Вы здесь

Плетение из бумажных лент. Азы бумажного плетения (Т. Ф. Плотникова, 2015)

Азы бумажного плетения

Каждый желающий без особого труда сможет освоить плетение из бумаги, выполнив несколько небольших пробных работ, а затем создать свое первое изделие. Для занятий потребуется набор инструментов, которые найдутся в каждом доме, и ненужная в хозяйстве бумага.


Материалы и инструменты

В технике бумажного плетения основным материалом служат бумажные полоски или слегка сплюснутые трубочки, так называемая бумажная лоза – круглая, скрученная по спирали полоска бумаги. Необходимые материалы для трубочек наверняка найдутся в каждом доме. Созданные из них методом плетения стильные и оригинальные поделки обойдутся вам совсем недорого.

Для плетения прекрасно подойдут обычная принтерная или оберточная бумага, серпантинные ленты, разноцветные обложки от школьных тетрадей, открытки. Трубочки чисто белого цвета легко окрашивать в нужные тона. Для изготовления однотонных белых трубочек можно купить обычную офисную бумагу формата А4, но только следует помнить, что из нее получаются трубочки небольшого размера. Интересный эффект создают при плетении поделок глянцевые поздравительные открытки, цветная бумага для детского творчества и цветная упаковочная фольга на белой бумажной подложке.

При создании разнообразных плетеных изделий из бумажных полосок или трубочек пригодятся в качестве основы различных размеров и форм картонные либо пластиковые коробочки, пластиковые ведерки, пластиковые или стеклянные бутылки и баночки, прочие подобные предметы, которые можно оплести без особого труда.

На начальном этапе занятий бумажным плетением, создавая простейшие изделия (поднос, вазу или шкатулку), можно использовать в работе лист плотного картона, чтобы было легче сплести дно. Из картонного листа вырезают две детали донышка нужной формы. По периметру одной из деталей приклеивают трубочки основы с расстоянием между ними 2–3 см так, чтобы они расходились лучами. После завершения работы по плетению для надежности и декоративности сверху наклеивают вторую деталь дна.

Бумажные трубочки делают, наматывая полоски на тонкую спицу, или толстую проволоку, или деревянную шпажку. Обычно при изготовлении бумажных трубочек пользуются длинной вязальной спицей 1,5–2 мм диаметром с двумя рабочими концами. Толщину исходного материала, т. е. бумажной лозы, можно легко варьировать с помощью спицы, на которую накручивают бумажный лист. Трубочки для мелких изделий скручивают с помощью спицы № 1. Тонкие бумажные трубочки идут на изготовление панно, легких изящных цветов, вазочек и других подобных изделий. Для крупных изделий трубочки скручивают, используя более толстую спицу – № 2, 3, 4. Толстые бумажные трубочки требуются для изготовления крупных изделий: корзин для белья, емкостей для детских игрушек, полочек и даже столиков.

Любое бумажное сырье нарезают на полосы с помощью ножниц или канцелярского ножа. Для разлиновки листов бумаги перед нарезкой и последующей разметки картонной основы потребуются линейка и средней мягкости карандаш.

Края скрученной трубочки закрепляют клеем для бумаги, универсальным клеем ПВА в пластиковом флаконе с носиком или клеящим карандашом. В случае использования клея для бумаги в банке потребуется кисточка с синтетической щетиной.

Отдельные трубочки, изготовленные для плетения, обычно окрашивают. Для этого используют акриловые краски на водной основе, пищевые красители, пасту-колер для художественных работ или морилку. Пищевые красители, которыми окрашивают трубочки, привлекательны своей невысокой стоимостью. Дисперсионные акриловые краски отличаются яркими цветами и стойкостью, после высыхания они устойчивы к воде. После окраски на поверхности бумажных трубочек образуется пленка, которая хорошо защищает их от влаги. Акриловые дисперсионные краски наносят с помощью кисти или распылителя.

Морилка по дереву (бейц) – это вещество, легко растворимое водой, обычно ее используют для тонирования поверхности изделия из древесины. Морилка, в отличие от краски, не закрашивает поверхность, она проникает вглубь волокон, лишь изменяет оттенок древесины, подчеркивает ее естественный рисунок. Морилку с успехом применяют при окрашивании трубочек из бумаги, когда нужно имитировать натуральную лозу. Уникальным натуральным красителем коричневого цвета является морилка, изготавливаемая из нефти и угля.

Трубочки удобней окрашивать в резиновых перчатках, чтобы не пачкать руки. Краситель наносят на трубочки, используя широкую плоскую малярную кисть, или губку, или кусок ткани. Губка либо кусочек ткани очень пригодятся, если нужно создать на поверхности изделия эффект патины.

Для быстрой окраски большого количества трубочек с помощью жидкого красителя понадобится высокая емкость, вполне подойдет пластиковая бутылка с обрезанным горлышком. После окрашивания трубочки раскладывают для просушки на достаточно ровной поверхности, в качестве которой используют подходящий стеллаж или рабочий стол.

Прочность плетеным изделиям из бумаги придает покрытие слоем лака. В некоторых случаях достаточно просто сплести поделки из бумаги, затем покрыть клеем ПВА, разбавленным водой. Это изделие не будет имитировать плетение из лозы, но по оригинальности явно выигрывает в определенном интерьере. Однако чаще всего плетеные бумажные изделия покрывают лаком. Оптимальным будет прозрачный акриловый лак для декупажа или акриловый лак для художественных работ, но можно использовать и любой другой. Единственное требование к лаку – он не должен придавать бумаге излишнюю жесткость. Такой лак делает трубочки жесткими и ломкими, в результате изделие получится грубое и неаккуратное.

Когда покрывают лаком изделие, сплетенное из предварительно окрашенных трубочек, то его цвет после лакировки приобретает большую глубину и насыщенность. Прежде чем приступить к лакированию плетеного изделия, его нужно загрунтовать. Для этого используют универсальный клей ПВА, смешанный с водой, или специальную акриловую грунтовку.

В процессе плетения бумажные трубочки следует фиксировать в определенном положении, для этого потребуются резинка, пластиковые прищепки или скрепки. Клей мгновенной фиксации или двусторонняя клейкая лента (скотч) понадобятся для закрепления отдельных элементов. В процессе плетения трубочки направляют в нужную сторону пинцетом, иногда в этих же целях используют вязальный крючок.

Плетеное изделие можно просто окрасить и залакировать, чтобы лучше был виден узор плетения. Но некоторые поделки требуют дальнейшего украшения. Для декора используют разнообразные средства: акриловые краски и кисти для росписи, акриловый лак, рисунки для декупажа, искусственные цветы, цветные стеклышки и прочие мелкие предметы. Для декорирования плетеных изделий подходят многие природные материалы: ракушки, мелкие цветные камешки, семена, веточки и шишки. Декор этими материалами позволяет создавать превосходные подарочные изделия различной тематики.

Готовые плетенки украшают также различными тканями, декоративной тесьмой и лентами, бисером, бусинками, пайетками, кружевом и даже мелкими пуговицами оригинальной формы. Такой декор придает плетеной поделке изысканность и неповторимость.

Заготовки из бумаги

Изготовление бумажной лозы начинается с подготовки в большом количестве исходного материала. Чистая писчая бумага хороша тем, что трубочки из нее в дальнейшем легче окрашивать. Однако плести из нее сложнее из-за достаточной плотности скрученных трубочек.

Бумагу острым ножом нарезают на полосы нужного размера. Удобно и быстро можно нарезать бумагу канцелярским ножом полосами по 7–8 см (но не более 10 см) шириной. При использовании бумаги большого формата ее сначала разрезают по центральному сгибу, получив два листа формата А3, складывают каждую половинку еще раз пополам и снова разрезают по сгибу. Бумагу небольшого формата можно разрезать вдоль на 4 части, сложив лист вдоль пополам и разрезав его по сгибу. В итоге получатся бумажные полоски нужного размера. По мере приобретения опыта бумагу ровно нарезают уже не по одному листу, а сразу стопкой. Нестандартные бумажные листы для аккуратности рекомендуется разлиновывать по горизонтали с помощью линейки. Затем по намеченным линиям нарезать листы ножницами или канцелярским ножом.

Размер нарезанных бумажных полосок имеет существенное значение. Из тоненьких бумажных трубочек (скрученных из полос 30 X 5 см) плетут почти невесомые и очень изящные изделия. Для более весомых поделок требуются трубочки большего диаметра, для них нарезают более широкие полоски с примерной шириной 8–9 см, длина зависит от формата бумажного листа.

Затем каждую полоску скручивают в достаточно плотную трубочку. Техника скручивания бумажных трубочек проста, но кропотлива. Это занятие может показаться сложным для новичков, поскольку далеко не сразу трубочки получаются ровными и одинаковыми. Начинающим мастерам потребуется некоторое время для того, чтобы хорошо освоить кручение трубочек. Можно для начала потренироваться на более коротких полосках, а приобретя определенный опыт, переходить к скручиванию длинных полос. Хотя изделие намного легче плести из длинных трубочек, чем из коротких заготовок. Каждый скатывает бумажные трубочки по-своему: кто-то скручивает их на весу, кто-то скатывает трубочки от себя на гладкой поверхности стола. Осваивая новый вид рукоделия, следует подобрать наиболее удобный для себя способ скатывания бумажных полос. Скатывают трубочку из бумаги также на спице или деревянной шпажке. Кстати, номером вязальной спицы можно регулировать толщину трубочки: чем толще спица, тем больше диаметр трубочки.

Приступая к скатыванию бумажных трубочек, кладут на ровную поверхность стола полосу бумаги. Поверх нее под острым углом прикладывают вязальную спицу, под спицу заправляют уголок полосы. (Новичкам перед скатыванием трубочки рекомендуется нанести на кончик бумажной полоски капельку клея ПВА.) После чего вращательными движениями начинают как можно плотнее скручивать трубочку с уголка полоски под определенным углом по отношению к длинной стороне полосы. В процессе скатывания трубочки нужно придерживать полоску за край, чтобы работа не сдвинулась. Бумагу наматывают на спицу достаточно плотно, но осторожно, чтобы не порвать. Плотность скатывания определяет будущую гибкость трубочки: чем плотнее бумажная трубочка, тем сложнее выполнить ее сгиб в нужном направлении.

При плетении бумажной поделки «клеточкой» поперечные и продольные трубочки можно расположить не под прямым углом, а под другим (60°). Тогда клетки приобретут форму ромбов, а не квадратов.

На качество и физические свойства бумажной лозы существенное влияние оказывает угол наклона спицы относительно скручиваемой полоски. Обычно трубочки скручивают под углом от 20–30° до 45–60°. При скручивании под большим углом наклона трубочка получается длиннее, но повышается вероятность ее разрыва. При скручивании под небольшим углом трубочка получается короче и жестче. В работе требуются и длинные, и короткие трубочки. Гибкими и длинными трубочками сплетают стенки изделия. Для каркасов нужны жесткие и прочные трубочки. Важно не сворачивать полоску под очень большим или очень маленьким углом, чтобы не получить слишком хрупкие трубочки, с ними сложно работать, так как они почти не гнутся. Лучше всего скручивать трубочку под углом 45°, тогда она получается достаточно гибкой и прочной для плетения (рис. 1).


Рисунок 1. Скручивание трубочки с помощью спицы под углом 45°


Когда трубочка будет полностью скручена, один конец получится немного толще второго – это нормальное состояние, но большой разницы по толщине концов у правильно скрученной трубочки быть не должно. Разница в толщине концов позволяет легко наращивать длину в процессе плетения, вставляя трубочки одну в другую. Бумажные трубочки равной ширины нужны для изготовления маленьких панно и рамок, они придают аккуратный вид изделию.

Скрутив полосу до конца, аккуратно вынимают спицу и подклеивают уголок бумажной полоски клеем ПВА или клеевым карандашом, чтобы трубочка не разворачивалась. Для прочной фиксации каплю клея ПВА наносят на уголок готовой трубочки и прижимают на короткое время пальцами. Можно в конце плетения скрепить уголок трубочки скотчем. При скручивании первых трубочек лучше снимать их со спицы только после фиксации уголка.

В случае скручивания достаточно длинной трубочки по мере приобретения некоторого опыта можно убирать спицу примерно на половине трубочки. После этого аккуратно докрутить трубочку и зафиксировать край клеем ПВА.

При использовании для плетения многоцветной бумаги с фотографиями и цветными блоками рекламы одни полоски получаются с белым полем, другие цветные. Трубочки из таких полос начинают крутить с цветного края, чтобы получить белую лозу, которую легче равномерно окрасить.

Количество бумажных трубочек зависит от размера и сложности изготавливаемого изделия. Даже на маленькую поделку может уйти не менее 50 трубочек. Поэтому приступая к работе, скручивают как можно больше трубочек, чтобы не отвлекаться на их изготовление в процессе плетения.

Заготавливая трубочки, следует помнить, что при любом виде плетения потребуется нечетное их число. Готовые трубочки для удобства хранения и последующей работы складывают в пачки и перевязывают прочной ниткой.

По мере плетения рабочую трубочку приходится постоянно надставлять. Проще всего выполнять соединение, вклеивая узкий конец новой трубочки в широкий конец рабочей трубочки, которая заканчивается. Поэтому во время скручивания совсем не обязательно выравнивать заготовку по толщине.

Наоборот, для удобства соединения имеет смысл расширять или суживать конец трубочки (рис. 2).

Трубочки, заготавливаемые из тонкой бумаги, получаются тоньше, легче ложатся и скрепляются, они удобнее в эксплуатации. Но бывает так, что готовая вещь выглядит более фактурно, если трубочки толстые и жесткие.

Рисунок 2. Трубочки с разной толщиной концов


Кстати, трубочки имеют свойство расширяться или сужаться, это зависит от размера скручиваемой полосы. Длинные трубочки всегда расширяются в конце скручивания.

Если трубочку скручивать из листа бумаги формата А4, то она обычно суживается в конце скручивания.

При наличии разной толщины концов не возникает никаких проблем в соединении двух рабочих трубочек в процессе плетения. В такой ситуации при соединении рабочих трубочек сначала подрезают соединяемые концы, чтобы они были ровные. Затем узкий конец одной трубочки вставляют аккуратными движениями в широкий конец другой и немного прокручивают. Можно для прочного закрепления стыка смазать тонкий конец клеем (рис. 3).


Рисунок 3. Простое соединение подрезанных концов рабочих трубочек


Для того чтобы стык получился аккуратный, толстый конец бумажной лозы нужно не обрезать сильно перед соединением, а только подравнять. В таком случае переход между трубочками будет плавным, после покраски он станет абсолютно незаметным.

Когда нужно нарастить две равномерно скрученные трубочки с одинаковой шириной, то можно один из концов просто сплющить примерно на 1 см. В результате образуется суженный край, который без проблем вставляется в конец предыдущей бумажной трубочки. Бывают осложнения при соединении трубочек из-за того, что их концы практически равны по толщине или же трубочки разъединились в процессе плетения. В этом случае один конец трубочки складывают пополам, после чего выполняют соединение обычным способом (рис. 4).

Для прочной фиксации трубочек на сложенный конец наносят клей, лучше всего пользоваться в таком случае клеевым карандашом, поскольку сухой клей тотчас схватывается. Если применить клей ПВА или любой другой жидкий клей, то придется долго ждать, пока он высохнет. Еще жидкий клей может существенно размягчить стык, что усложняет изготовление изделия. Тогда как для склеивания карандашом достаточно просто провести одной из трубочек по поверхности карандаша и немедленно соединить две трубочки (рис. 5).


Рисунок 4. Соединение трубочек путем складывания одного конца пополам


Рисунок 5. Две соединенные трубочки


Применять клей удобно при соединении рабочих трубочек в процессе плетения или для наращивания трубочек основы в работе над большим изделием. Однако лучше вообще не пользоваться клеем при наращивании бумажных трубочек.

В процессе плетения достаточно между рабочей и приплетаемой трубочками оставлять зазор в 2–3 см, тогда наращивание можно легко выполнить без клея.

Скрученные из коротких бумажных полос трубочки заблаговременно можно нарастить перед началом работы над изделием, поскольку из длинных трубочек всегда проще и удобней плести. Для наращивания каплю клея ПВА капают в большую по диаметру дырочку. После этого вставляют в нее трубочку меньшего диаметра, проталкивая на глубину 3 см или больше. Стык полностью высохнет к моменту начала плетения. Результатом такого соединения будут удлиненные трубочки, позволяющие плести без проблем.

Для того чтобы короткие трубочки после наращивания не заламывались, их рекомендуется слегка приминать скалкой по несколько штук сразу или выполнять такое действие руками с одной трубочкой.

Вообще бумажные трубочки легче переплетать между собой или подсовывать одну трубочку под другую, когда они плоские. Поэтому можно прокатать скалкой не только срощенные трубочки, но и все остальные.

Для того чтобы салфетки для декупажа при использовании в плетеных изделиях не размокали, можно использовать следующий прием. Перед тем как наложить на поверхность салфетку, необходимо сбрызнуть ее лаком для волос, затем прогладить утюгом через слой бумаги. После проведенных манипуляций салфетка станет прочнее и ее можно использовать для декупажа.

Окрашивание заготовок

Все дальнейшие действия по заготовке бумажной лозы зависят от способа покраски готового изделия. Поделку можно окрасить после завершения всей работы, но можно и покрасить бумажные трубочки еще до плетения.

Предварительно окрашенные трубочки имеют некоторое преимущество перед некрашеными. Благодаря окраске, во время плетения легко менять цвета, появляется возможность создавать многоцветную вещь. Сплетенное из окрашенных заготовок, изделие будет выглядеть красивее и аккуратнее, в нем не будет белых просветов, часто портящих общее впечатление.

Объемное спиральное плетение из бумаги – прекрасный способ создания удивительных декоративных поделок. Из скрученных трубочек можно плести на манер лозы всевозможные изделия.

Для окраски бумажных трубочек чаще всего используют пищевые красители, специальную краску для ткани, акриловые краски на водной основе или морилку для дерева. Морилка имеет несколько основных цветов – дуб, махагон, мокко, орех и др. Этот краситель в основном используют для окрашивания белых трубочек. В результате сплетенное из них изделие имеет вид поделки, изготовленной из натуральной лозы.

Длинные трубочки удобно красить в специальном приспособлении, сделанном из куска широкой полипропиленовой сантехнической трубы. Собственно, диаметр трубы зависит от количества заготовок, которое нужно окрасить. Изготовить такое приспособление очень легко. Сначала ровно обрезают оба конца трубы, зачищают при необходимости срезы. Используя универсальный клей ПВА или клей-гель для пластика, на один конец трубы герметично наклеивают пластиковую заглушку, чтобы красящая жидкость не вытекала из трубы. Заглушкой может послужить небольшая пластиковая емкость или любой другой подходящий предмет. Единственное требование – пластиковая емкость должна обладать некоторой прочностью, чтобы выдержать вес вертикально поставленной трубы (рис. 6).


Рисунок 6. Приспособление для окраски длинных трубочек


Красящий раствор заливают в трубу так, чтобы его уровень был на несколько сантиметров ниже ее верхнего края. Иначе краситель просто выльется, когда внутрь буду помещены трубочки. Приспособление ставят на пластиковую подставку или тарелку. Трубочки опускают одним концом в красящий раствор в таком количестве, чтобы они свободно помещались в трубе. Выждав некоторое время, пока раствор хорошо пропитает бумагу, трубочки извлекают и вновь опускают их в раствор, но уже другим концом. Точное время окрашивания зависит от плотности бумаги, из которой скручены трубочки, обычно его устанавливают опытным путем.

Для того чтобы хорошо прокрасилась середина трубочек, во время крашения придется обязательно подливать в трубу красящий раствор. Бывает, что какая-то часть трубочек прокрасится неровно или вообще не прокрасится. В таком случае все неровности и неокрашенные места закрашивают кисточкой. После крашения бумажные трубочки раскладывают на длинной ровной поверхности и тщательно просушивают в тени на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. Раскладывая окрашенные трубочки на ровной поверхности, рекомендуется сразу распределить их по цветам.

Бумажные трубочки также можно окрашивать с помощью пасты-колера, которая рекомендована для использования при декупаже. Согласно инструкции, пасту разбавляют водой, иногда добавляют в красящий раствор 1 ст. л. акрилового лака для закрепления красителя. Дальнейшие действия по окраске трубочек разведенной пастой-колером такие же, как при использовании морилки для дерева. После окрашивания трубочек оставшийся красящий раствор можно использовать в дальнейшем в декупаже, добавляя в акриловую краску.

Зимой трубочки после покраски можно просушить в духовке. При этом для удобства последующего наращивания продолжительность сушки необходимо выбрать так, чтобы кончики высохли полностью, а середина осталась влажной. Чтобы трубочки оставались в нужной форме, лучше хранить их в полиэтиленовом пакете, при этом кончики должны оставаться снаружи.

Если трубочки скручены из офисной или любой другой бумаги такого же формата, то они получаются короче. По этой причине красить их в трубе невозможно. Удобней красить короткие трубочки, наливая красящий раствор в бутылку с широким горлышком. Преимущество бутылки в том, что ее можно заполнить красителем на нужную для окраски трубочек высоту. В бутылку с красителем вставляют то количество трубочек, которое может свободно поместиться в ней. Затем несколько раз энергично встряхивают бутылку, чтобы трубочки прокрасились на достаточную высоту. После этого трубочки извлекают, опускают их неокрашенными концами в краситель и повторяют действия

Если нужно получить насыщенный тон бумажной лозы, то используя любой из вышеприведенных способов крашения, окраску заготовок производят не менее двух раз. Трубочки тщательно просушивают и только потом красят их второй раз.

Для того чтобы покрасить трубочку, можно воспользоваться не только красителем, но и водным раствором бриллиантового зеленого, туши, чернил или йода. Перед употреблением их необходимо развести водой в пропорции 2: 1, а после покраски покрыть бумажную лозу прозрачным лаком.

Положительная сторона метода крашения заготовок путем погружения в красящий раствор – это короткий отрезок времени, который уходит на окраску трубочек. Недостаток в том, что концы трубочек часто сминаются при погружении в раствор, их сложно сращивать во время плетения, из-за чего приходится каждый раз их подрезать. Можно несколько усовершенствовать приспособление из трубы или бутылки, вырезав небольшой кусок картона по диаметру трубы или бутылочного горлышка. Затем просверлить в картоне отверстия для вставки трубочек и использовать его в качестве держателя во время покраски. При использовании такого держателя бумажные заготовки опускаются до дна трубы или бутылки, при этом их концы не сминаются. Применение держателя несколько снижает скорость покраски, но зато трубочки остаются ровными, не вызывают затруднений при сращивании.

Заготовки удобно красить жидким красителем широкой и плоской малярной кистью, в этом случае концы трубочек остаются аккуратными и ровными. Но данный способ занимает больше времени, поскольку заготовки надо окрасить сначала с одной стороны, полностью просушить, затем перевернуть и окрасить с другой стороны. В процессе покраски следует внимательно проследить за тем, чтобы не осталось белых пятен и трубочки окрасились со всех сторон (рис. 7).


Рисунок 7. Покраска трубочек широкой кистью


Иногда при использовании некоторых красителей, исключая указанные выше, трубочки после окрашивания и высыхания становятся жесткими. Поэтому при применении незнакомого красителя лучше всего окрасить только небольшую пробную партию заготовок. Если окрашенные и высохшие трубочки станут жесткими, то этот краситель можно использовать только для окрашивания уже готовой работы или для росписи отдельных фрагментов.

Для предварительного крашения заготовок не следует применять красители, которые полностью не впитываются в бумагу. В этом случае краска будет осыпаться в процессе плетения, из-за чего придется перекрашивать уже готовое изделие. Такие краски лучше использовать для окрашивания готового изделия или его дальнейшего декорирования.

Виды плетения

Технология плетения из бумажных трубочек или полосок мало чем отличается от плетения из натуральной лозы. Поэтому его нередко называют плетением из бумажной лозы. Многие из разновидностей обычного лозного плетения можно применить и в деле бумажного плетения. Переплетение вертикальных и горизонтальных бумажных трубочек или полосок выполняют различными способами, чтобы получить различные виды плетения, придающие большую декоративность изделию. Но каждый раз выбор способа плетения зависит от типа и предназначения задуманного изделия. По мере приобретения опыта, мастера при создании всевозможных изделий начинают сами придумывать разные узоры плетения.

Для простого плетения с помощью канцелярского ножа нарезают необходимое количество цветных полосок желаемой ширины, например, 1 см или больше. Удобней нарезать полоски, сложив в стопку несколько листов, этот прием позволяет быстро получить большое количество полосок.

Плетеное изделие украшают бисером, бусинами, бумажными цветами, атласными лентами, аппликацией – выбор декора необычайно велик. Но следует соблюдать меру, чтобы декор не перекрыл красоту собственно плетения.

Простое плетение

Простое плетение из бумаги насчитывает множество вариантов и разновидностей, включая: собственно простое прямое плетение, шахматное, наклонное, веревочное плетение, плетение «елочка». Простое плетение доступно даже новичкам, освоив его, легче в дальнейшем освоить и ажурное.

Простое плетение также называют прямое и плетенка. Принцип его исполнения очень прост: горизонтальные ряды оплетают вертикальные стойки. Простое плетение служит основным элементом при изготовлении изделий, оно хорошо смотрится на готовом изделии, придает ему прочность и позволяет держать форму.

Для простого плетения надо приготовить нечетное количество основных направляющих трубочек – стоек. Предельно простой способ переплетения – это пропуск одного горизонтального бумажного прута (полоски) через одну вертикальную стойку (рис. 8). Стойки переплетают бумажным прутом попеременно через одну, закладывая его то с лицевой, то с обратной стороны стойки. Начинают плести с утолщенной части бумажной трубочки. Конец прута оставляют снаружи в самом начале плетения, потом прячут среди плетеных рядов или закрепляют его на донышке.


Рисунок 8. Простое плетение один через один


Выполняя плетение по замкнутому контуру при изготовлении вазы или коробки, работу выполняют по часовой стрелке. В этом же направлении в замкнутых изделиях выполняют наращивание одиночной бумажной трубочки. При создании разомкнутых прямоугольных изделий, когда нужно сделать днище изделия или какую-либо плоскую поделку, работу выполняют прямыми и обратными рядами. Заканчивая один ряд, огибают рабочим прутком-трубочкой крайнюю стойку и продолжают плетение в противоположном направлении (рис. 9).


Рисунок 9. Простое плетение прямыми и обратными рядами


Простое плетение можно выполнять, используя набор из нескольких бумажных прутов, то есть брать 2–3 трубочки или больше. Набор может включать от двух до четырех трубочек. Но сам принцип плетения остается прежним: набор трубочек попеременно закладывают то за одну, то за другую стойку с лицевой или обратной стороны. Плетение наборами трубочек заметно ускоряет рабочий процесс, полотно получается прочное и красивое. В процессе работы наборы трубочек легче сдвигать, поэтому изделие уплотняется (рис. 10).


Рисунок 10. Простое плетение несколькими трубочками по схеме «четыре через один»


Принцип простого плетения соблюдается, если выполняют работу двумя бумажными трубочками, а роль стойки играет сдвоенная пара прутов. В этом варианте вертикальные трубочки по две крепят к основанию на равном расстоянии друг от друга. Затем их переплетают набором из двух рядов горизонтальных трубочек. Работа по схеме «два через два» позволяет получить отличный плетеный узор, само изделие приобретает более декоративный и оригинальный вид (рис. 11).


Рисунок 11. Простое плетение по схеме «два через два»


При выполнении простого шахматного переплетения располагают по вертикали нечетное количество полосок или стоек. Затем горизонтальные полоски (прутья) поочередно пропускают то за вертикальными полосками, то перед ними (рис. 12).

Для удобства плетения вертикальные полоски клеем или с помощью скотча закрепляют на основе. После полного завершения работы подравнивают концы полосок по периметру поделки и подклеивают их к основе. Яркое цветное полотно с шахматным рисунком можно получить, если использовать бумагу двух контрастных цветов.


Рисунок 12. Простое шахматное плетение из полосок


Простое наклонное плетение является еще одной разновидностью простого плетения. Его можно выполнять одинарными трубочками или двойными-тройными наборами.

При таком плетении трубочки вплетают не под прямым углом к направляющим стойкам, а с наклоном к стойке.

Угол наклона и число вплетаемых трубочек зависят от выбранного рисунка, но принцип простого плетения остается неизменным – 3 трубочки нужно закладывать за одну стойку попеременно то с одной, то с другой стороны (рис. 13).


Рисунок 13. Простое плетение с наклоном одной или несколькими трубочками: а) одной; б) двумя; в) тремя


Послойное плетение

Также к числу многочисленных разновидностей простого плетения можно отнести послойное плетение и косое послойное плетение. Отличие послойного плетения в том, что оно всегда сплошное. Простое же плетение бывает с просветами, то есть ажурным. Иначе говоря, любое простое плетение, если оно сплошное, можно назвать послойным. Особенность послойного плетения в том, что в работе можно использовать только трубочки одной длины и толщины. В послойном плетении, так же, как и в простом, должно быть нечетное число стоек. Но в начале работы методом послойного плетения рядом с каждой основной стойкой прикрепляют еще одну дополнительную стойку. В процессе плетения поочередно оплетают двумя горизонтальными прутками по четыре направляющих.

В ходе плетения горизонтальными трубочками сначала оплетают две стойки – основную и дополнительную, затем через одну основную стойку, получается плетение слоями. В процессе плетения горизонтальные трубочки должны создавать прямой угол со стойками. Стойки должны располагаться на одинаковом небольшом расстоянии друг от друга. Оптимальное расстояние между стойками – шаг в 3 см для небольшого изделия. При таком расстоянии между стойками плетение будет плотное и мелкое. Если увеличить расстояние, плетение будет крупнее, но рыхлое.

Плести начинают с утолщенного конца трубочки, оставляя снаружи концы. Сначала трубочку пропускают через одну стойку послойно – то сверху, то снизу.

При создании первого ряда рабочей трубочкой каждый раз просто оплетают соседнюю стойку, поэтому для послойного плетения желательно использовать достаточно гибкие трубочки. Начиная второй ряд, крепят дополнительную трубочку, укладывая ее поперек стоек. Далее плетут в таком порядке: первую стойку оплетают снаружи – трубочка лежит поверх стойки с лицевой стороны; вторую стойку оплетают изнутри, протягивая трубочку за стойкой с обратной стороны; третью стойку снова оплетают снаружи, укладывая трубочку поверх стойки. Так продолжают до конца ряда (рис. 14).


Рисунок 14. Простое послойное плетение


Выполняя послойное плетение, можно формировать многоцветный рисунок, если взять 3 трубочки одного цвета, а одну трубочку контрастного цвета, а также чередовать цветные стойки. Создавая многоцветный рисунок, в начале плетения рабочей трубочкой одного цвета оплетают с лицевой стороны одну пару стоек и заводят эту трубочку за следующую основную стойку. Затем рабочей трубочкой другого цвета оплетают спереди основную стойку и заводят за следующую стойку.

Внести разнообразие в послойное плетение можно используя различную толщину рабочих трубочек. К примеру, интересным получается вариант, когда чередуют толстую и тонкую рабочие трубочки. Они могут быть одинаковыми или различными по цвету.

Если послойное плетение выполнять так, чтобы рабочие трубочки не создавали прямой угол с направляющими стойками, то получится наклонное послойное плетение. Плетение начинают с широкой части рабочей трубочки, во время работы проталкивают трубочку одну в другую, а третью трубочку опять заправляют за первую (рис. 15).


Рисунок 15. Послойное наклонное плетение


Плетение рядами

Плетение рядами – это еще один из вариантов простого плетения. Начиная порядное плетение, первую бумажную трубочку закладывают под первую направляющую стойку и продолжают работу дальше способом простого плетения до того момента, пока не закончится первая трубочка. Вторую трубочку укладывают под второй направляющей стойкой и плетут все так же методом простого плетения, как и первой трубочкой, через одну направляющую. Точно так же плетут и третьей трубочкой до тех пор, пока не замкнется или не закончится ряд. Плетение рядами хорошо тем, что одновременно можно плести сразу двумя или тремя трубочками.

В краски и лаки добавляют пигментную пудру, очень мелкую и разноцветную. Благодаря такой пудре краски и лаки для поделочных работ и декупажа приобретают металлический или радужный сияющий эффект.

Плетение квадратиками

Квадратное плетение, или шахматная плетенка, или плетенка в две трубочки, также представляет собой одну из разновидностей простого плетения, причем самой удобную, доступную даже для новичков. Благодаря классической симметрии формы, несложно рассчитывать и формировать изделия практически любого вида. Отличие от простого плетения состоит в том, что для выполнения шахматной плетенки требуется четное количество стоек. Его выполняют прямыми и обратными рядами, как плоское изделие. Между стойками должно быть одинаковое расстояние, равное ширине 2-3-х трубочек.

Одним из материалов, которым можно пользоваться для изготовления трубочек, является кассовая лента. Такие трубочки имеют ряд преимуществ по сравнению с обычными бумажными: не нужно тратить время на нарезку полос бумаги, все трубочки будут одинаковыми по толщине, длину можно определять самостоятельно по необходимости.

Работу начинают широким концом трубочки и ведут плетение в поперечном направлении через 2 направляющих, огибая 2 стойки с лицевой стороны и следующие 2 стойки с обратной стороны. Вторую горизонтальную трубочку ведут также через 2 направляющих, но с другой стороны. В процессе работы трубочки нужно класть вплотную друг к другу. Плетение продолжают, пока не получится квадрат, то есть расстояние между направляющими будет равным высоте уже вплетенных горизонтальных трубочек. Далее начинают выплетать следующий ряд квадратов. Благодаря такой технике, изделия, сплетенные квадратиками, по рисунку похожи на текстиль. Выполняя квадратное плетение, особое внимание следует уделять углам (рис. 16).


Рисунок 16. Плетение квадратами, или шахматное плетение


Работу по плетению ровного полотна квадратиками удобно вести от центра, можно выполнять плетение на подставке, воспользовавшись доской, куском картона или толстой фанеры. Расположив работу в центре подставки, поочередно вплетают в полотно вертикальные и поперечные трубочки. Каждый раз после изготовления очередного квадрата подставку с плетеным полотном поворачивают на 90°. Иногда плетение квадратиками выполняют от угла, уложив на угол подставки две пересекающиеся трубочки согласно сторонам угла. После этого вплетают очередные вертикальные и поперечные трубочки. Для того чтобы трубочки ложились вплотную одна к другой, их временно фиксируют скрепками или прищепками.

Рисунок квадратного плетения можно сделать контрастным, используя в работе темные и светлые трубочки одного тона или разных цветов. Во время работы трубочки двух цветов чередуют так, чтобы получались квадраты различных цветов, сменяющих друг друга (рис. 17).


Рисунок 17. Двухцветная шахматная плетенка


Техника плетения из бумажных полосок несколько отличается от техники плетения скрученными бумажными трубочками. Для того чтобы получить двухцветное изделие, нужно приготовить полоски для плетения одного цвета, квадрат для фона – другого. Квадрат складывают пополам и разрезают по вертикали на полоски равного размера, но не до самого края. Ширина полосок, которые будут использованы для плетения, должна быть равной ширине полосок, на которые разрезан квадрат (рис. 18).

Нарезав полоски нужного размера, разворачивают квадрат и протягивают полоску для плетения в отверстия между полосками квадрата поочередно: над нечетными полосами квадрата вплетаемую полосу протягивают сверху, а над четными полосами вплетаемую полосу протягивают снизу. Концы протянутой полоски закрепляют клеем и обрезают лишнюю длину полоски (рис. 19).


Рисунок 18. Подготовка заготовок для плетения из бумажных полосок


Рисунок 19. Протяжка бумажной полосы через прорези в квадрате


Проще всего в данном варианте выполнить шахматный рисунок. Для этого вторую полосу для плетения протягивают в шахматном порядке относительной первой вплетенной полосы: над нечетными полосами квадрата вплетаемую полосу протягивают снизу, а над четными полосами вплетаемую полосу протягивают сверху.

В дальнейшей работе третью полосу для плетения и все остальные нечетные полосы протягивают так же, как первую полосу. Четвертую полосу для плетения и все остальные нечетные полосы – как вторую полосу (рис. 20).


Рисунок 20. Шахматное плетение, или плетение квадратиками узкими бумажными полосами


Можно слегка изменить рисунок, увеличив количество цветов плетения, что даст сложный многоцветный рисунок-узор. Для этого надо сделать вплетаемые полосы в нечетных рядах одного цвета, а в четных – другого цвета (рис. 21).


Рисунок 21. Плетение квадратиками – многоцветный узор


Рисунок плетения можно изменить, если квадрат разрезать на полосы не по вертикали, а с наклоном. В таком случае после протягивания вплетаемых полос получится ромбовидный рисунок полотна (рис. 22).


Рисунок 22. Ромбовидный рисунок


Плетение «Косичка»

Плетение «косичка», или веревочное плетение, также представляет собой один из вариантов простого плетения. Способ позволяет получить достаточно прочное плетение, обычно его используют в сочетании с простой плетенкой для изготовления основы изделия, днища, для укрепления верхних и нижних рядов. Плетение веревочкой часто используют для соединения элементов ажурного плетения. Особенность такого плетения в том, что с его помощью можно заплести любой каркас из вертикальных трубочек по форме будущего изделия. Плетение веревочкой выполняют одновременно двумя поперечными трубочками. Еще одна особенность – это переплетение бумажных трубочек не только с направляющими стойками, но и между собой. Недостаток веревочного плетения – малая скорость исполнения. Работу начинают с установки нечетного числа стоек, по возможности для стоек отбирая самые длинные трубочки, чтобы в дальнейшем было как можно меньше стыков.

Плетение веревочкой в две трубочки

Вертикальные трубочки-стойки устанавливают на равном расстоянии друг от друга, после чего оплетают их двумя поперечными трубочками, одновременно эти трубочки перехлестывают между собой. Одну трубочку закрепляют с внутренней стороны, выводят налицо в промежуток между первой и второй стойкой, огибают трубочкой ближайшую стойку с лицевой стороны и выводят в следующий промежуток между стойками. Другую трубочку, также закрепив с внутренней стороны, выводят налицо в промежуток между второй и третьей стойкой, протягивают ее под внешним витком первой трубочки и огибают ею следующую стойку, протягивая вторую трубочку над вышедшей первой трубочкой (рис. 23).


Рисунок 23. Веревочное плетение в две трубочки


После того как будет закончено переплетение всех вертикальных трубочек в ряду, начинают их переплетение новой парой. Таким образом продолжают плетение дальше. В ходе плетения две поперечные рабочие трубочки, оплетая вертикальные стойки, сплетаются друг с другом и образуют рисунок, похожий на веревочку. Поперечные трубочки в процессе плетения сдвигаются и уплотняются.

Веревочное плетение в три трубочки

Для выполнения веревочного плетения в три трубочки закрепляют трубочку с изнаночной стороны и выводят ее налицо в промежутке между первой и второй стойкой. Затем огибают этой трубочкой сразу две ближайшие стойки.

Вторую трубочку выводят налицо в следующем промежутке между стойками из-под первой трубочки, огибают сверху две следующие стойки в перехлест с первой трубочкой. После этого выводят налицо третью трубочку в третий промежуток между стойками, огибают ею сверху две следующие стойки так, чтобы она шла внахлест над первой и второй трубочкой (рис. 24).


Рисунок 24. Веревочное плетение в три трубочки


Плетение елочкой

Плетение елочкой – еще одна из разновидностей простого плетения. Этот вид плетения несколько сложнее, чем плетение квадратиками, зато он красивее. При использовании этого способа можно получать более плотное полотно, поскольку бумажные ленты достаточно легко сдвинуть в данной технике плетения. Основой этой техники служит плетение веревочкой. Плетение елочкой выполняют по следующему принципу: сначала двумя трубочками плетут обычную веревочку – так получают первый ряд. Второй ряд все так же плетут веревочкой, но уже в обратном направлении. Нижняя трубочка второго ряда повторяет в зеркальном отображении движения верхней трубочки первого ряда. Все последующие ряды являются повторением первого и второго ряда (рис. 25).


Рисунок 25. Первые два ряда плетения елочкой


Плетение елочкой начинают с того, что укладывают на подставке все вертикальные трубочки – их должно быть нечетное количество. После этого оплетают их поперечными трубочками. Подготовленные горизонтальные трубочки в начале плетения укладывают так же, как при плетении квадратиками. Каждую горизонтальную трубочку вплетают через две вертикальные, то есть через два шага. Каждую последующую поперечную трубочку вплетают со сдвигом на один шаг по отношению к предыдущей вертикальной трубочке. Плести можно и от центра, и справа, и снизу, единственное условие – это необходимость сохранения последовательности при укладке горизонтальных лент. Если вертикальные и поперечные трубочки расположить под углом друг к другу, то можно получить несколько иной рисунок елочки.

Желающим создать разноцветное изделие, но не уверенным в своей способности аккуратно окрасить его, можно выполнить плетение из листов цветной бумаги различной толщины. Оригинальный эффект при плетении дает двухцветная бумага, у которой одна сторона белая, а другая цветная.

Первые шаги в технике плетения елочкой лучше всего делать с помощью бумажных трубочек двух цветов. Для вертикальных направляющих берут один цвет, а для поперечных трубочек подбирают контрастный.

По мере того как будет освоена классическая «елочка», не составит особой сложности освоение различных вариантов этого плетения в виде квадратов или расходящихся от центра лучей. Плетение в обоих случаях ведут от центра.

Осваивая разновидности плетения елочкой, как при классической технике этого рисунка, лучше сначала поработать бумажными трубочками двух контрастных цветов, предварительно пронумеровав их.

Применяя различные сочетания переплетения продольных и поперечных трубочек, можно получать всевозможные плетеные орнаменты, в том числе и многоцветные.

Одной из разновидностей плетения елочкой можно считать технику плетения с использованием длинных полос из тонкой цветной бумаги. Плетение ведут лентами двух контрастных цветов, для удобства в первых работах рекомендуется взять одну ленту белого цвета, а вторую яркого тона, но одинаковой расцветки с обеих сторон. Для этой работы можно использовать ленты серпантина или сделать заготовки 70 X 12 см из обложки ученической тетради. Для освоения технологии этого плетения из заготовок нарезают две бумажные полоски (белую и цветную) шириной 1 см и длиной 35 см.

Затем сгибают обе ленты пополам и приступают к работе, четко выполняя этапы плетения 1–9 (рис. 26). Буквой «А» обозначена белая лента, буква «Б» соответствует цветной ленте. Цифрами обозначен порядковый номер конца полосы, а стрелки показывают направление плетения на каждом этапе. Плетение надо выполнять достаточно плотно, но при этом стараться не порвать бумажные ленты.


Рисунок 26. Плетение косичкой из двух узких бумажных лент: этапы 1–9


Для плетения такого же типа нарезают полосы из цветной глянцевой открытки шириной 14 мм. Полос желательно приготовить как можно больше, чтобы они были всегда под рукой. Тогда не придется отвлекаться на заготовки в процессе плетения.

Нарезанные полосы сгибают пополам глянцевой стороной внутрь. Плетут плотно, повторяя этапы 1–5 (рис. 27). Направление плетения показано стрелками.


Рисунок 27. Плетение косичкой из плотной бумаги: этапы 1–5


Косое плетение

Косое плетение – это разновидность простого послойного плетения, одна из многочисленных вариаций, для нее характерна некоторая сложность по сравнению с уже описанными вариантами простого плетения.

Для начала плетения закрепляют вертикальные стойки – нечетное количество. Первую рабочую горизонтальную трубочку крепят с внутренней стороны плетения. Затем огибают этой трубочкой ближайшую стойку спереди под определенным углом к основанию, следующую за ней стойку огибают сзади. Следующую трубочку закрепляют с лицевой стороны и огибают ею одну стойку, повторяя все движения первой поперечной трубочки. Расположение рабочих трубочек под углом дает наклонный узор. Косое плетение можно выполнять одной или двумя плотно пригнанными трубочками (рис. 28).


Рисунок 28. Косое плетение: а) одной поперечной трубочкой; б) двумя трубочками


Ажурное плетение

Ажурное плетение – это один из способов украшения изделия, сплетенного из бумажных трубочек. Существует множество видов ажурного плетения. Придавая изделию ажурность и невесомость, почти все они служат дополнением к другим видам плетения. Ажурное плетение бывает простым и сложным, часто оно имитирует рисунки кружев и различных фигур. С помощью этого плетения изделию можно придать красоту и привлекательность. Ажурные вставки широко используют в качестве украшения стенок или других деталей внутри самого изделия.

Многие разновидности ажурного плетения применяют при завершении работы в качестве украшений – это волны, уголки, овалы, кресты, ромбы.

Основой работы с ажурным плетением по большей части являются стойки – вертикальные направляющие. Неповторимый узор часто создают просто оригинальным расположением стоек. Создавая изделие любой сложности с ажурным плетением, всегда сначала выполняют несколько рядов простым плетением для прочности. Поднявшись простым плетением на нужную высоту, например от донышка, определяют оставшуюся длину стоек. Затем, исходя уже из длины стоек, подбирают ажурный рисунок. Ажурное плетение из бумажных трубочек выполнить достаточно легко по причине мягкости и гибкости исходного материала, поэтому оно вполне доступно для начинающих.

Прямой ажур

Эту разновидность ажура обычно применяют в середине или во второй половине плетения, создавая полоски-просветы нужной ширины. Фактически просветы образуют вертикальные стойки, не оплетенные поперечными трубочками. Поэтому для стоек отбирают особо прочные трубочки, также делают стойки из сдвоенных трубочек плотного кручения. Для плетения можно использовать плоские и круглые трубочки. Плетение прямым ажуром чаще всего применяют при создании различных корзин, всевозможных емкостей для хранения крупных предметов и т. п.

Для формирования прямых ажурных полосок выполняют любым видом плотного плетения первую часть работы на желаемую высоту и закрепляют ее веревочным плетением. Затем отступают на некоторое расстояние от плотного плетения – это желаемая высота просвета, после чего снова выполняют на стойках определенное число рядов веревочкой.

Число рядов веревочного плетения до ажурной полосы и после нее должно быть одинаковым. Далее продолжают до завершения работы плетение основным узором (рис. 29).


Рисунок 29. Прямой ажур


Полотняный ажур

Прямое ажурное плетение может послужить основой для создания полотняного ажура. Для такого плетения нужны достаточно прочные бумажные трубочки, предварительно хорошо сплющенные скалкой. Прямое полотняное ажурное переплетение начинают с укладки на подставку нечетного количества вертикальных стоек, оно зависит от размера задуманной ажурной плетенки. Трубочки-стойки укладывают строго вертикально и параллельно друг другу с расстоянием в 2–2,5 см. Концы трубочек фиксируют клеем или иным способом, можно прижать их прессом. Вертикальные трубочки для удобства работы рекомендуется пронумеровать, чтобы не путать четные и нечетные стойки.

Далее четные трубочки приподнимают через одну пинцетом и укладывают под них строго перпендикулярно первую горизонтальную трубочку. Вместо пинцета можно использовать вязальный крючок, чтобы приподнимать трубочки. Следующий этап – укладка второй горизонтальной трубочки под нечетные вертикальные трубочки, это действие также выполняют пинцетом или вязальным крючком. Трубочку кладут тоже строго перпендикулярно.

Для украшения плетеной поделки атласной лентой следует в процессе плетения оставить свободное место нужной ширины, а после окончания работы протянуть туда ленту.

Укладывая первую и вторую горизонтальные трубочки, нужно строго выдержать между ними расстояние, равное промежутку между вертикальными трубочками. Красоту настолько простого ажурного узора создает как раз точность исполнения (рис. 30).


Рисунок 30. Полотняный ажур


Полотняный ажур с косой оплеткой Полотняный ажур с косой оплеткой является усложненной вариацией прямого полотняного ажура. Поэтому сначала плетут из сплющенных скалкой бумажных трубочек прямой ажур, уложив на подставку нужное нечетное количество вертикальных стоек. Между стойками обязательно выдерживают одинаковое расстояние. Затем, выдерживая между горизонталями одинаковое расстояние по высоте, протягивают поперечные трубочки. После этого подбирают максимально длинные трубочки, оплетают ими по диагонали вертикальные стойки и поперечины. В процессе оплетки трубочки поочередно укладывают то сверху, то снизу. Диагональную оплетку можно выполнять через две горизонтальные направляющие, но можно увеличить до четырех число оплетаемых горизонтальных рядов. Узор очень простой, но требует внимания и сосредоточенности при выполнении (рис. 31).


Рисунок 31. Полотняный ажур с косой оплеткой


Ажурное плетение крестиком

Ажурное плетение крестиком по способу выполнения очень близко технике плетения прямого ажура. В этой разновидности плетеного узора ажур желаемой ширины образуют стойки, не оплетенные поперечинами. Для ажурного плетения крестиком все так же подбирают стойки из особо прочных трубочек плотного кручения. Перед выполнением ажурных полосок нижнюю часть работы плетут любым плотным узором на желаемую высоту. Участок плотного плетения завершают краевым плетением веревочкой (1–2 ряда).

Далее вертикальные стойки перекрещивают между собой попарно, скрепив место перекрестья скрепкой, чтобы они не разъехались. После этого оставляют просвет нужной ширины (ширина ажура) и продолжают далее плетение сначала краевой веревочкой (1–2 ряда), затем выплетают на нужную высоту основной узор (рис. 32).


Рисунок 32. Ажурное плетение крестиком


Ажурное плетение ромбиком

Технология выполнения плетеного ажура ромбиком близка ажурному плетению крестиком. Но при плетении ромбиками не просто производят одинарное перекрещивание стоек, вертикальные стойки перекрещивают 2 или 3 раза. Перед переходом к выполнению ажурного плетения также заканчивают основной рисунок плетением веревочкой. После этого выполняют перекрещивание стоек столько раз, сколько надо по замыслу. Затем снова продолжают плетение веревочкой, а далее выплетают основной рисунок на необходимую высоту. Плетение веревочкой до и после ажурного рисунка способствует надежному закреплению стоек в нужном положении (рис. 33).


Рисунок 33. Ажурное плетение ромбиком


Диагональное атласное плетение

Техника выполнения этого плетеного узора схожа с полотняным ажуром. Все так же нужно выложить на одинаковом расстоянии вертикальные трубочки в нечетном количестве. Отличие состоит в том, что при выполнении диагонального атласного плетения рабочие трубочки укладывают строго горизонтально через две вертикальные направляющие. Удобней делать эту работу с помощью пинцета или вязального крючка. При выполнении каждого последующего ряда переплетение сдвигают вправо или влево на одну трубочку. Плетение продолжают до тех пор, пока работа не достигнет нужной высоты (рис. 34).

Конец ознакомительного фрагмента.