Вы здесь

Планирование на предприятиях отрасли. Курс лекций. Лекция 2. Система планирования на предприятии (Е. И. Сидорова, 2015)

Лекция 2. Система планирования на предприятии

1. Сущность, функции и задачи планирования на предприятии

2. Виды планирования на предприятии

3. Принципы и методы планирования

4. Организация планирования на предприятии


Вопрос 1. Для успешной работы в условиях рыночной экономики на предприятиях должно осуществляться эффективное управление всеми видами его деятельности. Одним из важнейших направлений и функций управления является планирование.

Планирование – это процесс разработки планов производственно-хозяйственной и других видов деятельности предприятия на конкретные временные периоды. В процессе планирования определяют основные направления деятельности и развития предприятия с учетом возможных изменений внутренней и внешней среды, целей и задач планирования в текущих периодах времени и задания по выпуску продукции, повышения эффективности производства и решения других задач для достижения намеченных целей. Система планирования на предприятии включает также методы и средства для реализации планируемых заданий, порядок, последовательность и сроки их выполнения. Для обеспечения высокого уровня планирования следует соблюдать законы рыночной экономики, исходить из организационно-управленческих функций, возлагаемых на плановую деятельность, использовать передовые методы и опыт планирования, учитывать политические, социальные, экономические и другие условия, в которых предприятие будет осуществлять свою деятельность по реализации разрабатываемых планов.

Функции управления на предприятии:

– прогнозирование состояния внешней и внутренней среды предприятия;

– выбор и обоснование оптимальных плановых решений по рациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

– координация и интеграция в процессе функционирования структурных подразделений и служб предприятия для обеспечения согласованной и взаимоувязанной их работы;

– контроль работы подразделений и предприятия в целом путем сопоставления плановых показателей с фактическими результатами;

– обеспечение производственной и финансовой безопасности за счет учета фактора риска при планировании и его исключения или уменьшения в практической деятельности;

– информирование и мотивация к высокопроизводительному труду работников предприятия, которым должна предоставляться информация о планируемой производственно-хозяйственной деятельности, их участии в выполнении плановых заданий и материальном вознаграждении;

– обеспечение возможности документированного отражения хода и результатов производственно-хозяйственной и других видов деятельности предприятия.

Задачи планирования на предприятии:

– определение целей планирования;

– выбор и обоснование стратегии и тактики деятельности предприятия для достижения поставленных целей;

– разработка плановых заданий по всем направлениям производственно-хозяйственной деятельности;

– установление требуемых предприятию, его подразделениям и службам материальных, трудовых и финансовых ресурсов для выполнения планируемых работ;

– использование при планировании достижений науки и техники, прогрессивных норм и нормативов для обеспечения рационального и эффективного использования ресурсов;

– увеличение планируемых объемов продаж конкурентоспособной продукции;

– планирование снижения издержек производства и повышения его конкурентоспособности;

– обеспечение финансовой устойчивости предприятия.

Приведенный перечень включает основные функции и задачи планирования, характерные для большинства отечественных субъектов хозяйствования, и может быть дополнен специфическими функциями и задачами, обусловленными особенностями производства. Например, для ряда предприятий химической промышленности и промышленности строительных материалов важной задачей является экологическая – снижение количества отходов производства, их повторное использование и утилизация.


Вопрос 2. Планирование на предприятии представляет собой многопрофильный процесс, поскольку осуществляется для различных видов деятельности, периодов времени, структурных подразделений, ресурсов и средств для выполнения плановых заданий и других целей. Результатом этого является система взаимоувязанных планов (например, производства и реализации продукции, маркетинга, материально-технического обеспечения, по труду и кадрам, издержкам, финансам, инвестициям и другим направлениям деятельности предприятия). В связи с отличием методических подходов, содержания, критериев и других факторов, учитываемых при разработке различных планов, в процессе планирования выделяют различные его виды:

– по методу включения в план и обязательности исполнения плановых заданий: директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования и исполнителей (обычно используется на предприятиях при текущем планировании).

Индикативное планирование носит рекомендательный характер и предусматривает разработку плановых показателей (индикаторов), отражающих динамику, структуру, экономическое состояние предприятия в результате его деятельности и развития в плановом периоде (на предприятии используют, как правило, при перспективном планировании).

Система планирования предприятия должна наиболее оптимально сочетать принципы директивности и индикативности: директивное и индикативное планирование должны дополнять друг друга и быть связаны между собой.

– по временному периоду: долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.

Долгосрочное планирование осуществляется на период более пяти лет. Оно предназначено для определения основных направлений деятельности предприятия на перспективу и выработки общей долговременной стратегии его производственного, технического, экономического и социального развития.

Среднесрочное планирование охватывает период от года до пяти лет. В процессе этого планирования конкретизируются направления развития предприятия на рассматриваемый плановый период, устанавливаются объемные, количественные и качественные плановые показатели по основным видам деятельности.

Краткосрочное планирование выполняют на год с определением плановых заданий на каждое полугодие, квартал, месяц, декаду, неделю, сутки, смену;

– по содержанию планов: стратегическое, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование.

Стратегическое планирование ориентировано на средне – и долгосрочную перспективу и включает выбор и обоснование основных направлений деятельности предприятия, его целей и задач с учетом тенденций развития экономики и соответствующей отрасли, потребностей рынков сбыта в планируемой к выпуску на предприятии продукции, его производственных, материальных и финансовых возможностей, ожидаемых и других результатов.

Тактическое планирование осуществляют, как правило, на средне – и краткосрочные периоды. При этом разрабатывают план экономического и социального развития предприятия, включающий комплексную программу его производственной, хозяйственной и социальной деятельности на планируемый период.

Оперативно-календарное планирование является завершающим этапом в планировании производственно-хозяйственной деятельности предприятия и заключается в разработке и доведении до цехов, участков, рабочих мест, бригад и отдельных исполнителей плановых заданий на короткие промежутки времени (месяц, декаду, неделю, сутки, смену).

Бизнес-планирование предназначено для технико-экономического обоснования целесообразности и эффективности внедрения различных инноваций (новой продукции, техники и технологии, энергосберегающих и других мероприятий), а также для обоснования и получения кредитов и инвестиций;

– по функциональному назначению: планирование маркетинга, производства, материально-технического снабжения, персонала, сбыта продукции, финансов и инвестиций, организационно-технического развития производства.

Планирование маркетинга – это планирование целей, задач и стратегии маркетинговых исследований, определение рынков сбыта и возможных объемов продаж продукции предприятия, оценка конкурентов, планирование рекламной деятельности.

Планирование производства – планирование производственной программы, подготовки и хода производства, выпуска и реализации продукции.

Планирование потребности в материально-технических ресурсах – планирование потребности в сырье, материалах, запасных частях, топливе, энергии и др.

Планирование персонала – планирование численности руководителей, специалистов, служащих, рабочих, а также их подготовки, переподготовки, дополнительного найма или сокращения.

Планирование сбыта продукции – планирование объемов и цены реализуемой продукции, оказания покупателям дополнительных услуг, расходов на сбытовые операции и развитие сбытовой деятельности.

Планирование организационно-технического развития производства и предприятия в целом осуществляется на основе внедрения достижений научно-технического прогресса;

– по объектам управления: планирование на уровне предприятия, цеховое планирование, межцеховое планирование, внутрицеховое планирование.

Планирование на уровне предприятия представляет собой разработку общих планов по всем направлениям деятельности предприятия.

Цеховое планирование – это определение плановых заданий подразделениям основного производства.

Межцеховое планирование – это составление согласованных плановых заданий производственным подразделениям, участвующим в выпуске продукции определенного вида, их связь с материально-техническим снабжением и обслуживанием основного производства вспомогательными цехами и службами предприятия.

Внутрицеховое планирование – разработка оперативных плановых заданий участкам, бригадам, рабочим местам и отдельным исполнителям с учетом выпуска продукции в плановом периоде.

В практической деятельности предприятия должны использовать различные виды планирования для успешного решения задач производственного, технического, экономического, социального и другого характера.


Вопрос 3. При планировании деятельности предприятия следует соблюдать определенные принципы, обеспечивающие необходимый уровень разработки планов и эффективность их реализации.

Под принципами планирования понимают положения и правила, которые определяют порядок, последовательность и содержание работ по выработке плановых решений. Основными принципами планирования являются:

Принцип единства. Предусматривает разработку общего плана производственной, экономической, социальной и других видов деятельности предприятия на основе отдельных планов по различным направлениям деятельности в плановом периоде. При этом все эти планы должны быть тесно связаны между собой, и всякие изменения их должны находить отражение и учитываться в каждом из планов, на показатели которого эти изменения влияют.

Принцип непрерывности. В соответствии с этим принципом процесс планирования на предприятии должен носить постоянный характер: разработанные долго-, средне – и краткосрочные планы должны корректироваться при изменении условий хозяйствования, возможностей, целей и задач, а также направлений деятельности предприятия.

Принцип гибкости. Предполагает возможность оперативного изменения плановых заданий по объему, номенклатуре и другим показателям плана в связи с изменениями внешней и внутренней среды, в частности спроса на продукцию предприятия, а также означает необходимость планирования резервов материально-технических, финансовых и других ресурсов в качестве страховых запасов, позволяющих реализовать данный принцип.

Принцип научности. Планирование должно основываться на новой и достоверной информации, ее анализе и научно обоснованных методах, а также учитывать научные достижения в соответствующей сфере производства и управления.

Принцип системности. Предусматривает необходимость системного подхода к процессу планирования путем разделения (дифференциации) функциональных обязанностей и определения содержания плановой работы на различных уровнях управления (от руководства предприятия и планового отдела до структурных подразделений), а также установления порядка принятия обобщенных (интегральных) плановых решений.

Принцип комплексности. В соответствии с этим принципом при решении сложных производственных, технических, экономических и других задач следует планировать комплекс заданий, совместное выполнение которых позволит достичь поставленной цели. Например, повышение конкурентоспособности продукции может быть обеспечено за счет повышения ее качества и гарантийного срока эксплуатации, снижения затрат на производство и, соответственно, цены продажи и других мер, которые должны быть включены в соответствующие планы предприятия для их реализации в планируемом периоде.

Принцип координации. Согласно ему планирование на предприятии должно обеспечивать согласованность принимаемых плановых решений на всех уровнях, во всех подразделениях и службах с целью достижения сбалансированности и взаимосвязи различных планов (по объемам и срокам выполнения, обеспечению ресурсами, наиболее полному и эффективному использованию производственных фондов).

Принцип участия. Каждый работник предприятия должен в той или иной форме и степени принимать участие в планировании деятельности предприятия и своего подразделения для улучшения понимания целей и задач работы в плановом периоде, ожидаемых от нее результатов в частности удовлетворения собственных интересов.

Принцип оптимальности. Это нахождение оптимального планового решения из нескольких альтернативных вариантов с учетом критерия (или критериев) оптимальности, в качестве которых может быть принята максимальная величина прибыли, минимальные издержки производства, максимальный объем выпуска продукции из имеющихся ресурсов и др.

Принцип эффективности. Данный принцип означает, что разрабатываемые планы должны обеспечивать при их реализации рациональное и экономное использование всех ресурсов, высокие технико-экономические показатели и повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности отдельных подразделений и предприятия в целом.

При планировании на предприятии используют различные методы, отличающиеся разными подходами к процессу планирования. Наиболее используемые в практической деятельности методы следующие.

Балансовый метод. Основан на соизмерении имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов с потребностями в них, сопоставлении затрат и результатов деятельности, согласовании и координации плановых заданий с учетом производственных мощностей и возможностей различных подразделений предприятия, а также обеспечении единства и сбалансированности всех частей и разделов общего плана деятельности и развития предприятия. Заключается в построении балансов (в форме таблиц) с указанием источников и объемов получения различных ресурсов и соответствующих потребностей в них в планируемом периоде. Обе части баланса (наличие ресурсов и их распределение по потребностям) должны быть равны. В противном случае ищут дополнительные возможности ресурсного обеспечения или сокращения норм расхода соответствующего ресурса на единицу продукции.

Нормативный метод. Его сущность заключается в том, что для разработки планов используют систему научно обоснованных норм и нормативов расхода сырья и материалов, топлива и энергии, трудовых и финансовых ресурсов на единицу продукции, работ, услуг и др. Применяют его, например, при планировании потребностей в материально-технических ресурсах, определении трудоемкости работ, расчете затрат на рубль товарной продукции и заработной платы. Применение данного метода целесообразно и эффективно при наличии на предприятии прогрессивной нормативной базы, возможности нормирования работ и относительной стабильности условий хозяйствования по сравнению с отчетным годом.

Пофакторный метод. В его основе лежит учет зависимости ряда планируемых показателей от различных факторов. При этом значение планового показателя определяют по достигнутой в отчетном году величине, скорректированной на плановый период с учетом возможных изменений факторов, влияющих на рассматриваемый показатель. Например, при планировании объемов выпуска продукции по данному методу следует учесть изменение производительности труда, норм расхода материально-технических ресурсов, снижение брака и др.

Экономико-математические методы. Предназначены для решения плановых задач с использованием математических моделей, отображающих производственные и экономические процессы и ситуации различными способами, в частности с помощью системы уравнений и неравенств, связывающих известные и искомые показатели. Обязательными элементами такой модели являются ограничения, определяемые наличными ресурсами и особыми условиями, а также критерий эффективности планового решения в виде целевой функции. Решение уравнений с учетом критерия эффективности позволяет получать количественные значения искомых показателей и параметров. Например, определение оптимальной номенклатуры выпускаемой продукции при ограниченных ресурсах и при условии получения максимальной прибыли, рациональной загрузки технологического оборудования с минимальными затратами времени на выпуск всего запланированного объема продукции, оптимальной схемы транспортных перевозок грузов предприятия с минимумом транспортных затрат и др.

В практике планирования на предприятиях для решения отдельных общих и частных задач на различных уровнях управления (предприятие, производство, цех) используются и другие методы разработки планов и плановых решений, в частности следующие.

Метод экстраполяции, базирующийся на анализе производственно-хозяйственной и экономической деятельности предприятия в предшествующие годы, выявлении главных и устойчивых закономерностей его развития в прошлом и предположении о сохранении или незначительных изменениях сложившихся тенденций в плановом периоде, а также на учете возможных изменений внутренних и внешних факторов, влияющих на плановые решения. Этот метод обычно применяют при кратко – и среднесрочном планировании.

Матричный метод, позволяющий рассчитывать варианты плана при различных изменениях тех или иных факторов и параметров, например заданий по ассортименту продукции, материальным ресурсам, ценам на продукцию, наличию трудовых ресурсов, сменности работы технологического оборудования и др. Данный метод обычно используют при текущем планировании.

Сетевой метод, сущность которого заключается в графическом изображении всего комплекса планируемых работ, отражающем их логическую, технологическую, производственную последовательность выполнения, взаимосвязь и продолжительность отдельных процессов, а также в обеспечении последующей оптимизации разработанной модели (сетевого графика) с целью выполнения всего комплекса работ с наименьшими затратами времени и финансовых средств. Сетевое планирование успешно применяется в зарубежной практике в различных сферах деятельности предприятия: при выполнении маркетинговых исследований, проведении НИОКР, разработке и освоении новой продукции и др. Наиболее часто сетевой метод используется при стратегическом и оперативном планировании и для контроля выполнения плановых заданий.

Метод предельного анализа, позволяющий планировать прибыльное соотношение издержек и доходов предприятия путем определения величины безубыточного объема выпуска и реализации продукции различного вида. Этот метод применяют при всех видах планирования.

Метод дисконтирования, позволяющий учитывать изменения величины доходов и затрат в течение периода реализации плановых заданий путем приведения их к моменту (году) осуществления финансирования (капиталовложений) запланированных работ. Данный метод используют при долго – и среднесрочном планировании, а также при разработке бизнес-планов.

Использование тех или иных методов планирования зависит от объекта планирования, продолжительности планового периода, целей и задач планирования, наличия вычислительной техники, специальных программ, квалифицированных работников и др.


Вопрос 4. Система планирования на предприятии включает следующие элементы:

– плановый персонал, в состав которого входят все специалисты, выполняющие функции планирования;

– механизм планирования, включающий методы и средства для принятия плановых решений;

– процесс планирования, состоящий из следующих этапов: определение целей планирования, постановка и анализ проблемы, поиск альтернативных решений, прогнозирование ситуации, оценка и принятие планового решения;

– средства планирования, предназначенные для методического, технического, информационного, программного и организационного обеспечения при выполнении плановых работ и являющиеся основой создания на предприятии системы АСУ по планированию.

В состав персонала входит руководство предприятия, которое определяет стратегию и цели планирования, выбирает способы их достижения, устанавливает задания подразделениям и службам предприятия по участию в разработке планов. Руководство плановой службой предприятия осуществляет общее и методическое руководство всей перспективной и текущей плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с руководством предприятия и его подразделений принимает участие в разработке перспективных направлений деятельности предприятия, выборе и экономическом обосновании ее целей, создании необходимой нормативной базы, разработке текущих планов, анализе их выполнения, составлении плана организационно-технического и экономического развития предприятия, внедрении новых методов и автоматизированной системы планирования. Руководители подразделений разрабатывают положения по развитию своих подразделений, осуществляют руководство текущим планированием, устанавливают потребности подразделения во всех видах ресурсов на планируемые периоды, вносят руководству предприятия предложения по корректировке плановых заданий своим подразделениям.

Конец ознакомительного фрагмента.