Письма настоятеля Кирилло-Новоезерского монастыря архимандрита Феофана (Соколова)
Архимандрит Феофан (Федор Соколов; 1752–1832) в течение тридцати шести лет (в 1793–1829 годах) управлял Кирилло-Новоезерским монастырем. В молодости он келейничал у старца Досифея (Дарья Тяпкина; 1721–1776), подвизавшегося в Китаевой пустыни. По его благословению Феофан побывал в Молдавии – центре духовного возрождения, которое возглавил Паисий Величковский (1722–1794), возобновивший учение об Иисусовой молитве.
В Молдавии Феофану так все пришлось по сердцу, что он не хотел возвращаться в Россию, однако Паисий Величковский благословил его послужить своему старцу до его смерти, а потом идти спасаться, куда тот укажет. Блаженный старец Досифей послал его по возвращении в Россию в Соловецкий монастырь. Там отец Феофан ввел святоотеческие древние иноческие уставы о внутренней молитве, старческом руководстве, откровении помыслов, – те уставы, которым научил его старец
Паисий и которые были к тому времени забыты на Руси. Впоследствии отцу Феофану довелось келейничать у С.-Петербургского митрополита Гавриила (Петрова), которому он рекомендовал в настоятели возобновляемых обителей истинных подвижников и делателей духовной молитвы, с которыми познакомился еще в Молдавии.
В 1793 году белозерские граждане обратились к митрополиту Гавриилу с просьбой пригласить в Новоезерский монастырь, который пришел к тому времени в упадок, опытного настоятеля. Просьба была удовлетворена и в обитель прислали архимандрита Феофана. Он ввел в монастыре строгий общежительный устав. При отце Феофане была обновлена и расширена Воскресенская церковь, достроена церковь Захария и Елизаветы, выстроена колокольня, возведена каменная ограда вокруг монастыря, сооружен мост, соединявший обитель с ближайшим островом.
Архимандрит Феофан был духовником игуменьи Феофании (Готовцовой). В 1829–1830 годах в этой обители подвизался послушником Димитрий Брянчанинов (будущий святитель Игнатий), которого привлекла сюда молва о строгом аскетизме здешних насельников и возможность общения с жившим на покое архимандритом Феофаном.
Архимандрит Феофан – игуменье Горицкого Воскресенского монастыря Маврикии (Ходневой)
Преподобнейшая
мать игуменья Маврикия!
Милость Божия да будет с вами!
Не огорчил ли я вас моими словами? Но слова мои были внушаемы вам к славе Божией, к понесению терпения и ига, возложенного на вас от Бога. Христос, Сын Божий, уверяет нас, что иго Его благо и бремя Его легко есть[2]. Прошу вас утешать, сколько Господь поможет и вдохнет в сердце ваше, прилепившихся к вам любовию, по духу сущих младенцев. Заведение обители вашей богоугодное: Бог призирает с высоты славы Своей на смирение ваше и не оставит Своим Промыслом во всех ваших требованиях; просите Его помощь противу всякой не угодной Ему мысли, и услышит: Он волю боящихся Его исполняет и спасает во время печали, скорби и уныния[3]. Уныние есть грех смертный, потому что происходит от ада; в вечерних молитвах мы просим Бога, чтоб уныние бесовское далече отгнано было святыми Его Ангелами.
Мне кажется, что все мы должны бы продолжать служение Божие не воздыхая, а с радостию и радостными слезами, а не с огорчительными, подкрепляя себя каждая и друг друга, смотря на примеры угодивших Господу нашему Иисусу Христу, предавшему Себя нас ради на смерть и сотворившему нас наследниками Царствия Небесного.
Благодарю за просфору. Спасет вас Господь за ваше доброе распоряжение. Теперь уже к вам не скоро буду, а ежели Господь благословит и ежели что не воспрепятствует, к памяти преподобного здешнего Кирилла чудотворца надобно побывать, а здесь пробуду, думаю, еще до будущего воскресенья.
Всем сестрам вашим благословение Божие да будет, а я пребуду, принося мои молитвы ко Господу Богу, хотя и недостойные, как и от вас о мне приносятся.
[Архимандрит Феофан][4]
[Без даты]
Милость Божия да будет с вами!
Письмо ваше сего апреля от 5-го с почты я получил 15-го числа, в день Вербного Христова воскресенья. Оно скоро дошло в ответ на мое письмо.
А я поспешил еще сие послать к вашему преподобию чрез отца же иеромонаха Варсонофия, думая, что еще застанет вас в Петербурге.
Бог устрояет, как изволите в письме упоминать, к утешению вашему полезное. Не скучайте отлучкою из монастыря и продолжением лишнего времени в Петербурге. По нужде обительской вы труд предприняли, а не для собственной. Бог преклонил сердца Царей и прочих высоких лиц, чтобы исполнить не только чего нужда требовала, но и больше того. С вашей стороны должно благодарить Господа за Его великое к вам милосердие и напечатать памятью на сердце вашем, как Он печется о вас; не отлучайтесь мыслию от Него, яко чадолюбивого Отца, и чтоб вы полезное ни получали, относитесь к Нему с признательностью, что недостойны столь великого к вам милосердия; а чрез то удостоитесь Его большого к вам милосердия. Упоминать еще изволите, что у Государыни Марии Федоровны[5] были и получили от рук Ее Величества Евангелие. Слава Господу Богу, благоволившему тако!
Пишете о 100 рублях, которые Софья Сергеевна послала в нашу обитель, напоминали ли вы в вашем письме ко мне? Напоминать не изволили, а чрез письмо из Гориц я уведомлен, что вы получили для доставления к нам во обитель. Посылать их чрез почту не нужно, а привозите с собою.
Я, напротиву сего, уведомляю ваше преподобие, что я получил из Петербурга от прежнего моего знакомого, коллежского советника Ивана Максимовича Федорова 100 рублей, в вашу обитель, которые вскоре и отошлю. Я от него и прежде привез к вам 200 рублей, он же и ныне прислал. Я к нему в ответе писал, что деньги отослал в вашу обитель, писал же еще, что вы в Петербурге. Ему желательно было знать о вашей обители, в котором месте она состоит; я ему объяснил. По вашему желанию, ваше преподобие, мать игуменья, чтоб поступить против воли Божией, проситься вам от должности, я никак не согласен и не советую, а предать себя воле Божией – самое лучшее; мое мнение вам предлагаю, которое согласно с волею Божией.
Итак, желая вам милости Божией, пребуду вашего преподобия, мать игуменья, усерднейший всех благ желатель
архимандрит Феофан.
[Без даты]
Милость Божия да будет с тобою!
Вы в смущении, и обитель в смущении; вы за великую тягость почитаете быть настоятельницею; сестры ваши слышать не хотят, чтоб на место вас была другая из сестер, а паче из посторонних. А враг сему радуется и торжествует и все адские силы подвизает, чтоб обитель привести в расстройство. Я советую вашему преподобию предать себя в волю Божию. Он пречистыми Своими устами изволил сказать святому Апостолу Петру: Маловере, почто усумнился еси? И влезшема има в корабль, преста ветр[6]; так и вы, когда возвратитесь в свою обитель, яко в волнующийся корабль, тогда услышат все сестры глас Господень: Дерзайте, не бойтеся, Аз есмь[7]. Что делать, а должно повиноваться архипастырю, ежели он на вашу просьбу не согласен будет. Господь к вам милостив будет. Возверзите на Господа печаль вашу, и Той вас с сестрами препитает[8]. И не возрадуется враг, восстающий на обитель вашу, чтоб испытать веру вашу, да будет вам Бог и помощник.
Матери О. мой нижайший поклон, и да будет на вас Божие благословение; пребуду вашего преподобия усерднейший всех благ желатель
архимандрит Феофан.
Января 16-го 1827 года
[P. S.] Написал во время благовеста к поздней воскресной обедни.
Милость Божия да будет с тобою
и со всеми сестрами!
Письмо ваше я получил, в котором поздравляете меня с пресветлым праздником Христова Воскресения, с общею всех христиан радостью. Нижайше благодарю за поздравление ваше. С сим же всерадостнейшим праздником поздравляю и вас: радуйтесь с сестрами вашими о Господе, в надежде милости Его к нам.
О болезни своей пишете, что непрестанно находят обмороки, и боитесь внезапной смерти. На сие вам ответствую: хотя бы и смерть случилась, в таком случае надежда есть получить милость Божию по Его неложному обещанию: Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый душу свою полагает за овцы[9]. Христос, Сын Божий, с Небес сошел спасти грешных, верующих в Него истинным сердцем и душою, и грешным покаяние – таинство во спасение. С вашей стороны, всегда приносите покаяние и причащайтесь Тела и Крови Христовой; итак, отчаиваться в милости Божией грех. А ежели будете просить при исходе души, чтоб удостоиться вам сего великого таинства, Бог исполнит прошение ваше. А я о себе вам скажу, что последние дни, а уже не лета оканчиваю.
Итак, желая вам продолжения жизни, пребуду вашего преподобия усердного спасения вашего желатель
архимандрит Феофан.
Апреля 28-го 1832 года
Архимандрит Феофан – Александре Сергеевне Щулепниковой, впоследствии монахине Феофании
Ваше превосходительство
Александра Сергеевна!
Милости Божии да будут с тобою!
Письмо вашего превосходительства я получил при письме из Горицкого монастыря, а при них и чулки рукоделия вашего. Вам угодно, чтобы я их надел хотя единожды. Хотя они лучше, нежели мои худые ноги, однако не премину их надеть, а по временам и носить не в другой обуви, а в валенках или валяных сапогах. Да благословенны будут персты ваши и труды ваши! Душевно благодарю за усердие ваше. Я прошу благость Божию, чтобы не лишил вас благих Своих как в здешней, так и в будущей жизни. Вы находитесь в горестном отягощении. Вспомните Пострадавшего спасения ради нашего, кто Он таков был? Сын Божий и истинный Бог, чего в здешней жизни не претерпел? Святой Апостол Павел упоминает и нам: терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на началника веры и совершителя Иисуса, Иже вместо предлежащия Ему радости претерпе крест… да не стужаете, душами своими ослабляеми[10]. А в другом месте: Аще убо[11] воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную[12] Бога седя: горняя мудрствуйте, а не земная[13]. Для вас в здешней жизни дороже всего было, чего лишились: супруга и дочери. Последуйте воле Божией, вы приобрящете все сие в блаженной вечности. Извинительно вашему превосходительству, по вашим молодым летам, сокрушаться о сей лестной[14] для вас потере, но, если справедливо рассудить, что наша жизнь? Одно сонное мечтание, по краткому времени своему; и живем мы во стране смертных, и должно нам умереть. Вам уже, хотя я и сказал, но и без этого известно. С моей стороны, я советую вашему превосходительству во время скорбного случая еще и поплакать, но о душе своей, чтобы Господь Бог не лишил небесных Своих благ, и так скорбь ваша обратится вам в радость, а слезы во утешение; и поувещевайте себя псаломническим словом: Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой[15]. Ежели мысль или воображение представятся вредные, помолитесь таким образом: «Господи Боже мой, избави мя от многих и лютых воспоминаний и от всех действ злых свободи мя, яко благословен еси во веки».
Таким же образом помолиться должно и к Божией Матери, и так Господь Бог, молитвами Пречистыя Своея Матери, пошлет вам от Небес милость Свою вскоре и поможет вам избавиться от худых мыслей и воспоминаний неполезных; ибо близ всем призывающым Его, всем призывающым Его во истине: волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит[16]. Не отчаивайтесь милости Божией! Ему угодно, чтоб мы к Нему прибегали с нашими прошениями, аще и грешны пред Ним. Утверждайтесь во истинном исповедании святой нашей православной веры и приложите к оной и богоугодные ваши дела, чрез что получите та благая, яже уготова Бог любящым Его[17]. Окончив сие, о себе скажу: славу Богу, еще продолжаю мою временную жизнь, но уже с переменою здоровья и ослаблением сил; но прошу благость Его, чтоб во время исхода души моей да не изведена была по грехам моим на место мучения. За сим желаю вашему превосходительству здравия и продолжения жизни во угождение Богу.
Пребуду вашего превосходительства усерднейший доброжелатель и богомолец
Кирилло-Новоезерский игумен Феофан.
18 ноября 1814 года
Ваше превосходительство
Александра Сергеевна!
Милость Божия да будет с тобою!
Письмо вашего превосходительства с почты я получил сего октября 9-го числа, в котором изволите объяснять прискорбность вашу и тягостные чувствования, касающиеся до души вашей, что сердце ваше в беспрестанном волнении, мир становится несносен, леность устрашает принять на себя строгую жизнь Ангельского образа и боитесь смущения монашествующей жизни, на которую якобы без звания Божия положиться не должно. Когда думаете принять твердое намерение о перемене жизни, приходят в волнение все страсти и сильный ужас обуяет; требуете от меня наставления, что предпринять ко спасению вашему? Я, рассматривая сии обстоятельства, решить оные затрудняюсь, а советую прибегнуть ко Господу Богу и просить от Него милости, яко милосердаго Отца, пекущегося о спасении нашем, и воззвать к Нему: Скажи мне Господи путь в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою.…Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой[18]. Многие Господь Бог устроил ко спасению пути, и всякий избирал себе по своему усердию: спасались в пустынях, горах и в пропастях земных, в странничестве, в юродстве, в затворах и стоянием на столпах, но сии пути весьма жестоки и прискорбны; монастырская же жизнь устроена по воле Божией, по слову Спасителя нашего: идеже бо два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их[19], кольми паче[20] в большем собрании? Еще монастырская жизнь Святою Церковью почитается и земным Небом, где беспрестанно славословится Бог, как от Ангел на Небеси; но как в большом собрании случаются между собою на малое время и смущения, потому что собираются из разных мест, разного воспитания, разных нравов, и не зная, как друг друга успокоить и друг друга тягости понести, и чрез то оскорбляются; но ежели кто имеет здравый разум, может сам успокоиться и других успокоить прощением и любовию. В обителях Святой Церковию по уставу положено иметь и приготовлять простую пищу, для того чтоб удобно было снискать и чтоб не утрачивать время на излишнее попечение; также, чтоб и одежда была простая, а к сему самая удобная, черного цвета: как для смирения, так и для немаркости. В прежние времена в монастыри вступали Царицы и Царевны, а в мужские – Цари и Царевичи как в других государствах, так и в нашем Российском, и не боялись; и нельзя, чтоб не несли они прискорбия, а чрез то спасались. Бог зовет всех ко спасению, обещания ради будущих благ. Приидите, – глаголет, – ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым[21]. Ежели у вашего превосходительства к мирской жизни склонности нет, приступите ко Господу, поработайте Ему в сей кратковременной жизни; Бог больших подвигов не требует, а только кротости и смирения и чистоты душевной и телесной. Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят[22]; для Бога немного потрудиться в здешней жизни, но воздаяния много, чего ум человеческий постигнуть не может. Бог истинен и нет неправды в Нем, что обещал – исполнит, но избави, Боже, лишиться сего за слабость и неверие наше! Честна пред Господем смерть преподобных Его[23]. В память вечную будет праведник. От слуха зла не убоится[24]. Напротив того: Да исчезнут грешницы от земли и беззаконницы, якоже[25] не быти им[26]. Страшное прещение[27]! Советую вашему превосходительству на первый случай, чтоб без привычки нетрудна казалась монастырская жизнь, попробовать таким образом: сперва попеременно поживите в Горицком монастыре (как в оной обители устав, соответствующий монашеской жизни, и церковное пение и чтение порядочное), не переменяя своей одежды, и когда скучно покажется, можете дома побывать, пока привыкнете к оной жизни. Ежели невместно покажется, – что делать уже, хотя и дома дни свои провождать можете, и как Бог зовет к Себе, а не принуждает, равным образом и я вашему превосходительству предлагаю только мое мнение, а не утверждаю, а вы, смотря свои силы, изберите путь, как я упоминал, по воле Божией.
Итак, желая вашему превосходительству всякого благополучия, и да будет на вас благословение Божие, пребуду вашего превосходительства усердный всех благ желатель и богомолец
Кирилло-Новоезерский игумен Феофан.
16 сентября 1816 года
[P. S.] В Киев вам ехать, Бог благословит поклониться угодников Божиих святым мощам; они немного времени потрудились, но Бог их для нашей пользы и примеру, как на Небеси, так и на земле, прославил.
Ваше превосходительство
Александра Сергеевна!
Милость Божия да будет с тобою!
Письмо вашего превосходительства от игуменьи я получил, в котором изволили объяснить всю сущность сердца вашего. Блажени люди имже есть Господь Бог их[28]. Когда небесные Ангелы, служители Господа Вседержителя, радуются о едином грешнике кающемся, кольми паче о тех, которые предают себя в служение Богу! Таковые причитаются к лику Бесплотных Сил. В здешней жизни весь труд в том только и состоит, чтобы преодолеть стремления плоти и духа, влекущие в сети смертные, и исполнить волю Божию, иже хощет всем спастися и преселиться в Царствие Небесное[29]; воля же Божия в том состоит: в терпении, в скорбных приражениях, в смиренной мудрости, в послушании неропотном, в чистоте душевной и телесной, в любви к Богу паче всякого создания и в любви к любящим и ко оскорбляющим, ради воздаяния, иже обещал Бог: Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех[30]. Беречь мысли надобно, чтобы не воображали ничего временного по пристрастию, а паче устремляли к Богу, Свету присносущному. Но как мы сами собою ни одной добродетели ни начать, ни продолжать, ни окончить не можем, то просить должно Его благость и милосердое о нашей жизни и спасении попечение: «Господи, даждь ми смирение, Господи, даждь ми терпение, Господи, даждь ми послушание, Господи, даждь ми кротость», и тогда Господь Бог, видя вашу искреннюю к Нему любовь, исполнит во благих желание ваше; а я с моей стороны посылаю вам благословение Божие к начинанию шествовать в путь Божий, к горнему Иерусалиму, к селению святых. Половину имения вашего, кажется, можно и передать, когда уже расположились оставить жизнь в селениях грешничьих, а вступить в дом Божией Матери, в обитель Горицую; кажется, сие место для вас будет полезно. О сестре вашей[31], ежели не согласна с вашим расположением, по времени можете усмотреть, что для нее полезно, то и устроить; пусть она поживет еще в доме.
Итак, желая вашему превосходительству от Христа Бога милости и щедрот, пребуду вашего превосходительства усерднейший всех благ желатель
игумен Феофан.
16 марта 1817 года
[P. S.] В Киев съездить и поклониться святым мощам и помолиться Божией Матери, чудотворному Ее образу в соборной церкви над царскими вратами – дело доброе, Бог благословит.
Преподобнейшая мать Феофания!
Милость Божия да будет с тобою!
Письмо ваше с ассигнациями я получил, коих 150 рублей. В смущениях должно напоминать себе из словес Божиих, себя более укорять, что хуже всякого животного: я земля и пепел. В пище во время праздничное, хотя и позволить себе несколько посвободнее, а в другое время сказать себе, что надобно потерпеть; ежели мысль какая негодная вообразится, тотчас прибегнуть ко Господу, Исцелителю душ наших, и просить Его помощи, говоря: «Господи, даждь мне мысль благу». Ежели вражда покажется к какой сестре, скажите: «Здесь не ад, а дом Божией Матери, или паче земное Небо, надо почитать всех святыми и так более себя укорять, а не других». А против начальницы, ежели ропот покажется в мыслях, скажите, что и Бог не мог нам угодить; мы никого не слушаем, ни Бога, ни пророков, ни Апостолов, а одного врага душ наших. Итак, надобно сей науке учиться и не оставлять мыслей своих, чтоб бродили без всякого ограждения, обзирая чужие дела и недостатки; иногда же себя и побранить, и поувещевать. Ежели будете подражать житию Христову и слушать учения Его, то никто от человека так научить вас, как жизнь проводить, не может. Он пречистыми Своими усты сказал: Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам[32]. А святой Апостол Павел сказал: Мир имейте и святыню со всеми, без нее же никтоже узрит Господа[33].
Нам тщеславиться и гордиться нечем: что имеем, то все Божие, а только одна наша собственность – грехи, а что на первый случай, вступя в духовную жизнь, ни в чем не успеваете, пример нам новосаждение: сперва только покажется, потом произрастает лист, цвет и плод. Равно и в духовной жизни – не ужасайтесь, что не успеваете; должно прилагать только попечение ко исправлению и просить Господа Бога: Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси
Бог мой!..[34]
Старайтесь, чтобы никаких мыслей посторонних, неполезных не принимать, кроме одной, чтобы припадать к ногам Спасителевым, якоже жена-грешница, и Бог поможет вам спастися; не отчаивайтеся Его милости, более молитву творите: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную! Господи помилуй; не остави меня, Господи, ниже[35] отступи от мене». Так Господь Бог вас наставит на путь Свой и спасет вас.
Итак, желая вам спасения, пребуду усердный ваш и спасения желатель
грешный старец Феофан.
25 мая 1819 года
Преподобная мать Феофания!
Милость Божия да будет с тобою!
За доставление маляров нижайше благодарю; они крышу по новому тесу водяною краскою выкрасили в самое сухое время, и вид очень красен, думать надо, и прочен будет; во все крашение здесь дождя не было. Человек Анны Сергеевны возвращается при сем, а ваш человек оставлен здесь для крашения железных крыш масляною краскою, сколько может успеть и хорошее время продолжится; ежели человек сей вам не нужен, прошу уже потерпеть; а ежели он нужен, то уведомить. Нужное дело: новую деревянную крышу выкрасить – сделано, а железные крыши можно оставить и без крашения до будущего лета: крыш много, и все выкрасить не достанет времени.
В присланном вашем письме с малярами от 20 июля объясняете свои недостатки в духовном делании; должно только употреблять труды со смирением, а Бог научит, что делать ко благоугождению Его; не отчаивайтесь милости Божией, вы Ему себя предали. Он вас оставит ли? Не оставит, и выговорите со смирением к Его Величеству: Не остави мене Господи, Боже мой, не отступи от мене: вонми в помощь мою, Господи спасения моего[36]. Просите и дастся вам[37], вы призваны поработать Господу Богу во смирении. Отревайте гордые и тщеславные мысли и почаще говорите: «Господи, даждь ми смирение! Господи, даждь ми терпение и кротость», а что вы стяжать сего еще не можете, то преодолеть первую привычку многого труда требуется и времени; а переменить мысль и лишних и негодных не принимать мы сами собою не в силах; надобно же просить Господа: «Господи, даждь ми мысль благу!». Сколько бы мы ни старались сами собою приобрести в духовном деле успеха, без помощи Божией ничего успеть не можем. Увещевайте сами себя и скажите: «Феофания, что лучше: временно ли потерпеть и вечно быть со своим Создателем, премилосердым Отцом, и во веки бесконечные наслаждаться лицезрением Его, или, лишась оного, бедствовать как в здешней, так и в будущей жизни?». И так должно все чувства склонять, чтоб угождать Господу, а не прогневлять Его противными Ему делами, словами и воображениями; по времени Бог вам поможет истребить из сердца вашего стремления страстей и соделать оное домом Духу Божественному.
Итак, пребуду усердный спасения вашего желатель, недостойный старец
архимандрит Феофан.
29 июля 1819 года
Преподобнейшая мать Феофания!
Милость Божия да будет с тобою!
Вы желаете, чтоб я к вашему преподобию что-нибудь написал; видно, для души вашей нужно какое-нибудь врачевство? Но Врач душ наших – Христос, Сын Божий; да приступаем убо с дерзновением к Престолу Благодати, яко да приимем милость и благость обрящем во благовременну помощь[38]. Приступали ль вы когда к Престолу Сидящего на Херувимех? Проходили ль Небеса? Я думаю, сказать не можете, а должно. Вы уже причислены к небесным жителям, по слову святого Апостола Павла: Благословен
Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивый нас всяцем благословением духовным в небесных о Христе, якоже избра нас в Нем прежде сложения мира, быти нам святым и непорочным пред ним в любви[39]. Не забывайте, к чему ваше преподобие призваны: чтобы послужить Богу; не отлучайтесь же от Него. Как только какое смущение придет, к Нему прибегайте, прямо к Престолу Его, Он зовет к Себе: Приидите ко Мне все труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы[40]. Я Вам желаю сего.
Пребуду вашего преподобия усерднейший всех благ желатель
архимандрит Феофан.
[Без даты]
Преподобнейшая мать Феофания!
Милость Божия да будет с тобою!
Слава Богу, что помощью Его крыши по дереву водяными и по железу масляными красками человек ваш выкрасил в хорошее время и благополучно; он отсюда к вам отпущен. Усердно благодарю за одолжение ваше; обитель наша всегда приносит Господу Богу молитвы свои за благотворителей, общие и особенные; в числе их то же приносится и о вас, и всегда приноситься будет, пока обитель существовать будет. При сем упоминаю вам, яко рабе Божией, или паче дщери Живущего в вышних, не скучайте от приключающихся вам прискорбных случаев; Христос, Сын Божий, нам о сем предвозвестил: в мире скорбни будете: но дерзайте… Аз победих мир[41]. Вы теперь, как святой Апостол Петр, обуреваетесь прилогами вражьими; ощутите какую небогоугодную мысль или воображение, тотчас возведите свои мысленные очи к Могущему спасти и мысленно вознесите свой глас: «Господи, спаси мя, погибаю»; и вы тот же ответ в себе услышите, как и святой Петр: «Маловерная, почто усомнилася еси?[42] Ты себя Мне поручила. Я с тобою есмь и не оставлю тебя: от тебя зависит пребыть со Мною или оставить Меня; ежели желаешь со Мною быть и Меня любить, яко Создателя своего, люби же и создание Мое, а паче посвятивших себя в служение Мне, своих сестер духовных; принудь себя любить и тех, которых и не хочется, и вооружайся против плоти, мира и диавола: Я тебе помощник буду, и как Я смирил Себя, послушлив был и терпелив даже до смерти[43], последуй и ты стопам Моим, и так буря душевных страстей минует, и будет тишина: повеле буре, и ста в тишину[44]».
А. Г. Ухтомский. Вид Кирилло-Новозерского монастыря. С рисунка Каулинга. Гравюра резцом. 1823 год
Желаю вам не отчаиваться милости Божией, а просить Его помощи: помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене, Боже, Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя, но Ты, Создатель мой, восприял мя еси[45]; итак, малое ваше моление Господь Бог услышит и спасет тебя, яко уповающую на Него; я желаю вам усердно того, что Господь обещал: и дщерью, и наследницею быти Царствия Его Небесного.
Пребуду вашего преподобия усердный спасения желатель, недостойный старец
архимандрит Феофан.
13 августа [без года]
Преподобнейшая мать Феофания!
Милость Божия да будет с тобою!
Письмо ваше, ковер и просфору я получил с нарочно присланным вашим; за усердие ваше нижайше благодарю; Господь Бог воздаст вам в будущей жизни воздаянием небесным, нетленным, вечным. Завтрашний день, для обители нашей знаменитый, ковер по вашему желанию обновим, и за вас при бескровной Жертве принесем Господу Богу наше недостойное моление и за сестрицу вашу. Даруй, Боже, чтоб вы в доме Божией Матери, яко в земном Небе, были спокойны, мирны; пусть что хотят говорят невнемлющие своему спасению, к вашему огорчению, – а вы об них духом приносите Господу Богу свои молитвы о спасении их, по слову Христа Спасителя нашего: любите враги вашя… добро творите ненавидящым вас и молитеся за творящих вам напасть[46] и будете дщери Царя Небесного, наследницы Царствия Его.
Не отлучайте мыслей от Отца Небесного, по слову святого Давида, пророка и царя: Мне же прилеплятися Богу благо есть, полагати во Господе упование спасения моего[47]. От мыслей худых, душевредных обороняйтесь молитвою сею: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани мя, Боже, Твоею благодатию: мы слабы, немощны, Ты крепок и силен заступить и помиловать в день брани, и аще не преодолеют и не обладают мною, тогда непорочна буду и очищена буду Тобою от греха велика». И так сражайтесь со всякою худою мыслию и призывайте Господа в помощь. Меньше надобно говорить о недостатках других, по слову святого Давида: Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих[48]; Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих[49]. О себе же всегда воображать должно, что земля и пепел, что я всех хуже здесь живущих. Бог призирает[50] на смиренные сердца; всех любите, всех почитайте, со всеми мир имейте, по слову святого Апостола Павла: Мир имейте и святыню со всеми, без нее же никтоже узрит Господа[51]. Плотских мыслей, яко змия или яда смертоносного, берегитесь, как только тьма сия найдет на душу вашу, в тот же час припадите ко Господу и говорите в молитве своей: «Господи Боже мой, изми мя от уст пагубного змия, зияющего пожрети мя и свести во ад живу». И так Господь Бог поможет вам исправить жизнь вашу, и будете водимы Духом Божиим, по слову Христа Спасителя: Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во Имя Мое, Той вы научит всему и вспомянет вам вся, Яже рех вам[52]. Велия Твоя милость, Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, к нам, недостойным!
Итак, желая вам дражайшего сего дара, пребуду вашего преподобия усерднейший всех благ желатель, недостойный старец
архимандрит Феофан.
6 ноября 1819 года
Преподобнейшая мать Феофания!
Милость Божия да будет с тобою!
Письмо ваше с нарочно присланным я получил, и при нем две просфоры, яблоки и подрясник. Усердно благодарю за ваши милости; подрясник сшит хорошо, а паче что легок для носки; я уже его и надевал. Господь Бог да наградит вас нетленною одеждою в будущей жизни; но когда угодно вашему преподобию меня наградить сею одеждою, для меня не неприятною, то я более употреблять буду ее во время священнослужения и вас буду поминать о здравии и спасении; я желаю вам усердно оного. Что же вы изволите упоминать о своих в жизни спасительной недостатках, не смущайтесь: сему должно быть по слову Священного Писания: Чадо, аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушение[53]. Но, по слову святого Апостола Павла: Искушение вас не достиже, точию искушение человеческое[54], то есть от сестер происходящее. Если чем ни есть недовольна, на сие сказать в себе должно: сыщется ли человек на земле, чтобы кто временным был доволен? Довольство бо наше от Бога, а не от временных благ или от человек. Если мысли гневные приразятся, вспомнить надобно слова святого Давида: Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся[55]. Против гордости вспомнить должно слова Христа Спасителя: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем[56]; на что более врачевание, как сие спасительное слово Божие против гордости? А притом следуют к тому же и слова святого Апостола Петра: Смиритеся убо под крепкую руку Божию, да вы вознесет во время: всю печаль вашу возвергше нань, яко Той печется о вас[57]. Или в себе сказать: «Феофания, когда ты успокоишься? Надобно помыслить о будущей жизни, какое должен человек претерпевать беспокойство, ежели внутренно себя не успокоит?». Ежели вы кого не любите, вспомните слова святого Иоанна Богослова в соборном послании: ненавидяй брата своего или сестру, во тме есть и во тме ходит, и не весть, камо идет, и тма ослепи очи ему[58]; или в себе сказать: «Феофания, доколе тебе во тьме пребывать, не лучше ли обратиться к свету незлобия?». Если мирское что ощущаемо будет в сердце, сказать, что я уже от мира удалилась и поручаю себя Богу. Подтверждает в том же святой Иоанн Богослов: Не любите мира, ни яже в мире: аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем: яко все, еже в мире, похоть плотская и похоть очима и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть. И мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки[59].
Возлюбленнии, ныне чада Божия есмы, и не у явися, что́ будем: вемы же, яко, егда явится, подобни Ему будем, ибо узрим Его, якоже есть. И всяк имеяй надежду сию нань, очищает себе, якоже Он чист есть[60]. Я, с моей стороны, думаю, что вы не отвергнете тех святейших слов, которые я вам выше сего напомнил; ежели будете стараться их исполнять, довольно для вашего внутреннего спокойствия будет. Что делать, надобно преодолевать себя и свои смущения; а притом и сие сказать себе: Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой![61] Кто из святых не терпел в здешней жизни разных приключений? Но они во всем уповали на Господа и успокаивались; вы в числе тех же имеете жребий; не ленитесь просить Господа и просите молитв святых, которые такие же были человеки, как и мы; а хотя и обленитесь, не отчаивайтесь милости Божией, яко Той печется о вашем спасении; подает вам здравие, внушает вам слово Свое; вы всегда Его слышите, когда священник читает Евангелие, также и слова святых Апостолов и святых Отцов. Каким образом исправлять жизнь свою? А в молитвах утренних и вечерних о чем просим Господа Бога и Божию Матерь? Сие должно помнить; ежели бы Господь Бог вразумил: всегда себя осуждать, всегда укорять себя, всегда на себя гневаться, а притом всех почитать за святых, а себя хуже всех, великое бы дело было, дело Божие! По слову святого Давида: смирихся, и спасе мя[62]. На сердца смиренных Бог призирает. Ежели вы теперь имеете пребывание в святой обители и не почитаете оную земным Небом, как можете получить селение небесное? Потому, когда здесь не можем быть спокойны, с беспокойством как можем быть в таком месте, где все спокойны и, яко Ангелы Божии, всегда пребывают во услаждении и созерцании лицезрения Божия? Ныне и мы должны созерцать Бога, но в гадании, а тогда лицом к лицу[63] Его Божественному! К Причастию Божественных Таин, чем чаще будете приступать, тем более освещаться ваша будет душа; но должно приготовляться к сему Божественному Таинству безгневанием и примирением от чистого сердца. Когда мы причащаемся Святых Таин, невидимо принимаем в худую нашу храмину Христа, Сына Божия, а где едина Ипостась, тут и вся Святая Троица. Сколько Господь к нам милосерд! Но мы сего не понимаем. Даруй, Боже, нам духовно жить, духовно мыслить, полезное говорить, всех любить, всех почитать внутренне, а не пренебрегать, не завиствовать, не враждовать.
Итак, будет Бог мира с нами, сего желая вашему преподобию, пребуду вашего преподобия усерднейший всех благ желатель, недостойный старец
архимандрит Феофан.
22 марта 1820 года
[P. S.] Матери игуменье прошу объявить мой поклон и со всеми сестрами. Да будет Бог мира между матерью игуменьею и сестрами, чтобы жизнь провождаема была по воле Его святой! Сего от нас требуют как на Небеси, так и на земле. Всем за усердие мое благодарение. Мое в том только желание и состоит, чтобы все вели жизнь, угодную Господу Богу, мирные и спокойные. Великое было бы дело, ежели бы подобную жизнь провождать живущим святым на Небеси: в полезных мыслях, в молитве, в благодарении за все Его Божественные и неизреченные милости.
Преподобнейшая мать Феофания!
Милость Божия да будет с тобою!
Письмо ваше и две просфоры я получил, нижайше благодарю за просфоры и за поздравление с превеличайшим и радостным праздником Воскресения Господа нашего Иисуса Христа; а с моей стороны я желаю вашему преподобию, чтоб Воскресший Господь Иисус Христос, Сын Божий, всегда был в памяти вашей и имя Его во устах ваших.
Вы жалуетесь на себя, что нравы ваши хуже становятся; советую вам на сие относиться к себе же такими словами: «Феофания, опомнись, в каком ты звании и чем ты занимаешься? Вспомни, что ты причислена к жителям небесным; посмотри на житие святых преподобных матерей, как они жили на земле, как исправляли свои нравы, – должно и тебе подражать их жизни. Они гордились ли? Гневались ли? Враждовали ль? Беспокоились ли? Но сего в них – когда расположились работать Господу – не было; а были, яко агнцы или агницы, незлобивы, и за незлобие Господь их приял в небесные Свои кровы; а ты, Феофания, где живешь? В простом ли доме? Бог тебя призвал к Себе в служение, в сие земное Небо, в святую обитель! Будь покойна, почитай всех за Ангелов Божиих». И так себя поувещевайте, и нравы свои приводите к незлобию и душевному смирению; а Бог призирает на смиренные сердца: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит[64] и смиренным же дает благодать[65]; вот что приятно Господу Богу, смиренное сердце. Ежели будете говорить, «что не можете стяжать сего», и я с моей стороны тоже скажу, что мы сами собою доброго сделать ничего не можем без помощи Божией; должно просить Его Божественную благость, по слову Его святому: Просите, и дастся вам[66]. Итак, не должно нерадению себя предавать; Господь Бог не многих словес в прошении нашем требует, а сказать только: «Господи, Ты видишь мою слабость, даждь ми исправление и сподоби мя любити Тя от всей души моей и помышления; и подаждь ми благодать Свою любить начальницу и сестер моих; и подаждь мне усердие протекать на церковное пение, приносить мою недостойную молитву с молящимися и всегда за все Твои ко мне благодеяния благодарить Тебя, Создателя моего! Ты Отец мой милосердый и Бог мой!». И так Господь Бог, видя твое усердие, и подаст исправление в жизни твоей.
Итак, желая вашему преподобию всякого благополучия и спасения, пребуду усерднейший всех благ желатель
архимандрит Феофан.
6 апреля 1820 года
Преподобнейшая мать Феофания!
Милость Божия да будет с тобою!
Письмо ваше от 18-го числа сего месяца я получил 20-го и просфору; нижайше благодарю за усердие. Послушник письмо ваше с просфорою отдал мне, когда человек ваш уже отправился из монастыря, и потому я тогда на оное и не отвечал; ныне же уведомляю ваше преподобие, что я в день праздника Преполовения, во время служения моего, на проскомидии вынимал частицы из просфоры общей о здравии и спасении матери игуменьи вашей, о вас с сестрицею и прочих сестер, а которых помню, за каждую порознь. Даруй, Боже, чтоб вы здоровы были душою и телом и послужили Господу Богу с горящею к Нему любовью, радовались, а не скорбели и во исправлении своей жизни не отчаивались; ежели бы не положено было покаяние грешнику во спасение, то мы бы самые несчастливые в здешней маловременной жизни жители были. Господь Бог сколько милосерд к нам, что велит отпускать грехи в день до седьм крат седмерицею[67], а почему так много? Войдите в мысли свои, сколько оных в уме или душе вашей перебывает ежеминутно, для того должно ежеминутно и каяться и говорить: «Господи, согрешила, прости! Господи, даждь ми мысль благу! Господи, даждь ми исправление!».
Ежели будете примечать мысли свои в воображении и истреблять худые и стараться насаждать добрые духовные, то и можете мало-помалу исправить жизнь свою; вы еще новоначальные, только что вступили в духовную сию науку и жизнь; в скором времени не можете истребить мирские нравы, мирские привычки, мирские шутки и слова, а [они] долго еще мечтаться будут и подделываться к словам Священного Писания; и для того нужно смирять себя и обращаться к своему ничтожеству, что земля, и пепел, и червь, а не словесное животное, и как святой Давид говорит: скотен бых у Тебе[68], смирихся, и спасе мя[69]; а в смирении все добродетели заключаются: смиренный гордиться, тщеславиться, завидовать, враждовать, осуждать, гневаться, противоречить, отчаиваться и беспокоиться не может. Постарайтесь приобрести оное; Христос, Сын Божий, будет вам примером, по слову Его святому: научитеся от Мене, – говорит Он пречистыми Своими устами, – яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым[70]. Вот отчего вы беспокоитесь, что еще не достигли сего дара: Просите, и дастся вам[71]; не многих слов требуется, а только вам простенько сказать: «Господи, даждь ми смирение!». Даруй, Боже, оное вам получить! Ежели причащались Святых Пречистых Таин, поздравляю вас, и да будет сие вам во исцеление, очищение, просвещение, сохранение и спасение души и тела. А паче причащением Священных Таин живущего иметь в себе Христа, Сына Божия, со Отцом и Святым Духом. Вы, может быть, почтете, что я от себя сие написал, превыше понятия нашего тайну? Не от себя, а взял из Канона 9-й песни ко Причащению готовящихся. Какое к нам Его снисхождение! Зовет к Себе, увещевает, обещает с нами жить, в нас обитать в здешней жизни, а в будущей наследниками делает Царствия Своего Небесного; а мы все сие пренебрегаем и занимаемся сонным мечтанием и не хотим воли Его исполнить. А чего Он требует от нас? Паче всего смирения, Сам смирив Себя и послушлив быв даже до смерти[72]. Немного нам в здешней жизни пожить, хотя что и скорбное потерпеть, только с благодарением и со смирением, а потом получили бы покойную жизнь как в здешней, а паче в будущей жизни, бесконечной и ум превосходящей, яже уготова Бог любящым Его[73].
За сим, желая вашему преподобию всякого благополучия и милости Божией, пребуду усерднейший всех благ желатель, недостойный
архимандрит Феофан.
25 апреля 1820 года
Преподобнейшая мать Феофания!
Милость Божия да будет с тобою!
Два письма ваши я получил, в которых объясняете свои недостатки ко угождению Божию, и что не можете смирить непреклонное душевное свое расположение к любви сестер и чувствуете неисправную свою жизнь, а чрез то приходите в огорчение и смущение. На сие вам ответствую из Священного Писания: Чадо, аще приступаеши работати Господеви уготови душу твою во искушение[74]. Не отчаивайтесь милости Божией; Искушение вас не достиже, точию человеческое, – поминает о сем Апостол Павел[75]; исправить жизнь в скором времени невозможно, а постепенно. Не огорчайтесь, ежели что услышите противное, скажите против того: «Феофания, надобно исправить свою жизнь, говорят к пользе твоей: Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя[76]»; и другое что из Божественного Писания, что вспомните, упомяните себе; от искушения мы познаем себя, каковы мы есть: любим ли мы Бога, исполняем ли волю Его святую? Господь нам все средства, как спастися, объявил: хотите в спокойствии быть? Он изволил сказать: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым[77]. Вы хотите быть кроткою и смиренною? Должно отринуть противную сему гордость и смущающее вас тщеславие: гордость и тщеславие никогда в спокойствии быть не могут. Кротость и смирение на Небеси; гордость и тщеславие во аде, вы себя должны почитать в жребии небесных жителей; не удаляйтесь от них, а паче от Господа Бога, Создателя и Отца своего Небесного, Он удостоил тебя быть наследницею Царствия Своего Небесного, не теряйте сего дара, не по делам нашим, а по одной Своей неизреченной милости даруемого.
Господь Бог не многого от нас требует, а только кротости и смирения, чтоб мы научились оному ни от Ангела, ни от человека, но от Него Самого. Рассмотрите хорошенько, коль великое дело быть ученицею Спасителя своего, а притом еще наследницею Царствия Его Небесного. Прошу вас: не уступайте сего сокровища гордости и тщеславию, будьте кротки, а паче смиренны, терпеливы, нищи духом, чисты сердцем и говорите почаще: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и духа Твоего Святаго не отъими от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и духом Владычним утверди мя[78].
Итак, Господь Бог призрит с высоты славы Своей на смиренное ваше расположение сердца и поможет исправить жизнь вашу, чего вам желаю. Пребуду вашего преподобия усерднейший всех благ желатель
архимандрит Феофан.
13 декабря 1820 года
Преподобнейшая мать Феофания!
Милость Божия да будет с тобою!
Письмо ваше с письмом братца вашего я получил и прочитал оба: первое и второе. Сперва на второе ответствую; слава Богу, благодеявшему вам! По совету брата вашего Р. С. лучше о сосудах упомянуть: они будут в последущие времена памятником милости Ее Величества, а обители – во славу Божию и украшением. Но теперь на ваше письмо ответствую же. Вы видите, сколь Господь к вашему преподобию милостив, утешает вас, исполняет во благих желание ваше. Вы расположились последовать воли Его, послужить Ему, угодить Ему, любить Его от всей души, от всего сердца и от всего помышления. Не надобно забывать Его за богатые милости и щедроты Его к вам. Почаще говорите себе: «Господи Боже мой, Создателю мой, Благодетель мой, не остави мене, Ты меня научи творити волю Твою, Ты просвети мои мысленные очи сердечные, Ты просвети тьму мою, яко Тобою избавлюсь от искушения!». Жизнь, в которую вы вступили, жизнь небесная, вы оставили земную, не должно следовать ей. Привыкли вы много говорить? Но если бы полезное говорили, получили бы себе за сие награду, по слову Самого Бога: изводяй честное от недостойного, яко уста моя будут[79]; а за всякое слово праздное должно ответ отдавать в день судный[80]. Осуждать не велит Христос, Сын Божий: не осуждайте, да не осуждены будете[81]. Гордиться не должно: гордым Бог противится, а смиренным дает благодать[82]. Тщеславиться не надобно, а приписывать все, что имеем, славе Божией: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу[83]. Не надобно сердиться: да не зайдет солнце во гневе вашем! [84]Мстить не надобно: Мне отмщение, Аз воздам[85], а Христос, Сын Божий, говорит: любите враги ваша… добро творите ненавидящым вас[86]. Во время противоречия лучше ничего не отвечать: Онемех и смирихся, и умолчах, – по слову святого Давида[87]. Противу забвения: Забвен бых яко мертв… бых яко сосуд погублен[88]; а о воздержании должно вспоминать слова святого Апостола Павла: Пища и питие не поставят нас перед Богом[89], невоздержание Адама изгна из рая. Ежели что захочется покушать, возьмите благословение от матери игуменьи и не сомневайтесь в разрешении. Не смущайтесь, будьте всегда веселы: радуйтесь о Господе, а когда Бог пошлет вам умиление, поплачьте о своих грехах, и так припадите к Нему, что Он до сего времени сохраняет вас, продолжил жизнь и здравие, излейте пред Ним сердце ваше. Не скорбите, что еще не устроили свою душевную храмину, не украсили ее хорошими делами, а просите Господа. Мы сами собою ничего доброго сделать не можем, а должно Его просить о помощи: Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии[90]. И так мало-помалу, можете успевать в духовном делании. О живописи изволите писать, что вам желается поучиться? С хорошим намерением и по способности вашей – дело доброе! Когда благословила игуменья, и с моей стороны да будет на вас Божие благословение. А о образах местных в новом приделе изволите писать: чтоб по правую сторону изобразить Иисуса Христа в терновом венце в виде: «Се человек». С моей стороны лучше изобразить Господа Царя царствующих и Господа господствующих, в царском венце, сидящего на Херувимах, в омофоре, нежели во умалении и в ничтожном виде. Так же и Матерь Божию, высшую всех бесплотных чинов, яко Царицу Неба и земли, нежели с оружием, прободающим Ее сердце: то было только временное, а ныне в самом существе. Ежели бы не первые были образа, а в другом месте были поставлены, то для памяти страданий Спасителя нашего и состраждущей Ему Пречистой Его Матери доброе дело! На царских же дверях изобразить Христа Спасителя нашего и Марию Магдалину, отирающую власами своими ножки Спасителя, можно.
Итак, желая вашему преподобию мирного и спокойного пребывания, пребуду вашего преподобия усерднейший всех благ желатель
архимандрит Феофан-Новоезерский.
Января 18-го 1821 года
[P. S.] Сестрице вашей Божие благословение и по просфоре вам; письмо брата вашего возвращаю.
Преподобнейшая мать Феофания!
Милость Божия да будет с тобою!
Письмо ваше от матери Маврикии я получил, в котором пишете о душевном своем расстройстве и не знаете, что с собою делать, что приходите в худшее состояние, и даже до отчаяния, и просите меня, чтоб я вас побранил. На сие вам отвечаю: кто любит наказание и обличение и приемлет оное, тому может быть это врачевством душевным. Святой Апостол Павел говорит к Тимофею: Всяко Писание богодухновенно и полезно (есть) ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию еже в правде, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован[91]. Теперь уже доходит дело, по просьбе вашей, и до того, что должно побранить вас; но я вам же сие поручаю: побраните вы себя хорошенько. Скажите себе: «Феофания, кто ты? Земля, прах, пепел, пища червей и как можешь противиться слову Божию, Небесному учению?». Христос, Сын Божий, велит терпеть! В терпении вашем стяжите душы вашя[92], а ты терпеть в случающихся скорбных приключениях не хочешь. Христос, Сын Божий, Сам изволил терпеть нашего ради спасения, будучи безгрешен. Итак, скажите еще себе: «Опомнись! Ежели в здешней жизни неприятные случаи приводят тебя до такого нетерпения, что порываешься к отчаянию, то как будешь терпеть в будущей бесконечной жизни вечное мучение? Сходно ль оно с христианскою жизнью, а паче с духовною? Господь тебя призвал в служение Себе, вчинил тебя в число Ангельское, ввел тебя в Свою небесную ограду, в святую обитель, но ты не чувствительна, чего ж тебе недостает? Только что переселения в Царствие Небесное? Потерпи со смирением, получишь, что Господь обещал. Занимаешься ты пустыми мыслями, оставляешь Господа Бога, надежду на Него не полагаешь; бежишь мысленно от лица Его; Он зовет: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы… научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым[93]. Еще скажите себе: «Феофания, смотри, что ты делаешь? Пренебрегаешь смиренные глаголы Создателя своего, приятное призывание: Приидите ко Мне… Я упокою вас. Что сего драгоценнее? Хотя б кто имел сокровище всея вселенныя, может ли оно упокоить? Может ли дать Царствие Небесное? Но ничего вечного дать не может, а только что одно мечтание покажет к прелести, как находящемуся во сне». Уснуша сном своим и воставше ничтоже, обретоша… в руках своих[94]. «Ежели Феофания, – скажите себе, – не очувствуешься и не восхочешь смирить себя и предать себя Господней воле, то можешь услышать страшное изречение Господа своего, Благодетеля, Отца премилосердого: Идите от Мене, – куда ж? – во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелам его[95]». Страшное изречение благого, кроткого и премилосердого Отца! Вот до чего нас доводят грубость, ожесточение и окаменение и нечувствие наше о всех излиянных на нас милостях! Я с моей стороны прошу вас, признайте свою погрешность пред Господом Богом, падите пред лицем Его и скажите: Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отъими от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя[96]. Тогда услышишь благословенный глас: «Отпущаются грехи твои, буди в мирной жизни и тишине и ктому[97] не согрешай». Нам довольно примеров, погрешали и святые и получали прощение; были и великие грешники и грешницы, обратились ко Господу, раскаялись, – Господь дал им жребий такой же, как и святым. – Не смущайтесь, скажите себе пророческое слово: Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя: яко изъят душу мою от смерти… и нози мои от поползновения[98]. Ежели приводят тебя в беспокойство резчик и позолотчик, что ж делать? Тоже прибегнуть к терпению: Бог все исправит, хотя несколько и попозже, нежели как располагали своими мыслями. Не было ли к благому намерению попущения тщеславных мыслей, что вы успеете свой придел привести ко освящению прежде других, забыв просить помощи Божией? И так-то в свое время, назначенное вами, и не исполняется, но исполнится: помолитесь Господу Богу, чтоб вспомоществовал, и Бог поможет, а вы свое старание прилагайте без смущения.
Итак, желая вам спокойной жизни, пребуду вашего преподобия усердный всех благ желатель
архимандрит Феофан.
Июля 11-го 1821 года
Преподобнейшая мать Феофания!
Милость Божия да будет с тобою!
Письмо ваше и образ Божией Матери во имя «Толгской» я получил. Усерднейше благодарю за дар неоцененный; я исполню просьбу вашу: буду иметь в своей келье. За поздравление с Новым годом вторично благодарю. Даруй, Боже, вам совлещися ветхого человека и облещися в нового! Ветхий человек во искушении, в расстройстве, а новый – в терпении и в великодушном уповании на благодать Божию. Ваше письмо наполнено смущения и боязни, по слову святого Давида: Тамо убояшася страха идеже не бе страх[99]. Святой пророк Иона хотел уйти от лица Господня, но как пострадал? Пожрен был китом, но, когда, признав свое погрешение – намерение его бежать в Фарсис противу воли Божией, обратился в сокрушении сердца и воззвал из чрева китова: Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша мя[100], и Внегда скончаватися… души моей, Господа помянух[101], какая ему надежда была избавиться от совершенной погибели? По нашему мнению, дело невозможное; но Господь повелел киту, и без вреда он извергнул Иону, и принужден исполнить волю Божию: идти в Ниневию проповедовать прощение Божие, чтобы покаялись. Вы, мать Феофания, малодушествуете наподобие Ионы. Господь Бог призвал вас в преддверие небесное, в святую обитель, но маленькие прискорбия приводят вас в отчаяние, и говорите или мыслите: зачем вступила в обитель? И так противитесь воли Божией. Вам бы должно сказать себе: «Бог призвал меня послужить Ему во временной сей жизни и как я могу противиться воли Божией?». Временная жизнь нам известна, что она есть искушение. Сам Христос, Сын Божий, нам оставил пример; чего Он ни пострадал в здешней жизни? А потом Апостолы и святые мученики? То, сравнив наше искушение противу их, как можете сказать, что «в отчаяние от нетерпения прихожу»? Мы должны благодарить Господа, что живем в спокойствии и никакого бедствия не видим, кроме собственных наших грехов; противу сего зла должно все силы свои употреблять, очистить душу и тело от всякой скверны. Время еще не прекратилось, мы знаем временной нашей жизни счет: дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах осмьдесят лет[102], а будущей жизни счету никто не может знать; но там уже будет жизнь безгрешная, Ангельская. Сподоби нас, Господи Боже, получить то блаженство, яже уготова… любящым Его![103] Итак, имуще неложное обещание получить вечное блаженство, должно временное вменять, яко сонное мечтание, и забывать мимошедшее, а на преднее простираться[104]. Оставить смущение, а уповать на милость Божию. Он избавит праведных от всех скорбей их, и теперь они пребывают в непрестанной радости, насыщаясь доброты неизреченныя, ликовствуя с лики Ангельскими и насыщаясь непрестанно лицезрением Божиим, – вот в чем наше блаженство. Ежели сравнить мирскую жизнь с духовною, то можно сказать, [это] одно привидение, а не истина. Прошу вас не верить внушениям вражьим, а лучше верить Самому Богу, как сказал Христос, Сын Божий, от имени Отца Своего Небесного: никтоже может приити ко Мне, аще не Отец Мой привлечет Его[105]. Вы не только призваны, но и привлечены; не противьтесь воли Божией, а почаще говорите: да будет воля Твоя святая!
Конец ознакомительного фрагмента.