Вы здесь

Планета MBA. Бизнес-школы: взгляд изнутри. Глава 2. В какую бизнес-школу? (Стьюарт Крейнер, 2001)

Глава 2

В какую бизнес-школу?

Выбор той или иной ведущей школы – это дело вкуса, то есть он обусловлен тем, где (в большом городе, пригороде или сельской местности), как и с кем вы предпочитаете жить и учиться. Именно от этого прежде всего зависит ваше решение.

Студент Колумбийской школы бизнеса

Престижное имя

Правильно выбрать подходящую программу MBA – дело не простое. Нужно учесть многие факторы, в том числе долгосрочные перспективы. Деловой мир быстро меняется, и для студентов жизненно важно обеспечить соответствие избранной школы их видам на будущее. «Для абитуриента главное – выработать собственные планы на будущее», – говорит Антонио Борджес, бывший декан INSEAD. Вряд ли вам когда-либо встретятся более ответственные решения.

Считайте, что это вопрос должной осмотрительности. Такой подход хорошо знаком венчурным капиталистам. В их случае должная осмотрительность проявляется в подробном, длящемся несколько месяцев изучении инвестиционного предложения. Процесс можно разделить на две основные фазы. Первая представляет собой черновой анализ бизнес-плана или перспектив (в вашем случае – программы MBA). Именно на этом этапе отклоняют большинство проектов, поскольку они не вписываются в общую инвестиционную стратегию компаний венчурного капитала или не обещают долгосрочных перспектив.

Если проект выдерживает предварительный анализ, то все составные элементы бизнес-плана подвергают скрупулезному рассмотрению. При этом анализируют финансовые и технологические аспекты проекта, изучают управленческую команду. Поскольку для вас выбор бизнес-школы – это крупный инвестиционный проект, совсем не лишнее лично познакомиться с намеченной школой. Такой подход одобрили бы ваши преподаватели по курсу предпринимательства. (A если в школе нет такого курса, нечего туда и поступать!)

Поскольку рынок бизнес-образования расширился, ведущие наниматели стали намного разборчивее при приеме на работу выпускников тех или иных школ, и абитуриенты об этом хорошо знают. Выбор курса MBA отчасти похож на покупку автомобиля. Многое зависит от того, насколько быстрая машина вам нужна, что вы собираетесь с ней делать и как много у вас денег. Как и в случае с автомобилями, некоторые, особенно работодатели, слишком высоко ценят «фирменную эмблему на капоте». Чем острее конкуренция на рынке труда, тем труднее поступить в престижную школу.

Степень MBA, полученная в модной школе, производит особое впечатление на коллег и работодателей. (Нужно признать, иначе и быть не может.) И это находит отражение в цене. В известном смысле все автомобили одинаковы: четыре колеса, двигатель, руль. То же самое с программами MBA. Они охватывают основные предметы менеджмента: финансы, маркетинг, экономику, информационные технологии, организационное поведение плюс факультативные курсы. Наконец, обучение завершается диссертацией на степень мастера или разработкой проекта для какой-то компании. Престижное имя школы – это та самая лишняя гирька на чаше весов, в которой все дело.

Чем больше на рынке выпускников бизнес-школ, тем важнее не ошибиться при выборе школы, у каждой из которых есть свой конек. Школа

Келлогга, например, имеет репутацию в области маркетинга. Чикагская школа знаменита специалистами по математическим методам. INSEAD гордится тем, что она международная. Лондонская школа бизнеса известна качеством подготовки в области финансов и глобальной стратегии. Школа Слоуна при Массачусетском технологическом институте сильна в сфере технологий, электронного бизнеса и финансов. В Колумбийской школе бизнеса также хорошо готовят финансистов, но, кроме того, ценится ее программа в области операций с недвижимостью и предпринимательства (к тому же она имеет хорошие связи с киноиндустрией и средствами информации). Станфорд выделяется во всех аспектах новой экономики, а расположенная в Калифорнии школа Андерсона дает хорошую подготовку для шоу-бизнеса и предпринимательства.

Репутация бизнес-школы чрезвыгчайно важна. Здесь все как с любыми фирменными товарами, и не нужно заблуждаться: то, что продают бизнес-школы, – это именно фирменный товар. Лучшие школы говорят об интернациональном составе студентов и качестве обучения, как будто это волшебные специи, которыми можно приправить свою продукцию и сделать ее не такой, как у конкурентов. Но если главное – качество обучения, то можно выбрать любую из множества возникающих и только становящихся на ноги школ в Европе, Азии или США. Если рассматривать исключительно уровень преподавания, то некоторые из них ничуть не уступают самым прославленным. Если же вам нужны блеск и великолепие диплома, то следует идти в бизнес-школу с мировым именем. Тому, кто мечтает о высшем взлете в мире бизнеса, можно рекомендовать лишь одно заклинание: репутация, репутация, репутация.

Лучшие школы вкладывают много сил в маркетинг. Роскошные брошюры и пышные церемонии – все это часть дорогостоящей рекламной кампании. Проблема в том, что иногда упаковка не соответствует содержанию. Проницательный студент должен видеть то, что скрывается за рекламной упаковкой: в лучших школах преподают лучшие профессоры. Это факт. Именно они обеспечивают лучший уровень своих выпускников.

В результате знаменитые бизнес-школы очень чувствительны к тому, что о них пишут. Известно, что деканы иногда обхаживают журналистов с просьбами о публикациях и очень резко реагируют, когда содержание статей их не устраивает. Бизнес-школы сильнее зависят от своей репутации, чем большинство других организаций. Они знают, что именно доверие к школе и объем учебных курсов приманивают в университеты «охотников» за талантливыми специалистами, поставляющих кадры лучшим работодателям, а эти люди «ловят рыбку» только в самых «обильных прудах». Процесс «ловли» начинается задолго до выпуска из колледжей и университетов. Лучшие школы привлекают самых ярких абитуриентов, предлагая им ключи к успеху.

Именно репутация обеспечивает надежность вложений. Диплом бизнес-школы ценен долговечностью. Никто не согласится заплатить немалые деньги, выполнить весь этот труд и пройти через бессонные ночи, чтобы через несколько лет обнаружить, что выстраданный диплом не стоит даже бумаги, на которой он напечатан. Студентам нужны бизнес-школы, которые рассматривают свой брэнд как драгоценность и защищают престиж своего имени.

Как выбирают студенты

Опросы студентов программы MBA, проведенные исследовательским центром журнала «Economist», показывают, что и европейцы, и американцы практически одинаково оценивают критерии, определяющие выбор бизнес-школы. Главное – это репутация.

Оценка значимости факторов, определяющих выбор бизнес-школы:




Перед бизнес-школами всегда стоит задача защиты и поддержания своей репутации. Тут они сталкиваются с дилеммой. Чем престижнее школа, тем труднее менять направление. Вместе с тем и отставать от темпа перемен, происходящих в современном деловом мире, нельзя. Поэтому школы обходятся всякого рода косметическими улучшениями, избегая серьезных изменений до тех пор, пока не разразится настоящий кризис. В аудиториях много говорят о непрерывном совершенствовании, но за их стенами об этом предпочитают молчать. Потребовались, например, спад 1990-х годов, массовое недовольство и ропот деловых кругов, чтобы ведущие американские бизнес-школы поняли, что пора приниматься за дело и начинать более оперативно и адекватно реагировать на происходящие изменения.

Даже знаменитый Гарвард начал было терять свой блеск. В конце 1980-х годов неспособность приспосабливаться к новым реалиям и местный бюрократизм сделали реальной опасность заката Гарвардской школы бизнеса. Положение спасло только назначение энергичного нового декана Кима Кларка. Кларк был профессором Гарварда и хорошо понимал суть проблем. В первые шесть месяцев он вложил более 11 миллионов долларов в информационные технологии – ту область, в которой Гарвардская школа отстала от соперников. Кроме того, был начат серьезный пересмотр ключевых учебных программ школы, в том числе программ МВА.

Этим Гарвард только повторил сделанное другими американскими школами. Уортонская и Колумбийская школы уже приняли решения о корректировке своих учебных программ. За ними последовали другие ведущие школы. Репутации оказались под угрозой. Крупнейшие бизнес-школы Европы в начале 1990-х годов тоже пережили период исканий и изменения программ МВА.

Насколько важны ранжирование и сертификация?

Самыми обсуждаемыми показателями популярности бизнес-школ являются рейтинги, напечатанные в газетах и журналах. Некоторые придают этим оценкам очень большое значение. Наиболее известны списки, составляемые журналами «Business Week» и «US News & World Report». По-настоящему глобальное ранжирование бизнес-школ сегодня производит только «Financial Times».

Существует много разновидностей рейтингов, но у них всех есть одно общее – это односторонность способа оценки достоинств бизнес-школы. Результаты ранжирования нужно сопоставить с тем, что говорят о себе сами школы, что рассказывают их студенты и выпускники, и учесть как мнение деловых кругов, так и собственное восприятие.

У вопроса о рейтингах есть и еще одна сторона – источники информации. Важнейшие показатели – начальную зарплату и результаты трудоустройства – трудно назвать надежными. Составители рейтингов используют очень сложные статистические методы, но исходные данные им поставляет не слишком надежный источник – сами бизнес-школы. При этом никто не проверяет их правильность. Многие, в том числе те, кто составляет рейтинги, не видят в этом проблемы, но для других не все так просто. Недовольство стало причиной возникновения организации, взявшей на себя проверку достоверности данных, характеризующих успешность выпускников бизнес-школ.

Совет по профессиональной деятельности выпускников МВА (MBA Career Services Council, CSC) создан для поддержания порядка и точности в этом деле. Он основан главным образом американскими бизнес-школами и в настоящее время устанавливает для школ-учредителей критерии предоставления данных о жалованье и трудоустройстве выпускников. И эта деятельность имеет не только академическое значение.

Рейтинг стоит учитывать хотя бы по той причине, что он принимается во внимание вашими потенциальными нанимателями. Но если вы собираетесь опираться только на эти данные, то, прочитав нашу книгу, сопоставьте их с другими критериями, чтобы получить по возможности всестороннее и взвешенное представление.

Вопрос о сертификации более важен. Сертифицированными являются те курсы МВА, которые быши апробированы независимыми экспертными организациями. К этому нужно относиться со всей серьезностью. Лучшие школы имеют сертификаты следующих организаций: Американской ассамблеи университетских бизнес-школ (American Assembly of Collegiate Schools of Business, AACSB), Британской ассоциации МВА (British Association of MBA, АМВА) или Европейской системы совершенствования качества (European Quality Improvement System, EQUIS) нового европейского стандарта (the New European Standard). Наличие этих сертификатов является для вас гарантией качества. В Италии, Испании и Франции также есть национальные организации, осуществляющие сертификацию бизнес-школ.

Ранжирование ранжировщиков

У бизнес-школ с рейтингами давние отношения любви-ненависти. Стоит упомянуть о рейтингах, и деканы говорят о своем отвращении и презрении к ним, о том, что используемые методологии ранжирования ненадежны, а сравнивать школы и программы разных стран – все равно что сравнивать яблоки с грушами. Но для этой неприязни есть более простая и глубокая причина: никто не любит проигрывать.

B ожидании новых результатов ранжирования лучшие школы пребывают в страхе потерять прежнее положение. Но когда результаты опубликованы, совсем другое дело. Известны случаи, когда школы, получившие высокий рейтинг, следующие два года в необузданном восторге похвалялись тем, что обставили соперников в каких-то важных областях, будь то начальное жалованье выпускников или количество докторов наук среди преподавателей. Любой проблеск конкурентного превосходства используют для укрепления престижа школы, причем используют на все сто.

Ажиотаж вокруг ранжирования характерен не только для бизнес-школ. Американские юридические школы уже давно стали объектом неофициальных оценок. Фактически между ведущими американскими юридическими и бизнес-школами много общего. Те и другие открывают ворота к богатству и власти. Жизненно важно не ошибиться в выборе.

Проблема в том, что не существует официально признанной табели о рангах или «права первой ночи» для бизнес-школ. С учетом остроты конкуренции на этом рынке и зацикленности американцев на вопросе «кто здесь № 1» неизбежно возник вакуум, который с энтузиазмом взялись заполнять журналы и газеты. Сегодня существуют буквально десятки систем ранжирования. (Предприимчивый Джон Э. Уэрли даже не поленился провести ранжирование ранжировщиков.)

Среди самых известных – ежегодные рейтинги, публикуемые «US News & World Report». Но нет сомнений, что наиболее влиятельны оценки престижности 25 лучших бизнес-школ США, проводимые журналом «Business Week». Поразительно воздействие этих оценок. Сама идея, что журнал или газета может авторитетно оценивать качество в этом секторе, достаточно смехотворна. Но при этом ожидание появления рейтингов в «Business Week» служит причиной бессонных ночей для деканов ведущих бизнес-школ США.

Обновляемые каждые два года рейтинги базируются на опросах студентов бизнес-школ и агентств по трудоустройству. «Дадим слово потребителям. B этом принцип ранжирования, проводимого „Business Week“», – говорится в редакционном предисловии к результатам ранжирования за 1998 год. Для самого журнала это очень важное мероприятие.

Публикуемые каждые два года рейтинги 25 лучших бизнес-школ США выносятся на обложку «Business Week». Этот список имеет скандальную известность среди публики, его ждут, и номер с итогами ранжирования выходит самыми большими тиражами.

Такая практика распространяется сейчас и в Европе. Некоторые считают, что американский подход еще как-то можно считать оправданным в условиях США, где школы менеджмента существуют уже сто лет и компании со времен окончания Второй мировой войны приучились охотиться за их выпускниками. Американские программы МВА очень близки. Но в Европе все не так. Многих европейцев приводит в ужас перспектива распространения на континенте американских методов ранжирования. Они наслышаны о том, что в те шесть месяцев, что предшествуют публикации рейтингов, деканы американских бизнес-школ ни о чем другом думать не в состоянии.

«Проблема американцев в том, что вместо нормальной работы со студентами они азартно играют в рейтинги», – говорит руководитель службы трудоустройства европейской бизнес-школы (placement director).

«Деканы несут ответственность не перед журналами, а перед своими учебными программами, – добавляет бывший руководитель комиссии по приему и трудоустройству одной из ведущих европейских бизнес-школ. – Здесь все поставлено вверх ногами».

Первые попытки ранжирования европейских школ с целью создать заслуживающий доверие список, похожий на самые популярные американские аналоги, провалились. Организаторы столкнулись с саботажем, а некоторые школы вообще отказались от участия в этом деле, угрожая судебным преследованием. Впервые опубликованные газетой «Financial Times» в 1999 году результаты нового глобального ранжирования бизнес-школ меняют джентльменские правила игры.

Доходность инвестиций

По-настоящему многих абитуриентов бизнес-школ интересует вопрос о том, что за польза им будет от степени МВА. Роналд Йипл, профессор бизнес-школы Саймона Рочестерского университета штата Нью-Йорк (Simon Graduate School of Business at the University of Rochester, New York State), попытался это выгяснить. И если все прочие системы ранжирования основаны на качестве обучения, профессор Йипл в полном соответствии с духом программы МВА поставил вопрос по сути: какова доходность инвестиций?

Возможно, он первым попробовал серьезно определить ценность обучения в бизнес-школах. В 1994 году Йипл написал книгу «The MBA Advantage: Why It Pays to Get an MBA» («Польза от МВА: почему выгодно закончить курс МВА»), где он проранжировал 20 лучших школ Америки по финансовой отдаче, которую они обеспечивают своим выпускникам. Возможно, это лучшая попытка разобраться в феномене бизнес-школ.

Так называемая «польза от МВА» в каждой бизнес-школе – это сумма доходов, полученных типичным представителем выпуска 1992 года за пять лет работы в новом качестве, за вычетом его расходов на учебу и того, что он заработал бы, не отвлекаясь на курс МВА.

Результаты ранжирования оказались неожиданными. Они не совпали с традиционными более справедливыми оценками, например, журнала «Business Week». Это было ранжирование для тех, кого интересует денежная сторона дела.

Северо-Западный университет штата Иллинойс (Northwestern University in Illinois), например, занял в книге Йипла только шестое место, тогда как в «Business Week» он был на самом верху. Йельский университет, даже не попавший в рейтинг «Business Week», поднялся на пятое место. В материалах Йипла нет ни малейшей попытки критиковать кого-либо. Он всего лишь подсчитал, сколько денег приносит диплом МВА, и подтвердил то, о чем многие интуитивно догадывались.

За пять лет после окончания бизнес-школы типичный выпускник Гарварда (школа № 1 в рейтинге Йипла) получил «пользу от МВА» в размере 133 647 долларов, тогда как типичный выпускник Нью-Йоркского университета (последнее место) – всего лишь 4121 доллар.

Если учесть налоги и доход с избыточных денег, то разница между школами оказывается еще более значительной: за пять лет после окончания школы выпускник Гарварда получает 148 378 долларов дополнительного дохода, тогда как выпускник Нью-Йоркского университета на самом деле теряет на обучении 3749 долларов. Чистая победа на стороне Гарварда!

Один год или два?

Поступая в бизнес-школу, вам придется решить с позиции содержания полного курса программы, сколько лет учиться – год или два? Двухгодичный курс МВА – это классический американский вариант, предлагаемый до сих пор большинством североамериканских и рядом ведущих европейских школ, в том числе Лондонской школой бизнеса, барселонской IESE и миланской SDA Боккони.

Руководители школ с двухгодичным курсом обучения утверждают, что второй год нужен для профессионального роста менеджеров. «Сталкиваясь с требованиями компаний, мы чувствуем, что необходимо дополнительное время. Отсюда и двухгодичный курс», – говорит Эдуардо Абаскаль, директор программы МВА в барселонской школе IESE. Алфред Джегер, руководитель учебной программы школы Магилл (Монреаль), где обучение по курсу МВА длится 20 месяцев, также защищает американскую модель обучения: «Не меньше девяти месяцев идет на освоение базовых курсов. А ведь остаются еще факультативные предметы, особенно если у вас есть стремление к специализации. Если нет, то можно обойтись базовыми курсами где-нибудь еще». Одни студенты считают, что лучше пройти программу четырех семестров за два года, чем за год, а у других на это нет времени. Большинство европейских школ, в том числе INSEAD и IMD, предлагают одногодичный курс МВА. Спрос есть на оба варианта. Люди, меняющие профессию, возможно, захотят специализироваться, поэтому им требуется двухгодичная программа. Если вас интересует какая-то определенная специфика, то поступайте в школу, предлагающую соответствующий курс. Заранее удостоверьтесь, что в ней есть именно та программа, которая вам нужна.

Недавно прозвучали предположения, что желание участвовать в процветающей электронной экономике приводит многих студентов к уходу из бизнес-школ после первого года обучения. Джон Куэлч, декан Лондонской школы бизнеса, опровергает эти слухи:

Думаю, это временное явление. Когда «пенка на капуччино» осядет, мы увидим, что все пришло в норму. Страх опоздать к поезду удачи пройдет. Наверное, где-нибудь есть студенты, стремящиеся как можно быстрее получить степень МВА, но такие не идут в нашу школу. У нас своя мантра – «преобразование будущего». Не могу всерьез представить себе курс МВА, где людей начинают приглашать на работу через месяц после начала занятий. У них просто нет времени поразмыслить, а это непременная часть программы. Можно не беспокоиться за спрос на выпускников, отучившихся 21 месяц.

Где учиться?

Вопрос о месте учебы важен, если только вы не вознамерились просидеть два года в своей комнате, изредка покидая ее для набега на аудитории. Для некоторый это самый важный критерий при выборе школы. Одна студентка, например, на вопрос, почему она выбрала Университет округа Колумбия, ответила нам: «Он находится в Нью-Йорке. Я не намерена проторчать два года в очаровательном, но скучном Эванстоне (школа Келлогга) или в грязной Филадельфии (Уортонская школа)».

Можно отправиться за границу. Одни предпочитают учиться в своей стране, а другие специально выбирают зарубежную бизнес-школу, чтобы познакомиться с другой культурой или подготовиться к международной карьере. Это совсем не пустая идея. Только не воображайте, что если школа провозглашает себя международной, то она и в самом деле такова. Некоторые программы МВА являются международными лишь по названию, так что будьте осмотрительны. Обучение в другой стране может оказаться полезным, даже если вы предполагаете потом работать на родине. Интернациональный состав – это разнообразие. Ищите школы, в который вы встретитесь со студентами и профессорами из разных стран, где вы познакомитесь с разными культурами и обычаями. Американцы, как правило, предпочитают учиться в собственной стране. Возможно, их интерес к Европе возрастет, по мере того как волны новой экономики будут все быстрее пересекать Атлантику.

Некоторые утверждают, что американская модель программы МВА, служащая образцом для всего мира, в долгосрочной перспективе надежней и полезней. Европейцы и азиаты нередко приезжают в США и Канаду для изучения экономики Нового Света, а потом возвращаются к себе домой, чтобы внедрять эти знания в жизнь. Стоит присмотреться к программам обмена. У многих лучших школ есть соглашения с аналогичными учебными заведениями по всему миру. Благодаря таким программам вы получите возможность установить связи во многих школах в разных странах. Для этого вам лично даже не придется выезжать за границу.

Чикагская школа бизнеса первой из американских школ приступила к чтению курса лекций для менеджеров высшего и среднего звена в Барселоне, где преподавание ведут профессоры из Чикаго. Это одна из немногих американских школ, которая серьезно воспринимает перспективы глобализации. У школы есть еще 20 партнеров, в том числе Китайский университет в Гонконге (Chinese University of Hong Kong), Университет Васеда в Японии (Waseda University, Japan), Университет Йонсей в Южной Корее (Yonsei University, South Korea) и Университет Виртшафта в Вене, Австрия (Wirtschaftsuniversitat Wien).

Студенты Уортонской школы бизнеса могут проучиться семестр в итальянской школе SDA Боккони, в бизнес-школе Университета Кейо, Япония (Keio University Graduate School of Business Administration), в Азиатском институте управления (Asian Institute of Management, AIM), Манила, Филиппины, и в Стокгольмской школе экономики, Швеция (Stockholm School of Economics). И это не исчерпывающий список возможностей.

Сможете ли вы вписаться?

Есть тенденция недооценивать такую возможность. В каждой бизнес-школе своя атмосфера. Положитесь на собственную интуицию – качество, которым менеджеры часто пренебрегают. Если место кажется вам несимпатичным при первом знакомстве, то через полгода оно может стать для вас настоящим адом.

Нужно заранее выяснить, сколько часов в день вам придется заниматься, потому что в разных школах продолжительность учебного дня неодинакова. Однако специфика школы не сводится к длительности аудиторных занятий. Важным фактором является состав студентов, с которыми вы будете учиться. До недавнего времени в большинстве американских школ было много студентов с минимальным или даже нулевым рабочим стажем. В крупнейших школах средний возраст студента составлял тогда примерно 25 лет. Сегодня он вырос до 27–28 лет. В большинстве европейских школ средний возраст студентов еще выше – слегка за 30.

Среди всего прочего работа над программой МВА хороша тем, что вы знакомитесь с новыми и очень разными людьми. Хотя определенная степень дискомфорта вам гарантирована. Решите, хотите ли вы жить среди 20– или 30-летних. Кроме того, лучшие европейские школы отличаются значительной пестротой состава. В INSEAD, IMD и Лондонской школе бизнеса, например, среди студентов нет доминирующей национальной группы. Американские школы также стали принимать все больше иностранцев, но, как правило, около 70 % студентов – американцы. Профессор Лео Марри, декан Кранфилдской школы менеджмента, одной из ведущих школ Великобритании, соглашается: «"Химия" очень, очень важна. Чтобы почувствовать университет, нужно покрутиться в кампусе. Побродите там, пообщайтесь с людьми. Присмотритесь и прикиньте, комфортно ли вам здесь, потому что если что-то раздражает с самого начала, то как же плохо вам будет, когда придется работать по 90 часов в неделю».

Составляя представление о школе, вам лучше всего познакомиться с университетским городком. Сделайте это – не пожалеете! Рекламные брошюры бизнес-школ – как реклама туристических туров. Там говорится только о хорошем и ни слова о том, что в отеле еще идут отделочные работы и что от него до пляжа 10 миль. Осмотрите все своими глазами. Некоторые школы могут оплатить вам расходы на такой визит, если сочтут вас сильным кандидатом. Стоит попробовать.

Приехав в городок и закончив обязательную экскурсию, которую устраивает приемная комиссия, добейтесь разрешения побывать в аудиториях. Потом, избавясь от опеки представителя администрации, пообщайтесь со студентами. Обычно их можно найти в барах. Если бары пусты, делайте выводы. Поговорите с выпускниками и агентами по найму.

«Я бы посоветовал посетить школу и поговорить с людьми… Упомяните в эссе, прилагаемый к заявлению о приеме, имена (одно-два, не более) тех, кто был источником привлекших ваше внимание сведений, – рекомендует студент школы Така. – Побывайте в школе, потолкуйте с бывшими студентами. Это позволит вам выбрать подходящую школу и сделать ваши эссе убедительными».

«Выбрав несколько школ желаемого уровня, поговорите с как можно большим числом их студентов, чтобы удостовериться, насколько одна из них вам подходит, – советует студент Лондонской школы бизнеса. – Подойдите к принятию решения так же, как если бы вы набирали себе служащих: люди, с которыми вы беседуете, может быть, и блистательны, но, если вы не поладите с ними, толку не будет».

Имеют значение размер и состав учебных групп. «Поинтересуйтесь, как школа формирует учебные группы, – подсказывает один студент. – Здесь вы научитесь доверять одним и отказывать в дружбе другим. Здесь – среда вашего общения, ваша «сеть» связей. Этот аспект обучения в бизнес-школе является одним из самых важных и рассчитан на перспективу. Когда вы окончите школу, возникшие здесь отношения и связи будут служить вам до конца профессиональной карьеры».

Выбирая школу, нужно задать себе и такой вопрос: «Хочу ли я быть безымянной деталью большого механизма, где я – один из 600 человек? Не будет ли мне лучше в более семейной обстановке, где в случае чего можно запросто обратиться со своими проблемами к декану?» Чем больше школа, тем она, как правило, богаче возможностями и тем обширнее связи между выпускниками. Зато в небольших школах преподаватели в курсе того, что делают их коллеги, и учитывают это на своих семинарах и лекциях, избегая повторов. Небольшие школы признают, что их выпуски невелики, но зато качество отношений выше. В общем, решайте сами, важен для вас размер школы или нет.

Современны ли школьные программы?

Новая экономика бросила новые вызовы бизнес-школам: нужно держаться вровень с изменениями в деловом мире и при этом устанавливать связи с компаниями, задающими темпы развития. В выигрышном положении оказались бизнес-школы, расположенные на западном побережье США неподалеку от Пало-Альто. В этих школах читают лекции и устраивают презентации звезды электронного бизнеса и ведущие венчурные капиталисты. Быть в отдалении от этих мест невыгодно. Когда, например, Антонио Борджеса из INSEAD спросили, не огорчает ли его такая отдаленность школы от Силиконовой долины, ответ был однозначным: «Да, Силиконовая долина заслуживает большего внимания. Правда, Станфордская школа бизнеса находится в тех краях, но в интеллектуальном смысле она очень далека. У Станфордского университета прочные связи с Силиконовой долиной, однако бизнес-школа этого университета – самая традиционная в США. Это же относится и к Гарвардской школе бизнеса».

Имена прославленных бизнес-школ – Станфорд, Слоун, Гарвард – как магнитом притягивают венчурных капиталистов. Устраиваемые школами конкурсы бизнес-планов стали важным инструментом привлечения средств во вновь создаваемые студентами компании. Пытаясь заинтересовать самых ярких учащихся, бизнес-школы расхваливают прогрессивность своих учебных курсов и акцентируют внимание на всем, что связано с электронной коммерцией.

Для этого используют два основных подхода: увеличение числа факультативных курсов в таких областях, как электронная коммерция и Интернет, либо включение практики сетевого бизнеса в традиционные курсы, скажем, изучение модели организации электронной торговли в разделах, посвященных стратегии. В настоящее время большинство школ используют оба подхода. Они также дают студентам возможность разрабатывать собственные бизнес-планы и для поощрения устраивают их конкурсы.

В Европе происходит нечто подобное. Слова «Интернет» и «электронная коммерция» наспех приставляют к названиям уже обкатанных курсов; на ходу организуются новые факультативы. Для большинства школ это просто следование моде, но ряд избранных школ сознательно используют ситуацию. Некоторые бизнес-школы явно разглядели перспективы расширения своих возможностей не только за счет обеспечения качественного образовательного процесса, но и за счет создания условий для предпринимательской активности своих студентов.

Отдельные школы, как мы уже отмечали, создали «инкубаторы», которые служат стартовыми площадками для интернет-компаний. Эти школы активно реагируют на новые запросы студентов. Вместе с тем на них давят и фирмы, предоставляющие рабочие места их выпускникам. Такие корпорации, как General Electric и Ford, используют новые технологии для оптимизации взаимоотношений с поставщиками и розничными торговцами, усовершенствования коммуникационных систем, снижения издержек и сокращения сроков технологических процессов, а также для усиления своего влияния на потребителей. И они настаивают, чтобы программы МВА учитывали эти новые потребности.

Те интернет-компании, которые сумеют выжить в ближайшие несколько лет, также станут нанимать соответствующих специалистов. «Я бы сказал, что интернет-компании уже доросли в своем развитии до того уровня, когда им нужны профессионально подготовленные менеджеры не меньше, чем компаниям традиционных отраслей. Им необходим совершенно такой же уровень компетентности», – говорит Джон Куэлч из Лондонской школы бизнеса.

Лучшие бизнес-школы уже находят ответы на новые проблемы. «Мы создали десять новых факультативных курсов, ни один из которых два года назад еще не существовал. Например, наш курс «management.com» хорошо подготовлен и очень популярен. Его ведут четыре преподавателя с разных кафедр», – продолжает профессор Куэлч.

В США Уортонская школа бизнеса Пенсильванского университета объявила о новой специализации для соискателей степени МВА – «электронная коммерция». Это только начало. С февраля 2000 года испанская бизнес-школа Институто де Эмпреса (Instituto de Empresa) начала присвоение степени МВА в области электронного бизнеса.

Насколько хорошо обучение?

Обычно в лучших школах преподают лучшие профессоры. Бизнес-школа Чикагского университета, например, была первой, где читал лекции лауреат Нобелевской премии. Правда, в последние годы классических ученых потеснили преподаватели популистского толка.

Присутствие гуру, разумеется, влияет на имидж школы. Каждый хочет учиться у людей, имена которых то и дело мелькают в прессе и на телевидении. Светила украшают любую школу. Некоторые организации идут на любые ухищрения, лишь бы обзавестись знаменитостями. В последние годы ряд преподавателей из ведущих бизнес-школ США пересекли Атлантику и обосновались в европейских школах.

Однако многие специалисты в области образования считают, что крупные ученые отнюдь не всегда бывают хорошими преподавателями. Профессор может достичь высот либо в области преподавания, либо в исследовательской деятельности, но очень редко человек бывает равно хорош на этих двух поприщах. К тому же, напоминают они абитуриентам, не все, что вы видите, вы получите. В нескольких престижных европейских и американских школах уже были волнения среди разочарованных соискателей степени МВА. Рекламные брошюры обещали, что им будут преподавать знаменитости, но ни одной из них они даже в глаза не видели. У студентов возникло ощущение, что они напрасно заплатили большие деньги за обучение.

Насколько доступны профессоры бизнес-школ? В штате многих из них числятся знаменитости, но не все они преподают слушателям программы МВА. Однако есть несколько громких имен, серьезно относящихся к преподаванию и прославившихся своей доступностью. Например, соавтор книги «Competing for the Future»[14] К. К. Прахалад с женой после завершения чтения курса лекций по стратегии бизнеса недавно пригласили на обед всех своих студентов. Другие известные профессоры не столь доступны и гостеприимны.

Имеет значение и методология преподавания. Гарвард, например, славится своим методом ситуационного анализа – студенты познают профессию в ходе изучения того, как конкретные компании справляются с теми или иными проблемами. В других школах используются иные методы.

Сколько это будет стоить?

Диплом MBA – это дорогое удовольствие. В лучших школах США, например, затраты на обучение (оплата двухгодичного курса, бытовые расходы и потери в заработной плате) могут превысить 100 тысяч долларов, то есть студенты взваливают на себя солидный финансовый жернов. В Европе обучение в целом дешевле, в том числе и потому, что одногодичный курс стоит заведомо меньше двухгодичного. Большинство студентов МВА оплачивают учебу из собственный средств, но имеет смысл рассмотреть любые другие возможности оплаты: гранты, спонсорство компаний, стипендии и пособия для студентов – представителей национальный меньшинств. Толковые люди начинают дело именно с вопроса о том, как оплатить учебу.

Стоит изучить возможность получения налоговых льгот. Правительства Германии и Нидерландов, например, возмещают студентам программы МВА, сочетающим учебу с работой, 60 % расходов на обучение, в том числе на книги, телефонные звонки и пр. В Великобритании работающие студенты, вопреки распространенному представлению, не получают налоговых льгот. Но если продолжительность обучения меньше года, а студенту больше тридцати лет, он имеет право списать часть расходов на учебу с налогооблагаемой суммы. Поэтому в Великобритании выгоднее не совмещать учебу с работой, если, конечно, вы сумеете найти курс, длящийся менее 364 дней.

Поступите ли вы?

Не каждый может поступить в Гарвард. Да и не все этого хотят. Будьте реалистом. Большинство качественных бизнес-школ требуют от поступающих на курс МВА степени бакалавра из хорошего университета, но в отдельных случаях некоторые школы пренебрегают этим, что, безусловно, повлияет на выбор школы. Сегодня от поступающих на курс МВА обычно требуют наличия трудового стажа. Какие-то школы не столь критично относятся к академическим успехам абитуриентов и набирают людей, хорошо проявивших себя в профессиональной карьере. Но большинство школ требуют от абитуриентов прохождения вступительного теста GMAT, в котором можно набрать максимально 800 баллов.

Существуют бизнес-школы, которые не настаивают на прохождении теста GMAT, но почти тысяча школ в разных странах в обязательном порядке пропускают абитуриентов через тестирование. Несколько лет назад Гарвардская школа отказалась от этой практики, но потом вернулась к ней. По стилю и содержанию GMAT – очень американский тест. По этой причине некоторые школы в Италии, Испании и еще в ряде стран разработали собственные тесты на родном языке.

Помните, что приемная комиссия обращает внимание не только на результаты тестирования. Она будет рассматривать рекомендательные письма, послужной список, справку об успеваемости в университете, сведения об особых достижениях и ваши дополнительные интересы, выходящие за пределы учебной программы. Личные качества абитуриента также важны.

Хорошие результаты тестирования – дело полезное, но у некоторых школ свой подход к этому. Профессор Дейвид Норберн, директор школы менеджмента при Лондонском королевском колледже (Imperial College Management School, London), заметил: «Если у кого-то слишком высокая оценка, примерно 770, то я слышу предупредительный сигнал. Обычно такой отметке сопутствуют плохое физическое здоровье и неумение общаться с людьми. Меня это тревожит. Такой человек умеет хорошо проходить GMAT, но ничего больше». Впрочем, Норберн тут же добавил, что, когда у абитуриента оценка за тест меньше 450 очков, он тоже слышит сигнал тревоги.

Некоторые школы утверждают, что результаты прохождения теста GMAT точно соответствуют успехам в первые несколько месяцев обучения в бизнес-школе. Но королевский колледж, в котором курс МВА проходят 150 студентов, использует, наряду с другими школами, показатели тестирования только как индикатор. «Мы больше доверяем личному собеседованию, – говорит Норберн. – Мне нужно посмотреть на них, понять, подойдут ли они нам, а мы им». Такой подход практически невозможен в крупных организациях, в частности в американских школах с их тысячами абитуриентов. Однако в школе Келлогга обязательно проводят собеседование с каждым из поступающих.

Личные качества будущего студента очень важны. Парижская школа Ecole Nationale des Ponts et Chaussees следующим образом определяет свои требования к поступающим на курс МВА: «Личные качества – инициативность, высокие моральные ценности, открытость ума, творческий подход, уважение к нормам культуры. Нам нужны люди, способные мыслить нешаблонно». Карина Йенсен, отвечающая за международное сотрудничество и развитие, добавляет: «У наших студентов есть нечто общее – глобальное видение перспектив, новаторство и дух сотрудничества».

Что происходит после окончания?

Выбор бизнес-школы должен основываться на ваших собственных планах на будущее. Самые солидные инвестиционные банки и консалтинговые фирмы набирают выпускников узкой группы бизнес-школ. Чтобы заполучить нужную вам работу, следует выяснить, какие компании в каких «прудах ловят рыбку». Если вы хотите работать в ведущих компаниях новой экономики, скажем, в Dell или Yahoo! то узнайте, в каких школах они ищут новых сотрудников.

Знаменитый дуайен Уолл-стрит, компания Morgan Stanley Dean Witter, предпочитает брать на работу выпускников соседней школы бизнеса при Университете округа Колумбия.

Многие после бизнес-школ идут работать в консалтинговые фирмы. Среди выпускников INSEAD такой выбор делает почти половина. Знаменитая консалтинговая фирма McKinsey & Company установила тесные отношения с новой школой бизнеса Сейд Оксфордского университета (Said Business School) и принимает к себе на работу большую часть каждого выпуска. Другие школы, такие как мадридская IE, гордятся тем, что многие их выпускники создают собственный бизнес.

Наконец, если вы мечтаете добыть деньги и создать новую интернет-компанию, то присмотритесь к школам, имеющим хорошие отношения с венчурными капиталистами.