Время осознанного выбора. По эту сторону холма
Каждое поколение негласно отчитывается перед последующим своими достижениями в культуре. Да-да, именно в культуре, а не в науке или спорте, а уж тем более не в политике. Только культура несет в себе семена душевности, духовности и интеллектуальности, и от их качества зависит жизненная сила поколения-продолжателя. Уходя, советская эпоха оставила в наследство великую литературу, великую живопись, великие кино и театр. Говоря об этом, невозможно не вспомнить фильмы «Москва слезам не верит», «Покровские ворота», «Место встречи изменить нельзя», «Собачье сердце», романы Георгия Маркова, Валентина Распутина, Анатолия Иванова, пьесы Александра Вампилова, музыку Альфреда Шнитке и Георгия Свиридова, поэзию шестидесятников и многое другое. Культура спасла советское общество от окончательной депрессии, передав в будущее семена жизнеспособного бытия. Не могу сказать, что особенности «перестройки» слишком отличались от доперестроечного времени: они во многом оставались прежними, а если в чем-то и менялись, то далеко не всегда в лучшую сторону. До сих пор нынешняя Россия живет на тех семенах, которые передала ей советская эпоха.
Обнищание современной культуры тревожит. Увы, но поколение, рожденное в семидесятые годы, оказалось малоспособным к культурным посевам. Основная причина заключается в том, что ему просто не хватило времени встать на ноги. Оно было заражено и все отведенное ему время, пыталось адаптироваться к колоссальному недугу, вызванному чуждой ему ментальностью, в данном случае западной. У него попросту не было сил проникнуть в глубину бытия и укорениться, а потому налицо и слабые культурные всходы, часто личные, не охватывающие стратегические понятия и просторы жизни. В чем-то это поколение можно сравнить с молодежью двадцатых и тридцатых годов прошлого века, принявших НЭП за единственную идею, позабыв об ограниченности лет человеческой юности. У современного героя, как и у постреволюционеров, в уставе жизни заложена иллюзорная идеология свободы, но, в отличие от последних, еще и опирающаяся на потребность личного обогащения. Именно этим и объясняется чахлость нынешней культуры, когда сериалы выдаются за кино, а кино, если оно вообще есть, нашпиговано надломленностью личностной субкультуры. Если нынешнее поколение не взрастит достойные семена культуры, то рожденные в девяностые и в начале двухтысячных могут стать очередным потерянным поколением в России, а это разрыв, требующий лечения методами социально-политической хирургии.
В подобных случаях обстоятельства обычно складываются таким образом, что для излечения возникает необходимость сплочения нации перед какой-либо неотвратимой угрозой. Вторая мировая война в свое время консолидировала советское общество не только перед внешней угрозой, но и, самое главное, перед угрозой того, что поколение 20-х могло оказаться потерянным, к чему так упорно вела советскую Россию сталинская реакция.
Сейчас трудно сказать, что сможет послужить для нынешнего поколения детонатором к росту его осознанности, но время очень скоро это покажет. Покажет, какое очередное испытание пошлет Господь российскому народу во имя его же исцеления, его будущей жизни? Общее социальное напряжение в мире растет, что при факторе роста личностной отчужденности серьезно усугубляет проблему. Очень хочется верить, что подобная регрессивная тенденция приведет нынешнее поколение именно к осознанному выбору в сторону забытых нравственных истин, кои и станут основой духовного роста россиян. Ждать остается совсем недолго.
Сегодня ничто не может дать человеку столько возможностей для скорого возвращения к себе, сколько могут их предоставить блага цивилизации. Но это может произойти лишь при условии, что у него получится правильно ими пользоваться. Они, эти блага, дают тепло, свет, еду и, самое главное, экономят время.
С другой стороны, ничто так не отдаляет человека от самого себя, так не развращает, так не ослабляет, как всё те же блага цивилизации. Уют, удобства, комфорт и деньги делают его абсолютно немощным и зависимым от них существом.
В последнем случае эти самые блага становятся сильнейшим тормозом для эволюции большинства пользующихся ими. Можно перечислить сотни болезней, что порождены цивилизацией, и это только начало. Сложность отказа от соблазна пользоваться тем, что имеешь, растет в прямо пропорциональной зависимости от роста накоплений. Чем больше имеешь, тем сложнее с этим расстаться. Особенно опасны неестественные, я бы сказал, неправедные доходы. Рабочий, копающий колодец, проработав целый день, получает некую сумму, а игрок на бирже за секунду может получить доход, в сотни раз превышающий заработок землекопа. Шаг в бездну сделан, и человек ступает на путь пагубы собственной души. Выход здесь только один – благотворительность. Всякая война и революция – есть результат расслоения общества. Пока в обществе присутствует бедность и пока в мире существуют страны так называемых «третьего, четвертого, пятого миров» – угроза войны будет расти с каждым годом.
Нет более горькой потери в жизни, чем потеря любимого и любящего тебя человека, того, кто был рядом многие и многие годы, того, кто искренне разделял с тобою и радости, и печали. И речь здесь вовсе не о какой-то ссоре и не о расставании, речь о гораздо большем, ибо с такими людьми никогда не расстаются, их только теряют – теряют, увы, навсегда.
Мы и живем во многом благодаря тому, что знаем: о нас помнят и, самое главное, нас ждут. Мы живем, когда нам есть куда и к кому возвращаться. Каждый день, каждый раз мы спешим не просто домой, а именно к такому человеку. Когда мы думаем о нем, звоним ему, пишем письмо – мы все время идем к нему. Это величайшее счастье – иметь такого человека рядом. Когда же он уходит из нашей жизни, то наш поезд, идущий вперед, неожиданно и резко переходит на путь совершенно иного мировосприятия – путь, на котором впредь будет все не так, все по-другому и будет всегда не хватать ждущей вас любви…
То, как складываются обстоятельства в мире сегодня, в том числе и в России, ведет человека к потере душевности. Мир постепенно теряет это уникальное качество, теряет его, увы, и наша страна. Нет, мир теряет не сентиментальность, а именно душевность. Всякая сентиментальность произрастает, как правило, на бесчувственности, формально ее смягчая. Природа сентиментальности сокрыта в уме, она суха и не к месту слезлива. Душевность же находится в сердце, и представляет из себя способность человека сострадать, сопереживать, чувствовать чужую беду и боль. Американское общество так и не смогло достичь душевности, заменив все муляжом – сентиментальностью – своеобразной игрой в душевность, опирающейся, прежде всего, на деньги. Добро при сентиментальности и есть порождение достатка. Именно сентиментальность и привела к росту, выставляя напоказ, многочисленные фонды помощи, безобразные популистские ток-шоу и нежиненные сериалы о спасателях детей и животных, не имеющие ничего общего ни с душевностью, ни, тем более, с любовью. Теперь эта же зараза проникла и в Россию. Не европейское, кстати, весьма душевное, а именно американское сентиментальное мировидение проникает сегодня в Россию и в бывшие союзные республики.
Необходимо учиться отличать душевность от сентиментальности: глубокую печаль – от капризной грусти, что рождена скукой; слезы сострадания – от публичной слезливости; добрую заботу от плановых мероприятий для нуждающихся в ней. Уверяю вас, что это совершенно разные вещи. Огорчает неудачное, но дотошное копирование зарубежных сентиментальных полуфабрикатов псевдодушевности сериалами типа «Склифосовский» или же такими теле-шоу, как «Пусть говорят», «Прямой эфир», в которых обучают даже аплодировать в нужных местах. Конечно же, душевность еще далеко не духовность, но без нее и духовность не вызревает. Чтобы понять, о чем речь, стоит хоть раз, но внимательно посмотреть отечественный фильм «Мальчики» 1990 года, и этого будет вполне достаточно…