Вы здесь

Письма с Афона в Россию (XIX-начало XX века). 17. Павлу Козмичу[11] ( Сборник, 2015)

17. Павлу Козмичу[11]

Милостивый благотворитель Павел Козмич, благословение Господне и Царицы Небесной буди на Вас!

Имеем честь уведомить, что почтенное письмо Ваше от 12 сентября и при нем святое пожертвование, 120 рублей, мы получили с чувствами искренней признательности за Ваше доброе расположение и усердие к обители нашей и согласно Вашему желанию имена ваши, рабов Божиих Павла и Манефы, записали в монастырский синодик на вечное ежедневное поминовение на проскомидии Божественной литургии и поминаем теперь о здравии и спасении, а по переходе кого-либо из вас в вечную обитель будем молиться о упокоении души его.

Боголюбивейший Павел Козмич! Вы с нами откровенно беседуете, что часто приходит Вам мысль: почему одним людям Бог дал в этой жизни и богатство и счастие, а другие, как и я, живут в бедности и терпят всякие нужды и несчастия? И Вы считаете это для себя тяжелым и незаслуженным крестом! В ответ на это с помощию Божией мы скажем Вам вот что. Самые многосложные, самые разнообразные кресты разбросаны на всех путях жизни нашей, и встречаются почти на каждом шагу скорби, беды, несчастья, болезни, потери близких, неудачи по службе, всякого рода лишения и убытки, неприятности семейные, неблагоприятность внешних отношений, оскорбления, обиды, напраслины, и вообще, доля земная у всякого более или менее нелегкая. У кого нет чего-либо такого?! Не избавляется от этих крестов ни знатность, ни богатство, ни сила и никакое земное величие. Они срослись с земным пребыванием с той минуты, как заключился рай земной, и пребудут с ним до тех пор, когда отверзется рай небесный.

Но, пожалуй, скажете: зачем у меня больше горя, а у другого меньше? Зачем меня тяготят беды, а другому – почти во всем удачи? Я изнываю от скорби, а другой радуется. Уже если это общая участь, то раздавать бы ее всем поровну. Да ведь она так и раздается. Присмотритесь, и увидите. Вам сегодня тяжело, а другому было вчера или будет завтра тяжело. Зачем смотреть на дни и часы? Смотрите на всю жизнь от начала до конца, и увидите, что всем бывает тяжело, и очень тяжело. Найдите мне такого, который ликовал бы целую жизнь. Сами цари нередко не спят от туги сердечной.

Вам тяжело теперь, а прежде разве не видали Вы веселых дней? Конечно, видали. Бог даст, и еще увидите. Перетерпите же, и прояснится над Вами небо. В жизни, как в природе, то светлые, то мрачные дни.

Мрачные говорят Вам, что Вы в изгнании и под гневом, а светлые дают мысль, что Вы не совсем заброшены, что Вас хотят щадить и миловать. Помните это и терпите, подкрепляя себя упованием.

Вам тяжело, – да разве случай это устроил? Есть Господь, Который отечески смотрит на Вас и печется о Вас. Это Он послал Вам горе; а что, кому, когда и как послать, то посылает для того самого, кто подлежит горю. Осмотритесь же, и увидите, может быть, благие о Вас намерения Божии в постигшей Вас скорби: или грех какой-нибудь очистить хочет Господь, или от дела греховного отвести, или дать Вам случай показать терпение и верность Ему, или Он Сам желает потом удивить на Вас величие милосердия Своего – что-нибудь из этого уж верно идет к Вам, ну и приложите то к ране своей, и умалится жгучесть ее. Если же и не усмотрите, что именно хочет даровать Вам Господь чрез горе Ваше, возбудите в сердце своем общее, неразмышляющее верование, что все от Бога и что все, идущее от Него, служит во благо нам, и толкуйте мятущейся душе своей: «Так Богу угодно»; терпите и верьте, что, кого Он наказывает, тот у Него как сын. Да и без того кто может противиться воле Его?

Скажите еще, скорбящий: Вы грешны или нет? Конечно, грешны. А если грешен, то радуйтесь, что пришел огнь скорби, попаляющий Ваш грех. Вы всё смотрите на теперешнее горе, а перенеситесь-ка в другую жизнь, станьте не суде Божием и посмотрите оттуда на свое горе. Если Вы чувствуете, что непременно будете осуждены, то что в сравнении с последствиями того осуждения все теперешние скорби и бедствия? Говорите же: «По грехам моим достается мне так, и я благодарю Господа Бога, что благость Его ведет меня к покаянию». Когда расположите себя так, то не будете тяготиться горем, а скажете: «Мало еще мне, по грехам моим не того еще я стою».

Таким образом, несете ли Вы общую горькую долю или испытываете частные горести и скорби, терпите благодушно и принимайте их с благодарностию от руки Господней, как врачевство от грехов, как ключ, отверзающий дверь в Царство Небесное.

Предстательнице скорбящих – Царице Небесной – поручив Вас, с почтением остаемся смиренные Ваши богомольцы <…>