Приватизация предприятий
Оговорюсь сразу, я не участвовал в никаких приватизационных процессах никаких нефтедобывающих предприятий, но достаточно хорошо понимаю те технологии и ухищрения, которые при этом применялись. Свой ваучер я отдал своей тёще, и она успешно вложила его вместе со своим в «Газпром», как ветеран этой организации с первого дня её основания.
Сама идея приватизации, наверное, была всё-таки правильной, но оказалась исполненной как всегда отвратительно. Людям так и не объяснили до конца её смысл, и многим совершенно непонятно было, что делать с этими ваучерами, и в итоге многие от них избавились, продав за бесценок. При этом государство в лице огромной армии чиновников видело, что через скупку ваучеров идёт их концентрация в немногочисленных руках. В стране было тотальное безденьжье, население нищало, вклады в банках в момент обесценились, рубль был действительно в ту пору деревянным, но при этом кто-то из непонятных источников находил колоссальные суммы и через специально созданную разветвлённую систему перекупщиков скупал массово у населения ваучеры, фактически это была первичная скупка России в лице её предприятий. Но никто не пресёк эти действия, а безграмотный народ поддался стадному чувству. Уже потом мы стали узнавать, что у какого-то достаточно известного предприятия вдруг в одночасье появлялся новый хозяин. И все молчали, и никто ничего не замечал. А приватизация уже во весь рост шла по стране. Повсеместно появлялись новые хозяева жизни, владельцы заводов, дворцов и пароходов да и просто человеческих душ.
Но была и вторичная стадия приватизации, точнее переприватизации, или смены собственников предприятий нового типа. Акционерные предприятия уже зародились и начали функционировать со всей необходимой им атрибутикой в виде собраний акционеров, выборов советов директоров и правлений. Постепенно мы стали привыкать к публикациям в газетах о проведении очередных собраний акционеров на том или ином предприятии, стала зарождаться корпоративная культура. Но всё чаще и чаще стали мелькать сообщения о проведении внеочередных собраний акционеров, связанных со сменой собственника. Повсеместно шёл процесс перераспределения власти в компаниях. И опять наше государство молчало. А что, собственно, практически происходило? В отдалённые городки, где находились лакомые куски наших немногочисленных сохранившихся и уже акционерных предприятий, высаживался десант дальновидных предпринимателей с чемоданами денег, и так примерно за месяц скупали доли, паи, акции у физических лиц. Закон этого не запрещал. Это уже были другие деньги, не те крохи, что были на первичной стадии ваучеризации. Например, частник, конкретное физическое лицо, продав свою долю в нефтедобывающем предприятии, мог за вырученные деньги реально купить автомобиль, о котором он, возможно, мечтал всю жизнь. Но всё это проходило в тот момент, когда нефть упала в цене до четырнадцати долларов за баррель. Соблазн был настолько велик. Чуть ли ни целыми городами временно счастливые жители уезжали в Тольятти за вожделенной покупкой. Ни радио, ни телевидение, ни наши политики и управленцы никто их не остановил от необдуманных действий. Я думаю, что если бы государство законодательно на правительственном уровне в тот момент ввело бы мораторий на продажу долей и акций лет так на двадцать, эти бы люди, которые сегодня ездят уже на сгнивших жигулях, им были бы очень благодарны. Но этого, как всегда, не произошло. Это бездействие законодателей фактически привело к уничтожению только-только народившегося класса собственников и приостановило процесс формирования в стране новой корпоративной культуры и народных способов гласного управления предприятиями.
Фактически этот второй этап только ускорил концентрацию долевого владения предприятиями в одних руках и создал предпосылки для развития криминала, начавшего охоту на новых крупных собственников. Если бы акционерный капитал оставался рассредоточенным в многочисленных руках физических лиц, у нас в стране было бы гораздо спокойнее, а криминальные новости бы отсутствовали.
О третьей фазе приватизации, так называемой залоговой, когда начали распродаваться в нефтяных компаниях государственные пакеты акций, я надеюсь, вы и так все наслышаны. Этой теме посвящено много публикаций и нет смысла в неё углубляться и переутомлять ваше внимание.
Но заметьте, что между всеми этими тремя фазами приватизации были временные разрывы, в течение которых происходил процесс накопления дополнительных капиталов, необходимых для постадийного выкупа активов, то есть давалось время на подготовку, а значит, этим процессом кто-то очень грамотно и целенаправленно управлял. Если бы государство своевременно вмешалось и не допустило бесконечного перетока капиталов из рук в руки, а также перепродажи этих несчастных предприятий, мы бы сегодня имели с вами совершенно иное представление об акционерных обществах, и я думаю, что они и развивались бы по иному пути. Всё-таки мы с вами родились и выросли в том государстве, в котором была высокая социальная ответственность, где нас всю жизнь учили коллективизму, и по своему духу акционерные предприятия должны были быть для нас для всех даже очень близкими. А в результате мы сегодня имеем полное неприятие всего частного со стороны огромного числа жителей. Процесс должен был бы быть всё-таки управляемым, а не стихийным и по факту бесконтрольным.
Надо признать, что процесс приватизации оказался крайне несправедливым по отношению к ветеранам нефтяной отрасли и тем, кто просто отработал в ней все послеперестроечные годы, поддерживая её в работоспособном состоянии, и дал возможность государству не только рассчитаться со старыми международными долгами, но и создать колоссальные золотовалютные резервы. Нефтяники терпеливые люди, и их труд не так уж и плохо оплачивается. Но тем не менее в годы неразберихи их просто обманули. Кто-то будет с этим не согласен и будет считать мою идею абсурдной. Но я подумал бы вот над чем, и государству это было бы выгодно со всех сторон, оно от этого ничего не потеряет в виде налогов, идущих в казну, но в итоге всё-таки создаст широкий класс предпринимателей – собственников.
Учитывая тот факт, что на нефтегазовых объектах продолжает эксплуатироваться преимущественно старый фонд скважин, который создавался именно этими ветеранами ещё в советский период, можно было бы грамотно произвести перераспределение части акционерного капитала в их пользу, уменьшив при этом доли в пакетах крупных владельцев. Закрепление части акций за трудовыми коллективами, причём без права их перепродажи в течение длительных сроков, сделает очень много позитивных подвижек. Добыча нефти – это коллективный труд, и измерение участия в этом процессе того или иного работника только зарплатами является некорректным. Каждый, кто пришёл работать на нефтяной промысел, должен нести ответственность за его судьбу, по большому счёту он должен быть прикреплён к этому объекту пожизненно через своё акционерное участие. Крупные нефтяные производства должны постепенно перерастать в народные предприятия с тысячами собственников. Только так мы закрепим свой коренной народ в труднодоступных регионах Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока и создадим предпосылки для дальнейшего освоения этих территорий, а также остановим нежелаемые негативные миграционные процессы. Но никаких отъёмов и законодательного передела частной собственности не должно быть и в помине. На это должна быть только добрая воля крупного капитала.
И ещё об одном. Я хотел бы обратиться к руководителям крупных коммерческих и производственных структур с просьбой прекратить скупку более мелких и средних предприятий вашего и не вашего профиля, дайте им право существовать рядом с вами на равных условиях, чем они вам мешают, пусть они поддерживают малый бизнес в малых городах и селениях. Поверьте, чем больше у нас в стране будет разных категорий собственников, вам всем вместе будет гораздо проще выжить, сохранить свои права. Одиночек, пусть и крупных, легче упразднить, ликвидировать как класс. Но когда вы будете жить единой большой дружной семьёй, поверьте, вас никто не тронет. Умерьте свою алчность, обуздайте свои неумеренные аппетиты поглощения всего, что вокруг вас находится. Власти от ваших действий у вас не прибавится, да она вам и ни к чему, так, лишь бы покрасоваться друг перед другом. Господа, наступило время меняться. Но если вам действительно уже некуда девать накопленные капиталы, и ваши сундуки трещат от несметных богатств, то мы вам подскажем, как наиболее рационально воспользоваться вашими состояниями. Самое простое, не скупайте конкурентов, а вкладывайте средства в создание новых предприятий, пусть даже не в профильных вам областях. Вы же всеядны. Это будет гораздо дешевле для вас и более современно. Создавайте новые рабочие места, укрепляйте, в конце концов, свой имидж. Дайте жить другим рядом с вами.