Нижний парк – сердце Петергофа
Архитектурный ансамбль Петродворца XVIII столетия включает два больших массива – Верхний сад и Нижний парк.
Весь ансамбль можно разделить на четыре относительно самостоятельных района: Верхний сад, Большой дворец с каскадом и каналом, Марли и Монплезир. Каждый из этих районов отличается большим художественным своеобразием оформления и своим специфическим назначением в общей системе загородной резиденции.
Как правило, осмотр Петродворца начинается с Нижнего парка, поскольку именно он является жемчужиной дворцового комплекса.
Верхний сад
Нижний парк был предметом особой гордости Петра в силу своей исключительности: не каждый европейский монарх мог похвастаться приморским садом. Чтобы оформить въезд в свою резиденцию, Петр отдал приказ прорыть канал, который вел бы непосредственно от залива к парадному дворцу, а склон террасы украсить каскадами. Таким образом как бы подчеркивалась неразрывная связь царского дворца с морем, которое Петр так любил, и создавалось их воплощенное единство. Эту же идею развивали и многочисленные фонтаны, которые являли собой символ владычества России над морем. Эти дивные фонтаны заполняли все пространство, все парковые аллеи веселым шумом клокочущей воды и звучали как отзвук морских волн, набегающих на берег. Александр Николаевич Бенуа (1870–1960) отмечал: «Петергоф как бы родился из пены морской, как бы вызван к жизни велением могучего морского царя… Петергоф – резиденция царя морей. Фонтаны в Петегофе не придаток, а главное. Они являются символическим выражением водного царства, тучей брызг того моря, которое плещется у берегов Петергофа».
Надо сказать, что как Нижний парк, так и Верхний сад сохранили все основные особенности своих французских оригиналов. Конечно, к настоящему времени исчезли многие декоративные элементы – шпалеры, фигурно подстриженные деревья, крытые зеленые дорожки-берсо, садовые театры, зеленые салоны и кабинеты. Однако время не смогло уничтожить дивную архитектурную гармонию сада, созданного Леблоном – талантливым учеником прославленного творца версальских садов Андре Ленотра.
Нижний парк расположен на прибрежной полосе у подножия возвышенности. Его планировку определяют две системы аллей, расходящихся веером. Исходными центрами этих аллей являются Большой дворец и Марли. Основная ось первой системы аллей, ведущих к Монплезиру, Эрмитажу и фонтанам «Адам» и «Ева», – Аллея фонтанов с «Самсониевским» каналом, которая обращает взгляд зрителя на морские просторы. Во всю длину Нижнего парка, прорезая поперечные аллеи, вытянулась на 2 км Марлинская аллея, или, как ее называли во времена Петра I, Хребтовой пришпект. Это ось второй системы с боковыми «пришпективами»: Малибанской к Монплезиру и Березовой – к «Римским» фонтанам. Марлинская аллея с параллельно пролегающими возле нее дорожками для верховой езды и пешеходов пересекает соединяющую Монплезир с Руинным каскадом широкую Монплезирскую перспективу и заканчивается у ограды бывшего зверинца (парка Александрия) в том месте, где в 1740-х гг. стоял охотничий павильон Темпель.
Большой каскад. Художник А. Бенуа
Малибанская дорожка создавалась на искусственном валу. Эта одна из самых живописных дорог сада была обсажена ольховыми шпалерами и окаймлена деревянной балюстрадой. Свое название аллея получила еще в Петровскую эпоху. В своих поручениях «Что надлежит сделать в Петергофе и что доделать» Петр делал подробные указания об устройстве «игровых мест»: «Сделать к весне следующие, а где ставить, покажу, места: 1. Стол долгий, по чему бросают литусы. 2. Девять окошек, в которые катают шарики. 3. Доски и столбы изготовить к этой игре (четыре шара гоняют молотами), называемую малибанк». Эта игра – малибан, одна из разновидностей бильярда, – в это время пользовалась огромной популярностью в Европе. При Петре I малибан установили на прибрежной аллее. По наименованию игры получила название вся аллея.
Склоны возвышенности, где выстроен парадный дворец, украшают три мощных каскада – Большой, Руинный и Марлинский, террасы, лестницы и продольные спуски.
Эта схема планировки продумана настолько глубоко, что не прячет от зрителя ни одно садовое украшение, ни одну садовую деталь и выдержана в полном соответствии с правилами паркового строительства XVII–XVIII столетий. Четко просматриваются узоры Больших цветников, в середине которых над зеркалами бассейнов взметаются вверх струи водометов. Среди множества фонтанов сверкают золотом статуи, а на фоне темной зелени отчетливо выделяется мрамор Воронихинских колоннад.
Когда-то садовые деревья не скрывали живописных перспектив с завершающими их постройками. В это время Нижний парк с его каскадами и фонтанами, павильонами и статуями представлял собой, особенно если смотреть сверху, с террасы дворца, дивное зрелище. Петергоф поражал своей изысканной роскошью иностранных гостей, разрушая установившееся в Европе представление о дикости северной Московии, и утверждал права новой великой империи на почетное место среди старейших европейских монархий. Таким образом, петровская резиденция имела огромное политическое значение во времена ее основателя. Вот почему даже после смерти Петра I его преемники не скупились на расходование денежных средств для поддержания блистательной внешности Петергофа. С течением времени Большой дворец с Верхним садом и Нижним парком закрепил за собой парадное декоративное назначение и стал своеобразной династической реликвией, в то время как царское жилище в первой половине XIX столетия окончательно перенесли на территорию парка Александрия.
Марлинская аллея. Художник А. Бенуа
Для планировки центральной части парка характерно симметричное расположение его основных сооружений. Перед Большим каскадом расположены парные фонтаны «Чаши», «Нимфа» и «Данаида». С каждой стороны можно видеть одинаковые колоннады и равное число террасных фонтанов. Так, Большому каскаду в восточной части соответствует каскад «Шахматная гора», а в западной – «Золотая гора». Два последних находятся на одинаковом расстоянии от центра. Парные аллеи расходятся от Большого каскада наподобие радиуса; они соединяют центральную площадь с дворцом Монплезир, павильоном Эрмитаж, а также фонтанами «Адам» и «Ева».
Аллеи, ведущие к морю, пересекают три парковые перспективы – Морскую, Марлинскую и Малибанскую, которые берут свое начало у дворца Марли. Пересечение этих аллей и составляет основу планировки Нижнего парка. Аллеи завершаются у дворцов, каскадов и фонтанов.
Подобное построение парка со строгим соблюдением принципа симметрии, прямолинейности аллей с замкнутыми перспективами является характерной чертой, свойственной регулярному, или архитектурному, стилю в паркостроении.
Как правило, регулярные парки обладают площадками, аллеями и газонами с богатым скульптурным убранством, искусственно вырытыми водоемами строго геометрической формы, фонтанами и каскадами. Регулярные парки получили в России самое широкое распространение в начале XVIII столетия.
Нижний парк был расположен на низкой болотистой местности, поросшей редким смешанным лесом. Это потребовало выполнения тяжелых работ по осушению и повышению уровня всей территории, подсыпке растительного грунта, прорубке аллей, устройству цветников. Для высадки вдоль садовых аллей привозились на баржах и телегах многолетние деревья из Московской, Новгородской, Псковской губерний, Копорья, Ревеля, из Германии. Над планировкой парадного сада трудились выдающиеся садовые мастера Л. Гранихфельт, Антон Борисов, Семен Лукьянов, а также многие садоводы, имен которых история не сохранила, из подмосковных деревень Коломенское и Измайлово.
Конец ознакомительного фрагмента.