Вы здесь

Письма и дневники. Книга первая. Рано или поздно (Терентiй Травнiкъ)

Рано или поздно

Наступает такой момент, когда ты понимаешь, что настоящего злодейства в жизни вроде, как и нет, а всё, что таковым воспринимается, происходит по неразумению человека и неразвитости его души. Все войны, подлости и хитрости, зависть, коварство и ревность – все это следствие поступков болящей неразвитостью души. Такая душа действительно не ведает, что творит, да и как она может ведать, будучи маленькой, кисло-горькой и совсем еще зеленой. Телу, может, и сто лет будет, а душа в нем все равно зеленая. Что толку судить таковую? Не лучше ли искать возможности помочь ей вырасти? Всякая религия к этому и направлена. Промыслительно Господь ведет каждую душу к зрелости, вводя нас во искушение, позволяя ошибаться, то есть грешить, и ожидая от нас покаяния, но мы зачастую не следуем Его вразумлениям. Большинство же наших сил направлено на войну с чужими грехами, на осуждение незрелых душ. Так и бьемся с ними, стараемся, тратя силы и время, не ведая, что с нас ничего за чьи-то грехи не спросят, а спросят только за наши собственные. Всякая нравоучительная критика кого-либо не имеет никакого смысла для нас, ведь от нее лишь растет и растет наша самозначимость, все больше и больше упаковывая гордыню в надежную скорлупу. Жить своей жизнью – не просто условие бытия, а требование вечности.

* * *

В этом и есть вся необъяснимая сила искусства, что можно ничего не написать, а просто оставить книгу пустой, с чистыми, нетронутыми страницами, и даже в этом случае для нее найдутся свой читатель, свой критик и свой завистник. Они сделают из пустого – событие, взыщут и тебе придется ответить за ненаписанное, иногда ценой собственной жизни. В этом и есть вся необъяснимая сила искусства…

* * *

Когда мы беседуем с кем-то наедине, то, как предполагается, раскрываем свою душу. И многие знают, как ведутся такие беседы. Мне же всегда было интересно, а что именно проявляет человек в шумной компании, в орущей толпе?

Если следовать логике, то он закрывает свою душу и выпускает на волю нечто ей противоположное. Разумно предположить, что в таком случае человек выпускает на волю свое тело и все, что с ним связано, все его проявления, то есть инстинкты. Всякое собрание людей есть манифестация их тел с соответствующим поведением. Представляете, на площади собрались несколько тысяч тел! Поэтому и вопят так истошно души ораторов, пытаясь проникнуть сквозь толщи плоти к закрытым душам участников митингов и шествий. То же самое происходит на стадионах, в кино и на концертах, в меньшей степени – в театрах, еще в меньшей – на лекциях. Конечно же, я не призываю отказаться от посещения массовых мероприятий, но инстинкты, да еще и в большой дозе, имеют слишком много серьезных побочных эффектов, и это следует знать и помнить.

* * *

Было бы наивным считать, что средства массовой информации рассказывают правду. Правда – вообще дело индивидуальное и весьма субъективное, и точность ответа зависит от правильности и лаконичности поставленного вопроса. Рассуждая же на тему правды, приводя в доказательство те или иные факты, можно в лучшем случае достигнуть некоего правдоподобия.

А задача СМИ во всяком государстве, и это совершенно очевидно, заключается в том, чтобы с максимальной уверенностью в сказанном формировать общественное мнение, удобное для правящей элиты или партии, но не доносить правду до населения. Правда требует камерности, и неконтролируемое впрыскивание правды в массовое сознание, как ничто иное, раскачивает общественные устои. Наилучшим состоянием СМИ в свободном обществе является такое, когда сама правящая система вносит в создаваемый ею же поток информации дозированную долю самокритичности, рассудительности и трезвой самооценки. Обращаю внимание, что не оппозиционными путями это должно делаться, а личной инициативой. Апеллировать к оппозиции, пытаясь искать в ее доводах ответы на недосказанное нелепо, поскольку оппозиционные СМИ построены на все тех же принципах угождения, но теперь уже своей элите. В любом случае, два мнения полезны, но вывод требует индивидуального подхода. И ваше мнение вполне может оказаться не на стороне правды, а там, где будет предложена прозрачная и понятная вам аргументация.