18. Хаос, или Анталкидов мир
Мы уйдем без следа – ни имен, ни примет.
Этот мир простоит еще тысячи лет.
Нас и раньше тут не было – после не будет.
Ни ущерба, ни пользы от этого нет.
Тиссаферн получил пост командующего персидскими войсками в Малой Азии и все сатрапии Куруша Младшего в дополнение к своей Карии. И стал требовать подати с городов Ионии. Но теперь этому противилась Спарта, ранее устранившая с помощью персидского золота конкурирующие Афины. В 400 г. до н. э. в Эфесе высадилось пятитысячное спартанское войско под командованием Фиброна, и стало оборонять греческие города от персов.
Обострилось и положение на Кипре. Еще в 420-х гг. до н. э. царь города Китий Ваалмилк II захватил Саламин и убил тамошнего тирана. Но сын этого тирана Эвагор бежал, а в 411 г. до н. э. вернулся и захватил власть в Саламине.
В 405 г. до н. э. к царю Эвагору бежал афинский наварх Конон после поражения при Эгоспотамах. Вместе с остатками афинского флота. С его помощью Эвагор начал захватывать соседние финикийские и эллинские города.
Чтобы обеспечить себе «крышу», Эвагор послал подарки и подати Артахшассе II и попросил утвердить его захваты. А для борьбы со Спартой Эвагор просил организовать на Кипре флот во главе с Кононом.
Артахшасса II дал согласие на обе просьбы Эвагора и назначил Конона командующим персидским флотом. В начале 397 г. до н. э. на Кипр прибыл сатрап Геллеспонтской Фригии Фарнабаз с 500 талантами серебра для постройки 100 кораблей в тайне от Спарты.
Но в Спарту об этом доложили и в 397 г. до н. э. спартанский царь Агесилай II высадился в Малой Азии с восьмитысячной армией. Войска Тиссаферна стали терпеть поражения, и весной 396 г. до н. э. он заключил с Агесилаем II перемирие, суля выхлопотать у царя автономию греческим полисам в Азии.
Разумеется, это была ложь, на самом деле он хлопотал о присылке подкреплений. Тем временем Фарнабаз жаловался царю на бездействие Тиссаферна. После подхода резервов, в том же году война возобновилась. Агесилай II послал против Фарнабаза часть войск во главе с Лисандром. Последний привлек на свою сторону отряд перса Спитридата, обиженного Фарнабазом. Тот обещал жениться на Спитридатовой дочке, но сделал ее только наложницей, рассчитывая получить в жены дочь царя.
Тиссаферн сосредоточил основные силы в Карии, а Агесилай II стал разорять Фригию и Лидию. Весной 395 г. до н. э. спартанцы разгромили персидскую конницу возле Сард. Флот Конона в это время выбил лакедемонян с Родоса и сумел перехватить караван судов с зерном, направлявшийся в Спарту из Египта.
Однако от Тиссаферна перестали поступать деньги на содержание флота, а на письма не было ответов. Тогда Конон отправился в Иран и доложил об этом Парушиятиш. Конон получил деньги и отбыл к флоту, а Парушиятиш начала нашептывать сыночку, что Тиссаферн изменник.
Решив, что она права, Артахшасса II приговорил Тиссаферна к смертной казни. А исполнение поручил Тифравсту. Для этого царь вручил ему два письма. В письме Тиссаферну он писал, что способы войны со Спартой командующий должен определять сам. А в письме Ариею, бывшему помощнику Куруша, приказывал помочь Тифравсту казнить Тиссаферна.
Прочитав письма царя, Арией пригласил Тиссаферна к себе в город Колоссы. Обсудить неотложные дела. Тиссаферн приехал без войска, только с 30 эллинами-телохранителями. Во дворце Арией и его слуги схватили главкома и отвезли в город Келены к Тифравсту. Там Тиссаферну отрубили голову и отправили ее в столицу. А уж там Артахшасса II презентовал голову тестя Парушиятиш.
В награду Арией получил пост сатрапа Карии, а Тифравст должность главнокомандующего персидской армией в Малой Азии. Впрочем, как главком он себя не проявил. Агесилаю II он предложил возвращаться в Грецию. Тот ответил, что решить это могут только власти в Спарте.
Тогда Тифравст предложил Агесилаю II пока придет ответ из Спарты, разорять и грабить сатрапию Фарнабаза, а не его. А на покрытие дорожных расходов он выдал спартанскому царю 30 талантов серебра. Осенью 395 г. до н. э. Агесилай II отправился опустошать владения Фарнабаза. Остановившись в Даскилее, лакедемонское войско всю зиму грабило имения вокруг столицы сатрапии. Фарнабаз предложил Агесилаю II провести переговоры.
Вскоре они встретились. Фарнабаз возмущался разорением его дворцов и имений пелопоннесцами, а он ведь столько помогал Спарте против афинян. Агесилай II отвечал, что, мол, тут ничего личного, просто у Спарты война с персидским царем, вот и приходится снабжать войско местными ресурсами. А к Фарнабазу он хорошо относится и даже предлагает ему стать союзником Спарты против царя Персии. На это Фарнабаз заявил, что если Артахшасса II назначит командующим имперскими войсками в Малой Азии не его, то он готов стать союзником лакедемонян, но если этот пост будет дарован ему, то он будет верен царю. Агесилай II всецело одобрил принципиальную позицию Фарнабаза и даже заключил с его сыном союз гостеприимства.
Тем временем спартанцев покинул Спитридат со своим отрядом, которого обделили при распределении добычи. От отбыл к Ариею обсудить условия перехода на персидскую сторону.
А в это время при дворе Артахшассы II развернулась борьба между женой царя и его матушкой. Парушиятиш ненавидела Статиру как Тиссаферново отродье, а сноха ее бешено ненавидела, как подстрекательницу казни Тиссаферна. Каждая изыскивала возможности расправы. Некий Оронт был казнен по обвинению в прелюбодеянии с Парушиятиш. Но это не поколебало ее положение при дворе.
По прежнему царь обедал вместе с матерью и женой. Сидя за одним столом, обе страшились отравления. Поэтому они ели одни и те же кушанья и с тех же самых тарелок, после того, как их отведает другая. Но и здесь Парушиятиш нашла креативный ход. Она разрезала птицу ножом, которой только с одной стороны был смазан ядом. Съев половину птицы, она вторую отдала Статире. Немного погодя царица скончалась в страшных мучениях.
По персидскому закону голову отравителя следовало расплющить между двух плоских камней. Но в силу принципа «Закон что дышло, куда повернул, туда и вышло», Парушиятиш это наказание не угрожало. Артахшасса II повелел ей уехать в Вавилон. Но вскоре она вернулась ко двору и восстановила свое влияние.
Артахшасса II тогда был влюблен в свою дочь Атоссу. А Парушиятиш убедила его жениться на ней. Правда, персидские законы это запрещали. Но Парушиятиш резонно уверяла, что царь – сам и есть закон и высший судья того, что дозволено, а что нет. Плутарх пишет, что Артахшасса II женился и на другой своей дочери – Аместриде.
Война со Спартой тем временем продолжалась. И Тифравст пустил в ход самое сильное оружие – коррупцию. Он отправил в Грецию родосца Тимократа с запасами дариков на подкуп видных политических демагогов. Как результат в 395 г. до н. э. началась Коринфская война. Против Спарты выступили Афины, Аргос, Коринф и Фивы. Спартанское правительство отозвало армию Агесилая II из Азии.
10 августа 394 г. до н. э. греко-персидский флот из 90 афинских, родосских и кипрских кораблей под руководством Конона и Фарнабаза разгромил спартанский флот у Книда. Из 85 спартанских кораблей 45 были потоплены, а 40 захвачены. Но в сухопутных битвах в Греции Агесилай II одержал несколько побед.
Примерно в 392 г. до н. э. сатрапом Ионии стал Струф, а Лидии – Автофрадат. Карией правил местный уроженец Гекатомн. В 391 г. до н. э. персы под командованием Струфа разбили лакедемонское войско в Малой Азии. При этом его командир Фиброн погиб.
В 390 г. до н. э. на Кипре царь Саламина Эвагор стал атаковать другие города, стремясь стать царем всея Кипра. Но финикийские города пожаловались Артахшассе II, и он приказал Автофрадату и Гекатомну выступить против Эвагора. Оный же обратился в Афины, и вскоре на Кипр прибыли афинские войска под руководством Хабрия.
В 389 г. до н. э. сложилась антиперсидская коалиция из Афин, Эвагора и Египта. С помощью афинян Эвагор захватил почти весь Кипр. Тогда в 388 г. до н. э. Артахшасса II сместил Струфа и Фарнабаза и назначил сатрапом Лидии и Ионии Тирибаза, а Фригии – Ариобарзана. В 387 г. до н. э. Тирибаз бросил в тюрьму Конона, но тот сумел бежать на Кипр, где вскоре умер.
Но в это время Спарта, опасаясь усиления Афин и получив от Тирибаза подпитку персидским золотом, решила начать мирные переговоры. В 387 г. до н. э. в Сарды прибыло спартанское посольство во главе с Анталкидом. Вскоре подтянулись и посольства других эллинских государств. В 386 г. до н. э. был заключен «Анталкидов мир».
По этому договору Малая Азия и Кипр признавались владениями Персии, а Лемнос, Имброс и Скирос – Афин. Остальным греческим государствам предоставлялось самоуправление, но запрещалось объединяться в союзы, кроме Пелопоннесского союза, возглавляемого Спартой. Все стороны обязались соблюдать эти условия под страхом всеобщей войны против того, кто нарушит Анталкидов мир.
Так Артахшасса II победил греков с помощью подкупа, где Дарявахуш I и Хшаярша I не смогли победить с помощью оружия. Хотя затем афиняне, возмущенные условиями мира, казнили своего подкупленного персами посла Тимагора.
Вскоре в Фивах демократы совершили переворот, перебили олигархов и заставили капитулировать спартанский гарнизон. Вокруг Фив образовался Беотийский союз, нарушающий условия Анталкидова мира. Афины создали второй Афинский морской союз. В ходе Беотийской войны (378–362 гг. до н. э.) спартанцы были разгромлены Эпаминондом 5 августа 371 г. до н. э. в битве при Левктрах и лишились гегемонии в Греции.