1 Организация выполнения курсовых работ
1.1Цели, задачи и общие требования к курсовой работе
Курсовая работа должна представлять самостоятельное исследование, проводимое на основе полученных знаний в процессе изучения дисциплины «Планирование на предприятии», изучения специальной экономической литературы, использования фактического материала, собранного студентом.
Выполнение курсовой работы – это завершающий этап изучения студентами дисциплины «Планирование на предприятии», имеющий своей целью систематизацию, закрепление теоретических и практических знаний по дисциплине; применение полученных в процессе обучения знаний при исследовании проблем в рамках выбранной темы курсовой работы; формирование, закрепление и совершенствование навыков самостоятельного выполнения научно-прикладных исследований и решения профессиональных задач; накопление опыта работы с литературными источниками и фактическим материалом, овладение методологией исследования, обобщения и логического изложения разрабатываемых в курсовой работе вопросов.
Основными задачами курсовой работы являются:
– обоснование актуальности и значимости темы работы в теории и практике внутрифирменного планирования;
– теоретическое исследование состояния заданной проблемы, раскрытие сущности экономических категорий, явлений;
– экономический анализ состояния объекта исследования (предприятия, организации, учреждения) за определенный период времени выявление динамики изменений экономических показателей предпрития, перспективных тенденций развития и проблем, требующих решения или совершенствования;
– овладение современной методикой решения практических задач или вопросов, поставленных в курсовой работе;
– обоснование практической значимости и направленности рекомендации и предложений, разработанных студентом;
– обобщение полученных в результате проведенных исследований материалов и формулирование выводов;
– выявление умения самостоятельно работать с научной литературой, правильно цитировать и делать ссылки на источники;
– умение грамотно, четко и логически обоснованно излагать свои мысли и результаты исследования, обобщать расчеты, строить графики и диаграммы по экономическим показателям, используя возможности, компьютерной обработка информации.
Курсовая работа студента должна соответствовать следующим положениям:
–быть актуальной, отвечать современному состоянию и перспективам развития внутрифирменного планирования;
–носить исследовательский характер;
–содержать теоретическую и аналитическую главу, посвященную анализу фактического материала, а также практическую главу, содержащую рекомендуемые студентом варианты решения поставленной задачи и их экономическую оценку;
–представлять самостоятельное исследование поставленной проблемы, анализ современного положения и перспектив развития в различных сферах планирования на предприятии, демонстрирующие способности студентатеоретически осмысливать задачи практики, делать на основе анализа аргументированные выводы и вносить предложения;
–отражать добросовестность студента в использовании данных отчетности и опубликованных материалов других авторов.
Наиболее полно указанные выше требования и положения могут быть реализованы при условии использования студентом фактических данных, созданных во время изучения научной литературы, а также инструктивных, нормативно-справочных материалов и действующей законодательной базы.
1.2 Технология подготовки курсовой работы
Технология выполнения курсовой работы по дисциплине «Планирование на предприятии» включает ряд основных этапов:
– изучение требований, предъявляемых к курсовой работе:
– выбор и закрепление темы курсовой работы;
– составление плана и его согласование с руководителем работы;
– изучение теоретического материала по исследуемой проблеме;
– сбор практического материала;
– написание работы и ее оформление в соответствии с необходимыми требованиями;
– подготовка курсовой работы к защите;
– защита курсовой работы.
Успешное выполнение дипломной работы зависит не только от последовательного выполнения указанных этапов, но и от четкого соблюдения установленных для них сроков. Общий контроль сроков и качества выполнения дипломной работы осуществляет руководитель курсовой работы.
В соответствии с темой руководитель курсовой работы выдает студенту задание, с указанием сроков окончания работы по теме и представления законченной работы. Задание определяет весь процесс дальнейшей самостоятельной работы студента по теме курсовой работы.
Курсовая работа, оформленная и выполненная согласно предъявляемым требованиям, в установленные графиком сроки сдается руководителю курсовой работы. Руководитель после тщательной проверки визирует работу на титульном листе и оформляет письменный отзыв.
1.3 Выбор и закрепление темы курсовой работы
Студент на основе личных предпочтений и интересов самостоятельно выбирает тему курсовой работы из представленного перечня. Он имеет право предложить свою тему с обоснование целесообразности ее разработки. Это относится, прежде всего, к студентам, которые продолжительное время собирали и обрабатывали материал по той или иной тематике. При выборе темы курсовой работы также следует исходить из того, по какой из них студент может наиболее полно собрать фактическую информацию, то есть, с учетом практических материалов отдельно взятой организации (учреждения, предприятия) – объекта исследования. Кроме того, следует отметить, что по одной теме могут выполнять курсовые работы несколько студентов, если объекты их изучения и круг рассматриваемых вопросов различны.
В темы можно осуществить, исходя из приведенной в настоящих методических указаниях примерной тематики курсовых работ (Приложение А). Представленная в Приложении А тематика курсовых работ охватывает наиболее актуальные направления, связанные с проблемами внутрифирменного планирования. Предложенная тематика курсовых работ может периодически пересматриваться с целью включения в нее новых актуальных для исследования вопросов.
Окончательный выбор темы осуществляется после консультации с руководителем курсовой работы. При этом помощь руководителя, прежде всего, важна при формулировании или корректировке названия курсовой работы, итоговый вариант которого принимается при обоюдном согласии обоих – студента и руководителя. Название дипломной работы является точной и краткой формулировкой темы. В названии темы дипломной работы, как правило, присутствует:
– «угол исследования», его направленность (повышение эффективности совершенствование структуры, оптимизация и т.д.);
– объект исследования (способ, явление, процесс, область знаний и т.д.);
– предмет исследования (способ действия, модель, метод исследования методология, концепция изучения и т.д.).
После закрепления темы студент самостоятельно разрабатывает рабочий план выполнения курсовой работы и согласует его с руководителем. Впоследствии каждому студенту выдается задание на стандартном бланке, образец которого приведен в Приложении Б. Задание разрабатывается научным руководителем при активном участии студента и является основным документом, определяющим её задачи, содержание, порядок и сроки выполнения. Оно предназначено для конкретизации цели исследования, ориентации студента в перечне основной литературы, выбора статистических материалов по данной проблеме. В задании указываются содержание работы по главам, перечень основных расчетов, таблиц, графиков, необходимых для выполнения дипломной работы, а также возможные алгоритмы, пакеты прикладных программ на ПК и т. п.
После утверждения задания студент приступает к его выполнению может целенаправленно собирать фактический материал по теме исследования.
В дальнейшем выполнение курсовой работы (как в отношении содержания, так и в отношении сроков) должно осуществляться студентом в соответствии с заданием.
1.4 Информационный поиск по теме курсовой работы
После окончательного выбора и утверждения темы студентам следует тщательно проработать теоретический материал в рамках разрабатываемых в курсовой работе вопросов.
Информационный поиск и формирование необходимой теоретической базы курсовой работы проводится с использованием библиотечных каталогов, реферативных журналов, научных журналов по специальности и соответствующему научному направлению, а также монографий, учебников, справочников, нормативной документации, патентной литературы и других публикаций. Также для подбора источников по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в уже проведенных исследованиях (диссертациях на соискание ученых степеней, отчётов по НИР).
В процессе подбора литературных источников целесообразно руководствоваться следующими принципами информационного поиска:
– переходить от более простого к более сложному;
– наминать с работ общего обзорного характера, а затем знакомиться с работами по более узкой тематике и узкопрофильным публикациям;
– ознакомиться с общетеоретической литературой (учебники, статьи в теоретических журналах), а затем с работами прикладного характера;
– первоначально изучить книги и обзоры, а затем работать с первоисточниками;
– придерживаться обратно-хронологического порядка отбора, т. е. сначала выявлять необходимые источники среди материалов, опубликованных в последние годы, а затем переходить к поиску более ранних публикаций (как правило, за последние 5-10 лет);
– опираться на использование логической схемы формирования теоретической базы, отражающей следующий порядок изучения материалов: «нормативные документы – научные издания – статистические и аналитические данные».
Ещё, решая вопрос выбора темы и путей проведения самого исследования, студент должен ознакомиться с содержанием основных работ по выбранной теме. При этом важное место в работе над литературными источниками должно занимать изучение «истории» вопроса. Используя при выполнении курсовой работы различного рода реферативные материалы, статьи обзорного характера, справочники, учебники и т.д. следует не забывать, что в центре внимания студента должен быть первоисточник, знакомство с которым позволяет избежать ошибок, неточностей и предвзятости, которые достаточно часто выявляются при ознакомлении с вторичными» материалами.
В условиях динамичного развития информационных технологий поиск подбор необходимого материала по теме дипломной работы значительно облегчается при использовании электронных ресурсов сети Интернет. При этом важным условием оперативного и содержательного поиска является умение рабе тать в поисковых системах и использование широко известных электронных ресурсов, содержащих обширную и ценную экономическую информацию.
Кроме того, студентам целесообразно придерживаться следующих правил работы с литературой:
– отделить в материале основное от второстепенных деталей;
– разобраться в незнакомой терминологии, понятиях и определениях;
– прочитать главу книги или статью, составить для себя список конкретных, возникающих при чтении вопросов; в частности, включающих, такие как в чём главная мысль работы, каковы аргументы в подтверждение этой мысли, что можно возразить автору, какие выводы вытекают из работы.
Подобранный литературный материал должен быть обобщён, систематизирован в соответствии с планом работы, проанализирован и впоследствии; оформлен в список использованных источников, представляющий собой тематически отобранный систематизированный перечень библиографических сведений об используемой и цитируемой литературе, связанный с основным текстом работы ссылками. Список использованных источников – весьма значима часть курсовой работы, поскольку, во-первых, это ценное указание на теоретическую основу проведенного исследования, а, во-вторых, он позволяет судить о научной культуре автора, глубине его проникновения в тему и этичности его позиции по отношению к авторам используемых материалов.