Вы здесь

Письма с Афона в Россию (XIX-начало XX века). 26. Иерею Петру Бороздинскому ( Сборник, 2015)

26. Иерею Петру Бороздинскому

Ваше благословение, досточтимый батюшка отец Петр, Христос посреде нас!

Имеем честь уведомить, что мы получили исполненное скорби почтенное письмо Ваше от 31 марта и при нем святую жертву, 20 рублей 50 копеек, из коих 10 рублей от Вашего усердия. Имена ваши: о упокоении новопреставленной супруги Вашей рабы Божией Анны, Олимпиады, чтеца Никиты, Евдокии, чтеца Николая, отрока Иоанна и о здравии иерея Петра с чадами – поминаем по чину обители, а прочим жертвователям прилагаем особые ответы.

Сердечно и душевно соскорбим скорби Вашей, но что скажем в утешение Вам? Не унывайте! В Иисусе Христе Вы имеете все, что может восполнить Ваши лишения: в Нем найдете Вы и Отца и Матерь, супругу, брата и сестру; Он друг лучший из всех друзей, Его присутствие заменит все Ваши земные потери, общение с Ним восполнит все лишения Вашего сердца.

Конечно, не подлежит сомнению, что разлука любимого с любящим, и особенно разлука смертная, причиняет людям печаль и не бывает без горького плача. Но что будем делать? Спросим Самого Господа. Скажи нам, Христе Спасителю, следует ли безмерно скорбеть, когда кто из любимых нами Твоим изволением отлучается от нас временною смертию? Ответствует нам Господь то же самое, что говорил сетовавшим апостолам: Да не смущается сердце Ваше и да не устрашается (Ин. 14, 27). Как бы так сказал Спаситель наш: «Не о том помышляйте, что Я оставляю Вас и что Меня разлучает с Вами смерть, но о том, что Я иду к Отцу, отхожу от многопечальной жизни сей к жизни бесконечной, где нет ни болезни, ни воздыхания». А что сказал Он апостолам, то сказано всем верующим в Него, дабы они в скорбях, особенно при смертной разлуке, могли находить утешение в том, что верующий во Христа переходит от жизни сей, исполненной бедствий и скорбей, к Отцу Небесному.

Если позволительно сетовать о разлуке с любимым человеком, то разве в таком только случае, когда разлучившийся друг переходит из лучшего состояния в худшее.

А смерть верующих во имя Христово не что иное есть, как разлучение души от тела, а с тем вместе освобождение от бедствий мира сего и переход к благам небесным.

Поэтому да не смущается сердце Ваше. Если Вы любите почившую супругу, то должны радоваться тому, что она изволением Божиим от плачевной жизни сей взошла к Отцу Небесному. По любви к ней Вы желали бы жить с ней неразлучно, но в настоящей жизни это невозможно. Желайте быть неразлучным с нею в жизни вечной, а на земле – доколе Бог изволит. Вы не лишились, не потеряли умершую, но предпослали ее из страны изгнания в отечество, из плена и оков – на свободу, от земли – на небо, от смерти – к жизни.

Молим Премилосердого Господа, да подаст Вам в сем ниспосланном испытании терпение и сподобит Вас после долговременной жизни сей достигнуть вечного веселия на небе с Ним и с Ангелами и всеми святыми.

Принося Вам и жертвующим искреннюю благодарность и прося святых ваших молитв, с почтением и любовию о Господе остаемся взаимно смиренными Вашими богомольцами <…>

19 мая 1903 года