Вы здесь

Планета MBA. Бизнес-школы: взгляд изнутри. Глава 1. Зачем нужна степень MBA? (Стьюарт Крейнер, 2001)

Глава 1

Зачем нужна степень MBA?

Степень MBA – самый изумительный из когда-либо изобретенных механизмов карьерного роста. Бизнес-школы обеспечивают великолепные стартовые возможности самым разным людям. Если вы сумеете взять то, что предлагают эти школы, перед вами откроются сказочные перспективы. Для 25—30-летних это замечательный способ переменить всю свою жизнь, и мало что может в этом отношении сравниться с бизнес-школами.

Пол Дейнос, декан школы бизнеса Така при Дартмутском колледже (Tuck School of Business at Dartmouth College)

Магия MBA

Итак, вы окончательно решили пройти курс МВА? Хотите бросить хорошую работу и регулярное жалованье ради того, чтобы упереться лбом в груду книг, причем без всяких гарантий приличной работы в финале? Торопитесь поломать свою жизнь ради другого места, может быть, на краю света, без малейшего представления о том, что именно вас ждет? Готовы рискнуть тем, что утратите контакт с семьей и друзьями, и пойти на то, чтобы подвергнуть суровому испытанию на прочность отношения с самыми близкими и дорогими, оказаться в компании людей, которые, возможно, вам и не понравятся? Отказываетесь от размеренного труда с понедельника по пятницу ради напряженных занятий по семь дней в неделю? Вознамерились покинуть мир знакомый и привычный ради неясных перспектив занятий, заданий и экзаменов? Собрались вернуться в школьные годы? Что еще хуже, стремитесь влезть ради этого по уши в долги, а потом многие годы расплачиваться за ссуду на обучение?

Вас ведь никто не заставляет. Это ваше личное решение. Хорошо ли оно продумано? Это серьезный шаг, особенно в таком возрасте. Только-только начали становиться на ноги и теперь хотите одним движением перечеркнуть все достигнутое? Вы уверены, что готовы к этому? Не сердитесь, это только для определенности. Если вы окончательно определились, то можете рассчитывать на помощь. Многие уже прошли по дороге, открывающейся перед вами. Они подтвердят вам, что освоение программы МВА схоже с американскими горками. Что-то идет легко, что-то – не очень. Что-то занимает уйму времени, а что-то получается быстро. Задача этой книги – верно вас настроить. Считайте ее своим персональным путеводителем по пересеченной местности, который поможет вам выжить и достичь успеха в бизнес-школе. Можете представлять нашу книгу своим другом – настоящей опорой в жизни, да чем угодно. Но на самом деле это амальгама из мыслей, пояснений, подсказок, предостережений и советов от тех, кто уже завершил курс МВА. Им нет смысла дурачить вас. Почему бы не выслушать их – они готовы поделиться с вами многим. Возможно, это сэкономит вам время и силы. С окончанием каменного века изобретение колеса вышло из моды.

Начнем с материальной стороны дела. Ни один университетский диплом не может сравниться со степенью мастера делового администрирования. Она – самое признанное в мире подтверждение ваших профессиональных качеств. Для тех, кто мечтает сделать управленческую карьеру, ничего лучшего не придумано. Никакое другое свидетельство об образовании не имеет таких достоинств, такой привлекательности, не окружено такими мифами. Если вас интересует карьерный рост, возможность менять рабочие места или просто зарабатывать много денег, то вам нужен именно курс МВА.

Возникнув в начале прошлого века, программа МВА является самой быстро растущей системой постуниверситетского обучения. Ее привлекательность не знает национальных границ. В Великобритании, например, число студентов, получающих степень MBA, за короткий срок выросло вчетверо – от двух тысяч в 1986 году до более восьми тысяч человек в начале нашего века. Но это лишь капля в море по сравнению с числом тех, кто ежегодно получает степень MBA в североамериканских школах бизнеса.

Сегодня в США действует почти тысяча бизнес-школ, наделяющих своих питомцев степенью MBA. Эти школы ежегодно выпускают в мир от 80 тысяч до 90 тысяч дипломированных специалистов, и еще 20 тысяч готовят бизнес-школы Европы и Азии. Это означает, что каждый год стены этих школ покидают более 100 тысяч мастеров делового администрирования. Целая армия! Кстати говоря, степень MBA превратилась в средство трансформации карьеры, инструмент перехода от узкой специализации к возможности стать руководителем широкого профиля. Диплом открывает перспективу и для мобильности – это единый проездной на право перемещения между секторами экономической деятельности. Это инструмент выведения новой породы предпринимателей, активно преобразующих ландшафт делового мира.

Степень MBA становится непременным элементом карьеры все большего числа честолюбивых профессионалов. Для них вопрос заключается не в том, нужно проходить программу MBA или нет, а лишь в том, где и когда. Для многих эта ступень образования перестала ассоциироваться исключительно с карьерным ростом. Она превратилась в средство личного развития – индивидуального роста. Имеет значение и то, что воображение публики захвачено информационными технологиями (dot.com-мания). Это пройдет, но, как представляется, соответствующие фундаментальные изменения сохранятся. Многие основополагающие принципы и правила бизнеса сегодня столь же важны, а может, и важнее, чем когда-либо прежде. Однако меняющееся деловое окружение, бурное развитие Интернета и характерный для нынешнего времени дух предпринимательства делают насущной необходимость понимания того нового, что приходит с электронными технологиями бизнеса и порожденным ими экономическим мышлением. Чтобы не отстать от времени, приходится вносить коррективы в традиционный курс MBA. Факт тот, что сегодня компании даже традиционных отраслей нуждаются в менеджерах, более нацеленных на предпринимательство. Вместе с тем постоянные изменения ландшафта деловой жизни и структуры занятости означают, что не приходится принимать за данность традиционную модель карьерного роста и долговременную занятость.

Сегодня все больше выпускников MBA стремятся создать собственный бизнес или присоединиться к растущим компаниям. B наши дни начинающие компании привлекают значительную часть самых лучших и ярких специалистов.

Говорит студент бизнес-школы Фукуа: «Компании традиционных отраслей (страховые, производители оборудования и потребительских товаров), не ассоциирующиеся с модернизацией и прогрессом, малопривлекательны для выпускников нашей школы, и такое положение сохранится в будущем. Новое экономическое мышление учит, что творческий подход и новаторство не рождаются в процессе карьерного роста или исполнения служебных обязанностей – совсем наоборот. Не приходится ожидать, что ситуация в этом смысле скоро переменится».

Распространенность нового экономического мышления, пожалуй, преувеличена, но тем не менее видно, что современные студенты MBA ориентированы иначе, а это требует корректировки курса обучения.

Программа MBA эволюционирует вместе с деловым миром. Сегодня накопление качественных изменений привело к революции. Развитие электронной коммерции, электронного обучения, электронной стратегии, электронного маркетинга и тому подобного ставит перед школами бизнеса новые задачи и принуждает к пересмотру традиционных учебных курсов. Впрочем, несмотря на рекламную шумиху вокруг новой экономики, многие базовые принципы остаются неизменными. B разгар безумия, созданного «золотой лихорадкой» интернет-экономики, программы MBA продолжают обучать архаичным, но неизменно полезным базовым принципам бизнеса. Студентов, как и встарь, загружают немодными концепциями управления движением денежных средств, доходностью инвестиций и прибылью. Разумеется, появились и новые дисциплины: электронная коммерция, электронное обучение, электронная стратегия, электронный маркетинг, электронное-все-что-вы-в-силах-вообразить.

MBA: прошлое, настоящее и будущее

Немного истории. Под грохот салютов, отметивших приход нового тысячелетия, курс MBA потихоньку вошел во второй век своего существования. Сто лет назад возникли предвестники современных Гарвардской школы бизнеса (Harvard Business School), Уортонской школы при Пенсильванском университете (Wharton School at the University of Pennsylvania) и Высшей школы (аспирантуры) управления промышленностью при Университете Карнеги—Меллона (The Graduate School of Industrial Administration at Carnegie Mellon University). Небывалым новшеством была сама идея подготовки кадров управленцев в высших учебных заведениях. Многие ученые мужи кривились при одном упоминании, что искусство управления можно изучать в университете. (Некоторые и до сих пор так считают!) Учебные программы, сложившиеся в те дни, стали основой теории менеджмента. Тогда в центре внимания были финансы.

Перед новыми школами, многие из которых возникли на базе знаменитых университетов, стояла сверхзадача – создать научный подход к ведению бизнеса и заложить основы новой профессии. Короче говоря, они стремились систематизировать искусство управления, превратить его в науку. Сегодняшние курсы MBA стали воплощением этих замыслов.

B 2000 году школа бизнеса Амоса Така при Дартмутском колледже штата Нью-Хэмпшир праздновала свое столетие. Сегодня она входит в Высшую лигу бизнес-школ Америки (Лига Айви – Ivy League).[1] А в 1900 году ее учредили как первую в мире аспирантуру менеджмента (первой школой, получившей признание, была Уортонская школа бизнеса при Пенсильванском университете, основанная в 1881 году). В том же 1900 году школа Така запустила первую в истории программу аспирантского обучения в области управленческих наук. Этот курс еще не назывался МВА, но степень бакалавра бизнеса (business degree) впервые была присуждена еще в 1902 году. (Первоначально это была учебная программа «три плюс два»: три года в Дартмутском колледже плюс два года в школе Така.) Так мостился путь к современным курсам МВА.

В свой юбилейный год бизнес-школа Така вступила в завидной позиции: она могла выбирать 191 студента из 3000 претендентов на курс МВА. За сто лет многое переменилось, но основные дисциплины были бы знакомы и первым слушателям школы. «Они штудировали бухгалтерский учет, маркетинг, кадровую политику и управление людьми, – рассказывает Пол Дейнос, декан школы. – Даже в те дни учебные программы были поразительно насыщены международной проблематикой. Студенты изучали иностранные языки и международные финансы. В известном смысле обучение носило глобалистский характер – более глобалистский, чем многие из последующих учебных программ».

Названия учебных предметов остались прежними, но их содержание изменилось радикальным образом. Рост популярности программ МВА и перемены в деловой жизни преобразили метод преподавания бизнес-дисциплин. Особенно выделяется одна школа, оказавшая важнейшее влияние на эволюцию МВА, – это Гарвардская школа бизнеса, основанная в 1908 году и присудившая первую степень магистра менеджмента в 1910 году. Многие десятилетия она занимала ведущие позиции. Ее особое положение было связано с введением в 1924 году метода ситуационного анализа,[2] который быстро стал общепринятым.

Интерес к новой совокупности дисциплин быстро нарастал. В следующие 60 лет американские бизнес-школы пытались привнести научную строгость в сферы исследования и преподавания бизнеса. В 1950—1960-х годах в Америке и за рубежом утвердилась классическая двухгодичная модель программы МВА. Первый год посвящался освоению обязательных базовых дисциплин, а второй был отдан специализации. Первоначально студентами бизнес-школ становились вчерашние выпускники университетов. Сегодня ситуация меняется и все больше американских школ требуют, чтобы поступающие на курсы МВА обладали некоторым производственным опытом.

Гарвардский метод ситуационного анализа (способ, позаимствованный в юридических школах) обозначил начало перехода к эмпирическим методам обучения, основанным на накопленном опыте. Другие школы быстро стали последователями новой концепции. «Изучение реальных ситуаций открывало перед студентами возможность практического применения полученных знаний, – говорит Пол Дейнос из школы Така. – Позже в процессе обучения были произведены еще большие перемены в сторону приближения к реальности, когда студенты в ходе учебы начали работать над конкретными проектами для настоящих клиентов».

B Европе, однако, утвердилась другая модель программы MBA. Один из бывших профессоров Гарварда основал в 1958 году в Париже школу INSEAD, и сегодня эта международная бизнес-школа располагается в Фонтенбло. Международный институт развития менеджмента (International Institute for Management Development, IMD) был создан в Лозанне (Швейцария) в 1946 году. B Великобритании к менеджерским школам Хенли (Henley Management College), Ашридж (UK Ashridge Management College) и Кранфилд (Cranfield School of Management) в 1965 году присоединились Лондонская (London Business School, LBS) и Манчестерская (MBS) школы бизнеса. Однако, хотя некоторые новые школы взяли на вооружение американскую двухгодичную модель обучения, в подходе школ INSEAD и IMD проявляется европейский практицизм. Они отказались от американской модели в пользу одногодичной программы MBA, рассчитанной на студентов, обладающих определенным производственным опытом.

Европейские школы придают особое значение наличию практического опыта у абитуриентов, и их студенты, имеющие два-три года менеджерского стажа, постарше своих американских коллег. Европейские школы отличаются более прагматичной направленностью, и неотъемлемой частью подготовки специалистов в них является работа над реальными проектами. Американские школы, напротив, намного больше внимания уделяют результатам вступительных тестов и нередко принимают на обучение студентов, почти не имеющих практического опыта или вовсе неопытных.

Для 1960—1970-х годов были характерны два разных подхода. Американские школы продолжали добиваться академической славы, а европейские – культивировать близость к миру реального бизнеса.

К концу 1970-х годов программы MBA прочно заняли свое место, но апофеоз этой формы образования пришелся на период бума 1980-х годов. Неожиданно возникла ситуация дефицита выпускников бизнес-школ. Неизбежная рецессия, случившаяся в начале 1990-х годов, способствовала известному отрезвлению делового сообщества. С этого началось сближение между американскими и европейскими бизнес-школами. Такие школы, как LBS и INSEAD, стали уделять больше внимания исследованиям, а американские школы стремятся приблизиться к реалиям корпоративного мира.

Одним из факторов изменений являются технические достижения, сделавшие возможным заочное обучение. «Это было сменой не только способа преподавания учебной программы, но и ее содержания – произошел отказ от традиционного ситуационного анализа в пользу анализа текущих реальных ситуаций», – говорит профессор Колин Иден, директор британской бизнес-школы Стратклайд (Strathclyde Graduate Business School).

Стал иным и состав студентов. Успех позволил с большей разборчивостью отбирать студентов. Ландис Габель – первый заместитель декана программы МВА в школе INSEAD[3] и выпускник Уортона в 1967 году – утверждает, что растущая престижность бизнес-школ привлекает в них сегодня самых одаренных студентов.

Конкурс на экзаменах в ведущих бизнес-школах очень велик. Когда в конце 1960-х годов я подал документы в Уортон, большинство сильных университетских выпускников поступали в высшие юридические или медицинские школы. Мне кажется, что сегодня самые популярные бизнес-школы имеют возможность отбирать лучших из лучших. Студенты стали старше. Двадцать лет назад большинство американских бизнес-школ набирали совсем «зеленых» ребят, закончивших колледжи. Мне тогда было 22 года. Сейчас средний возраст увеличился. Наша школа INSEAD всегда привлекала людей, имеющих опыт практической работы, теперь их средний возраст вырос до 29 лет. Нынешние абитуриенты американских бизнес-школ стали опытнее в житейском и профессиональном плане.

Пол Дейнос согласен с этой оценкой: «Первые программы МВА были рассчитаны на людей, только что вышедших из колледжа. Одно из важнейших изменений последних лет заключается в том, что теперь лучшие американские школы требуют от поступающих наличия стажа работы. Средний возраст абитуриента составляет уже 27 лет. Это очень значимая разница».

Впрочем, Дейнос считает более важными иные перемены.

Главное заключается в том, что учебный процесс стал коллективным. В начальный период развития бизнес-школ обучение было строго индивидуальным. Сегодня значительная часть учебного процесса протекает в группах. Если сутью прежнего метода было пассивное усвоение лекций, то сегодня акцент делается на совместной проработке учебного материала, где у каждого есть возможность выявить свои сильные стороны. Это соответствует изменениям, происходящим в деловой жизни.

При этом база преподаваемых в курсе МВА дисциплин осталась на удивление постоянной: основы маркетинга, ведение хозяйственной деятельности (operations), поведение работника в организации, финансы и выбор стратегии. «В известном смысле учебный план не так уж изменился, – замечает Габель из INSEAD. – Базовые курсы остались теми же. Студенты изучают замечательно стабильные принципы. B 1967 году я штудировал математику и статистику, пару курсов маркетинга, пару курсов бухучета и курс поведения работника в организации плюс ряд факультативных дисциплин. Основные перемены произошли в программе факультативов. Тридцать лет назад никто не преподавал курс электронной торговли или электронного предпринимательства».

B разговоре со студентами MBA проясняется направленность изменений. «B прошлом слушатели выбирали предприятия традиционных отраслей в качестве объектов для курсовых работ по стратегии, а мы сегодня предпочитаем развивающиеся отрасли, – говорит американец, обучающийся в INSEAD. – Компании типа Amazon.com волнуют воображение». Сохранится ли такое положение? Будут интернет-компании и дальше притягивать студентов или им предстоит ранний бесславный конец? Поживем – увидим.

Почему люди выбирают программу MBA?

Причины столь же многообразны, как и сами студенты. Для многих MBA – это обещание стабильности в эпоху бурных изменений. Другим такое решение кажется естественным. «Я особо и не раздумывал – работа была бесперспективна, хотя за два года мое жалованье и выросло вчетверо. Но у нас здесь есть и такие, кто, зарабатывая по сто и более тысяч долларов в год, бросили все, соблазнившись перспективами программы MBA», – говорит студент Чикагской бизнес-школы.

Почти все рассматривают MBA как классический плацдарм, обеспечивающий переход от узкой специализации к менеджменту широкого профиля. Студент школы Оуэна при Университете Вандербилта (Wanderbilt’s Owen School of Management), например, стремился изменить свою функциональную роль. «Проработав шесть лет в маркетинге, я понял, что хочу перемен. Из университета я вышел математиком, мало сталкивался с деловым миром и не очень хорошо представлял реальную ситуацию. Бизнес-школа дает отличные возможности познакомиться с большим разнообразием профессиональных и карьерных перспектив. Я убежден, что, в отличие от других аспирантур, степень MBA быстро окупает все вложения».

«Я был инженером в Intel и участвовал в управлении разными проектами; мне нравилось разнообразие задач, которые приходилось решать группам, где я работал. Надеюсь, что окончание бизнес-школы поможет мне перейти от проектной работы или управления проектными работами к решению менеджерских задач, носящих более стратегический характер», – объясняет студент школы Така.

Есть и такие, для кого MBA представляет собой естественный этап карьерного роста. Вот что сказал нам студент школы Хааса при Университете Беркли (Haas School of Business at Berkeley): «Я поступил сюда с определенной целью. Работая специалистом по управлению изменениями в Andersen Consulting, я остро почувствовал значение точного понимания бизнеса для стратегического управления людскими ресурсами. Мне было ясно, что бизнес-школа – это самый быстрый и лучший способ углубить мои знания в таких областях, как финансы, бухгалтерский учет, ведение хозяйственной деятельности, и тому подобных, чтобы успешно продолжать профессиональную карьеру».

Некоторых привлекает шанс изменить профессию или сектор деятельности: «Хотелось открыть для себя новые возможности. Бизнес-школа помогает с легкостью перейти из государственного сектора в частный», – доказывает свой выбор студент Мичиганского университета.

Для других это способ заполнить пробелы в образовании и профессиональном опыте. «Я решил пойти в бизнес-школу, зная, что мне необходимо углубить свои познания в бизнесе. Конечно, это звучит как-то примитивно. Но в университете и аспирантуре я изучал международную политику и политическую экономию, а работать пришлось консультантом по информационным системам. Тут стало понятно, что аналитическое и стратегическое мышление, необходимое при любом обсуждении международной политики, следовало бы распространить и на вопросы стратегии бизнеса, но этому мешает недостаток знаний. Вот я и вернулся в школу, чтобы изучить маркетинг, финансы и стратегию и понять, как компании выбирают то или иное стратегическое направление», – объяснил студент школы Слоуна при Массачусетском технологическом институте (Sloan School of Management – Massachusetts Institute of Technology, MIT).

В иных случаях влияют другие мотивы. «Я выбрал учебу в бизнес-школе по ряду причин. Две из них были решающими», – поведал нам студент программы МВА из Чикаго.

Во-первых, я не был удовлетворен своим университетским образованием. Моего знакомства с важнейшими концепциями было недостаточно, даже чтобы постучаться в двери лучших компаний. Квалификация их тоже не устраивала. В этом виноваты репутация университета, где я учился, и круг дисциплин, которые я там освоил. Во-вторых, моя фирма из-за финансовых трудностей оказалась банкротом и позднее была ликвидирована. Здесь важно то, что, работая в семейном бизнесе, я не смог разглядеть нарастающую опасность проблем этой фирмы и сделать что-либо для их устранения. Я недостаточно разбирался в финансах, учете и маркетинге, необходимых, чтобы своевременно распознать надвигающиеся трудности, изменить направление компании и восстановить ее прибыльность. Мне нужно быть во всеоружии, если я когда-нибудь еще раз окажусь в подобной ситуации.

Для некоторых получение диплома MBA – это возможность придать себе дополнительный вес и упрочить положение. «Моя карьера была очень пестрой, и я чувствовал необходимость сконцентрироваться на чем-то определенном», – сказал студент Лондонской школы бизнеса. Для кого-то это подготовительная ступень к созданию своего бизнеса. «Я решил пойти в бизнес-школу, чтобы набраться знаний и открыть собственное дело», – признался студент школы бизнеса при Университете округа Колумбия.[4]

Для кого-то это способ расширить кругозор. Студент из Станфорда (Stanford Graduate School of Business) рассказывает: «Проведя четыре года в Интернете и устав от царящего там балагана, я понял, что для смены профессии есть смысл получить диплом MBA: если я соберусь создать компанию, то он поможет привлечь капитал. Кроме того, могут понадобиться связи и репутация при работе за границей… B общем, если только нет намерения и дальше заниматься тем же делом, то степень MBA помогает расширить возможности, так ведь? К тому же я сейчас прорабатываю идею, как извлечь пользу из ажиотажа вокруг интернет-технологий».

A можно и не знать толком, зачем тебе все это нужно. У некоторых нет никаких определенных целей. «Я не собирался идти в бизнес-школу. Меня привлекала медицина. Но в какой-то момент стало ясно, что это не для меня, и был период, когда я не представлял, куда податься. Двоюродный брат посоветовал мне пойти в бизнес-школу. Мне показалось, что в этом есть смысл, так как очень полезно иметь степень MBA. Для этого нужно всего два года, зато с таким образованием легче найти работу, да и выбор куда больше. Жду перехода на второй курс, где у меня будет больше свободного времени и я смогу больше общаться», – сообщил нам студент бизнес-школы Ричарда Айви.

Он не исключение. Поразительно, как много людей признаются, что пришли в школу MBA только потому, что не придумали для себя ничего иного. «Как я очутился здесь? Я попал в неприятное положение, и, как мне показалось, это был лучший выход из него, – говорит Питер Робинсон, бывший спичрайтер президента Рейгана и автор книги „Snapshots from Hell“ („Фотографии из ада“), хроники изучения программы MBA в Станфорде. – Я провел шесть лет в Белом доме, почти все 1980-е годы. Мои друзья разошлись кто куда – в юридические школы, бизнес-школы, журналистику, я же превратился в „перо“ президента, а на эту профессию очень узкий спрос. Я подумывал о том, чтобы стать юристом, и даже прочитал книжку Скотта Тарроу „One L“ („Первокурсник“), и как раз она убедила меня в том, что юридическая школа не по мне».[5]

Робинсон, конечно же, не первый и не последний в ряду тех, кто приходит в бизнес-школы от нечего делать. Лет двадцать назад примерно так же поступил нынешний гуру менеджмента Том Питерз. «Я не знал, как распорядиться собой после службы во флоте, и не нашел ничего лучше, чем получить степень MBA», – рассказывает он. За этим решением не стоял жгучий интерес к предмету будущих занятий. «Я отправился в бизнес-школу, потому что все вокруг шли туда. Полдюжины моих лучших друзей сочли, что лучше программы MBA не придумать. B то время она была очень популярной, и две трети моих приятелей выбрали Гарвард», – вспоминает Питерз.

Однако большинство студентов бизнес-школ не принадлежат ни к одному из крайних полюсов: это не безыдейные бродяги, которые штудируют книги Портера о конкурентоспособности лишь потому, что не знают, как распорядиться своей жизнью, но это и не принципиальные фанатики рыночной системы. B отличие от последователей распространенных представлений, слушатели программы MBA мало затронуты идеологией капитализма. Если они и знают, кто такой Гордон Гекко,[6] то склонны скорее критиковать его, чем поклоняться. Сегодня неотъемлемой частью многих программ MBA, причем по настоянию студентов, стала этика бизнеса. Да и за пределами аудиторий они больше говорят о «заинтересованных сторонах» и «корпоративном сообществе», чем о «разбазаривании активов».

Скептики о программе MBA

Принято считать, что каждому честолюбивому менеджеру нужен диплом МВА. На деле это не вполне так. Бизнес-школы вообще и с программой МВА в частности давно уже стали объектами критики. Вот что пишут, например, о лучшей французской школе INSEAD и ее трудолюбивых студентах: «INSEAD – это лучшее в мире место, чтобы придать себе лоск. Большая часть ее слушателей находит время для конных прогулок в Фонтенбло, изучения винных погребов и альпийских лыжных курортов», – говорится в статье, опубликованной не где-нибудь, а в светском журнале «Harpers & Queen».[7]

Генеральный директор одной из европейских телекоммуникационных компаний саркастически заметил: «Они все выходят оттуда одинаковыми, как зайчата. Все такие милые, дружелюбные, интеллигентные, а делать ничего не умеют. Выпускники INSEAD напоминают роботов. Похоже, что им просто забыли подключить мозги». Другой критик, на этот раз из Лондонского инвестиционного банка, говорит: «Им больше всего нравится участвовать в процессе. Мы предпочитаем не брать их на работу, но они как-то проникают на позиции консультантов».[8]

Авторами скептических отзывов, что вполне понятно, оказываются те, кто достиг успеха без обучения в бизнес-школе. Их доморощенная мудрость сводится к тому, что лучшие университеты – это сама жизнь. «На меня дипломы не производят впечатления. От них нет пользы. Мои отметки были хуже, чем у других, да и выпускные экзамены я не сдавал. Хозяин вызвал меня и сказал, что я должен уйти из школы. Я ответил, что проживу и без диплома. От него меньше пользы, чем от билета в кино. Билет по крайней мере гарантирует, что вас впустят в зал. А диплом не дает никаких гарантий» – так сказал Со-ичиро Хонда, основатель корпорации Honda.[9]

Ли Якокка, бывший генеральный директор корпорации Chrysler, с неожиданной сдержанностью заметил: «Формальное образование дает человеку очень многое, но важнее всего то знание, до которого доходишь сам». С большей самоуверенностью высказался Роберт Таунсенд, ныне покойный руководитель корпорации Avis и автор книги «Up the Organization» («Карьерный рост»). «Не нанимайте выпускников Гарвардской школы бизнеса, – предостерегает он. – Этим элитным специалистам, на мой взгляд, недостает качеств, принципиально важных для успеха: скромности, уважения к работающим на „линии огня“, глубокого понимания сути бизнеса и мотивов людей, любящих свою работу, уважения к нижестоящим, мужества, прилежания, верности, рассудительности, прямоты и честности в затруднительных обстоятельствах».

До недавнего времени Билл Гейтс (IBM), Ричард Брансон (Virgin Group) и Анита Роддик (The Body Shop) были самыми известными людьми, не имевшими дипломов бизнес-школ, но достигшими вершин успеха в бизнесе. «Когда я создавала компанию The Body Shop, то, что я не училась в бизнес-школе, было большим преимуществом», – заявила Анита Роддик. Любопытно, что она сама учредила своего рода бизнес-школу – Новую академию бизнеса (New Academy of Business). Ей вторит Джим Макканн, основатель 1–800-Flowers, утверждая, что ему ни за что не удалось бы поставить компанию на ноги, если бы он учился бизнесу в школе: «Я бы тогда слишком много размышлял над тем, почему сделка сорвалась».[10]

Еще поразительнее то, что самые оскорбительные высказывания звучат из уст сотрудников бизнес-школ. Странно, однако, что они не цитируются в рекламных брошюрах программы MBA. Генри Минтцберг, гуру в вопросах стратегии, давно известен своей критикой учебных программ MBA, и это при том, что сам преподает в бизнес-школах Магилл (McGill) в Канаде и INSEAD во Франции (хотя и не в рамках учебного курса MBA). «Нелепа сама идея, что можно взять одаренных, но неопытных 25-летних людей, которые никогда никем и ничем не управляли, и за два года с помощью лекций и семинаров превратить их в толковых менеджеров», – утверждает он.[11]

Другим давнишним критиком бизнес-школ является достопочтенный Питер Дракер. «Созданные в США менее столетия назад бизнес-школы выпускают хорошо подготовленных клерков», – было написано им в 1969 году.[12] Позднее он предсказал упадок этой программы обучения, заметив при этом, что «бизнес-школам не идет на пользу преждевременный успех. Сегодня они занимаются совершенствованием ушедшего. Последнее дело – совершенствовать то, чего и вовсе не следовало бы делать». И завершая ниспровержение, Дракер окончательно разделался с Гарвардом: «На мой взгляд, Гарвард наихудшим образом соединил надменность германских ученых с дурными замашками американской теологической школы». Дракер, считающий себя аутсайдером, уклонился от проторенного пути преподавателя бизнес-школ. Он предпочитает относительную безвестность калифорнийского Клэрмонт-ского колледжа (Claremont College).[13]

B 1980-х годах возникла идеология, мало связанная с реалиями сегодняшней жизни. «Человек, усердно зубрящий курс MBA ради него самого, – это карикатура, – говорит Джордж Бейн, бывший декан Лондонской школы бизнеса. – Исключения, конечно, встречаются, но большинство наших слушателей просто хотят сменить профессию. Они стремятся научиться чему-то, что сможет изменить их жизнь».

Для сегодняшних студентов бизнес-школа – это не просто пересадочная станция, через которую нужно пройти, чтобы получить хорошую работу. Как бы ни был изнурителен курс MBA, требующий огромных усилий, чтобы не сойти с дистанции, сегодня они все чаще мечтают приятно провести этот отрезок жизни. Дело не только в перспективе более высокого заработка. Многих особенно привлекает возможность вновь окунуться в студенческую жизнь, познакомиться с новыми людьми и еще какое-то время пожить исключительно для себя.

До известной степени это связано с тем, что нынешние абитуриенты старше. Они уже достаточно хлебнули на работе, чтобы заново оценить прелесть студенческой жизни. Последние опросы свидетельствуют, что сегодня слушателю бизнес-школы чуть больше 30 лет (а не 20 с небольшим, как прежде), у него есть степень магистра технических, социальных или биологических наук и его рабочий стаж – от шести до двенадцати лет.

Ничего удивительного, что эти люди идут получать степень МВА ради карьеры, зарплаты и облегчения смены сферы деятельности. Эти стимулы очень важны, но не все к ним сводится. Некоторые студенты говорили о реализации личности и о желании продолжить учебу.

MBA – по-прежнему лучший вариант?

МВА остается классическим дипломом, выдаваемым бизнес-школами. Главное достоинство состоит в том, что эта степень удостоверяет уровень владения различными функциями бизнеса. Однако бурное развитие Интернета поднимает серьезные вопросы перед классическим образованием МВА. Некоторые считают новую экономику потенциальной угрозой для будущего этой программы. Электронный бизнес и в самом деле создает немалые проблемы для школ, в том числе такие, как адекватность предлагаемых учебных курсов и способность профессоров не отставать от перемен, осуществляемых молодыми «сорвиголовами» от бизнеса.

Возьмите людей типа Глена Микема, председателя, генерального директора и одного из основателей базирующейся в Питтсбурге компании FreeMarkets. Уже имея опыт работы в Kraft General Foods, Микем прошел курс МВА в Гарварде, окончив его в 1991 году, и поступил в McKinsey and Company. В 1994 году он оставил консалтинговую фирму, чтобы стать менеджером группы развития корпоративного бизнеса в компании General Electric (GE). FreeMarkets – это одна из самых успешных торговых точек b2b в Интернете. Через этот сайт, на котором проводятся виртуальные аукционы для промышленных продавцов и покупателей, компания продала товаров на 7,6 миллиарда долларов, в том числе на 2,2 миллиарда долларов во втором квартале 2000 года. Аналитики предсказывали, что к 2002 году сайт должен был стать прибыльным. Идеи Микема сформировались на ранних этапах развития Интернета. Работая с 1994 года в GE, Микем воочию убедился в неорганизованности и неэффективности промышленных аукционов по продаже и покупке узлов и деталей машин и оборудования. Возникшую идею создания FreeMarkets он предложил GE. Но могущественная корпорация пренебрегла этой инициативой. Тогда в 1995 году, когда Джей Уокер только замышлял свою компанию Priceline.com, Микем и Сэм Кинни, бывший его коллега по McKinsey, основали FreeMarkets.

Хозяева Интернет-Вселенной?

По мере того как новое поколение честолюбивых молодых менеджеров вливается в ряды учащихся бизнес-школ, состав студентов MBA меняется. «Пятьдесят лет назад студенты мечтали о том, чтобы управлять корпорацией General Motors; десять лет назад – о работе в Goldman Sachs; пять лет назад объектом притязаний была компания McKinsey. Сегодня они грезят об управлении собственными компаниями», – заявил недавно Антонио Борджес, бывший декан INSEAD. Он прав. Многие стремятся работать в новых компаниях электронного бизнеса. Коррекция рынка электронных компаний показывает, что из «бутылки» интернет-экономики часть газа уже вышла, но игра еще далеко не закончена. B предвидимом будущем сектор TMT (technology, media and telecoms – технология, средства связи и телекоммуникации) останется главным двигателем экономического роста. Студенты, с которыми мы разговаривали, хотят, а вернее, надеются участвовать в этом процессе.

Сегодня в коридорах бизнес-школ говорят об Интернете и электронной коммерции. B библиотеках и барах студенты толпятся вокруг ноутбуков, горячо обсуждая новых лидеров бизнеса и их планы на будущее. Воздух наэлектризован. Раньше выпускники со степенью MBA добивались работы в лучших компаниях Уолл-стрит, вроде Goldman Sachs, или в ведущих консалтинговых компаниях, таких как McKinsey или Bain, а сегодня их цель – работа в Yahoo! Amazon.com или Dell. У многих есть собственный бизнес-план электронного предприятия, и они думают о создании интернет-империй. «Было время, когда все одаренные обладатели степени MBA шли в консалтинговый бизнес или присоединялись к инвестиционным банкам, – делится наблюдениями профессор Уильям Салман из Гарвардской школы бизнеса. – Сегодня они становятся предпринимателями или нацеливаются на Силиконовую долину, чтобы присоединиться к уже сложившимся командам, встать у рычагов управления и добиться процветания новой экономики».

Это изменение подтверждается статистикой. B 1998 году почти треть выпускников Гарвардской школы бизнеса присоединились к высокотехнологичным или венчурным компаниям. B 1995 году таких было только 12 %. Даже недавние потрясения фондового рынка не охладили этот энтузиазм. Проведенные в США исследования показали, что только в Европе обороты в электронной торговле выросли в 2001 году примерно до 64 миллиардов долларов, тогда как в 1998 году они составляли только 1,2 миллиарда долларов. B отчете Министерства торговли США предсказывается, что к 2006 году почти половина занятых в экономике будут работать на предприятиях, связанных с информационными технологиями.

Это ставит перед бизнес-школами ряд вопросов, в том числе проблему адекватности предлагаемых ими учебных курсов возникшей интернет-экономике, а также о способности их профессоров соответствовать современному уровню. B Америке, занимающей лидирующее положение в области электронной торговли, такие ведущие учебные заведения, как Станфорд, MIT и Гарвард, являются центрами притяжения для венчурных капиталистов. Эти и другие школы наперебой зазывают студентов, доказывая, что именно они – самые передовые в этой новой перспективной сфере. Бизнес-школа Хааса при Университете Беркли первой придумала «инкубаторы», помогающие студентам создавать собственный бизнес в Интернете. Другие школы следуют этому примеру.

Одновременно американские школы энергично перенацеливали программы МВА на проблемы электронной торговли. Существуют два основных подхода: факультативные курсы по электронной торговле и Интернету и интеграция проблематики интернет-бизнеса в основной учебный план, скажем, изучение моделей электронной торговли в рамках общего курса стратегии. В настоящее время большинство школ используют оба подхода. Кроме того, они дают студентам возможность писать собственные бизнес-планы и даже организуют их конкурсы.

В Европе Лондонская школа бизнеса и Кранфилдская школа менеджмента основали для обучения студентов МВА бизнес-«инкубаторы». Цель – подготовка стартовых площадок для интернет-бизнеса.

Кранфилдский «инкубатор», носящий ультрасовременное имя CranfieldCreates.com и заработавший в полную силу в 2000 году, помогает студентам создавать и раскручивать интернет-предприятия. Начинающим компаниям выгодно иметь совместные офисы в Кранфилдском инновационном центре, располагать возможностями для обкатки веб-дизайна и доступом к сети начального финансирования, предоставляемого венчурными капиталистами и финансовыми покровителями. Рассказывает Джерард Берке, откомандированный из Information System Group для руководства «инкубатором»: «Ажиотаж вокруг электронной торговли возник не на пустом месте. Есть понимание того, что электронный бизнес жизненно важен для нашего будущего. Задача нового «инкубатора» в том, чтобы реализовать это понимание и от теории перейти к практике. Что-то похожее делает единственная бизнес-школа Беркли в Калифорнии».

В других местах студенты действуют по собственной инициативе. Например, слушатели Лондонской школы бизнеса для координации и поощрения предпринимательства учредили электронный клуб (E-Club). Ее выпускники могут обращаться за инвестициями в Sussex Place Investment – поддерживаемый крупными банками «семенной» фонд, предназначенный для финансирования начинаний бывших слушателей Лондонского университета. Профессор Стивен Дру, недавно приглашенный из Америки в школу управления Хенли для чтения нового факультативного курса электронной коммерции, также считает, что воздействие Интернета настоятельно требует немедленной реакции. «Большинство школ плетутся в хвосте событий, потому что все развивается слишком быстро и бизнес-школы, как любые другие организации, противятся переменам, поскольку им недостает ресурсов, времени и знаний. Британские школы, являясь передовыми для Европы, отстают от североамериканских. Нам приходится догонять, а в этом есть и преимущества, и недостатки».

Дру убежден, что школы, которые не сумеют быстро приспособиться, рискуют отстать. «Я предполагаю, что в ближайшие два года самые престижные британские школы введут в учебные программы МВА курсы электронной коммерции. Те, кто это вовремя не сделает, потеряют студентов и репутацию».

Некоторые школы делают упор на инновации. B бизнес-школе Лондонского городского университета есть курс, предметом которого являются новые технологии и их влияние на бизнес. Этот курс основан на оценке результатов каждого этапа развития информационных технологий. Однако для бизнес-школ в загадке dot.com есть еще один важный аспект. После многих лет усердного укрепления отношений с транснациональными корпорациями, банками и консалтинговыми фирмами администрациям теперь приходится завязывать контакты как с ведущими компаниями – представителями новой экономики, так и с венчурными капиталистами, чтобы убедить их в необходимости принимать на работу выпускников школ.

Многие венчурные капиталисты с нетерпением ждут появления менеджеров, профессионально подготовленных для работы в Интернете. «Все как с киносюжетами, – объясняет Дейвид Харт из лондонского „инкубатора“ Brainspark, одного из ведущих в Европе. – Существует конечное число вероятных бизнес-планов, возможно, их только восемь. Для преуспевающей компании необходима хорошая идея, но без команды менеджеров успеха не достичь». Для бизнес-школ это звучит как настоящая музыка.

Классическая, безо всяких добавлений программа MBA перестала быть единственно возможной. Добавлений может быть сколько угодно. Сегодня можно получить степень магистра по новым бизнес-специальностям. Например, в сентябре 1998 года британский колледж менеджмента Ашридж учредил степень мастера по организационному консалтингу. Бизнес-школа в Стратклайде также учредила в 1999 году звание мастера организационного консалтинга.

Не забывайте и о том, что в настоящее время ведутся споры, оставить MBA общей степенью или все же следует ввести специализацию? Каждый год на рынке появляется все больше специализированных курсов, носящих общее имя MBA, но ориентированных на разные отрасли и функциональные обязанности.

Растет число бизнес-школ, особенно в Европе, которые переходят к специализации, порой весьма курьезной. Знаменитая итальянская бизнес-школа Боккони (SDA Bocconi), например, предлагает программу MBA со специализацией в области моды и дизайна, а британские школы – в области церковного менеджмента (в Линкольне) и менеджмента футбольных клубов (в Ливерпуле).

Другие варианты специализации более солидны. Лондонский городской университет (City University in London) учредил курс MBA со специализацией «менеджмент технологий». Манчестерская бизнес-школа, в которой с 1997 года существует программа MBA для юристов, ввела курс по предпринимательству для руководителей – собственников малых и средних предприятий.

В Голландии бизнес-школа Ниенроде (Nijenrode) начала новый курс МВА по финансовым и страховым услугам, рассчитанный на два года, в рамках которого студенты, имеющие десятилетний рабочий стаж, будут направляться в кампусы других европейских учебных заведений, включая школу менеджмента Де Влерик в Гентском университете (De Vlerick School voor Management at the University of Ghent), Бельгия.

Однако и в других частях мира бизнес-школы вступили на путь специализации. В Северной Америке уже сейчас можно одновременно получить два диплома. Монреальский университет Магилл, например, с 1996 года предлагает курс изучения медицины и менеджмента, рассчитанный на пять лет. В сингапурской бизнес-школе Наньянг (Nanyang Business School) существует программа МВА со специализациями по бухгалтерскому учету, банковскому и финансовому делу, торговому праву, управлению гостиницами и туризмом. Чем дальше, тем труднее определить место общего менеджмента в этом океане специализаций.

Бизнес-школы: достоинства и недостатки

По общему мнению студентов, диплом MBA стоит двух лет тяжелого труда в бизнес-школе – и это неудивительно. Естественно, чем-то приходится жертвовать, но большинство наших собеседников утверждают, что учеба – плодотворное занятие.

Мы задали им вопрос, что их разочаровало? Многие отвечают, что реальность превзошла их ожидания. «До бизнес-школы я думал, что программа МВА – это каторга, которую нужно перетерпеть ради получения диплома и более высокооплачиваемой работы в будущем. Совсем неверно. Это время перерождения, развития личности, образования, установления дружеских связей и множества развлечений», – говорит студент бизнес-школы Хааса.

«Бизнес-школа превзошла мои ожидания решительно во всем. А я не часто говорю такое. Здешняя жизнь поглощает тебя целиком. Она насыщенна и трудна, но в этом и есть ее ценность. Если не замыкаться в себе, то можно научиться куда большему, чем предлагают учебники», – вторит студент бизнес-школы Фукуа.

Другие признают, что совсем не в восторге от некоторых аспектов учебной программы, что у них двойственное отношение к ней. «Я рассчитывал на интересные бурные дискуссии среди студентов. С другой стороны, преподаватели дали мне очень много, главным образом за счет их опыта и широких возможностей личного общения вне аудиторий – при работе над проектами и в свободные часы. Досуг там организован потрясающе».

Не обманывайтесь насчет перспектив: учеба по программе МВА – дело нелегкое. Кроме необходимости усердно учиться приходится еще и жертвовать чем-то. Некоторые страдают от временных финансовых проблем, для других главное – распад отношений со старыми друзьями и партнерами. Высказывания студентов подтверждают, что у учебы есть оборотная сторона.

Приходится жертвовать своим заработком на время учебы.

Студент школы управления при MIT

Трудно поддерживать отношения на расстоянии. Большинство тех, кто приехал сюда, оставив дома друга или подружку, в конце концов пришли к разрыву отношений, несмотря на наилучшие намерения. Бизнес-школа, особенно на первом году обучения, поглощает человека целиком, так что временами ты даже ничего не замечаешь.

Студент Чикагской школы бизнеса

Я отказался от очень интересной и выгодной работы, переехал в Бостон (моя невеста осталась в Нью-Йорке). Но мне кажется, что в будущем все мои жертвы окажутся оправданными.

Студент Гарварда

Приходится ехать на другой конец страны и два года сидеть на «запасном пути», а в это время бизнес на полном ходу мчится вперед. Мне кажется, что учеба в бизнес-школе провоцирует ранний кризис среднего возраста (Зачем я здесь? Чего ради я занимаюсь бизнесом?).

Студент Станфорда

Чем вы жертвуете? Два года без зарплаты, это раз. Долой кино по воскресным дням и чтение романов. Но достигнутые преимущества (и в личном плане, и в смысле образования) все это перевешивают.

Студент школы Оуэна

Вы проводите с друзьями и семьей намного меньше времени, по крайней мере сначала. Ну и, конечно, известные денежные затруднения.

Студент Колумбийской школы бизнеса.

Пришлось на два года отказаться от зарплаты и общения с невестой. Безусловно, телевизор я тоже был вынужден забросить.

Несчастный студент Мичиганской бизнес-школы

Некоторые забывают о сне.

Студент Мичиганской бизнес-школы

Один-два собеседника плохо переносят жизнь на виду у всех. Студентка из Чикагской школы сказала: «Хуже всего то, что за тобой все время следят. Консервативная студенческая семья, состоящая из двадцати-с-чем-то-летних, жаждет сплетен. B первый год до 60 % студентов живут в одном здании и ежедневно наблюдают друг друга. Свободных одиноких девушек на потоке меньше десяти процентов. B результате боязнь пересудов сковывает поведение. У меня уже три года постоянный друг, но все равно говорят, что я сплю с однокурсниками».

Та же студентка обнаружила неожиданное достоинство: «Что лучше всего? Никогда никаких очередей в женском туалете».

Другие критикуют организацию учебного процесса. «Из-за того что места на факультативных курсах распределяются по правилам свободного рынка, в трех из шести учебных четвертей я, пролетел“ на, торгах“. Иными словами, мне не удалось записаться на облюбованные мною курсы, а потому пришлось набирать оставшиеся дисциплины, чтобы чем-то заполнить учебный план. Эта система торгов помешала заниматься интересными для меня предметами», – пожаловался студент Гарвардской школы бизнеса.

Недовольны были и те, кто рассчитывал на каникулы. «Я думал, что буду располагать временем для лыж и пеших прогулок, но очень быстро обнаружил, что это мешает занятиям. Наверное, не у всех возникают подобные проблемы», – сообщает представитель бизнес-школы Така.

Встречается и более глубокая критика. «Слишком многие – и студенты, и преподаватели – считают, что все поддается расчету, что все либо черное, либо белое… или, пожалуй, черное или красное, если вы понимаете, что я имею в виду. Я надеялся на полезное обсуждение трудных „серых“ проблем и ожидал, что здесь будет как в гуманитарных колледжах, где группы студентов занимаются вопросами, представляющими общий интерес. Не знаю, в чем дело, то ли мы слишком заняты, то ли студенты настроены скорее аналитически, чем философски. Я просто хочу, чтобы у нас были более просвещенные, содержательные, возможно, даже острые дискуссии о реальных проблемах нашего мира», – сетует философски настроенный слушатель из школы Фукуа.

К тому же не все любят учиться. «Не все студенты относятся к делу серьезно, и это бесит меня. Очень многие на каждом семинаре заняты тем, что „плавают“ в Интернете и совсем не участвуют в работе класса. Я ожидал, что смогу чему-то научиться у однокурсников, но не тут-то было!» – говорит студент Колумбийской школы бизнеса.

«В смысле учебы – давит стремление все измерять и оценивать. Это неплохо, но угнетает тех, кто, как я, не расположен работать в таком стиле. В социальном плане единственная действительно отрицательная вещь – в Йеле сильна кастовость (если я правильно подобрал слово)», – рассказывает учащийся из Йеля. (Но мы не уверены, что это так.)

Все подытожил один студент из Чикаго: «Я не из той среды, выходцы из которой учатся в бизнес-школах, поэтому совсем не представлял себе, что меня здесь ожидает. Если говорить в целом, то я провел два года в громадном городе, изучил ряд очень интересных курсов (кое-что устарело, но так всегда бывает), у меня появились великолепные друзья, я завязал прочные связи, имел отличную летнюю практику и получил замечательную постоянную работу. Я улучшил перспективы своей жизни в миллион раз, и все это только за 90 тысяч долларов, которые легко смогу отработать года за три. Некоторые говорят, что они здесь мало чему научились, или что не получили той работы, о какой мечтали, или что у них не возникло дружеских связей, но я уверен: это исключения, а не норма».