Предисловие
Все мы со школьной скамьи привыкли к «социальному» прочтению Гоголя: его «маленький человек» всегда трактовался как человек униженный обществом, а в «Ревизоре» было принято видеть галерею пародий. Только в недавнее время читатель получил возможность открыть для себя нового Гоголя с его духовными поисками и глубоко православным мироощущением.
О чем же повествуется в «Шинели»? Не нужно забывать, что автором термина «маленький человек» был Чернышевский. Сам же Гоголь вовсе не создавал тип социально забитого чиновника. Акакий Акакиевич служит титулярным советником, то есть чиновником 9 класса (а всего их было 14). Следующий, 8 класс – коллежский асессор – давал право на потомственное дворянство. Пушкин после окончания Царскосельского Лицея служил чиновником всего лишь 11 класса, то есть на два класса ниже Акакия Акакиевича. Герой повести доволен своей участью и получает очень приличное по тем временам жалованье – 400 рублей в год.
Беда Акакия Акакиевича в том, что он носил «в мыслях своих вечную идею будущей шинели», был одержим ею. Эта «ценность» – шинель – удерживает душу героя повести на улицах Петербурга даже после его смерти, ведь «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).
В повести «Тарас Бульба» писатель на основании различных исторических сведений фактически создает миф о казаках как воинах, сохранивших в Европе христианство. Для него запорожцы – бражники и грешники, но в то же время и герои, полагающие душу свою за други своя, сражающиеся за веру и за Родину.
Что касается «Ревизора», то сам Гоголь признавался, что город в этой пьесе – душа человека, герои – пороки, а последняя сцена – ничто иное как Страшный суд. «Страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба», – говорил писатель.
«Основные вопросы жизни – бытовые, общественные, государственные, литературные, имеют для Гоголя религиозно-нравственный смысл, – пишет исследователь творчества Гоголя В. А. Воропаев. – Признавая и принимая существующий порядок вещей, он стремился к изменению общества через преобразование человека».
По материалам лекций А. Н. Ужанкова и статей В. А. Воропаева