Вы здесь

Перспективы экологизации налоговой системы Российской Федерации. 2. Становление экологического налогообложения в современной России (Т. А. Малинина, 2015)

2. Становление экологического налогообложения в современной России

2.1. Энергетические налоги

Акцизы на топливо, используемое в транспортных целях

В настоящее время акцизы, которыми облагаются нефтепродукты, используемые в качестве топлива, относятся к группе энергетических налогов.

Первоначально акцизы были введены в налоговую систему России в 1992 г. на основании законов «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «Об акцизах». Тогда в перечне подакцизной продукции нефтепродуктов не было. Это значит, что в законодательстве не было предусмотрено ни одного энергетического акциза. Автомобильный бензин был включен в состав подакцизной продукции только в 1996 г. Его ставка была утверждена парламентом страны в размере 20 %. Здесь следует отметить, что до указанного года ставки акцизов определялись российским правительством.

С 1996 г. право устанавливать ставки перешло к парламенту, который утвердил их на законодательном уровне в самом законе. Однако на размере ставок это не отразилось.

С 1997 г. в отношении большинства подакцизных товаров был осуществлен переход от адвалорных ставок к твердым (специфическим). Данная мера не коснулась акцизов на автобензин, но сама ставка на этот вид подакцизной продукции выросла до 25 %.

В 1998 г. акцизы на бензин были дифференцированы в зависимости от октанового числа, при этом налоговые ставки стали твердыми.

С 1999 г. начался рост ставок.

С 1 января 2001 г. законодательное регулирование порядка взимания акцизов было перенесено в Налоговый кодекс Российской Федерации в главу 22 одновременно с вступлением в силу второй части кодекса.

В Налоговом кодексе Российской Федерации состав энергетических акцизов был расширен. Помимо автомобильного бензина в перечень подакцизных товаров вошло дизельное топливо. Ставки акцизов на автомобильный бензин значительно возросли.

Наиболее значимые изменения в сфере взимания энергетических акцизов, или акцизов на нефтепродукты, произошли в 2011 г., когда был осуществлен переход от дифференциации акцизных ставок по октановому числу к их дифференциации по классам, характеризующим качество бензина. Для дизельного топлива дифференциация ставок была проведена впервые: с аналогичным разделением по классам топлива.

C 1 января 2012 г. автомобильный бензин и дизельное топливо класса 5 были выделены в отдельную категорию для целей установления ставок акцизов.

Налоговой базой по данным акцизам является объем реализованного бензина, который сам по себе не связан с негативным воздействием топлива на окружающую среду. Тем не менее экологическая составляющая здесь реализована, но через объект налогообложения, который разделен по видам топлива, для каждого из которых установлены собственные налоговые ставки. При этом для автобензина и дизельного топлива ставки определяются по соответствию топлива определенному экологическому классу.

2.2. Транспортные налоги

Акцизы на транспортные средства

Когда в 1991–1992 гг. в налоговую систему России вводились акцизы, в перечне подакцизной продукции и товаров присутствовал только один объект, имевший отношение к экологическому налогообложению, – это были легковые автомобили. Согласно закону «О дорожных фондах в Российской Федерации» акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан использовались в качестве одного из источников формирования дорожных фондов.

На 1992 г. Постановлением Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 г. № 74 для единственного транспортного акциза на легковые автомобили была установлена ставка в размере 25 %. На тот момент какой-либо дифференциации транспортных средств по мощности двигателя еще не существовало. Вместо этого, до того как ставки акцизов стали утверждаться законодательной властью страны, широко практиковалось установление ставок транспортного акциза в пониженном или, наоборот, повышенном размере в зависимости от марки автомобиля.

В 1993 г. появился новый транспортный акциз, взимаемый с грузовых автомобилей грузоподъемностью до 1,25 т. Его ставка составила 25 %.

Несмотря на то что твердые ставки акцизов в отношении транспортных средств стали применяться только в начале 2000-х гг., первая такая ставка была введена на временной основе на легковые автомобили «Москвич».

В 1994 г. наблюдался «бум» введения пониженных ставок для различных марок автомобилей.

Как отмечалось, в 1996 г. право устанавливать ставки акцизов было передано законодательной власти страны. Грузовые автомобили были исключены из состава подакцизных товаров. В свою очередь для легковых автомобилей была установлена единая ставка акциза на уровне 5 %. Дифференциация акцизных ставок по марке автомобиля прекратила свое существование.

В 1998 г. ставка акциза увеличилась в два раза. После этого и вплоть до отмены закона «Об акцизах» она не менялась ни разу. Данный закон перестал действовать 1 января 2001 г., когда вступила в силу вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации с главой 22 «Акцизы».

Налоговый кодекс Российской Федерации расширил перечень транспортных акцизов (подакцизными товарами были признаны мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л.с.) и сделал их ставки твердыми. Теперь ставки акцизов устанавливались в фиксированном размере на одну лошадиную силу (1 л.с.). Кроме того, законодатель дифференцировал эти ставки в зависимости от мощности двигателя автомобиля.

С 1 января 2002 г. начался рост ставок по акцизам на транспортные средства в рамках их ежегодной индексации. Однако порядок исчисления акцизов так и не получил своего развития в том, чтобы стать эффективным экологическим платежом. Дифференциация ставок по мощности двигателя автомобиля не отражает негативное влияние транспорта на экологию.

Транспортный налог

Транспортный налог присутствует в налоговой системе современной России с 1992 г. Однако тогда существовал не один, как сейчас, а несколько транспортных налогов, поэтому можно говорить о наличии в те времена целой системы транспортного налогообложения. Ее формировали пять налогов:


1) налог на пользователей автомобильных дорог;

2) налог с владельцев транспортных средств;

3) налог на приобретение автотранспортных средств;

4) налог на транспортные средства;

5) транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций.


Предшественниками современного транспортного налога фактически стали два налога: налог с владельцев транспортных средств и налог на транспортные средства. В 2002 г. было принято решение свести оба этих платежа в один налог, и с 1 января 2003 г. вступил в действие транспортный налог в его современном виде.

В настоящее время размер транспортного налога определяется главным образом по мощности двигателя транспортного средства. Следует отметить, что ставки современного транспортного налога менялись с 2003 г. только один раз. Это было в 2011 г., когда для наземных транспортных средств они были снижены в два раза. С 2010 г. субъекты Федерации получили право дифференцировать налоговые ставки в зависимости от экологического класса транспортных средств.

В то же время разделение ставок по экологическому классу по действующему законодательству – это лишь возможность регионов, которая не меняет базовый порядок исчисления налога, который, в свою очередь, не связан с влиянием транспорта на ухудшение состояния окружающей среды. Налоговая база в данном случае не является экологической характеристикой объекта налогообложения.

2.3. Ресурсные налоги

Налог на добычу полезных ископаемых

История налога на добычу полезных ископаемых в современной России начинается с 1992 г., когда был принят закон «О недрах». В нем была установлена совокупность платежей, которые легли в основу НДПИ. Это были: платежи за право на пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на отдельные виды минерального сырья.

Налог на добычу полезных ископаемых вступил в действие 1 января 2002 г. посредством включения в Налоговый кодекс Российской Федерации главы 26 с одноименным названием. Несмотря на то что данный налог охватывает разные виды полезных ископаемых, основную долю налоговых поступлений от его сбора обеспечивает нефть. При этом величина налога зависит от мировых цен на нефть, а его взимание служит способом изъятия ресурсной ренты, что по классификации ОЭСР не позволяет отнести НДПИ к экологическим платежам. Тем не менее, заставляя налогоплательщика платить за право добычи, налог может рассматриваться как налоговый инструмент проведения экологической политики.

Водный налог

Базовый налоговый закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», принятый в 1991 г., включал в состав региональных налогов плату за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

В 1998 г. вышел закон «О плате за пользование водными объектами». Виды водопользования, за которые взималась плата, включили в себя непосредственно забор воды, а также использование акватории водных объектов для различных целей. Отдельным объектом платы был сброс сточных вод в водные объекты. В зависимости от вида водопользования различались и платежные базы. При этом существовала трехступенчатая система установления ставок платы. Сама плата во многом носила целевой характер, поскольку не меньше половины ее поступлений должно было направляться на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов.

1 января 2005 г. рассматриваемая плата была кодифицирована путем включения в НК РФ главы 25.2 «Водный налог».

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

Плата за пользование объектами животного мира появилась в Российской Федерации в 1995 г., когда был принят закон «О животном мире». В нем констатировалось, что животный мир является неотъемлемым элементом природной среды, охрана которого предполагает формирование системы платежей за пользование его объектами. Плата имела целевой характер. По закону ее суммы должны были использоваться на реализацию соответствующих федеральных и территориальных программ, мероприятий по комплексному использованию, охране и воспроизводству объектов животного мира, их защиту от вредных воздействий, ведение государственного мониторинга объектов животного мира, научно-исследовательские работы, а также на иные аналогичные цели.

Конец ознакомительного фрагмента.