Вы здесь

Писать без ошибок… Система упражнений для формирования навыка грамотного письма, 3 класс. 1. Орфограммы корня. Правописание безударной гласной в корне (Л. С. Овчинникова)

1. Орфограммы корня. Правописание безударной гласной в корне

1. Проясни значение слов ОРФОГРАФИЯ, ОРФОГРАММА.

Орфограмма- это буква, написание которой следует объяснить, на месте орфограммы мы выбираем букву, используя правила орфографии-науки о правописании слов.


2. Какие орфограммы корня были изучены в 1 и 2 классах?

(безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная)


3. Продемонстрируй правило.

Чтобы проверить гласную в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, в котором эта гласная стоит под ударением.


4. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни проверочное слово.

Банкир- банки, бедность- бедноватый, большой- больше, болевой- больно, избежать- пробежка, дворцовый- двор, угадывай- загадать, враньё – соврал, гости- гостиница.


5. Подбери проверочное слово и напиши безударный гласный в корне. Корень выдели.

Уг. сать ………………. б. глец……………………

Гр. зовая……………. загр. знил…………………

В. левой……………. вовр. мя……………………

Св. лить……………. в. здушный…………………

Приб. жать…………….в. риться…………………


6. Проверь две безударные гласные, подобрав два проверочных слова. Выдели корень

Х.л.дильный……………………………………………………

Б.р.говой……………………………………………………….

К.п.ровальный…………………………………………………

Д.р.вяшка………………………………………………………

В.ч.ринка………………………………………………………

З.л.неет……………………………………………………………

К.л.сок……………………………………………………………

К.р.шок……………………………………………………

К..р. тковато…………………………………………………

Л.б.диный……………………………………………………………..


7. Устно проверь безударный гласный, вставь нужную букву.

Выдели корень.

П. лезный, п. нёк, п. ртовый, бесп. лезный, п. чтовый, пр. вдивый, пр. витель, пр. стак, пр. мой, пч. линый, п. тно, п. тачок, в. зать, перем. тать, к.р. шок, р. зумный, изр. дка, цв. тной, полн. чь, п. ляна, р. чушка, р. гатый, подн. сти, исп. рение, р. систый, сохр. нять.


8. Подчеркни орфограмму безударный гласный в корне слова

Сельская школа.

Далеко видна наша школа. Она стоит на горе. Вокруг здания ребятишки посадили молодые деревья.

В классе светло. Тут царят уют и чистота. Стоят рядами парты. На стене висит доска. Посмотри в окно. Чудная картина! Широкая улица ведёт к реке. За рекой зеленеют поля. Белеет стволами берёзовая роща.


9.Выборочный диктант. Выпиши слова с безударной гласной в корне слова. Корень выдели, поставь ударение.

Причудлив и красив осенний лес. Пленительную красоту ему придаёт рябина. Для многих птиц ягоды рябины – вкусная пища. Вот подлетела к рябине красивая птичка. У неё оранжевая грудка, а на крыльях аккуратные голубые пятнышки. Это сойка. Птичка распушила перья, поела и улетела. Появилась стая крикливых дроздов. Они разместились на ветках рябины. Птицы глотают ягоды целиком. Ощипав одно дерево, птички отправляются искать другое. Вот такое замечательное дерево-рябина!


10. Прочитай орфографически. Поиграй в «переводчика», затем напиши диктант.

Зимой в лесу.

Побелели поля и пригорки. Тонким ледком покрылась река и уснула в тишине. Ходит зима по горам и долинам. Ступает тихо и глядит по сторонам. Поправляет свою волшебную картину. Вот между кустов серый зайчик крадётся. Скорей оденься в белую шубку, косой! Под холодным сводом неба застыли белые деревья.


11. Проверочный диктант.

Я часто любуюсь синевой утреннего неба. Солнце встаёт из-за большого холма и освещает дорожки и тропинки, деревья и траву, полевые цветы и гнилые пеньки. Звонко поёт ручеёк в овраге, ему вторят птичьи голоса. Я сажусь посередине поляны на лежащий ствол. Рядом стоит мохнатая ветвистая осина. Я глажу рукой кору дерева. Потом лениво бреду по тропе. Вот я уже на берегу реки у дощатого моста.