Вы здесь

Письма с Афона в Россию (XIX-начало XX века). 15. Михаилу Павловичу ( Сборник, 2015)

15. Михаилу Павловичу

Возлюбленнейший о Господе Михаил Павлович, Бог Вам в помощь и во спасение!

Скорбное письмо Ваше от 4 сентября и при нем святую жертву, 10 рублей, мы получили, и о здравии и спасении и избавлении Вас от скорбей и напастей молимся ко Господу, и имя Ваше записали и поминаем на проскомидии Божественной литургии.

Если Вы, Михаил Павлович, веруете, что Бог премудр или, вернее, [Он есть] Сама Премудрость, то как Он возложит на человека крест, превосходящий его силу? Не читали ли Вы: верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил (1 Кор. 10, 13)? Если и люди не возлагают на своих животных бремени более того, сколько они могут понести, то Господь ли пошлет человеку искушений и бед сверх силы его? Кормчий знает, как нагрузить корабль в меру, чтобы от недостатка груза он не был увлечен и опрокинут сильною бурею и от чрезмерной тягости не погрузился в глубину моря. Так и Господь посылает избранным Своим крест искушений, чтобы им не быть легко увлеченными мирскими благами, но чтобы благополучно достигнуть пристанищ вечной славы.

Бог вместе премудр и истинен и вся мерою, и числом, и весом расположил (Прем. 11, 21). Он точно знает, чьи рамена что могут понести и чего не могут (ср. Ис. 22, 22), и потому всем посылает скорби и беды в меру, так, чтобы никому не был дан крест или чрезвычайно великий, или очень малый. Господь наблюдает, как и какой крест послать одному и какой другому. Он держит как бы на весах, с одной стороны, крестное бремя, а с другой – силу носящего и соразмеряет и то и другое, чтобы никому ничего не было послано сверх силы. Дает все в меру, а не выше меры, чтобы люди, чрезмерно отягощенные скорбями, не пали под бременем их. Итак, кто может пожаловаться, что на него возлагается бремя тягчайшее, нежели какое он может понести? Такое бремя может наложить человек, не знающий силы того, кто должен нести, а если знает, но наложит бремя не по силе, то будет жесток. Богу же, благому и премудрому, это несвойственно.

Почему же, спросите, плоть наша всегда ропщет и жалуется, что несет более, нежели сколько может? Это мудрование плотское, оно неправильно рассуждает о благости Божией. Поистине Бог знает силу и крепость каждого человека, приходящего в мир сей на брань, Ему единому известно, что один столько-то должен бороться против плоти, другой столько-то против того или другого нападения вражия, а третий более и продолжительнее того и другого, и посылает людям кресты и скорби по мере их сил: слабых и немощных испытывает слегка, а твердых и мужественных испытывает крепче. Итак, мужайтесь, если кому-либо ниспосылается тягчайший крест, ибо все кресты исходят от отеческой руки Господней.

Или Вы думаете, что Отец Небесный, возбужденный несправедливым гневом и яростью, не смотрит, не разбирает и не заботится о том, кого бьет, сколь многочисленные, тяжкие и долговременные кресты посылает? Нет, не так Он думает: Он ни на кого не гневается, никого не презирает, но взирает на силу каждого, как бы на весах испытывает крепость всех. Предусмотрел Он от века, что тому или другому те или другие телесные страдания, болезни и скорби будут благопотребны и полезны, и потому премудро устроил, чтобы такого-то года и месяца и дня постигли человека известные скорби для спасения его души. Итак, не устрашайтесь, крестоносец! Не называй жестоким Отца, Который чрез пророка сладостно утешает всякого верующего в Него: не бойся, яко избавих тя, прозвах тя именем твоим: Мой еси ты. И аще преходиши сквозе воду, с тобою есмь, и реки не покрыют тебе; и аще сквозе огнь пройдеши, не сожжешися, и пламень не опалит тебе, яко Аз Господь Бог твой, Святый Израилев, спасаяй тя (Ис. 43, 1–3).

Подвизайтесь, спасайтесь, терпите, не ропщите, а Бога благодарите.

С почтением и благодарением остаемся <…>