БРАЧНЫЙ ПИР ТОВИТА
«Ибо брак мира – это тайна для тех, кто взял женщину… Дано им всякий день проникать в чертог брачный. Женихи и невесты принадлежат чертогу брачному…»
Апостол Филипп сказал очень простые, но важные слова: что мужчина, взявший женщину имеет возможность всякий день проникать в чертог брачный. И что именно женихи и невесты принадлежат этой вышине человеческих взаимоотношений. В Библии отношения женихов и невест представлены любовным поиском друг друга и неким обещанием торжества будущей любви. Филипп говорит о необходимости обрести некие силы мужчины и женщины, но потом добавляет, что именно жениха и невесты. Почему именно жениха и невесты? Почему не «блудница», возле которой рядом всегда мужчина и почему не женщина в браке, не девственница и не вдова? В свободных сочетаниях отдел блудницы у женщины не всегда присутствует взаимность. Вдова, потерявшая мужа, часто не ищет нового избранника, а брак может быть усталым: «Часто, если женщина спит со своим мужем по необходимости, а сердце ее с любовником, тех, кого она породила, она порождает подобным любовнику», – говорит Филипп. Но именно женихи и невесты стремятся друг к другу, хотят встречи всякий день и час. Их мало заботят внешние дела и чтобы они не делали, они помнят друг о друге и желают встречи. Вот это стремление и отличает их от других союзов и в таком союзе, человек обретает истинный покой в мире. Поэтому и «подобным образом Иисус воздвиг все в нем (чертоге брачном) благодаря этому. И следует, чтобы каждый ученик вошел в его покой. Если некто становится сыном чертога брачного, он получит свет. Если некто не получил его в этих (земных) местах, он не сможет получить его в Том месте», – учит Филипп. Но мы идем не в простое место, но на Пир, а тем более, когда идем на брачную Вечерю небес необходимо определиться окончательно кто я – мужчина или женщина? Или, кем я хочу уйти в вечность? Когда я думал над вопросом о перверсности человека, писать или не писать о том, вдруг услышал песню Ваенги, где были такие слова: «Я стала замечать, что мне вообще не жаль, что не родилась мужчиной», а в начале песни звучало сожаление, «что не родилась мужчиной». Вот, вначале сомнение, а потом уже конкретное «не жаль». Множество есть свидетельств о том, что в человеческом обществе рождаются люди, которые не могут принять свой пол и они меняют его искусственно. Очевидно, при какой-то спешке перед воплощением человек принял не обоснованное решение кем быть – мужчиной или женщиной. По этому вопросу у апостола Филиппа есть любопытное учение, где он говорит; что среди духов существуют мужские и женские. «Чисто» мужские соединяются с душами женщины, а женские – те, что объединены с теми, которые в форме мужчины из-за того, что она отделена. И разорвать этот порочный круг могут только те, кто обретает силы именно – жениха и невесты. А что это за силы мы уже говорили – это любовное стремление к противоположному полу. Мы воплотились на земле по выбору, сделанному раньше, необходимо только реализоваться в своем поле. Но как свидетельствует жизнь, для многих это совсем не просто, но необходимо.
В Библейском каноне, яркой представительницей состояния женщины-невестки, является Фамарь. Она пробыла в этом состоянии долгое время, что чревато стать «вечной» девственницей или вдовой. Но она выбрала, если «не лучший» путь с точки зрения не совершенной морали, то правильный в ее положении – она реализовалась как женщина. Другая судьба молодой женщины Руфи решилась положительно, когда она по совету свекрови надела красивое платье, «помазалась» и вошла к мужчине Воозу. Наряжаясь, она приводила себя в состояние невестки, ибо эти дела есть ее способ устройства скинии любви. Учителя язычников Павел и Петр, увлеченные морализаторской частью учения, принизили важность плетения волос женщины в способность понравиться мужчине. В Талмуде можно прочитать рассказ, где сам Бог заплел косу Еве на радость Адаму. Примеры, что человек и даже священник может ошибаться в домостроительстве Божием, можно найти в Библии. Закон предупреждает, что и «священник помазанный» может согрешать словом учения своего и тем «делать виновным народ». Как может согрешать «по ошибке все общество», даже когда желает делать доброе, потому что часто клянется без рассуждения. Аарон вначале своего служения не осознал важности устройства скинии Божией от усердия человека и сказал мужчинам, чтобы «они вынули золотые серьги из ушей своих жен». И когда Аарон бросил это золото в огонь, то получился телец. От повелительного слова мужчины священника, не выверенного с истиной, всегда выходит телец.
Поиск своего «ребра», подразумевает выбор избранника «соответственного» ему. В ветхозаветные времена именно мужчина брал в жены женщину и брал ее за особые качества. Но, в дочерях Салпада времен Моисея выбор избранника расширился и такое право предоставлялось женщинам: «Они могут быть женами тех, кто понравится глазам их». По значению имен – Махла, Фирца, Хогла, Милка, Ноа их наследием от отца была – «приятность, миловидность, ласковость, скромность и царственность». То есть все то, что привлекает мужчину и дает женщине право выбора «соответственного» ей. Ветхозаветная обетованная земля есть прообраз нового Царства на небесах, где любовь двух и ее торжество, будет определять полноту их отношений. Так, в лице невестки Ахсы, дочери Халева, она была определена тому: «Кто поразит Кириаф-Сефер и возьмет его». Этот город был городом книг, письменности и учености, что в требовании отца Халева, означало необходимость преодолеть поверхностную ученость от старого наследия учителей и внести нечто новое: «Царство небесное подобно хозяину, который выносит из своей сокровищницы (прежде) новое», а потом (не забывая лучшее) из старого. Имя Ахса означает – «цепочка или повязка на ногах», которая украшала стан женщины и в тоже время, ограничивала ее свободу. Когда она стала женой и получила в удел землю «полуденную без вод» – без свободы и определенных прав, и когда ей надлежало просить лучшее поле у отца, то была научена мужем просить благословение на «источники воды». Опять же, если мы стоим на том, что Писание дано в прообразах, то этими «источниками» будут определенные «сокрытые» знания, ведущие человека к новым отношениям. Впрочем, можно сказать и так, новое поле с источниками, отражает надежду человека на лучшие и возвышенные отношения в любви. В земной обители «полуденного» мира человек уже благословлен этим полем и «пажитью», как сказано: «имели жизнь и имели с избытком». В книге «Зогар» говорится, что когда человек выходит в поле своего служения, то до выхода в дорогу, он должен иметь опыт сочетания Мужского и Женского начал, «ради упрочения веры и благословения». В дороге он должен следить за своими делами и словами, чтобы не прервалась эта высшая близость и он «не остался ущербным и бедным». А те, кто в служении и на время отделяются от своих жен, обязаны помышлять об этой близости и когда приходит суббота, мужи обязаны радовать своих жен этой близостью. Когда человек удаляется от близости подруги, то он разрушает свой дом, делается «нагим» со всех сторон и «тогда облачаются небеса во мглу, и дерюгой делается покров их».
Может сложиться мнение, что на пиру отсутствует такой вид деятельности, как труд. Это далеко не так, нет труда – нет пира. На пиру люди не только едят, но и поют, танцуют, состязаются в физической силе, ловкости, остроумии. Здесь труд представлен в виде своих личных результатов – талантов, умений, способностей, которые человек приобрел в мире, до пира. По сути, этими талантами мы отвечаем себе на вопрос: что мы будем делать – Там, когда мы одно (один). Ведь, проявляя себя талантами, мы стремимся кому то понравится и вступить с ним в более тесное общение. Если нас заметили, оценили, то пир продолжается. А если мы «бесталанны»? В принципе таких людей нет, когда мы идем на пир двое. По лестнице Иакова «ангелы» опускались по ней и поднимались, надо думать опускались по одному, а поднимались по двое. Все мы потенциально брачные и все мы получили в дар начаток любви. Другое дело, кому мы уподобляемся? Неверному «рабу» который завернул свой талант в платочек самоправедности, а еще хуже закопал в землю или тому, кто приносит прибыль в любви. Очевидно, найти избранника, попутчицу или помощника в жизни соответствующую себе, более сложно, чем развить некую способность тела, потому что требует особого труда душевных качеств человека. И такая история, обретения своего избранника, в Библии тоже есть.
В библейской книге под названием «Товит» рассказывается о юноше, который нашел свою любовь, не смотря на все сложности и опасности жизни, которые его подстерегали. Эта книга не каноническая, которой западное духовенство пренебрегло, хотя ангел сказал: «напишите все совершившееся в книгу» и сохраните для будующих поколений. Отец Товит его жена Анна и сын Товит жили в изгнании и бедности. Отец хоронил мертвых, а жена в «женских отделениях пряла шерсть» и продавала богатым, которые иногда сверх платы давали ей козленка. За это он гневался на нее, а она обвиняла его как «праведника», который не может выйти из своей бедности. В сетовании на свою жизнь он ослеп, «воробьи испустили теплое на глаза его и сделались на глазах его бельма». Когда возмужал сын Товит и ему надлежало жениться, отец вспомнил о десяти талантах, отданных на хранение родственнику в другой стране. Товит нашел спутника Рафаила (ангела) и отправился в путь за наследственным серебром отца: «И отправились оба, и собака юноши с ними». Во время пути они остановились у реки, юноша пошел помыться, но из реки показалась рыба, которая хотела поглотить юношу. Ангел сказал схватить рыбу, разрезать и вынуть из нее сердце, печень и желчь. Странная рыба, которая могла поглотить юношу и в тоже время он смог ее схватить? В данном случае рыба прообраз обыденности и суеты человеческих дел, и если быть пассивным к ней, она поглотит человека. Когда они пришли в дом Сарры, он высказал опасение, что семь женихов сватавшихся к ней, были умертвляемы «злым» духом Асмодеем и не погибнуть бы ему. Ангел ответил, если кого мучит «злой» дух, который вредит только тому, кто приближается к женщине, необходимо курить «сердцем и печенью» перед мужчиною и женщиною. А желчью помазать глаза человека, который имеет бельма на глазах. Тайну этого духа можно найти в Талмуде, где он (Асмодей) по меркам аскетической религиозной морали, представлен праведными делами. Асмодей изучал небесную и земную мудрость, не пил вина, жил в пещере, оказывал помощь слепому и больному, но при встрече со свадебным поездом плакал. Когда Асмодей стал царствовать вместо мудрого Соломона, то этот подлог не могли отличить даже мудрецы Синедриона. И только, когда спросили жен Соломона, на предмет его посещения спальни жен (он не посещал спальни жен), подлог обнаружился. Эта притча ярко свидетельствует суть понятия «злого» и аскетического духа Асмодея, в чем заключается суть смерти женихов Сарры и чей прообраз он отражает.
Примечательно, что этот дух несовершенства, был изгнан именно в спальне жениха Товита и невесты Сарры. В свою очередь невеста Сарра скорбит о своей не востребованной любви и продолжает ждать своего избранника. Когда они встретились, то ее отец в неверии всепобеждающей любви, ночью копал могилу для зятя.
Так, учителя прошлого много накопали могил в своих аскетических учениях и отлучили от полноты жизни многие поколения людей. Первый брачный пир Товита состоялся на родине невесты и таков наш первый брачный пир на земле. Товит всею душою стремиться к отцу, обрадовать его, что во время путешествия за наследственным серебром, он обрел нечто большее – золото любви в избраннице.
Он желает скорее отпраздновать свое обручение с невестой у отца, но отец невесты пытается удержать их и связывает обязательством о четырнадцати днях брака на родине невесты. Но эти долгие дни земного брака не носят законного характера. Соломон устраивал пир в четырнадцать дней, но отпускал народ раньше положенного срока, пожелавшего уйти с пира раньше. И вот, Товит отправляется в обратный путь с невестой и опять: «за ними побежала и собака». Опять собака, зачем о ней дважды говорится в тексте? По закону Моисея собака нечистое животное, но преданная и привязчивая к своему хозяину. Таковы наши «вредные» и простые привычки плоти, которым имя «легион» и которые часто незаметны нам, но привязчивы как собака. Когда мы идем на Пир и готовясь к нему, мы можем быть очень придирчивы к своим привычкам, но они не должны отравлять наше желание достичь цели. Мы же не гоним от себя любимого пса, когда он не послушен или чем-то расстраивает нас. Когда Товит приближался к дому отца и невестка ослабла в пути, то Рафаил советует жениху поспешить вперед и приготовить ей лучшее, новое брачное место. Человеческая любовь в земной обители слаба и способна уставать от земной суеты, а потому необходимо торопиться, не потерять ее в четырнадцати днях земного пиршества. Иисус тоже ушел к Богу Отцу вперед учеников, чтобы они разбогатели через личный поиск и опыт в любви, и в ее полноте пришли на Его брачный Небесный пир.