Письмо второе. Немного о наследственности
Статистике известны целые семейные кланы, где сердечно-сосудистые, легочные или почечные заболевания передаются из поколения в поколение. Есть семьи, где наследуется предрасположенность к язвенной болезни желудка, гипертонии, астме и пр. В каждой семье есть свои слабые наследственные звенья. Задача родителей с самого начала жизни ребенка (включая и период внутриутробного развития) не позволить развиться наследственному предрасположению в болезнь. Конечно, это не всегда возможно, но роль профилактики хронических заболеваний у будущих детей во время беременности гораздо серьезнее, чем это принято считать. Генетики подчеркивают, что «многих несчастий можно было бы избежать, если б каждый человек понимал роль наследственности в появлении тех или иных заболеваний и аномалий» (Шарлотта Ауэрбах «Наследственность»).
Если женщина, страдающая холециститом, тщательно соблюдает диету и здоровый образ жизни во время беременности, она может родить здорового ребенка, и только потом злоупотребление пирожными, сливками и яйцами гораздо быстрее выведет из строя его наследственно слабый желчный пузырь, чем у малыша, чьи родители совершенно здоровы.
Если у матери до зачатия был панкреатит и у отца ослабленная поджелудочная железа, вряд ли ребенок получит в наследство соответственно здоровый орган. Поскольку вероятность заболевания диабетом у этого ребенка – при наличии факторов риска таких же, как у других детей, – выше, мать должна уделять особое внимание здоровой пище во время беременности и следить за диетой ребенка после его рождения: как можно меньше сладостей и мучного.
Натуропаты подчеркивают, что мы здоровы настолько, насколько здоров наш самый слабый от рождения орган: цепь порвется, когда ослабнет то звено, которое держится хуже всего. Эта врожденная предрасположенность к болезням реализуется только, если родители и ребенок пренебрегают сигналами предупреждения и злоупотребляют факторами риска.
Например, известно, что у детей, чьи родители страдают гипертонией, часто давление выше нормы. Что нужно знать таким родителям:
создать и сохранять спокойную обстановку во время беременности (и после!). Такой маме жизненно необходимы медитация и аутотренинг, т.к. при гипертонии главный фактор риска – психоэмоциональное напряжение и сильный стресс;
не злоупотреблять солью;
активно двигаться;
знать рекомендации натуропатов о том, как снизить давление без лекарств (см. ниже).
Так, в Японии, где очень напряженный ритм работы, а потребление соли в несколько раз выше, чем в Европе, самое большое количество гипертоников. Безусловно, и в отношении наследственности есть ситуации, которые поддаются нашему воздействию. Например, если у одного родителя или, тем более, у обоих родителей есть склонность к ожирению, то их ребенка особенно опасно «пичкать» сладостями, т.к. его куда легче раскормить, чем наследственного «худышку», причем раскармливание начинается уже в чреве матери, если она не может себя сдержать и ежедневно ест булочки и пирожные. Широкие исследования показали, что если оба родителя будущего ребенка толстые, ему в двух случаях из трех грозит ожирение; если толстым является только один из родителей – в одном случае из трех, а если оба родителя худые, то вероятность ожирения составляет лишь один случай из двухсот. Многие ученые считают, что главное при этом не столько генетическая предрасположенность к полноте, сколько привычки питания в семье. Ребенок тучных родителей обычно имеет вес выше нормы потому, что родители (возможно, бессознательно) «прививают» ему свою повышенную потребность в пищевых стимулах. Так что при тучных родителях главное – самодисциплина для всей семьи, а для будущей мамы в особенности. Необходимо также обучение методам снятия стресса не за счет обильного ужина, а за счет других интересов и радостей в жизни!
Как серьезные, так и незначительные дефекты у малыша только кажутся разразившимися как «гром среди ясного неба». Например, часто детей в семьях с наследственно слабыми легкими слишком «оберегают» и чересчур кутают, не зная, насколько важно для них укрепление иммунной системы с помощью закаливания с первых же дней, а еще лучше закаливание будущей мамы (подробнее см. ниже главу про методы закаливания). Наследственные и внешние условия не исключают, а дополняют друг друга. Если у ребенка слабая в каком-то отношении наследственность, то тем важнее работа родителей над укреплением его здоровья. Поймите, лучше начинать это во время беременности!
Конечно, не всегда можно помочь ребенку, страдающему умственной отсталостью или другими наследственными дефектами. Однако героические усилия великих педагогов, например, Марии Монтессори, работавшей с умственно отсталыми детьми, показали, что и здесь многого можно добиться! Не зря теперь эту методику раннего развития используют для здоровых детей во многих странах мира. Зато очень легко загубить здоровье крепыша из потомственной семьи долгожителей, создав ему чересчур тепличные условия. Родители должны стараться помочь слабому от рождения ребенку: здоровая диета, закалка, физическая активность, биологически активные добавки, укрепляющие здоровую кишечную флору и иммунитет, спокойная обстановка любви и доброжелательности. Но родители не должны мешать сильному в наследственном отношении ребенку. Нельзя потакать его капризам, перекармливать, перекутывать, уступать и пр., тогда физическое и психическое здоровье их детей будет приближаться к верхним границам, ограниченным типом их наследственности.
В связи с развитием медицинской генетики вопрос о наследственных заболеваниях выдвигается на первое место. На одной из сессий Академии медицинских наук была названа удручающая цифра – 1500 наследственных недугов. Поэтому вопрос о пренатальной (дородовой) диагностике на самых ранних стадиях развития эмбриона жизненно важен. Безусловно, многие женщины не решились бы иметь ребенка, если б заранее знали, что у него будет безнадежное наследственное заболевание.
Новейшие достижения в изучении многих наследственных нарушений дают возможность диагностировать хромосомные аномалии и генетические болезни на самых ранних стадиях внутриутробного развития. Родители, чувствующие ответственность за здоровье своего будущего ребенка, ни в коем случае не должны пренебрегать достижениями науки, чтобы, пока еще не поздно, принять разумное решение. Хромосомные нарушения встречаются примерно у 1 из 200 рожденных детей. Только в США ежегодно рождаются около 20 000 детей с хромосомными аномалиями – тяжелыми врожденными пороками и дефектами, деформациями черепа и пр.; наша статистика мне неизвестна.
Своевременный генетический прогноз мог бы предотвратить такую трагедию. Безнадежно больной ребенок – это тяжкое бремя! Чувство гнева, вины и опустошенности у родителей оказывается еще более мучительным, когда они слишком поздно начинают понимать, что трагедии можно было избежать.
По-моему, разумно взять на вооружение ценный зарубежный опыт, когда при регистрации брака кроме ряда других документов требуют и справки о состоянии здоровья молодоженов. Считается: если юноша и девушка любят друг друга и решаются на брак, негуманно им запрещать. Пусть так! Но и рожать детей при отрицательной рекомендации иммунологов, специалистов по генной наследственности вряд ли гуманно. Ибо что получается на практике? Молодые люди вполне законным способом плодят на свет калек, которые, если они только в своем уме, живут весь свой век, неимоверно мучаясь, страдая и проклиная родителей. А те зачастую с легким сердцем избавляются от своего чада, передавая его в руки государства, которому приходится на каждого такого ребенка тратить в год миллионы рублей. Если помножить эту цифру на десятки тысяч детей-инвалидов (точная статистика не публикуется), сумма получится внушительная.
Но дело не в деньгах, а в страданиях ни в чем не повинных детей. Дорогая цена любви. Дорогая! Думаю, что пришло время рядом с таким понятием, как любовь, вспомнить другое – долг. Долг перед будущим! Вот мнение главного врача одного из специнтернатов для детей-инвалидов: «Справки о здоровье молодоженов не только нужны, они необходимы. И во всех развитых странах это уже давно поняли. Такие справки, содержащие хромосомные, генные характеристики, желающие вступить в брак должны предоставлять одновременно с подачей заявления, чтобы специалисты могли просчитать возможные негативные последствия для будущего первенца. В настоящее время разработаны диагностическая процедура и соответствующая аппаратура, которая позволяет по анализу околоплодной жидкости уже на ранних стадиях эмбрионального развития распознать пол ребенка, а главное – установить генетические нарушения. Когда повсеместно будет использоваться аппаратура для генетических консультаций, количество рождений детей-инвалидов можно было бы постепенно свести к нулю».
Известно, что у нас в стране несколько миллионов инвалидов детства. Какую страшную цену платит общество за пьянство матерей и отцов, за ошибки и просчеты в воспитании будущей матери, за ханжество учителей, стесняющихся выносить на уроки вопросы полового воспитания, профилактики венерических заболеваний и СПИДа, за отсутствие в женских консультациях современной диагностической аппаратуры!
Ясно, что генетический фонд человечества не менее, если не более, важен, чем генетический фонд растительного и животного мира. Однако в то время, как научная селекция качественных сортов растений и племенного скота находится на высоком уровне, вопрос о важности подготовки к рождению полноценного здорового ребенка обычно даже не приходит в голову будущим родителям. В некоторых странах школьникам 13—15 лет на уроках «Здоровья» (возможно, они называются по другому) наглядно показывают на слайдах, к каким печальным последствиям для их будущих детей приведет их курение, употребление спиртным и наркотиками сейчас. Хочется надеяться, что на впечатлительных подростков это действует. Может быть, хотя бы некоторые не захотят мучиться всю жизнь и бросят свои пагубные привычки?
Мы никоим образом не призываем к «спартанскому» уничтожению неполноценных детей. Истории человечества известны многие гении, в детстве страдавшие тяжелыми заболеваниями: А. Суворов, И. Кант, И.-В. Гете, да и тяжелая наследственность Л. Бетховена, приведшая к его глухоте, кажется, противоречит нашим утверждениям. Впрочем, кто знает, какой набор генов определяет развитие музыкального гения? Но сохранять здоровье будущих поколений необходимо!