Немецкий мальчик
(Патрисия Вастведт)
Книгу «Немецкий мальчик», написанную английской писательницей Патрисией Вастведт, вполне можно назвать большим семейным романом. И дело не столько в количестве страниц, сколько в объёме душераздирающих историй нескольких семей.
Роман наполнен спокойствием, несмотря на довольно трагические моменты, в которых вертятся практически все герои этой пронзительной книги. В спокойствии, поданном отчасти с безнадёжностью, обречённостью и некой смиренностью, больше шума и волнения, чем, если бы смятение душ было показано открыто. Есть надрыв, но его умиротворённость лишает боли. Хотя боль присутствует в судьбе каждого героя.
Определённо главным героем книги назвать кого-то очень сложно. В «Немецком мальчике» много важных персонажей, которые оказывают влияние друг на друга. И всё же центральная героиня романа – Элизабет Мэндер, в девичестве Оливер, выделяется на фоне остальных лиц. Её тонкая духовная взаимосвязь с Майклом Россом на протяжении почти двух десятилетий завораживает. Они должны быть вместе, но они не могут быть вместе.
Действие разворачивается в Англии и Германии в 20—40-е годы прошлого века. Время отчаяния и страха, когда завершившаяся Первая мировая война неумолимо ведёт ко Второй: «Запах земли несёт с собой плач, для которого нет человеческих слов». Прекрасный язык, которым владеет автор, настолько затягивает в историю, в которой, между прочим, нет места сентиментальности. Только присутствие лёгкой печали, как, например, в этой цитате: «Радостей в жизни мало, случаются они редко. Нужно быть мудрым и терпеливым и не спрашивать, почему всё именно так, а не иначе. По-другому душевного спокойствия не достичь».
Писательница демонстрирует разнообразные оттенки чувств – любви, страдания, предательства, эгоизма, ненависти, чести, долга… Неторопливое повествование движется не в хронологическом порядке. Настоящее сменяется прошлым, в прошлое заглядывает настоящее. Эти своеобразные уходы во временные отрезки лишь подчёркивают потерянное счастье и Элизабет, и её сестры Карен, и их подруги Рейчел, и брата Рейчел Майкла.
Отдельная тема, без которой невозможно упоминание Второй мировой войны – судьба евреев. У художника Майкла Росса имеются еврейские корни. Его жизнь, как и многих других, покалечит война, фанатичная преданность немцев нацизму: «Война ранила и истощала сердца, несла такую усталость, что душа рвалась на свободу, прочь от всего, даже от любви».
Горечь по несбывшемуся, утраченному мгновению, температура ощущений, повседневные заботы, ставшие привычным делом, умение жить и прощать, спрятав мучительную боль, размышления о вечных ценностях – это «Немецкий мальчик», образец серьёзной литературы с потрясающе сильным сюжетом.