Бегущий за ветром
(Халед Хоссейни)
Дебютный роман афганского писателя Халеда Хоссейни всколыхнул общественность. И не только потому, что судьба Афганистана так сильно волнует некоторые страны. Дело ещё и в том, как проникновенно и достоверно подаётся столь жизненный материал.
«Бегущий за ветром» – пронзительная, пожалуй, чересчур сентиментальная, нежная, трагическая история, в которой нашлось место и дружбе, и предательству. Главные герои – Амир и Хасан, друзья с рождения. Эти мальчики крепко соединены судьбой. Они многого не знают, но чувствуют прочную связь друг с другом. Действие романа происходит в Кабуле. Конечно, потом события будут развиваться и в американском Фримонте, и в пакистанском Пешаваре. Но возвращение в Кабул неизбежно. Именно этот город значим для персонажей. Кабульская земля – их родина.
В самом начале произведения афганская столица предстаёт спокойным, надёжным уголком, в котором есть счастье, уверенность в завтрашнем дне. В Кабуле царит гармония. Быт показан очень натурально. Писателю особенно удалось передать тёплую атмосферу, господствующую на вечерах родственников. Праздничное чаепитие, заливистый смех… Всё неожиданно обрывается. Мирная жизнь осталась позади. Государственный переворот, провозглашение Афганистана республикой, ввод советских войск, движение «Талибан».
Впрочем, не для всех был прекрасным и прежний уклад жизни. Вечная борьба пуштунов и хазарейцев – народов, населяющих Афганистан, рисуется живо, ярко, неподдельно. Амир – пуштун, представитель местной аристократии, а Хасан – хазареец, принадлежащий к презираемой этнической группе. Они – верные друзья, несмотря на то, что Хасан – всего лишь слуга Амира. Однако в финале откроется невероятная тайна, которую один из них не застанет: «Скупое время всегда старается утаить подробности». Здесь же уместна следующая цитата: «Существует только один грех. Воровство. Лгун отнимает у других право на правду».
Хоссейни выносит в название своей книги старую афганскую традицию – турниры воздушных змеев. «Бегущий за ветром», то есть бегущий за змеем, пытающийся поймать собственную судьбу.
В тексте немало живописных образов, растравляющих душу. Например, инвалид, продающий свой протез, чтобы накормить семью, мальчик с колокольчиками на ногах, исполняющий танец для своих насильников. Кстати, тема детства занимает важное место в книге: «В Афганистане много детей, но мало детства».
Рассказанный простым, но сильным языком, роман «Бегущий за ветром» заставляет сопереживать участникам, попавшим в водоворот политических вопросов. Автор не стремится вникнуть в проблемы государства. Его цель – показать жизнь обычных афганцев, придавленных многолетней войной. Их отчаяние, боль, веру смогут ощутить и читатели. Печальные эпизоды, населяющие книгу, в некоторой степени несут в себе долю оптимизма: «Всё-таки жизнь – не индийский фильм. Зендаги мигозара, жизнь продолжается, любят повторять афганцы. И нет ей дела до героев и героинь, завязок и кульминаций, прелюдий и финалов, жизнь просто неторопливо движется вперёд, словно пропылённый караван кучи».