Вы здесь

Пиктограммы. Рассказы. Что сказал бы Конфуций (Я. А. Бадевский)

Что сказал бы Конфуций

Наступило время сказки.

Кирилл понял это, когда дети стали по одному стягиваться в его каюту. Лепестки диафрагмы беззвучно всасывались в переборку, пропуская малышей, решивших навестить предка. Все они любили его. И маленький Артур, едва научившийся ходить. И Селеста, гордившаяся тем, что доросла до первого уровня обучения. И Михель, предпочитающий прогулки в невесомости всем остальным развлечениям.

Внуками их назвать было нельзя.

Кирилл слишком стар для таких определений.

Потомки.

– Дедушка, – робко начала Селеста. – Сегодня ты расскажешь нам сказку?

Добродушно хмыкнув, Кирилл развернул своё кресло к гостям. Ему было около пятисот лет, но представители всех новых поколений уважительно именовали его «дедушкой».

– Опять не спите?

Артур вертел в пухлых ручках любимую головоломку. Миниатюрные призмы и шарики со щелчками меняли позиции.

– Нам разрешили, – сказал Михель.

Кирилл мог включить внутреннюю связь и всё выяснить. Но делать этого не стал. Его потомки любили сказки. Как и все нормальные дети.

Их дом-корабль вращался на орбите Янссена, почти в сорока световых годах от Земли. Так теперь жило всё человечество. Странники, с лёгкостью меняющие планеты и спутники. Галактика стала уютной, когда их раса научилась прокладывать червоточины. Целая сеть транспортных тоннелей, связавших миры воедино.

Люди жили долго и путешествовали быстро.

Но так было не всегда.

– Ладно, – сдался Кирилл. – Ваша взяла.

Дети радостно захихикали и начали мутузить друг друга. Кирилл спокойно наблюдал за их невинными шалостями.

Панорамное окно позволяло рассмотреть в мельчайших деталях залитый лавой шар Янссена. Полностью непригодная для жизни планета, к тому же отсутствует осевое вращение. Энергетические экраны, защищавшие дом-корабль от ярости местной звезды, сигнализировали бортовому компьютеру о повышенном расходе энергии.

Кирилл был старейшим обитателем звездолёта. И одним из наиболее авторитетных. Полвека назад он передал капитанство Джошу, прадеду Михеля. Теперь можно насладиться старостью – все ответственные решения принимались другими людьми. Изредка потомки обращались к Кириллу за консультациями. Лет пять назад случилось полноценное голосование – семья не могла определиться с выбором планеты для годичного отпуска.

– Итак, – Кирилл поскрёб наметившуюся щетину. – Что вам рассказать?

– Про Землю! – выпалила Селеста.

Они знали все его истории. Но любили повторы, как и все нормальные дети.

– Скучный мирок, – поморщился дед. – Давайте лучше про Мидгард поговорим.

– Нет-нет, – встрял Михель. – Нам всё известно.

– Что известно?

– Папа сказал, что человечество могло погибнуть, – заявила Селеста. – ИскИны чуть не погубили всех нас.

– Ерунда, – отмахнулся Кирилл. – Всё было не так, ваш папа напутал.

– А вот и нет, – возразил Артур, оторвавшись от головоломки. – Папа никогда ничего не путает.

– Серьёзный аргумент, – согласился Кирилл. – Но я там был и всё видел собственными глазами. Поняли?

Дети энергично закивали.

– Сейчас вы всё узнаете, – кресло, повинуясь воле Кирилла, скользнуло к притихшей детворе. – Готовы?

И он начал свой рассказ.

***

Некогда люди жили на дне гравитационного колодца, их мир назывался Землёй. Время измерялось не субъективными годами и не галактическим стандартом. Точкой отсчёта было рождение Иисуса Христа, одного из полузабытых богов древности.

Единства среди людей не было. Народы жили, отгородившись условными границами от соседей. Периодически вспыхивали войны. Известно ли вам, что такое война? Бессмысленное взаимное истребление ради сомнительных целей. Иногда цели были религиозными, но гораздо чаще – экономическими.

Что такое экономика? Ну, это когда производится некий товар и продаётся за деньги кому-то. Товаром может быть еда. Или одежда. Вы, конечно, скажете: не верим, разве имеют ценность обычные бумажки с цифрами? Репликаторы ведь могут создать что угодно. Всё так, мои юные друзья. Но в те времена таких технологий ещё не было…

Территории, которые люди отгородили границами, назывались странами. Были слабые и сильные страны, большие и маленькие. Существовала даже страна размером с городской квартал. Лидеры сильных стран постоянно враждовали друг с другом, делили сферы влияния, изобретали новые эффективные инструменты для убийства живых существ. Эти инструменты назывались оружием. Не верите? Именно так всё и было, хотите вы того или нет.

Однажды оружие стало разумным.

Лидеры трёх сильнейших стран поняли, что посылать своих солдат на поля сражений не обязательно. Кто такие солдаты? Это те, кого учили искусству войны. Так вот, дети, вместо них мы додумались использовать машины. С этого момента генералы могли сидеть в своих кабинетах, удалённо наблюдая за картиной боя. Механизмы истребляли людей в бедных странах и сталкивались с другими механизмами в богатых. Те, кто управлял этими устройствами, чувствовали себя уверенно, ведь им ничто не угрожало. Но и этого командующим показалось недостаточно. Тогда они воспользовались имевшимися разработками и создали первый ИскИн. Видимо, хотели снять с себя ответственность за военные преступления. Пусть машина управляет машинами, а то, что происходит на экранах – не нашего ума дело.

Против создания ИскИна много кто выступал. Люди боятся всего, что не могут понять. Учёные в один голос твердили, что виртуальный разум уничтожит человечество. Видите ли, при всех своих достоинствах искусственный интеллект бездушен. В нём, как полагали ранее, не заложена эмпатия. Наверное, люди подобному сверхсуществу представляются балластом, от которого следует незамедлительно избавиться.

Хотите знать, что случилось дальше? Михель, отрегулируй влажность в каюте. Спасибо, дружок.

А дальше было вот что. Конфликты множились, люди объединялись в мощные военные блоки и угрожали друг другу ядерным оружием. Слышали о таком? Жуткая вещь, но её уже четыре столетия никто не использует. Ядерные ракеты могли похоронить нашу цивилизацию. Но враждующие группировки не останавливались, повышали ставки и делали ракеты всё более смертоносными.

Наступил день, когда были отданы приказы и нажаты кнопки. Что такое кнопка? Ну, сейчас мы пользуемся мыслеуловителями, а в ваши головы вживляются лингвистические блоки. Я вот, например, не могу отдать бортовому компьютеру ментальный приказ, а ваш папа – может. А в те дремучие времена нужно было жать на кнопки и сенсоры, так вот, дети.

Военные думали, что ИскИн будет координировать атаку. Но всё случилось иначе. Разум, не ведавший жалости и сострадания, остановил бойню. Одни ракеты были перенаправлены, другие – перехвачены. Все эти страшные штуки ИскИн вывел на орбиту, превратив в груду металлолома. Чтобы убрать этот мусор, ушло несколько десятилетий…

Хотите узнать, что было потом?

ИскИнов стало много. Они расплодились в большом количестве и стали управлять Землёй. Ненавязчиво – так, чтобы у людей сохранялась иллюзия свободы. ИскИны научили нас разумному сосуществованию. А затем покинули Солнечную систему и бесследно исчезли.

Где они сейчас?

Кто знает…

***

Закончив рассказ, Кирилл посмотрел на притихших потомков. Артур мирно посапывал, положив голову на колени сестры. В руках малыш сжимал свою любимую головоломку. Михель и Селеста заворожённо слушали.

– Можете спать здесь, – разрешил Кирилл. – Я выращу себе вторую кровать.

– Спасибо, дедушка, – улыбнулся Михель.

Кирилл приблизился на своём кресле к дальней стене, транслирующей панораму раскалённой планеты. В черноте космоса раскинулись неведомые созвездия, а в памяти старика ещё теснились полузабытые образы. Кирилл припомнил древнего философа Конфуция, учившего своих последователей одной простой вещи. Уважать родителей. Интересное совпадение: именно на родине Конфуция был создан разум, остановивший войну и спасший человеческую расу.

А ведь мы, неожиданно подумал Кирилл, можем называть себя родителями ИскИнов. Почему они должны воевать со своими творцами? Да, они лучше и умнее нас, но что это доказывает? Так и должно быть, они же наши дети. А что делает ребёнок, если видит, что дом его отца и матери обветшал? Занимается ремонтом.

Кирилл улыбнулся своим мыслям.

Где-то в космической бездне электронные потомки людей строили свой мир. Странный и непостижимый. Но перед тем как уехать, они помогли родителям.

ноябрь 2017