Ежевичное вино
(Джоанн Харрис)
Перед нами великолепный образец такого жанра литературы, как магический реализм. Вне всяких сомнений, вы насладитесь вкусом «Ежевичного вина» популярной английской писательницы. Не только потому, что роман наполнен интересными элементами, без которых жизнь порою кажется невероятно скучной – «любительской алхимией», «будничным волшебством», но и потому, что природа, её уязвимая красота, её связь с человеком предстаёт в своей неповторимой форме, быть безразличным к которой просто преступление.
Главный герой Джей Макинтош – писатель. Его существование утратило смысл, поскольку одну достойную книгу он написал несколько лет назад. Муки творчества переплетаются с воспоминаниями прошлого. Прошлого, которое не отпускает. Для персонажа этим прошлым стали старик-садовод Джо и его забавные ритуалы, девочка Джилли и банда Зета, вера юноши в силу, в амулеты, в жизнь. «Люди хотят найти себя – или потерять, кому что» – с этим трудно не согласиться.
В очень лёгкой, тёплой, пожалуй, даже сладкой манере Харрис повествует двухслойную историю поиска человеком собственного пути. Первый слой – возвращение к прежнему занятию, постижение необходимости продолжать то, что перешло в разряд бессмысленного, а второй – смена приоритетов: «После долгих лет ожидания – правильного порядка планет, судьбоносной встречи, внезапного порыва вдохновения – нужные обстоятельства возникают сами собой, украдкой, без фанфар, без предупреждения». Стоит отметить, что рассказчиком в книге выступает бутылка вина «Флёри» 1962 года. Произведение содержит в себе тончайшие нотки чувств, свидетельствующие о происходящем в мире «особых» вин и об отчаянии Джея. Ирония сменяется любовью, гнев – нежностью.
Большая заслуга автора в создании дивной атмосферы. «Ежевичное вино» вполне можно назвать сказкой для взрослых, которым полезно хотя бы ненадолго познать счастье. Как замечает Харрис: «В жизни счастливых концов на всех не хватает». Ностальгия по утраченному захлёстывает многих из нас. Чтобы разобраться в себе главному герою, к примеру, помогает дегустация домашних фруктовых вин. Правда, здесь работает магия.
Вопросы писательского труда, взаимоотношений между людьми то и дело сменяются волшебством, оригинально вкраплённым в реальность: «Вы пишете не потому, что кто-то даёт задания! Вы пишете потому, что не можете не писать, или потому, что надеетесь – вас кто-то услышит, или чтобы починить то, что внутри вас сломалось, или вернуть что-то к жизни…», «Пусть всё будет как есть – очередное повседневное чудо. Начнёшь разбираться – рискнёшь узнать больше, чем хочешь». И, конечно, нельзя не упомянуть о замечательных описаниях природы, метких набросках характеров жителей Лондона и французской деревни Ланскне.
Сюжет захватит вас с первой страницы и не отпустит до последней. Вместе с читателем Джей Макинтош сумеет осознать, что важнее в этой жизни. Разрушение или созидание? Верность своим принципам или чужим идеям? Удача находит героя не сразу. Значение имеет то, что он сам делает шаг в её сторону: «Если чего хочешь по-настоящему, рано или поздно получишь», «Дом – там, где твоё сердце». Также гарантировано приятное послевкусие, которое обычно остаётся после употребления хорошего выдержанного вина. Главное не забывать следующее: «Вино говорит, а разговоры опасны».