16. Ксенофонту Андреевичу[10]
Достопочтенный раб Божий Ксенофонт Андреевич, Бог Вам в помощь и во спасение!
Имеем честь уведомить, что мы получили почтенное Ваше письмо и при нем святую жертву, 20 рублей, и имена ваши о здравии и спасении рабов Божиих Ксенофонта, Екатерины, Анны, Александры и о упокоении Андрея и Елисаветы записали и поминаем на проскомидии Божественной литургии по чину обители, прося у Господа милости и оставления грехов.
На пользу душевную и ради спасения Вашего дерзаем сказать Вам несколько слов и покорнейше просим не оскорбляться на справедливость.
Зачем Вы смущаетесь боязнью человеческих поношений? Вы думаете, что быть или казаться крестоносцем есть поношение? Обратите очи свои на Господа. Не Он ли, славою и честью венчанный, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление (Евр. 12, 2)? Не для Вас ли Он претерпел поругание, не для Вас ли был как бы червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей (Пс. 21, 7)? Не сбылись ли на Нем, когда Он шел под тяжестью креста, слова псалмопевца: Вси видящии Мя поругаша ми ся (Пс. 21, 7); подражниша Мя подражнением, поскрежеташа на Мя зубы своими (Пс. 34, 16)? А Вы ныне устрашаетесь малейшего бесчестия креста, как будто бесчестно и постыдно участие в кресте Господнем, тогда как истинные ученики Христовы крест Его почитали для себя великою славою. И потому-то апостол Павел не усомнился поучать: Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание (Евр. 13, 13).
Пожалуй, скажете: «Охотно бы и я нес ради Господа моего крест и разного рода бесчестия, как сделали многие мученики, но меня смущает то, что все сочтут меня за явного грешника, подумают, что за многие беззакония возложен на меня сей крест поношений».
Почему же это Вас смущает? Единородный Сын Божий, Который не сделал никакого греха (1 Пет. 2, 22; Ис. 53, 9), не был ли послан Отцом Небесным в подобии плоти греховной (Рим. 8, 3)? Не со беззаконными ли вменися (Ис. 53, 12), не с двумя ли разбойниками был изведен и посреди их распят? Не о Нем ли говорит пророк: Сей грехи наша носит и о нас болезнует, и мы вменихом Его быти в труде, и в язве от Бога, и во озлоблении (Ис. 53, 4)? А Вы, как будто праведный, ужасаетесь быть причтенным к грешникам. Или не сознаете, что Вы ходили по воле сердца своего и пили неправды, якоже питие (Иов. 15, 16)? А теперь, как невинный, боитесь понести некоторое поругание, тогда как уже научены последовать своему Спасителю в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах (2 Кор. 6, 8). Если внимаете учению Господню, то истинно увидите там величие, где смирение; там силу, где немощь; там жизнь, где смерть; и, если желаете наследовать жизнь истинную, не презирайте, не стыдитесь скорбей.
Зачем Вы все внимаете людским толкам? Похвала наша сия, говорит апостол Павел, есть свидетельство совести нашей (2 Кор. 1, 12). Имея чистую совесть, не должно и смущаться от людских толков, не должно поношение от других считать важнее доброго свидетельства собственной совести.
Пусть мир судит и мудрствует по-своему – Вы последуйте стопам Христовым. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое, но теперь ненавидит Вас мир, потому что Сам Господь избирает Вас от мира, да последуете Ему, неся крест (Ин. 15, 19). Да будет Вам известно и то, что мир прежде возненавидел Спасителя мира, поругался и посмеялся над Ним. По сей-то причине иудеи и придумали умертвить Его смертию крестной, чтобы чрез это подвергнуть Его бесчестию. Они рассуждали так, что если кто и не оставит Господа Иисуса Христа, потому что Он уже умерщвлен, то, по крайней мере, оставит Его за то, что Он умерщвлен такой позорною казнию. Но это самое и привлекает более к Спасителю любящих Его, что Он ради них избрал смерть, исполненную бесчестия. Это и составляет для них утешение при перенесении собственных их бесчестий, что они в этом бывают подобны Ему. Посему мужайтесь и крепитесь, взирая на Крест Христов.
С почтением и благодарностию остаемся <…>