Вы здесь

Писать без ошибок… Система упражнений для развития навыка грамотного письма, 4 класс. 1. Повтори изученное (Л. С. Овчинникова)

1. Повтори изученное

Звуки и буквы

1. Проясни по словарю слово ЗВУКИ. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.

2. Запомни гласные звуки.

Э-Ы-У, А-О-И

Гласные звуки могут быть ударными и безударными.


3.Что такое буква? Напиши гласные буквы. Их 10.


4. Объясни, почему гласных букв больше, чем гласных звуков?

(Ответ: буквы Е Ё Ю Я обозначают те же звуки: Э О У А, но пишутся после мягких согласных,

они могут обозначать два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после Ъ и Ь разделительных)


5.В каких случаях буквы Е Ё Ю Я обозначают два звука?

Найди и подчеркни эти буквы, где они обозначают 2 звука:


Мяч, ягода, лягушка, лён, ель, животное, речная, растаял, ноябрь, тёплый, хлопья, ключевая, ёршик, объяснил, заявление, пьют, люстра, узкое.


6.Чем согласный звук отличается от гласного?

(при произношении согласного органы речи: язык, губы, зубы – создают преграду, а при произношении гласного воздух проходит свободно, гласные произносятся с голосом, а согласные с голосом и шумом или только шумом)

– Почему согласных звуков больше, чем согласных букв?

(потому, что одной буквой записываем и мягкие согласные, и твёрдые.

Например, мягкий звук м и твёрдый м записываем одной буквой м)


7. Сделай фонетический разбор слов:

Поёт, вальс, семья, скользко, ясный.

состав слова

Проясни по словарю значение слова СЛОВО.

1. Из каких частей состоят слова?

……

2. Что такое корень слова?

Продемонстрируй: ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА – это

слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.

Корень – это общая часть однокоренных слов.

3.Выбери только однокоренные слова.

Пятёрка, пятак, пятый, пятка, пятиться, пятистенный.


4. Выдели в словах корень, обязательно подбирай однокоренные слова:

молодая, тропинка, зорька, на балконе, водит, волк, весне

5. Напиши как можно больше однокоренных слов с корнем -ясн-…

– яв-…

– вест-…

– корм-…


6.Какие части слова помогли образовать новые слова?

………


ПРИСТАВКА

1.Продемонстрируй: Приставка-это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

2.. Продемонстрируй: Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово с другой приставкой или без приставки.

3. Выдели приставку в словах:

посмотрел, забежал, слетел, выход, список, смотрит, описал, окна.


СУФФИКС

1.Продемонстрируй: СУФФИКС-ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ


2. Найди все суффиксы, выпиши их и запомни

(Чтобы найти суффикс подбирай однокоренные слова, выделяй корень. Часть слова после корня – это суффикс.)

Синяк, сквозняк, горючий, ползучий, дубовый, свинцовый. июньский, капитанский, запугать, прыгать, пушинка, снежинка, вершина, дубина, братишка. старец, ранний. опасный. нежность, опасность, слезливый, трусливый, травяной, глазёнки, дроздёнок, ворчун, болтун, горластый, тростинка.

………………………………………………………………


ОКОНЧАНИЕ

1.Продемонстрируй: ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА-ЭТО ОКОНЧАНИЕ. ОКОНЧАНИЯ СЛУЖАТ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

2. Измени окончания, чтобы установить связь слов в предложении:

В темница там царевна тужат. А бурая волк ей верно служим.

Разбор по составу

Выдели все части слова похолодает

1.Окончание.

Измени слово…

2 Корень. Подбери однокоренные слова

……

3.Приставка. Подбери слова с другой приставкой.

……

4.Суффикс. Подбери слова с таким же суффиксом.

……


Разбери по этому образцу слово ПОБЕДНЫЙ


Выдели все части слова в словах:


Заморозок, косточка, похолодает, праздничный, елочка, рубашонка, светильник, могучий, складское, наблюдатель, смотрели, январское, загадка, батончик, выползает, подружка, медвежонок, золотце, хранилище

Речь. Слово

1. Что значит слово РЕЧЬ, объясни. Из чего состоит наша речь?

2. Если нашу речь нарисовать в виде круга, на какие части ее можно разделить? Раздели на части и подпиши части речи:


Имена существительные

имена прилагательные

глаголы

числительные

местоимения

наречия

союзы предлоги

частицы


3.Назови части речи.

Имя есть и у дождя-дождь.

Имя есть и у совы-сова,

имя есть и у стола-стол

Имя есть и у травы-трава.

Все существует: дом, весна,

и у всего есть имена…

Строит, пилит, приседает,

скачет, ёжится, ласкает,

Бьёт, летает, крутит, спит

и за партою сидит…

Горько, кисло, сладко, вкусно,

тяжело, печально, грустно,

вправо, влево, глубоко,

справа, слева, высоко…

Вежливый, старательный,

скромный и внимательный,

добрый, честный, справедливый,

и веселый, и счастливый…

Он, она, они и мы,

этот, тот, у нас, был ты.

С вами, вы, о вас и я-

что же это за слова?

– Это, без сомнения,

слова-…

Из, к, в,

у, за, с, от,

по, на, около,

для, под-

Из леса, к лугу, на поляну,

у кустика, с тропинки, в яму,

от речки, около дороги-

ПИШИ ОТДЕЛЬНО ВСЕ ……!

4. Разбери по частям речи предложение:


Резкий порыв ветра низко пригнул деревья к земле.

Предложение

1. Чем отличаются эти предложения?

Играет свет. На вершинах сосен играет солнечный свет.

(Предложения различаются наличием и отсутствием второстепенных членов: нераспространённое, распространённое)

2. Чем отличаются предложения?

Играет солнечный луч. Как играет солнечный луч!

(Предложения отличаются по интонации: невосклицательное и восклицательное)

3. Чем отличаются предложения?

Весной люди встречают пернатых гостей.

Когда встречают пернатых гостей?

Встречайте весной пернатых гостей.

(Предложения отличаются по цели высказывания: повествовательное. вопросительное, побудительное)

4. Чем отличаются предложения?

Берёзы ещё густо зеленели, и земля пахла прелыми листьями.

Тёмный бор встрепенулся от бури и закачал кудрявой головой.

(Первое предложение сложное, в нём две грамматические основы, а второе предложение простое.)


5. Дай характеристику предложениям.


Из тёплых стран прилетают с наступлением весны пернатые гости.

………………………………………………………………

Берегите птиц!

………………………………………………………………

6. Запомни члены предложения и вопросы, на которые они отвечают:

Главные члены предложения:

Кто? Что? —подлежащее. Что делает? -сказуемое


Второстепенные члены предложения:

Члены предложения, которые отвечают на вопросы:

Какой? Какая? Какое? Чей? Чья? Чьё? Чьи? -определения

Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? -обстоятельства

Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем? О ком? О чем? -дополнения


7. Разбери предложения по членам, подчеркни члены предложения.

Перед отлётом журавли стройным косяком кружились над родными полями.

На крыльце лохматая собака резко подскочила к мальчику.

Предложения с однородными членами

1.Продемонстрируй правило

Члены предложения, которые отвечают на один вопрос и относятся к одному члену предложения. называются однородными.

Однородными могут быть и главные члены, и второстепенные.

Конец ознакомительного фрагмента.