Вы здесь

Персидская империя. Иран с древнейших времен до наших дней. 27. Войны Эраншахра[5] с Римской империей (Г. В. Потапов, 2013)

27. Войны Эраншахра[5] с Римской империей

Если Бог не услышит меня в вышине —

Я молитвы свои обращу к сатане.

Если Богу желанья мои неугодны —

Значит, дьявол внушает желания мне!

Поднакопив силы, персидская армия в 338 году вторглась в Армению и захватила ее. Но взять осажденный Нисибин персам не удалось, а битву при Сингаре они проиграли. В начале 350-х годов Шапуру II пришлось вести войну на восточных границах Эраншахра, которые атаковали кочевые племена саков и хионитов. Но в 358 году Шапуру II удалось заключить союзный договор с царем хионитов Грумбатом. И в 359 году шахиншах возглавил поход на Запад.

Когда персидское войско подошло к городу Амида (Диярбакыр) шахиншах лично решил предложить гарнизону капитулировать. А гарнизон Амиды состоял из семи легионов, не считая вспомогательных частей. Когда Шапур II подъехал со своей свитой слишком близко к воротам, его обстреляли. Однако поднятая пыль помешала точно прицелиться, и копье лишь проделало дыру в пурпурном одеянии шахиншаха. Шапур II пришел в ярость, но на следующий день с предложением сдачи к стенам города подъехал царь хионитов Грумбат. В этот момент стрелой из баллисты был убит сын Грумбата, находившийся рядом с отцом. Затем весь день сражались за тело царевича, и только ночью осаждающие вынесли его.

Эта смерть повергла в такой траур двор шахиншаха, что было объявлено о приостановке военных действий на 10 дней. Все это время проводились траурные пиры и песнопения. Когда же труп царевича был сожжен, а кости собраны в серебряную урну, на военном совете было принято решение уничтожить город Амиду. Грумбат отказывался идти дальше, не отомстив за смерть единственного сына. Еще через два дня персы пошли на штурм Амиды. Их обстреливали из камнеметных машин, баллист и луков. Два дня продолжалась битва на стенах города, и в этот раз штурм был отбит. Ведь гарнизон был достаточно велик. Аммиан Марцеллин насчитывал в нем около 20 тысяч человек.

Персы окружили город фашинным бруствером и начали возводить валы. Они строили высокие башни с передней частью из железа и наверху устанавливали баллисты, чтобы сбивать осажденных со стен. Между тем стрелки и пращники продолжали постоянную перестрелку. Перебежчик провел по подземному ходу от берега Тигра 70 персов на одну из башен. И на следующее утро, когда начался штурм, они стали сверху обстреливать обороняющихся, пока не были перебиты. Правда, эта история вызывает сомнения. Почему персы через неохраняемый подземный ход послали только 70 человек? Когда послав 7 тысяч, могли легко взять Амиду. Затем осажденные устроили ночную вылазку и перебили множество персов, в том числе вельмож и сатрапов.

Между тем баллисты со штурмовых башен персов, стреляя сверху, сметали защитников со стен. Против этих башен римляне поставили камнеметы, и разбитые камнями осадные башни рухнули. Но персы продолжали штурм с насыпей. Сам шахиншах бросился перестраивать свои полки. Из города по нему и его свите велась стрельба. Было перебито много людей из свиты, но Шапур II не пострадал. На следующий день часть стены, расшатанная таранными ударами, рухнула и штурмующие ворвались внутрь. До вечера продолжалась сеча на улицах города. После взятия Амиды комит Элиан и трибуны были распяты на крестах, а все подданные Римской империи перебиты. Правда, кампанию 359 года на этом Шапуру II пришлось завершить, ибо он потерял под Амидой 73 дня и 30 тысяч воинов.

В следующем 360 году персидская армия осадила город Сингару. Его гарнизон состоял из двух легионов и конного отряда. Предложение сдаться римляне опять отклонили. После нескольких дней штурма рухнула башня, сокрушенная тараном. На сей раз, гарнизон был взят в плен и отправлен в отдаленные области государства Сасанидов. От Сингары персидское войско направилось к Безабде. Здесь история повторилась, только в городе стояло три римских легиона. Опять тараном была обрушена башня и город пал. Когда персы отступили, в том же году к Безабде подошла римская армия во главе с императором Констанцием II. Теперь уже римляне много дней штурмовали Безабду, но взять ее не смогли.

После смерти 3 ноября 361 года Констанция II императором стал Юлиан. И в 363 году он возглавил поход против Персидского царства. Римские войска направились из Сирии вниз по Евфрату, захватывая крепости. Когда римляне дошли до большого города Майозальмахи, Юлиан с группой легковооруженных воинов отправился пешком на рекогносцировку. А из города через потайные ворота вышло десять персов. Подобравшись ползком, они внезапно напали на эту группу. Двое бросились на императора с обнаженными мечами. Отразив удар щитом, Юлиан воткнул свой меч в бок перса. Второго зарубили телохранители. Остальные разбежались. С обоих персов были сняты панцири, и император был встречен по возвращении как герой. Разбив лагерь и окружив его двойным валом, римляне приступили к осаде Майозальмахи. Город имел двойные стены и сильный гарнизон, отвергавший все попытки уговорить его сдаться.

Император Юлиан


Римляне начали копать подкопы, насыпать насыпи и придвигать осадные орудия. Затем они пошли на штурм. В первый день он не дал результата. На второй день к вечеру под ударами тарана рухнула самая высокая башня и часть примыкавшей к ней стены.

Ожесточенная сеча в этом проломе бушевала до заката солнца, после чего римляне отошли. Императору доложили, что подземные ходы прокопаны до фундаментов стен. За полночь римляне начали новый приступ с двух сторон, чтобы обороняющиеся, разойдясь на атакованные участки стен, не могли слышать стук пробиваемого выхода. Так и вышло. Пока защитники были заняты, римляне проломили выход, перерезали жителей в доме, через который они вышли на поверхность, перебили караульных и вырвались в город.

Теперь, когда оборона была прорвана, римляне рубили всех подряд, не различая ни пола, ни возраста. Некоторые жители бросились вниз со стен и разбились. А начальник гарнизона Набдата был взят живым. Его привели к императору, и тот по случаю победы приказал даровать ему жизнь. А Майозальмаху римляне превратили в прах и развалины. Когда император Юлиан двинулся дальше, надежный соглядатай донес ему, что в пещерах у стен разрушенной Майозальмахи затаился персидский отряд, чтобы неожиданно напасть на арьергард. Сейчас же были посланы легионеры, захватить засаду. Сложив у входов в пещеры хворост и солому, римляне подожгли их. Часть бывших в засаде задохнулась в дыму, а вышедшие наружу были перебиты. После этого был сожжен живьем и Набдат, не донесший об этом отряде. Римляне направились к Ктесифону, подвергаясь атакам персов. Пока три когорты бились с отрядом, сделавшим вылазку из города, другой персидский отряд напал на фуражиров с вьючными лошадьми, следовавшими сзади, и перебил их.

Юлиан был этим весьма разгневан. И тут на подступах к Ктесифону римляне увидели сильную крепость. Император с небольшим отрядом подъехал к стенам на разведку. Его опознали и тотчас обстреляли метательными снарядами. Юлиан отступил под прикрытие тесно сомкнутых щитов. Раздосадованный этим случаем, император осадил эту крепость. А когда из нее ночью сделали вылазку, нанесли большие потери одной когорте и убили трибуна, его охватило желание разрушить эту крепость. Император Флавий Клавдий Юлиан не покидал передовых позиций, сосредоточив силы на этой крепости. Чередовались штурмы и обстрелы, пока наконец укрепление не было взято и предано огню. Затем у стен Ктесифона состоялось полевое сражение. В нем, если верить А. Марцеллину, погибло около 2 500 персов и только 70 римлян.

Персы укрылись в столице, и осаждать Ктесифон римляне не стали, ибо не пришел корпус из Армении. Более того, желая пополнить армию, Юлиан приказал сжечь более тысячи судов своего речного флота. Лишившись возможности легко переправляться через реки и каналы, римская армия оказалась на выжженной земле. Персы поджигали траву и посевы, лишая римлян еды и фуража. И римские завоеватели начали отступление на север, атакуемые с разных сторон персами. Произошло несколько битв, в которых римляне победили, ибо их не удалось остановить. Но и персы не были разбиты, а отступили. В этих битвах погибли: сатрап Адак и командир легиона Ветранион.

Римляне начали уже голодать. Но персы не смогли разгромить их и сопровождали конницей с обеих сторон. Римская армия передвигалась колоннами, расположенными в виде четырехугольника. Причем на довольно значительном расстоянии одна от другой. Вдруг Юлиан, вышедший несколько вперед и бывший без вооружения, получил известие о нападении на арьергард. В волнении он забыл надеть панцирь, схватил только щит и поспешил назад. В это время персы атаковали авангард. Пока император, забыв об опасности, восстанавливал здесь порядок, персидская тяжеловооруженная конница атаковала центр. Император Юлиан помчался туда и бросился в первые ряды. Персы уже стали поворачивать, и Юлиан поднял руки с криками, показывая, что противник отступает. В этот момент брошенное неизвестно кем кавалерийское копье пробило ребра императора и застряло в печени. Юлиана унесли в палатку, а битва продолжалась до вечера. Потери были велики с обеих сторон. Пали 50 персидских вельмож и сатрапов и ряд римских чиновников и полководцев. Но Шапур II не участвовал в битве, а император Юлиан умер от раны 26 июня 363 года.

На следующий день императором был провозглашен Иовиан, и отступающие римляне возобновили сражения. Новый император Иовиан поспешил заключить с Шапуром II мир, по которому к Эраншахру отходили пять областей в Месопотамии и Малой Азии и города Нисибин и Сингара. Да еще по этому мирному договору Римская империя обязывалась не оказывать помощи своему союзнику Армении. Этот позорный для Рима договор Иовиан подписал, спеша в Константинополь укрепить свою власть. Но так туда и не добрался и подох в пути 17 февраля 364 года. Зато Иран получил важные приобретения.

В 367 году Шапур II низложил, а затем и умертвил царя Армении Аршака II. А вся Армения была подвергнута разгрому. Крупные города были разрушены, а население из них угнано в Иран. В 369 году иранские войска взяли крепость Артагерс и захватили царицу Парандзем. Сын Аршака II Пап прибыл с римским войском и сумел выбить персов из Армении. В 371 году войска Шапура II опять вторглись в Армению. Но в битве у горы Нпат римско-армянская армия одержала победу. Шапур II признал Папа царем Армении, но в 374 году римляне сами вероломно убили Папа. В конце концов, в 387 году территория Армении была поделена между Римской империей и Эраншахром.