Особая школа
То, что Россия лежит в средней климатической полосе, есть подлинное чудо! Именно этот факт во многом и позволил сформировать такую глубоко философскую, религиозную душу русского художника. Не пережженная пеклом и не перемороженная холодами, эта душа постоянно развивается, каждый раз впитывая в себя такие разные и противоречивые погодные настроения и пожелания. А ведь так оно и есть… Вместе с временами года душа нашего соотечественника-творца всякий раз проживает свои и рассветы, и закаты, свои юность, старость, рождение и смерть, вынося пережитое и познанное ею на лист, на холст, на нотный стан. Россия такова, что здесь нельзя стать мастером, не проходя школу обучения у… погоды – не проходя каждый год вместе с нею по всем ее кафедрам.
Невозможно себе и представить, какими бы могли быть произведения Пушкина и Фета, Левитана и Шишкина, Чайковского и Свиридова, не имей эти авторы доступа ко всей многооттеночной мозаике российского климата. Воистину русская природа стала Божественной палитрой, ангельскими чернилами и молитвенной тональностью для всякого рожденного и творящего в России человека.
То, что мои родители сохранили семью и прожили всю свою жизнь вместе, как бы трудно им ни приходилось, во многом повлияло на мои силы в творчестве. Слава Богу, что я не знал ни склок, ни дележей имущества, ни ссор от измен. Неприкосновенность моего рода так и осталась в моем сердце чем-то незыблемым и правильным. Я рос и вырос в любви, что позволило мне стать ресурсным в творчестве и дарить его с радостью. У человека должна сохраняться целостная картина семьи – отец и мать, всю жизнь верные друг другу. И если в семье есть дети, то никакой речи о разводе и быть не должно.
Нередко при распаде семьи женщина или мужчина, оставшись с ребенком, ищут не столько любви, сколько просто хорошего человека для помощи по хозяйству. Понять их можно, но все равно это ошибка, только замедленного действия. Попасть в такую ситуацию – все равно, что поставить под новый год елку, но без игрушек и гирлянд, без подарков и без новогоднего стола, музыки, шуток. Просто поставить елку и всё, при этом убеждая ребенка, что все кругом празднично и хорошо. Убедить, конечно же, не удастся. Так и в случае с помощником в семье не получится создать ничего хорошего. Надо справляться самим, а не тащить кого-то в семью ради помощи. В своих поездках, встречах и во время бесед я не раз встречался с тем, как дети уточняли у мам, о каком папе идет речь, например, о Мише маленьком или Мише в очках; о Саше толстом или о том Саше, что из деревни. Представьте, как ребенок говорит своим сверстникам о том, что у него есть бабушка, мама и папа, и потом добавляет: «Тот, который Миша в очках…». А ведь именно в детском возрасте складывается картина мира, образуется стержень для будущих поступков, взглядов и дел. Все это очень серьезно.