи затаскали ее по всяким врачебным конференциям: показывают как экспонат.

Ну а я… Я еще когда-нибудь вернусь. Хотя бы для того, чтобы просто посмотреть на того монаха, который обрабатывает землю.