Вы здесь

Письма с Афона в Россию (XIX-начало XX века). 27. Иерею Стефану Рябчикову ( Сборник, 2015)

27. Иерею Стефану Рябчикову

Ваше благословение, добрый батюшка отец Стефан, и есть и всегда будет посреде нас Христос!

Имеем честь уведомить, что мы получили при почтенном письме Вашем от 2 сентября 30 рублей и холст, пожертвованные обители нашей благочестивою старицею Домной Ефимовной, которой благоволите передать прилагаемое удостоверение.

Молим милостивого Господа, да хранит в мире и благополучии жизнь ее, ниспосылая ей все полезное и спасительное, а по смерти да упокоит душу ее во Царствии Небесном, о чем обитель в священную обязанность вменит себе молиться ко Господу.

Относительно видéния Вашего во сне матери своей, предупреждающей о могущей быть чрез год кончине Вашей. Вы изволили верить сему сновидению и готовиться к смерти. Не оспариваем Вашего мнения, что гораздо лучше готовиться, чем жить в небрежении. Но осмеливаемся напомнить Вам о том, что, как и самим Вам небезызвестно, подобное предупреждение может быть и от доброненавистника, нашего врага диавола, который всеми способами старается ввести нас в заблуждение. Святые отцы хотя и допускают [возможность] в некоторых случаях доверять сновидениям, но предупреждают о прелести бесовской, что если оное[18] призывает нас к покаянию, с надеждой на милосердие Божие, без отчаяния, [настраивает] на разливающееся тихое внушение безмерной благости Божией к кающимся, тогда можно принимать сновидение за истинное; но если оно посевает сомнение в прощении от Господа, доводящее до отчаяния, то таковое отвергать не будет грехом, и тогда же по смирению [нужно] признать себя не понимающим различия в сновидениях, но говорить себе: «Я не знаю, что за сновидение, Господь ведает для меня полезное, да будет Его святая воля». И при этом все-таки не предаваться беспечности к исходу, по слову Господню: Бодрствуйте, молитесь (Мк. 13, 33), потому что не знаете, когда Господь ваш приидет (Мф. 24, 42). Вы и сами изволите ведать все это лучше нас, но любовь Ваша вынудила напомнить Вам все это.

Хульных и других скверных помыслов не бойтесь и не смущайтесь: они не Ваши, а бесовские, и Вы за них ответ Богу не дадите; только не допускайте их овладеть Вами, то есть не принимайте, а отвергайте и не слушайте их, а молитесь Богу, прося помощи. Но если и будете побеждены сими помыслами или иным грехом, не смущайтесь, а снова восставайте на борьбу с сопротивниками и [обращайтесь] к Богу с раскаянием, и так до самой смерти. Вам небезызвестно, что до падения нашего демоны представляют нам Бога человеколюбивым, а по падении – неумолимым. Этот лукавый помысл отчаяния святые отцы советуют отражать крепкою надеждою на милосердие Божие.

Еще Вы пишете, что, как только хотите взяться за подвиг, тотчас враг восстает со своим богохульством и внушением гордыни! В таком случае необходимо предать себя совершенно Господу, надеясь на Его небесную помощь, и, уповая, никак не должно колебаться, но вполне веря всемогущей силе Божией в преодолении врага, ибо от сомнения не бывает успеха в молитве и после чувствуется такая же или еще большая брань. О совершенно же предавших себя Господу говорится: Надеющиеся на Господа яко гора Сион: не подвижутся во век (Пс. 124, 1).

Принося Вам и жертвующей искреннюю благодарность и прося святых Ваших молитв, с почтением и истинным уважением остаемся взаимными о Вас богомольцами <…>

1 октября 1903 года