Вы здесь

Петербургский зоологический сад. Увлекательная экскурсия по Северной столице. «Краса нашего дивного Петербурга» (Елена Денисенко, 2013)

«Краса нашего дивного Петербурга»

Эрнест Антонович Рост не знал, как сделать хороший зоосад, но зато отлично разбирался, как устроен цирк, какие представления пользуются успехом у публики. Поэтому решил начать с известного. Он построил на территории два театра: летний – на 1380 мест и зимний – на 500 мест. На этих сценах и давались цирковые представления и «сборные» концерты, ставились пышные феерии[6] и оперы, оперетты и водевили.[7]

Рост старался учесть интересы детей и взрослых, состоятельной публики и людей попроще, угодить и тем, кому нравится музыка. Поэтому в зоосаду были свои оркестры: духовой и великолепный симфонический, которым на протяжении 25 лет управлял известный в Петербурге дирижер Теодор Франке. С 1886 года стали популярны симфонические «четверги», их программы включали сочинения Чайковского, Рубинштейна, Римского-Корсакова, Вагнера и др. Интересно, что давались и органные концерты, поскольку даже этот инструмент имелся в зоосаду!

София Гебгарт сидит у здания конторы зоосада. Первая половина 1880 годов


Эрнест Антонович Рост


Успех увеселительной части сада был велик, она стала надежной основой для существования богатой коллекции животных, которая насчитывала до 1300 экземпляров зверей, птиц и даже рептилий, относящихся к двумстам тридцати видам.

В зоологии Рост поначалу не разбирался, но по-житейски понимал, что зверям должно быть тепло зимой, а летом им надо больше гулять на солнышке. Они нуждаются в свежей воде, подходящей еде и чистоте в помещениях. Вот за это он и взялся. Пригласил архитектора Карла Вергейма и по его проектам все перестроил. Зоосад приобрел только ему присущее и очень симпатичное лицо. Это был ансамбль бо́льшей частью деревянных зданий, декорированных богатой резьбой, сконструированных так, чтобы в них было удобно находиться животным, а публика могла бы без помех наблюдать за ними.

Были наняты 10 дворников и около 20 служителей при животных. Все они носили униформу и неусыпно следили за чистотой и в саду, и в клетках у животных. Одновременно Рост провел канализацию, которой, как ни странно, до него не было. С помощью земляков из немецкой колонии Петербурга устроил удивительный артезианский водопровод,[8] убедившись, что вода из скважины глубиной 170 м не только не вредна для зверей, но гораздо чище невской. Даже зимой эта вода имела плюсовую температуру, что позволило создать систему водоемов с проточной водой и сделать очень привлекательный для посетителей незамерзающий зимой пруд с тысячами золотых рыбок.

Вход в зоосад времен Э. Роста. 1894 год


Дворники в зоосаду Роста. 1894 год


Служители при животных в зоосаду Роста. 1894 год


Электроперевоз через Неву. Фотограф К. Булла


Быстро менялось и освещение зоосада, зачастую опережая то, что делалось в городе. В 1886 году здесь появилась собственная электростанция в 66 лошадиных сил, а с 1889 года сад был подключен к электрическим сетям Бельгийского анонимного общества освещения Санкт-Петербурга. По вечерам богато иллюминированный сад имел, как рассказывают, сказочный вид. Заметим, что в то время электричеством освещались лишь некоторые участки Невского проспекта, Зимний дворец и несколько улиц и строений Царского Села. Неслучайно и одна из линий «ледового» трамвайчика была проложена в 1895 году по льду Невы от Зимнего дворца до Мытнинской набережной – прямо к входу в зоосад. Заметим, что первый настоящий трамвай пошел по Петербургу только в 1912 году.

За всеми хозяйственными хлопотами Э.А. Рост никогда не забывал о содержании и разведении животных, о приобретении никогда не виданных петербуржцами зверей. Он познакомил их с жирафами, шимпанзе, орангутаном, ленивцем, муравьедом и другими удивительными созданиями.

Карикатура.

« – Представь себе, мой друг, я слышала, что нас хотят здесь акклиматизировать!

– Значит, нам дадут водки и кринолины – браво!»


Хозяин очень внимательно наблюдал за содержанием своих питомцев, особо редких кормил и пересаживал сам. Беспокоили его и вопросы акклиматизации, то есть приучения «животных жарких стран» к погодным условиям севера. Он поставил перед собой задачу: добиться получения потомства от зверей и птиц в условиях неволи. Не будучи зоологом, он не стеснялся обращаться за советом к ученым Петербурга, которые со временем высоко оценили вклад зоосада Роста в дело народного просвещения и зоологическую науку. Если животные по каким-то причинам погибали, он передавал их в Зоологический музей для всестороннего изучения. Чучела некоторых из них демонстрируются в музее и поныне или сохраняются в научных коллекциях. Наглядно демонстрирует важность такого подхода пример с каролинскими попугаями, в разное время полученными музеем из зоосада. Через полвека оказалось, что эти птицы в природе исчезли, а зоологи их даже описать как следует не успели. Осталось лишь несколько экземпляров в научных коллекциях мира и больше всего – восемь! – в Зоологическом институте Ленинграда.

Дом для обезьян в зоосаду Роста. 1890 год


Э.А. Рост консультировался по самым разным вопросам и с ведущими специалистами зоопарков Вены, Берлина, Парижа, Гамбурга. Впоследствии, когда он стал опытным и уважаемым директором зоосада с многолетним стажем, уже европейские коллеги ездили за советом к нему. Внимательное отношение к животным сказывалось на их успешном разведении. С 1873 по 1900 годы в саду размножалось 53 вида зверей и птиц, среди которых были такие по тем временам редкие, как исполинский кенгуру, лисий кузу, толстый лори, пятнистая гиена, бразильская носуха и другие. Все птенцы выводились в инкубаторах. Это было серьезным достижением. Нельзя забывать, что и сейчас далеко не всех животных научились содержать в неволе, и что каждый большой зоопарк работает с такими «проблемными» видами. А во времена Роста все только начиналось.

Пруд и медвежатник в зоосаду Роста. 1894 год


Вот только один пример. Не получалось у Роста сохранить потомство бегемотов. После смерти второго бегемотика Эрнест Антонович не выдержал и отправился в Англию, где бегемоты успешно размножались, чтобы подробно познакомиться с тем, какие условия для них созданы в Лондонском зоопарке. Его интересовало все: устройство бассейнов, площадь зимних помещений и летних выгулов, рацион. Он спрашивал о тонкостях: надо ли отсаживать самца от самки с детенышем, и каков состав смеси для искусственного выкармливания молодняка. Неудивительно, что при такой дотошности он добился своего: Петербургский зоосад стал третьим в мире, где удалось получить от бегемотов жизнеспособное потомство. Очень важно и то, что при Росте велись подробные, как мы их теперь называем, биологические журналы, где фиксировалось все, что происходило со зверьми. Жаль, что до наших дней сохранились только отрывочные записи.

Бегемотник в зоосаду Роста. 1894 год


Конечно, не все шло гладко, происходили и трагические события. Чаще всего это были последствия недостаточно изученных в то время инфекционных болезней животных. Однажды бо́льшую часть копытных зверей унес ящур, а в 1881 году от неизвестной инфекции погибли почти все хищные звери. Э.А. Рост с честью переносил эти утраты, находил способы опять пополнить коллекцию, а в себе силы, чтобы удивлять петербуржцев снова и снова.

Самыми яркими страницами в жизни не только зоосада, но всего Петербурга, стали так называемые «Этнографические выставки». Они имели необычайный успех, и ничего похожего на них потом в городе не было. Додумался до организации таких выставок знаменитый звероторговец Карл Гагенбек. Его фирма была многолетним надежным деловым партнером Э. Роста. Естественно, что вскоре после демонстрации в Германии эти выставки оказывались в Петербурге.

Афиша этнографической выставки жителей острова Цейлон в Зоологическом саду. 1889 год


На первой из них в 1880 году показывали зулусов «почти голых и с оригинальным вооружением» и животных, обитающих в их стране, на следующий год был показан караван нубийцев, которые «демонстрировали езду на абиссинских верховых лошадях, воспроизводили свои битвы, охоту, военные пляски под аккомпанемент барабанов. За вьючными животными следовали ведомые на поводу своими проводниками длинношейные жирафы, за которыми шли козы и страусы. Одновременно в саду демонстрировались оружие, музыкальные инструменты, резные седла. Показывались также законсервированные африканские рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, а также страусовые яйца в плетеной корзине». Демонстрировали потом кафров, пигмеев, самоедов. На многих животных за небольшую плату можно было покататься. А кто же не захочет прокатиться, например, на слоне? Во время демонстрации выставки жителей Цейлона в зоосаду жило сразу 15 ручных слонов!

Выставки работали в саду по несколько недель, а большие – с мая по сентябрь. Интерес к ним был огромен, в воскресные дни они собирали от 5000 до 20 000 человек. В такие дни приходилось набирать до 50 временных смотрителей, обеспечивавших порядок в саду.

В 1890 году была выпущена небольшая книжка «25-летие С.-Петербургского Зоологического Сада», изданная на русском и немецком языках, поскольку Э.А. Рост был видным деятелем немецкой колонии столицы, а петербургские немцы – спонсорами зоосада, как мы теперь бы их назвали. Они были и постоянными посетителями всех «увеселений» и, прежде всего, ресторана, который впечатлял размерами и количеством обслуживающего персонала – в его штате только официантов было 90 человек. Этот большой ресторан «Зоология» был построен вместо маленького буфета лишь в 1889 году.

Ресторан в зоосаду Роста. 1889 год


Ресторан часто ставили Росту в вину: мол, в зоосаду такому заведению не место. Но это он и сам понимал. И ему было очевидно, что если бы в Александровском парке остались только увеселения, а животных можно было бы перевести в просторные угодья, выиграли бы все – и публика, и звери. Поэтому он приступил к переговорам с владельцем Лопухинского сада на Аптекарском острове о продаже участка под зоосад. Место было выбрано отличное, тем более что неподалеку, на Архиерейской площади (ныне площадь Льва Толстого), Э. Рост построил собственный большой, но очень уютный особняк, известный в Петербурге как «Вилла Рост». Это здание помнят все старожилы Петроградской стороны, ведь в нем долгие годы размещался туберкулезный диспансер района. Мы же можем увидеть его только на фотографии, потому что это красивое здание было снесено. На его месте построили Дом мод и станцию метро «Петро градская».

Конец ознакомительного фрагмента.