Вы здесь

Платежные системы. Глава 2. Состав и структура национальной платежной системы России ( Коллектив авторов, 2014)

Глава 2. Состав и структура национальной платежной системы России

2.1. Становление и развитие платежной системы в России

Первое десятилетие XXI века в России ознаменовано важными достижениями в развитии платежной системы. Сформирована техническая инфраструктура, обеспечивающая соответствие мировым стандартам по скорости, безопасности и удобству расчетов. Успешно реализуется уникальная по своей сложности задача построения системы валовых расчетов в режиме реального времени на территории, охватывающей 9 часовых зон.

Свое начало современная российская платежная система берет из 80-х годов прошлого века. Функционировавшая в это время платежная система Государственного банка была частью платежной системы Советского Союза[44].Государственный банк являлся единым расчетным центром СССР. Кроме него участниками платежной системы также являлись:

– Стройбанк СССР, который в соответствии с его Уставом осуществлял расчеты обслуживаемых им предприятий и организаций, а также их кредитование по операциям, связанным с расчетами;

– Внешторгбанк СССР и Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, которые осуществляли предусмотренные их уставами расчетные операции обслуживаемых организаций, учреждений и граждан.


При такой организации платежной системы все безналичные расчеты осуществлялись через Государственный банк СССР и его учреждения по системе межфилиальных оборотов (МФО), за исключением расчетов между клиентами одного учреждения, то есть по сути банковская система была одноуровневой. Участниками МФО были отделения, городские, областные и республиканские конторы Госбанка СССР, которым были даны номера участников МФО, каждое отделение Госбанка СССР вело бухгалтерский учет операций на основе МФО децентрализовано.

Отделения составляли балансы и представляли их в вышестоящую структуру – контору Государственного банка, где составлялся сводный баланс с включением его в последующем в сводный баланс Госбанка СССР.

После проведенной в 1987 г. реорганизации кредитной системы, в результате которой были образованы спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР Агропромбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк СССР в соответствии с его Уставом, утвержденным в 1988 г., стал главным банком страны, единым эмиссионным центром, организатором кредитных и расчетных отношений в народном хозяйстве. Все созданные спецбанки являлись самостоятельными хозрасчетными учреждениями и имели свой баланс. Поскольку спецбанки были сформированы на основе отделений бывшего Госбанка СССР они получили статус участников межфилиальных оборотов.

На 1 января 1989 г. в СССР насчитывалось всего 43 коммерческих и кооперативных банка, а через 2 года их число возросло до 1357. В дальнейшем количество коммерческих банков продолжало быстро возрастать, в том числе за счет образовавшихся на базе государственных специализированных банков. В этих условиях возникла необходимость в соответствующей законодательной базе, юридически закрепляющей статус как центрального банка, так и коммерческих банков. Необходимые законы были приняты в декабре 1990 г. Верховным Советом СССР 11 декабря 1990 г. были приняты законы «О Государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности», в Российской Федерации – законы «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (2 декабря 1990 г.). С принятием этих законов развитие сети коммерческих банков характеризовалась еще более быстрыми темпами и определенной уверенностью.

В 1990 г. был создан Государственный банк РСФСР (с 1992 г. – Центральный банк Российской Федерации (Банк России), что определило необходимость реформирования и модернизации платежной системы в число первоочередных задач. Создавались расчетно-кассовые центры, в которых открывались корреспондентские счета кредитных организаций и банковские счета других клиентов Банка России. Начиналось внедрение электронных технологий межбанковских расчетов. Внутрирегиональные, а затем межрегиональные и электронные расчеты начинали вытеснять бумажные авизо.

Платежная система Банка России, создаваемая на базе системы МФО Госбанка СССР, в силу объективных причин (прежде всего из-за невысокого на тот период уровня развития технической базы и телекоммуникационной инфраструктуры) строилась как система децентрализованная. В условиях, сложившихся в стране в начале 90-х гг., централизованный подход к построению платежной системы Банка России не смог бы обеспечить внедрение в достаточно сжатые сроки электронной технологии проведения платежей.

Однако существование децентрализованной системы, характеризовавшейся технологическими различиями между регионами, создавало дополнительные трудности для тех банков, которые стремились развивать свою филиальную сеть на территории различных субъектов Российской Федерации. Кроме того, технологические различия в функционировании региональных компонент платежной системы Банка России определяли различный набор сервисов, предоставляемых кредитным организациям Банком России в разных регионах страны. В результате кредитные организации вынуждены были выстраивать различную политику в области управления собственной ликвидностью.

Тем не менее, к концу 1998 г. было, в основном, завершено построение двухуровневой архитектуры платежной системы Банка России, состоящей из взаимосвязанных региональных компонент, расчеты по платежам между которыми выполняются по принципу «каждый с каждым» на внутрирегиональном или межрегиональном уровне. Межрегиональные электронные расчеты осуществлялись через головных участников расчетов каждого территориального учреждения Банка России, при этом обмен сообщениями между ними происходил через Межрегиональный центр информатизации Банка России, который расчетов не производил, а являлся центром передачи сообщений.

Такая архитектура сложилась в ходе становления платежной системы Банка России и полностью соответствовала имевшимся в тот период потребностям в расчетах, ориентированным преимущественно на внутрирегиональные экономические связи, а также уровню развития телекоммуникаций и технических возможностей Банка России. Создание сервисов внутрирегиональных и межрегиональных электронных расчетов в платежной системе Банка России позволило существенно сократить сроки завершения расчетных операций, а также способствовало развитию и распространению электронных технологий, с помощью которых до настоящего времени осуществляется более 98 % объема всех платежей, проводимых через платежную систему Банка России.

Дальнейшее развитие интеграционных процессов в экономике страны, расширение и рост национальных финансовых рынков потребовало унификации организационных и программных решений, в связи с чем было принято решение о переводе обработки учетно-операционной информации подразделений расчетной сети территориальных учреждений Банка России в Коллективные центры обработки информации, которые были созданы на базе технических средств Главного управления Банка России по Нижегородской области (КЦОИ-1), Главного управления Банка России по Санкт-Петербургу (КЦОИ-2) и Межрегионального центра информатизации Банка России (г. Москва) (КЦОИ-МР)[45].

Начиная с 2008 г. функционирование платежной системы Банка России обеспечивается, в основном, системой коллективной обработки информации, а также транспортной системой электронных расчетов и средой взаимодействия с клиентами Банка России. КЦОИ осуществляют обработку информации в консолидированном режиме путем одновременной и независимой друг от друга обработки информации территориальных учреждений Банка России. Устойчивое функционирование системы коллективной обработки информации и достижение бесперебойности предоставления информационно-вычислительных услуг обеспечивается путем взаимного резервирования, а также дублированием в режиме реального времени данных, необходимых для продолжения обработки учебно-операционной информации.

Вместе с тем, магистральным направлением развития платежных систем во всех регионах мира (как отмечалось в документах Комитета по платежным системам и расчетам при Банке международных расчетов в Базеле) стало создание систем валовых расчетов в режиме реального времени (ВРРВ), функционирующих под эгидой центральных банков, и неттинговых систем, операторами которых являются, как правило, организации негосударственного сектора экономики.

Россия не могла остаться в стороне от мировых тенденций, которые соответствуют современному уровню социально-экономического развития страны. Из числа государств, входящих в первую десятку промышленно-развитых стран, вплоть до недавнего времени только Канада и Россия не обладали системой валовых расчетов в режиме реального времени.

Задача построения в России системы валовых расчетов в режиме реального времени являлась уникальной в мировых масштабах. Осуществление указанной задачи Банк России начал с разработки в конце 2003 г. принципов построения прототипа автоматизированной системы валовых расчетов в режиме реального времени. С лета 2006 г. началась эксплуатация системы в рамках Опытной зоны, включавшей на конечном этапе 13 регионов, в каждом из которых в испытаниях прототипа системы участвовали как подразделения Банка России, так и кредитные организации.

В настоящее время начальный этап построения в России системы валовых расчетов в режиме реального времени, получившей название «системы БЭСП» («Банковские электронные срочные платежи»), успешно завершен. Система БЭСП с 23.07.2007 была введена в постоянную эксплуатацию[46].

Вновь созданная система является крупнейшей в мире по территориальному охвату и не имеет аналогов среди подобных систем иностранных центральных банков: никто и никогда еще не выстраивал платежную систему, которая позволяла бы проводить платежи в режиме реального времени на территории, охватывающей 9 часовых зон.

Система БЭСП является высокотехнологичным направлением развития платежной системы Банка России, значение которого стабильно возрастает. Добровольность участия в системе БЭСП в дополнение к обязательности участия в региональных компонентах обеспечивает плавность внедрения системы БЭСП, чему также способствует предусмотренное нормативными актами Банка России возможность выбора одной из двух форм участия: прямой и ассоциированной.

При этом средняя сумма срочного платежа, проведенного через систему БЭСП, существенно (на 3 порядка) превышает средние суммы платежей, проведенных через системы внутрирегиональных и межрегиональных платежей. Объемы платежей системы позволяют говорить о том, что система БЭСП начала выполнять своё основное предназначение – проведение крупных, срочных платежей в режиме реального времени.

Несмотря на кризисные явления на финансовых рынках, меры, принятые Банком России по поддержанию ликвидности кредитных организаций (филиалов), позволили платежной системе Российской Федерации на протяжении 2000-х годов сохранить работоспособность и функционировать без сбоев. Стабильное функционирование в сочетании с надежностью и эффективностью применяемых технологических решений способствовали возрастанию роли платежной системы Банка России, а также расширению применения инновационных технологий при осуществлении безналичных расчетов.

Цели деятельности Банка России, его функции и полномочия в отношении платежной системы и расчетов определяют платежную систему Банка России в качестве одного из ключевых механизмов реализации денежно-кредитной и бюджетной политики в Российской Федерации, посредством которого осуществляются значительные по количеству и преобладающие по объему доли платежей, проводимых в настоящее время в платежной системе Российской Федерации.

Реформирование платежной системы началось в России путем внедрения новых форм расчетов и совершенствования банковских технологий. В настоящее время в России действует новый качественный уровень передачи банковской информации, развиты негосударственные расчетные системы, внедрены расчеты платежными (пластиковыми) картами. Развивается современная автоматизированная система расчетов, работающая в режиме реального времени, цель которой – ускорение оборачиваемости денежных средств.

До недавнего времени в России большими денежными средствами обладали только юридические лица, и банки были не заинтересованы в работе с частными вкладчиками. Теперь банки резко переориентировали направление своей деятельности. Электронные деньги позволяют совершать мгновенный перевод средств, сокращая применение дорогостоящей бумажной документации. Такая система дает возможность сэкономить на издержках кредитно – денежного обращения, повысить качество банковских услуг, что особенно актуально для России. Кроме того, сокращается наличная денежная масса, ускоряется оборот безналичной денежной массы, упорядочивается кредитование и налогообложение, о чем свидетельствует мировой опыт. В России история развития сетевой составляющей платежной системы началась с 1998 года, с появления PayCash – технологии, позволяющей осуществлять платежи в режиме реального времени в сети Интернет или с помощью мобильного телефона. Спустя год появилась самая известная и распространенная на данный момент система платежей WebMoney. В середине 2002 года произошло еще одно знаковое событие: компанией Paycash было заключено соглашение с самой крупной поисковой системой Рунета Яндекс о запуске проекта Яндекс. Деньги – универсальной платежной системы. В России первая электронная платежная система появилась с почти 10-летним опозданием по сравнению с Европой и Америкой. Новая услуга практически сразу стала востребована, и количество пользователей системы растет на несколько десятков тысяч человек в день.

В настоящее время на просторах России работает несколько десятков различных организаций, предлагающих услуги электронных платежей. К концу 2009 года они обслуживали более 20 млн. клиентов и обеспечили годовой денежный оборот в размере 40 млрд. рублей. Основным игроком этого рынка в России является система «WebMoney», начавшая свою деятельность одной из первых и охватывающая на сегодня более 10 млн. пользователей. Однако стремительное развитие сферы веб-платежей привлекает и лидеров мирового рынка.

В 2010 году началась экспансия на российский рынок американской платежной системы PayPal, обслуживающей более 165 млн. человек во всем мире. Фактически электронные платежи выходят на межгосударственный уровень и составляют альтернативу традиционным международным денежным переводам, предлагая мгновенный перевод за незначительную комиссию. Новая платежная система довольно быстро показала необходимость вмешательства государства в регулирование эмиссии и оборота электронных денег. Ведь без полномочного регулирующего органа эта сфера деятельности может привлечь и уже привлекает огромное число мошенников, предлагающих не обеспеченные электронные деньги. В развитых странах уже давно электронные платежи узаконены и создан правовой механизм регулирования их обращения. Эмиссия электронных денег осуществляется либо центральным банком страны (Индия, Сингапур, Мексика, Тайвань и др.), либо же новым классом кредитных учреждений, не относящихся к банковской структуре (страны ЕС), но обязанным получать государственную лицензию на данный вид деятельности. В России шаги в данном направлении были сделаны только в 2009 году, когда Президент РФ Дмитрий Медведев выступил с инициативой внести в новый законопроект «О национальной платежной системе» раздел, регулирующий эмиссию и оборот электронных денег в стране, что и было реализовано в новом законе, полностью изменившем статус всех участников платежной системы электронных денег.

В России, как и во всех странах, налично-денежный оборот значительно меньше безналичного. Увеличение безналичного оборота свидетельствует об экономическом развитии страны. Изменение объема денежной массы в обращении во многом зависит от уровня развития платежной системы. Платежная система должна обеспечивать обращение денег между экономическими агентами с целью выполнения своевременных и в полном объеме платежных обязательств.

Ближайшую конкуренцию на рынке интернет-платежей электронным деньгам составляют пластиковые карты, как дебетовые, так и кредитные. Банки-эмитенты первыми создали возможность вести расчеты в сети, предложив уже имеющийся инструмент – индивидуальную пластиковую карту.

Первой платежной картой, появившейся в России (тогда еще – в Советском Союзе) следует считать карту международной платежной системы DinersClub. Именно эти карты стали приниматься в системе магазинов «Березка» в 1969 г. А спустя почти двадцать лет, в 1988 г., спортсменам советской Олимпийской сборной, направлявшейся для участия в Олимпийских играх в Сеуле, впервые были выданы карты другой международной платежной системы – VisaInternational. Но большого распространения международные карты в России тогда не получили. И только после начала формирования системы коммерческих банков у банковских пластиковых карт как платежного инструмента, ориентированного на держателей – частных лиц, в России появилось будущее.

В 1993 г. в России на основе банковских карт были созданы такие платежные системы, как STB Card (расчетный банк – «Столичный») и UnionCard (расчетный банк – Автобанк), которые быстро стали лидерами рынка пластиковых карт и долгое время таковыми оставались. Обе платежные системы активно завоевывали рынок, заключая с банками договоры на выпуск своих карт один за другим. В результате по состоянию на 1998 г. банками – участниками UnionCard стали около 180 банков, за сотню переваливало количество участников STB Card. Причем в некотором смысле российский рынок был поделен – UnionCard имела преобладание в регионах, STB Card – в Москве.

Следует отметить, что карты этих двух платежных систем (да и большинства других, в том числе международных) в то время были с магнитной полосой. Перспектива массового выпуска карт с микросхемой (чиповых карт) международными платежными системами, а тем более – выработка ими единого стандарта EMV, была еще неясной. В России по состоянию на середину 90-х гг. прошлого века ситуация с чиповыми картами тоже была непростой. С одной стороны, сразу несколько компаний-разработчиков стали предлагать свои решения для построения платежных систем, основанных на чиповых картах (компания «СканТек», BGS SmartcardSystems AG, ЦФТ и целый ряд других). Российские банки стали реализовывать на основе их решений локальные платежные системы, в том числе на базе крупных промышленных предприятий, выпуская десятки тысяч карт (как правило, в рамках зарплатных проектов). С другой стороны, существовала та же проблема – отсутствие единого стандарта. В результате карты каждой платежной системы при всей их функциональной мощности принимались к оплате только в пределах одной платежной системы. Среди платежных систем на основе карт с микросхемами в своем развитии наиболее преуспели две – «Сберкарт» (проект Сбербанка) и «Золотая Корона», которые (каждая своим путем) сумели выйти за пределы одного региона и стать общероссийскими по степени охвата регионов. К сожалению, экономическая и политическая ситуация в России не всегда была благоприятной для развития такого тонкого высокотехнологичного платежного инструмента, как платежная карта. После кризиса 1998 г. сначала STB Card, а затем и UnionCard уступили свои лидирующие позиции на рынке банковских платежных карт. Вместе с тем российские платежные системы остаются серьезными игроками на карточном рынке, конкурируя с картами международных платежных систем.

В то время объективных предпосылок для массового распространения карт не было. Даже в крупных городах отсутствовала развитая инфраструктура приема и обслуживания карт. Магазинов, принимающих карты к оплате, было немного, в основном это были крупные супермаркеты, рассчитанные на обслуживание определенного, очень узкого контингента состоятельных клиентов. Банкоматы были большой редкостью – они только начали появляться на крупных предприятиях в рамках зарплатных проектов, в некоторых отделениях банков.

Отсутствовала и такая важная предпосылка, как определенный уровень культуры пользования пластиковыми картами для безналичных расчетов, у клиентов – держателей карт не было навыка расплачиваться за покупки с использованием карты. Более 90 % операций по картам (и по количеству, и по объему) составляли снятие наличных денег после зачисления заработной платы.

И в самих банках первоначально отсутствовали навыки работы с клиентами-держателями платежных карт: карты оформлялись долго и с заполнением большого количества документов; при проведении операций по картам не были отработаны механизмы действий при несанкционированных списаниях с карт, при проведении возврата в связи с отменой операции и так далее.

Несмотря на все перечисленные сложности, банковские платежные карты получали в России все большее распространение. Основным каналом распространения первоначально стали так называемые зарплатные проекты. Суть зарплатных проектов состоит в следующем: между банком и предприятием заключается договор, согласно которому банк открывает работникам предприятия специальные карточные счета, выдает им банковские карты, а предприятие перечисляет в банк зарплату своих работников (для зачисления на открытые карточные счета). В результате банк получает в свое распоряжение остатки на карточных счетах, которые в случае крупных предприятий становятся существенным дополнительным источником ресурсов, а предприятие экономит на упрощении процедуры выдачи зарплаты, уменьшении расходов на кассовых работников и получает ряд других преимуществ.

Карты, выданные в рамках зарплатных проектов, в основном использовались для обналичивания и первые годы мало способствовали расширению сферы безналичных расчетов. Тем не менее, сам факт, что на руках у населения находилось все больше банковских карт, оказывал определенное давление на рынок, способствовал расширению сети обслуживающих карты магазинов, ресторанов, пунктов выдачи наличных. Большие возможности для реализации многофункциональных зарплатных проектов давали карты с микропроцессором, которые в середине 90-х гг. XX в. получили в России широкое распространение.

Другим важным клиентским сегментом – потенциальными держателями карт в России стали туристы. В этом клиентском сегменте возник спрос на карты международных платежных систем. Преимущества пользования международной картой – это возможность снять наличные в валюте страны пребывания (причем, часто по лучшему обменному курсу, чем в России), удобство и скидки при расчетах за прокат автомобилей и так далее.

На начальном этапе российские банки выдавали карты международных платежных систем с большой осмотрительностью и на достаточно жестких условиях. В середине 90-х гг. в тарифах по выдаче и обслуживанию пластиковой карты международной платежной системы любого банка обязательно присутствовала такая позиция, как «страховой депозит». Это сумма, размещаемая на отдельном счете клиента (ее размер зависел от платежного лимита по карте), которая недоступна клиенту для расчетов с использованием выданной ему карты и возвращалась клиенту только в случае закрытия карточного счета. Предполагалось, что страховой депозит в определенной степени гарантировал банку возврат при несанкционированном овердрафте по специальному карточному счету.

Вскоре российские банки – полноправные члены международных платежных систем открыли для себя новый бизнес – распространение своих карт через банки-агенты. При распространении карт по агентской схеме банк-агент, заключив специальный договор с банком-эмитентом, получал право распространять среди своих клиентов карты этого банка. Здесь следует подчеркнуть, что с точки зрения международных платежных систем российский банк-агент не был эмитентом карт, поскольку не имел никаких договоров с платежными системами, не являлся их членом. Более того, платежные системы могли не подозревать о его существовании, поскольку с их точки зрения все выпущенные банком-агентом карты являлись картами банка-эмитента. Что касается позиции Центрального банка РФ, тут ситуация была несколько иная. В соответствии с нормативным документом Банка России банк-агент считался эмитентом карт, если в банке-агенте открывались и велись карточные счета клиентов. Поскольку некоторые банки – полноправные члены международных систем предоставляли своим агентам такую возможность, а некоторые – нет, то именно в соответствии с этим критерием Банк России и определял, является банк-агент эмитентом или нет.

Перед клиентами банки-агенты, как правило, не афишировали свою посредническую роль. Клиентам всегда объявлялось, что банк эмитирует международные карты, даже если на самом деле банк-агент всего лишь принимал наличные от клиентов и перечислял их в банк-эмитент на специальные карточные счета.

В процессе развития агентского бизнеса некоторые банки пошли на создание специальных партнерских программ. В этом случае банки-агенты получили возможность выпускать карты нейтрального дизайна, содержащего наименование программы и банка-агента.

Следует отметить, что на определенном этапе бурное развитие агентских схем в России стало вызывать беспокойство у VisaInternational. Указанная платежная система стала вести планомерную целенаправленную работу по выявлению таких неофициальных «эмитентов» и приданию им официального статуса в рамках своей платежной системы. Связано это было с двумя важными факторами. Во-первых, законное беспокойство у Visa вызывал рост числа неофициальных участников платежной системы, которые активно пользовались престижным международным брэндом и фактически ничего не платили за это. Во-вторых, что тоже было существенно, этот рост «банков-неплательщиков» привел к реальному снижению уровня сервиса держателей карт. И вот примерно со второй половины 90-х гг. у банков-эмитентов появились программы, позволявшие банкам-агентам вступать в международные платежные системы на правах ассоциированных членов при спонсорстве полноправных членов.

К 2005 г. в итоге более чем десятилетнего развития карточного бизнеса в российских банках, во-первых, существенно снизились тарифы на получение и обслуживание всех видов карт. Во-вторых, расширился продуктовый ряд (в этом ряду появились кредитные карты). В-третьих, расширилась сфера применения карт – банки стали выпускать карты в рамках так называемых кобрэндинговых или совместных с небанковскими компаниями программ – сетями торговых магазинов, авиакомпаниями, ресторанами. И в-четвертых, сам карточный бизнес в российских банках по уровню своей организации стал более унифицированным, эффективным и дружественным по отношению к держателю карты. Так, бурное развитие потребительского кредитования в 2000–2004 гг. привело к тому, что во многих крупных магазинах банки стали размещать небольшие офисы, в которых покупателям магазина кредитная карта оформлялась и выдавалась в течение 15–20 минут.

Всё это время в экономической системе назревала необходимость создания правовой базы функционирования платежных карт. Положений, издаваемых Банком России, было достаточно для формирования учета и отчетности по картам, однако для целостного регулирования данного сегмента платежной системы требовалась более значительная нормативно-правовая база. Так появилась идея создания Национальной системы платежных карт. Национальная система платежных карт (НСПК) – это проект создания в России собственной платёжной системы, которая могла бы стать альтернативой международным платёжным системам, а также одноэмитентным и ведомственным платёжным системам. Первоначально в законопроект была включена глава, регулирующая данную систему в РФ, однако в окончательном варианте законопроекта, а теперь уже и в законе, такой главы нет[47]. Однако, принятие закона «О национальной платежной системе» можно считать одним из самых значительных событий в платежной сфере последних лет.

Новый закон нацелен на создание для всех платежных систем, действующих на территории России, единых правил игры. Согласно документу, под регулирование Банка России теперь подведены и международные платежные системы, действующие в стране, и интернет-платежные системы, и переводчики денег. Стремление Центрального банка как регулятора усовершенствовать законодательную базу национальной платежной системы (НПС) отвечает интересам развития рынка платежей в России. Для всех участников платежной системы важно наличие выверенной нормативной базы в лице данного закона, основанной на принципах свободной конкуренции и имеющей целью защищать права потребителей, а также обеспечивать безопасность и надежность безналичных платежей.

2.2. Правовые и организационные основы современной национальной платежной системы России

Поступательный рост экономики Российской Федерации и повышение степени ее вовлеченности в мировую экономическую систему обуславливают высокий уровень требований, выдвигаемых к отечественной финансовой инфраструктуре, в том числе к национальной платежной системе.

НПС является одним из ключевых компонентов финансовой инфраструктуры экономики, посредством которого формируется общий денежный спрос, поддерживается общественное доверие к национальной валюте как средству платежа, а также обеспечивается реализация денежно-кредитной политики. Однако НПС, обеспечивая финансовым институтам возможность переводить денежные средства, становится потенциальным каналом, через который финансовые риски могут распространяться не только от одной финансовой организации к другим, но и от одного рынка финансовых активов к другим. Развитие НПС необходимо рассматривать как комплексный и сбалансированный процесс, охватывающий как инфраструктурные аспекты (платежные инструменты и операционные, клиринговые и расчетные центры, составляющие платежную инфраструктуру), так и институциональные аспекты (такие как правовая база, стандарты, рыночное взаимодействие, механизмы консультаций заинтересованных сторон).

С принятием закона «О национальной платежной системе» в России был начат новый этап развития платежной системы: изменилась структура платежной системы (в ней появились новые институты), была введена в экономический оборот новая терминология, соответствующая международным подходам.

Введенное понятие национальной платежной системы соответствует институциональному подходу к её определению.

Национальная платежная система – совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы)[48].

Там же представлено унифицированное определение, применимое к любой платежной системе:

Платежная система – совокупность организаций, взаимодействующих по правилам платежной системы в целях осуществления перевода денежных средств, включающая оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры и участников платежной системы, из которых как минимум три организации являются операторами по переводу денежных средств.

Законом введено понятие значимой платежной системы. Платежная система считается значимой, если соответствует критериям, установленным в законе. Причем критерии разделяются для системно значимых платежных систем и социально значимых платежных систем.

Требования к системно значимой платежной системе:

1) осуществление оператором платежной системы, и (или) платежным клиринговым центром, и (или) расчетным центром мониторинга и анализа рисков в режиме реального времени;

2) осуществление расчета в платежной системе в режиме реального времени или в течение одного дня;

3) осуществление расчета через расчетный центр, соответствующий требованиям финансовой устойчивости и управления рисками, установленным Банком России;

4) обеспечение гарантированного уровня бесперебойности оказания операционных услуг;

5) создание органа управления рисками значимой платежной системы и использование не менее двух способов управления рисками.


Требования к социально значимой платежной системе:

1) осуществление оператором платежной системы, и (или) платежным клиринговым центром, и (или) расчетным центром мониторинга и анализа рисков на постоянной основе;

2) осуществление расчета через расчетный центр, являющийся банком – участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, соответствующий требованиям управления рисками, установленным Банком России, или через небанковскую кредитную организацию, осуществляющую расчет по счетам других кредитных организаций не менее трех лет;

3) обеспечение гарантированного уровня бесперебойности оказания операционных услуг;

4) создание органа управления рисками значимой платежной системы и использование не менее двух способов управления рисками.


Требования Банка России к значимой платежной системе применяются по истечении 90 календарных дней со дня получения оператором платежной системы уведомления Банка России о признании платежной системы значимой.

Схематично основные элементы НПС и взаимосвязи между ними представлены на рисунке (см. рис. 2.2.1).[49]


Рис 2.2.1. Основные элементы национальной платежной системы и взаимосвязи между ними.


Представим структуру национальной платежной системы России в соответствии с подходом, изложенным в первой главе работы (см. рис. 2.2.2.).


Рис. 2.2.2.Структура Национальной платежной системы России.


Соответственно необходимо определить тех участников платежной системы, которые включены в её структуру.

Оператор по переводу денежных средств – организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств. Это может быть Банк России, Внешэкономбанк или имеющие на это право иные кредитные организации.

Оператор электронных денежных средств – это субъект платежной системы, входящий в группу операторов по переводу денежных средств, специализирующийся на переводах электронных денежных средств без открытия банковского счета.

Для выполнения отдельных аспектов деятельности при переводах денежных средств могут привлекаться банковские платежные агенты и субагенты.

Банковский платежный агент – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях:

1) принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов;

2) предоставления клиентам электронных средств платежа и обеспечения возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств;

3) проведения идентификации клиента – физического лица, его представителя и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.


Банковский платежный субагент в свою очередь также может быть привлечен банковским платежным агентом для выполнения всех или части из указанных операций.

Одним из ключевых участников в платежной системе России является оператор платежной системы.

Оператор платежной системы – организация, определяющая правила платежной системы, а также выполняющая ряд других функций:

1) организация и осуществление контроля за соблюдением правил участниками платежной системы и операторами услуг платежной инфраструктуры;

2) осуществление привлечения операторов услуг платежной инфраструктуры, исходя из характера и объема операций в платежной системе;

3) обеспечение контроля за оказанием услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы;

4) ведение перечня операторов услуг платежной инфраструктуры;

5) организация системы управления рисками в платежной системе, осуществление оценки и управления рисками в платежной системе;

6) обеспечение возможности досудебного и (или) третейского рассмотрения споров с участниками платежной системы и операторами услуг платежной инфраструктуры.


Операторы услуг платежной инфраструктуры включают в себя следующие организации – операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр.

Операционный центр – организация, обеспечивающая в рамках платежной системы для участников платежной системы и их клиентов доступ к услугам по переводу денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, а также обмен электронными сообщениями.

Платежный клиринговый центр – организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивающая в рамках платежной системы прием к исполнению распоряжений участников платежной системы об осуществлении перевода денежных средств.

Центральный платежный клиринговый контрагент – платежный клиринговый центр, выступающий в соответствии с настоящим Федеральным законом плательщиком и получателем средств по переводам денежных средств участников платежной системы.

Расчетный центр – организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивающая в рамках платежной системы исполнение распоряжений участников платежной системы посредством списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы, а также направление подтверждений, касающихся исполнения распоряжений участников платежной системы.

Объектом платежной системы, которые связывает всех её участников, является платеж или платежная операция. В российском законодательстве он формализован до понятия «перевод денежных средств» и «платежная услуга»:

Перевод денежных средств – действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика. Перевод может затрагивать контрагентов из других стран и тогда он определяется как трансграничный перевод.

Трансграничный перевод денежных средств – перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщик либо получатель средств находится за пределами Российской Федерации, и (или) перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщика или получателя средств обслуживает иностранный центральный (национальный) банк или иностранный банк.

Платежная услуга – услуга по переводу денежных средств, услуга почтового перевода и услуга по приему платежей.

Основными характеристиками переводов денежных средств являются безотзывность, безусловность и окончательность:

1) безотзывность перевода денежных средств – характеристика перевода денежных средств, обозначающая отсутствие или прекращение возможности отзыва распоряжения об осуществлении перевода денежных средств в определенный момент времени;

2) безусловность перевода денежных средств – характеристика перевода денежных средств, обозначающая отсутствие условий или выполнение всех условий для осуществления перевода денежных средств в определенный момент времени;

3) окончательность перевода денежных средств – характеристика перевода денежных средств, обозначающая предоставление денежных средств получателю средств в определенный момент времени;


Несомненным достоинством нового закона является легализация деятельности сетевых платежных систем, которые до этого функционировали на территории Российской Федерации, не имея закрепленного правового статуса. В настоящее время в соответствии с требованиями закона все платежные Интернет-системы России должны быть зарегистрированы в качестве кредитных организаций. В связи с эти законодательство определило также понятие электронных денег, до этого встречающееся только в международных документах Комитета по платежным и расчетным системам:

Электронные денежные средства – денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета, для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.

При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность или деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета.

Помимо этого также определено электронное средство платежа – это средство или способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Мировая практика подтверждает тот факт, что успешной реализации проектов по развитию национальных платежных систем способствовало создание правовой базы, обладающей следующими характеристиками[50]:

1) логичная (т. е. отсутствие взаимоисключающих и противоречивых норм);

2) перспективная (т. е. учитывающая накопленный опыт и возможные инновации);

3) недискриминационная к отдельным участникам рынка;

4) взвешенная (т. е. пропорциональная проблемам, которые могут возникнуть в случае отсутствия регулирования).


Развитие национальной платежной системы является комплексным процессом, на который влияет целый ряд факторов. Международно-признанными считаются 14 руководящих принципов Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов, упоминаемые ранее, сгруппированные по четырем направлениям:

1) роль банковской системы, включая центральный банк;

2) эффективное планирование и реализация проектов;

3) развитие институциональной структуры;

4) разработка надежной и эффективной платежной инфраструктуры.


Первое направление – роль банковской системы, включая центральный банк – объединяет два принципа:

a) Сохранение за центральным банком главной роли: в силу общей ответственности центрального банка за устойчивость национальной валюты ему принадлежит главная роль в развитии использования денег в качестве эффективного платежного средства.

b) Повышение роли устойчивой банковской системы: доступные конечным пользователям счета для осуществления платежей, платежные инструменты и услуги предоставляются банками и другими аналогичными финансовыми учреждениями, которые конкурируют между собой, но часто вынуждены действовать совместно в качестве системы.


В своей деятельности Банк России основательно подходит к изучению и адаптации передовой зарубежной практики в области платежных и расчетных систем. Так, следуя первому принципу, Банк России с точки зрения существующей практики функционирования платежных систем и их дальнейшего развития играет ключевую роль, выполняя ряд функций и осуществляя деятельность, направленную на выполнение указанных функций.

Второе направление – эффективное планирование и реализация проектов – включает:

a) осознание комплексности национальной платежной системы: планирование должно основываться на всестороннем понимании всех ключевых элементов национальной платежной системы и главных факторов, влияющих на ее развитие;

b) концентрацию внимания на потребностях: определение платежных потребностей всех пользователей национальной платежной системой, а также возможностей экономики и действие исходя из них;

c) установление четких приоритетов: стратегическое планирование и определение приоритетов развития национальной платежной системы;

d) реализацию – обеспечение эффективной реализации стратегического плана.


Третье направление – развитие институциональной структуры – составляют:

a) содействие развитию рынка: расширение и совершенствование рыночного взаимодействия при оказании платежных услуг являются ключевыми аспектами эволюции национальной платежной системы;

b) вовлечение соответствующих заинтересованных сторон: поощрение проведения эффективных консультаций среди соответствующих заинтересованных сторон в национальной платежной системе;

c) сотрудничество в целях эффективного наблюдения: эффективное наблюдение центрального банка за платежной системой часто требует наличия механизмов сотрудничества с другими органами власти;

d) обеспечение правовой определенности: разработка прозрачной, комплексной и устойчивой правовой базы для национальной платежной системы.


Последнее направление – разработка надежной и эффективной платежной инфраструктуры – включает:

a) расширение доступности розничных платежных услуг: расширение доступности и выбор эффективных и безопасных безналичных платежных инструментов и услуг для потребителей, предприятий и органов государственной власти путем расширения и совершенствования инфраструктур для розничных платежей;

b) развитие платежной системы для крупных сумм, основанной, прежде всего, на потребностях финансовых рынков и росте критичных по времени межбанковских платежей;

c) сочетание развития платежных систем и систем по ценным бумагам: координация развития систем по ценным бумагам и платежных систем для крупных сумм в целях обеспечения надежности и эффективности финансовой системы;

d) координацию расчетов в розничных системах, системах для крупных сумм и системах по ценным бумагам: процессы расчета в ключевых системах должны быть операционно скоординированы в целях эффективного управления взаимосвязанными потребностями в ликвидности и расчетными рисками, возникающими при их взаимодействии.


В соответствии с международной практикой центральный банк несет ответственность по наблюдению за платежными системами и их инфраструктурой. В рамках деятельности по оценке платежных систем проводится анализ представляемых организациями данных самооценки на соответствие платежных систем международным стандартам.

Что касается развития инфраструктурной составляющей по обеспечению переводов на крупные суммы, то стоит отметить запуск технологии торгов с центральным (клиринговым) контрагентом на фондовом рынке.

Торги в новых режимах, которые стали возможны благодаря введению центральных контрагентов, расширяют торговые возможности участников рынка, снижают их издержки, существенно снижают объем отвлечения активов под операции, предоставляют возможность использования ценных бумаг в качестве обеспечения, и, кроме того, создают условия для надежного и эффективного размещения денежных средств и ценных бумаг в анонимном режиме.

С точки зрения развития рынка систем перевода денежных средств необходимо отметить приоритетные направления, такие, как диверсификация сервисов с целью предоставления клиентам новых, более удобных способов осуществления денежных переводов, расширение инфраструктуры, реализация программ лояльности, а также инвестирование в инновационные проекты по осуществлению денежных переводов с использованием мобильных и интернет-технологий.

Инновации в сфере розничных платежей, прежде всего, связаны с расширением перечня платежных услуг, предлагаемых с использованием карт, например, переводы «с карты на карту»; оплата услуг в банкоматах; социальные проекты; выпуск «виртуальных карт» и тому подобное.

Кроме того, в настоящее время наблюдается увеличение количества операций по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг мобильной связи, Интернет-провайдеров, провайдеров кабельного телевидения, совершаемых посредством банкоматов и мобильных телефонов.

Другим важным аспектом является реализация проектов в социальной сфере на основе выпуска карт, используемых для выплат социального характера и предоставления населению комплекса услуг социальной сферы с набором различных ведомственных приложений. Многофункциональные социальные карты позволяют упростить предоставление льгот, повысить уровень обслуживания их получателей, обеспечить контроль расходования средств, выделяемых бюджетом на эти цели.

Фундаментальной основой внедрения инноваций в национальной платежной системе является повышение финансовой грамотности и непрерывное обучение населения. В рамках своей деятельности Департамент регулирования расчетов прорабатывает вопросы финансовой грамотности в сфере розничных платежных услуг. В развитие данного направления Банк России выпустил Памятку «О мерах безопасного использования банковских карт». Памятка направлена на повышение информированности клиентов о мерах по сохранности банковской карты, ее реквизитов и других данных, а также на снижение возможных рисков при совершении операций с использованием банковской карты в банкомате, при безналичной оплате товаров и услуг, в том числе через сеть Интернет.

В соответствии с «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов», важными элементами развития национальной платежной системы Российской Федерации являются модернизация платежных инструментов и совершенствование правил осуществления платежей и переводов денежных средств в Российской Федерации с учетом международного опыта и российской банковской практики с целью повышения эффективности обработки платежей на всех этапах перевода денежных средств и сближения с международными стандартами.

Изучение международного опыта использования стандартов показывает, что наиболее значимые и широко используемые стандарты разработаны в рамках комитета Международной организации по стандартизации. Это такие основополагающие банковские стандарты, как стандарт идентификации банков или международный номер банковского счета. Совместно с Федеральным агентством по метрологии и стандартизации Российской Федерации проведена работа по обеспечению представительства Банка России в составе Комитета Международной организации по стандартизации. Специалисты Банка России участвуют в работе трех подкомитетов (безопасность банковских операций, основные банковские услуги, карты и связанные розничные операции) и семи рабочих групп (в том числе безопасность цифровых архивов финансовой информации, подготовка рекомендаций по наилучшему использованию стандартов кодов стран и валют, подготовка стандарта для обмена электронными счетами-фактурами).

В июле 2009 года Банк России стал членом Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов. Включение в состав участников Комитета по платежным и расчетным системам повышает возможности Банка России по внесению вклада в финансовую стабильность через усовершенствование внутренней и глобальной платежной и расчетной инфраструктуры, а также способствует поддержанию стандартов и практики регулирования, наблюдения и надзора в соответствии с развитием рынка и ростом взаимозависимости среди различных сегментов инфраструктуры финансового рынка.

Для построения эффективных механизмов финансового рынка и развития национальной платежной системы необходимы совместные усилия финансовых организаций и государства. Финансовых организаций – в направлении дальнейшего развития продуктов и услуг, а также обеспечения их соответствия международным стандартам и наилучшей международной практике. Государства – в направлении совершенствования регулирования рынка, обеспечения интеграции национальной платежной системы в государственные и региональные социальные и информационные проекты, а также для достижения цели формирования в России международного финансового центра, обеспечивающего глобальную конкурентоспособность российского рынка.

Создание прочного фундамента для построения отвечающей современным требованиям и эффективной национальной платежной системы даст России возможность полностью реализовать положительный потенциал банковского сектора и повысить эффективность национальной экономики.

Дальнейшая деятельность Банка России будет направлена на реализацию программных документов (в частности, «Стратегии развития национальной платежной системы»), в которой предусмотрены конкретные мероприятия, нацеленные на формирование НПС согласно разработанной правовой базе и с учетом текущего состояния развития платежной системы России.

В условиях имеющихся кризисных явлений и нестабильности финансовых рынков перед мировым финансовым сообществом неизбежно встает вопрос поиска новых резервных валют, роль которых могли бы выполнять единые или доминирующие валюты экономических регионов, в том числе формируемых на базе интеграционного объединения стран. Наметившаяся в последнее десятилетие тенденция перехода к многополярному финансовому миру, центрами которого могут стать не только Соединенные Штаты, но и другие страны, включая различные интеграционные группировки, способствует созданию и укреплению международных валютных зон и введению в действие единых региональных валют. Положение России в ряде интеграционных группировок позволяет обеспечить условия для становления российского рубля в качестве лидирующей расчетной валюты в обслуживании региональной внешнеэкономической деятельности. Итоги кризиса 2008–2009 годов показали, что существуют очевидные предпосылки для использования российского рубля в качестве расчетной единицы. Российская Федерация является значительными перспективным рынком. У России есть возможность показать, что проведение расчетов в ее национальной валюте является не только политической целью, но и экономически выгодным способом регулирования трансакционных издержек для других стран.

В заключение необходимо отметить, что развитие НПС – это прежде всего эволюционный процесс, преобразующий существующую национальную финансовую инфраструктуру. Предполагается, что по итогам совместной работы вовлеченных организаций НПС должна стать доступной для населения, выгодной для бизнеса, эффективной для государства и безопасной для всех.

2.3. Порядок осуществления перевода денежных средств в Российской Федерации

В настоящее время в Российской Федерации порядок осуществления перевода денежных средств регламентируется Положением Банка России № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов (см. рис. 2.3.1.):


Рис. 2.3.1. Формы безналичных расчетов.


Формы безналичных расчетов выбираются клиентами банков самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами.

Клиенты банков составляют распоряжения о переводе денежных средств, на основании которых осуществляется перевод денежных средств. Общим термином «распоряжения» Банк России обозначил все документы, на основании которых кредитные организации осуществляют переводы денежных средств. Положение № 383-П устанавливает подробные описания и характеристики следующих распоряжений:

– платежное поручение;

– инкассовое поручение;

– платежное требование;

– платежный ордер.


Перечисленные формы распоряжений применяются в рамках всех форм безналичных расчетов. Помимо четырех указанных форм распоряжений, в практике банковской деятельности могут быть использованы и другие виды распоряжений, для которых Положением не установлены перечень реквизитов и формы. Если кредитная организация использует в своей деятельности «нестандартные» распоряжения, то их формы, реквизиты и порядок работы с ними должны быть утверждены внутренними документами кредитной организации[51].

К расчетным (платежным) документам, кроме распоряжений о переводе денежных средств, относятся так же банковские ордера.

По данным Банка России, в январе-сентябре 2013 года в России было использовано 3 242,9 млн. ед. платежных документов на сумму 321 333,4 млн. руб., из них 97,2 % – платежные поручения, 0,6 % – платежные требования и инкассовые поручения, 0,0 % – чеки, около 2 % – банковские ордера[52].

Распоряжения могут быть составлены как в электронном виде (в т. ч. с использованием электронных средств платежа), так и на бумажных носителях. На основании распоряжения плательщика, банк плательщика может составлять распоряжение и осуществлять разовый и периодический перевод денежных средств.

В схеме перевода денежных средств составителями распоряжений о переводе денежных средств могут выступать:

– плательщики;

– получатели средств;

– взыскатели средств (т. е. лица или органы, имеющие право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков[53]);

– банки.


В качестве плательщиков и получателей средств выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, банки.

Кредитные организации осуществляют переводы денежных средств в рублях по банковским счетам своих клиентов, а также без открытия банковских счетов на основании распоряжений о переводе. Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам посредством:

– списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств;

– списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и выдачи наличных денежных средств получателям средств – физическим лицам;

– списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и увеличения остатка электронных денежных средств получателей средств.

– Кредитные организации осуществляют перевод денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе с использованием электронных средств платежа, посредством:

– приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика – физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;

– приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика – физического лица и выдачи наличных денежных средств получателю средств – физическому лицу;

– приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика – физического лица и увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств;

– уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;

– уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и выдачи наличных денежных средств получателю средств – физическому лицу;

– уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств.


Рассмотрим подробнее формы безналичных расчетов.

1. Расчеты платежными поручениями. При расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщика (для физического лица) получателю средств, указанному в распоряжении плательщика.

Схематично расчеты платежными поручениями можно изобразить следующим образом (см. рис. 2.3.2. и 2.3.3.).


Рис. 2.3.2.Схема расчетов платежными поручениями по банковскому счету плательщика.


Исходя из требований регулятора, вытекающих из Положения № 383-П, можно определить, когда кредитная организация применяет расчетный (платежный) документ в виде платежного поручения[54].


Рис. 2.3.3. Схема расчетов платежными поручениями без открытия банковского счета плательщика.


Во-первых, юридические и физические лица могут давать распоряжения о списании денежных средств с их банковских счетов, в том числе о переводе денежных средств со счета по вкладу (депозиту). Распоряжение может быть составлено на общую сумму с реестром, в который включены распоряжения одной группы очередности о переводе денежных средств нескольким получателям.

Во-вторых, юридические лица могут давать распоряжения о проведении расчетов без открытия счета, в том числе с использованием средств электронного платежа, для перевода электронных денежных средств с банковского счета клиента на счет банка. В ином случае юридическое лицо может представить распоряжение в электронном виде на перечисление денежных средств, в том числе посредством перевода электронных денежных средств, на основании которого банк составит расчетный документ – платежное поручение.

В аналогичном порядке плательщик-физическое лицо дает распоряжение о переводе денежных средств без открытия банковского счета, которое может быть составлено в виде заявления. Форма распоряжения о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика-физического лица на бумажном носителе устанавливается кредитной организацией или получателями средств по согласованию с банком. В нем должны быть указаны реквизиты плательщика, получателя средств, банков, сумма перевода, назначение платежа, иная информация по согласованию с банком. На основании распоряжения плательщика-физического лица, предоставленного в электронном виде или на бумажном носителе, кредитная организация составляет расчетный документ – платежное поручение и осуществляет расчеты. На основании распоряжений плательщиков-физических лиц кредитная организация может составить платежное поручение на общую сумму и направить его банку-получателю реестра или распоряжений плательщиков-физических лиц.

В-третьих, сам банк может выступать плательщиком или получателем денежных средств. Он вправе самостоятельно разработать форму распоряжения, на основании которого будет составляться платежное поручение, за исключением случая, когда плательщиком является сам банк, а получателем – клиент банка. Тогда перевод денежных средств на банковский счет клиента-получателя средств осуществляется банком на основании составляемого им расчетного документа – банковского ордера. Если плательщиком является банк, перевод денежных средств на банковский счет клиента – получателя средств может осуществляться банком на основании составляемого им банковского ордера.

Платежное поручение как расчетный документ выполняет функцию распоряжения либо расчетного документа, составленного на основании распоряжения, для осуществления безналичных расчетов платежными поручениями, расчетов по аккредитиву, расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Отметим, что платежное поручение действительно для представления в банк в течение 10 календарных дней со дня его составления.

2. Расчеты по аккредитиву. При расчетах по аккредитиву банк, действующий по распоряжению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями, обязуется осуществить перевод денежных средств получателю средств при условии представления получателем средств документов, предусмотренных аккредитивом и подтверждающих выполнение иных его условий, либо предоставляет полномочие другому банку на исполнение аккредитива[55].

Таким образом, можно выделить следующие особенности аккредитивной формы расчетов:

– получатель средств прежде, чем получить деньги, должен выполнить условия, предусмотренные аккредитивом, например, он сначала должен отгрузить товар и предоставить в свой банк документы, подтверждающие отгрузку;

– получатель средств до выполнения своей части договора (например, до отгрузки товара) знает, что деньги для него у покупателя задепонированы или имеется банковская гарантия на случай невыполнения покупателем обязательств по переводу денежных средств;

– со стороны плательщика важным условием является тот факт, что поставленный товар будет надлежащего качества, в согласованном объеме и ассортименте (для этого в условиях аккредитива нужно указать, что продавец должен представить в банк определенные документы, подтверждающие качество, количество и ассортимент товара).


Банк, действующий по распоряжению плательщика об открытии аккредитива, называется банком-эмитентом. В качестве исполняющего банка может выступать банк плательщика, банк получателя средств или иной банк. Банк-эмитент вправе открыть аккредитив от своего имени и за свой счет. В этом случае банк-эмитент является плательщиком.

Реквизиты и форма (на бумажном носителе) аккредитива устанавливаются банком. В аккредитиве должна быть указана следующая обязательная информация:

– номер и дата аккредитива;

– сумма аккредитива;

– реквизиты плательщика;

– реквизиты банка-эмитента;

– реквизиты получателя средств;

– реквизиты исполняющего банка;

– вид аккредитива;

– срок действия аккредитива;

– способ исполнения аккредитива;

– перечень документов, представляемых получателем средств, и требования к представляемым документам;

– назначение платежа;

– срок представления документов;

– необходимость подтверждения (при наличии);

– порядок оплаты комиссионного вознаграждения банков.


В аккредитиве может быть указана иная информация.

В России могут использоваться следующие разновидности аккредитивов[56].

Покрытый (депонированный) аккредитив. Такая форма аккредитива наиболее распространена, она предусматривает, что покупатель открывает счет в банке (банке-эмитенте) и вносит на него денежные средства в сумме, необходимой для оплаты аккредитива (либо берет их в этом банке в кредит под обеспечение). Эти средства банк-эмитент перечисляет на корреспондентский счет исполняющего банка. Когда наступает время исполнения аккредитива, исполняющий банк перечисляет средства, находящиеся у него на корреспондентском счете, на счет продавца (см. рис. 2.3.4.).


Рис. 2.3.4. Схема расчетов по депонированному аккредитиву.


Исполняющий банк сообщает условия поступившего от банка-эмитента аккредитива получателю средств. Перевод денежных средств в исполняющий банк в качестве покрытия по покрытому (депонированному) аккредитиву осуществляется платежным поручением банка-эмитента с указанием информации, позволяющей установить аккредитив, в том числе дату и номер аккредитива. Получатель средств может представить документы непосредственно в банк-эмитент. По покрытому (депонированному) аккредитиву банк-эмитент обязан запросить у исполняющего банка подтверждение, что получателем средств документы в исполняющий банк не представлялись, и вправе потребовать от исполняющего банка возврата суммы покрытия на основании запроса, подтверждающего представление документов получателем средств в банк-эмитент, а в случае подтвержденного аккредитива – также исполнение аккредитива банком-эмитентом. В этом случае исполняющий банк осуществляет возврат суммы покрытия не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса банка-эмитента. Исполнение аккредитива осуществляется посредством перевода денежных средств платежным поручением исполняющего банка на банковский счет получателя средств или посредством зачисления соответствующей суммы на банковский счет получателя средств в исполняющем банке. После исполнения аккредитива исполняющий банк направляет банку-эмитенту извещение об исполнении аккредитива с указанием суммы исполнения и приложением представленных документов не позднее трех рабочих дней после дня исполнения аккредитива. При установлении несоответствия по внешним признакам документов, принятых исполняющим банком от получателя средств, условиям аккредитива банк-эмитент вправе требовать от исполняющего банка возврата сумм, выплаченных получателю средств за счет переведенного в исполняющий банк покрытия (по покрытому (депонированному) аккредитиву), возмещения сумм, списанных с корреспондентского счета, открытого в исполняющем банке, либо отказать исполняющему банку в возмещении сумм, выплаченных получателю средств (по непокрытому (гарантированному) аккредитиву). При закрытии покрытого (депонированного) аккредитива возврат неиспользованных денежных средств банку-эмитенту осуществляется платежным поручением исполняющего банка не позднее рабочего дня, следующего за днем закрытия аккредитива.

Непокрытый (гарантированный) аккредитив. Стороны могут договориться об использовании непокрытого аккредитива. В таком случае банк-эмитент не перечисляет денежные средства в исполняющий банк, но когда наступает время исполнения аккредитива, исполняющий банк списывает необходимую сумму с открытого у него счета банка-эмитента на расчетный счет продавца. В таком случае банк покупателя гарантирует оплату банку продавца. В свою очередь покупатель должен гарантировать оплату банку, предоставив обеспечение. Преимущество такой формы аккредитива для покупателя заключается в том, что для открытия аккредитива не требуется выводить из оборота собственные денежные средства (см. рис. 2.3.5.)


Рис. 2.3.5. Схема расчетов по гарантированному аккредитиву.


При исполнении непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющий банк вправе не осуществлять исполнение аккредитива до поступления денежных средств от банка-эмитента, за исключением случая подтверждения аккредитива подтверждающим банком.

Безотзывный аккредитив не может быть отменен по одностороннему заявлению покупателя без согласия продавца. Большинство аккредитивов безотзывные, поскольку это обеспечивает интересы поставщика. Согласие получателя средств на изменение условий безотзывного аккредитива может быть выражено посредством представления документов, соответствующих измененным условиям аккредитива. Условия безотзывного аккредитива являются измененными или безотзывный аккредитив является отмененным со дня, следующего за днем получения исполняющим банком заявления получателя средств с его согласием, о котором исполняющий банк извещает банк-эмитент не позднее трех рабочих дней начиная со дня поступления заявления получателя средств.

Однако обязательно нужно учитывать, что если прямо не указано, что аккредитив безотзывный, то он считается отзывным. При исполнении отзывного аккредитива исполняющий банк осуществляет исполнение аккредитива в полной сумме и на действующих условиях аккредитива если до представления документов получатель средств не получил от банка-эмитента извещения об отмене аккредитива или изменении других условий аккредитива, в части суммы аккредитива – при получении от банка-эмитента извещения об уменьшении суммы аккредитива.

При установлении соответствия представленных документов условиям аккредитива исполняющий банк осуществляет исполнение аккредитива. Исполнение аккредитива может осуществляться банком следующими способами:

– непосредственно по представлении документов в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия банком решения о соответствии представленных получателем средств документов условиям аккредитива, но не позднее трех рабочих дней после истечения пятидневного срока, установленного для проверки представленных документов;

– с отсрочкой исполнения в определенную (определенные) условиями аккредитива дату (даты) или установленный срок, начиная с даты совершения определенных действий, включая представление документов, отгрузку товаров;

– иным способом, предусмотренным условиями аккредитива.


При установлении несоответствия представленных документов по внешним признакам условиям аккредитива исполняющий банк вправе отказать в исполнении аккредитива, уведомив об этом получателя средств и банк-эмитент, мотивируя отказа. Исполняющий банк может предварительно запросить банк-эмитент о согласии принять представленные документы с расхождениями. В этом случае документы находятся на хранении в исполняющем банке до получения ответа банка-эмитента. Если плательщик дает банку-эмитенту согласие на принятие представленных документов с расхождениями, банк-эмитент вправе дать свое согласие исполняющему банку на исполнение аккредитива. При отказе плательщика в принятии документов с расхождениями банк-эмитент обязан уведомить об этом исполняющий банк с указанием в уведомлении на все расхождения, являющиеся причиной отказа.

3. Расчеты инкассовыми поручениями. Инкассовые поручения применяются:

– при расчетах по инкассо в случаях, предусмотренных договором;

– при расчетах по распоряжениям взыскателей средств.


Получателем средств может являться банк, в том числе банк плательщика.

Инкассовое поручение составляется, предъявляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде, на бумажном носителе.

Применение инкассовых поручений при расчетах по инкассо осуществляется, во-первых, при наличии в договоре банковского счета между плательщиком и его банком условия о списании денежных средств с банковского счета, во-вторых, представлении плательщиком в банк плательщика сведений о получателе средств, имеющем право предъявлять инкассовые поручения к банковскому счету плательщика.

Право предъявления инкассовых поручений к банковскому счету плательщика может быть подтверждено получателем средств посредством представления в банк плательщика соответствующих документов.

Если получателем средств является банк плательщика, условие о списании денежных средств с банковского счета плательщика может быть предусмотрено договором банковского счета на основании составляемого банком банковского ордера.

Схема расчетов инкассовыми поручениями представлена на рисунке 2.3.6.


Рис. 2.3.6.Схема расчетов инкассовыми поручениями.


Инкассовое поручение взыскателя средств может быть предъявлено в банк плательщика через банк получателя средств. Банк получателя средств, принявший инкассовое поручение в целях взыскания денежных средств, обязан предъявить инкассовое поручение в банк плательщика.

Инкассовое поручение, предъявляемое через банк получателя средств, действительно для представления в банк получателя средств в течение 10 календарных дней со дня его составления.

4. Расчеты чеками. Данной, практически не используемой на сегодняшний день, форме расчетов в Положении № 383-П уделено несколько абзацев, сообщающих о том, что банк, желающий с ними работать, может разработать внутренние правила. Чек может содержать реквизиты, определяемые кредитной организацией; форма чека устанавливается кредитной организацией; кредитная организация обязана удостовериться в подлинности чека, а также в том, что предъявитель чека является уполномоченным по нему лицом; чеки кредитных организаций применяются при осуществлении перевода денежных средств, за исключением перевода денежных средств Банком России. Схема расчетов представлена на рисунке 2.3.7.

Конец ознакомительного фрагмента.