Вы здесь

Площадь Пушкина. Киносценарий (Михаэль Бабель)

© Михаэль Бабель, 2016


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Киносценарий

1. Москва, год 1973, третье мая.

По улице Чехова к площади Пушкина медленно идут пятеро.

Часто смотрят на часы.

Много курят.


2. Говорят коротко:

– Работают чисто.

– Не должны знать.

– Слишком многим говорили.

– Только в общем.

– Напрасно.

– Иначе нельзя.

– А толку?

– Поздно говорить.

– До угла метров сто.

– А там близко.

– Ещё много времени.

– Раньше нельзя.

– Опоздают, и всё напрасно.

– Могут придти раньше.

– И с собой приведут.

– Лучше раньше.

– Тут не угадаешь.

– Как будет.

– Надо решать.

– Останавливаться нельзя.

– Идём, как шли.


3. Пятеро доходят до телефонной будки.

Один из пяти:

– Я позвоню.

Входит в будку, остальные рядом у открытой двери.

Медленно достает монету, медленно набирает номер.

Говорит в трубку:

– Мама… возможно, буду занят… возможно, уеду на несколько дней… да так, дела… да, тогда она позвонит… целую…

Медленно вешает трубку, смотрит на часы, стоит в будке.


4. Один из пяти:

– Надо идти.

Пятеро идут.

Не разговаривают.

Только курят.

Выходят к площади.

Идут вместе, но уже каждый сам по себе.

Ноги, кажется, не идут, но они продолжают идти.

Всякие мысли улетучились.

Глаза видят только то, что рядом, и не видят голубого неба.


5. Голоса-мнения:

Первый: «Провокаторы!»

Второй: «Нас мало, мы не должны рисковать!»

Третий: «Мы не можем ставить под удар алию!»

Четвёртый: «Сейчас не время!»

Пятый: «Если садиться, то за дело!»

Шестой: показывает на пальцах одной руки, сколько лет дадут.

Седьмой: показывает на пальцах двух рук, сколько лет дадут.


6. Пятеро приближаются к витринам газеты «Известия».

Быстро вынимают транспарант и растягивают на уровне груди.

Сдвигаются плотнее.

Вот они стоят лицом к площади.


7. Один из пяти тихо и весело:

– Состоялось!


8. Анализ упрощенный: Теперь ход КГБ. Но хорошо отлаженная машина делает первый холостой ход.


9. «Топтуны» мечутся в подворотне, хлопает ближайшая дверь.


10. Голоса-мнения:

Первый: «Сейчас это можно!»

Второй: «Работают на себя!»

Третий: «Можно подумать, что есть только пять героев!»

Четвёртый: «Там наград за это не выдают!»

Пятый: «Не согласен с такими действиями!»

Шестой: «Провокаторы!»

Седьмой: «Провокаторы!»


10. А через площадь уже спешат иностранные корреспонденты, по двое на каждого из пяти.


11. Несколькими днями раньше.

Тёмный двор между домами.

Ходят под руку жена одного из пяти и иностранный корреспондент.

Она не знает, что за ними всегда наблюдают.

Он знает это.

Она:

– Вы совсем забыли о нас.

Он:

– Мы всегда помним о вас.

Целует её.


11. Анализ упрощённый: Хорошо отлаженная машина продолжает делать холостые ходы.


12. Пятеро переговариваются:

– Всё предусмотрели, чтобы не приписали общественные беспорядки.

– Не препятствуем проезду транспорта.

– Не мешаем пешеходам.

– Не нарушаем работу учреждения.

– Если нужно будет, припишут.

– Не оказывать сопротивления.

– В сквере за кустами «она».

– На верхней галерее кинотеатра «Россия» «он».


13. Увидеть их трудно, и спорят, она или не она, он или не он.


14. Топтуны образуют полукруг перед пятью с транспарантом.


15. Корреспонденты перемешаны с топтунами.

На тёмном их фоне выделяются светлыми брюками и плащами.


16. Профессионалы и знатоки, умеющие ценить мгновение, они лишь теперь достают фотоаппараты.


17. Несколькими днями позже.

Корреспондент одному из пяти:

– Мы смотрели на вас со слезами на глазах.


18. В «Известиях» открылись окна, и люди стали высовываться и смотреть вниз.


19. Ещё бежали через площадь.


20. А из углового магазина бежали продавцы в белом.


21. На площади встал милиционер-регулировщик.


22. «Он» и «Она» за спинами топтунов ничего не видят.

«Он» тихо: «Бьют».

«Она» тихо: «Бьют».


23. Пятеро улавливают каждое движение в зоне топтунов и не замечают, как в двух шагах перед ними оказывается пожилой человек, внимательно читающий транспарант.


24. Пожилой человек:

– Вы знаете о трагедии двух миллионов евреев?

Один из пяти:

– Шесть миллионов.

Пожилой человек:

– Как шесть?

Один из пяти:

– Все евреи наш народ.

Пожилой человек:

– Я еврей. Я помню погромы, черту оседлости. Теперь этого нет.

Один из пяти:

– А «дело врачей»?

Пожилой человек:

– Этого больше не будет.

Один из пяти:

– Будет.

Пожилой человек:

– Я слышал, что едут, и этому не препятствуют. Зачем это?

Удивленно протягивает руку.


25. Таким он застынет на фотографии в «Нью-Йорк таймс», дополняя композицию вокруг транспаранта, в котором главное – есть Израиль и есть, что препятствуют.


26. Фотографию не пропустят по обычным для корреспондентов каналам. И покатится бочка: в американской прессе появится статья, в которой подвергнется сомнению возобновление соглашения на новый год между соответствующими организациями двух стран о порядке передачи информации.


27. Один из топтунов, не приближаясь вплотную, опасливо протягивает руку и отрывает кусок транспаранта.


28. Под транспарантом ничего страшного. И вся масса топтунов надвигается.


29. Пожилой человек кричит визгливо:

– Не сметь! Что вы делаете? Они ничего не нарушают!


30. Топтуны от неожиданности останавливаются, даже чуть отступают.


31. И пятеро успевают перехватить оставшийся кусок транспаранта, сдвинуться плотнее, чтобы на всех хватило.


32. Еще несколько рывков – и от транспаранта остаются маленькие клочки в руках.


33. Пятерых расталкивают в разные стороны, они чуть не падают.


34. Хватают за руки, вытянутые вдоль тела.


35. А что делать дальше, не знают.


36. В момент замешательства появляется человек с портфелем.

Он быстро проходит сквозь толпу и отрывисто повторяет, не обращаясь ни к кому:

– Ничего не было. Все расходятся. Ничего не было. Все расходятся.


37. Анализ упрощенный: Хорошо отлаженная машина так и не срабатывает.


38. Анализ задним числом: Это несрабатывание и есть срабатывание.


39. Потом будет достаточно одного топтуна, чтобы вырывать транспаранты, в считанные секунды ликвидируя демонстрацию.


40. Демонстрантов будут судить за неподчинение милиции и заключать в тюрьму на короткие сроки.


41. У корреспондентов будут отбирать фотоаппараты и засвечивать пленку.


42. Демонстранты перейдут на индивидуальные транспаранты, с которыми можно продержаться чуть дольше.


43. А корреспонденты на машине будут подскакивать к месту демонстрации, быстро щёлкать и давать полный газ.


44. Тогда прикрепят к каждому демонстранту одну-две машины с полными комплектами и будут преследовать круглосуточно, в открытую, изматывать, не давая выйти на новую демонстрацию.


45. Но это всё потом.


46. И это потом.

Сотрудник КГБ:

– Вы пользуетесь тем, что в конституции не указано, какие демонстрации разрешены.

Один из пяти:

– Демонстрации могут быть разные. У нас демонстрация протеста.

– А зачем иностранные корреспонденты?

– Мы обращались к корреспондентам газеты «Известия» написать о нашей проблеме, они отказались.

– И правильно сделали.

– Вот и обратились к иностранным.

– Зачем это вам?

– Привлечь внимание к нашей проблеме.

– У нас этого не было и мы не позволим.

– Мы ничего не нарушаем.

– Но увидит это прохожий и, возмущенный…

– Стукнет портфелем, набитым кирпичами.

– Ну зачем уж так.

– Мы знаем, на что идем.

– Знаете и все же.

– У нас нет другого выхода.

– Вы наносите ущерб СССР, мешаете налаживанию взаимоотношений.

Дальше следуют угрозы, что можно поехать совсем в другую сторону.


47. А пока.

На месте остаются пятеро и несколько корреспондентов. И ни одного топтуна.

Рассказывать корреспондентам нечего, они всё видели и отсняли. Похоже, им неудобно оставить людей в опасности.


48. Пятеро продолжают уже ненужную игру с газетой: пытаются дозвониться из уличного автомата.


49. Пятеро растеряны. Им было бы проще, если бы их взяли.


50. Время идёт.

Газета не отвечает.


51. Ничего интересного не происходит.

И корреспонденты незаметно исчезают.


52. Пятеро переходят в сквер рядом и садятся на одну лавку.


53. «Он» и «она» присоединяются к ним.


54. Предполагают, что будут брать, когда разойдутся.


55. Много курят и не разговаривают.


56. Сидят в буфете кинотеатра «Россия», пьют пиво и кофе.


57. Сидят в тёмном пустом зале, думают о своём, пока крутится фильм.


58. Идут по улице Горького до метро «Маяковская». Медленно идут.


59. Темнеет.


60. Чувствуют слежку.


61. Договариваются созвониться на один телефон и расходятся.


62. Один из пяти едет в метро, автобусом.


63. Идёт тёмными дворами.


64. Входит в тёмный подъезд. Бежит по лестницам.


65. Дверь квартиры не заперта.


66. В тёмной квартире свет из ванной комнаты.


67. Она стоит у раковины и через зеркало говорит: «Провела расчёской по волосам – вся раковина в волосах».

9.1996