Нефтяная триада
Посвятив всю свою жизнь нефтяной отрасли, мне пришлось работать и встречаться с представителями самых разных национальностей. Я уже отмечал интернациональный состав основателей того же Лениногорска. Там были и бакинцы, и львовяне, и, конечно же, москвичи. На освоение Ромашкинского месторождения направляли молодёжь со всей страны. Среди них были также более простые самарские и местные ребята. Всех даже трудно перечислить. Мы жили в этом уютном городке большой дружной семьёй. И мы в школе никогда не задавались вопросом, кто из нас какой национальности.
Замес интернациональной нефтяной семьи, произошедший в Татарии, не только состоялся, но и дал могучий сплав нового вида творческих и трудовых коллективов, которым пришлось в дальнейшем осваивать Западную Сибирь. Многие народы, населяющие просторы нашей страны, посвятили свою жизнь работе в этой отрасли. Она манила многих из разных мест, но при этом всех и объединяла, выравнивала знания, воспитывала профессиональные навыки и, безусловно, давала людям возможность хороших заработков. Конечно же, она обедняла село, особенно русское, втягивая в свой состав всё больше и больше сельской молодёжи.
Наверное, просто невозможно, да и бессмысленно давать оценку тому, какой народ внёс наибольший вклад в нефтяную отрасль России. Начнёшь говорить про азербайджанцев, а это были великие мастера, обидятся армяне, их тоже было немало и они умели хорошо добывать нефть. Заговоришь про украинцев, не забывайте, именно они целыми трудовыми коллективами летали вахтами осваивать Западную Сибирь, начнут упрекать белорусы, и тоже справедливо, они тоже имеют нефтяную гордость. И так по кругу, сплошной интернационал. При перемещении нефтедобычи в Западно-Сибирский регион на него работала вся страна, и простые работяги, и маститые учёные. Невозможно забыть башкирскую школу нефтяных и научных кадров и их трудовые подвиги. Когда нефтяникам стало тесно, именно из их состава выпочковался нынешний «Газпром». Не было никогда раньше такой организации, её искусственно создали в начале семидесятых годов и превратили в независимую отрасль. Газовики – это те же самые нефтяники, и разницы между ними нет никакой. Этой молодой подотрасли уже почти сорок пять лет, но никак не двадцать пять, как нас пытаются многие убедить. Эти люди, видимо, никогда не читали нефтяной и газовой истории нашей страны. Непонятно по каким причинам они начали новый хронологический отсчёт времени. Но наш нефтяной интернационал успешно перекочевал в газовую отрасль и хорошо помнит наши общие традиции.
Но я всё же рискну, при этом не хочу никого обидеть и приуменьшить их заслуги, в России на мой взгляд есть три народа, которые внесли наибольший вклад в нефтяное могущество нашего государства. Это – русские, татары и евреи. Они сработались ещё на нефтепромыслах Татарии. Подтверждением моих слов являются многочисленные факты их совместной успешной работы, отражённые в книгах, профессиональных журналах, в изобретениях и просто в народной молве. Они никогда не отделяли себя от других, но всегда занимали лидирующие позиции и выдвигали из своих рядов наиболее одарённых руководителей, учёных и профессионалов своего дела. Триада название, конечно же, условное, это не замкнутый клуб, а могучий стержень устремлённости, позволяющий нам всем вместе покорять земные недра. И его никогда никто не сможет разрушить.
Я долго думал о том, на ком из нефтяных лидеров этих трёх народов остановить свой выбор, и стоит ли об этом писать вообще, так как среди них было много достойных людей, но это должны были быть очень яркие личности, чей авторитет был признан в их бытность большинством нефтяного сообщества. Первые двое – Шашин Валентин Дмитриевич и Филановский Владимир Юрьевич – у меня не вызывали сомнений. Гораздо сложнее было выделить представителя Татарстана. Татарская нефтяная семья дала большую плеяду талантливых руководителей, но из них мне больше всего симпатизировал Булгаков Ришад Тимиргалиевич, на нём я и остановил свой выбор. Это был наискромнейший человек, чей труд во благо отечества не до конца оценён. Именно он, талантливый инженер и руководитель, в самый критический для отрасли период, был направлен из «Татнефти» в «Главтюменьнефтегаз» для руководства самым ответственным участком нефтедобычи всей страны и с честью выполнил свой долг. К сожалению, они все трое слишком рано ушли от нас, но каждый из них был достойнейшим представителем своих народов.