Вы здесь

Пишем курсовую работу. Работа с источниками и литературой (Сергей Ширин)

Работа с источниками и литературой

Урок 6. Подробнее о литературе

Где искать литературу

Первое место, куда мы обращаемся за литературой – библиотека вуза. Здесь вам особенно пригодится систематический каталог. В его соответствующих разделах можно найти классику – те работы по вашей теме, которые не знать нельзя. Можно заглянуть и в алфавитный каталог, если точно знаете имена авторов, писавших по выбранной вами проблеме. Так можно найти работы, о существовании которых вы не знали.

Еще нужно обязательно искать в электронных каталогах крупнейших российских библиотек. Даже если в вашей библиотеке нет нужной книги, ее практически всегда можно заказать по МБА (межбиблиотечному абонементу).


Второй шаг – реферативные журналы и брошюры РГБ «Реферативно-библиографическая информация», указатели Российской книжной палаты (книжные, журнальные, газетные летописи, летописи авторефератов и рецензий), издания Института научной и общественной информации по общественным наукам (ИНИОН), который выпускает отраслевые библиографические указатели и реферативные журналы. В этих журналах можно найти сведения о литературе, опубликованной в последние годы. Также с их помощью можно производить и ретроспективный поиск информации.


Третий шаг – чтение работ, изданных в последние годы и найденных Вами в реферативных журналах. Из их библиографических списков также можно почерпнуть информацию о литературе, достойной внимания.


Четвёртый шаг – поиск во всемирной паутине. В качестве поискового запроса имеет смысл использовать имена авторов тех работ, изданных в последние годы, которые Вы нашли в реферативных журналах. Возможно, удастся найти информацию о научных школах и исследовательских коллективах, которые эти авторы представляют, о научных конференциях, в которых эти авторы принимали участие, а далее – о других докладах, звучавших на этих конференциях, об авторах этих докладов, а затем найти другие работы этих авторов и так далее.


Поиск по ключевым словам исследуемой темы имеет смысл проводить в специализированных поисковых системах для исследователей. Вот некоторые примеры:

– Scholar.ru

– Scirus.com

– Scholar.google.com

– Scinet.cc

– Highwire.Stanford.edu

– Infotrieve.com

– ScienceResearch.com

– SpringerLink.com


Доступ к полнотекстовым электронным базам данных научных работ (ACM Digital Library, EBSCO Publishing, JSTOR и другим) предоставляют также библиотеки многих вузов. Обратитесь в библиотеку вашего вуза с вопросом о том, заключён ли у него договор с владельцами таких баз данных.


Кроме того, имеет смысл провести поиск по электронным версиям опубликованных книг:

– Books.google.com – эта поисковая система в качестве результатов поиска возвращает изданные книги, в которых встречаются запрошенные термины. В подавляющем большинстве случаев прочитать найденные «Гуглом» книги целиком вы не сможете. Они защищены авторским правом. Но вы сможете ознакомиться с той или иной книгой, с её содержанием, почитать общедоступные отрывки. Тем самым можно составить представление об аспектах исследуемой проблемы, которым авторы уделяют основное внимание, сделать вывод о наиболее актуальных и наименее разработанных вопросах. Через эту поисковую систему можно также перейти на странички электронных магазинов, в которых можно приобрести найденную литературу.

– Nigma.ru – эта поисковая система содержит опцию поиска по электронным библиотекам.

Крупная научная электронная библиотека доступна по адресу http://elibrary.ru


Полезными могут оказаться и сайты научных издательств:

– World Scientific Publishing

– Blackwell Publishers

и другие ресурсы.


После того, как вы составите список литературы, обсудите его с научным руководителем. Возможно, вы упустили что-нибудь важное.

Можно ли использовать социально-сетевые сервисы для поиска литературы

Социально-сетевые сервисы оптимизированы для поиска не литературы, а людей. Поэтому наиболее удобно искать через такие сайты людей, являющихся экспертами в вашей теме или просто интересующихся ею. Главное – правильно подобрать ключевые слова для поиска по интересам. А уже у этих людей можно спросить, какую литературу имеет смысл почитать по вашей теме.


Возможно, среди тех, кого вы найдёте, окажутся и авторы нужных статей и книг. Различные авторы по-разному реагируют на просьбы выслать электронную версию той или иной публикации. Многие с радостью соглашаются поделиться своей работой с кем-то, кому она интересна. Учёным (да и не только им) часто бывает важно, чтобы их идеи оказались востребованными, разошлись как можно шире. Такие авторы стараются способствовать открытости своих работ. Кто-то, однако, зная цену своим идеям, предпочитает не делиться ими бесплатно, а посылать копию только за материальное вознаграждение. Кроме того, во многих случаях в современном мире исключительным правом на тиражирование публикации обладает не её автор, а его работодатель (вуз, научно-исследовательский институт или иная организация). Без разрешения правообладателя в такой ситуации получить копию статьи или книги, скорее всего, не удастся. Но попытаться и попросить всё же можно.


Наиболее целесообразно для поиска экспертов и специалистов в любых темах пользоваться социально-сетевыми сервисами, предназначенными для коммуникации профессионалов («LinkedIn», «Мой круг», «Профессионалы.Ру») или специальными сайтами для учёных («Academia.edu», «SciPeople», «Scientific Social Community»). Также можно поискать узкоспециализированные социально-сетевые сервисы (в сфере международных отношений одним из таких является сайт под названием «Atlantic Community»).

Можно ли пользоваться учебниками при подготовке курсовых работ

Учебники и учебные пособия нередко включаются студентами в списки литературы написанных ими курсовых работ. Иногда (правда, крайне редко) они фигурируют даже в списках литературы диссертаций, где для них отводится специальный раздел такого списка: «Учебная и учебно-методическая литература».


Почему бы и нет? В учебниках и учебных пособиях содержатся систематизированные сведения научного и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для преподавания и изучения. Как правило, учебники рекомендуются к публикации компетентной комиссией. Поэтому на сведения, изложенные в них, можно опираться. Разумеется, нельзя при написании курсовых работ опираться исключительно на учебники. Необходимо работать и с первичными документами (источниками), и с более сложной и более глубокой научной литературой. В количественном отношении учебников и учебных пособий в списке источников и литературы должно быть намного меньше, чем самих источников и научных исследований.


В то же время многие преподаватели вузов настаивают на том, что в академических изданиях не принято ссылаться на учебники и учебные пособия. Причина видна в самой этой формулировке: не принято. Это зависит именно от традиций научного направления или научной школы. Причём если в некоторых научных областях традиция имеет под собой рациональное объяснение (например, в педагогических науках на учебники ссылаются, так как учебник в педагогике рассматривается как средство обучения и может разбираться как пример практического внедрения научных знаний), то в других случаях объяснение простое: моветон. Учебник есть простое изложение фундаментальных вещей, поэтому если у исследователя ум способен воспринять что-то большее, то именно на что-то большее, а не на учебник, нужно его направить.


И всё же подчеркнём: запрета ссылок на учебники в требованиях к курсовым работам, как правило, не бывает и быть не должно. Особенно в нашей стране, где на протяжении советского времени сложились отдельные сферы научных знаний, где базовая основа научной теории была изложена именно в учебниках. Такие были тогда поветрия: монографий было мало, и научные обобщения зачастую впервые излагались именно в учебниках.


А вывод сформулируем так. Чтобы случайно не натолкнуться на непонимание со стороны научного руководителя, рецензента или членов комиссии, ссылаться на учебники лучше только тогда, когда вы можете чётко и понятно объяснить, почему в данном конкретном случае вы решили сослаться именно на них, а не на научные издания или источники.

Сколько научной литературы нужно изучить при подготовке курсовой работы

Сколько научной литературы нужно изучить, чтобы курсовая работа была по-настоящему академичной? Ответ на этот вопрос достаточно прост: изучить следует всю литературу. Всю, в которой изложены существенные для вашего исследования результаты.


Разумеется, если тема актуальна, то, скорее всего, она популярна, и ей посвящено большое количество статей и монографий. Иногда это количество может быть таким, что на ознакомление с ним не хватит того времени, которое выделено на подготовку курсовой работы. К тому же, за это время наверняка будут изданы новые статьи, результаты которых тоже необходимо учитывать в своём исследовании.


Как же быть? Во-первых, можно ограничиться литературой, опубликованной в ведущих научных издательствах и изданиях. Исследователи, считающие, что их открытие или умозаключение очень важно для исследуемой области, стремятся рассказать о нём наиболее широкому кругу специалистов и поэтому в первую очередь отправляют свои работы в самые известные издательства и журналы. А они, в свою очередь, отбирают для публикации наиболее достойные исследования. Поэтому при чрезмерно большом количестве научной литературы по теме курсовой работы публикациями «второсортных» издательств и изданий часто бывает можно пренебречь.


Наиболее авторитетная база данных, в которой присутствуют публикации журналов и издательств, получивших мировое признание, называется Web of Science Core Collection. СПбГУ предоставляет своим студентам доступ к этой базе данных.


Кроме того, научный поиск особенно продуктивен, когда он проводится на передовом рубеже мировой науки. Поэтому в курсовой работе стоит опираться на достижения учёных, опубликованные в новейшей литературе, то есть совсем недавно. Самые последние работы стоит учитывать, даже если они опубликованы не в ведущих научных журналах. Нередко бывает так, что и в неизвестном издании находится статья, способная совершить переворот в мировой науке. Если же с момента публикации этой статьи прошло уже много лет, и научный мир её до сих пор не заметил, то при большом количестве другой литературы такой статьёй вполне можно пренебречь.

Диалог с членом комиссии на защите курсовой работы

Член комиссии. Скажите, пожалуйста, почему в списке литературы у Вас только две работы на русском языке?

Студент. Основная литература по теме курсовой работы написана на английском.

Член комиссии. Вы хотите сказать, что русскоязычных работ по этой теме нет?

Студент. Есть, но их результаты не так значимы, как результаты англоязычных исследователей.

Член комиссии. Может быть, Вы просто не знаете, что в прошлом году в Поморском университете была защищена кандидатская диссертация на эту тему?

Студент. Тема очень актуальна, и ею занимаются многие исследователи в самых разных университетах.

Член комиссии. Почему же Вы не ссылаетесь на их работы?

Студент. Не всегда в этом есть смысл. Иногда в российских работах просто пересказываются результаты исследований, проведённых в других странах.

Член комиссии. Вы хотите сказать, что все российские работы плохие, и только зарубежные достойны внимания?

Студент. Нет. Есть пять работ российских авторов, которые вносят существенный вклад в исследование этой темы. Три из них написаны на английском языке, две – на русском. Я использовал в своей работе все пять.

Член комиссии. Хорошо. А как Вы отличаете существенный вклад от несущественного?

Студент. Если автор обнаружил закономерность, о которой до него никто не писал, то это существенный вклад.

Член комиссии. А если автор описал факт, который до него никто не описывал?

Студент. Это тоже существенный вклад, если факт существенный.

Член комиссии. И как же понять, насколько же важен факт?

Студент. Я же имею общее представление о теме и могу оценить!

Член комиссии. Хорошо. Вы студент старшего курса и, действительно, уже очень хорошо разбираетесь в теме. А что бы Вы посоветовали первокурсникам, которые только приступают к исследовательской работе?

Студент. Прошу прощения, я не совсем понял, какого рода совет Вы имеете в виду.

Член комиссии. Как можно оценить, какая научная статья обязательно должна быть использована в работе, а какая – нет? Вот перед Вами список из нескольких сотен названий статей, которые Вы нашли в тематическом каталоге. все они имеют отношение к Вашей теме…

Студент. Для начала можно выбрать самые цитируемые из них. Они несомненно внесли большой вклад в развитие исследований этой темы. Эти статьи помогут составить общее представление. А дальше уже можно разбираться, опираясь на это представление.

Член комиссии. Спасибо большое. Больше вопросов нет.

Примеры отсылок к научной литературе

Удачные


1. «Исследователь И. С. Малахов утверждает: „Женевские конвенции и совокупность документов современного международного гуманитарного права являют собой специфическое создание. Однако оно, как показывают многочисленные примеры, может эффективно использоваться в сложных международных ситуациях, когда брутальная сила конфронтации нуждается в определенном посредничестве“. Действительно, многочисленные положения международного гуманитарного права открывают возможность, если не полного, то хотя бы частичного решения труднейших вопросов, возникающих как неразрешимые в случае возникновения вооруженных конфликтов или гражданских войн».


2. «„Мягкая сила“ государства реализуется на двух уровнях: официальном и неофициальном. Официальное направление осуществляется за счёт государственных органов, в ведомстве которых находится образование и культура. Неофициальная же сила представляет собой распространение массовой культуры. Здесь, согласно утверждению исследователей международных культурных связей Н. М. Боголюбовой и Ю. В. Николаевой, основными источниками воздействия являются музыка, телевидение, кинематограф. (Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. К вопросу о культурных связях в современной социокультурной ситуации // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2011. №3 (8). С. 181—185.)»


3. «Последствия иммиграции могут быть как положительными, так и отрицательными. С одной стороны, она способствует обогащению общества за счет других культур, приобщению к культурным ценностям и традициям других стран, развитию диалога между культурами, то есть разностороннему и глубокому культурному обмену, который расширяет общественный кругозор и учит терпимости и толерантности. Научные сотрудники Калифорнийского университета, П. Дж. Ричерсон и Р. Бойд считают иммиграцию двигателем общественного развития, гораздо более сильным толчком к культурной эволюции, чем столкновение или завоевания. Они обосновывают это тем, что она не предполагает разрушений и истребления культур, которые практиковались колонистами в Эпоху Великих географических открытий, а сама по себе является результатом стремления народов бедных стран приобщиться к достижениям богатых ради улучшения условий своего существования. Так распространяются ценности и достижения высокоразвитых стран, улучшая всеобщее благосостояние. Например, во времена Великой Римской империи именно государственное устройство и социальные условия привлекли готов, побудив их к иммиграции. Однако, с другой стороны иммиграция подрывает единство национальной культуры, способствуя общественному разобщению. Американский политолог Патрик Дж. Бьюкенен, опираясь на тот же пример Римской империи, сделал вывод о том, что именно нашествие „варваров“ стало причиной её скорого упадка».


Неудачные


1. «Однако существует и другая точка зрения. Американский учёный Р. Пэлс убеждён, что как такового американского культурного империализма не существует, но есть два различных по смыслу понятия: американская культура и глобальная культура. В силу своей национальной специфики США находятся на пересечении различных тенденций других культур, поэтому объединяют все эти веяния воедино и транслируют на весь мир (Фролова, 2010)».


Комментарий научного руководителя.

«Странно, что, описывая эту идею, Вы приписываете её авторство американскому учёному Пэлсу, но ссылаетесь на российского политолога Фролову. Стоит проверить, действительно ли Р. Пэлс высказывал эту мысль. Поищите его работы и сошлитесь на ту из них, в которой найдёте то, о чём пишете».


2. «Актуальность проблемы нелегальной миграции в первую очередь обусловлена тем, что она спровоцировала развитие таких феноменов, как терроризм, наркоторговля, организованная преступность, использование рабского труда. Наша точка зрения подтверждается и научной литературой. Например, ее придерживается Потемкина О. Ю., зав. сектором политической интеграции Института Европы РАН: «Резкое ограничение доступа на европейские рынки труда населения третьих стран, начавшееся еще в 70-ые годы прошлого столетия, породило феномен нелегальной иммиграции, который в начале XXI века принял самую опасную форму. Торговля и транспортировка людей привела к возрождению современного вида рабства, о котором цивилизованный мир, казалось бы, давно забыл. (Потемкина О. Ю. Европейский Союз в борьбе с нелегальной иммиграцией: новые тенденции// Вся http://www.alleuropa.ru/evropeyskiy-soiuz-v-borjbe-s-nelegaljnoy-immigra...) <Европа.ru».


Комментарий научного руководителя.

«Эту публикацию нельзя отнести к научной литературе. На сайте «Вся Европа.ru” Вы можете найти скан свидетельства о регистрации этого СМИ. В нём написано: «Тематика – культурно-просветительская».

Это не научное издание. Статьи в нём Вы можете использовать как источник информации об экспертном мнении, но не как научную литературу».


3. «Разобраться со способами защиты и охраны авторских и смежных прав позволяет ряд научных работ, представленных в библиографическом списке. Так в работе Минкова А. М. „Международная охрана интеллектуальной собственности“ предоставлена информация по вопросам международной охраны интеллектуальной собственности. В книге предоставлены договоры в области интеллектуальной собственности, административные функции, в отношении которых выполняет Всемирная Организация Интеллектуальной собственности. А в работе Скурко Е. В. „ВТО: введение в правовую систему“ внимание уделяется специфике, правовым основам и особенностям права ВТО. Автор выделяет основные нормативные правовые документы ВТО, охватывающие вопросы регулирования международной торговли товарами, услугами, и связанные с международной торговлей аспекты защиты прав интеллектуальной собственности».


Комментарий научного руководителя.

«Разве это научные работы? Не путайте научную литературу с учебной!»

Урок 7. Подробнее об источниках

Что может быть использовано в качестве источников

По источниковедению написано множество томов, в том числе, немало учебников. В них чётко указано, какие виды источников существуют и даже какие методы работы с ними целесообразно применять.


Если говорить об общественных науках в целом, то в них может быть принято выделять виды источников, исходя из разных оснований классификации: по назначению источников, по их происхождению, форме и т. д. Одна из наиболее известных классификаций – классификация Э. Бернгейма, предложившего относить к источникам «известия» о событиях и «остатки» событий. К «известиям» Бернгейм относил среди прочего рассказ, анекдот, мемуары, биографию и газету, а к «остаткам» – непосредственные следы жизнедеятельности, данные языка, существующие обычаи, нравы, учреждения, произведения всех наук, искусств, ремёсел как свидетельства о потребностях, способностях, взглядах, настроениях, состояниях, деловые акты, протоколы и всевозможные административные документы, монументы и надписи, не содержащие каких-либо сведений (пограничные знаки, монеты и медали), законодательные, делопроизводственные и тому подобные документы.


В исследовании международных отношений часто в качестве источников используют

– материалы открытой печати и открытые данные – статистические данные, нормативно-правовые и иные акты, публикации в СМИ, материалы архивов,

– внутренние документы (документы ограниченного доступа) – постановления, приказы, распоряжения, указания, инструкции, должностные положения, правила, планы, служебные письма, записки, соглашения, договоры, заявления, протоколы, отчёты учреждений, организаций, фирм и их структурных подразделений,

– личные документы – дневники, записи, письма, мемуары, автобиографии, конспекты, пометки, документы поимённого голосования.


В качестве источников могут быть использованы материалы, отличающиеся и по средству фиксации. По этому признаку источники могут быть

– текстовыми (статьи, интервью, анкеты, отчёты, стенограммы, справочные материалы и т.п.);

– графическими (схемы, диаграммы, карты, другие изображения);

– аудиовизуальными (звуко- и видеозаписи);

– мультимедийными (сочетание всех вышеперечисленных видов в одном документе*);

при этом первые два вида источников могут храниться как в бумажной, так и в электронной форме.


Все эти виды и формы источников могут быть использованы для получения информации об объекте исследования. Важно чётко определить свой объект исследования и попытаться понять, откуда можно почерпнуть первичную информацию о нём.


При этом, если в научной литературе встречается общая характеристика тех или иных данных, а сами данные не приводятся, имеет смысл найти первичный источник и опираться на него, приведя мнение автора соответствующего исследования как одну из существующих в научном, профессиональном или общественном дискурсе интерпретаций этого источника.

Почему научные статьи не могут быть нарративными источниками

Информацию об объекте исследования мы получаем из источников. По классификации, предложенной немецким историком Эрнстом Бернгеймом, источники бывают двух типов. Первый тип – это источники, являющиеся прямым остатком объекта исследования. (Если объект исследования – социальный процесс, социальная система, социальные отношения или социальное явление, то к этому типу источников мы отнесём то, что появилось в ходе этого социального процесса, в этой социальной системе, в рамках этих социальных отношений, в результате этого социального явления. Таким образом, к этому типу мы отнесём фотографии, видеозаписи, стенограммы заседаний, политические заявления и программы, принятые документы и т.п.) Второй тип – это источники, созданные очевидцами или участниками исследуемых процессов или событий и повествующие (сообщающие) о них. Это, например, записи в блогах, мемуары, интервью, сообщения в СМИ и т. п.


Все источники содержат первичную, необработанную информацию, полноту и степень достоверности которой ещё нужно установить и оценить. В отличие от источников, научная литература содержит обработанную, исследованную, обобщённую информацию, изложение которой прошло апробацию или рецензирование, и которую мы можем признать достоверной, если у нас нет фактов, свидетельствующих об обратном. Из научной литературы не имеет смысла черпать информацию об объекте исследования. Ведь смысл науки – приращение знания, получение нового знания. Зачем нужна наша научная работа, если мы собираемся проанализировать те сведения, которые и без нас уже известны науке, стали её достоянием?


Научная литература – это инструмент, позволяющий нам, во-первых, понять, что уже известно науке о нашем объекте исследования (чтобы не повторять зря труд, который уже проделан кем-то до нас) и какие проблемы в исследовании данной темы существуют, и, во-вторых, составить представление о концептуальных подходах к исследованию выбранной нами темы.


Именно по такому назначению (а не в качестве замены нарративным источникам) следует использовать научные статьи в академических работах.

Можно ли использовать в качестве источников материалы СМИ

Материалы СМИ могут быть разными. Среди них выделяются новостные сообщения и комментарии. Новостные сообщения, представляющие собой сухую информацию о фактах, – это очень ценный источник информации для исследователя международных отношений, который в силу географической удалённости от событий, интересующих его, не может наблюдать их непосредственно и вынужден следить за ними в том числе через СМИ. Комментарии же могут намеренно искажать факты, представляя их в том разрезе, который выгоден редакции или силам, стоящим за ней. Информационные войны сегодня, к сожалению, очень часто сказываются на качестве материалов СМИ.


В этих условиях всё труднее становится отличить новостное сообщение от комментария. Многие даже сухие заметки подаются так, чтобы событие было истолковано потребителем информации в определённом ключе. Исследователю необходимо учиться отделять факты от их интерпретации.


Материалы СМИ являются достаточно надёжным источником информации. По закону учредители СМИ несут ответственность за достоверность сообщаемых сведений. Однако в условиях информационной войны некоторые политические акторы не гнушаются ничем. Учредителем СМИ может быть создана фирма-однодневка, которая в случае претензий к исчезнет совершенно безболезненно для создавших её лиц. Некоторые СМИ могут предоставлять ложные сведения о своих учредителях и заявлять в случае претензий, что с автором того или иного материала они не знакомы (как это, например, было во время кризиса в Донбассе с Агентством гражданской журналистики «Ридус»).


Поэтому, используя в курсовой работе материалы СМИ, нельзя обойтись без очень скрупулёзной внешней и внутренней критики этого источника информации. (Под внешней критикой подразумевают исследование в отношении каждого источника, представляет ли он собой в действительности то, за что себя он выдаёт и за что его до сих пор принимали. Внутренняя критика состоит в решении вопроса о том, в каком отношении находятся заключающиеся в источниках известия к действительным фактам, т. е. можно ли считать эти известия вполне достоверными, или только вероятными, или же следует отвергнуть возможность сообщаемых фактов).


Впрочем, внешней и внутренней критике необходимо подвергать любые источники, не только материалы СМИ.

Можно ли внести в список источников веб-сайт

(Статья с веб-сайта С. С. Ширина «FAQ по академическим работам»)

Можно ли внести в список источников веб-сайт?


Однозначного ответа на этот вопрос у меня нет. С одной стороны, есть точка зрения, согласно которой назвать веб-сайт источником информации – это то же самое, что назвать источником информации книжный шкаф. На веб-сайтах можно найти множество разных элементов: виджеты, навигационные ссылки и кнопки, счётчики, рекламные баннеры. Получается, источниками нужно называть конкретные документы, размещённые на веб-сайте, а не сам веб-сайт. Действительно, не называют же историки источником какой-нибудь архив! Источники для них – это материалы из архива.


С другой стороны, попробуем дать определение веб-сайта. На мой взгляд, веб-сайт – это система навигационно объединённых веб-страниц, размещённых на одном домене или генерируемых скриптами, доступ к которым осуществляется через один домен. Согласны? Если нет – возражения жду в комментариях. Система навигационно объединённых веб-страниц больше похожа на книгу или журнал, чем на книжный шкаф. В журналах также есть «элементы навигации» (содержание, номера страниц), реклама и другие элементы, кроме документов, непосредственно содержащих информацию о предмете исследования. При этом меня учили помещать в список источников статью из журнала в том случае, когда я черпаю информацию о предмете исследования из этой конкретной статьи, и весь журнал, если информацию о предмете исследования я беру из журнала в целом. Например, если я пытаюсь выявить основные сферы международных отношений, которые интересуют такую международную организацию как ЮНЕСКО, очевидно, что для этого имеет смысл обратиться к периодическим изданиям этой организации. И сами периодические издания (а не только напечатанные в них статьи) можно считать источниками информации.


В этом году на факультете международных отношений СПбГУ была защищена дипломная работа на тему «Веб-сайты представительств зарубежных культурных центров в Санкт-Петербурге как инструменты взаимодействия с общественностью». Разумеется, основными источниками информации для этой работы послужили сами эти веб-сайты.


А вот если Ваше исследование, например, посвящено теме «Определения понятия „веб-сайт“ в общественном дискурсе», и Вы попали сюда, узнав, что здесь есть словосочетание «определение веб-сайта», вряд ли Вам в список источников следует вносить сайт «С. Ширин. FAQ по академическим работам», расположенный по адресу http://ширин.com. Ваш источник – статья под заголовком «Можно ли внести в список источников веб-сайт?», доступная по адресу http://ширин.com/?p=55

Беседа в студенческом научном обществе

Первокурсник. Коллеги, я бы хотел поднять вопрос, актуальный для многих из нас: можно ли в курсовой работе ограничиться только сопоставлением мнений, представленных в научной литературе, и обойтись совсем без источников?

Второкурсник. Нет. Ни в коем случае. Нас учили, что в конце работы обязательно должен быть список источников и литературы.

Магистрант. Это ещё ни о чём не говорит.

Второкурсник. Повторяю: список источников и литературы. Обратите внимание на слово «источников». Оно обязательно должно присутствовать. На защите в прошлом году одной студентке сделали замечание, когда она написала просто «список литературы».

Магистрант. А я был на защите политологической диссертации. В ней деления используемых материалов на источники и литературу вообще не было. Источниковедение – это специальная историческая дисциплина, поэтому историки очень любят слово «источник». Но международники изучают современность, а не историю, поэтому они ближе к политологам, чем к историкам.

Первокурсник. Да. И в учебнике политологии написано, что «международные отношения» – это один из разделов политологии.

Второкурсник. Но, насколько я понимаю, вопрос ведь не в том, как называть информационную базу исследования, а в том, можно ли отказаться от первичных данных и обрабатывать только вторичные.

Магистрант. И даже не просто вторичные, а изложенные в научной литературе.

Второкурсник. Разве вторичные данные бывают где-то ещё?

Магистрант. Конечно. Любой комментарий по следам произошедших событий – это переработка информации из первичных источников. А результат переработки первичных источников – это и есть вторичный источник. Комментарии же публикуются не только в научных изданиях, и комментаторы далеко не всегда являются учёными.

Первокурсник. Нет. Если комментатор не является исследователем, то его мнение я вообще не должен учитывать. Какая мне разница, кто что думает?

Второкурсник. Это если ты не исследуешь общественное мнение.

Магистрант. Или общественную мысль. Комментаторы, скорее, претендуют на то, чтобы быть выразителями общественной мысли. Общественное мнение – это то, что думает толпа, обыватели.

Первокурсник. Я исследую не общественное мнение и не общественную мысль. Я исследую российско-армянские отношения.

Второкурсник. Тогда тебе обязательно нужны источники: двусторонние договоры и соглашения, совместные заявления, программы и так далее.

Первокурсник. Я их смотрел. В них только общие фразы. Ничего конкретного там нет. Что и кто стоит за ними – это можно понять только из литературы.

Второкурсник. Всё равно без источников обойтись нельзя. Иначе это будет просто компиляция, а не исследование.

Магистрант. Почему нет? В этом случае может получиться хорошая историографическая работа: работа, целью которой будет исследование представленности той или иной темы в научном дискурсе. Только научные статьи и монографии, которые в такой работе будут рассматриваться, станут её источниками. А в качестве литературы могут быть использованы труды предшественников: учёных, которые уже обращались в своих работах к исследованию научного дискурса этой проблемы.

Второкурсник. Научные статьи и монографии – это литература, а не источники. Нам это чётко объяснили.

Первокурсник. И нам тоже.

Магистрант. Если предмет исследования – российско-армянские отношения, то вы правы. Но предметом исследования может быть и политологический дискурс российско-армянских отношений.

Первокурсник. У меня тема – российско-американские отношения в конце ХХ – начале XXI века.

Магистрант. Тогда обращение к научной литературе нужно для того, чтобы лишний раз не проводить исследование тех фактов, которые уже исследованы, и сосредоточиться на неисследованных источниках. Без источников не обойтись.

Примеры обращения к источникам в тексте работы

Удачные


1. «Доступ участников гуманитарной деятельности к пострадавшим и нуждающимся группам населения и наличие у этого населения возможности получать предлагаемую помощь – одно из основополагающих условий проведения гуманитарных операций. В чрезвычайно сложных условиях от всех сторон вооруженного конфликта ожидается оперативное и безотлагательное содействие безопасному прохождению гуманитарных грузов и неприкосновенность сотрудников и волонтеров, осуществляющих проведение гуманитарной помощи в данном регионе. (Координация гуманитарной деятельности ООН // Организация Объединенных Наций. <http://www.un.org/ru/humanitarian/assistance>. Дата обращения – 25 февраля 2014 г.) Все это предусмотрено нормами международного гуманитарного права и подтверждено в нескольких резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. (Укрепление координации в области чрезвычайной гуманитарной помощи Организации Объединенных Наций. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН №2010/1. Женева, 2009.)»


2. «Согласно официальной позиции ООН, „сегодня, когда мировое сообщество стремится отойти от нерациональных моделей развития и встать на путь экологически безопасного и устойчивого развития, одна из основных стоящих перед ним задач заключается в том, чтобы содействовать пониманию общей цели во всех слоях общества. Возможность обеспечения понимания такой цели будет зависеть от готовности всех слоев общества участвовать в подлинно широком сотрудничестве и диалоге и от признания самостоятельной роли, обязательств и особого потенциала каждого. Неправительственные организации, включая некоммерческие организации, представляющие группы, молодежь, обладают признанным и разнообразным опытом, специальными знаниями и потенциалом в тех областях, которые будут иметь особое значение для осуществления и обзора экологически безопасного и социально ориентированного устойчивого развития. Таким образом, сообщество неправительственных организаций представляет собой общемировую сеть, которую следует подключить к работе по достижению этих общих целей, наделить соответствующими полномочиями и укрепить“. (Повестка дня на XXI век // Доклад Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 3—14 июня 1992 года. Нью-Йорк, 1993. Том 1. С. 415.)»


3.«Значение сотрудничества средств массовой информации с властями подчёркивают и авторитетные политические обозреватели. Так, например, Р. Беглейтер, обозреватель телекорпорации „Си-эн-эн“, сказал: „Как СМИ, так и политики должны ныне сотрудничать в том, чтобы получаемая общественностью информация была точной, полной и достаточно распространённой для поддержки хорошей политики государства“ (Begleiter R. Media and International Affairs in the Satellite Age // Structures of World Order. American Society of International Law. Proceedings of the 89th Annual Meeting. N.Y., 1995. P. 122.)».


Неудачные


1. «Значительную роль в утверждении принципов гуманитарного характера использования права играют, вне всякого сомнения, юристы МККК. Вне МККК юристы, отстаивающие использование права на основе гуманитарных принципов, действуют в рамках обычного международного гуманитарного права.

«1. Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая все те лица из состава вооруженных сил, которые сложили оружие или перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причине расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.

С этой целью запрещаются, всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении вышеуказанных лиц:

a) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности, всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

b) захват (взятие) заложников;

с) посягательство на человеческое достоинство, в частности, оскорбительное и унижающее это достоинство обращение;

d) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

2. Раненных и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь». (Конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Женева, 12 августа 1949 года.)

По самой своей сути оказание медицинской помощи может выходить за рамки легальности: врач призван оказывать медицинскую помощь любому, кто в ней нуждается, в том числе и врагу. При этом есть все основания утверждать, что медицинское действие занимает привилегированное положение в гуманитарном праве».


Комментарии научного руководителя.

«Обращение к источникам должно быть оправдано логикой исследования. Цитаты из источников должны использоваться для иллюстрации авторских тезисов или для их доказательства. Ни в коем случае не следует применять цитаты просто для увеличения объёма работы. В абзаце, предшествующем обращению к конвенции, Вы пишете о роли юристов МККК, в следующем абзаце – о медицинских действиях. При чём здесь перечисление запретов, присутствующих в Женевской конвенции? Тем более – в таком объёме. Если Вы хотите апеллировать к столь объёмному материалу – уместнее сослаться на него, чем приводить целиком.»


2. «В свое время основатели ЮНЕСКО предложили считать „свободное распространение идей при помощи слова и изображения“ существенным фактором развития сотрудничества между народами.»


Комментарий научного руководителя.

«Вы цитируете какой-то источник, но даже не поясняете, какой именно. Опираясь на источник, Вы должны сделать на него сноску».


3. «В современных условиях сотрудничество можно назвать одним из наиболее эффективных средств налаживания диалога между различными государствами, ибо именно посредством него достигается согласие и растёт взаимопонимание между народами, что приводит к преодолению конфронтации в мире. Углубление межкультурного и межрелигиозного диалога сравнимо с целительным средством, укрепляющим весь цивилизационный организм, что даёт ему силы выйти из ситуации глобальной нестабильности и уязвимости. (Мухаметшин Ф. М. Международное гуманитарное сотрудничество и проблемы современного мира // Российская газета. 19.08.2009. Федеральный выпуск №4977.)»


Комментарий научного руководителя.

«Текст абзаца не заключён в кавычки. Следовательно, это Ваш авторский текст. Почему же после него Вы ссылаетесь на источник? Если бы Вы сослались на научное исследование, читатель мог бы заключить, что Вы хотите подкрепить свой тезис результатами этого исследования. Но Вы ссылаетесь на статью в общественно-политическом СМИ. Требуется пояснить прямо в тексте абзаца, как связаны приведённые в нём суждения с источником, к которому Вы хотите отослать читателя. Например, можно это сделать так: „Бывший руководитель Россотрудничества Ф. М. Мухаметшин считает, что в современных условиях…“ – и т.д.»

Конец ознакомительного фрагмента.